Архив Пн Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности 29 января 2009 г. 11:00 Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (XIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. — Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен? — Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат. — Как он хранится? — Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату. — В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты? — Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции. — Значит, все было не просто? — Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

http://patriarchia.ru/db/text/544357.htm...

В кон. XVII в. для крупных храмов К. и Б. е. работали мастера Оружейной палаты Московского Кремля или их ученики. Сохранилась Тихвинская икона Божией Матери (1680, ЦМиАР) из Одигитриевской ц. «на песке» в Калуге. Иконы в иконостасах вотчинных церквей выполнялись в основном в стиле «живоподобного» письма. Сохранился главный 5-ярусный иконостас Преображенской ц. в с. Спас-Загорье, вотчине князей Лыковых, созданный, согласно исследованиям искусствоведа-реставратора Д. С. Головковой, между 1696 и 1701 гг. В структуре иконостаса отражены новое «расположение праздников под Деисусом и соединение последнего с апостольским чином», что встречается со 2-й пол. XVII в., а также выделение икон Страстного цикла в отдельный ряд, характерное для посл. четв. XVII в. Живопись раскрытых из-под записи икон выполнена в традициях мастеров Оружейной палаты кон. XVII - нач. XVIII в.: голубовато-зеленый фон, небесные сегменты в виде белых облачков с киноварными и сине-зелеными притинками, доличное выполнено с применением насыщенных малиновых, ярко-розовых, красно-коричневых, оранжевато-охристых цветов ( Головкова Д. С. К вопросу о заказчике главного иконостаса Преображенского храма в с. Спас-Загорье Калужской обл.//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 427-432). Иконы имеют традиц. иконографию. Несмотря на то что иконописцы, написавшие этот ансамбль, свободно владели техническими приемами «живоподобного» письма, отсутствие в их манере «пристального интереса к передаче пространства, индивидуальных характеристик святых» (Там же. С. 431) позволяет предположить, что это были местные мастера, хорошо знакомые с иконописной традицией Оружейной палаты. Следование столичным образцам очевидно и в манере калужского иконописца кон. XVII - нач. XVIII в. Романа Родионова. Выполненный им список Казанской Калужской иконы Божией Матери отличают пластичное личное письмо, обильное узорочье, нежные тона зеленого фона и «золотопробельных» риз (1703, ГИМ; см.: Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ); среди избранных святых на полях иконы представлены в рост молящиеся прп. Тихон («Ерославецкий») и прав. Лаврентий Калужские.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУРГАРОВ Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ) Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ) [Бургаров, Бургоров, Самсонов] Николай Соломонов (упом. в 1685-1720), кормовой иконописец Оружейной палаты Московского Кремля. Подробности биографии, изложенные самим В., известны из дела Холопьего приказа за 1695 г. (1-я публ. в кн.: Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 314-315). В. по происхождению из «горских черкес»; отец Аслагаут Клюбшаги был служилым человеком. В. ребенком попал в плен «под Терками» (рус. г. Терки на р. Терек) и затем был привезен в Москву, где его выкупил «Иверского монастыря Синайских гор архимандрит Соломон». При Крещении по правосл. обряду в Никольском московском греч. мон-ре В. был наречен Николаем («по иноземския ево звали Сарцаханском»), фамилию (Соломонов) получил по имени крестного отца - архим. Соломона, к-рый «окрестя, держал у себя и выучил грамоте по-гречески». Покидая в 1675 г. Москву, архим. Соломон поручил «беречь» мальчика Мануилу Левендатову (возможно, преподаватель уч-ща при типографии в Москве, грек; † 1694) и обучить иконописному мастерству. До 1693 г. В. был учеником у иконописца Оружейной палаты Георгия Зиновьева , в своих работах сохранил образный строй этого мастера. Начав самостоятельно работать, построил дом за Ильинскими воротами на земле Зиновьева, женился. В 1692 г. Левендатов заявил в челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам о правах на В., считая его своим крепостным человеком, к-рого он купил, обучил иконному мастерству и теперь требует вернуть. Из «роспроса» известно, что В. опроверг свою принадлежность Левендатову, к-рому было предложено предъявить купчую на В. 9 нояб. 1692 г. Тихон Иванов, Кирилл Иванов, Зиновьев, осмотрев икону Господа Вседержителя, исполненную В. для Андроникова мон-ря, заключили, что «в кормовые иконописцы годится он в первую статью». 18 нояб. того же года он был определен в кормовые иконописцы Оружейной палаты с поручительством за него иконописцев Зиновьева, Петра Билиндина , Кирилла Уланова и др. В одном из пунктов поручительства между прочим говорилось, что если В. «у иконописных дел всегда готов не будет… или какую хитрость почнет… или без указу великих государей с Москвы куды станет съезжать, и на нас на порутчиках… пеня, а пени - что великие государи укажут». 3 дек. того же года дело «на кормового иконописца» с изложением жалобы Левендатова было передано из Холопьего приказа в Оружейную палату (на хранение.- Ред.).

http://pravenc.ru/text/161029.html

Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны западная и северная паперти (1749-1750), полностью перестроен южный придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в середине XVIII в. с южной стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у северного портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей. Современное состояние [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию по храму Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 9 Телефон +7 495 695-41-46 ; +7 495 697-03-49 Электронная почта: head@kremlin.museum.ru Официальный сайт: http://arhangelmos.moseparh.ru/ Паломнику [ править править код ] Архангельский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, поэтому для его посещения требуется приобрести билет, по которому вы сможете осмотреть все достопримечательности Соборной площади. Билеты продаются в кассе музея, расположенной в Александровском саду у выхода метро “Арбатская” Арбатско-Покровской ветки или тот же выход со станции “Библиотека им. Ленина” (выход из метро по длинному переходу по указателям в Александровский сад). Билеты можно приобрести на официальном сайте музея . Собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Богослужения [ править править код ] Богослужения в Архангельском соборе совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе. В обычные дни собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Экскурсии [ править править код ] Музей Московского Кремля включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский , Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения , Патриаршие палаты, колокольня «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. В Музее Кремля проводятся разнообразные индивидуальные или групповые экскурсии для взрослых и детей с 9.00 до 17.00. В обзорную экскурсию входит посещение Оружейной палаты, музеев-соборов, Патриарших палат.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельский_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Буква «Е». Гравюра Л. Бунина. Букварь. К. Истомин. М., 1694 (РГБ) Леонтий Кузьмич († после 1714), знаменщик, гравер. 2 авг. 1676 г. принят в Серебряную палату Московского Кремля. В 1681 г. «прописывал» заставки и буквицы в напрестольном Евангелии для ц. Распятия Христова Московского Кремля. В 90-х гг. имел собственный стан с железными валами для печатания гравюр. В янв. 1699 г. печатный стан был приобретен гравировальной мастерской Оружейной палаты для изготовления клейм на гербовую бумагу, а Б. переведен из Серебряной палаты в Оружейную для «клеймения бумаги». По документам работа Б. в Оружейной палате прослеживается до сер. 1700 г. «Егда священник поминает имена». Гравюра Л. Бунина. Синодик. 1700 (РГБ) «Егда священник поминает имена». Гравюра Л. Бунина. Синодик. 1700 (РГБ) Б.- один из первых рус. граверов на меди, т. н. граверов-серебряников. В основном исполнял гравюры на религ. сюжеты по собственным рисункам или копировал с европ. оригиналов. Работал в содружестве с патриаршими книжниками - насельниками Чудовского мон-ря Московского Кремля: начальником Печатного двора и секретарем Патриарха Адриана иером. Карионом (Истоминым) , иером. Дамаскином и др. Гравюры Б. использовались в качестве иллюстраций к рукописным книгам, напр., в сб. Симеона Полоцкого «Венец Веры Кафолической» (РНБ ОР. Р. 1. 187, 1697 г.) помещены гравюры из 14-листовой сер. «Страстей Христовых» и отдельные эстампы. Для Синодика Фотия (РНБ ОР. Р. 1. 323, 1695 г.) исполнил 3 орнаментальные рамки с изображениями Распятия, Воскресения Христова, креста с херувимами. С именем Б. связано создание цельногравированной книги. Первое издание нового типа, Букварь, поэтический текст к к-рому написал иером. Карион, был сделан в 1694 г. на средства московского «торгового человека» Ивана Агапитова, сына Постникова. Букварь был создан на основе рукописного экземпляра, поднесенного в 1693 г. царице Прасковье Федоровне для обучения грамоте царевича Алексея. В 1700 г. Б. выпустил Синодик, подготовленный в связи со смертью Патриарха Адриана. В 40-х гг. XVIII в. был напечатан новый вариант Синодика, дополненный гравюрами Василия Андреева и Афанасия Трухменского . Синодик Б. в различных вариантах издавался на протяжении XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/153649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСЯТНИКОВ Иван Артемьев, московский иконописец 1-й пол. XVIII в. Происходил, по-видимому, из старинного московского купеческого рода Гусятниковых. Состоял в штате Оружейной палаты Московского Кремля , после ее реорганизации в 30-х гг. XVIII в.- в иконописном цехе. Работал в Москве, в С.-Петербург не вызывался. Последовательно продолжал традиции художественной школы Оружейной палаты, выполнял произведения в «греч. стиле», отразившем эволюцию живоподобного стиля царских мастеров в новой культурной ситуации, с осторожностью воспринял отдельные элементы художественной эстетики барокко. Г. часто путают с шуйским иконописцем Иваном Артемьевым. Первые документальные упоминания о художнике относятся к 1703 г., когда он был свидетелем при заключении договоров на иконописные работы Ивана Ларионова Кирпичёва и Федора Васильева, т. е. в то время Г. уже был сложившимся мастером. В 1709 г. он участвовал в сооружении триумфальных ворот в Москве в связи с празднованием Полтавской победы. В том же году написал 40 новых икон (очевидно, для иконостаса) для Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря и производил там работы по поновлению старых. На службе в Оружейной палате Г. помимо иконописи занимался также непрофильной деятельностью: в 1716 г., после смерти надзирателя Афанасия Вяткина, был назначен ответственным («у дозора») за прием и отпуск ружей и оружейных припасов. В 1718-1719 гг. в составе большой группы московских художников принимал участие в создании иконостаса для ц. Преображения Господня в Ревеле (совр. Таллин) по заказу кн. А. Д. Меншикова. В 1721 г. написал Владимирскую икону Божией Матери с клеймами сказания для ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (находится в этом храме до наст. времени). С учреждением Святейшего Синода и обустройством Синодального дома Г. был привлечен в 1723-1724 гг. к созданию иконостаса в ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле, где вместе с живописцем Иваном Рефусицким выполнил для местного ряда иконы «Вмц.

http://pravenc.ru/text/168432.html

804 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 20. В Патриаршую ризницу покров был передан в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л. 51). 805 Акт от 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 6 об. Покров был передан из собора в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., д. 28, л. 54). 806 Покров «Митрополит Иона», кат. «Митрополит Филипп», кат. «Царевич Димитрий», кат. 808 Крышка от древней раки хранится в Музеях Московского Кремля инв. МР-9989; размер 152х60 (см.: Ненарокомова, Сизов 1978. С. 52, ил. на с. 53). В 1812 г. серебряный оклад древней раки, за исключением крышки, вероятно спрятанной, был похищен солдатами Наполеона, и в 1813 г. была сделана новая рака. 811 В Описи Оружейной палаты сказано: «Прорывы ткани и под-кладки от разрыва снаряда в помещении 6. Патриаршей ризницы в октябре 1917 г.». 813 Так называет ткань В. К. Клейн в своем очерке о древних тканях (см.: Клейн 1925. С. 47, рис. 31 на с. 46). Архиепископ Савва отмечает, что «этот саккос относился к числу дорогих облачений и употреблялся только по праздникам» и что «приклад снят с Евдокимовского саккоса» (Савва 1883. С. 22). 818 См., например, их изображения на пелене первой половины XVI в. в ГИМ, инв. РБ-4 (Маясова 1971 (1). Ил. 41). 820 См.: Сергиево-Посадский музей, инв. 2429 (деталь надписи на покрове см.: Свирин 1963. Ил. на с. 132). Это дало нам основание вначале предположить, что палица вышла из этой мастерской (см.: Маясова. 1997). 822 См.: Соломина 1982. С. 44–47, и Другие произведения, вложенные им в этот монастырь, см.: Там же 10. 823 Акт от 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об., 13 (назван подвесной пеленой). 824 Содержание надписи устанавливается по сохранившимся фрагментам. В современном прочтении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго ти сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (Минея. Январь 6 часть первая. М., 1983. С. 236, 6 января).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Слово Святейшего Патриарха Алексия на праздновании юбилея музеев Московского Кремля 7 березня 2006 р. 14:25 Музеи Московского Кремля отмечают сегодня двухсотлетие со дня образования. В торжествах в Кремле принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемая Елена Юрьевна! Уважаемые сотрудники музеев Московского Кремля! Дорогие гости настоящего торжества! Ныне Музеи Московского Кремля отмечают двухсотлетний юбилей. Со времени Указа Императора Александра Первого об организации музейного хранения ценностей Оружейной Палаты это празднование является первым торжеством столь широкого масштаба. Тогда, в период нашей истории иногда называемой Петербургским, Москва уже почти сто лет не была ни политическим, ни правительственным центром великой державы – Российской Империи, но оставалась духовным средоточием Святой Руси – ее сердцем. И  главной исторической, духовной, национальной святыней Руси, уже многие века был и оставался Московский Кремль. Сюда к великим святыням Православия притекали тысячи и тысячи паломников, сюда к гробницам наших благоверных князей, царей и цариц шли любящие историю своей Отчизны. В Успенском соборе венчали на царство русских царей и российских императоров. Здесь шла монашеская жизнь в знаменитых кремлевских монастырях Вознесенском и Чудовом. К сожалению, замечательный комплекс кремлевских исторических памятников пережил суровые годы революции и эпоху государственного атеизма с большими потерями. В октябре 1918 года церкви и монастыри были закрыты и опечатаны, монахи и священнослужители изгнаны. Наступил период разрушения — 1929 год. Чудов мohacmыpь XIV века и Вознесенская девичья обитель начала XV столетия были уничтожены. Церковь в эти годы уже не могла защитить свои Святыни в Кремле. Этот подвиг лег на плечи музейных работников, многие из которых были репрессированы и погибли. Но многое удалось сохранить и донести до наших дней — дней общей созидательной работы. И сегодня руководство и сотрудники музеев Московского Кремля бережно, скрупулезно, с любовью осуществляют свою роаботу по сохранению наших исторических и духовных ценностей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202727...

Полностью Новодевичий назывался « Пречистыя Одигитрии Новым девичьим ». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель. Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин - по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных. Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.

http://pravoslavie.ru/jurnal/04081011465...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010