Учебное заведение может корректировать базовую часть на 20 %. 6.3. Базовая часть цикла «Основы православного вероучения» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение», «Литургика», «История Церкви», «Церковное искусство», «Церковнославянский язык». 6.4. Базовая часть цикла «Социальная деятельность» предусматривает изучение дисциплин: «Социальная работа», «Основы социального государства и гражданского общества», «Правовое обеспечение социальной работы», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы социальной медицины», «Экономические основы социальной работы», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология». Таблица 2 Структура ООП по подготовке социальных работников Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетн. ед.) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Формируемые компетенции Основы православного вероучения В результате изучения цикла выпускник должен: знать: основные исторические и наиболее значимые события ветхозаветной истории; историю Нового Завета; святоотеческое толкование событий Ветхого Завета и истории Нового Завета; Священное Предание; основные положения православного вероучения и нравственности, православной антропологии; отличительные особенности вероучения иных конфессий и основные принципы отношения Православной Церкви к инославию; основные особенности ислама, иудаизма, буддизма; структуру и основное содержание богослужения; основные события истории Вселенской и Русской Православной Церквей; особенности церковного искусства, его видов и жанров в архитектуре и иконописи; особенности церковнославянского языка (графические, лексические, грамматические) с целью понимания богослужения и осознанного в нем участия; уметь: применять знание Священного Писания, его толкования, знания о вероучении в решении практических и духовных вопросов современного церковного социального служения;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Затем с основным докладом выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (текст доклада будет полностью опубликован позднее) . Владыка Кирилл, являвшийся председателем Синодальной рабочей группы по подготовке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, выразил признательность всем, кто потрудился в деле издания этого документа на сербском языке, в частности, епископу Бачскому Иринею и коллективу переводчиков и редакторов, настоятелю Подворья Русской Православной Церкви в Белграде священнику Виталию Тарасьеву, а также М. Радуловичу за финансирование настоящего издания Министерством по делам религии Сербии. Митрополит Кирилл рассказал собравшимся об особенностях общественной ситуации, в которой оказалось возможным создание Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, о побудительных причинах к выработке этого всеобъемлющего документа и о процессе работы над ним, о методологии, которой придерживалась Синодальная рабочая группа по подготовке " Основ " . Владыка на конкретных примерах проиллюстрировал те подходы, которые использовались при создании и дальнейшем соборном рассмотрении Основ социальной концепции. Особое внимание было уделено описанию взаимоотношений между Церковью и государством, соотношения между христианской этикой и светским правом, особенностям отношения Церкви к национальному вопросу и государственному строю, проблемам глобализации. В заключение митрополит Кирилл показал, каким образом из принципов, сформулированных в Основах социальной концепции, вытекает отношение Русской Православной Церкви к решению вопроса о справедливом урегулировании положения в Косове и Метохии. Епископ Бачский Ириней сердечно поблагодарил митрополита Кирилла за продолжавшееся более часа выступление, выслушанное аудиторией с большим вниманием. При этом декан Богословского факультета отметил, что Основы социальной концепции - это «документ не одной Поместной Церкви, но и всего Православия, всей Вселенской Церкви».

http://pravoslavie.ru/21513.html

Рубрики Коллекции Опубликован для широкого обсуждения проект православного Катехизиса 1 мин., 24.07.2017 Поделиться Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала для широкого обсуждения проект Катехизиса Русской Православной Церкви. Идея создания Катехизиса (руководства по основам православной веры) впервые прозвучала на Архиерейском Соборе 2008 года, над первой его версией работа завершилась в январе 2016 года, сообщает сайт Синодальной библейско-богословской комиссии. В работе над текстом Катехизиса принимали участие ведущие богословы Русской Православной Церкви как из числа членов Синодальной библейско-богословской комиссии, так и из числа приглашенных специалистов. Первый вариант Катехизиса был направлен Архиерейским Собором на отзывы постоянным членам Священного Синода, Предстоятелям Поместных Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также тем епархиальным архиереям. С учетом поступивших отзывов Синодальная библейско-богословская комиссия подготовила новую версию текста , который и вынесен на общецерковное обсуждение. Катехизис имеет следующую структуру: Предисловие I. Основы православного вероучения II. Ochobы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви III. Основы православного нравственного учения IV. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви V. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека VI. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию Синодальная комиссия принимает отзывы только на части I-III. В качестве частей IV-VI в Катехизис вошли общецерковные документы, уже принятые Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви. Эти документы не подлежат обсуждению. Отзывы на проект Катехизиса можно присылать на адрес электронной почты catechism@theolcom.ru . Желательно, чтобы в них содержались конкретные предложения по исправлению или улучшению текста. Отзывы принимаются до 1 ноября 2017 года. Читайте также: О Крещении без катехизации Катехизис: оглашение Несколько слов о Крещении и просвещении Вышла первая книга из серии «Практическое руководство катехизатора»   Фото Сергея Милова/Журнал " Фома " Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/opublikovan-dlya-shirokog...

передавать (излагать) основы право-славного вероучения для разных целевых аудиторий, отдельной личности в доступной форме; объяснять основные, а также наиболее непонятные места православного богослужения; использовать знания по истории Вселенской и Русской Православной Церквей для формирования представления о роли христианства в становлении и развитии государственности, культурно-исторических традиций России и европейских стран; объяснять непонятные места канонических текстов; аргументированно и убедительно отвечать на вопросы по заданной тематике; владеть: церковной традицией в богослужебной жизни, личной молитве, общении, образе жизни, в быту; навыком самосовершенствования в христианском благочестии; навыками самооценки и самоконтроля; навыками чтения и понимания церковнославянских текстов 30 Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Православное вероучение Литургика История Церкви Церковное искусство Церковнославянский язык К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 К-7 К-8 Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательного учреждения) Социальная деятельность В результате изучения цикла выпускник должен: знать: историю социальной работы и церковного социального служения; духовные основы и принципы социальной деятельности; сущность и основные направления социальной деятельности, формы, методы и технологии социальной работы; формы и уровни социальной работы и церковного социального служения; специфику социокультурного развития своей страны, региона проживания; основы общей и социальной психологии; требования, предъявляемые профессией к личности специалиста в области социального служения; основы современного медицинского знания; основы современной концепции развития социального государства; основы социальной работы как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины; основные технологии и области применения психосоциальной работы, социальной медицины; этические и медицинские основы социальной работы; государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную деятельность в России;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским 27 июня, 2008. Редакция " Правмира " Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид. Данный анализ проводился на основании изучения следующих документов: 1. «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» (18.01.2007 г.) 2. «Пояснение к “Обращению” епископа Диомида клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» (17.04. 2007 г.) 3. «Открытое письмо епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии Святейшему Патриарху» (6.06. 2007 г.) 4. «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» (6.06.2007 г.) 5. «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» (19.11.2007 г.) I. Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида , уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах Высшей Церковной Власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.

http://pravmir.ru/bogoslovsko-kanoniches...

Отрицательные з. м. – протест против «мира», лежащего во зле. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» – нормативно-правовой акт Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ, регламентирующий деятельность религиозных организаций на территории России. В соответствии с данным законом религиозные организации имеют право распространять свое вероучение, однако механизм реализации данной нормы в части осуществления миссионерской деятельности религиозных организаций на федеральном уровне законодательно не отрегулирован. В связи с этим нередки случаи, когда лица, не являющиеся представителями религиозных организаций, но выдающие себя за таковых, под прикрытием миссионерской деятельности вводят в заблуждение граждан и тем самым совершают различные противоправные деяния, а также дискредитируют ту религиозную организацию, от которой они якобы были посланы, что в дальнейшем может способствовать ее закрытию. Поэтому в ряде субъектов РФ с 1998 г. в целях восполнения пробела в федеральном законодательстве имели место попытки принятия локальных законов, позволяющих правовое регулирование миссионерской деятельности на определенной территории. Законодательная база миссионерской деятельности Русской Православной Церкви – законодательные государственные и церковные документы, регламентирующие деятельность миссионерскую Русской Православной Церкви. Государственные законодательные документы – это Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ, законы субъектов РФ «О миссионерской деятельности», изданные в период 1998–2002 гг. Церковные законодательные документы – это 1) концептуальные документы: «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (1995 г.), «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (2007 г.), «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.), положения, разработанные Отделом религиозного образования и катехизации, Молодежным и Социальным отделами Московского Патриархата; 2) Постановления Освященных Соборов: «О православной миссии в современном мире» (1994 г.), «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (2000 г.), итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов; 3) документы, принятые и утвержденные Священным Синодом Русской Православной Церкви («Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» (2011 г.), «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» (2013 г.)).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, считает, что человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут. Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия . Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди. Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь. На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом: Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).   Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, принимавший активное участие в разработке Основ социальной концепции, убежден, что «Основы социальной концепции» достаточно ясно передают церковное отношение к проблеме: — Конечно, «Основы социальной концепции» — это именно основы . Документ не претендует на исчерпывающее объяснение всех вопросов. Однако выраженная в нем позиция Церкви мне представляется обоснованной. Едва ли следует говорить о «неточной терминологии концепции». Над документом работали не только пастыри и богословы. К участию в разработке главы XII привлекались и врачи, и генетики, и специалисты в области биотехнологий, известные не только в нашей стране. Однако, хотя автор статьи считает ОСК «юридическим документом» , в действительности это — документ пастырский и богословский, а не юридический, не политический и не гинекологический. Поэтому я не думаю, что он должен был изобиловать формулировками специально-медицинского характера: к ним разработчики старались прибегать лишь в случаях необходимости. Участники процесса подготовки документа также не считали уместным вдаваться в детализированное описание подробностей интимной жизни человека.

http://pravmir.ru/eko-pora-menyat-vzglya...

Заявление по итогам встречи представителей партии «Единая Россия» и Русской Православной Церкви 1 июня 2010 г. 16:23 31 мая 2010 года в Государственной Думе ФС РФ в рамках консультаций, проводимых по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с ведущими политическими силами страны, состоялась рабочая встреча представителей Русской Православной Церкви и партии «Единая Россия». По итогам встречи было принято совместное заявление. Мы, участники расширенной встречи представителей Русской Православной Церкви и парламентской фракции ВПП «Единая Россия», считаем состоявшуюся дискуссию важной в контексте формирования общенационального согласия относительно базовых духовно-нравственных ценностей. Опора на традиционные духовно-нравственные ценности позволит сохранить Россию как уникальную самобытную цивилизацию в условиях глобализации, реализовать масштабные программы модернизации страны в интересах всех социальных групп российского общества. Представители партии «Единая Россия» высоко оценивают деятельность Русской Православной Церкви по сохранению и приумножению духовных ценностей нашего общества, ее вклад в укрепление гражданского мира и социального партнерства в различных областях жизнедеятельности общества. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека , решения Всемирного русского народного собора , заявления совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси должны рассматриваться как важнейший источник идей и ценностей в дискуссии о путях развития России. Мы исходим из такого понимания светского характера государства, которое не означает ограничение интеллектуального и духовного влияния Церкви на общество и власть. Голос носителей религиозно-философской мысли должен быть представлен в публичных дискуссиях по общественно-значимым вопросам наряду и наравне с носителями иных мировоззренческих систем. Представители Русской Православной Церкви считают верным и плодотворным такое понимание современного российского консерватизма — идеологии партии «Единая Россия», которое означает не застой и реакцию, а прежде всего стремление реализовать вечные духовные ценности в условиях современного общества и государства, рассмотрение ценностей духовной культуры России в качестве источника консервативной политики. Отражение такого подхода в программных материалах партии является важным этапом в развитии политической культуры современной России.

http://patriarchia.ru/db/text/1172003.ht...

7. В ходе переговоров было сочтено весьма важным осуществлять регулярный и оперативный обмен информацией, изданиями о жизни и служении обеих Церквей. 8. Помимо обсуждения проблематики двустороннего диалога, стороны констатировали схожесть позиций по целому ряду иных вопросов, в частности, в отношении к иным Церквям, международным христианским организациям, общеевропейским институтам, процессу европейской интеграции, вызову глобализации. По результатам состоявшегося взаимополезного обмена мнениями было признано необходимым совместное изучение этих проблем. 27 ноября 2000 года тогда еще председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял председателя Отдела внешних церковных связей Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна). В ходе их беседы была достигнута договоренность о направлении в Армению в феврале 2001 года делегации Русской Православной Церкви для представления принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и обсуждения тем, затронутых в данном документе. 13 февраля 2001 года в Эчмиадзине в Армении открылось первое двустороннее собеседование между делегациями Русской Православной и Армянской Церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (ныне председатель Издательского Совета РПЦ), делегацию Армянской Апостольской Церкви — председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник (Петросян). Участники собеседований, которые продлились до 15 февраля, рассмотрели вопросы взаимоотношений Церкви с нацией, государством и светским обществом, миром политики, а также проблемы экономики, экологии, биоэтики, образования, международных отношений. Базой для дискуссии послужили Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам собеседований приветственное послание, в котором подчеркнул историческую важность встречи, так как «ею начинается прямой двусторонний диалог между нашими братскими Церквями». Патриарх подчеркнул, что этот диалог «жизненно важен и ценен и как труд на благо богозаповеданного христианского единства, и как вклад в дело развития исторически тесных братских отношений между нашими государствами и народами».

http://bogoslov.ru/article/510783

Рубрики Коллекции Учителя из 33 российских регионов обсудили проблемы преподавания ОПК 2 мин., 04.02.2019 Поделиться Более 200 педагогов общего образования из 33 российских регионов и 55 епархий Русской Православной Церкви приняли участие в научно-практическом семинаре «Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» и методическое сопровождение предмета «Православная культура» в системе общего образования». Семинар состоялся 30 января 2019 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках секции «Деятельность церкви в сфере образования и катехизации» XXVII Рождественских чтений, сообщает пресс-служба оргкомитета Общероссийской олимпиады. - Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» начиналась как проект призванный поддержать введение предмета «Основы православной культуры» в школьную систему образования, - отметила председатель семинара, доктор педагогических наук, профессор, декан педфакультета ПСТГУ Татьяна Склярова. В ходе семинара ведущие методисты педфакультета ПСТГУ презентовали концепцию и программу предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», рассказали о разработках, формах и принципах составления заданий олимпиады школьников по основам православной культуры. В своем выступлении глава Отдела религиозного образования и катехизации Рыбинской епархии протоиерей Дионисий Растопчин указал на определенные проблемы в преподавании курса ОПК на местах. - Одна из задач, которую мы у себя решаем даже при активности некоторых школ, где есть предмет «Основы православной культуры», - малая заинтересованность. У нас нет соответствующих педагогов и специальных курсов. Кроме того, мы пока не можем поменять устаревшие учебные пособия, - поделился отец Дионисий. В свою очередь, учитель Слободского колледжа педагогики и социальных отношений Ольга Раковец из Кировской области выразила уверенность, что посредством олимпиады по ОПК нужно просвещать то сообщество, которое вокруг нас.

http://foma.ru/uchitelya-iz-33-rossiyski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010