Но даже этот момент обосновывается по-разному: для евангеликов это также фактор церковной дисциплины, тогда как для англикан или методистов – богословское свидетельство истинности воплощения Христа. Однако среди англиканских, методистских и реформатских богословов раздаются голоса, критикующие подобную аргументацию. Сторонники идеи удаленного совершения литургии отмечают, что освящение Даров – практика значительно более консервативная, чем уходящее корнями в средневековье «духовное причащение». Если при «духовном причащении» мирянин может получить «все плоды» принятия Святых Даров, даже не прикасаясь к ним (т. е. фактически причаститься), то тем более такое возможно, если мирянин все-таки примет Дары, освященные законным священнослужителем, пусть даже и со значительного расстояния. Само расстояние вряд ли можно считать преградой: ведь евхаристическое освящение хлеба и вина совершается не физическим воздействием руки священника, а действием Святого Духа в ответ на молитву как священнослужителя, так и всей общины верующих. Учитывая, что в реформатском, методистском и лютеранском богословии вообще нет противопоставления сакраментального священства общему священству верующих во Христа, аргументы о «расстоянии» от священника до хлеба и вина вообще не актуальны. Впрочем, среди англикан также не нашлось ни одного богослова, который бы заявил о невозможности для священника освятить хлеб и вино «на расстоянии». Нельзя не отметить, что идея о необходимости «телесности» при причащении – а это основной аргумент англиканских противников интернет-литургии – апеллирует скорее к эмоциям, чем к богословию. К ним же относится главное опасение, связанное с данной практикой, – как бы она не перешла из разряда чрезвычайных мер в разряд нормы церковной жизни. Этого, например, боится уже упоминавшийся англиканский богослов Марк Стэмм. Но при этом противники интернет-литургии фактически игнорируют очевидный факт: по интернету (или, правильнее сказать, через большое расстояние) совершается лишь освящение Даров священнослужителем.

http://bogoslov.ru/article/6028193

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.    По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.    Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.    Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).    Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.     Примечание.    В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

ПокровениеДаров Дары, положенные на трапезу, покрываются и после освящения разделяются для причащения верных. [Эти Дары], согласно божественному Дионисию символизируют Иисуса Христа, пришедшего из сокровенного и нераздельного в явное для [человеческого] восприятия, чтобы даровать нам Себя и Свое блаженство. Молитва положения и поминовения святых После положения честных Даров тотчас происходящее поминовение и называние некоторых святых мужей символизирует причастие к Христу поминаемых, согласно божественному Дионисию. Умовение рук Умовение иереем [рук] перед честными Дарами учит о том, что иерей должен очистить себя перед взором Божиим. Положение омофора Епископ, совершающий священнодействие, откладывает омофор. Таким образом, омофор является знаком начала [Евхаристии]. Если служит иерей, ничего подобного в начале [анафоры] не происходит. Когда же [архиерей] или совершает рукоположение, или причащает Святынь, тогда он снова надевает омофор как пастырь, творящий дело рукоположения и освящения. Природа евхаристической жертвы Поскольку иерей зовется приносителем жертвы, а честные Дары жертвой и приношением, зададимся вопросом, когда хлеб становится жертвой, до освящения или после. Ведь если он становится жертвой до освящения, то это не есть жертвоприношение Агнца Божия, так как противоречит правильному представлению. Если же после освящения, то иерей приносит в жертву уже тело, и, следовательно, Христос становится жертвой многократно, что расходится со словами " тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи " (Евр.9:28). Что можно сказать [по этому поводу]? Что хлеб становится жертвой ни до освящения, ни после, но во время него. Именно тогда хлеб становится самим телом Христовым. Когда же тело Христово принесено и стало жертвой, тогда и Он Сам становится принесенным и жертвой. Именно это обозначает принести хлеб и соделать его жертвой - пресуществить его в тело Господа, принесенное в жертву. Таким образом [каждый раз] осуществляется спасительная жертва Агнца Божия и тело Христово пребывает единократно принесенным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Потир, напояет их Св. Кровью, что означает очищение их страданиями Иисуса Христа от грехов, а затем благословляет всех, говоря: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние 94 Твое». Певчие за народ отвечают: Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть. Мы, видевши истинный свет и принявши Духа небеснаго, обрели истинную веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас. Во время сего священник тайно читает стих «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», указывающий на то, что перенесение Св. Даров на жертвенник знаменует Вознесение Господне. Диакон переносит на главе Дискос на жертвенник, священник же, произнося тайно: «Благословен Бог наш», благословляет Св. Чашей молящихся и произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» (рис. 232, л. 59). Видя Спасителя возносящимся, Апостолы поклонились Ему и восхвалили Господа. То же делают и христиане, воспевая во время перенесения Даров следующую песнь: Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: Соблюди нас во Твоей Святыни, весь день поучатися правде Твоей, аллилуиа (3 р.). Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных, бессмертных и подающих жизнь Тайн. Сохрани нас достойными Твоей святыни (помоги нам сохранить святость, полученную в Причащении), чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности (жить праведно, по Твоим заповедям), аллилуиа. При перенесении Св. Даров на жертвенник диакон кадит, обозначая фимиамом светлое облако, которое скрыло возносившегося Христа от взора учеников ( Деян. 1:9 ). Те же благодарственные мысли и чувства возглашаются и в последующей ектении, читающейся так: «Прости, приимше (ρθο μεταλαβντες, т.е. прямыми, – с благоговением принявши) Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа», «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию». Последнее прошение ектении: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Священник во время этой ектении свертывает Антиминс и, изобразивши Св. Евангелием крест над Антиминсом, говорит: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Перенесением Св. Даров на жертвенник и ектенией оканчивается Божественная Литургия. Тогда священник, обращаясь к верующим, говорит: «с миром изыдем», т.е. мирно, в мире со всеми выйдем из храма. Верующие отвечают: «О имени Господни», (т.е. памятуя об имени Господа) «Господи помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между этими двумя основными течениями существуют еще и промежуточные оттенки второстепенного значения. Литургия Преждеосвященных Даров, конечно, не может существовать в отрыве или вне евхаристической жертвы как самостоятельное «таинство причащения», ибо такового и вообще не существует. Она должна рассматриваться как выделенное в отдельный чин причащение запасными Дарами. Будучи литургически самостоятельной, сакраментально литургия Преждеосвященных Даров принадлежит к предыдущей полной литургии, на которой Святые Дары были «преждеосвящены», есть как бы ее часть и продолжение, а вне этой связи и не может существовать. Однако проблема евхаристического преложения тем самым отнюдь не исключается, она получает здесь лишь особую постановку, благодаря которой вскрываются некоторые новые ее стороны. Это относится преимущественно к тому, что именно бывает с содержанием Святой Чаши на литургии Преждеосвященных Даров. Единогласного ответа на этот вопрос не имеется, но существует, по крайней мере, два разных, доходящих до противоположности, мнения. Согласно первому, с вином в Чаше просто ничего не делается, оно остается таким же, каким оно было и до его употребления в литургии Преждеосвященных Даров; согласно же второму, существо вина изменяется в такой мере, что возможно даже говорить о его преложении, хотя и в своем особенном смысле. Впрочем, даже и в первом случае нельзя говорить о полном отсутствии всякого изменения в вине, хотя и отсутствует преложение, которое было бы осуществляемо соответствующими возглашениями и молитвами или действием. Нечто все-таки совершается, – хотя не словами, но действием: именно в Чашу опускается Святой Агнец, напоенный (или же в иных случаях и не напоенный) Кровию. Как же точнее может быть определено это свершение? Вино в чаше освящается. Как говорится в «Изъявлении», «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществлено в Кровь Божественную». Как же ближе определяется мера этой священности и освящения? Отрицательно тем, что священник или диакон, имеющий по окончании литургии потребить Святые Тайны, после причащения Тела и Крови Христовых, чрез вкушение напоенной частицы, из чаши «да не пиет», так что в этом смысле вино приравнивается всякому иному вкушению, заграждающему собою уста для потребления Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

До XVII в. в РПЦ (в греч. Церквах до более раннего времени) А., предназначавшиеся для постоянного нахождения в храме, развернутыми пришивались к нижней одежде св. трапезы - срачице - или прибивались деревянными гвоздями к св. престолу, т. о., они находились под верхним напрестольным облачением - индитией (свящ. К. Никольский). Св. дискос и св. потир ставились непосредственно на илитон - верхнее облачение св. престола, разворачивавшееся (отсюда название ελητν - свернутый) при совершении литургии и издревле использовавшееся для того, чтобы не просыпать на престол ни одной крупицы Святых Даров. С XVII в. по примеру греч. Церквей в РПЦ А. помещают непосредственно в илитон, разворачивая и сворачивая А. за каждой литургией. Богослужебная практика А. освящается только архиереями и полагается на престоле архиереем при освящении храма или посылается им в храм, освящение к-рого архиерей не может совершить. Без А. не может совершаться Божественная литургия. На одном А. может быть совершена только одна литургия в день. А. разворачивается по окончании литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания литургии верных. Кроме литургии А. раскрывается при посещении храма архиереем. А. должен тщательно оберегаться от любых загрязнений (т. к. его нельзя стирать) и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и, будучи «вместопрестолием», требует равного со св. престолом благоговейного отношения. Блж. Симеон Фессалоникийский пишет: А. «не должны находиться во всяком простом доме; не должны также касаться их миряне» (PG. 155. Col. 332-333; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 177-179). В богослужебной практике различаются «подвижные» и «неподвижные» А.: неподвижные предназначены для постоянного пребывания в определенном храме (на них указывается название этого храма); подвижные выдаются или в храм, к-рый просуществует временно, или для совершения службы «на всяком месте», о чем делается соответствующая надпись на А. ( Никольский. С. 61-99). Материал и размеры По толкованию архиеп. Фессалоникийского Симеона (кон. XIV - нач. XV в.), А., символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна (PG. 155. Col. 333; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 177-179). В совр. практике греч. Церквей А. обычно делаются льняными, в РПЦ - чаще шелковыми. Размеры А. могут изменяться в длину от 1,5 м до 33,8 см ( Izzo. P. 36), наиболее распространенный размер примерно 60 ´ 40 см. На обратной стороне А., посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в к-рый вкладываются частицы (обычно 3) мощей св. мученика, помещенные в особую массу - воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ), внутри А. хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук и губ священнослужителей после причащения Святых Даров (НКС. Т. 4. С. 43). Освящение

http://pravenc.ru/text/115730.html

В другом месте: «Если св. дары эти (за святых) посвящаются Богу, а освящают имеющих нужду в освящении, то для чего и тех, которые уже освящены и вполне совершенны, мы чтим дароприношением этим.., как будто бы хотим или им принести дары, или за них, дабы они сделались совершеннее? Это потому, что есть и другой способ сего дароприношения, отличный от того, о котором я сказал прежде, по которому дары сии бывают и дарами святых, когда они приносятся Богу, как дары благодарственные за ту славу, которую Он прославит их, и за то совершенство, которого их сподобил. Ибо хотя они – дары Божии, так как Богу посвящаются, но бывают и дарами нуждающихся в помощи верных, потому что помогают им, и дарами святых, потому что ради них посвящаются Богу» 60 . Посему, если кто, вспомнив о них и об их чести, и блаженстве, и славе, будет прославлять увенчавшего их Бога, тот доставит им радость выше всех радостей, и особенно, если будет прославлять не одними только словами, но и приношением благодарственных даров, тех даров, которые так угодны Богу и ценятся ценой самой высокой. В этом случае, как сам Спаситель, милостиво приемля эти дары и ценя их выше всякого законного служения, взамен даёт нам Своё тело и кровь, так и святые, радуясь о тех дарах, которыми мы думаем почтить их, как не радуются ни о чём другом, вполне отдают себя на служение нам во всём том, что полезно нам, так как во всём подражают своему Владыке. Но здесь некоторые впали в заблуждение, почитая воспоминания святых не благодарением, но молитвою за них к Богу... Думать так не сообразно ни с самим делом, ни со словами священнодействия... Молясь за святых, священники будут испрашивать неповинным отпущения грехов, как будто бы они были ещё виновны и подлежали суду; будут испрашивать святым, как ещё неосвящённым, упокоение со святыми; будут испрашивать совершения совершенным, как ещё не достигшим совершенства. А таким образом они по необходимости погрешают в одном из двух: или, признавая блаженство и совершенство святых, они добровольно хотят пустословить перед Богом и сплетать напрасную о них молитву, что скорее свойственно людям, смеющимся над предметами божественными, чем священникам; или, совершая молитвы серьёзно, с мыслью принести через них пользу святым, они отвергают славу святых, а это значит хулить не только их, но и самого Бога, как будто не исполнившего обетований, так как Он обещал прославить их и даровать им царство...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Преподавая Св. Дары диакону, священник говорит: «Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…» Себе же преподает Св. Дары со словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподается мне, имярек, священнику…» После причащения Святых Тайн под двумя видами священник испивает из Чаши один глоток, ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т. к. ему предстоит потреблять Св. Дары после литургии. Затем священник читает благодарственную молитву: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога..» Далее следует приготовление Святых Даров для причащения мipяh. Священник раздробляет части Агнца «NI» и «КА» по числу npuчacmhukob-мipяh, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские Врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в Царских Вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его устех моих». И бывает причащение мipяh по обычаю. (По традиции за Божественной литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают). Окончание литургии Преждеосвящениых Даров. После причащения мipяh священник уносит Чашу со Св. Дарами в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб небесный и Чашу жизни…» Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдает кадило диакону и поставляет на главу его Дискос. Диакон уносит Дискос на жертвенник. Священник же. изображая Св. Чашей знак Креста над Антиминсом, тихо говорит: «Благословен Бог наш». И обратившись к народу, возвышая Чашу со Святыми Дарами, произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Певцы поют: «Аминь. Да исполнятся уста наша…» Священник уносит Св. Чашу на Жертвенник по обычаю. Диакон исходит северной дверью и произносит ектению: «Прости, приимше…», «Заступи, спаси…», «Вечера сего совершенна…» Священник приходит к Престолу, закрывает Антиминс и, изображая Св. Евангелием знак Креста, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше…» Певцы: «Аминь». Священник целует Престол и, со словами «С миром изыдем», исходит в храм, под амвон. Певцы: «О имени Господни». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Священник читает заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю…» Диакон стоит, приклонив главу и держит орарь.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

2) перед «Благословенно царство» только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение у священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения «Благослови, владыко», произносит ектению и т.д.; 3) после Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно и священник к нему, а только таким же образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив простое благословение у священника, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения; 4) при возгласе священника «Победную песнь» не поднимает звездицу вместо него это делает священник; 5) равным образом и при освящении Святых Даров не подходит к Святой Трапезе и не поднимает Святые Дары при возгласе «Твоя от Твоих», а только по освящении Святых Даров совершает каждение во время пения «Достойно есть»; он не подходит к Святой Трапезе и во время причастна и после причащения священника не собирает частицы в Святую Чашу. Кроме того, в некоторых местах диакон, служащий без приготовления, не выносит Святые Дары после причастна и не возглашает «Со страхом Божиим и верою приступите». От такого образа действия, установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии» («Руководство для сельских пастырей», 1888 г.). О совершении Евхаристии и причащении Святых Даров Священник И.В. просил редакцию «Церковного вестника» разрешить следующие недоуменные вопросы касательно совершения Евхаристии и причащения: 1) После возглашения «Святая святым» диакон, входя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Можно ли назвать святым хлебом Агнца, уже пресуществленного в истинное Тело Христово? По-моему, нельзя. Верно ли мое мнение? 2) Недавно мне пришлось служить собором; и перед причащением служащих первый священник раздробил не только часть Агнца «ХС», но и другие части – «НИ» и «КА», и мы, священники, таким образом, причащались частицами ХС, НИ и КА. Между тем в Служебнике ясно сказано, что священники причащаются только от частиц ХС; частицами же НИ и КА – только миряне; следовательно, мы поступили против слов Служебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010