Жуковский Станислав Юлианович (1873–1944), российский и польский живописец, академик Петербургской АХ (1907), член Тов-ва передвижных художественных выставок (с 1904), Союза русских художников (с 1907), московского объединения «Изограф» (1917–1919). После Октябрьской революции член Комиссии по охране памятников искусства и старины. Жил в Москве, Вятке (1919–1921), Варшаве (с 1923). Умер в августе 1944 в концлагере Прушков, близ Варшавы; Журавель Иван Дементьевич, историк, преподаватель в гимназии С. И. Ростовцева; Забелин Иван Егорович (1820–1908), историк, археограф, археолог, коллекционер, музейный деятель, доктор русской истории (1871), почетный доктор русской истории Петербургского (1885), Московского (1884), Казанского (1892) ун-тов, член-корр. (1884), почетный член (1907) Петербургской АН, МДА (1907), действ. член АХ (1892). Канцелярский служащий Оружейной палаты Московского Кремля (1837–1848), помощник архивариуса (1848–1855), архивариус (с 1856) Московской Дворцовой конторы, преподаватель истории и археологии в Константиновском межевом ин-те. Сотрудник Петербургской Археологической комиссии (1859–1876), в 1859–1873 руководил археологическими исследованиями на юге России (кургана Чертомлык, 1862–1863; городов Фанагория, 1869–1872 и Ольвия, 1873). Председатель ОИДР (1879–1888), один из главных организаторов и товарищ председателя РИМ (с 1885); Загорский Василий Федорович (? – после 1926), служащий Мин-ва юстиции по Новоладожскому участку С.-Петрбургской губ.; Зайончковский Андрей Медардович (1862–1926), военный деятель, военный теоретик и историк, ген. от инфантерии (1916). На военной службе с 1883. В годы Первой мировой войны командир 37-й пехотной дивизии, 30-го армейского корпуса (с 1915), 47-го и 18-го армейских корпусов (с 1916), затем командующий Добруджанской армией. В апреле 1917 зачислен в резерв чинов при штабе Петроградского военного округа, с мая – в отставке по болезни. С 1918 – в Красной Армии, начальник штаба 13-й армии (июль 1919 – февраль 1919), с 1920 член Особого совещания при Главнокомандующем всеми Вооруженными силами Республики, помощник председателя Военно-исторической комиссии и руководитель работ по исследованию опыта Первой мировой войны, профессор Военной академии РККА (1922–1926);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Подобно др. институтам дворцового хозяйства и быта в период Московского царства, О. п. была частью сложной структуры и включала различные подразделения. В ее состав входили «палаты», связанные с обработкой драгоценных металлов (Золотая и Серебряная) для последующего производства вооружения, прежде всего парадного и церемониального, посуды и утвари как церковной, так и светской. В соответствии со своими способностями мастера получали разные разряды (статьи, звания), каждый из к-рых имел 3 степени (1-я была высшей); с 60-х гг. XVII в. появилось звание ученика и помощника. Иконописцы и живописцы были следующих разрядов: городовые - ожидавшие вызова из др. городов в столицу для участия в крупных работах, кормовые - получавшие «корм» (продукты, одежду, ткани) и жалованные - наиболее привилегированные мастера, получавшие не только «корм», но и денежное вознаграждение за выполненную работу, т. е. по заслугам (в период расцвета О. п. количество жалованных мастеров не превышало 16 чел., см.: Федотов. 2003). При аттестации иконописца для определения его принадлежности к тому или иному разряду в О. п. практиковалось поручительство, как гарантия профессиональных способностей и ответственности мастеров, некое подобие цеховой дисциплины. Мастера О. п. ввели в иконописную практику новые стилистические приемы с элементами натурализма («живоподобия», «живства») и технические принципы. В кругу этих мастеров были созданы первые рус. трактаты, посвященные живописному искусству (авторы трактатов Иосиф Владимиров и Симон Ушаков); среди мастеров О. п. была распространена практика подписывать свои произведения. Благодаря этим мастерам в России получил развитие жанр портрета. Знакомству с зап. произведениями и приемами искусства способствовало то, что в царских мастерских работали иноземные мастера, закупалось европ. оружие, поступали в качестве посольских и иных даров декоративные предметы, гравюры. Главный мастер, создатель стиля и школы О. п.- иконописец Симон Ушаков, уроженец Суздаля. Натурализм в стиле О. п. являлся не только подражанием европейской религиозной живописи сер. XV-XVI в., он сочетался с классическими для древнерусской иконописи приемами плавного (сплавленного) многослойного письма. Более свободная манера нашла применение в живописи фона-ландшафта, где могли быть воспроизведены европ. архитектурные формы. Возможности гос. казны позволяли использовать передававшие богатство цвета драгоценные краски, золотую разделку в ассисте , «двойник» (послойное сочетание серебра и золота). Для Ушакова, как и для мн. лучших иконописцев О. п., характерны начитанность и высокая образованность в сфере богословия.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Подкладка из темно-красной камки с мелким черным узором 863 . Входит в комплект с сударем «Агнец Божий» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 136, 135). СОХРАННОСТЬ На среднике и на углах кайм в местах утрат шитья виден зеленый атлас. Потертость золотного шитья, небольшая осыпь жемчуга, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, те же, что и па других произведениях комплекта. Из той же мастерской вышли и три произведения, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре – сударь «Богоматерь Воплощение», воздух «Христос во гробе» и палица «Спас Вседержитель» 864 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 64, ил. 6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12315. 138. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Италия), тафта (XVII в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 61х64 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 865 Инв. ТК-2550 Кат. На среднике по малиновой камке шит младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном. Ноги Христа чуть согнуты в коленях, руки приподняты, одна с раскрытой ладонью, другая благословляющая. Над ним в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя, выше – звездица с розеткой в перекрестье. По сторонам дискоса на облаках стоят два ангела, держащие рипиды с серафимами. Наверху в полуовале неба с облаками и сиянием изобретен поясной Саваоф с распростертыми благословляющими руками. На фоне – шитые пряденым серебром надписи: хс, аггли г(с)дни, саваъ. На обрамленных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке пряденым серебром вязью шит евхаристический канон: приимите и дите//сие есть тло мое еже за вы ломимое во ставление греховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1977 Москва; 1985 Москва, с. 158; 1989–1990 Москва, 26; 2000(2), Москва, 115. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 10, 3574; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3. Кн. 1. С. 10–11, 4062. 106. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), середина XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), штоф (XIX в., Россия), холст (XVII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, трунцал, золото, изумруды, рубины, турмалины, перламутр, стекла, бить, кожаный шнур; ткачество, шитье, низание. 159х90 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 761 Инв. ТК-35 Кат. Прямоличное, в рост, изображение Димитрия шито на голубом шелке. Обе руки царевича у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии – городчатая корона, поверх длинной нижней одежды с узорными каймами накинута шуба с широким воротом, длинными, узкими, свисающими по бокам рукавами и горизонтальными полосами застежек. Личное шито тонким крученым шелком золотисто-песочного цвета «атласным» швом с оттенениями широкими полосами сероватого тона. Черты лика, волосы, глаза и контуры рисунка – темно-коричневые, белки – белые. Одежда, корона и нимб шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами песочного, голубого и малинового цвета (швы – «черенок», «ягодка с крестиком», «ягодка в несколько клеток», «разводная клетка»). Вертикальные полосы у застежек и сами застежки шиты серебряными нитями. По вороту, передку и подолу нижней одежды царевича идут полосы с бархатными зелеными кружочками и малиновыми ромбиками. Обувь шита малиновым шелком. Контуры изображения и детали обведены серебряным жгутиком. Корона и нимб обнизаны мелким жемчугом. На короне – пять золотых запон с семью камнями в каждой (средняя большая запона обшита фестонами из кожаного шнура, обвитого битью). Ниже запон – семь обвитых трунцалом камней в золотых кастах, два пустых каста и пять сверленых зеленых и красных камней, обнизанных мельчайшим жемчугом, на вороте нижней одежды – две обнизанные жемчугом полосы со сверлеными розовыми камнями и перламутровыми плашками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

4). Он начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, на двух других – наружу: к бце прилжно ни притец съ смирениемъ припадающе из глубины дшевным вдчце помози мардовавши на ны по(т)шис т множства грховъ не тврати раб свои тщи те бо едину помощьнцу имам помощи не надежда ра(з)в тебе вл(ады)чц(е) твои помо(з) тщс на(д)е(м) тбою хвал(иму) тво(и) бо са(ми) раби… 612 . Подкладка из голубой тафты. СОХРАННОСТЬ В личном шитье местами имеет утраты нитей (виден фон). Ткани фона имеют штопки, помяты и загрязнены. Подкладка пришита при поновлении в XIX в. (?), имеет прорывы, заплаты, выцвела и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца дает основание определять этот вариант Одигитрии как «Богоматерь Смоленская», что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме плены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат тонкий рисунок, тщательное шитье личного почти без оттенений при развитом золотном шитье, а также характер надписи. источники Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12221. 72. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), конец XVI в.; каймы – вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), камка (XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 74х95 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 613 Инв. ТК-2427 Кат. 72 На среднике изображен лежащий во гробе Иисус Христос . Руки его вытянуты вдоль тела. На переднем плане – плащаница. Над гробом – херувим и два летящих ангела, каждый из которых с двумя рипидами. На рипидах – прямоличные изображения херувимов. Фоном служит более поздний атлас розового цвета (выцветший красный?). На фоне надписи мелким жемчугом: хс, аглъ гнь (дважды), херувим. На каймах, обрамленных с двух сторон серебряными полосами, по зеленой камке пряденым серебром вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь Великой субботы: во гроб плотски во ад же съ дшею ко бгъ в ра//и же с разбоиникомъ и на престоле вылъ еси//хр(с)те со тцемъ и дхомъ вс исполныи Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений. — Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства. В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли. От зрителя требуется работа Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу. — В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре. Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет. Шаромазов поясняет: — Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм! Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. — В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст. Темперамент в темпере

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца. Билеты можно приобрести: - Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных; - в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг. Дополнительные услуги: - экскурсии в сопровождении экскурсовода музея. Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена. Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

Но при чём тут Войков, в честь которого названа станция метро? Ныне уже широко известно, что П. Л. Войков – оборотень, которого нам преподносили как «выдающегося дипломата, погибшего при исполнении», голосовал за убийство Царской Семьи, а затем отобрал у аптекарей в Екатеринбурге всю серную кислоту, чтобы обезобразить тела убиенных. Расписки о реквизиции этого химиката в день убийства за подписью Войкова содержатся в материалах следствия, проведенного «по горячим следам» преступления следователем по особо важным делам Н. А. Соколовым. Имеется и свидетельство о том, что Войков лично контролировал заметание следов. Впоследствии это стало причиной того, почему Англия не пожелала выдать Войкову дипломатический паспорт. Однако его всё же заделался «дипломатом» в Польше, где занимался распродажей по бросовым ценам сокровищ Оружейной Палаты Кремля. Неудивительно, что после канонизации Царской Семьи просьбы исключить имя цареубийцы из топонимии России и Москвы звучат каждый год. В октябре 2010 года к мэру Москвы с этим предложением обращалась даже Государственная Дума, предлагая переименовать станцию метро «Войковская» в честь летчика-космонавта Владислава Николаевича Волкова, который жил и учился в этом районе. И что же? Госдуме было отказано, а пять лет спустя чудовищная опухоль на севере Москвы дала метастазы: «Войковскими» решено назвать строящиеся транспортно-пересадочный узел (ТПУ) и остановку Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), а также мост, называвшейся до этого «Мостом окружной дороги». Таким образом, увековечение имени цареубийцы продолжается. Гроза народного возмущения, разразившаяся после этого, не имеет ничего общего с той эпидемией переименований, которая разразилась сейчас на Украине и которая имеет своей истинной целью культурный отрыв Малороссии от России и Москвы. Оказалось, что для тысяч людей, живущих в нашей столице, событие цареубийства – это не история, а их жизнь, и что Войков для них не просто преступник, а мучитель православных святых. Защитники цареубийцы Войкова, словно забыв, что еще в феврале КПРФ сама предлагала вернуть на карту Сталинград, предложили ввести в России мораторий, дав стране «25 лет без права переименования». При этом они предпочитают не замечать того, что предлагаемая альтернатива названию «Войковская» – «Улица космонавта Волкова», бьет все их страшилки наповал. Ведь оно говорит о том, что сторонники переименования не отрицают хорошего, сделанного в советский период нашей истории, а лишь считают, что увековечения достоин только настоящий герой.

http://radonezh.ru/analytics/chto-obsche...

Хороший рисунок и высокое качество исполнения, сюжет, особенно распространенный в Москве, предполагают ее столичное происхождение. Так как все добавления прошиты насквозь через подкладку из репса XIX в., они могут быть датированы этим временем. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 17323; Маясова 1998. С. 48, примеч. 73. 69. ПАЛИЦА МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ Москва, конец XVI и XVIII в. Атлас (XVI в., иностранное производство), камка (XVII в., иностранное производство), бархат, галун (XVIII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 45x46 Поступила из Чудова монастыря Московского Кремля в 1918 г. 609 Инв. ТК-2431 Кат. 69 Изображения вырезаны из фона и перенесены на красный бархат (первоначальная красная камка видна по контурам и складкам одежд). Митрополит Алексий изображен в рост, прямолично, с отведенными в стороны руками. Правой рукой благословляет, левой – держит на плате закрытое Евангелие. На святом – крестчатый саккос, омофор и клобук с херувимом на очелье. Личное шито тонким, некрученым темно-песочного цвета шелком «в раскол» «по форме» с небольшими оттенениями по абрису лика и под глазами святого. Белки шиты белым, губы – красным шелком, усы и бороды – тонким крученым серым шелком «атласным» швом. Черты лика святого, пряди волос, контуры лика и рук прошиты темно-коричневой нитью. Одежды, нимб, Евангелие вышиты прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметной прикрепой однообразным простым швом. На подольнике и зарукавьях саккоса святителя зеленой нитью шиты ромбики. На нимбе – рельефный орнамент из гирлянды цветов и листьев, шитый пряденым золотом «по веревочке». На позёме – сканое золото с зеленым шелком. Контуры фигуры святого и позём обведены золотным шнуром. По сторонам нимба митрополита – две накладные полосы с надписью золотным шнуром по красному бархату с(т)ы На фоне под позёмом нашито частично сохранившееся изображение орлеца, направленное в противоположную относительно фигуры святителя сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Шитье в лике, справа на усах, бороде и руках имеет большие утраты, золотное шитье потерто. Покров реставрирован в ГЦРМ в 1922 г. (удалена часть подкладки, в местах прорывов подведена полоса тонированного миткаля, на который закреплены прорывы, и вновь поставлена подкладка). Ткани секутся, имеют прорывы и штопки, загрязнены, сильно выцвели (на среднике до желтого цвета). В реставрационных документах отмечено: «Ткань утратила свой первоначальный голубой цвет» 905 . ИКОНОГРАФИЯ Иконография образа традиционная. Редкими особенностями являются изображение на груди святителя панагии, а также убора шапки с дробницами 906 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных, технологических и палеографических признаков с другими произведениями мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 907 . ВЫСТАВКИ 1964–1965 Ленинград. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12212; Маясова 1985. С. 211; Маясова 1996. С. 394, примеч. 27. 156. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII – начало XVIII в. Камка (XVII в., Италия), крашенина (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 174x91 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил в 1919 г. 908 Инв. ТК-2996 Кат. Митрополит изображен на фоне голубой камки в рост, прямолично, с закрытым Евангелием в левой руке и с прижатой к груди именословно благословляющей правой. Он облачен в саккос с омофором и палицей, на голове – святительская шапка. Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета атласным швом «по форме». Борода и волосы – некрученым шелком того же цвета «в раскол», радужки глаз – коричневым; контуры и черты лица – темно-коричневым; обувь – сканым золотом с коричневым шелком; одежды, Евангелие и нимб – прядеными золотными и серебряными нитями с малозаметными серыми, зелеными и желтыми прикрепами (швы – «клетчатый городок», «черенок», «ягодка», «ягодка двойная», «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010