Суд над Израилем предполагает, что он будет поражен там, где был совершен грех; наказание соответствует преступлению. Лук Израилев символизирует военную мощь этого государства. Имя Изреель представляется особенно удачным, поскольку указывает на конкретный пример греха Израиля, принятый за народный грех в целом. Слово это означает «Бог сеет», то есть заключает в себе как негативное, так и позитивное значения (1:11; 2:22–23); по–еврейски оно звучит почти как «Израиль», что еще раз указывает на приверженность библейских писателей к игре слов. Лорухама – это имя дочери Гомерь (быть может, Осия не был ее отцом, поскольку не сказано, что Гомерь «родила ему дочь», однако и в этом мы не можем быть уверены). Слово Рухама связано со словом «матка, чрево, лоно», и указывает на теплые чувства, сострадание матери к своему ребенку. Ветхий Завет часто говорит о Боге именно в этом ключе (напр.: 14:4; Прит. 28:13 ), однако здесь объявляется, что Он впредь не станет обращаться с Израилем подобным образом. Имя третьего ребенка Лоамми («Не Мой народ») представляет собой наиболее страшное судное слово. Израиль уже не избранный народ Божий. Все события, связанные с историей его избавления: изведение из Египта (12:9,13), переход через Чермное море, скитания в пустыне, завоевание Ханаанской земли – все это не аннулируется (ср. также другие места, где говорится о «возвращении в Египет», напр.: 8:13; 9:3,6; 11:5). Несомненно все же, что отдельные лица могли хранить верность Господу и находить у Него благоволение (подобно многим чужестранцам, в том числе Руфи и Раав). И обратный путь к Богу по–прежнему открыт, в чем мы убедимся далее (11:8–9; 14:2:8). 1:10 – 2:1 В перспективе грядущего суда даются утешительные обетования Упоминание о надежде прежде суда кажется на первый взгляд преждевременным. Осия должен еще объявить многое о суде (см.: 2:2–13 и большую часть гл. 4 – 14). Однако эта книга составлена так, что прежде подробных пророчеств в ней в общих чертах представлен весь Божий план (в гл. 1 – 3) на языке брачных отношений мужа и жены. Более того, первые три главы построены как двухслойный сэндвич: повествование (1:2–9) – надежда (1:10–2:1) – суд (2:2–13) – надежда (2:14–23) -повествование (3:1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

8:6. Телец Самарийский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5 ). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4Цар. 23:19 ). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hekal, возможно, родственное аккадскому ekallu (от шумерского E.GAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян в том, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15–18 ). 9:1–10:15 Суд над Израилем 9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих обшинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7 ). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3Цар. 22:10 ), а также праздники урожая ( Втор. 16:13 ). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8 ). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрижки овец (см. коммент. к Быт. 38:15–23 ). Таким образом, воздавая благодарность за полученный урожай не Яхве, а иным богам, Израиль играет роль блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и должен был подвергнуться ритуальному очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11 ). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пиша также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7 ; Иез. 24:17 ). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

29 пропадет... сытый с голодным. Того, кто будет «ходить по произволу сердца своего», поразит Господь за «блудодеяние» его, а тех, кто не истребит такого из среды своей, поразит Господь за попустительство духовному блуду, т.е. виновный накличет беду на невинных. 29 Содома. Здесь названы четыре города, разрушенных во времена Авраама. В Быт., гл. 14 упоминаются пять городов, однако ничего не говорится об их разрушении. В Быт., гл. 19, где упоминаются Содом и Гоморра, сказано, что Господь ниспроверг все города той местности, и только Сигор остался нетронутым. Книга Второзаконие обобщает эти два повествования и приводит названия четырех разрушенных городов. Пророк Осия также ссылается на разрушение Адмы и Севоима ( Ос. 11,8 ). Эти города были разрушены ок. 2000 г. до Р.Х. и никогда больше не восстанавливались, поэтому Осия, скорее всего, основывался на сказанном во Второзаконии. Подобно Моисею, Исаия также сравнивает суд над Израилем с судом над Содомом ( Ис. 1,10 ). 29:29 Бог открыл то, что следует знать. А все сокрытое это «пути Господни». См. Пс. 24,4; 36,5; 102,7 ; Ис. 55,9 . Глава 30 30:1–10 Моисей обращает свой взгляд в будущее и предсказывает исполнение всех проклятий и благословений, а после всего говорит о великих обетованиях, исполнение которых полностью еще не осуществилось. 30 от всего сердца твоего и от всей души твоей. Моисей вновь ссылается на великую заповедь, данную в 6,5, сохраняя надежду на покаяние даже в случае отступничества народа и суда над ним. 30:4,5 Милость Бога к Израилю во время восстановления его будет не меньше или даже больше гнева Его. 30 обрежет Господь... сердце твое. См. ком. к 10,16. Обещанное восстановление народа и возобновление завета станет результатом всевластной работы Бога в сердцах избранных Им людей. Обрезав их сердца, Бог заменит их «жестоковыйность» (5,29; 10,16; 29,4) смирением и раскаянием, в коих они так нуждаются (ср. ст. 1, 2), и, таким образом, очистит для Себя народ, который будет любить Его и повиноваться Ему. 30 на врагов твоих. Будущее восстановление станет осуществлением обетования, данного Аврааму и его семени: «Злословящих тебя прокляну» ( Быт. 12,3 ). Таким образом Моисей связывает восстановление, описанное в ст. 3–10, с Божиим судом над врагами избранного Им народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Втор.32:4 ) и праведники ходят по ним», одни праведники только понимают их, они только следуют им и спасаются, и для них только поэтому удобовосприемлемо все то, что от имени Иеговы говорил пророк. – Не то для людей неправедных: – «а беззаконники упадут на них», для беззаконных людей пути Божии не понятны, неудобоприемлемы, – по этим путям ходить они не могут (см. Втор.30:19, 20 ; 1Кор.1:18 ), а потому и гибнут. Из всего сказанного вытекает ясно то, что сам Осия в конце своего пророчественного поприща изложил существенное содержание своих устно перед народом произнесенных речей, написал свою книгу как свидетельство Господа против беззаконного Израиля. Сохранение книги пророка во время погибели десятиколенного Израиля объясняется тем, что книга эта при сношениях, существовавших между пророками Божиими в обоих Израилевых царствах, несомненно, вскоре после своего появления достигла царства Иудейского и там, в кругу пророков получила более широкое употребление и таким образом была сохранена во всей своей целости. Что она в царстве Иудейском была в употреблении, это видно, между прочим, из того, что пророк Иеремия в своих, пророчествах именно этой книгой многократно пользовался. Что же касается до личности самого пророка, то из его книги видно, что он был сыном некоего, пользующегося известностью мужа именем – Беери, и был гражданином десятиколенного царства Израилева. За происхождение пророка именно из Израильского царства говорят, кроме всюду проглядывающего особенного интересования судьбою этого царства, особенные здесь и там арамеизмами оцвеченные дикция и язык, а еще более видное ясно из книги тесное сродство пророка с состоянием и географическим положением северного царства в его частях ( Ос.5:1, 6:8–9, 12:12, 14:6 и др.), – сродство, доходящее до того, что он, не поименовав Израильского царства, в ( Ос.1:2 ) называет его прямо: «сия земля», а в ( Ос.7:5 ) царя израильского – «наш царь». Правда, определение времени деятельности пророка по царям иудейским: «слово Иеговы, которое было к Осии, сыну Беериеву, во дни Озии, Иофама, Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

7:12. Охота на птиц. Для ловли птиц использовались разные приспособления. Хотя охотники могли использовать рогатку, бумеранг (как в сцене охоты, изображенной на стенах гробницы в Бени-Хасане) или лук, чтобы поразить птицу, в большинстве случаев в библейских текстах и в древней живописи изображаются стаи птиц, пойманных в сети или в клетки. Так, например, в гробнице КаГемми в Саккаре (6-я египетская династия) изображен птицелов с сетью. Очевидно, некоторые птицеловы использовали приманки, чтобы заманить птиц в свои сети (о чем говорится в Сир. 11:30 ). Совершенно ясно, что израильские цари попали в западню своих политических амбиций, которую расставили им сверхдержавы того времени – Египет и Ассирия. 7:16. Неверный лук. Лук, сделанный из дерева, рога и сухожилий животного (как описывается в угаритском эпосе об Акхате), подвержен влиянию влажности. Если лук хранился не в футляре, он терял свою гибкость и становился ненадежным (см.: Пс. 77:57 ). В мудрых изреченияхАхикара говорится о стрелах нечестивых, которые бумерангом возвращаются к ним, и это может также указывать на осуждение Осией израильских вождей (см.: Пс. 63:2–8 ). 8:1–14 Обвинение продолжается 8:1. Звук трубы. Как и в Ос. 5:8 , звук трубы или овечьего рога возвещал о надвигавшейся опасности. Он приводил народ в движение, жители приводили свой скот под защиту городских стен (см.: Ам. 3:6 ). Более подробную информацию об использовании труб см. в коммент. к Чис. 31и Нав. 6:4,5 . 8:1. Орел. Осия использует образ хищной птицы, которая пикирует на свою жертву. Вероятнее всего, он имеет в виду Ассирию, которую Господь снова использует как орудие Своего гнева. Образы охотящегося орла или стервятника часто использовались в древних ближневосточных мифах (напр., в угаритском эпосе об Акхате и аккадском мифе об Этане; см. коммент. к Втор. 32:11 ). 8:5,6. Телец. Существуют убедительные свидетельства связи культа Ваала с поклонением тельцу или изображениями быков (напр., зооморфное изображение из Tell el-Asch " ari). См. коммент. к 3Цар. 12:28–30 , где подробно обсуждаются попытки царя Иеровоама создать в противовес Иерусалиму собственные святилища в Дане и Вефиле, где золотые тельцы представляли престол Божий. Осия осуждает помещение золотых тельцов в эти святилища как источник ложного поклонения и отражение синкретизма культов Ваала и Яхве в Израиле. Во времена Осии сохранился только Вефиль, поскольку в 733 г. до н. э. Тиглатпаласар III завоевал Дан и, скорее всего, разрушил там святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Его сердце тесно срослось с царством израильским, – перед его глазами живо стоят все обстоятельства царства; его личная жизнь всецело поглощена жизнью его отечества, в судьбах которого он принимает самое живое участие. Говоря об Иудее в общих чертах и даже не назвавши ни разу Иерусалима, он в своих речах вращается всецело около Вефиля, Галгала, Сихема и Самарии, изображая в самых подробных чертах все обстоятельства жизни Израиля. От мрачного настоящего он возвращается к славному совне и печальному извнутри прошедшему состоянию Израиля, вспоминая о «днях Гивы», в которые Израиль также привлекал на себя божественный суд ( Ос.10:9; 11:1; 3:1 ). Любовь пророка к отечеству сказывается в его жалобном тоне, проникающем даже его проклятия народу своему ( Ос.9:14 ; ср. 11:8). Кроме тона и характера речей пророка Осии, за его происхождение из израильского царства говорят и отдельные места его книги: так, в Ос.6:10 , он говорит: «в доме Израиля я вижу ужасное»... чем, очевидно, указывает на свое непосредственное наблюдение; в Ос.7:5 он называет царя израильского «нашим царем», а страну Израиля обозначает, как свою страну ( Ос.1:2 ). По Эвальду, доказательство того, что пророк Осия был подлинным пророком десятиколенного царства, можно видеть и в том, что он столь часто, как никакой другой пророк, говорит о значении и силе пророков и считает их самой необходимой и самой прочной опорой государства ( Ос.4:5; 6:5; 4:12; 9:8; 11:2; 12:11,12 ), равно как таким доказательством служат и его отчаянные усилия спасти царство 306 . И в том – по Эвальду же – Осия есть подлинный пророк древнейшего типа и притом из десятиколенного царства, что вся его домашняя и общественная жизнь есть одно постоянное и цельное выражение его пророческих мыслей, которые он осуществляет фактически в знаках, или символах (брак 307 ). Предположение Эвальда 308 , что пророк после продолжительной деятельности в израильском царстве удалился для служения в Иудею, где и написал свою книгу, совершенно безосновательно: для изображения грехов Иуды, общих с грехами Израиля, незачем было пророку путешествовать в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

4 . Бог требовал преданности завету, которую определил как «знание Бога», «набожность/посвященность» и «верность/целостность» (4:1). 971 Бог ожидает от народа Израиля верности и ответственности по отношению к Богу и в отношениях между собой. Он ожидает от них проявления жизненных качеств, основанных на позитивном отношении к завету. Он ожидает, что они с энтузиазмом бросятся исполнять прописанные в завете правила взаимоотношений. Отсутствие богопознания было главным пороком Израиля (4:1). Бог требовал от них боговедения, а не всесожжении (6:6). Речь шла не о каком-то набожном устном исповедании или энергичном поклонении, а о полном понимании и благодарном ответе на все, что Бог делал для Израиля во времена исхода и странствований в пустыне. Они должны были знать свою историю, знать, что именно Бог дал им эту добрую землю (2:8, 11:3). Знания включают и личный ответ на спасительный труд Бога и покорность завету. 5 . За отступничество от Бога, Израиль постигнет Божья кара. Этого требует сама справедливость. Наказание придет с двух сторон. Во-первых, Бог отнимет добрые плоды земли (2:913), так, что даже люди станут бесплодными (4:3,10, 8:7). Голод, недостаток и бездетность сменят Божьи благословения. Во-вторых, после военных поражений падет страна (7:16Ь, 8:3,13,14, 10:610, 11:6, 13:1516) от руки ассирийцев (10:6, 11:5). Это не будет окончательным уничтожением народа, но дисциплинарной мерой, призванной вернуть Израиль к Богу (2:1415, 11:1011). В этом проявляется напряженность между гневом Бога и его стремлением к примирению (11:89, 13:14). 6 . Жизнь не заканчивается судом. Осия обещает возможность возвращения (14:13). Но возвращение должно быть основано на исповедании и покаянии. Осия даже сформулировал для Израиля вариант исповедания веры (ср. Иеремия 3:22Ь23). После наказания оставленному и безжизненному Израилю не к кому будет обратиться, кроме Бога. Восстановление страны превратиться в новую помолвку и заключение нового брака (2:1623), и тогда наступит возрождение земли. Больше они не будут путать Ваала с Богом. По мере возвращения прежних ценностей, оживет и древняя история избрания и сострадания (2:2123). Бог никогда не теряет желания спасти свой народ (14:48). Связь с Новым Заветом

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Иез. 4:13 ), этот жрец в мантии пророка 191 , который материализировал, будто бы, древне-пророческую идею святости (морали) в понятие ритуальной чистоты. Как видим, «материализация» эта сделана гораздо раньше. Жертвенный материал. В связи с упоминанием различных жертв пророки Амос и Осия (поскольку на то вызывало течение их проповеди) называют из жертвенного материала, правда, не многое, но то же, что предписано было в законодательных книгах. Как о материале для жертвы кровавой пророки упоминают: Осия ( Ос.5:6 ) – об овцах – (tzon – мелкий скот, Лев. 1:10 ), волах (bakar – рогатый скот Чис. 8:8 ), – Ам. 5:22 – откормленных тельцах (merija, срв. Лев. 1:3, 4, 10; 3:1, 6 и друг.). Из растительных жертвенных веществ упомянуты только хлеб ( Ос.9:4, 11 ), вино и ладан ( Ос.11:2 ). Пение и музыка. Богослужебные собрания, во время которых совершались жертвоприношения, сопровождались пением и игрою на музыкальных инструментах, как ясно из Ам. 5:23; 8:10 . В обоих случаях пророк говорит о священном пении и музыке: в первом случае это следует (ст. 23 в связи с предшест. 21–22) из требования Иеговы удалить пение и музыку от Него, т. е. прекратить ее при служении Ему; во втором – из параллельного сопоставления пения песен с праздничным веселием «обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач»). Важно при этом отметить, что на богослужебное пение и музыку пророк смотрит не только, как на обычай своего времени, но относит его происхождение ко временам, признаваемым Библией периодом цветущего состояния культа, так как он соединяет богослужебное употребление музыки и пения с именем псалмопевца Давида. Обличая предосудительное поведение израильских вельмож, пророк в числе других недостатков их пресыщенной и беспечной жизни указывает на то, что «они поют под звуки гуслей, думая, что владеют музыкальным орудием, как Давид» ( Ам.6:5 ). Сравнение «как Давид» – ироническое, но в нем дано выразительное напоминание о роли царя Давида в истории библейского богослужения. Ссылка на Давида показывает, что музыкальное искусство царя-псалмопевца с давних пор вошло в пословицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Почему обращение к целому народу начинается с как будто бы «камерного» рассказа о личной жизни пророка? Это становится ясно с первых же строк повествования. Бог повелел Осии связать эту его историю с другой, еще более трагической – с высокой историей любви Бога к Своему народу. На примере личных переживаний Осии Бог показал низость человеческого предательства, измены Господу в повседневной жизни и Свою непримиримость к неверности, порою даже гнев, но более всего – Свою безмерную любовь к избранному Им народу. Это – одна из главных мыслей пророческого послания Осии своим современникам и всем последующим поколениям: несмотря на неверность Своего народа, Бог всегда верен. Грозное провозвестие пророка должно было прозвучать в бурные времена, предшествовавшие падению Самарии в 722/721 гг. до Р. Х. Он должен был исполнить Божественное поручение в то время, когда Израильская земля, подобно неверной жене, предала своего Господа и Супруга и побежала вслед за «любовниками» – языческими богами. Осия, озабоченный глубиною нравственного падения, призывает народ вернуться к Союзу с Богом, вновь связать свою жизнь с Ним. Да, за свою неверность Израиль подвергнется суду Божию и понесет заслуженное наказание, однако любовь Божья сильнее Его гнева. Бог вернет Свой народ к Себе и восстановит разорванные отношения. Святая Божья любовь явлена во впечатляющих, обращенных непосредственно к сердцу человеческому словах: «Но могу ли Я расстаться с тобой… Израиль?!.. Жалости Я преисполнен» (11:8).   Основное содержание книги Женитьба и семья Осии 1:1–3:5 Вести, обличающие грехи Израиля 4:1–14:1 Последний призыв 14:2–10 Жена и дети Осии 2 Когда Господь начал говорить Израилю через Осию, Он прежде обратился к самому пророку: «Ступай и возьми в жены себе женщину, которая, увы! не будет тебе верной, и рожденные ею будут детьми блуда, ведь земля эта, забыв Господа, в блуде погрязла, в неверности Богу». 3 И пошел Осия и взял в жены себе Гомер, дочь Дивлаима. В свой срок понесла она и родила ему сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010