За первые сто первых лет татарского господства из-за перенесенных лишений и волнений в Орде умерли, по-видимому, своей смертью, шесть русских князей. Более десяти князей в орде было убито по прямому приказанию хана, поскольку в начальный период ханская власть стремилась уничтожить политическую верхушку русских княжеств. Убивая всех сильных и непокорных князей, ордынцы стремились сломить и обезглавить всякое сопротивление и парализовать политическую жизнь Руси. Такие жестокие меры входили в завоевательную политику Монгольской империи. Плано Карпини писал по этому поводу: «...их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их». Ханы иногда держали при себе русских князей годами, особенно в первые годы монгольского владычества, когда многие из князей должны были отправиться в Каракорум на поклон к Великому хану. Постоянно же русские князья проводили в Орде один или два года, при этом не менее полугода занимала дорога. Вызванные в Орду князья никогда не были спокойны за свою жизнь. Поэтому, отправляясь к хану, они оставляли завещания, а с собой в путешествие брали священника или Святые Дары. По описанию Гильом де Рубрука, посещавшего в то время Каракорум, путешествие туда, длившееся несколько месяцев, было очень тяжелым – верхом на лошадях, с ночевками у костра на войлоке. «Нет числа нашим страданиям, – пишет он, – сколько мы страдали во время пути от голода, холода и усталости» . Плано Каприни, так описывает свой путь в Орду: «...мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, (Великому хану) в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле... мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу». Летопись обычно отмечала благополучный приход князя из Орды на и его радостную встречу на родине. Часто князья и их приближенные подвергались в Орде грабежу, о чем, в частности, упоминается в житии преподобного Сергия Радонежского, отец которого, богатый ростовский боярин Кирилл, обнищал вследствие частых поездок с Ростовским князем в Орду, где их грабили.

http://pravoslavie.ru/38347.html

Уже одно это показывает, какая сила внедрилась с Запада в Крым. Это, в конечном счете, была сила не одних генуэзцев и даже не одной Италии - хотя она была, конечно, «авангардом»,- а сила Запада в целом, и направлял ее, как уже говорилось, центр западной цивилизации - папство. Основываясь на генуэзских архивных документах, С.П.Карпов пишет: «Итальянская колонизация вовлекала в свою орбиту самые разные слои населения Генуи, Венеции, многих областей Северной Италии. Встречались среди колонистов и жители Франции, Германии, Сицилийского королевства, государств Пиренейского полуострова, венгры, англичане и другие западноевропейцы В Золотой Орде, без сомнения, видели и понимали это упорное движение Запада в пределы ее интересов. Известный современный историк и археолог М. Д. Полубояринова утверждает в своей книге «Русские люди в Золотой Орде» (1978), что одной из причин очевидного стремления духовенства Руси «к усилению влияния в Золотой Орде» была именно «борьба с католицизмом, который к XIII в. осуществлял постоянный натиск на восток то есть русские митрополиты и епископы стремились «открыть глаза» золотоордынским правителям на эту «опасность». Ханы Золотой Орды, вопреки нынешнему мнению об их «варварстве», вполне «цивилизованно» поддерживали дипломатические отношения с Западом, принимали посланцев римских пап, вели соответствующую переписку и т.д. В труде М.Д.Полубояриновой сообщается: «Папа Иоанн XXII (1316-1334) писал в 1318 г., что хан Узбек «не без наития, внушенного ему Господом... предоставил привилегии христианам» (имелись в виду католики. - В. К.). Хан Узбек (1313-1342) был в переписке и с папой Бенедиктом XII (1334-1342), отправлял к нему послов. Известны письма этого папы к самому Узбеку, сыну его Джанибеку и жене Тайдуле, в которых папа... выражает надежду на обращение всей ханской семьи в католичество. Все это, однако,- продолжает М. Д. Полубояринова,- не помешало Узбеку в 1324 г. организовать поход русских князей против Литвы, чтобы запретить Гедимину (великий князь Литовский в 1316-1341 гг.- В.К.) принять католичество. В 1340 г. Узбек помог русским князьям в их борьбе против польского короля Казимира, в результате чего Казимир вынужден был признать свободу православных обрядов. Эти акции в защиту православия и против католицизма были совершены, без сомнения, не без влияния русских церковников в Золотой Орде. Ту же линию в отношении православия занимал в силу необходимости и Джанибек (1342-1357), ведя в союзе с Византией войну с венецианскими генуэзскими колониями в Крыму (с 1343 г.)» (там же, с. 27).

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

Та же заинтересованность в сохранении единства будет преобладать и в очень активной и изобретательной политике Филофея на Руси. Вряд ли приходится сомневаться в том, что он разделял в основе принципы, изложенные в актах Кантакузина, восстановивших в 1347 году единую Киевскую митрополию. По возвращении к патриаршеству после смерти Каллиста (1363) Филофей энергично утверждал те же самые принципы. Однако, поскольку политическая ситуация на Руси менялась быстро, Филофей провел необходимую дипломатическую реорганизацию, показав, что даже поддержка Москвы, которая составляла основу внешней политики Кантакузина, не является сама по себе целью, но, скорее, служит инструментом для сохранения целостности митрополии под контролем Византии, и что московские интересы следует сдерживать, если они вступают в противоречие с высшими интересами византийского государства. Именно эта дипломатическая деятельность Филофея во время второго патриаршества и стала подлинной легендой на Руси, неоднократно всплывая впоследствии в целом ряде исторических, политических и агиографических документов. 2. Династические раздоры в Золотой Орде и усиление Москвы В течение двадцати четырех лет, последовавших за смертью хана Джанибека, погибшего от руки собственного сына и преемника Бердибека (1357 год), кипчакское ханство переживало полосу кровавых внутренних распрей между членами правящей династии. Раздоры продолжались вплоть до 1381 года, когда власть захватил хан Тохтамыш. Во всех этих событиях, как в капле воды, отразились те драматические процессы, которые происходили на обширной территории некогда могущественной Монгольской империи Чингисхана, — конец монгольского ига в Китае, начало династии Мин (.1368 год) и возвышение Тимура, или Тамерлана, который создал новую монгольскую империю и позднее нанес поражение утвердившемуся было в Сарае Тохтамышу. Династические раздоры в Орде, в результате которых за двадцать четыре года сменилось один за другим двадцать пять ханов, подточили татарский контроль над Русью. Благодаря беспорядкам в Орде, о чем часто упоминается в летописях, русским князьям все с большим успехом удавалось отстаивать свои права. Литва и Москва вступили в ожесточеннейшую борьбу за господство. Однако после 1362 года власть в Орде попала в руки темника Мамая. Не будучи членом правящей династии, формально он не мог стать ханом, но сумел приобрести такую силу, что смена властителей не могла обойтись без его участия. Как Ногай в XIII веке, он держал под своим контролем все территории, расположенные к западу от Волги, и Русь существенно зависела от его воли. Направляемая Мамаем монгольская доктрина по-прежнему следовала отработанному принципу: поощрять не прекращающееся соперничество между русскими князьями, сохраняя тем самым равновесие между ними, и не допускать ни одного из них до достижения абсолютного преимущества. Но татарское влияние на Руси ослабевало, Литва и Москва постепенно обретали такую силу, что монголы начали терять контроль над событиями.

http://sedmitza.ru/lib/text/438219/

444 ...короля литовского держателя себе восхотеша имети. – Это же обвинение в контактах с королем Казимиром Ягеллоном (король Польши с 1447 г.) выдвигалось московской «Повестью о взятии Новгорода Иваном III» (см.: т. 7 наст. изд.). 445 ...яко Тита, римского царя, Еуспасиянова сына, разорити град Иерусалим... – Еуспасиян (Веспасиан) – римский полководец, с 69 г. – император. Он и его сын Тит (император с 79 г.) вели войну с восставшей против Римской империи Иудеей в 67–70 гг. События этой войны, закончившейся взятием и разрушением Иерусалима, описаны сторонником Веспасиана и Тита Иосифом Флавием в «Истории Иудейской войны», созданной в 75–79 гг. и известной русским читателям по переводу с XII в. (см.: Мещерский Н. А. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.: Изд-во АН СССР, 1958). 446 Царь Ахмат восприим царство Златые Орды по отце своем, Зелети-Салтане царе... – Ханский престол в Большой Орде перешел к Ахмед-хану после сына Тохтамыша Сейид-Ахмета. 447 ...ни мало убояся страха царева... – Эпизод с «потоптанием» ханской басмы носит легендарный характер. Однако, действительно, Иван III в 1476 г. прекратил выплату дани Орде. 448 ...базму – парсуну лица его... – Изображение людей вообще было запрещено у мусульман. По-видимому, эта деталь введена автором с чисто художественной целью. 449 ...и прииде на Русь к реце Угре... – Речь идет об историческом походе на Русь Ахмед-хана осенью 1480 г., с которым связывается окончательное освобождение Руси из-под власти Золотой Орды. Река Угра – левый приток Оки, впадаюший в нее возле Калуги. 450 ...ноября в 1 день... – Дата указана ошибочно. Войска Ахмед-хана, согласно летописным источникам, появились на Угре почти на месяц раньше – в начале октября. 451 ...якоже и царь Тактамыш лестию взял. – После поражения Мамая на Куликовом поле в 1380 г. в Золотой Орде воцарился Тохтамыш. В 1382 г., придя на Русь, он обманом захватил Москву (см.: т. 6 наст. изд.). 452 Та бо река многа места обходящи... защищающи Рускую землю. – Угра была в XV в. пограничной рекой, разделявшей русские и литовские земли. Будучи в те времена довольно широкой и глубокой рекой с крутыми и обрывистыми берегами, Угра представляла серьезное естественное препятствие на пути военных отрядов и не раз останавливала врагов Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(точное время начала и окончания эмиссии не определяется) [...]. Указанные десятилетия известны в Золотой Орде как период правления в западной (от р. Волги) её части темника Мамая, титулованного в письменных источниках как эмир и беклярбек . Номинальными султанами при нём были чингизиды Абдаллах и Мухаммад Туляк, но реальную власть осуществлял именно эмир Мамай, происходивший из Киятов, одного из самых влиятельных монгольских родов. На дангах с именами султанов, чеканенных в Азаке, орде, Сарае ал-Джадиде, Хаджи-тархане, Янги-шехре, тамги отсутствуют. На маджарских дангах 774 и 775 гг.х. с именем хана Мухаммада стоит нишан другой формы. Выведение ханского знака из главных элементов монетного типа произошло при хане Узбеке (1312 - 1341) и после, до эпохи Великой Замятни, он нигде не фигурирует. Значение тамги восстановилось только при Мамае, и только на медных монетах, но это был знак уже другой формы, существенно отличающийся от тамги с дирхемов и дангов времён от Менгу-тимура (1267 - 1280) до Узбека. Таким образом, эмитентом пулов с трёхногой тамгой с птичьей головкой , вероятно, является эмир Мамай, получивший монетную регалию от ханов-чингизидов». с. 94 - 95] Рядом учёных (А.П. Григорьевым, В.В. Трепавловым, Д.М. Исхаковым, И.Л. Измайловым, И.В. Зайцевым и др.), на основании изучения выявленных источников, было установлено наличие родственных связей Мамая с представителями тюрско-монгольского рода (племени) кият (кыйят), судьба которого самым непосредственным образом была связана с Крымом. Обобщая результаты их исследователей, специалист по истории Золотой Орды (Улуса Джучи) Р.Ю. Почекаев своей работе «Мамай. История " антигероя в истории» (2010 г.) делает однозначный вывод о том, что Мамай принадлежал именно к этому роду (племени), сделавшему к XIV в. Крым своим «доменом». По мнению Р.Ю. Почекаева, Мамай являлся внуком Исы б. Тулук-Тимура (которого он отождествляет с Исатаем киятом - «наместником Узбека в Синей Орде») и сыном Алибека б. Исы б. Тулук-Тимура («имя которого в более поздних исторических сочинениях трансформировалось в Алиш/Алаш/Алача-бек»).

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

И в Самаре, и здесь сестры делали мне передачи. Это гораздо трогательнее, чем былые щедрые дары от милой Тани. Чувствую, что она очень страдает, но все больше убеждаюсь, что муки этого нового пути были бы глубже, если бы я знал, что со мной терпят невзгоды и другие. Пока Господь хранит меня. И настроение и здоровье нормально. Конечно, есть и некоторая усталость чувств и переживаний, но это в порядке вещей. Помогайте мне тем, что Вам так удается, а пока привет и мир. Ряшенцев 49. Вере Тимофеевне (открытка) 28/VII.1926 г. В Ольгин день выехал из Кзыл-Орды и в полдень на следующий день воскресный торжественно шествовал через главные улицы Ташкента. В Кзыл-Орде за две недели хорошо выдержал жар (в тени до тридцати градусов), спал и все время был на открытом воздухе, каждый день получал приличествующий обед от незнакомых, но познаваемых, загорел и отдохнул. Теперь глаз немного попривык к безбрежной пустыне, какая окружает здешние города, к одиноким юртам кочевников, к ярким цветам Востока. В Оренбурге в последний раз наслаждался волнующей музыкой церковного звона, и в Кзыл-Орде и здесь нечто уже жалкое, да и не так было бы грустно, если бы только жалкое в звонах. Почти во всех городах, пока идешь, слышишь по своему адресу на каждом шагу комплименты и никогда какой-либо насмешки со стороны инородцев. Все это горькая плата за прежнее нерадение. Здесь в Ташкенте масса зелени, фруктов, но гораздо душнее, чем в пыльной и жаркой Кзыл-Орде. Уже справлялись обо мне и, вероятно, будут заботиться 282 , если я заслуживаю этой милости у Господа. Трудно среди сутолоки переходов и духоты тесных помещений хранить любимый распорядок дня, но все же кое-что удается и, думаю, нет того духовного огрубения, какое было во втором пребывании 283 в 23-м году. Физически совершенно здоров и на днях начинаю уже девятый месяц и второй из них путешествую. Второе начинает несколько прискучивать. Пишите теперь в Турткуль до востребования. Привет всем и мир Вам. Не знаю, скоро ли сумею написать Вам о всех приключшихся, а пока на досуге черкну кое-что.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.П. Григорьев считает, что боярин Федор Кошка, упомянутый в послании как сторонник подчинения Орде, не мог быть знаком Едигею, так как последний раз он упомянут в 1389 г., а его сын Иван Федорович, представленный как человек, дурно влияющий на Василия в вопросе отношений с Ордой, не занимал в действительности первенствующего положения при великом князе, так как в Тверском сборнике он упомянут лишь пятым в перечне бояр, оставшихся в 1408 г. сидеть в осаде 746 . Вообще-то Федор Кошка упомянут последний раз под 1393 г. 747 Но дело не в этом: Едигею не обязательно было знать его лично, он мог слышать о добром отношении этого боярина к Орде от татар, служивших прежде Тохтамышу (т.е. в период, когда дань исправно уплачивалась). Иван Федорович действительно не упомянут первым среди московских бояр, и не только в Тверском сборнике; в первой духовной грамоте Василия Дмитриевича (1406–1407) его имя стоит шестым в перечне свидетелей, в двух позднейших – четвертым 748 . Но из послания и не следует, что Иван являлся вторым человеком в государстве: его роль в отношениях с Ордой раскрывает указание на занимаемую должность – «казначей», т.е. тот, кто ведал финансами, и, соответственно, вопросом о выплатах в Орду. Очевидно, и отец Ивана (который в духовной грамоте Дмитрия Донского упомянут также далеко не первым 749 ) выполнял те же обязанности, и его «добрая дума к Орде» реализовывалась в исправной выплате выхода. Приходится признать, что серьезных аргументов против подлинности послания Едигея не выдвинуто. Другое дело, что дошедшие до нас тексты являют собой его варианты, подвергшиеся редактированию. Сопоставление наиболее ранних текстов (в Новгородской Карамзинской и Новгородской IV летописях) с позднейшими вариантами (Архивской, Никоновской летописей и издания СГГД) 750 показало, что в процессе своей литературной истории послание испытало значительные изменения; сводчики относились к нему так же, как к другим летописным текстам, внося исправления и дополнения, сообразуемые со своими представлениями. Поскольку даже наиболее ранние варианты послания – результат по меньшей мере четырехкратного переписывания его текста (при переводе с тюркского на русский, при включении в оригинал Новгородско-Софийского свода, при перенесении в оригиналы Новгородской Карамзинской и Новгородской IV летописей, при перенесении в сохранившийся список первой и наиболее ранние списки второй), очевидно, что трудно ожидать от них абсолютного соответствия первоначальному виду письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако ослабление Большой орды постоянными конфликтами с Крымом, Астраханью и Сибирским ханством, с одной стороны, и зримая экономическая и военная мощь Московской Руси давали Ивану шанс обрести независимость. И с 1476 года русский Царь перестал считать себя татарским данником. Менее всего война с Большой ордой в 1480 году сводится к двухмесячному «стоянию на Угре», после которого, с наступлением зимы, войска Орды, не готовые переносить морозы, отступили в степи. На самом деле, были и другие крупномасштабные военные события, в которых столкнулись стратегические планы хана Большой орды и Государя всея Руси. Как и столетием раньше, во времена Куликовской битвы, в Большой орде была задумана коалиционная агрессия. Против Московской Руси должны были одновременно выступить, помимо Большой орды, Литва и немецкие города в Ливонии. На сторону Литвы готовились перейти обиженные младшие братья царя Андрей Большой и Борис Волоцкий - но их измене помешали материнские увещевания. Не сбылись ордынские планы. Иван III был и военным стратегом, и дальновидным политиком. Ливонские атаки отбило ополчение Пскова, у которого были дружественными отношения с Москвой. Удалось предотвратить и польско-литовское вторжение. Перед самым ордынским нашествием Иван III подписал договор с крымским ханом Менгли-Гиреем, враждебным Большой орде, войска которого вторглись в Подолию, его владение. К тому же созрел заговор русских князей, уделы которых находились в самой Литве. Казимиру стало не до участия в войне Орды с Москвой. Фактическое поражение Большой орды в русском походе 1480 года было предопределено. После отступления Ахмат был убит, и в Орде началась междоусобица. Затем она потерпела поражение от крымского ханства в войнах 1486 и в 1502 годов, и навсегда перестала существовать... В 1980 году мало кто обратил внимание на исторический юбилей «стояния на реке Угре». А ведь это было знаковое событие истории - 500 лет обретения Государством Российским политической независимости. Русь избавилась от алчного и кровожадного сюзерена, которому она почти 250 лет выплачивала дань, и её великие князья, чтобы властвовать, должны были иметь специальную лицензию - ханский ярлык. В 1480 году от Р.Х. (6988 г. от сотворения мipa) с этим унизительным положением было покончено. Вместо Великой степи, государственность которой приходила в упадок и разлагалась, возникла Великая Россия. Казалось бы, такое событие должно было стать поводом для установления государственного праздника, даже торжества. Но нет. Ни в прошлом, ни теперь низвержение «татаро-монгольского ига» не вышло за пределы учебников истории и энциклопедий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Это было типичное испытание русской веры на её способность творить чудеса, то есть на её истинность. По молитве святителя Алексия Господь чудесным образом излечил Тайдулу, вернув ей зрение. В благодарность за исцеление Тайдула вручила Алексию ярлык об освобождении Русской Церкви от дани и всех поборов. В том же 1357 году Джанибек был убит по указанию собственного сына Бердибека (по персидским источникам Джанибек умер от ран, полученных в кавказском походе). После чего в Золотой Орде начался период мятежей, названный в летописях «великой замятней». В 1360 году один из претендентов на власть в Золотой Орде убил Тайдулу. Ханы Золотой Орды стали меняться, как в калейдоскопе. Политическая власть этих ханов стала стремительно уменьшаться. Зато потребность в деньгах для армии многократно увеличивалась. Этим и воспользовался митрополит Алексий, который в обмен на русское серебро получил от очередного хана-временщика документ, который даровал потомкам Ивана Калиты - Дмитрию в первую очередь - наследственное право на великокняжеский престол в Москве. Это был один из важнейших первых шагов к созданию в будущем русской самодержавной монархии. И именно с этого момента право на Великокняжеский стол начало передаваться не в соответствии с лествичной системой, а по самому естественному принципу наследования от отца к сыну. Причем это право было закреплено только за Москвой. Напомним, что до этого момента, начиная с 1240-х годов, ханы Золотой Орды давали ярлык на великое княжение по своему произволу (обычно руководствуясь величиной дара от претендента). После документа, который получил митрополит Алексий, Золотая Орда фактически признала почти полную независимость Москвы в вопросах наследования престола, что было почти равносильно признанию независимости Москвы. С этого момента московский князь (молодой Дмитрий) стал почти сувереном. Однако формально Москва всё еще входила в состав Золотой Орды и подчинялась правителю Сарая. В результате «великой замятни» Золотая Орда развалилась на три части: собственно Золотую Орду, а также Белую и Синюю Орду (Сибирь). К власти в Золотой Орде пришёл военачальник (темник) Мамай. Его единственным недостатком среди соплеменников было то, что он не был потомком Чингисхана (чингисидом). Однако Золотая Орда признала власть Мамая, и он был законным правителем. Московский князь Дмитрий подчинялся именно Мамаю, поскольку Москва признавала власть столицы Золотой Орды - Сарая, а не каких-то вновь созданных политических субъектов в виде Синей или Белой Орды.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/predpo...

Ярослав приехал в Орду в 1246 году, в то время, когда после смерти хана Угедея в ней правила его жена Туракиня. Он присутствовал на Великом курултае, где собравшиеся в Орде ханы и князья избирали Кагана (Великого хана) из числа потомков Чингисхана. Под давлением Туракини выбор пал на сына умершего – Гаюка, которого объявили Великим ханом 25 августа 1246 года. После возведения Гаюка на престол Ярослав Всеволодович был отпущен домой. Но ему не суждено было увидеть Руси. По словам русских летописей, князь был отравлен в Орде и умер через неделю после выезда оттуда 30 сентября 1246 года. Плано Карпини, заставший в ханской ставке Ярослава Всеволодовича, так описывает кончину Великого князя: «В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора (Туракине), которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену». Вообще, по свидетельствам современников, положение русских князей в Орде было унизительным и опасным, условия жизни их и свиты в непривычном кочевом быту были очень тяжелыми. «Они посылают также за государями земель, – писал Плано Карпини, – чтобы те явились к ним без промедления, а когда они придут, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями. Для некоторых они находят случай, чтобы их убить...иным же позволяют вернуться, чтобы привлечь других, некоторых они губят также напитком или ядом».

http://pravoslavie.ru/38347.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010