Если с таким извращением природы церковной власти в Иозефинизме (или в системе государственной церковности), оказывающейся не только в подчинении, но и на службе государству, боролся Никон, то боролся не в пользу средневековой системы, а в пользу теории симфонии, которая ставилась в основу церковно-государственному строительству в лучшия времена Византии. Реформу церковно-государственных отношений Петром Голубинский метко назвал государственным еретичеством, которое вовсе не было необходимым спутником внутренних реформ Петра; если бы Русь держалась идей Никона, то многия реформы Петра и его достижения произведены были бы без коренной ломки основ государства Российского, сопровождавшейся отказом Петра признавать Церковь , как особое учреждение с своими полномочиями, своими органами законодательства, управления, своими целями, как то требовалось теорией симфонии властей, лежавшей в основе Московского построения церковно-государственных отношений. lvii) О церковной власти Императора по Основным Законам Кристализацией цезарепапизма явилась в дальнейшей истории статья 43 Основных законов (65 Основ. Зак. 1906 г.): «в управлении церковном самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного. Толкователь этой статьи Проф. Казанский (Власть Всероссийского Императора стр. 241) выделяет из Церковного управления Императора только лишь догматы и правоверие, а все остальное церковное правообразование относит в сферу Императора и самую церковную власть Государя почитает одним из проявлений его государственной власти (224 стр.). Церковное верховенство Государя он основывает исключительно на законах Русского государства (246 стр.) и органом верховной власти в делах Православной Церкви почитает Синод «учреждение чисто государственное, учрежденное самодержавной властью». «Синод, говорит он, есть учреждение, заимствующее свою власть от Монарха и действующее его именем». Такова, по Казанскому, конструкция Синода, вытекающая из 65 ст. Осн. Зак. 172 В том же смысле приводится и цитата из Темниковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

X. Учреждение Святейшего Синода при Петре I В рассуждениях Высочайше учрежденного комитета по вопросу о новом порядке разрешения жалоб на решения святейшего Синода с определенностью высказана мысль, что святейший Синод, со времени его учреждения, испытывал те или другие изменения в его положении и правах. В суждениях означенного комитета буквально заявлялось: «нельзя безусловно признать, что значение Синода осталось тем же доныне, каким было при его основателе». Довольно указать на то, что Синод при Петре I составлял, как и Сенат, установление, решением которого должны были довольствоваться потому, что оно не могло быть обжаловано. Это, однако продолжалось только до царствования императрицы Екатерины II. При этом упомянутый комитет, утверждаясь на основном законе государства (ст. 42 Зак. Осн. ч. 1 т. Св. Зак. 1857г.), полагал, что «Государю Императору, как Верховному блюстителю всякого в отечественной церкви благочиния, принадлежит верховная и окончательная власть в отмену или изменение существующего порядка церковного управления и суда, установлять порядок другой, более соответствующий благочинию церковному. На сем основании, признав коллегиальное управление русской церковью более для нее полезным, нежели управление единоличное-патриаршее, Петр I учредил святейший Синод. На том же основании признав, что на Синод надлежало бы допустить жалобы, верховная власть дозволила приносить жалобы на решения Синода, хотя это было не согласно с Духовным Регламентом, по которому жалобы на Синод не допускались». Такое признание Высочайше учрежденного комитета по столь важному предмету подает повод и указывает нить к рассуждению об изменениях, какие испытывал святейший Синод за время своего существования и каких можно желать и ожидать в будущем. Учреждение святейшего Синода последовало среди общей, предпринятой Петром Великим государственной реформы и вслед за совершившимися преобразованиями в государственной сфере. Руководящей нитью во всех предначертаниях великого преобразователя было стремление возвысить русское государства, устроив его организацию на началах последовательного проведения идеи государства и правящей ми власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Скачать epub pdf Отдел III. Отношения государства к церквам и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству Общее начало, выражающее отношение государства к религиозным обществам, вероисповеданиям по действующему Русскому праву, изображено в следующем законе: все подданные государства и иностранцы, как в Российской империи, так и в Царстве Польском и Великом Княжестве Финляндском, пользуются каждый повсеместным свободным отправлением своей веры и богослужения (осн. зак. 40, 44 и 48 ст.), и никто не подвергается преследованию за мнения о вере (устав о пред. и пресеч. прест. Св. зак. т. XIV ст. 60). Наше законодательство, допуская свободу веры, религии и богослужения лицам всех религиозных обществ, разделяет религии на следующие группы: 1) господствующую, 2) покровительствуемые, 3) дозволенные, 4) терпимые и 5) недозволенные. Это различие в юридическом положении религий основано: 1) на различной исторической связи религии с государством, 2) на различии принципов, 3) на различии отношения религиозных обществ к католической свободе государства. Господствующая религия – Православная, Восточно-Католическая церковь . Покровительствуемые: Римско-Католическая, Евангелическо-Лютеранская, Реформатская, Армяно-Грегорианская и исповедания нехристианские: еврейское, магометанское и ламаитское. Дозволенные или признаваемые – раскольничьи секты на основании закона 1883 года: Анабаптисты (с 1876 года), Менониты, Генгутеры. Терпимые – раскольничьи секты, менее вредные, секты выделившиеся без дозволения государственной власти из протестантской и еврейской религий, языческая религия. Нетерпимыми признаются особенно вредные секты, исповедующие такие принципы, которые признаны государственной властью преступными, а именно: скопцы, иуддействующие (с XVI века) молокане, беспоповцы, секты, не признающие брака и отказывающиеся молиться за царя. Рассмотрим теперь отношения государства к религии отдельно. 1. Православная религия признана господствующей и первенствующей; господство ее состоит в том, что она занимает в ряду других вероисповеданий первое место: 1) она может везде открыто совершать богослужение и религиозные процессии; 2) ей исключительно дозволяется убеждать лиц, принадлежащих к другим вероисповеданиям, принять ее, но без принудительных мер; всякие принудительные меры строго запрещаются; 3) православная вера охраняется и защищается верховной властью; 4) к календарю ее применяются все табельные дни и праздники; 5) по ее обрядам совершается богослужение по случаю государственных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Скажут: обидно, несправедливо. Но этот аргумент относится к области нравственных, а не юридических доказательств. Место ему при обсуждении закона в области законодательства; но там, где дело идет о применении силы данного, известного закона к данному случаю, остается только определить истинный смысл данного закона, и соображения справедливости могут быть допускаемы только в пределах этого законного смысла. Итак, Ольга ничего не получит после деда при брате своем Власии. Иное дело – другая внучка Петра – Надежда. Она вступает в степень матери своей Евгении, представляет мать свою, и если мать ее при жизни отца не была окончательно выделена в своей указной части, Надежда получит по смерти Петра все то, что следовало бы ее матери. Последнее правило: дети сводные, принадлежащие одному из супругов, наследуют только в имении своих родителей, а не отчима или мачехи, потому что между пасынком или падчерицей и отчимом или мачехой существует только свойство, а свойство не дает права на наследство. Особый порядок наследства, по Литов. стат., для Черниговской и Полтавской губерний. Имущество после отца идет к сыновьям и, по праву представления, внукам и т.д.; дочери же при сыновьях с нисходящими получают только приданое по местному праву, на осн. 1005 ст. Зак. Гражд. Они наследуют, с нисходящими, лишь когда не осталось сыновей или их потомства. После матери как родовое, так и благоприобретенное имущество дочери делят с сыновьями поровну; но буде при жизни матери сын или дочь получили уже от нее выдел или приданое, то уже не участвуют в разделе наследства после нее; участвует только потомство их, по праву представления, когда их самих уже нет в живых (Зак. Гражд. 1133). § 40. Наследование в боковой линии. – В каких случаях женщина пользуется правом представления? – Наследование в родовом имении сообразно происхождению имения. – Наследование в благоприобретенном имении. – Предпочтение полнородных неполнородным (ст. 1134–1140) Когда после умершего не осталось детей и их потомков, т.е. когда нет никого в нисходящей линии, наследство переходит в боковые линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В древней России государство смотрело на православную церковь , как на необходимую опору для развития народных сил; поэтому государство постоянно покровительствовало церкви. Это покровительство выражалось в назначении иерархов, в сознании соборов, в представлении церкви обширной юрисдикции, в предоставлении средств к жизни и т. д. Само государство руководилось правилами церкви, напр. в Уложении Алексея Михайловича есть много таких положений. Между государственной верховной властью и верховн. властью церкви не было посредствующей власти; иерархи приглашались к участию в земских соборах. Петръ I впервые признал за собою право и обязанность вводить реформу в устройство церкви и издавать законодательные акты о церкви отчасти самостоятельно, отчасти с соглашения церковной власти, и отчасти поручая сенату при своем соучастии. Общее начало, выражающее отношение государства к религиозным обществам, вероисповеданиями) по действующему Русскому праву, изображено в следующ. законе: все подданные государства и иностранцы, как в Российской империи, так и в царстве Польск. и Вел. Княж. Финляндском, пользуются каждый повсеместным свободным отправлением своей веры и богослужения (осн. зак. 40, 44 и 48 ст.) и никто не подвергается преследованию за мнения о вере (устав о пред. и пресеч. прест. Св. зак. т. XIV ст. 60). Наше законодательство, допуская свободу веры, религии и богослужения лицам всех религиозных обществ, разделяет религии на следующие группы; 1) господствующую, 2) покровительствуемые, 3) дозволенные, 4) терпимые и 5) недозволенные. Это различие в юридическом положении религии основано: 1) на различной исторической связи религии с государством, 2) на различии принципов, 3) на различии отношения религиозных обществ к политической судьбе государства. Господствующая религия – православная, восточно-католическая церковь . Покровительствуемые: Р.-Католическая, Евангелическо-Лютеранская, Реформатская, Армяно-Грегорьянская и исповедания не христианские еврейское, магометанское и ламайския.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

прот. Иоанн Чижевский Отделение первое. Управление Российскою Православною Церковью Глава I. О Святейшем Правительствующем Синоде 1 . Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть христианская православная, Кафолическая Восточного Исповедания (свод. зак. т. 1 Осн. Госуд. Зак. ст. 40), созданная на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголъну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). 2 . Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной и потому Он, яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния (т. I ст. 41 и 42). 3 . В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного (там же ст. 43). 4 . Святейший Правительствующий Синод, как духовное Соборное Правительство имеет власть всякие духовные дела во Всероссийской Церкви управлять, и все верноподданные русского государства, всякого чина, духовные и мирские, обязаны признавать его за важное и сильное правительство, и у него крайние дела духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием. Действуя на основании духовного регламента. Святейший Правительствующий Синод пользуется правом дополнять этот регламент новыми правилами, каковых востребуют разные разных дел случаи, но делать оное должен с Высочайшего соизволения (II. С. З. 25 янв. 1721 г. 3718). 5 . В церковных делах Святейший Правительствующий Синод имеет право совершать и устанавливать то же, что и четыре апостольских Святейших патриарших престола (II. С. З 23 сент. 1723 г. 4310). В духовных делах (русского государства) Св. Синод имеет равную власть, как (в гражданских) Правительствующий Сенат, посему уважение (респект) и послушания надлежит отдавать ему равное и за преступление наказание (II. С. З. 12 апр. 1722 г. 3963, п. 24). А потому Св. Синод имеет равную честь и силу в духовном правительстве, как Правительствующий Сенат в светском (II. С. П и Р. по вед. прав. исп. 31 мая 1721 г. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По католическому воззрению, духовная иерархия, представляющая собою церковь , получила от Христа не только власть учащую (potestas magisterii) и власть освящающую (potestas ordinis) посредством сообщения верующим таинств и других духовных благ, но и власть управляющую (potestas jnrisdictionis). Причём под понятие юрисдикции подводится решительно всё, что относится к жизни церкви, как организма: сюда относится и судебная власть в тесном смысле, и вся церковная администрация, и независимое от государства законодательство по делам церковным». Эта же самая конструкция проводилась и в византийской системе (зачем же тогда г. Суворов считает её свойственной только католикам точкой зрения, а не общецерковной?). Она же проводится и в русской духовной литературе и, что всего замечательнее, высказывается не только как личный взгляд того или другого писателя, а как действительно в самой жизни и по существующему праву руководящий принцип православного церковного устройства и отношений между церковью и государством русским. Хотя вопрос о двух равноправных властях русским законодательством покончен в смысле существования одной только самодержавной власти, которой принадлежит и управление церковное (п.п. 3 и 7, ч. I. Дух. Регл. и ст. 43 Осн. Зак.). Так, например, в догматическом богословии преосвященного Макария, говорить г. Суворов, излагается решительно католическая конструкция: «Господь учредил в церкви своей особое сословие людей, составляющее собой иерархию, и этих то собственно людей, и только их одних, Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие Он даровал церкви для её цели, т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями» (стр. 212); «епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов и, следовательно, главный начальник как над всей подведомственной ему иерархией, так и над паствою; он есть 1) главный учитель в своей церкви, 2) первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной церкви и 3) главный правитель в ней» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

а: 1801, ноябр. 13 (20053). П. 2; 1839, март. 15 (12122). Шт[аты]. – б: 1815, июл. 20 (25903). 36. Деканы назначаются по усмотрению Епархиального Начальника, преимущественно из лиц, кончивших курс наук по крайней мере в епархиальной Семинарии. 1842, июл. 17. Подр[обные] шт[аты]. 40. Лица Римско-Католического духовенства, при определении их в Настоятели церкви или монастыря, ...дают на верность службы присягу, при гражданском начальстве (Зак[оны] Осн[овные], прил. V). Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЛАСТЕЙ И МЕСТ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО Отделение I. О Архиепископе-Митрополите 41. Архиепископ Могилёвский, имея все те наружные отличия, которые по обрядам Римской Церкви в столь преимущественном сане и месте свойственны, пользуется и теми правами, кои токмо могут быть присвоены ему не только в его, но и в прочих епархиях сей Церкви, яко единственный ее Митрополит в Российской Империи и в Великом Княжестве Финляндском (ст. 17). 1798, апр. 28 (18504). П. 8. Ср. постан[овления], при ст. 17 приведенные. 42. В отношении прочих Епархиальных Начальников Ахиепископ-Митрополит действует в пределах присвоенной ему духовной власти; в случаях же, превышающих сию власть, он относится к Римскому Двору и получает от сего Двора разрешения, в порядке, для того установленном ... 1833, янв. 24 (5931). Отделение II. О Епархиальных Епископах 45. Епархиальный Епископ управляет духовными делами в своей епархии с содействием своих Епископов-Суффраганов (ст. 57), Кафедрального Капитула, Консистории, Деканов, Настоятелей церковных, местных начальств монастырских и учебных; но, как главный начальник всех в его епархии духовных установлений Римско-Католического исповедания, он ответствует пред высшим правительством по исполнению правил о надзоре за действиями сих непосредственных начальников. 46. Епархиальный Начальник обязан на основании канонических правил сам, или через других, осматривать церкви и другие духовные установления в своей епархии, уничтожать злоупотребления и исправлять нравы. 1844, мая 5. Распор[яжение] Мин[истерства] Внутр[енних] Дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть 2. О распространении и охранении православной веры Отдел четвертый. О распространении православной веры Глава 19. Постановления о Господствующей церкви Первенствующая в Российской Империи вера есть христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. Но и все не принадлежащие к господствующей церкви, подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по ее обрядам. Эта свобода веры присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование российских Монархов и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и управления силы Империи. (Ст. 40, 44, 45 Осн. Зак. Свод. 1857 г. Ст. 1 и 2 Т. 11 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г. Ст. 73 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать непринадлежащих к ней подданных к принятию ее учения веры. Но эта вера порождается благодатью Божию, поучением, кротостью и более всего добрыми примерами. Поэтому господствующая церковь не дозволяет себе ни малейших понудительных средств при обращении последователей иных исповеданий и вер к православию, и тем из них, которые приступить к нему не желают, отнюдь ничем не угрожает, поступая по образу проповеди апостольской 104 . (Ст. 78 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г. сн. ст. 4 Т. 11 ч. 1. Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.) Никто без ведома и благословения Епархиального Архиерея проповедовать иноверным православие да не дерзает. (Ст. 79 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Духовные и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии, в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным. (Ст. 4 Т. 11 ч. 1 Уст. Иностр. Испов. Свод. 1857 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Как видим, октябристы мечтают создать у нас на английский манер «парламентскую церковь », что равносильно полной потере Церковью своего собственного облика!.. И есть же еще «наивные» духовные «профессора», которые, работая на октябристов, думают, что-де они работают во благо» Церкви!.. Однако, с указанной г. Ковалевским точки зрения в итоге получится только порабощение Государством Церкви. Девизом октябристского государства, действительно, станет фраза одного из названных профессоров: „государству нет дела до того, как кто верует: хочешь, веруй в Бога, хочешь в черта, хочешь в свечку!»... С такой точки зрения, когда Дума будет законодательствовать в области церковного управления, действительно, «обер-прокурором в Церкви может быть и магометанин, и невер», как это доказываетъ тот же „профессор» и что «логично», так-как и в Думе могут быть и неверы, и магометане и прочие!.. Понятно, что думскому докладчику г. Ковалевскому В. К. Саблер должен был ответить прежде всего принципиально, т. е. по вопросу о праве Думы законодательствовать в сфере церковного управления. И вот В. К. Саблер, пренебрегая хлопками левого засилья в Думе, дал прежде всего именно принципиальный ответ, – ответ исторический, какой зарвавшаяся Дума давно должна была услышать от обер- прокурора Св. Синода: «Православное Ведомство всегда помнит, что в деятельности его руководственное значение имеет ст. 65 Осн. Зак., которая ограждает самобытность церковную в сфере законодательства и церковного управления». И далее, в большой речи, по отдельным пунктам синодальной сметы, В. К. Саблер попутно снова проводит ту же мысль, в ответ на вмешательство Думы в отдельные отрасли церковнаго уп- равления: «переустроить весь уклад духовных консисторий может только Всероссийский Поместный Собор. Вперед надо идти, и я вполне убежден, что верной для этого стезей будет только стезя Собора»!.. Полный глубокой принципиальной правды ответ В. К. Саблера сбил врагов Церкви с принципиальной позиции, и они заметались в попытках нанести ему личные оскорбления. Так всегда делают пигмеи духа!.. И в этом личном мстительстве В. К. Саблеру принял участие предвыборный по выборам в 4-ю Думу блок «националистов» и октябристов. Со стороны первых выступил В. Н. Львов. Он заговорил «от лица комиссии по делам православной Церкви» в Думе. Уже одно название этой комиссии свидетельствовало, что не место ей быть в Думе, так как Православная Церковь самобытна и независима от Думы в своем управлении. Но не напрасно еще один из корифеев «Нов. Времени » как-то сказал: «сделайте меня секретарем консистории и я буду защищать консисторию». Это положение сказалось во всей силе и на г. Львове, председателе названной комиссии. Он выступил с «настойчивым» требованием, выраженным в следующей форме:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010