Еще новая причина раздельности двух молитв находится в их содержании. Две совершительные молитвы, применительно к сущности Елеосвящения, имеют, в своем содержании, и общую основу и свои частные особенности, так что они не повторяют одна другую. Общее у них – это моление о благодатном освящении елея: в первой –  Сам, Владыко, освяти елей сей , во второй – ниспосли св. Твоего Духа и освяти елей сей. Особенное же у каждой молитвы – это, как мы показали выше, прошения: в первой молитве о том чтобы помазуемые освященным елеем получили исцеление и избавление от всякого зла, во второй – чтобы помазание св. Елеем даровало недужному совершенное избавление грехов его, в наследие царства небеснаго. Это различие двух молитв соответствует двум обетованиям таинства: об исцелении от болезней и отпущении грехов.             Но обе совершительные молитвы соединены воедино призыванием единого Бога, Отца и Сына, и св. Духа, для освящения елея и для усвоения ему благодатной силы, как это явствует из заключительных славословий каждой молитвы. б) О различии образа освящения елея в таинстве от освящения его в установлениях обрядовых Между Елеосвящением, как таинством (sacramenmum), u блarocлobehueм елея, как церковным обрядом (ritus), имеется в их чиносовершениях существенное различие. 1) По самому положению чинов. Обрядовые благословения елея входят, как части, в состав других сложных чинов, напр., крещального, всенощного богослужения, и, имея подчиненное значение, служат их целям. «Последование» же св. Елея есть богослужение отдельное, самостоятельное, и имеет свое собственное назначение и свою цель: исцеление болезней и отпущение грехов. 2) По объему чинов. На освящение елея, в крещальном чине и на всенощных бдениях, положено лишь по одной краткой молитве. В таинстве же Елеосвящения устроен целый разнообразный чин поспешествуемых (усердных) молений. Как выше изъяснено, он состоит из ектении, совершительной молитвы, тропарей к Господу, апостолам, святым, пресв. Богородице, из чтения слова Божия – апостола и евангелия, из сугубой ектении и второй молитвы совершительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

При свойственном вообще славянским рукописям стремлении быть верными греческим оригиналам можно полагать, что это замечание могло быть и в греческих рукописях и, следовательно, обычай зажжения свечей мог быть греческого происхождения. В более поздних списках чина елеосвящения южнославянского происхождения упоминание о свечах заносится и во вводные наставления и, притом, наряду с «ужжецами». Так, в рукописи Московской Синодальной библиотеки 373 171 читаем: «...и поставеть кандило и седмь оужижьць ...и дасть свещоу всемь поповомь...» Свечи зажигались в начале совершения таинства, а «ужжецы» – на освящении елея. Из рукописей южнославянского происхождения наставления о свечах и ужжецах – светильнях – иногда заносились и в чины елеосвящения русского происхождения 172 . Относительно судьбы возжжения светилен при совершении таинства св. елея 173 нужно заметить следующее. Уже постановлением свечей наряду со светильнями в некоторой мере предрешалась судьба последних. И действительно, светильни постепенно исчезли из чинов елеосвящения. Лишь Филаретовские и последующие до-Никоновские издания требника остаются верными Киприановой редакции чина елеосвящения и вместе с последней указывают зажигать только «светильнице» (светильню), правда, не на первоначальном своем месте, т.е. не на освящении елея, а на чтениях из апостола и евангелия. Никоновское издание требника принимает одни свечи, зажигавшиеся в начале чина. Вместе с Никоновским изданием требника и современный чин елеосвящения упоминает лишь об одних свечах, вытеснивших собою первоначально употреблявшиеся светильни. Орудия для помазания Относительно орудий для помазания мы не располагаем подробными сведениями. В древнехристианской церкви при практиковавшемся способе возлияния елея на тело помазуемого вопрос об особых орудиях для помазания сам собою отпадал 174 . Но с течением времени, когда возлияние елея должно было уступить место распространившемуся помазанию больного елеем, орудия помазания должны были получить свое место в чине елеосвящения. Обращаясь к греческим рукописным сведениям, мы встречаемся здесь с такими глухими замечаниями: «и взяв от святого елея, помазует болящего» или «помазует святым елеем». Это систематическое отсутствие указаний в рукописях на особые орудия для помазания дает право полагать, что помазание совершалось одним или двумя перстами священника. Сюда можно присоединить и некоторые другие данные. Например, мы читаем в стихире, помещаемой в современном чине в конце молебного пения: «Помазанием елея Твоего и священников прикосновением (παφ)». Последнее слово более понятно при предположении помазания перстами священника. Правда, впервые упоминание о данной стихире мы встречаем в чинах елеосвящения 13 века, но так могло обстоять дело и в гораздо более раннее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Но как автор рассмотренного чина выполнил свою задачу, каким содержанием он заполнил схему и последования таинства и служб, соединившихся с ним? Рассмотрим сперва содержание последования таинства по его главным частям, отмеченным нами выше. Так, если приготовление елея, выполнявшееся каждым пресвитером с произнесением возгласа «Благословен Бог наш» не возбуждает недоумения, то этого нельзя сказать об освящении елея. Процесс освящения елея производит здесь странную картину. Именно, по совершении последним пресвитером влияния елея в сосуд произносилась великая ектения: Миром... О свышнем... О мире... О еже проститися нам... О еже избавитися... И пресвитер читал первую молитву над елеем «Боже великий и дивный», составляющую теперь продолжение первой молитвы на евангельских чтениях, кончая словами «через освящение его хотящего навестися»; после этого пресвитер дул на елей, знаменовал его перстом своим и читал вторую молитву «Буди, Господи, елей этот», – теперь конец той же первой молитвы на чтениях. И далее продолжалась ектения: Заступи, спаси... О еже милостиву... О здравии, спасении и отпущении грехов... О еже услышати Господу Богу глас... О приносящих службу сию о здравии, спасении... О рабе Божием и о воздвижении его... Помилуй нас Боже... Господи, помилуй (40 раз). Пресвитер произносил третью молитву над елеем «Боже великий и вышний», – теперь начальную часть второй молитвы на евангельских чтениях. Чтобы понять это освящение елея, нужно принять во внимание, что оно представляет собою в значительной части процесс освящения елея в чине крещения. В последнем тоже произносилась великая ектения, читалась молитва над елеем, по окончании которой пресвитер дул на елей, знаменовал его и читал вторую молитву над елеем. Автор рассматриваемого чина процесс освящения крещального елея внес в последование елеосвящения, присоединив лишь к двум крещальным молитвам 271 третью, первоначальное назначение которой, возможно, что было и для чина св. елея, и снабдив ектению прошениями о болящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Приняв таков предположение, весьма легко уже будет объяснить, почему общее маслоосвящение приурочено именно к Великому четверку и субботе: на Востоке днем торжественного воссоединения с Церковью лиц, приносивших публичное покаяние, как и крещения оглашенных, по преимуществу был день Пасхи, или вернее, канун Пасхи – Великая суббота, а на Западе более употребителен был обычай совершать воссоединение кающихся в Великий четверток, что, вероятно, практиковалось и в некоторых восточных церквах. Приурочение общего маслоосвящения к указанным дням есть, очевидно, воспоминание об этих древних сроках воссоединения с Церковью кающихся, а самое маслоосвящение – видоизмененный с течением времени обряд помазания кающихся елеем покаяния, символически напоминавшим елей блудницы, помазавшей ноги Иисуса и получившей отпущение грехов. Будучи в начале чисто символическим обрядом, общее маслоосвящение с течением времени, вследствие затемнения его первоначального смысла, изменилась до того, что приняло вид таинства елеосвящения. Такая перемена будет понятна, если принять во внимание существование в древней восточной Церкви обычая освящать перед Пасхой особо елей для больных, подобно тому как, по весьма вероятному предположению, существовал обычай освящать елей для помазания оглашенных особо, вне чина крещения. В Западной церкви и в настоящее время в Великий четверток в связи с освящением мира совершается освящение елея для оглашенных (oleum cathechumenorum) и елея для больных, принимающих таинство елеосвящения (oleum infirmorum). Этот обычай в Западной церкви – весьма древний: от VIII в. там сохранились вполне уже сформированный чинопоследования освящения мира и елея в Великий четверток. Правда, на существование в древности на Востоке особого и принаровленного к определенному сроку освящения елея для больных нет почти никаких указаний, но тем не менее некоторые считают возможными признать существование этого обычая, объясняя отсутствие нужных указаний отчасти тем, что освящение елея этого рода (равно как и особое освящение елея оглашенных) весьма рано вышло из употребления, частью же тем, что в древности, как отчасти и ныне оба эти елея различались между собой не способом своего освящения, а только способом употребления, так что свидетельства, относящиеся к освящению одного, могут быть относимы и к освящению другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Итак, в период от IX до XV в. с последованием таинства елеосвящения происходит следующее: Последование св. елея расширяется чрез присоединение к нему девятипесенного канона. Расширение касается впрочем, сначала только первой его части – освящения елея, последняя же – помазание елеем остается, в сущности, в прежнем виде. Канон (по барберинову списку) сливается с молением над елеем и вся эта часть последования представляет вид всенощного бдения, предшествующего литургии, во время которой совершается помазание больного елеем – при повторении семи уже прежде прочитанных молитв. В более позднее время (XIV-XV в.) канон отделяется от освящения елея, а помазание больного получает широкий объем, так что все последование представляет три отдельных части: канон, освящение елея и помазание елеем. В это время в последнюю часть – в помазание елеем входит чтение семи апостолов и семи евангелий, хотя и не по всем памятникам (у Симеона Солунского семи апостольских и евангельских чтение не полагается); сюда же входит и чтение семи молитв помазания, как молитв отдельных и отличных от других молитв последования. Семь молитв помазания, хотя встречаются и в более раннее время (барберинов список), но так как прежде они составляли повторение семи молитв, произносимых при освящении елея, то нужно полагать, что в качестве совершенно отдельных молитв они окончательно вошли в употребление только вместе с семикратным чтением апостола и евангелия (у Симеона Солунского как нет последних чтений, так нет и первых, т. е. семи молитв помазания). Из молитв, существующих в нынешнем последовании св. елея, древнейшими оказываются: первая наша молитва на освящение елея („Господи, милостию и щедротами”, третья молитва при помазании больного („Владыко Вседержителю, святый царю, наказуяй») и, наконец, молитва: „Отче святый врачу душ и телес”. Формулы помазания по различным памятникам (по Теодульфу, Симеону Солунскому и по славянским рукописям) различны. Чтение молитвы: „Отче святый, врачу душ и телес“ при всех семи помазаниях вошло в церковную практику в позднейшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Кроме этого, в рассматриваемых рукописях наблюдается и другая особенность, вызванная появлением больного для совершения над ним таинства не к самому началу последования, а после освящения елея, перед чтениями из апостола и евангелия. Церковная служба св. елея, как знаем, совершалась медленно и торжественно. Отдельные части последования св. елея отправлялись с постепенностью. Из рукописи Синайской библиотеки 973 можно было видеть, что после освящения елея в начале литургии последняя продолжалась обычным порядком, и только в конце ее больной помазывался елеем. При таком характере службы св. елея принимавший таинство находился в храме, и когда наступал момент помазания его елеем, священнослужители выходили на средину храма, принимавший таинство подходил к ним и становился среди них для помазания. В Барбериновом евхологии дело так и обстояло. Перед наступлением момента помазания в конце литургии больной входил, и совершалось помазание его елеем. Такой же порядок дела указывает и рукопись Софийской библиотеки 1054 с Иерусалимским уставом чина елеосвящения 291 . Когда же последование св. елея обособилось от литургии, и отдельные части его сблизились между собою, принимавший таинство стал появляться среди священнослужителей уже перед началом апостольского и евангельских чтений. Это появление больного в середине чина, с одной стороны, произвело перерыв между освящением елея и чтениями из апостола и евангелия, с другой стороны, способствовало появлению новых элементов в чине: 1) испрошения принимавшим таинство прощения грехов при появлении среди священнослужителей и 2) пения особых тропарей и кондаков, заполнявших промежуток времени при появлении его среди совершителей таинства. В силу всех видоизменений, какие были произведены в чине елеосвящения внесенными в него апостольскими и евангельскими чтениями, освобождением его от литургии и появлением больного в середине чина, последний принял такой вид. Накануне таинства по-прежнему отправлялась вечерня и утреня 292 , а само последование св. елея совершалось на другой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Так, по нашему мнению, указанием на существование некогда такой практики служит характерное сообщение старопечатных потребников: «Освященное и оставшее от помазания в великий четверток или в субботу великую соблюдать на освящение просвещаемым во святом крещении» 222 . С другой стороны, у отделившихся от православной церкви яковитов елей оглашенных был в то же время и елеем больных 223 . Оба отмеченные нами указания ставят в связь тот и другой елей и дают понять, что здесь различие было не в способе освящения елея, а в способе употребления его, в зависимости от которого елей и получал свое название. Но одновременное освящение елея больных и елея оглашенных предполагает, что елей оглашенных освящался при этом условии отдельно от чина крещения. И мы имеем некоторые данные утверждать существование этого явления в древнехристианской церкви. Так, в «Апостольских Постановлениях» об освящении елея оглашенных, равно и мира, говорится в выражениях, благоприятных для высказанного нами положения: «Приходит (крещаемый) к помазанию елеем. А благословляется елей архиереем (крещение же совершает иерей) в оставление грехов» 224 . Здесь действие крещения предоставляется иерею, а благословение елея архиерею, причем елей при совершения крещения предполагается уже освященным и, можно думать, заранее. Трудно допустить, чтобы в каждом отдельном случае так совершалось крещение в целом, т.е. елей освящал бы архиерей, а крещение вслед за этим совершал бы священник. У отделившихся от православной церкви коптов 225 и яковитов 226 и в позднейшее время существовали чины освящения елея оглашенных вне связи с совершением крещения. Такая практика тех и других, вполне возможно, служит отголоском явления, существовавшего некогда и в православной древнехристианской церкви. К совершению освящения елея оглашенных отдельно от крещения иногда могли побуждать и практические соображения. В древнехристианской церкви обычно строго соблюдались сроки крещения оглашенных и воссоединения с церковью кающихся, падавшие на великий четверток и великую субботу. В силу этого, естественно, в указанные дни скапливалось большое число тех и других, следовательно, была большая нужда в заранее освященном елее и мире. Вполне возможно, что в этих случаях елей оглашенных, миро, а также и елей больных освящались одновременно и в большом количестве. А елей оглашенных и елей больных могли освящаться и совместно, где было можно, епископом. Отголоском такой практики и могло служить указанное выше замечание старопечатных потребников. 227 О помазании елеем и других литургических действиях елеосвящения в послеапостольское время

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

2) К принятию таинств, напр. покаяния и друг., верующие приготовляются постом, молитвами и т. п. Напр. для причащения св. Таин, обязательно требуется, между прочим, участие причастника в предшествующих литургии службах вечерни и утрени. Так и для принятая св. Елея совершается особый приготовительный чин: молебное пение , составленное по образцу утреннего богослужения 48 . 3) Всякое таинство совершается благодатию св. Духа. Посему, молитва о ниспослании св. Духа, призывании Бго и освящении им видимых образов или чувственных знаков таинства (’Ερχλσηις Πνεματος ’ " Αγου, invocatio, coneecratio) есть отличительно-существенный признак сакраментальности священнодействия. В чине, напр., литургии пресвитеры молятся Богу Отцу: ниспосли Духа Твоего святаго на ны и на предлежащия Дары сия... 49 . Такое же моление к Богу Отцу о ниспослании св. Духа на елей и освящении его, для уврачевания немощей и отпущения грехов помазуемым св. Елеем, составляет сущность двух совершительных молитв, положенных в «Последовании» в первом акте освящения елея 50 . Итак, православное «Последование св. Елея» имеет священно-таинственную или мистириальную сущность. Посему, чиносовершение, сего елеопомазания, в отличие от помазаний обрядовых, с древнейших времен называлось таинством (μυστςιον, sacramentum). Так называют его современник св. Златоуста, папа Иннокентай I-й, 51 св. Григорий Двоеслов 52 , древние чины Елея и др. Блаж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, XV в., говорит: «св. Елей – один, а не много (разумея обрядовые чины своего времени), и священнодействие его – одно, и одно из семи таинств» 53 . Древние называли так, т. е. таинством, чины своего времени, но наименование таинства принадлежит, поэтому же, и нашему «Последованию св. Елея», ибо «Последование» сие есть ничто иное, как последняя наисовершеннейшая ступень развития прежних православных чинов, с сохранением всех их существенных элементов и качеств. О Последовании св. Елея  Под титулом «Последования св. Елея» содержится в Требнике (гл. 13) органически, стройный и связный состав всех свящ. молитв, песнопений и чтений, с текстуальным их изложением, в том порядке, в каком пресвитеры должны совершать Елеосвящение над болящими, с подробным указанием обрядов, которыми совершение таинства сопровождается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

3) По сущности священнодействий. В обрядовых молитвах испрашивается только благословение (benedictio) Божие на елей, напр., в молитве крещального чина читаем: «Сам благослови сей В молитвах же таинства испрашивается благословение и  освящение (consecratio) елея, силою и действом и наитием св. Духа. 4) Наконец, по внутреннему значению св. Елея. В обрядовых молитвах испрашивается благословение Божие на елей для помазания им верных и для вкушения от сего елея во освящение их, для отгнания от них, вообще, всяких зол и наветов. В молитвах же и молениях таинства испрашивается верующим через помазание благодать св. Духа – существенно для исцеления болезней и отпущения грехов. 3) О совершении помазания св. Елеем по «Последованию»             По освящении елея, пресвитеры тотчас, без всякого посредства, приступают к сообщению благодати таинства недужному через помазание частей тела его св. Елеем. Помазание составляет второй важнейший священный акт Елеосвящения и, как уже известно из предыдущего, совершается семь раз. Здесь мы изъясним отдельно каждый из семи актов помазания. О первом помазании В рукописных чинах Иерусалимском и греческом XIV века, перед первым помазанием читались особые молитвы: в первом чине – над главою болящего: «Боже, имеяй власть отпущати грехи»..., во втором: «Благоуветливе Господи, едине Милостиве и Человеколюбче, иже каяся о злобах наших... 633 . По чину блаж. Симеона, здесь также читалась вслух какая-то молитва просительная об оставлении грехов болящего и ради исцеления тела его и души 634 . Ныне ни сих, вообще, неизвестных молитв и никакой другой перед сим первым помазанием не положено. Но к нему относится вторая часть молитвы на освящение елея, где читается: «буди, Господи, елей сей, елей радования, елей освящения, одежда царская, броня силы, всякаго диавольскаго действа отгнание, печать ненаветная, радование сердца, веселие вечное...» 635 . По описанию блаж. Симеона XV века, обряд первого помазания совершался следующим образом. Первый иерей, возложив руку на голову недужного, молитву: Отче святый..., читал тайно, а окончание ее: яко Ты еси источник..., произносил возгласно, вслух. При конце молитвы, он помазывал члены тела недужного, присовокупляя при каждом запечатлении формулу помазания: «помощь наша о имени Господнем». После помазания всех членов, иерей знаменовал (благословлял) помазуемого рукой, а помазуемый лобызал руку, преподавшую ему освящение, и иерей отходил от больного. Точно так же совершали обряд сей и прочие иереи, участвовавшие в таинстве 636 . Но, очевидно, этот сложный обряд был местным обычаем, ибо во всех других чинах IX–XV в. не упоминается ни о возложении руки, ни о благословении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

В частности, возложение рук для исцеления известно с апостольских времен (Мк 16. 18: «...возложат руки на больных, и они будут здоровы»; Деян 28. 8: «...помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его»). Цитируя Иак 5. 14, Ориген добавляет: «...и возложат на него руки» ( Orig. In Lev. 2. 4). Возложение рук на больных как особое литургическое действие, сопровождаемое молитвой, упоминается в Барселонском папирусе (кон. III - нач. IV в.), в Серапиона Евхологии (сер. IV в.) и у авторов IV в. ( Possid. Vita Augustini. 27; Ambros. Mediol. De poenit. 1. 8). Хотя со временем это священнодействие исчезло в качестве самостоятельной практики, оно сохранилось как составная часть чина Е. (в визант. традиции - в образе возложения Евангелия на болящего в конце чина). В нек-рых ранних источниках освящение елея упоминается вместе с освящением хлеба, воды и др. веществ ( Clem. Alex. Exc. Theod. 82; подробнее см. ст. Врачевания чины ). Молитвы на освящение елея для болящих в христианских памятниках II-IV вв. Молитвы на освящение елея имеются практически во всех литургико-канонических памятниках . В нек-рых случаях они приводятся сразу после евхаристических молитв, что может указывать на связь между Е. и Евхаристией уже в раннюю эпоху. Однако не всегда подобные молитвы относятся именно к елею для помазания болящих. Подробности совершения чина (кем совершалось помазание, сколько раз, в каких случаях и т. п.) в этих памятниках не раскрываются, а проследить преемственность в текстах молитв с византийской послеиконоборческой традицией не удается. Уже в «Дидахе» (в копт., но не в греч. версии) после евхаристических молитв выписана молитва на освящение stinouFi (крещального мира? Ср. переработку этой молитвы именно в таком смысле в «Апостольских постановлениях» : Const. Ap. VII. 27). В «Апостольском предании» (или «Египетских церковных постановлениях» - вероятно, III в.) за евхаристической молитвой сразу следует молитва благословения елея «Даруй, Боже, освящая сей елей...» (Trad. Ap. 5. 2; по Веронскому палимпсесту - 71. 1-9; ср. 3-е прав. араб. «Канонов Ипполита» ), в к-рой в качестве библейских прообразов для этого действия указывается помазание царей, священников и пророков в ВЗ и текст которой подразумевает не только помазание, но и вкушение елея. В сир. «Завете Господа нашего Иисуса Христа» (V в.), в основе которого лежит одна из версий «Апостольского предания», после евхаристической молитвы приводится молитва освящения елея для больных «Господи Боже, пославый нам Духа Утешителя...» (Test. Dom. 1. 24), в которой испрашивается благодать исцеления; после молитвы в памятнике следует указание о существовании сходной молитвы освящения воды для исцеления.

http://pravenc.ru/text/189773.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010