Одним из символичных свидетельств воссоединения воинства и Церкви стало в день Святой Пасхи в Храме Христа Спасителя совместное молитвенное пение ансамбля песни Российской Армии и хора Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ. Говоря о взаимодействии между Церковью и армией, нельзя не отметить помощь, оказываемую воинскими подразделениями в восстановлении храмов и монастырей. Конечно, взаимоотношения с Министерством обороны являются наиболее интенсивными. Но и другие ведомства не остаются в стороне. Одной из важных вех во взаимодействии с Министерством внутренних дел стала в начале прошлого года закладка храма на территории штаба внутренних войск Московского округа. Основные работы по постройке этого храма планируется завершить в 1997 году. Взаимополезными мероприятиями стали проведенная в марте 1996 года в Академии МВД конференция " Духовность. Правопорядок. Преступность " и прошедшее в том же году совместное заседание Интерпола и Главного управления уголовного розыска, посвященное возврату икон и других ценностей, похищенных из храмов и музеев, а также предотвращению подобных краж в будущем. Священнослужители, трудящиеся в Отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, в дни церковных праздников посещают госпитали внутренних войск, где поздравляют раненых воинов, вручают им подарки и литературу духовно-нравственного содержания. Особое внимание следует обратить на работу Церкви с Главным управлением исполнения наказаний МВД России. Благодаря открытости подхода руководства Управления к проблемам воспитания лиц, находящихся в заключении, в местах лишения свободы сегодня действуют православные храмы, часовни, молитвенные комнаты. Около 30 храмов готовится к освящению. Анализ почты из мест заключения свидетельствует о великом значении храма в деле духовной поддержки и исправления заключенных. Присутствие священника весьма позитивно сказывается на нравственной атмосфере в среде узников: снижается количество правонарушений, учащаются явки с повинной.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Из описи Покровской церкви 1856 года мы имеем возможность представить не только внешний, но и внутренний вид храма, где сказано, что " каменное одноэтажное молитвенное здание имело размеры: длина - 15 сажень, ширина - 5 сажень, высота - 8 сажень, а с колокольней - 11 сажень. Площадь церковной ограды - 24x44 сажени. В теплом Покровском приделе находилось шесть окон с железными решетками, в холодном Ильинском - девять. Пол в приделах деревянный, а в паперти - каменный. В церкви имелось два паникадила: в Ильинском приделе - медное с 12 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в три ряда, весом 2,5 пуда, подаренное в 1855 году купцом Григорием Чмутиным и Евграфом Войновым; и в Покровском - медно-посеребренное с 14 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в два ряда. Их вес - 1 пуд. Икон: в Ильинском приделе: в алтаре - 6, в иконостасе - 30 и храмовых - 12; в Покровском: в алтаре - 4, в иконостасе - 25 и храмовых - 18 " . 26 июня 1864 года церковным старостой Ильинской церкви Алексеем Григорьевичем Глазковым направляется прошение архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму II (Успенскому) с просьбой о замене деревянной ограды на каменную. Она виделась с трех сторон огражденной железными решетками, а на четвертой - с каменной кладовой в виде часовни. Как свидетельствует опись за 1895 год, каменная ограда к тому времени уже существовала. В 1884 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия (Левитова) на средства пароходовладельца Ивана Ивановича Игнатова и прихожан заложен с северной стороны храма и построен 5 июля того же года новый Покровский придел, а прежний объединен с Ильинским пробитой аркой. Освящение состоялось 5 июля 1886 года. 25 января 1893 года в Покровском приходе открывается церковно-приходская школа, в которой обучались 12 мальчиков и 3 девочки. Обучение проходило в просторном двухэтажном здании, где помимо трех больших классных комнат, вмещавших до 125 учеников, находилась и квартира священнослужителя Ивана Гавриловича Грифцева.

http://sobory.ru/article/?object=03057

«Общее дело» – помочь нашим душам Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край В древности на Руси храмы ставили «всем миром» – всеми жителями деревни или нескольких небольших деревень. А где не было возможности построить храм, в такой деревне ставили часовню. Так каждое поселение в старину было освящено присутствием храма или часовни. Но прошли годы, десятилетия советского и постсоветского периода. Деревни русского севера опустели, и теперь только присутствие храма посреди полуразваленных строений Архангельского края напоминает о том, что здесь когда-то жили люди. И не просто жили, но жили хорошо, сытно, богато и с молитвой. Остатки двух- и трехэтажных деревянных домов, целых деревень с 7-комнатными жилищами говорят о том, что в Онежском районе, где побывала наша экспедиция, жили зажиточные крестьяне. Они добывали соль для Соловецкого монастыря, торговали лесом, ягодой, рыбой, выращивали пшеницу, разводили скот, сами производили все необходимое для бытовых целей и снабжали этим своих детей. В наши дни отпала необходимость самим изготавливать себе одежду или посуду, не добывается соль, в былых объемах не ловится рыба и уже редко можно встретить собирателей ягод. Все, что дает природа усердным труженикам, ныне проще купить в супермаркете. Уезжает из деревень молодежь, а сами поселки зимой пустеют и только летом наполняются за счет приезжающих дачников. Между поселками реже стали ходить автобусы, а по реке Онега уже не ходит катер межпоселкового сообщения. Жителю Москвы трудно даже представить, что в XXI веке в Онежском крае можно встретить деревни, к которым не идет дорога, нет мобильной связи, нет колодцев с водой и нет электричества. Жители деревни Пияла берут воду из реки. В Каменном нет электричества, а в Мондино «из внешнего мира» можно попасть только на моторной лодке. Может возникнуть вопрос: как там до сих пор живут люди? Неужели они одичали? Нет, не одичали, но – да, действительно живут, и живут очень хорошие люди. Многие из тех, кто пьет, уже «допивают свой век» и обретают себе место в могиле. Остаются те, кто любит родную землю и умеет на ней трудиться. Как говорят местные жители, в деревне сейчас не пропадешь: если умеешь делать хоть что-нибудь – будешь жить неплохо. Работу себе найдет и столяр, и каменщик, и электрик, и агроном, и фельдшер. Найти себя здесь сможет и бывший моряк, и бывший сантехник. Лишь бы край он этот любил и хотел трудиться.

http://pravoslavie.ru/55052.html

Пестрота разноцветных платьев всех сословий мужчин и женщин, разъезды разных экипажей по улице и группы разных богомольцев доставляли нагляд­ный эффект, а священники в полных, блестящих облачениях лучших своих риз, идущие в порядке за крестный ходом, довершали это великолепное зрелище. Когда сошлось все духовенство, то иконы все, были размещены на приготовленных местах будущих престолов. Священники же с дьяконами и причтом своим стали в два ряда напротив ам­вона, пред которым на приготовленном столе блистала серебряная чаша, напол­ненная водою для освящения: кругом все­го места обступил народ всех званий и, в ожидании 3-го крестного хода, подходил к чашам трех престолов, в кои кладя посильные жертвы от своих трудов и усердия, подходили также и к столу, на коем лежали Крест и Евангелие, поклоняясь оным приносили в жертву деньги, ладан и свечи, напоми­ная собою волхвов, приносящих смир­ну, злато и Ливан к рожденному Спа­сителю, а в часовни, где были иконы Угодников, в честь коих должен был закладываться храм. Крестьяне сне­сли 25 пуд печеного хлеба, более 1000 аршин холста и несколько разных платков и полотенец. В устроенные же кружки для доброхотных дателей поло­жено было до 300 рублей серебром денег. И из этих жертв одна была всех замечательнее; какой-то еврей, про­езжая мимо из г.Орла, видя такое сте­чете народа, множество священников в полном облачении и стоящих людей с образами в руках, будучи заинтересован такой неожиданной себе встречей, спросил у богомольцев: что это значить? Узнав о закладке храма в признатель­ность Государю Императору—Освободите­лю христиан от крепостной зависимости, созидаемого трудами крестьян, тот час подошел к часовне и пожертвовал 75 коп. сер.. что многих удивило и более подвинуло к усердию. Вскоре затем показался и Преосвя­щенный, а за ним и крестный ход из церкви села Алексеевского: народ снова зашумел, снова засуетился. Какой восторг! Какая радость просияла в этот раз на лице крестьян-храмостроителей,— что наступает час закладки храма по их желанию! Владыка, благословляя всех проездом, отправился в дом, где не успел еще докушать предложенного ему чая, как третий крестный ход из села Алексеевского присоединился К первым двум ходам, а за ним подошли и все бывшие там богомольцы, желая службу Преосвященнаго видеть и при закладке.

http://sobory.ru/article/?object=10002

189 На обязанность полиции возлагается, – в случае происшедшего пожара, производить дознание, от какой причины пожар произошел, случайно ли, от неосторожности, или с умысла, и о всем случившемся доносить начальнику губернии, с подробным обозначением, сколько чего сгорело (т. XIV Уст. о пред. и прес. прест. ст. 324, по изд. 1876 г.) 190 Церкви, часовни и т. п. здания не могут быть привлекаемы к обязательному земскому страхованию; прием же оных на страх в земство по добровольному страхованию зависит от взаимного соглашения духовного ведомства с подлежащим ведомством (Син. ук. 1881 г. 13 февр, – 12 март. 456). 191 Епарх. власти не иначе могут приступать к поправкам, переделкам и уничтожению памятников старины, как по соглашению с одним из ближайших истор. или археолог. обществ – Сп., Моск. и Одесск. (Опр. Св. Син. от 20 дек. 1878 г. – 9 янв. 1879 г. 2236). 192 Великое освящение церкви совершается и в случае осквернения храма от насилия языческого или еретического (Учит. Извест.). Об освящении новосозданного или обновленного храма должен быть составлен акт в двух экземплярах, из которых один представляется в Консисторию при рапорте благоч. Об освящении церкви, а другой оставляется для хранения в церковном архиве или в самой церкви. Акты эти могут быть составлены следующим образом: «188... года месяца такого дня. По благословению преосвящ. NN новосозданный или обновленный тщанием прихожан или таких-то лиц храм, или придел во имя такого-то святого в селе таком-то (или городе таком-то) такого-то уезда освящен по чиноположению Церкви благочин. (или протоиер.) священником таким-то с нижеподписавшимися священнослужителями. Затем следуют подписи участвовавших в освящении прот., свящ. и диак. Внизу прикладывается печать церкви. (Расп. Пенз. Преосв. в Пенз. Еп. Вед. 1881 г. 21). 193 При прошениях или на прошениях о починках или покупках церковной утвари на сумму свыше 50 руб. должны быть удостоверения благочинных в действительной необходимости того или другого расхода, и в возможности употребить известную часть церковной суммы без ущерба для других существенных нужд церкви и без ослабления средств ее до невозможности установленных % взносов со свечной и кошельковой сумм (Опр. Кавк. Кон. в Кавк. Еп. Вед. 1878 г. 4, Опред. Киевск. Конс. 1879 г. июл. 6–9 дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Адрес московского дворянства свидетельствует о сложившемся в русском обществе представления о личности Муравьева, о историческом значении и масштабе «русской идеи», политически реализованной в Северо-Западном крае России. К концу XIX в. ушли из жизни многие сотрудники и соратники графа. Личности и события 1863-1865 гг. из живых воспоминаний современников становились историей. Поэтому изваянному из бронзы Муравьеву предстояло стать символическим напоминанием об эпохе, которая явилась поворотным пунктом в судьбе западных окраин России - Литвы и Белоруссии. За это время был разгромлен региональный польский сепаратизм, сохранена территориальная целостность России, созданы социально-экономические и религиозно-культурные механизмы модернизации региона и интеграции его в состав России. Это был впечатляющий пример эффективного сочетания имперской и национальной политики, неразрывно связанной с личностью графа Муравьева. 6. «Место памяти» Муравьева и «конфликт памяти» Создание Михайловской часовни и Михайловского храма-школы, сооружение памятника, его освящение, церемония открытия и последовавшие за этим торжества положили начало официальному строительству «места памяти» М.Н. Муравьева. В Вильне это место обрело сакрально архитектурную и монументальную форму, свой функциональный и символический смысл. Его функциональность была порождена актуальными политическими причинами. Во-первых, не исчезла необходимость защиты неофициальной памяти Муравьева от возможных перемен в региональной политике империи, о чем недвусмысленно свидетельствовал недавний опыт «потаповщины». Во-вторых, сохранялась традиционная угроза регионального польского сепаратизма и католической экспансии среди православных. Бронзовый Муравьев предупреждал о суровом возмездии, которое неизбежно настигнет тех, кто посягнет на целостность России, русскую идентичность края и православную веру его населения. В-третьих, предупреждение было адресовано и новым политическим врагам Российского государства. В конце XIX в. на западных окраинах империи появились социалистические и социал-демократические партии, которые под классовыми и национальными знаменами продолжили борьбу за расчленение России, начатую польскими мятежниками в 1830-1831 и 1863-1864 гг. К открытию памятника Муравьеву находящиеся в подполье Литовская социал-демократическая партия и Польская социалистическая партия выпустили пропагандистские листовки, которые распространялись в Вильне на литовском и польском языках.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/22/...

Известно, что византийцы использовали священные тексты в качестве оберегов, официально признанных, разрешенных христианских защитных средств, филактериев, и это было давней традицией, отражавшей веру в силу слова 650 . Две могилы размещались по сторонам десятигранной купели, причем в одной из них, покрытой массивной известняковой плитой (2,11 х 1,24 х 0,28 м), лежало множество лавровых листьев, очевидно, из подушечки, какие клали под голову умершим (рис. 265) 651 . Все это свидетельствует о важности погребенных здесь лиц, скорее всего, из числа настоятельствовавших и освященных монахов или монахинь, великосхимников, священников, причетников, коих полагалось по чину православного погребения помещать ближе к алтарю и святым местам 652 . Такая практика устройства «привилегированных могил», скорее всего, клириков высокого ранга, в помещении крещальни не может рассматриваться как исключение, поскольку во время раскопок 1877 г. на месте купели баптистерия около Уваровской базилики тоже была обнаружена могила из каменных плит, а другая, такая же занимала половину южной апсиды 653 . Две могилы (одна с одиночной, другая с двойной ингумацией и монетами с «ро») находились и под кирпичным полом баптистерия пятиапсидного храма XI–XIII вв. 654 . Подобные случаи размещения гробниц под полом крещальни, непосредственно рядом с купелью, известны и за пределами Херсона, например, в ранневизантийских баптистериях Восточного Причерноморья (Цандрипшская крещальня) или в баптистерии-мартирии эпохи Юстиниана I в сирийском Сергиополисе (Ресафе), где купель восьмигранной формы тоже была расположена в апсиде, и, следовательно, правило, запрещавшее хоронить в крещальнях, соблюдалось непоследовательно 655 . Вообще, соседство в одном сооружении баптистерия и мемориальной часовни или мартирия являлось обычной чертой раннехристианского строительства, поскольку христианская мысль проводила очень выразительную символическую параллель между крещением и смертью 656 . Следовательно, херсонский мартирий («часовню Б») не было нужды превращать в баптистерий в некий гипотетичный «второй строительный период» 657 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Нет, — верно! Завтра они приедут к вам " . На другой день, действительно, указ был мне вручен. Вот его текст: Преосвященному Евлогию, бывшему Архиепископу Волынскому и Житомирскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священного Синода слушали: предложение Святейшего Патриарха, от 14/27 января сего года, о возведении Вашего Преосвященства в сан Митрополита с пожалованием Вам белого клобука и креста на митру, во внимание к тридцатилетней (в том числе 20-й год в архиерейском сане) отлично-усердной службе Вашей, неустанным заботам и трудам по воссозданию Холмщины, ходатайству иерархов Украинского Священного Собора в 1918 г. и к высокому положению Вашему как заведующего западноевропейскими русскими церквами. ПОСТАНОВЛЕНО: Согласно настоящему предложению Святейшего Патриарха, Ваше Преосвященство, во внимание к тридцатилетней отлично-усердной службе Вашей и другим отмеченным в предложении Святейшего Патриарха обстоятельствам, возвести в сан Митрополита с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре. О чем уведомить Ваше Преосвященство. Января 17/30 дня 1922 г. Член Священного Синода, Архиепископ Серафим. Делопроизводитель Н. Нумеров. На Пасхе я получил трогательное письмо от Патриарха. Начиналось оно с поздравления с Новым годом… затем текст обрывался, и продолжение письма было уже на другой странице. " Начал писать Вам на святках, а кончаю перед Пасхой… а тем временем мы Вас возвели в сан митрополита… " — писал Патриарх. Далее следовало поздравление " Христос Воскресе! " и сообщение о здоровье и судьбе некоторых иерархов в России. В Крестопоклонную всенощную князь Ширинский-Шихматов поднес мне на блюде белый клобук. Я надел его, сказал " слово " , в котором отметил символику события, совпавшего с началом Крестопоклонной недели… На Пасху я уехал в Париж. Мысль о переезде окончательно созрела. Я жил, как и в прошлые приезды, у настоятеля протоиерея Смирнова. Предназначавшуюся для меня квартиру уже приводили в порядок: мыли, чистили, ставили печки, унесли сложенные там вещи… После Пасхи я вернулся в Берлин, но вскоре вновь выехал во Францию. На этот раз в Париже не задержался, а поехал в Ниццу, на освящение на местном кладбище храма, переделанного из часовни. В Ницце я почувствовал сильное недомогание, у меня появились некоторые симптомы так называемой maladic de Meniere: начались припадки рвоты, головокружение, тошнота и другие болезненные ощущения. Я поспешил вернуться в Берлин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

- Батюшка, а может лучше вообще обходить религиозные темы с такими людьми? - Ну, если возникает спор, то, конечно, не надо. Немощного в вере, а баптиста можно воспринимать только как то принимать без споров об истине, с отеческой любовью и теплотой. Я лично очень хорошо к баптистам отношусь, у них много достоинств. Большинству православных я бы посоветовал у баптистов кое - чему поучиться. - Может ли механическое упражнение йоги, без медитации для укрепления мышц, повредить духовному состоянию? - Думаю, нет. Но с другой стороны, это все зависит от человека. Я думаю, если бы я занимался, что затруднительно с моим животом, то мне бы не повредило. Все от человека зависит -один рюмочку выпьет, и ничего, а другой выпьет рюмку - и буянит. Все мы разные. - Как правильно использовать земельку освященную с могилки преподобного? Некоторые говорят - возьми, помогает. - А не бывает освященной земельки. На память приносят. А так я не знаю. У нас в церковном обиходе не написано, что с этим делать. Я не в курсе. Вот у меня есть, например, кусочек штукатурки я храню, осыпалась от часовни Ксении Петербуржской. Тогда она еще не была прославлена, я как съездил в Петербург и взял себе на память, и вот храню. Или у меня еще хранится кусочек керамики, которой выстлан пол храма, где мой прадед служил, в селе Знаменское. Вошел в этот храм-выбиты окна, нет купола, и пол такой частично утраченный. Я и взял себе этот камушек. Вот как приятно, что мой прадед ходил по этому полу! Ну, для меня это святыня, а он сейчас прославленный человек, но это не значит, что его надо грызть и глотать. - Дорогой отец Димитрий, по срокам кончины можно ли канонизировать Патриарха Алексея I? Можем ли мы, миряне, помочь приблизить это? - Я думаю, нет. Это со временем выявится. У нас сейчас вокруг канонизации возникает какой - то ажиотаж. Что такое канонизация? Это прославление. Патриарх Алексей I прославлен на весь мир. Придет время - будут чудеса на его могиле. Это процесс естественный. Сходу этого не бывает. - Батюшка, как не впасть в нерадение и преодолеть охлаждение к молитве после поста, если в пасхальные дни ощущаешь радость и некую расслабленность?

http://radonezh.ru/text/neredko-batyushk...

Все надписи на венках только в слабой степени передают его доблести и достоинства. Достоин он венков полководца, венка государственного деятеля, но главнее всего, прежде всего, подобает ему один венец - венец, как совершенству по доблестям человека, насколько совершенство может быть и достижимо на земле» Использованная литература: 1. Шаховской Л.В. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 139 - 140. 2. П.Д. Паренсов. Из прошлого//Русская Старина. 1907. 10. С. 27 - 44. 3. Марта 19. Рапорт 2 флигель-адъютанта И. В. Гурко Александру II из Самары о спокойствии крестьян после обнародования Манифеста 19 февраля//Крестьянское движение в 1861 году после отмены крепостного права. Части I и II. Донесения свитских генералов и флигель-адъютантов, губернских прокуроров и уездных стряпчих. М.-Л. 1949. (АН СССР . Институт Истории). Отд. XXVIII. Самарская губерния. С. 194 - 202. 4. [Прощальный] Обед г. генерал-губернатору//Одесский Вестник. 1883. 133 (18 июня/30 июня). С. 1- 2. [«…А.М. Бродский упомянул о чувстве признательности еврейского населения г. Одессы к г. генерал-губернатору, во все время пребывания которого в нашем городе ни разу не имели место прискорбные беспорядки, направленные против одной части городского населения. Гласный Перельман, от имени миллионов евреев благодарил г. генерал-губернатора за его деятельность, за заботы о спокойствии еврейского населения. Г. Потоцкий приветствовал И.В. Гурко как деревенский житель, приехавший в город, чтобы присутствовать на обеде. В каждой деревенской избушке, сказал г. Потоцкий, находится портрет славного военного деятеля, г. генерал-губернатора. Там, в деревне, Балканы и И.В. Гурко сделались синонимами!..»]. 5. Во время праздников Пасхи// Одесский Вестник. 1882. 69 (1/13 апреля). С. 1. 6. Пасхальная неделя в Одессе//Одесский Вестник. 1882. 73 (6/18 апреля). С. 1 - 2. [«Пасхальная неделя в Одессе прошла весьма тихо. Благодаря принятым администрацией мерам по охране порядка в городе, еврейское население Одессы, несмотря на разнесшиеся сенсационные слухи о готовившихся против него беспорядках, было гарантировано от возможности повторения прошлогоднего погрома; усиленные патрули постоянно расхаживали по городу, зорко следя за всеми сборщиками на улицах…»]. 7. П.Д. Паренсов. Из прошлого//Русская Старина. 1907. 6 (июнь). С. 571 - 575). 8. И.В. Гурко. Воззвание//Московские Церковные Ведомости. 1893. 24 (25 июля). С. 80 – 81. (То же: Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. 11 (1/13 июня). С. 169 - 170. И мн. др.). 9. [От Высочайше утвержденного Комитета по постройке собора]//Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1895. 1 (1/13 января). С. 1- 2. 10. К истории православного собора в Варшаве - освящение часовни//Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. 13 (1/13 июля). С. 199 - 200. 11. Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894 года//Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. 17 (1/13 сентября). С. 277 - 281.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010