Это является подтверждением его свободы от всякой необходимости и доказательством того, что в кафоличности православного богословия могут достичь спасения все» 16 . Молитва за мир, которую имели святые, и есть практическое выражение этого богословия. Будем ли мы по мере сил приближаться к такой любви, которая возвышает нас до созерцания новой реальности, где, по словам Апостола,  всяческая и во всех Христос  ( Кол.3:11 ), или нам будет достаточно нашей маленькой, частной любви, ограничивающей наш мир нашим родным домом? Сможем ли мы вместить в себя ту реальность, которую Воплотившийся Бог принес на землю и стать новыми людьми,  по образу Создавшего  нас Бога ( Кол.3:10 ), или же мы обречем себя на жизнь осужденных на смерть животных? Изберем ли мы своим главным жизненным ориентиром ту  страну живых  ( Пс.114:8 ), к которой направлено все наше земное странствование, или решим, что наша истинная жизнь совершается здесь, в этой «стране мертвых»? 17 Святые  говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то  земное отечество,  из которого вышли, то имели бы время возвратиться  — обустроить, «возродить», спасти его.  Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город  ( Евр.11:13-16 ). http://bogoslov.ru Примечания: 1 Аристотель.  Эвдемова этика , 1242a. 2 Старец Иосиф Ватопедский .  Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве.  Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. С. 386. 3 Монах Диодор (Ларионов),  «В МИРЕ, НО НЕ ОТ МИРА»: К вопросу о богословии «социального служения». 4 Contr. Cels. VIII, 75. Перевод фразы — прот. Георгия Флоровского ( Антиномии христианской истории ). — Ред. 5 Св. Григорий Богослов .  Слово 6.  PG 35, 729A. Ср. рус. пер.:  Творения.  Москва: «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1, с. 128. 6 Флоровский Г., прот.  Империя и пустыня. Антиномии христианской истории  //  Догмат и история.

http://azbyka.ru/pro-domo-sua-neskolko-s...

В книге современных русских мыслителей раскрывается суть промысла Божьего в истории человечества, показана божественная деятельность мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия; непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Господь сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, вспомоществует всякому добру, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям. Христианство указывает еще на бесконечную любовь Божию в обновлении человечества искуплением и возведении его к высшему нравственному совершенству. В книге выдающегося русского ученого Валентина Юрьевича Катасонова рассматриваются взгляды великих русских мыслителей К.Леонтьева и Л.Тихомирова, ориентированные на путь духовного спасения. Социологический подход К.Леонтьева и историософский подход Л.Тихомирова хорошо дополняют друг друга, давая более целостное, " объемное " православное понимание общества. В книге выдающегося русского ученого Валентина Юрьевича Катасонова рассматриваются взгляды великих русских мыслителей К.Леонтьева и Л.Тихомирова, ориентированные на путь духовного спасения. Социологический подход К.Леонтьева и историософский подход Л.Тихомирова хорошо дополняют друг друга, давая более целостное, " объемное " православное понимание общества. В книге выдающегося русского ученого Валентина Юрьевича Катасонова рассматриваются взгляды великих русских мыслителей К.Леонтьева и Л.Тихомирова, ориентированные на путь духовного спасения. Социологический подход К.Леонтьева и историософский подход Л.Тихомирова хорошо дополняют друг друга, давая более целостное, " объемное " православное понимание общества. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/4487628

Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Российской империи. Общинный центр педагогики «Спас» в Калужской области (современный). Община «Спас» самоорганизовалась в 1996 г. Через два года была юридически зарегистрирована как общественная организация «Обнинская городская казачья община «Спас». В 2006 г. на ее базе была зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Общинный центр педагогики «Спас». Руководитель – И.К. Лизунов. Центр располагается в г. Обнинске Калужской области. Сотрудники центра занимаются профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе в сфере наркопреступности, допризывной подготовкой молодежи, социальной реабилитацией людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (в т.ч. участников и инвалидов локальных конфликтов), приобщением реабилитируемых к жизни в коллективе казачьей общины. В центре оказывается консультативная помощь людям, члены семей которых употребляют алкоголь или наркотики, а также психологическая поддержка людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Организация эффективно взаимодействует с государственными органами, службами и местным самоуправлением в деле профилактики и реабилитации. Сайт центра http://www.mirspas.ru Православный центр медико-социальной реабилитации «Подвижник» в Свердловской области (современный). Начал работу в 2001 г. Директор центра – В.В.Боровских, врач-психотерапевт. Центр располагается в г. Полевской Свердловской области. В основу реабилитации положен метод нравственно ориентированной психотерапии, основанный на традиционных духовно-нравственных ценностях. Центр обеспечивает единовременное проживание 30 человек в течение одного года, на который рассчитана программа реабилитации. В центре осуществляется сочетание уникальной методики нравственно ориентированной психотерапии и полноценного пастырского окормления, тесное сотрудничество врача и священника. Реабилитационная программа центра состоит из трех этапов: первичная консультация, стационарный этап, амбулаторный этап. Деятельность центра весьма эффективна – не менее 70% воспитанников центра «Подвижник» вернулись в общество в качестве его полноценных членов. Сайт центра http://podvizhnik.ru

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Еще очень важная вещь. Большинство людей делится на две категории: «хочу» и «надо». Категория «хочу» – это дела плоти, категория «надо» – это дела духа. Апостол Павел так и говорит: «Духом умерщвляйте дела плотские и живы будете» (ср.: Рим. 8: 13). И вся жизнь христианина уходит на то, чтобы не сеять в плоть, а сеять в дух. И у нас одновременно несколько воль. Вот мы сейчас пишем передачу, а кому-то из нас нужно куда-то бежать, или хочется поспать, или выпить кофе, или просто прекратить эту работу, хотя работа, которую мы сейчас делаем, очень важна. Две воли у нас в душе одновременно присутствуют: плотская и духовная. И важно, какую волю человек дает себе в жизни, какая воля побеждает. Это постоянный подвиг: выбор между «хочу» и «надо». Хочу поспать, а надо работу делать. Не хочу мыть посуду, а надо. Не хочу опять перестилать больному постель, а надо. Не хочу простить, а надо. Не хочу звонить общаться, а надо. Жизнь христианина от жизни обыкновенного человека как раз и отличает вот это: у христианина по большей части «надо» побеждает над «хочу». – Батюшка, вы упомянули преподобного Серафима Саровского – он был подвижник. Сама фраза «подвижническая жизнь» предполагает, что в этой жизни есть подвиг. И вот человек решил вести такую подвижническую жизнь. С чего ему начать? Каких ошибок надо постараться избежать? Как не споткнуться? Не чтобы мне было лучше – а чтобы во мне было лучше. Этот жизненный ориентир никогда не надо терять – Оптинские старцы говорили: «Всё красит мера, края – бесовские». То есть крайности – от беса. У отцов было такое выражение, такой алгоритм и вектор жизни: дай телу по силе, весь же свой подвиг обрати на внутреннего человека. Не есть, не пить, не спать, подвизаться, поститься, молитвенные правила – все это чрезвычайно важно. Но все это должно приносить плод. Какой? Я молюсь не для того, чтобы мне было хорошо, чтобы я был хороший. Не чтобы мне было лучше – а чтобы во мне было лучше. Этот ориентир жизненный никогда не надо терять. Фото: В. Ходаков/Expo.Pravoslavie.Ru Еще Достоевский говорил: «Многие люди рассуждают о том, как жить, и только единицы – зачем жить». Зачем я живу, зачем надо подвизаться? Чтобы во мне что-то изменилось, чтобы я стал похож на Господа, как дети бывают похожими на своего отца. Вот весь смысл нашей христианской жизни: чтобы внутри мы были другими. Не вокруг нас была жизнь другая, а мы были внутри другие, потому что от этого зависит качество жизни. Потому что если в тебе зависть, недоброжелательство, тебе бесконечно чего-то не хватает. Потому что ты думаешь, что качество жизни, счастье в жизни – в том, чего у тебя нет. А надо подразумевать не это. Не когда у меня будет то-то или то-то, и тогда у меня будет качество жизни, тогда я буду счастлив. Но когда будут в тебе перемены к лучшему в духовной жизни, тогда и будет настоящее счастье, к которому стремится каждый.

http://pravoslavie.ru/89839.html

- 2008. - - С. 88-94 7. Бельков С.Н. Духовно-нравственный подход освобождения от наркотической зависимости молодёжи на первом этапе реабилитации в условиях Дневного стационара " Сапёрное " .//Наркология. - 2012. - - С. 67-69 8. Бельков С.Н. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей (на основе эмпирического опыта православных реабилитационных центров Санкт-Петербургской епархии).//Наркология. - 2009. - - С. 86-91 9. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993. - 383 с. 10. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж: Ymca-press, 1939. - 222 с. 11. Берестов А.И., Грачев В.П., Желобанов А.В., Каклюгин Н.В., Зенцова Н.И. Духовно ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга.//Наркология. - 2012. - - С. 82-96 12. Берестов А.И. Сравнительный анализ методик реабилитации алкоголь - и наркозависимых: православной и программы " 12 шагов " .//Наркология. - 2009. - - С. 86-98 13. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни//Мозг, структура, функция, патология, психика. Т. 2. - М., 1994. - С.501-678 14. Благов Л.Н. Актуальные проблемы психопатологии аддиктивного заболевания - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008. - 344 с. 15. Богданова О.А. Исихазм сегодня. Интервью с проф. С.С. Хоружим. [Электронный ресурс]. URL: http://www.taday.ru/text/327756.html 16. Боровских В.В. Необходим тандем врача-священника. [Электронный ресурс]. URL: 17. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с. 18. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии.//Вопросы психологии. - 1998. - - С. 71-79 19. Братусь Б.С. Предисловие редактора.//Московский Психотерапевтический Журнал. Христианская психология (Специальный выпуск). - 1997 - - С. 2-5 20. Брянчанинов Игнатий, свят. В помощь кающемуся. - М.: Крестовоздвиженское православное братство, 2012. - 32 с. 21. Брянчанинов Игнатий, еп. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Православные психологи, работающие с наркозависимыми, требуют от власти более решительных шагов в восстановлении правильных нравственных ориентиров у общества в целом 23.04.2002 На одном из последних заседаний Окружного координационного Совета по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе участвовали и сотрудники Екатеринбургской епархии. Именно тогда к ним поступило предложение от членов Совета подготовить рекомендации, которые позволили бы сформировать единую систему противодействия наркомании. Такие предложения были подготовлены православными специалистами и на днях переданы в полпредство. В этом обращении к представителям властных структур видна попытка привлечь внимание именно к духовному аспекту наркозависимости. Как отмечает руководитель Епархиального реабилитационного Центра для наркозависимых И.В.Королькова, " Распространение наркомании никогда не было характерным для России именно в связи с теми высокими нравственными ценностями, которые прививались Россиянам Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями. Развитие наркомании в ее наиболее легких формах началось в начале двадцатого века и в тех слоях общества, которые отступили от духовно-нравственных основ, заложенных в учении Церкви " . По мнению православных специалистов, этот процесс продолжается и поныне. В настоящее время наркомания в России стала национальной трагедией, развитию которой во многом способствовало разрушение тоталитарного режима, что вызвало появление многих " свобод " , среди которых к сожалению и свобода доступа к наркотикам. Именно поэтому от правительства России требуется сегодня поставить решительный заслон духовно-нравственной деградации общества и продолжению размывания национальных ценностей. Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность и политическую безопасность общества в самой ближайшей перспективе. Медики оказывают содействие в лечении наркомании, выводя наркотическое вещество из организма, лечат ряд физических и психических болезней, которые оказывают влияние на предрасположенность человека к наркомании. Однако, реабилитационный процесс более сложный, и помимо изоляции и трудотерапии, он должен включать в себя устранение дефектов воспитания, изменение образа жизни, системы духовных ценностей человека, его мировоззрения.

http://zavet.ru/news/0204/n23-7.htm

Иеромонах Пантелеимон (Шушня). Когда возникает депрессия (версия для печати)/Православие.Ru Когда возникает депрессия Православие.Ru , 14 ноября 2014 г. Вопросы иеромонаху Пантелеимону (Шушне) задавала Диа Раду . Перевела с румынского Зинаида Пейкова Он ушел из мира и подвизается у подножья гор Шуряну в посте и молитве, в радости пребывания со своими братьями во Христе. Выпускник Академии художеств, иконописец и фотограф, отец Пантелеимон еще и удивительный рассказчик, чьи слова, напоенные благодатью, вывели из душевного кризиса тысячи молодых людей. Я отправилась искать его утешающего присутствия Великим постом, чтобы найти ответ на те страдания, которые часто недооцениваются нами и грозят стать болезнью века. И вот оно, пособие для душевного исцеления и возрождения. Никто не может реализоваться вне любви Иеромонах Пантелеимон (Шушня) – Сегодня больше, чем когда-нибудь, кажется, что мы зашли в тупик. Статистика свидетельствует, что каждый десятый румын страдает депрессией. Батюшка, что это говорит о временах, в которые мы живем? – Мир, тронутый депрессией , – это мир, лишенный радости и любви. Это мир отчужденный и одинокий, мир ненавистный, потерявший ориентиры, мир, в котором утрачено вертикальное измерение и человек развивается только по горизонтали существования, в разнообразии нескончаемом и пустом. Это мир, которому больше нечего сказать. Мир, лишенный Бога, где радость часто путают с удовольствием. Между тем истинная радость связана с гораздо более глубокими механизмами, она – полная реализация тебя как человека и тесно связана с преуспеванием в духовной жизни. Депрессия возникает тогда, когда люди не понимают своего предназначения, смысла своего существования на этой земле. – Никто из людей, страдающих депрессией, не выглядит избавившимся от той навязчивой мысли, что жизнь лишена смысла. Ведь не мы выбираем, рождаться или нет, как не выбираем и того, когда нам умереть. – Единственный смысл жизни – это спасение. Но только люди часто думают, будто спасение – это что-то такое, что дается нам после некоего финального приговора, если мы сделали некие добрые дела. А спасение – это блаженство, это рай. Рай – это не какое-то место. Рай – это состояние взаимоотношений с Богом, которое переживается еще здесь, на земле. Трудно полюбить идею. Поэтому Бог стал Человеком, чтобы научить нас, что мы можем любить Его, любя тех, кто рядом с нами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Размышления по поводу критики В. В. Буреги в адрес фильма «Гибель империи. Византийский урок» Источник: Богослов.Ru Портал «Богослов.Ru» публикует статью кандидата исторических наук, преподавателя Московской Духовной Академии Д. В. Сафонова, которая является ответом на статью В. В. Буреги . После появления фильма о. Тихона (Шевкунова), появилось множество публикаций, направленных на «разоблачение» этой картины. Практически каждый пишущий западник и либерал посчитал своим долгом обрушиться с критикой на фильм и самого о. Тихона. Как выразилась Валерия Новодворская: «…либералы, слава Богу и св. Софии, пробудились от летаргии и ударили историей по невежественной фэнтези нового Савонаролы. Не могу не бросить свой камень» . Бросил свой камень и уважаемый коллега. 4 марта появилась статья преподавателя МДА В. В. Буреги. Статья появилась практически сразу после того, как о. Тихон показал свой фильм в стенах МДА и ответил на многочисленные вопросы студентов. Ответил он и на критические замечания либеральной прессы, которые повторяются в статье В. В. Буреги. В первом же абзаце говорится о «чувстве внутреннего неприятия, возникшем при просмотре», далее в тексте статьи говорится о том, что автору было «обидно и больно». Что может заставить историка, знакомого с принципами научной критики, с первых же строк своей критической заметки основной упор делать на описании своих негативных эмоций? Очевидно, фильм задел самые глубокие убеждения, мировоззренческие ориентиры автора. Как справедливо заметил преподаватель МДА Ю. В. Максимов, говоря о похожей по содержанию рецензии С. Иванова: «Это спор разных мировоззрений. Он был в Византии, он есть и сейчас. И то, что документальный фильм «Гибель империи» вызывает к жизни такие рецензии, лучше всего доказывает, что поднятые им темы актуальны по сей день, а значит, является лучшим ему оправданием и признанием его мировоззренческой состоятельности» . Аналогичными эмоциями в отношении фильма делятся и другие его критики. Так С. Путилов пишет, что от фильма его «просто тошнит» , В. Можегов признался: «…и во мне, пока я все это глядел, закипало нечто» , а В. Новодворская выразила свои эмоции по поводу фильма так: «Фигули им на рогуле» .

http://pravoslavie.ru/36526.html

В Санкт-Петербурге открылась конференция «Православие и нравственность» Санкт-Петербург, 17 февраля 2006 г . В Санкт-Петербурге открылась Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие и нравственность». Конференция проводиться Санкт-Петербургской общественной организацией «Собор православной интеллигенции» при содействии администрации Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской Духовной академии, Межвузовской ассоциации «Покров», СПб Государственного университета технологии и дизайна, СПб Государственного университета культуры и искусств, НИИ комплексных социальных исследований СпбГУ, межвузовского центра гуманитарного образования по религиоведению, сообщает Седмица.Ru. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам форума: «Участникам Межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность» Уважаемые участники конференции! Проблема нравственного состояния современного общества, особенно ее молодежной составляющей, является необычайно важной и актуальной. Большинство социальных катаклизмов нашего времени вызвано именно безнравственностью и бездуховностью людей, проживающих в нашей Родине Отсутствие нравственных идеалов, верных духовных ориентиров, на фоне незатихающей пропаганды псевдоценностей массовой культуры, обрекает нашу молодежь на греховную жизнь по страстям, на разложение, а значит и вымирание. И действительно, если внимательно рассмотреть такие язвы современного общества как наркомания, алкоголизм, разврат, насилие, то не трудно убедиться в том, что основание их лежит в безверии и бездуховности. Так, если смыслом жизни молодого человека будет являться поиск психотелесных удовольствий и наслаждений, то естественно, пороки и страсти полностью поглотят его божественный образ, истлят самые светлые движения его души. Восстать из греховной тьмы, обрести правильные духовно-нравственные ориентиры в своей жизни, человек может, только прильнув к чистому источнику своей религиозно-исторической традиции, которая есть Православие. Правильное понимание смысла жизни и смысла смерти, глубокое знание заповедей как законов духовного мира, позволит молодому человеку не только удержаться от искушений современного мира, но и быть активным строителем культурных, нравственных и духовных ценностей нашего общества. Желаю участникам конференции внести достойную лепту в дело созидания православной нравственности во всем российском обществе, углубить и расширить свои собственные познания в деле духовного созидания личности. Помощь Божия да сопутствует вам в ваших трудах! +Алексий, Патриарх Московский и всея Руси». 17 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16335.html

Проблемы современной трансплантологии чрезвычайно сложны с этической точки зрения. На наш взгляд, их продуктивное решение невозможно сугубо в рамках профессиональной медицинской этики, поскольку в ней не выработаны ответы на результаты ускоряющегося изменения и совершенствования медицинских технологий. Православное богословие содержит бесценный опыт нравственной оценки явлений меняющегося мира, в том числе и в области современных медицинских технологий. Трансплантология непосредственным образом связана с вопросами жизни и смерти человека, его тела и души, именно поэтому православная оценка формирует важнейшие духовно-нравственные ориентиры для общества по отношению к обозначенным в нашей статье проблемам.   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Заявление Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О фетальной терапии»//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 243-244. 2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. 3. Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. 504 с. 4.  Тоффлер Э. Шок будущего=Future Shock, 1970/Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 557 с. 5. Филипп (Филиппов), архимандрит. Фетальная терапия как преступление против человечности//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 223-226.  Тоффлер Э. Шок будущего=Future Shock, 1970/Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 557 с.   Тоффлер Э. Шок будущего=Future Shock, 1970/Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 228.  Филипп (Филиппов), архимандрит. Фетальная терапия как преступление против человечности//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 223-224.  Заявление Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О фетальной терапии»//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 243-244. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/5706523

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010