На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением. Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО: 1. ЭКО в естественном цикле, осуществляемое без гормональной стимуляции будущей матери с внекорпоральным оплодотворением одной или двух полученных от нее яйцеклеток и перенесением их в ее утробу после оплодотворения. 2. ЭКО в частично модифицированном естественном цикле, при котором применяется минимальная гормональная стимуляция с получением так же одной или двух яйцеклеток. 3. ЭКО в стимулированном цикле, когда по итогам гормональной стимуляции извлекается большое количество яйцеклеток, при условии, что внекорпоральному оплодотворению будет подвергнуто только такое количество яйцеклеток, которое затем будет перенесено в утробу матери без заморозки. В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия. При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье. Примечания: 1 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. 2 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. 3 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. 4 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5768021...

Как видим, тоже никакой политической идеологии. На Архиерейском Соборе 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В числе прочего там было сказано нечто и о христианском патриотизме: «II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ. П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация). Таким образом, христианский патриотизм в «Основах социальной концепции» рассматривается как одна из форм деятельной любви к ближнему, одной из двух важнейших заповедей. Однако для противников патриотизма из рядов нашей Церкви, утверждающих, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах (и приводящих в пользу этого вырванные из контекста цитаты святых) сей документ – не авторитет. Что ж, посмотрим, что по поводу любви к Отечеству и служения ему, говорили наши святые. Это может пригодиться тем, кто занимается апологией христианского патриотизма в церковной среде.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

7. Мученики и исповедники, отдававшие свою жизнь за Христа и Его Церковь, в изобилии были как среди принявших " Декларацию " , так и среди отвергавших ее. Из тех и других многие ныне причислены к лику святых. Действия митрополита Сергия, которые вызывали и вызывают так много споров, были, несомненно, продиктованы поиском путей сохранения церковной жизни в наступившей переломной эпохе, в небывало тяжелых условиях. " Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что он пытался " под честное слово " договориться с преступниками, дорвавшимися до власти " 8. Как в зарубежной части Русской Церкви, так - что особенно важно - и внутри России " Декларация " расценивалась церковным народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви. 9. В полном согласии с церковным, святоотеческим учением об отношении Церкви и мирской власти сформулированы соответствующие главы документа, принятого на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата (август 2000 года) и вскоре получившего положительную оценку на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви (октябрь 2000 года). Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в ряде положений ясно указывают принципы церковного подхода к взаимоотношениям Церкви и государства. В частности, здесь говорится о том, что Церковь при определенных обстоятельствах должна призвать к гражданскому неповиновению. " Основы " содержат мысли, принципиально отличающиеся от тех, что выражены в " Декларации " . Сопоставляя " Декларацию " с Основами социальной концепции, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года отметил: " Свободный голос Церкви, с особенной отчетливостью прозвучавший в этом соборном документе ( " Основах " ), даёт возможность взглянуть по-новому на " Декларацию " . При всем понимании того, что курс отношения к государству, который был избран в 1927 году, обосновывался побуждениями сохранить возможность легального существования Церкви, - этот курс Собором Русской Православной Церкви авторитетно был признан не соответствующим подлинной норме церковно-государственных отношений. Эпохе церковной несвободы пришел конец " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429886/

Предварительные результаты работы обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня сего года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта Концепции. Наконец, проект был рассмотрен и одобрен (с внесением некоторых поправок) на заседании Священного Синода 19 июля сего года. При этом документ, который, в соответствии с синодальным определением, ныне выносится на рассмотрение Освященного Архиерейского Собора, получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Надеюсь, дорогие владыки, что вы уже нашли время предварительно ознакомиться с проектом, который был вручен каждому из вас по прибытии на Собор. Конечно, невозможно в соборном заседании огласить этот объемистый текст, воплощающий итог длительной работы. В сегодняшнем представлении я остановлюсь на особенно важных положениях, входящих в состав 16 разделов представленного проекта. Но прежде хотел бы сказать о том, чего в данном документе искать не следует. Он не затрагивает многих важных, но сиюминутных, краткосрочно-актуальных вопросов, а также проблем отдельных епархий. Мы сознательно избегали обсуждения ситуации в конкретных государствах. Ведь около половины приходов Московского Патриархата сегодня находится вне пределов Российской Федерации. Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429361/

Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Его Святейшества, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления. Затем председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению новомучеников и исповедников ХХ века и других подвижников веры и благочестия. Во второй половине дня после обстоятельной дискуссии Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. К Собору новомучеников и исповедников ХХ века причислен и ряд местночтимых святых. Собором прославлены как страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников Российских Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Деяние Собора, в частности, гласит: " В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры " . Канонизированы и другие святые, послужившие Богу и Церкви в разные исторические периоды. Собор заслушал доклад председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 15 августа продолжил свою работу Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В первой половине дня был представлен доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Заслушав доклад и имев обстоятельную дискуссию, отцы Собора постановили одобрить Основы социальной концепции.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

Таким образом, биоэтическая проблематика рассматривается Православной Церковью сквозь призму богословия личности и христианской антропологии. Базовые принципы православной биоэтики обсуждались в ряде фундаментальных работ и статей 5; 15], а также в таких значимых церковных документах, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (раздел XII, 2000 г.) «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.) Вместе с тем их обобщенное, лаконичное и восполненное выражение, на наш взгляд, способствовало бы лучшему пониманию со стороны общества и государства мировоззренческих мотиваций и позиции православных христиан при построении конструктивного диалога, а также при подготовке новых документов в рамках дискуссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Таким образом, применяя методы анализа и синтеза, постараемся тезисно сформулировать базовые принципы православной биоэтики. 1) Христианская картина мира принципиально двойственна: с одной стороны, вселенная описывается классической наукой в рамках безличных закономерностей, установленных экспериментально. Это – материальный мир. С другой – она испытывает постоянное влияние свободной воли различных разумных сущностей: Бога, святых, ангелов, в том числе и падших. Это – духовный мир. «Все сотворенное отстоит от Бога не местом, но природой», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин с. 111]. Во всей полноте сказанное относится и к двусоставной (духовно-телесной) природе человека. Мнимое противоречие вполне разрешимо в рамках гносеологического принципа дополнительности, позволяющего совместить детерминизм, индетерминизм и личностную свободу, если трактовать фундаментальную «случайность», начиная с квантового уровня, как прямое, или попустительное, действие Творца и Промыслителя. Наглядной иллюстрацией данного подхода являются слова молитвы, читаемой священником за болящего перед «хирургическим действом», где он просит Бога «управить ум и руку лекаря, да нужную хирургию совершит благополучно» с. 419-420]. Таким образом, чудо исцеления испрашивается как благоприятная возможность в соответствии с естественными закономерностями, однако при активном участии свободной воли Бога, врача, пациента и всех молящихся об успешном исходе лечения.

http://bogoslov.ru/article/5998365

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Филарета. Преемственность веры По свидетельству проекта, в нем «сохранялась преемственность с “Пространным Катехизисом” святителя Филарета, однако имеется и ряд принципиальных отличий не только от него, но и от всех предыдущих Катехизисов» (с. 7–8). К сожалению, не объясняется, чем обусловлены эти принципиальные отличия. Если речь идет лишь о пересказе основ веры современным языком, то отличия не могут быть принципиальными. Если же речь идет об изменении основ веры, то такая задача не может быть поставлена даже перед Вселенским Собором, который должен не предлагать нововводное учение, но «последовать святым отцам» (ср. орос IV Вселенского Собора). Итак, в предисловии к Катехизису следует более подробно отразить суть принципиальных отличий от Катехизиса свт. Филарета и обосновать, что они не меняют основ нашей веры. Содержание нового Катехизиса В качестве трех последних глав в Катехизис включены три документа, принятые на Архиерейских Соборах 2000 и 2008 гг.: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Как представляется, их включение в Катехизис в качестве неотъемлемой части необоснованно. Они были приняты самостоятельно, определяли позицию Церкви по некоторым актуальным вопросам и изначально не имели катехизического характера. Составители Катехизиса также не определились с их статусом: например, отмечается, что «тема отношения Православной Церкви к этим и иным христианским традициям в Катехизисе не рассматривается», хотя документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» «составляет Часть VI настоящего Катехизиса» (с. 9). Помещение этих трех документов в проект существенно увеличивает объем Катехизиса, вопреки его ожидаемой краткости и простоте. Поэтому целесообразно поместить их в приложение к Катехизису. Что характерно, в сносках, содержащих отсылки к этим документам, они определены как помещенные в приложение (с.

http://bogoslov.ru/article/5493616

Само по себе заинтересованное изучение соборно принятого документа Русской Церкви со стороны Сообщества протестантских церквей в Европе является добрым знаком. Это свидетельствует о готовности к продолжению межхристианской дискуссии по актуальным проблемам христианского присутствия в современном мире. Важность такой дискуссии не подлежит сомнению, поскольку сегодня, когда роль религии в обществе неуклонно возрастает, голос церквей по общественно значимым вопросам должен звучать одновременно и громче, и яснее. Достичь этого можно, лишь объединяя усилия всех заинтересованных сторон. Как явствует из самого документа СПЦЕ, он составлен в продолжение уже имевшей место дискуссии, в частности встречи представителей Русской Православной Церкви и Комиссии «Церковь и общество» Конференции Европейских Церквей, которая состоялась в марте 2007 года в Москве по инициативе Русской Церкви и была посвящена вопросам христианской интерпретации прав человека в преддверии принятия соответствующего документа РПЦ. Документ СПЦЕ представляет собой в целом доброжелательную, но по ряду конкретных вопросов критическую реакцию на документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (далее: ДСПЧ). В этой реакции нашли свое отражение как вероучительные и богословские особенности, характерные для протестантского подхода, так и то понимание проблематики прав человека, которое к настоящему моменту сложилось в церквах Европы. Ниже попытаемся провести разбор Отклика, делая акцент на тех моментах, которые свидетельствуют либо о недостаточно ясном понимании позиции нашей Церкви, либо о несовпадении позиций, либо, наоборот, об их несомненной близости. При этом мы будем опираться не только на документ ДСПЧ, но и на более ранний и пространный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), поскольку отдельный документ, посвященный достоинству, свободе и правам человека, был создан именно в развитие православного социального учения и не может рассматриваться изолированно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209264...

Возникла острая необходимость в проведении регулярных Архиерейских Соборов. И они стали проводиться. Соборным разумом был создан богословско-методологический фундамент новой церковной деятельности. Его краеугольные камни: « Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », « Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию », « О современной внешней миссии Русской Православной Церкви », многие другие документы по всем направлениям церковного служения. Церковь получила богословски обоснованные и в подробностях разработанные практические рекомендации в сфере миссии, катехизации, церковного и светского образования, молодежного и социального служения. Особенно концентрированной и энергичной стала деятельность Соборов при нынешнем Святейшем Патриархе Кирилле. Теперь Архиерейские Соборы проводятся в два раза чаще. На Дальнем Востоке те же проблемы, что и во всей России, а, следовательно, те же вызовы нам, христианам. Только острота их выше, напряженность чувствительнее. И нам, дальневосточникам, необходимо умножать многократно и распространять во всей полноте наше свидетельство, а для того укреплять основы — епархиальной и приходской жизни. Поэтому так важны своевременные и четкие соборные решения. Но не только поэтому. Всякий раз, когда хабаровские архиереи возвращаются в свои епархии, они собирают клириков, церковнослужителей и подробно рассказывают о деятельности Собора, его решениях. Обсуждают, как эти решения осуществить, какие поправки и коррективы внести в уже намеченные планы. Затем каждый священник делает то же самое в своем приходе, вместе со своими прихожанами, настоятели монастырей и подворий со своими братьями и сестрами. О Соборах мы стараемся рассказывать как можно большему числу хабаровчан через СМИ. Они — мощный импульс не только для епархий и приходов, но и для светского общества. — Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, по-Вашему, наиболее актуальны? — Доклад Святейшего Патриарха. Как всегда, энергичный и проникнутый духовной мощью. В нем такая полнота, разносторонность жизни всей нашей Церкви, что кругозор епархиального владыки, погруженного в свои проблемы, вновь приобретает общецерковный масштаб. Это всегда поражает. Это очень важно, ибо дает мощный импульс к дальнейшему архипастырскому служению.

http://sinfo-mp.ru/interv-ignatij-archso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010