Он был написан отчасти стихами, приноровленными к напевам застольных песен, отчасти прозой, и был назначен для того, чтобы распространять в народе арианские воззрения в их вполне договоренной, неприкрытой форме. И действительно песни Фалии стали вскоре распевать за работой матросы, мельники, сапожники, почтальоны и т.п.; ересь разливалась все дальше, проникала все глубже. Церковный раздор стал так заметен и шумен, что на языческих театрах его уже изображали водевилисты как сатиру на христиан. Во время войны Лициния и Константина, когда значение церковных властей в области язычника Лициния упало, Арий вернулся в Александрию и здесь, на глазах у Александра, возобновил свои собрания. Когда же Лициний погиб, Константин обратил внимание на египетскую церковную смуту. Он послал Арию и Александру письмо, в котором говорилось: «Египетская смута тем прискорбнее, что возникла она из пустого спора о вещах, превосходящих человеческий разум. Арию не следовало выносить на улицу свои особые мнения, а Александр напрасно забил тревогу. В вещах второстепенных философы часто бывают несогласны, но такие несогласия не должны вести к личной вражде и делаться достоянием черни – это отзывается ребячеством и мужичеством, недостойным священного сана спорящих» 50 . С таким письмом был отправлен в Александрию Кордубский епископ Осий, в лице которого Западная церковь ознакомилась с сущностью спора. В Александрии Осий, как сообщают источники, опровергал савеллианство и подробно говорил о соотношении Лиц в Троице. Беседы эти должны были заключаться в разъяснении того, что единосущники – не суть савеллиане. Это ясно из того, что Осий в донесении Константину и на Никейском соборе явился сторонником учения о единосущии, а ариане единосущников обвиняли в савеллианстве. Деятельность Осия явилась одним из многих случаев, когда предание, хранимое в простоте сердца западною церковью, являлось судьей между восточными учеными богословскими направлениями. Осий понял в чем дело и донес Константину, что вопрос очень серьезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Прекращение гонений на христиан и легализация христ. Церкви в пределах Римской империи после Миланского эдикта (313) создали условия для широкого распространения христианства на Пиренейском п-ове. Испан. епископы стали принимать активное участие в богословских спорах, к-рые велись в разных частях средиземноморского региона. Так, на Арелатском Соборе 314 г., созванном в связи с расколом донатистов в Сев. Африке, присутствовали представители 6 испан. диоцезов (Тарраконы, Эмериты Августы, Цезаравгусты, Урци, Басти и неизв. «г. Бетика»). Одним из ближайших доверенных лиц имп. Константина I Великого и активным участником арианских споров стал Кордубский еп. Осий , принявший участие во Вселенском I Соборе (325). Путем переговоров он пытался примирить арианскую партию и их оппонентов. Осий Кордубский выступил защитником свт. Афанасия I Великого на Сардикийском Соборе (343), где присутствовали также 5 епископов, представлявших все провинции И., кроме Галлеции. Мнения испан. епископов относительно учения Ария разделились: после поражения Магненция в 353 г. и установления единоличной власти покровительствовавшего арианам имп. Констанция II многие из епископов пошли на соглашения с противниками никейской партии. В их числе были еп. Осий и Потамий , еп. Олисипонский (Лиссабонский). Следствием арианской смуты стал раскол, связанный с именем еп. Луцифера Каралисского. Луцифериане, оставаясь строгими никейцами, отказывались вступать в общение с теми, кто находились в тех или иных отношениях с арианами. В И. ярким представителем этой партии был еп. Григорий Эльвирский, церковный писатель и богослов. По преданию, восходящему к рим. пресвитерам Марцеллину и Фаустину, сторонникам луцифериан (80-е гг. IV в.), Эльвирский епископ обличал Осия Кордубского, к-рый начал гонения против луцифериан (впосл. Господь наказал его постыдной смертью - Isid. Hisp. De vir. illustr. 16). Серьезной проблемой стало распространение в И. ересей. В сер. 70-х гг. IV в. происходивший из знатного рода и получивший хорошее образование Присциллиан ( Sulp. Sev. Chron. II 46//PL. 20. Col. 155) стал известен как проповедник крайнего аскетизма. Его проповеди привлекли множество людей, в т. ч. неск. епископов. Против него выступили Игин, еп. Кордубы, и Идаций Клар, еп. Эмериты Августы (см. Идаций Клар и Итаций ). В 380 г. Собор в Цезаравгусте осудил учение Присциллиана. В 386 г. при поддержке узурпатора Магна Максима (383-388) Присциллиан и неск. его соратников были казнены, их стали почитать как мучеников. Борьба с присциллианами продолжалась до 2-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Но если в сирийском письме через чк может передаваться греческое , (, ), то таким же образом там передается и греческое ε. Поэтому Εσβιος транскрибируется через сглак или caaifc (ср. также, например, Ευστθιος, Εφραντων, Εψχιος в списке отцев Антио–хийского собора). При близком сходстве начертаний dveik и гпс " К, замена одного другим, и именно превращение первого, совершенно необычного для Востока имени западного происхождения — «Осий», очень мало, по–видимому, распространенного и на Западе, в общеизвестное и повсюду распространенное второе — «Евсевий», уже a priori должна быть признана вполне возможной. И сириец–переписчик, и пользовавшийся рукописью как источником компилятор, весьма легко могли вообразить описку в бывшем у них тексте, пропуск буквы л, встретив незнакомое dvdir . Соблазн переправить предполагаемое неправильное чтение в «Евсевия» еще более мог увеличиваться, если «Осий» был известен уже в форме огстл. И эта возможность перехода в сирийском письме «Осия» в «Евсевия» является не одним лишь предположением, но подтверждается и фактами. «Евсевий, d-ddik , епископ Кордубский, который присутствовал и на соборе Сердикском», стоит, например, вместо Осия, в кратком перечислении епископов, бывших на I Вселенском соборе, какое находится в анонимной сборной хронике VIII в., изданной некогда еще Ландом (1872) под странным заглавием Liber Chalipharum и в последнее время Бруксом (1904). То же самое можно видеть в изданной Шабо (1900) «Хронике» Михаила Сирийца (1166–1199), в двух местах (но в смежных столбцах и строках на одной и той же странице) — в сообщении о Никейском соборе и в списке отцев этого собора, причем в обоих случаях Осий называется представителем Рима и усвояемое ему имя «Евсевий» здесь пишется стлок. Как появилось в указанных памятниках чтение «Евсевий» вместо «Осий», есть ли это заимствование из более ранних источников, или же описка или неправильная догадка самих авторов, или наконец — именно в труде Михаила — ошибка уже переписчиков, трудно сказать. Непосредственной зависимости последнего труда от первого, во всяком случае, не было; ничего не известно и о каком-либо общем для обоих источнике такого чтения. Оно, по–видимому, могло легко появляться и самостоятельно в разных памятниках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Константина Великого и Констанция, в соборных посланиях к нему от целых церквей, в соборных посланиях одной церкви к другой, египетской к антиохийской 1271 . – Особенно же св. Осий Кордубский в творениях св. Афанасия величается именами то маститого старца, достойного и по летам всякого уважения, и по исповедничеству, и по стольким понесенным им трудам 1272 , то отца 1273 , то великого 1274 , то исповедника 1275 , то авраамского старца 1276 , то истинного Осия ( σου – праведника) 1277 . Даже в сопоставлении с римскими епископами, когда те не отличаются у Афанасия никакими особенными титлами, св. Осия величается именами великого 1278 , исповедника 1279 , маститого старца 1280 , отца 1281 , отца епископов 1282 . «В числе их (изгнанных арианами) находится Либерий, епископ Рима; в том же числе и великий Осий», – выражается св. Афанасий в одном месте 1283 . «Либерий епископ римский, великий Осий испанский, осуждены на изгнание», – говорит он в другом месте 1284 . – «Либерий, епископ римский», – пишет св. Афанасий в третьем месте 1285 , – «Павлин, епископ митрополии галльской» и т. д.; «все епископы благочестивые и проповедники истины вдруг похищены и заточены без всякого предлога... А о великом маститом старце и истинном исповеднике Осии излишним будет для меня и говорить. Ибо всякому вероятно известно, что и его довели до изгнания: потому что он был старец не безызвестный, но особенно из всех и более всех знаменитый. Каким собором он не предводительствовал?.. Какая церковь не имеет прекраснейших памятников его предстательства?» и т. д. – «Видя согласие и мир с Афанасием более нежели 400 епископов, и именно епископов великого Рима, всей Италии, Калабрии и т. д. .., Испании и великого исповедника Осия» и т. д. ..., ариане «объяты были завистью и страхом», – пишет еще св. Афанасий 1286 . – «Заточен был Либерий, епископ римский, и столько пострадали отец епископов, великий Осий» – еще слова св. Афанасия 1287 . -Из всех этих выражений св. Афанасия видно, что, сопоставляя епископов римского и кордубского, он выражался с особенной почтительностью о кордубском не случайно, но с явной мыслью отдать ему предпочтение перед Либерием римским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Имя «Осий» не только лишь на Востоке, но и вообще, по–видимому, в древнее время не было обычным. В Smith and Wace. Diction, of Christ. Biography, III, 174, указывается, напр., кроме Осия Кордубского, еще лишь один Осий — епископ Лакедемонский, подписавший ответное послание провинции Эллады в 458 г. на запрос императора Льва о Халкидонском соборе (Mansi, VII, 612). С именем σιος встречаются еще два епископа в списках никейских отцев той редакции, где епископы не распределены по провинциям: в cod. Vat. Reg. 44, XIV в. (Gelzer. Loc. cit.), Sinait. graec. 1117, XIV в. (Бенешевич В. Η. Синайский список отцев Никейского Первого Вселенского собора//Известия Имп. Академии Наук. 1908. С. 281–306) и в арабском переводе списка (Gelzer. Loc. cit.). 1) σιος, πσκοπος σιανν (Gelzer, 73, VI74)=σιος Θασας (Бенешевич, З01235)="" s " lB " sj " s [Hosius Basias] (Gelzer, 171, X236). 2) σιος Δορτν (Gelzer, 73, VI76)=σιος Δορετν (Бенешевич, 28842)="" lTwrtwtn [Hosi[b]us Dorto[t]n] (Gelzer, 149, X47). Но значение этих списков пока еще не выяснено, и самое существование таких епископов неизвестных кафедр может подлежать сомнению. У архи–еп. Сергия. Полный месяцеслов Востока. 2–е изд. Владимир, 1901, упоминаются, кроме Осии пророка (17 октября) и «Осии исповедника, епископа Кор–дувийского» (27 августа), еще «Осия исповедник в Асмануе в Эфиопии, t ок. 500» (18 ноября) (I, 693, по Miiller. Allgem. Martyrologium, 1860) и «свв. мучч. Амвросий и Осий» (16 декабря) (II, 1, 386, на основании славянских святцев СПб. Публ. библиот. 51, нач. XVII в.). О необычности на Востоке имени «Осий» может свидетельствовать отчасти, напр., тот факт, что в армянском переводе списка никейских отцев " Οσιος принято за прилагательное и передано словом «святой»: «sanctus episcopus urbis Curdubae» (Gelzer, 186–187, cf. XXXIII). — На Западе, по–видимому, это имя потом не было популярно ввиду «отступничества» бывшего исповедника и великого защитника веры в его последние годы и резких инвектив против него по этому поводу не только люцифериан, но и такого авторитета, как св. Иларий Пик–тавийский. В Римской и вообще Западной церкви святым Осий не признается и в западных календарях имени его нет. Не так отнеслась к заслуженному сподвижнику св. Афанасия Великого в борьбе за веру, частью согласно со взглядом на него самого Афанасия, Восточная церковь. Память Осия в ней чествуется 27 августа, как исповедника. См.: Сергий, архиеп. II, 1, 259 (месяцеслов имп. Василия X в., месяцеслов при греч. апостоле XI-XII вв. Моск. акад., месяцеслов при греч. Евангелии XII в. Киевск. акад., минеи Макария XVI в.). Энергичную, но не удавшуюся попытку реабилитировать память Осия и достигнуть введения его почитания в Западной церкви предпринял некогда и написал для этого обширное сочинение испанец–иезуит Mich. Jos. Maceda. Hosius vere Hosius " Οσιος αληθς σιος (s. Athan.), hoc est Hosius vere innocens, vere sanctus, dissertationes II. Bononiae, 1790. (4°, XVI+495 pp.:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Афанасия в отношении и к римскому епископу Дионисию. Б) Взгляд св. Афанасия на отношения к римской кафедре I Вселенского собора. I) По словам римских богословов 1298 , на первом Вселенском соборе должен был председательствовать и председательствовал римский епископ Сильвестр в лице Осия: епископа кордубского, который был на соборе будто бы легатом римской церкви. – Св. Афанасий представляет дело не совсем так. Почти решительно свидетельствует он, что на I Вселенском соборе председательствовал действительно Осий. В одном месте св. отец спрашивает: «каким собором Осий не предводительствовал» 1299 ? А – в другом месте 1300 пишем, что ариане говорили императору Констанцию так: «он (Осий) и соборами предводительствует, и, когда пишет, его слушают везде, он и в Никее веру изложил, и об арианах везде провозгласил, что они еретики». Но, в то же время, св. отец дает почти решительное свидетельство и о том, что Осий председательствовал на I Вселенском, равно как после и на Сардикийском соборе, вовсе не как представитель римской церкви, – об этом св. отец молчит, – но как епископ «достигший глубочайшей старости, сделавшийся достойным всякого почтения и по возрасту, и по исповедничеству, и потому, что подъял он столько подвигов» 1301 . Эту мысль св. отец подтверждает, как всеми вышеприведенными выражениями своими, в которых он сопоставляет Осия с римскими епископами, и отдает ему преимущество перед ними, -так и нижеследующими. «Кто может вспомнить столько, сколько ариане сделали?! Ливерий, епископ Рима, – пишет св. отец 1302 , – «Павлин епископ митрополии гальской, Дионисий – митрополии италийской и Люцифер – митрополии островов присардинских и Евсевий из Италии, все епископы добрые и провозвестники истины, схватываются и отправляются в ссылку... А о великом и благовозрастнейшем и исповеднике, по истине Осии (праведном) излишне и говорить мне: конечно, всем уже известно, что и такого мужа они довели до ссылки. Ибо он не безызвестный, но более и гораздо более всех знаменитый старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Смута, вызванная выступлением Ария, расширялась. Имп. Константин Великий после своей победы над Лицинием в 324 г. стремился к гос. умиротворению. Разумеется, его взволновали церковные нестроения. По совету епископов, среди к-рых Евсевий Кесарийский пользовался особым на него влиянием, император предложил Александру и Арию примириться. С его письмом отправился в Александрию Осий Кордубский. На месте он убедился, что мир невозможен и необходимо принять решительные меры. Когда Осий разъяснил это императору, решено было созвать Всел. Собор, к-рый и состоялся в Никее в 325 г. Главными защитниками правосл. учения на этом Соборе были Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский , Осий Кордубский и св. Афанасий I Великий , бывший тогда в сане диакона. Во главе защитников Ария были Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский , Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский. Арианствующих, примыкавших к этой группе, было немного и полного единства убеждений между ними не было. Самой многочисленной была группа во главе с Евсевием Кесарийским. Евсевий исходил из того положения, что тайна происхождения Сына Божия от Бога Отца непостижима для людей, и поэтому не придавал важного значения возникшему спору и думал примирить православных и сторонников Ария таким символом веры, к-рый, по неопределенности выражений о лице Сына Божия, мог быть принят теми и другими. Первым на Соборе предложил символ с положениями крайней арианской группы Евсевий Никомидийский. В нем Сын Божий прямо назван был творением. Символ этот тотчас же был отвергнут. После этого выступил Евсевий Кесарийский с символом Кесарийской Церкви, составленным в таких неопределенных выражениях, что его могли подписать и православные и ариане. Император остался доволен этим символом, но сказал, что в нем следует добавить слово «единосущный» (μοοσιος). К внесению этого слова в символ расположили императора правосл. епископы. Оно сразу сделало неопределенный символ строго правосл. К символу добавлены были анафематизмы на отдельные арианские положения. Арий, Феона и Секунд не подписали ни символ, ни анафематизмы. Евсевий Никомидийский и Феогний подписали символ, но не подписали анафематизмы. Все они были отправлены в ссылку.

http://pravenc.ru/text/Арианство.html

К счастью для Александра Александрийского, ближайшим советником Константина был испанский епископ Осий Кордубский, человек православного образа мыслей. По Филосторгию, Александр, чтобы противодействовать Палестинскому собору, тайно посетил в столице Осия, внушив ему свое учение. Было ли это на самом деле – неизвестно. Во всяком случае, Осий привозил в Александрию послания Константина, где лично познакомился с ситуацией. Из Александрии Осий поехал, вероятно, на собор в Антиохию. До начала двадцатого века об Антиохийском соборе 324 ⁄ 5 г. ничего не было известно. Его открытие для науки объяснило некоторые детали в развитии спора, например, упоминаемое только блаженным Феодоритом отлучение Евсевия Кесарийского. В 1905 г. Эдуард Шварц опубликовал по сирийской рукописи послание 56и епископов Антиохийского собора к Александру, епископу Нового Рима. Немецкий историк А. Гарнак отказывался признавать подлинность этого послания. Однако профессор А. Спасский, а затем А. Бриллиантов и Дм. Лебедев доказали его подлинность, достоверность, восстановив важное звено в истории спора 12 . Послание адресовано епископу Александру. В надписании послания Александр называется епископом Нового Рима, т.е. Константинополя. В.В. Болотов считал, что на самом деле оно было послано к Александру Фессалоникийскому. Первая, председательская подпись под посланием была расшифрована Э. Шварцем как имя Евсевия или Евстафия. А. Бриллиантов предложил свою версию расшифровки – имя Осии. Однозначно решить этот вопрос сложно. Дело в том, что в это время епископ Антиохии Филогоний скончался. Новым епископом стал Евстафий. Быть может, он и был поставлен на кафедру этим собором. Во всяком случае, позднее он пострадает от ариан одним из первых. Послание Антиохийского собора говорит об отлучении Ария, Феодота Лаодикийского, Наркиса Нерониадского и Евсевия Кесарийского. Отлученным епископам собор дает время на покаяние до собора в Анкире. Позднее в Никее из 56-ти епископов этого собора было 48. Анкирского собора, о котором говорится в этом послании, история не знает, потому что вскоре было решено собираться не в Анкире, а в Никее, которая была ближе к Западу. Основные тезисы арианства, их мягкая и жесткая трактовки

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Маркелл Анкирский с его архаическим (всего более похожим на Ипполитово) учением о 2-м лице Св. Троицы, представлял собой исключительное явление в IV веке, и считать его типичным представителем «старших никейцев» едва ли основательно, тем более, что, защищая никейский символ, он избегал употреблять термин μοοσιος, следовательно, и для него этот термин был таким же, хотя и приемлемым, новшеством, как и для св. Александра и Евстафия. В каком смысле понимали этот термин Александр и Евстафий после 325 года, нам остаётся совершенно неизвестным, так как полемические сочинения св. Евстафия против Евсения кесарийского до нас не дошли, а о после-никейской литературной деятельности св. Александра мы и вовсе не имеем никаких сведений. Остаётся из числа вождей никейского собора Осий Кордубский. О нём св. Александр В. прямо говорит, что он «изложил никейскую веру» 72 . И есть все основания думать, что именно по его инициативе внесены были в никейский символ термины κ τς οσας и μοοσιος. Как богослов-писатель Осий нам совершенно неизвестен 73 . Однако относительно его, более чем вероятно, что он действительно был представителем того понимания никейских терминов, какое Цан приписывает всем «старшим никейцам»: он ведь был епископ западный, следовательно, тертуллианист в учении о Св. Троице, и именно поэтому он и настоял на внесении в никейский символ терминов, соответствующих тертуллиановским выражениям: ex substantia Patris и unios substantiae, и конечно, понимал их в смысле действительного нумерического единства существа в Боге, а в Св. Троице видел только три лица, а не три ипостаси. Но именно потому, что Осий был епископ западный, его и нельзя так же, как и Маркелла, считать представителем «старших никейцев». Вместо того, чтобы говорить о «старших» и «младших» никейцах, правильнее различать никейцев западных и восточных. Те и другие, несомненно, понимали никейские термины не совсем одинаково и держались неодинаковой терминологии в учении о Св. Троице, что подало повод к антиохийской схизме. И если Св. Афанасий В. в чём-либо сходился в западными, то это объясняется не тем, что он принадлежал к старшему поколению никейцев, а просто тем, что он долгое время жил на западе и освоился с западным понимаем учения о Св. Троице. В основе, однако, и он оставался оригенистом, а не тертуллианистом, и утверждать, будто μοοσιος для него значило то же, что μονοοσιος 74 , едва ли основательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Судя по всему, и по этому вопросу Зееберг пришел к определенному решению раньше, чем ознакомился с моей статьей. Не зная ничего ни о гипотезе А. И. Бриллиантова , ни о моих возражениях против гипотезы Швартца, Зееберг вполне согласился с Швартцем, что это был Евсевий исавропольский, и от себя дополнил его предположением, что этот Евсевий был interventor " ом, т. е. временным заместителем («местоблюстителем») антиохийской кафедры, и поэтому именно ему и предоставлено было первое место на соборе, который и созван был для избрания антиохийского епископа. Прочитав мою статью, Зееберг особенно заинтересовался упомянутым у меня 70 предположением А. И. Бриллиантова , что под «Евсевием» новооткрытого послания скрывается Осий кордубский, имя которого и в других сирских памятниках, как напр. в Liber chalifarum и в хронике Михаила сирийца искажено в «Евсевий». Но не совсем удачный подбор выражений у меня («Осий – носит имя Евсевия») подал повод к недоразумению: Зеебергу показалось, будто по предположению А. И. Бриллиантова Осий носил, как второе имя, имя Евсевий 71 , хотя сказанное у меня в скобках «(в сирском имена σιος и Εσβιος представляют величины взаимно заменимыя]» и устраняло кажется возможность такого недоразумения. Но сам Зееберг, и не поняв моих слов, но наведя справки в упоминаемых мною – со слов А. И. Бриллиантова – источниках, сделал из них тот, самый вывод, какой имел в виду и А. И. Бриллиантов , именно, что имя =σιος было ошибочно прочитано сирийцами, как =Εσβιος 72 . Но не решаясь принять эту гипотезу, Зееберг предлагает ее только на «размышление читателя», dem Nachdenken des Lesers. В разбор аргументации Зееберга за эту гипотезу не вхожу, так как она теперь обстоятельно мотивирована самим автором ее – А. И. Бриллиантовым 73 . Видит Зееберг – и по-видимому независимо от меня – и ту возможность, что имя «Евсевий» в заголовке новооткрытого послания – простая интерполяция 74 . Однако Зееберг и теперь более склоняется к мнению Швартца, что загадочный Евсевий есть Евсевий исавропольский, и подробно мотивирует то свое предположение, что этот Евсевий был чем-то в роде interventor´a антиохийской кафедры, и самый антиохийский собор 324/5 года созван был им для избрания нового антиохийского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010