Наиболее известное из таких мест – Осия 1:9. Вот как начинается книга Осии: И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. И пошел Осия и взял в жены Гомерь, дочь Дивлаима … и она родила дочь, и Бог сказал Осии : нареки ей имя Лорухама (что значит «непомилованная» ) ; ибо Я уже не буду более миловать народ Израил я , не буду прощать и х… И, закончив кормить грудью Непомилованную, она вновь зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми  (что значит «не мой народ» ) , потому что вы не Мой народ, и Я не  буду – ваш (ЭХЪЕ) . Похоже, что здесь перед нами опять-таки игра слов. С одной стороны: «Вы не мой народ и я не ваш Бог». С другой стороны – с аллюзией на Исх 3:14 – «Я не ваш ЭХЪЕ». Кажется вполне вероятным, что одновременное присутствие обоих смыслов входило в намерение автора. Итак, первый ответ на вопрос о том, каково имя Бога Моисеева был парадоксален: Бог отказывается назвать свое имя  ( Я есть тот, кто Я есть ). Второй ответ ( Так и скажи сынам Израилевым: Меня послал к вам «Я – есть» ) превращает этот отказ в имя собственное Эхъе («Я – есть»). Но это «окказиональное» имя собственное, оно существует лишь в контексте игры слов. За вторым ответом следует третий ответ: имя Бога – «Яхве». И еще сказал Бог Моисею: «Так и скажи сынам Израилевым: Меня послал к вам Господь (Яхве), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Третий ответ заменяет только что образованное «окказиональное» имя  Э хъе на хорошо известное имя Яхве , которое несколько тысяч раз встречается в еврейской Библии (в Синодальном переводе «Господь»). Эта замена опять же сопровождается игрой слов: имя Яхве созвучно глагольной форме йихйе «Он есть». Возможно даже, что имя Яхве и в самом деле происходит от более архаического варианта этой глагольной формы. Не все ученые согласны с такой этимологией; существует не менее десятка альтернативных этимологий главного имени Бога Еврейской Библии. Но сейчас для нас народная этимология, представленная в книге Исхода важнее научной: что бы ни думали современные лингвисты, автор Исх 3:14-16 явно связывал имя Яхве с глаголом «быть».

http://pravmir.ru/m-g-seleznev-esli-byi-...

Необычное истолкование слова соблазню находим у преподобного Ефрема: «Соблазню ее обещаниями пророков. Пророками обещано будет много хорошего, на самом же деле ничто не совершится» . По стилю (а порой и по содержанию) комментарии Ефрема к Пророкам так порой напоминают Таргум Йонатана ! У истолковывающего Септуагинту Кирилла – прямо противоположное объяснение. Александрийский святитель, как обычно, все объясняет в психологическом ключе: это не Израиль, а душа «соблазняется» милосердием Божьим: «Как от добродетели к пороку соблазняется душа, так точно, думаю, она может быть представляема как бы соблазненною, если удаляется от развращенных нравов, отвращается от собственной цели и уже не ходит излюбленною стезею. И как прежде пути ее с пользою преграждались терниями, чтоб она не владела своими любовниками, так и теперь, как бы стремглав низринувшись к смерти и погибели, она, по-видимому, соблазняется милосердием Божиим, будучи направляема к добродетели и воспринимая в ум и сердце свет истинного богопознания» . Легко соблазнить и увлечь за собой юную девицу. Но как сделать это со старой и разлюбившей женой, у которой в груди все давно перегорело, и от былого огня любви остались одни головешки и пепел, которая забыла своего мужа, давно и постоянно изменяя ему с любовниками? Но муж пытается разжечь в ее сердце это потухшее пламя любви. Чтобы заставить изменницу-жену вспомнить о былых отношениях и в надежде эти отношения возродить, он решает: …приведу ее в пустыню… Чтобы напомнить о былом. Когда-то в Синайской пустыне из разрозненной толпы бывших рабов, из угнетенного египетского быдла родился свободный и великий, избранный Богом для Себя израильский народ. Время «первой любви» Бога и Израиля – время исхода из Египта. Пустыня у Осии – романтическое место «обручения», заключения Завета, утвердившего когда-то совершенно особые и неповторимые отношения Господа с освобожденным и возлюбленным народом. В библейской поэзии время исхода и странствования по пустыне часто изображается как идеальный период – Пророки и Псалмы нередко вспоминают о нем с ностальгией. Вот как, к примеру, пророк Иеремия передает эту «ностальгию» Господа по времени, проведенном с Израилем в пустыне: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незаселенную» (Иер 2:2) . После Осии пройдут века, и по окончании вавилонского плена для иудеев (но увы, не для ассимилированных потомков северных колен) будет новый исход, и новая пустыня: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис 40:3); «Вот, Я делаю новое… Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне… Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой» (Ис 43:19-20).

http://bogoslov.ru/article/4784932

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ориген рассматривает также ответный на это аргумент иудеев христианам. Иудеи говорят, «что князь от Иуды еще пребывает, – именно тот, который служит начальником их народа и которого они называют патриархом» [там же]. И в рассеянии у иудеев был предводитель, а значит, мол, не оскудел у них князь от Иуды и вождь от чресл его. На это заявление Ориген возражает, приводя слова пророка Осии: Дние многи сядут сынове исраилевы, ни сущу царю, ни князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям ( Ос. 3:4 ). В синодальном переводе текст звучит так: Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. Для Оригена очевидно, что эти слова пророка Осии исполняются со времен Христа, а значит, и слова праотца Иакова следует относить к этому времени: «То, конечно, вполне несомненно, что с тех пор, как разрушен храм, – и с тех пор, как не приносятся жертвы, не существует жертвенник, и нет священства князья от Иуды, как написано, оскудели, оскудел и вождь от чресл его Дóндеже приидет отложенная ему» [там же]. Ориген , следуя Септуагинте, слово (Шило) приводит как определено ( πκειται) и поясняет, что со времени оскудения князя и вождя у Иуды «придет Тот, Кому определено, – т.е. (определено) царство». Отнятое у иудеев царство отлагается и определяется Христу-Мессии. В трактате «Против Цельса» Ориген пишет также: «Не отойдет князь от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет отложенное ему и Тот чаяние язычников. Действительно, пришел Помазанник ( Χριστς) Божий, Которому принадлежит отложенное, – Князь, о Котором говорят обетования Божии. И, очевидно, только Он один был предметом чаяния для язычников, всех, которые жили до Него, и, – скажу дерзновенно – были после Него. Ведь от всех народов произошли те, которые уверовали через Него в Бога, и на Его имени основали народы свою надежду» Против Цельса, кн. 1, п. 53]. Св. Киприан Карфагенский (III в.), говоря о том, «что язычники предпочтительнее [чем иудеи. – Г.Ф.]. уверуют во Христа» Три книги свидетельств против иудеев, кн. 1, п. 21], приводит в удостоверение слова праотца Иакова сыну своему Иуде ( Быт. 49:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ос 2:14-15) – это время исхода из Египта и странствования по пустыне. Этот период ностальгически описывается в его книге как то время, когда израильский народ был «невестой» Бога: «Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2:1). Но среди иудейского народа, как когда-то среди израильского, широко распространилось идолопоклонство, особенно во время долгого царствования Менаше (Манассии). Иеремия, духовный наследник Осии, напоминает иудеям о горьком опыте Израиля и предупреждает, что и с Иудеей может произойти то же, что с ее северной «сестрой»: «Когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер 3:8). Как видим, пророк метафорически изображает религиозный синкретизм и апостасию как прелюбодеяние. В других пассажах той же 3-й главы звучит: «Ты со многими любовниками блудодействовала» (Иер 3:1); «ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом» (Иер 3:13). Иудея, представленная в образе неверной жены, духовно «прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер 3:9), то есть совершала поклонение каменным и деревянным изваяниям. Вполне возможно, что, используя термин «камень» ( ), текст намекает здесь на маццеву ( ) – вертикально установленный камень, каменную стелу. Такие стелы использовались в земледельческих культах и символически представляли собой Ваала и его плодотворную силу. У Иезекииля, чьи пророчества прозвучали и были записаны уже в плену, супружеская метафора получает широкое развитие и подробно детализируется в пространных 16-й и 23-й главах, содержание которых, думаю, всем хорошо известно. Влияние матримониальных образов Осии и Иеремии на эти тексты несомненно, хоть они и написаны в иной тональности: высокая поэзия Осии и меланхолическая ностальгия Иеремии у Иезекииля уступают место исполненным гнева натуральным и брутальным аллегориям, с весьма реалистичными деталями.

http://bogoslov.ru/article/4872312

Отдельные аллюзии на пророчества из Книги прор. Осии обнаруживаются между Ос 14. 3 по LXX: «...и воздадим мы [Ему] плод уст наших» и Евр 13. 15: «...будем... непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст». Также отражение риторического вопрошания из Ос 14. 10: «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это?» - усматривают в словах из Иак 3. 13: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью». Слова из пророчеств О. «не Мой народ» (Ос 1. 9; 2. 23) находят отражение в обращении ап. Петра к язычникам, к-рые раньше были «не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр 2. 10). Слова о суде над сынами Израиля, когда, претерпевая наказание, «скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас»» (Ос 10. 8),- напоминают восклицания, к-рые в Книге Откровения вкладываются в уста царей и вельмож мира сего, к-рые, скрывшись «в пещеры и ущельях гор... говорят горам и камням: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца»» (Откр 6. 15-16). Кроме того, отдельные параллели в использовании схожей лексики обнаруживаются между Лк 23. 29 и Ос 9. 14, также Лк 23. 31 и Ос 9. 16. Книга пророка Осии в церковном предании и экзегезе древней Церкви Образ пророка Осии в церковном предании Никто из древних церковных экзегетов не рассматривал критически сведения относительно личности и времени служения О., к-рый, согласно библейскому свидетельству, пророчествовал «во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» (Ос 1. 1). Блж. Иероним, отмечая, что этот период должен занимать ок. 250 лет, дает именам всех упомянутых царей символическое истолкование, он единственный из древних комментаторов истолковывает имя Осия как «спаситель», замечая при этом, что имя отца О. переводится как «кладезя моего» ( Hieron. In Os. 1. 1). Только в Комментарии прп. Ефрема Сирина добавлено позднее апокрифическое предание, что О. происходил из Веелмофа в колене Иссахаровом ( Ephraem Syr. In Os. Praef.).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Святой Ефрем Сирин толкует это место (не отрицая, однако, и буквального, исторического его смысла): «Совершенного же исполнения сих слов Писания должно искать в те времена, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонение на мучеников. Ибо они то составили то семя, которое Бог посеял в последствии через Христа… Таково значение слова Изреель» 18 . Мессианское значение преподобный усматривает в и в заключительных стихах второй главы книги пророка Осии: «И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель» ( Ос. 2, 21–22 ). «Сие, – говорит святой преподобный Ефрем Сирин , – дано было иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой» 19 . Указание на будущие новозаветные события есть и в шестой главе книги пророка Осии, а именно – в начальных ее стихах: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 1–2 ). В буквальном смысле это предсказание можно понимать, как исполнение покаянным чувством народа в плену, в ассирийском рабстве, возвращение народа в кратчайшее время к Богу и через это – возвращение и духовное оживление евреев. В таинственном же смысле эти слова пророка являются указанием на будущее Славное Воскресение Христово, свершившееся после трехдневного пребывания Спасителя во гробе. Можно видеть, что пророки, таинственно пред-изображая евангельские события, нередко в историческом смысле говорили о будущем Израиля. Тому есть прямое объяснение: сам Израиль являлся прообразом Мессии. Замечательно об этом соотношении говорит Александр Павлович Лопухин в толковании на книгу пророка Осии: «…важнейшие факты истории Израиля пред-изобразили черты из земной жизни Мессии. Как должен умереть и воскреснуть Израиль, так умрет и воскреснет Мессия Христос» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Слова пророка Осии (приведенные под 16) прево­сходно комментируются дальнейшими: «и приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за полтора хомера яч­меня; и сказал ей: долгое время оставайся у меня; не блуди и не выходи замуж; так же поступлю и я для тебя» (3:2–3). Женщина, прелюбодействовавшая от мужа, бе­рется в сожительство пророком Осией на долгое время с обязательством не блудить за это время ни с кем посторонним и не выходить замуж. По–видимому, «приобре­тение» ее пророком сопровождалось получением развода от мужа и вступлением в подобранный (как бы брак на срок) союз с ним Осией. В течение этого срока она обязана была оставаться ему верна. Это библейское место может давать материал для теории бракозаключения, раз­вода и т. п.; но ведь не эти вопросы нас интересуют в настоящую минуту. Для суждения же о том, что такое прелюбодеяние, мы находим здесь непререкаемое свидетель­ство, что это – не противоестественный какой–либо порок и не удовлетворение похоти, обусловленное каким–либо половым уродством, а лишь половое сношение замужней жен­щины с посторонним мужчиной. Прелюбодейка оказы­вается способной к вступлению в новое подобобрачное со­жительство и к новому выходу замуж, чего не могло бы быть, если бы она была, согласно с мнением г. Розанова , гермафродитом или чем–либо подобным. Да и само сравнение прелюбодейства с отступлением сынов Израилевых от Иеговы показывает, что прелюбодеяние есть лишь простое нарушение супружеской верности и ничего более: будь иначе, было бы незачем вводить в понятие прелюбодеяния элемент неверности. Прирожденное урод­ство и неспособность к половому совокуплению есть перма­нентное состояние женщины, не могущее по произволу из­меняться, прекращаться и снова начинаться. Между тем супружество Иеговы с Израилем могло же состояться и долго существовать, прежде чем оно было нарушено служением другим богам, да и после оно опять возобно­вится: «потом обратятся сыны Израилевы и взыщут Го­спода Бога своего» и т. д. (3, 5). Такие выводы из символического действия Осии подтверждаются снесением с дан­ными 1 и 2 глав его книги: «Сказал Господь Осии: поди, возьми себе жену из блудниц и роди детей блуда... И пошел он, и взял Гомеру, дочь Давлаима; и она зачала и родила ему сына... И зачала еще, и родила дочь... Суди­тесь с матерью своей, судитесь о том, что она не жена Мне, и Я не муж ей, и чтобы она удалила блуд от лица своего и прелюбодеяние () от груди своей... И детей ее не помилую, потому что они дети блуда» (1:2; 8:6; 2:4,6). Никакой невозможности сопряжения, оплодотво­рения и даже деторождения у прелюбодеиц и блудниц, вопреки фантазиям г. Розанова , не оказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Так духовно исполнилось в церкви Христовой предвозвещенное пророками преображение мира. 5.8. Эсхатологическое толкование пророчеств Исаии и Осии о Христовом царстве мира на земле В раннем христианстве живо было эсхатологическое ожидание пришествия Христова с установлением им царства Божьего на земле. Это ожидание было созвучно иудейскому ожиданию тысячелетнего мессианского царства на земле. Позднейшие отцы всё более отходили от этого учения и таких ожиданий. В церкви это учение стало даже считаться хилиастической ересью, хотя ясных соборных определений по этому поводу так и не последовало. Опровержение хилиастического учения дано нами в Толковании на Апокалипсис Толк, на Апокалипсис, гл. 20 и Прилож. V и VI]. Но, поскольку некая загадка, имеющая открыться только по мере исполнения пророчеств так и остается, то приведем для полноты сведений суждения тех ранних отцов о грядущем царстве Христовом. Библейские тексты – пророчества Исаии (2,1–4; 11,1–11; 65:17–25), Михея (4:1–4), осии (2:18–19), а также св. Иоанна Богослова ( Откр. 20:1–7 ). В пророчестве Апокалипсиса сказано: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельства Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ( Откр. 20:4 ). Здесь отчетливо сказано, что первое воскресение относится к не принявшим антихриста (зверя), ни образа его, ни печати (начертания) его и только потом тысячелетнее царство Христово и, как видно из всего текста главы, имеющее осуществиться на земле. Видимо, именно этот текст заставлял так долго колебаться многих отцов в признании богооткровенности Апокалипсиса и включении его в канон священных книг Нового Завета. Толкования блж. Августина и св. Андрея Кесарийского , что всё это духовно происходит уже сейчас до воцарения антихриста, явная натяжка. Натяжкой является не утверждение о духовном царстве, а то, что всё тысячелетнее царство Христово будет до антихриста, хотя сказано, что оно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таково было начало отпадения от Бога, или по Осии, блужения! Очень может быть, что вначале Иеровоам не желал сего отпадения, думал поклоняться истинному Богу только под формой тельцеслужения, а потому установил совершать некоторые праздники, учрежденные Моисеем, на что указывает и пр. Осия ( Ос. 2:13 ). Тем не менее, тельцеслужение было самым гибельным установлением, источным началом всего последующего нечестия. Тельцеслужение, разлучив Израильский народ с Иерусалимским законным Богослужением и церковной Богоучрежденной Иерархей, весьма естественно отдаляло его от истинного Богопочитания, постепенно сближало с язычеством, более и более знакомило с последним, наполняло его духом, затемняло умы, омрачало сердца, сделалось так сказать, мрачным и зловещим облаком в душах Израильского народа между небом и землей, истиной и ложью, доколе не привело к явному решительному разрыву союза с Богом, к полному язычеству и самому отвратительному идолослужению. Сначала поставили идолов только в Вефиле и Дане, потом по указанию пр. Осии, мы видим идолов в Самарии, Галгалах, в Сихеме, в Вирсавии, в горах Галаадских, на Фаворе, на всех высотах, в рощах, под тенистыми деревьями – по всей земле Израильской. «И стали поступать (так описывает религиозное состояние Израильтян писатель четвертой книги царств) по обычаям народов (т.е. хананейских), которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и сделали себе изображения двух тельцов, и устроили себе дубраву и поклонялись всему воинству небесному (т.е. небесным светилам) 5 и служили Ваалу 6 , построили себе высоты 7 во всех городах своих, начиная со сторожевой башни, до укрепленного города 8 , и поставили себе статуи 9 и изображения Астарты 10 на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом; и стали совершать курения 11 на всех высотах подобно народам, которых изгнал от них Господь, и проводили дочерей своих чрез огонь 12 , и гадали и волшебствовали 13 » ( 4Цар. 17:8–17 ). Пророк Божий Осия говорит, что Израильтяне поклонялись не одному, а нескольким Ваалам ( Ос.2:13; 11:2; 9:10 ). Действительно, было несколько Ваалов; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010