В основе сооружения – центральный объём (ширина Подкупольного квадрата – 10 м) с восемью опорами – выступами стен, которые служат основанием для купола. Однако в отличие от кафоликонов XI в. купол не опирается непосредственно на стены. Они служат лишь основанием для массивных кронштейнов с поставленными на них колоннами. Таких постепенно уменьшающихся ярусов – три. Кронштейны, и покоящиеся на них колонны, создают перспективный эффект по мере движения в высоту. Пространство под куполом выглядит вытянутым, столпообразным. Оно сжато ярусами обступающих его колонн в сложной многоэтажной системе, оно кажется напружиненным и лишённым спокойствия, и осеняющей гармонии старинных храмов на тромпах. По мнению А. Орландоса, предпосылки такого изменения прежней уравновешенной структуры были заложены в двухъярусной системе арок и колонок в Неа Мони. Действительно, там можно отметить известный элемент каркасности конструкции. Между тем она абсолютно лишена драматизма и эффекта пластического сжимания пространства пучками вертикальных тяг, который отличает храм в Арте. Принцип противоборства, неизвестный ранней византийской архитектуре, дополнен здесь и светотеневыми контрастами ярко освещённого столпа под куполом, и темных обходных галерей. Словно героическая эпоха, сопряжённая с активным противостоянием греков захватчикам, нашла отражение и в архитектуре. Центральный объём завершается трёхапсидным алтарём и окружён с боковых сторон и с запада обходными двухэтажными галереями, на которых расположены хоры. Хоры открываются широкими арочными проёмами в центральное пространство и осеняются четырьмя главами. В упрощённом виде здесь повторяется система внутреннего обхода кафоликона Осиос Лукас в Фокиде. Но в отличие от храма в Фокиде боковые (южная и северная) галереи, завершаясь выступающими апсидными полукружиями, представляют собой однонефные церкви. Необычен внешний вид храма Паригоритиссы. Трёхэтажный объём трактован как монументальный кубический стилобат купола. Его четырёхскатное покрытие делает связь куполов с нижними массами совсем не очевидной, а демонстративно противопоставленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вариации обычных и пересеченных трансептом базилик разрабатывались в монастырском зодчестве Г. и в дальнейшем. В средневизант. эпоху в Кастории были возведены укороченные базилики с необычно повышенным центральным нефом (церкви св. Стефана (сер. IX в.) и св. Бессребреников (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.)). В эпирской базилике Панагии в Мендзене той же эпохи центральный неф соединен с боковыми лишь 3-арочными проемами на колоннах. План базиликального кафоликона мон-ря во Влахерне близ Арты (XII в.) 2 парами колонн, 3-частным алтарем и нартексом напоминает основу церквей типа вписанного креста; высокий ярус хор над нартексом снаружи кажется трансептом. В композиционно простых постройках Зап. Македонии и Эпира с протяженными нерасчлененными участками стен, судя по предложенным датировкам, в IX-X вв. сложилась традиция художественной кладки с орнаментом из плинфы в виде рядов крестиков, хризмонов, с облицовкой наискось уложенными квадратными плинфами. Но основным видом церковного здания стал 4-колонный храм типа вписанного креста - разновидность крестово-купольной постройки, достигшая в X в. расцвета в архитектуре К-поля. Именно этот тип сооружения лег в основу композиции ц. Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас (кон. X в.), строившейся при участии императора, а также ц. св. Апостолов на Агоре в Афинах (ок. 1020), в к-рой 4-колонная купольная структура включена в пространство, ограниченное чередующимися вокруг круглой основы 4 большими и 4 малыми экседрами. Многогранный внешний периметр стен на уровне экседр, слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан с пластичным покрытием купола создают богатую светотеневыми эффектами композицию небольшого храма. Это одна из первых церквей, построенных в возрождающихся в этот период Афинах. Ее композиция впосл. нигде не повторялась, но структура центрального ядра, как и композиция ц. Феотокос, получила разнообразные интерпретации в архитектуре афинских храмов и монастырских церквей Аттики и Беотии уже в XI в. Эти 2 памятника определили и масштаб новых композиций. Так, пролет подкупольных арок ц. св. Апостолов - ок. 3 м, высота колонн чуть более 4 м, размеры ц. Феотокос немногим больше.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Возможности визант. археологии в реконструкции системы торговли показал симпозиум 2004 г. в Оксфорде «Торговля Византии (IV-XII вв.): Недавние археологические работы» (Byzantine Trade (4th-12th c.): Recent Archaeological Work). Для ранневизант. периода систему связей восстанавливают на основе анализа перевозок на большие расстояния зерна, амфор с вином и оливковым маслом, художественной столовой посуды. Удается проследить также местные торговые операции; организацию городской торговли; производство и циркуляцию товаров из металлов, слоновой кости, шелка, стекла и керамики. Товары из Византии обнаруживаются в Британии, на Красном и Чёрном морях, даже в Китае. Набор товаров и направление торговых путей устанавливают, картографируя точки кораблекрушений и находки керамической тары (амфор: Peacock D. P. S. , Williams D. F. Amphorae and the Roman Economy. L.; N. Y., 1986); изучаются и торговые кварталы отдельных городов (Скифополь, Александрия). Визант. археология способна освещать вопросы распространения продуктов визант. производства с т. зр. истории культурного влияния Византии на формирование новых христ. гос-в, особенно в Вост. Европе. В числе важных примеров - культура Великой Моравии X-XI вв., во мн. воспринявшая художественные и технические достижения Византии, и культура Др. Руси. Памятники археологии В. и. раскрывают влияние Византии на становление культур Сев. Европы, в т.ч. Англии и Скандинавии, и ее посредническую роль в переносе на Запад элементов культуры ислама. Интерес к этим процессам отражен в программах крупных симпозиумов. Артефакты из Греции достигали побережья Швеции (Бирка) и Исландии; в Скандинавию доставлялись церковные атрибуты из Византии (крест с Деисусом найден в саркофаге датской королевы Дагмар, † 1200); монеты императоров Византии X-XI вв. служили образцом для скандинавских и древнерус. монет, а рельефные орнаменты, восходящие к греч. прототипам Х в. (барабан ц. Осиос Лукас в Фокиде), легли в основу 400 вотивных стел с изображениями креста на Голгофе, собранных в Вестергётланде. Доходили до Скандинавии и визант. свинцовые печати имп. чиновников и церковных иерархов.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Причем был выбран редкий византийский извод не с двумя образами Христа, причащающего Телом и Кровью, а с одним образом Первосвященника в центре, который держит в руках большой дискос с Агнцем. В качестве иконографического истока можно назвать знаменитую композицию середины XI века из Софии Охридской. То есть перед нами вновь пример переосмысления традиции. – Непривычно для российского глаза – вместо традиционных ковровых росписей, покрывающих храм снизу доверху – такое сдержанное решение. – Идея ковровой росписи, покрывающей все стены и своды – относительно поздняя. Если мы возьмем великие византийские образцы XI века, например, такие знаменитые храмы, как Осиос-Лукас в Фокиде или Неа-Мони на Хиосе, мы увидим, что там и речи нет ни о какой ковровой росписи. Я уже не говорю про Софию Константинопольскую. В древних храмах мозаики начинаются относительно высоко и представлены отдельными иконными композициями. То есть это не просто декорация, а молельные образы, выделенные в пространстве храма и работающие в этом пространстве. Древний византийский принцип – не ковровое повествование с развитием некоего сюжета, а символическая структура, состоящая из отдельных иконных образов, каждый из которых чрезвычайно значим сам по себе и несет большую символическую нагрузку в сакральном пространстве всего храма. Говоря о работе Ирины Зарон, хочу заметить, что она, на мой взгляд, одна из лучших и самых глубоких иконописцев в современной России, и вся система и стиль ее живописи – попытка уйти от принятых стандартов. Например, она категорически не использует золото, уходит от декоративности и ярких красок, – это попытка в искусстве достучаться до наших духовных смыслов, до нашей религиозности и показать, что православное искусство в его корнях и в его лучших проявлениях сегодня ничего общего не имеет с этими розовощекими персонажами, с сусальным золотом и такой пряничной росписью, которую довольно часто пытаются выдать за единственно правильное и «каноническое» художественное творчество.

http://pravmir.ru/svyataya-zemlya-v-hram...

Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Мозаики главного храма монастыря являются одним из наиболее выдающихся образцов византийского монументального искусства во всем мире. Мозаики созданы константинопольскими мастерами, их отличает четкая система иконографии, неповторимый стиль, тонкость исполнения и в то же время строгость композиции. Монастырь святого Луки был одновременно царским, то есть находился под покровительством императоров, и сельским, удаленным от главных центров империи. Оба этих обстоятельства наложили свой отпечаток на схему расположения мозаик и выбор сюжетов. Нет сомнений, что создание такого памятника в провинции говорит о высочайшем уважении, которое питали императоры к основателю обители - святому Луке. Впечатляет и огромная площадь мозаик - в сущности, они занимают все внутреннее пространство церкви, видимое с уровня пола. О провинциальном аспекте мозаичного убранства говорит, прежде всего, монашеская строгость и даже суровость изображений (композиции нартекса выдержаны в несколько более свободном стиле), относительная скупость цветов, строжайшая симметрия. Как отмечает в своей работе " Мозаики византийских храмов " известный немецкий исследователь Отто Демус, " из всех сохранившихся памятников самой строгой иконографической системой обладает Осиос Лукас. Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси " . Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) / Монастырский характер видится и в том, что основной акцент сделан на образы святых монахов, многие из которых являются местночтимыми. Например, образы основателя обители Луки Стириота, святых Луки Гурникиота и Никона Метаноита занимают видные места, которые в других архитектурных памятниках обычно отводились отцам Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Кафоликон мон-ря Осиос Лукас. Кон. X в. Кафоликон мон-ря Осиос Лукас. Кон. X в. Если угловые ячейки ц. Феотокос перекрываются крестовыми сводами, то в однотипных постройках Аттики - глухими куполами, напр. в кафоликонах мон-рей Петраки в Афинах (кон. X в.) и Астериос на Имитосе (XI в.). Церкви рубежа X и XI вв. имели новые решения 8-гранных барабанов с мраморными колонками на ребрах, получившие развитие в греч. архитектуре. В ц. св. Апостолов представлен «афинский» тип барабана с арочными завершениями каждой грани. Такие барабаны с тонкой мраморной арочкой над концентрическими кирпичными арками венчают все известные церкви XI в. в Афинах и Аттике (напр., св. Феодоров (ок. 1065), Преображения и Капникарея в Афинах кафоликон мон-ря Астериос на горе Имитос). Во внешнем облике ц. Феотокос в Осиос Лукас внимание акцентировано на барабане. Белоснежный, мраморный, с особым вкусом украшенный резными крестами и орнаментами, он контрастирует с фигурной каменно-кирпичной кладкой основного объема, выделяясь на фоне неба. Каждая грань барабана прорезана 2 высокими окнами, разделенными узкой колонкой и обобщенными поверху широким профилированным архивольтом. Выше их барабан завершался горизонтальным карнизом - это решение было широко распространено в храмах Г. наряду с «афинским» типом. Как правило, колонки или заменявшие их выложенные кирпичом пилястры доходили до верха такого барабана, грани к-рого могли украшать лишь небольшие арки над окнами. Параллельно продолжал существовать цилиндрический барабан простого вида (ц. Преображения в Коропи в Аттике «переходного» типа, 950-975) или повышенный, оформленный поясами орнаментальной кладки (церкви Панаксиотиссы в Гавролимни и Успения Пресв. Богородицы в Ламбову в Эпире, Панагии Кумбелидики в Кастории). Спаренные окна на барабане, за исключением церкви мон-ря Осиос Лукас, применены и в афинских церквах св. Апостолов и св. Феодоров, а в др. областях встречаются редко. Церковь мон-ря Осиос Лукас предваряет новый, 2-колонный тип нартекса - лити, получивший развитие в монастырском зодчестве. Но перед большинством храмов, особенно городских, продолжают строить традиц., поперечно вытянутые нартексы, перекрываемые коробовым сводом или трехчастно, с 1 или 3 куполами.

http://pravenc.ru/text/166461.html

В результате лесных пожаров в Греции загорелся знаменитый монастырь Осиос Лукас 28.08.2023 16:18:14 АФИНЫ Огонь лесных пожаров в Греции перекинулся на здания знаменитого монастыря Осиос Лукас, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Orthodox Times. Пламя пожаров уничтожило прилегающие к монастырю постройки и достигло даже внутренних помещений монастыря. В результате сгорело одно из древнейших зданий. Пожарные пытались не допустить, чтобы пламя распространилось внутри монастыря, поскольку тогда разрушения были бы непоправимы. Паломники и монахи были вовремя эвакуированы, поэтому жертв удалось избежать. Пострадавший от пожара монастырь посетили митрополит Фивский, Левадийский и Авлидский Георгий и министр культуры Греции Лина Мендони. «Я хотел бы поблагодарить всех, кто помогал тушить пожар и внес свой вклад в спасение монастыря: министра культуры, пожарных и всех участвовавших в борьбе с огнем лиц, губернатора области и его заместителей», — сказал митрополит. – «Сгорело древнее здание, находившееся на реконструкции. К сожалению, оно сильно повреждено и, думаю, в скором времени обрушится. То, что произошло, — это большая катастрофа. Оливковая роща в монастыре также уничтожена огнем. Я очень опечален, потому что я посадил более 1200 деревьев, и почти все они сгорели, равно как и деревья, которые братия монастыря посадила 100 лет назад. Монастырь больше не будет таким, каким был прежде», – подчеркнул он. «Слава Богу, монахи не пострадали, это очень хорошо. Я рад, что это священное место сохранилось, потому что оно мне дорого, так как я прожил здесь много лет», – отметил митрополит Георгий. Осиос Лукас (Монастырь преподобного Луки) — монастырь Элладской Православной Церкви в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским (Стириотом). Расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (ном Беотия) в 37 км от города Дельфы (ном Фокида). Монастырь знаменит византийскими мозаиками, древнейшие из которых созданы в XI веке. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/08/28/v-rezultat...

Рождество Христово. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Рождество Христово. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Мон-рь Осиос Лукас в Фокиде относится к числу имп. сооружений (построен имп. Романом II, 959-963). Высокое качество живописи, отличающейся иератизмом и суровостью, свидетельствует об особенностях заказа, соответствующих монашескому вкусу, а программные основы росписи указывают на высокую образованность ее составителей. Художники, расписывавшие наос, активно применяли контурный рисунок, придающий жесткость силуэтам. Ритмически четкое построение композиций порой достигает эмблематического характера, моделировка ликов становится графически условной. Большие, широко раскрытые глаза с крупными черными зрачками придают персонажам одинаковое выражение значительности. Мозаики нартекса отличаются большей свободой и живописностью. В изображении лика Христа Пантократора моделировка объемов достигнута с помощью тончайших живописных нюансов. Композиции «Умовение ног» и «Сошествие во ад» отличаются динамикой поз. Заказчиком росписи церкви мон-ря Неа-Мони на Хиосе (1042-1056) являлся имп. Константин Мономах, активно покровительствовавший развитию наук и искусств. Наос храма, как в Осиос Лукас, до сводов облицован мраморными плитами. В нишах, над к-рыми располагался несохранившийся купол, представлены сцены Евангельского цикла - от «Благовещения» до «Воскресения», куда кроме «Рождества» (не сохр.), «Сретения», «Крещения», «Преображения» и «Распятия Христова», вошло «Снятие с креста». Страстные сюжеты оказались также включенными в роспись наоса, причем приобрели за счет дополнительной сцены Евангельского цикла (Снятие с Креста) усиленное звучание. В парусах были изображены 4 евангелиста и 4 херувима. В конхе алтарной апсиды - Богоматерь Оранта, в апсидах боковых алтарных помещений - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Евангельский цикл продолжался в мозаиках внутреннего и внешнего нартексов (нартекса и экзонартекса), где подробно проиллюстрированы страстные события, завершающиеся «Вознесением» и «Сошествием» Св. Духа. Помимо сюжетных композиций в куполе нартекса, на стенах и сводах изображены святые в рост и в медальонах, среди к-рых пророки, мученики, мученицы и преподобные. Богатая, но сдержанная колористическая гамма (сочетание лиловых, коричневых, фиолетовых тонов), благородные типы ликов, умело построенные сложные многофигурные композиции, в т. ч. вписанные в узкие пространства тромпов,- весь строй живописи указывает на то, что ведущими в создании мозаик были к-польские мастера.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСИОС ЛУКАС [Греч. Ιερ Μον Οσου Λουκ], действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви. История Наиболее ранним источником сведений о мон-ре является анонимное греч. Житие (BHG, N 994) его основателя прп. Луки Элладского Нового (Стириота; † 953), к-рый в 40-х гг. X в. поселился у горы Стирий (ныне Стири). В античные времена здесь находился г. Стирий (Стирида) с храмом Деметры Стиридской, где хранилась одна из древнейших статуй богини ( Pausan. Descript. X 35; рус. пер.: Павсаний. Описание Эллады. М., 1994. Т. 2. С. 475); к сер. X в. это была труднодоступная малонаселенная местность, политическим и экономическим центром которой являлись Фивы. Постепенно вокруг преподобного стали собираться ученики. Вместе они построили небольшие кельи и начали возводить ц. во имя вмц. Варвары. Возможно, эта церковь была построена на средства почитавшего прп. Луку стратига фемы Эллада Кринита Аротраса (Κρηντης Αροτρς) между 946 и 955 гг. ( Oikonomides. 1992. P. 253-254) или между 942 и 955 гг. ( Koder. 1976. S. 206). Кафоликон мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Фотография. 2015 г. Фото: А. С. Зверев Кафоликон мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Фотография. 2015 г. Фото: А. С. Зверев Обитель была основана уже после кончины прп. Луки. Согласно Житию, мон-рь был возведен при поддержке визант. имп. Романа II (959-963), к-рый т. о. отблагодарил преподобного за его пророчество об освобождении Крита от арабов. Со временем обитель стала не только крупным паломническим центром, где происходили многочисленные исцеления и др. чудеса, но и пристанищем для путешественников, являлась остановочным пунктом на пути между Пелопоннесом и материковой Грецией (между востоком и западом). Не случайно одним из первых зданий, построенных в О. Л., был странноприимный дом. На средства, выделенные из имп. казны, был возведен 2-ярусный крестообразный мартирий над могилой прп. Луки, к-рая находилась, согласно завещанию святого, в его келье. Возможно, это строительство произошло между 960 и 965 гг. или ок. 962 г. ( Γριτσπουλος. 1966. Τ. 8. Σ. 385).

http://pravenc.ru/text/2581613.html

О строительстве др. церковных сооружений известно меньше, в т. ч. из-за их плохой сохранности. От XII в. сохранились интересные примеры экзонартексов с легкой, прозрачной аркадой перед кафоликонами мон-рей Осиос Лукас и Дафни, открытая галерея при ц. Капникарея в Афинах с чередованием столбов и колонн в основе аркады и с завершением фасада зигзагом из 4 щипцов. В эту эпоху начали формироваться крупные монастырские архитектурные комплексы (Осиос Лукас, Осиос Мелетиос, первые крупные афонские мон-ри). Внутренний двор, в середине к-рого расположены кафоликон или группа церквей, обстраивался по периметру (квадратному или в виде неправильного многоугольника) помещениями жилого и хозяйственного назначения. По этим границам возводили оборонительные сооружения - стены и башни. Наиболее интересными и крупными среди ранних построек были трапезные, строившиеся в виде длинного сводчатого зала с полукруглой экседрой (Осиос Лукас, Великая Лавра на Афоне), как исключение - в виде купольного зала (св. Иоанна Богослова на Патмосе). Поздневизантийский период Завоевания крестоносцев в нач. XIII в. привели к изменению культурной среды в Г. Латиняне, франки, осевшие в нек-рых областях Центр. и Юж. Греции и на островах, развернули не только фортификационное и дворцовое, но и церковное строительство в готическом стиле или в его оригинальном слиянии с местной традицией. Церковь Капникарея в Афинах. XI в., галерея - XII в. Церковь Капникарея в Афинах. XI в., галерея - XII в. Развитие визант. архитектуры после нек-рого перерыва продолжилось на территориях греч. царств, в мон-рях Афона и на нек-рых островах. Развиваясь в контакте с искусством латинян, визант. архитектура осталась верна традиц. художественным принципам, но в архитектуре нек-рых памятников Эпира и Пелопоннеса заметно влияние готических форм и приемов. В кон. XIII - сер. XV в. активно развивались местные школы зодчества в Эпирском царстве со столицей в Арте, в Фессалонике и окрестностях, в Морее (на Пелопоннесе) со столицей в Мистре.

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010