В XVIII в. прп. Паисий (Величковский) сделал список с киевского издания Поучений ( Паисий (Величковский), прп. Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв./Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004. С. 187). По мнению К. Ханника ( Hannick. 1981. S. 262) и А. Э. Тахиаоса ( Ταχιος Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλινκη, 1964. 19842. Σ. 85), прп. Паисий включил Поучения Д. Г. в одну из редакций слав. Добротолюбия. Известны 7 списков Поучений Д. Г. (2-й пол. XVIII в.) б-ки Нямецкого мон-ря; почерки 2 из них напоминают письмо Паисия ( Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 560. (СбОРЯС; 79)). За неск. лет до издания 1628 г. в Киеве был подготовлен к печати еще один список Поучений Д. Г., представленный в рукописи ГИМ. Син. 719 ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 219-225, 147), во всем тождественный предшествующей рукописной традиции и сопровождаемый прологом Захарии (Копыстенского) , архим. Киево-Печерской лавры (1624-1627). Однако это издание не состоялось. III. Русские. Из 3 рус. переводов Поучений Д. Г.- Ф. Орлова (М., 1701), Д. С. Вершинского (ХЧ. 1826-1830) и иером. Климента (Зедергольма) (М., 1856) - наиболее удачным является последний перевод, сделанный и подготовленный к изданию в Оптиной пуст. наряду с творениями преподобных Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др. подвижников. Согласно записи, сохранившейся на полях оптинской рукописи с рус. переводом сочинений Д. Г., в подготовке ее издания принимали участие оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) и Амвросий (Гренков) : «Рукопись сия составлена в Козельской Оптиной пустыни. Переведена книга прп. Аввы Дорофея с греческого народного языка на российский в 1855 году Московского ун-та студентом Константином Карловичем Зедергольмом в Москве и в том же году в Оптиной пустыне перевод сей сличен со славянским переводом древним и исправлен… монахами Иувеналием Половцевым и Львом Кавелиным, а каталог составлен иеромонахами Макарием и Амвросием» ( Бушуев С. В. Иеромонах Климент (Зедергольм) и изд-во Оптиной Пустыни//Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. (Москва 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 135-156). Перевод, сделанный в Оптиной пуст. и сверенный по слав. печатному изданию, неоднократно переиздавался как в самой Оптиной пуст, так и в др. местах. Хотя творения Д. Г. не были включены ни в греч., ни в слав. Добротолюбие, свт. Феофан Затворник поместил в рус. Добротолюбие оптинский перевод Поучений Д. Г., разбив текст на 111 глав, подобно аскетическим сотницам, внеся ряд пояснений и устранив архаизмы (Добротолюбие. Т. 2. С. 601-642).

http://pravenc.ru/text/180299.html

В О. п. создан архив, в к-ром собирается информация по истории мон-ря, особенно XX в. Действует издательство, в котором выпускают дореволюционные работы, посвященные пустыни, а также новые. С 2006 г. в О. п., Москве, Калуге и других городах ежегодно проводится общественно-церковный Оптинский форум. Насельники осуществляют окормление 28-й гвардейской ракетной Краснознаменной дивизии, расположенной в Козельске, и исправительной колонии 5 в Сухиничах. При О. п. существует подсобное хозяйство с теплицами, коровником, птичником, конюшней, пасекой; монастырю принадлежат сельскохозяйственные угодья. В 1991 г. обители передано подворье в С.-Петербурге - Успенский храм на набережной Лейтенанта Шмидта, выстроенный в 1895-1897 гг. в рус. стиле, в 1997 г.- подворье в Москве - ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе, сооруженная в сер. XVIII в. в стиле елизаветинского барокко. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213, 214; ГА Калужской обл. Ф. 903; ОПИ ГИМ. Ф. 521. Ист.: Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души: Лекции-беседы. М., 1913; Шустин В. В., прот. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. М., 1991; Цветочки Оптиной пуст.: Восп. о последних оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове). М., 1995; Оптина пуст.: Рус. правосл. духовность. М., 1997; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах. М.; Козельск, 1998; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. Подольск, 1998; Нилус С. А. ПСС. М., 2000-2002. Т. 2-4; Игнатий (Брянчанинов), еп. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001; Письма великих оптинских старцев: XIX в./Сост.: А. Д. Червяков. М., 2001; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Прп. Варсонофий Оптинский: Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Восп. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Козельск, 2005; Собрание писем оптинского старца Иосифа/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки. М., 2006; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. 2 т.; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления. [Козельск], 20082; Жизнеописания почивших скитян: (Скитское кладбище в Оптиной пуст.). [Козельск], 2010; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собр. писем прп. Макария Оптинского к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собр. писем прп. Макария Оптинского к монахам/Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2; Оптина пуст. в восп. очевидцев. [Козельск], 2016; Прп. Антоний Оптинский: Письма. [Козельск], 2018.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг., в Соборе Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых), Оптинский. Род. в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христ. воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пуст. , после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и мон-ри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского . В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником; его духовным отцом был иеросхим. Афанасий (Степанов). А. ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился в огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г., в праздник Сретения Господня, келейно пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Антония Великого , его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал прп. Моисей. В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова ; впосл. митр. Киевский ). А. вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. А. отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, А. читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. А. и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пуст. старчества , приглашая опытных старцев из др. мон-рей. В 1836 г. у А. открылась тяжелая болезнь ног, к-рая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.

http://pravenc.ru/text/115872.html

соч. М., 1984. Т. 3. С. 474). С 1974 г. Оптина пуст. охраняется гос-вом, началась реставрация, которая проводилась крайне медленно. Интерьер ц. св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2009 г. Интерьер ц. св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2009 г. 17 нояб. 1987 г. Оптина пуст. постановлением Правительства СССР была возвращена Церкви, в обитель пришла первая братия. С 9 дек. 1988 г. часть монахов стала переходить в И. П. с. Находившаяся там чтимая икона Божией Матери «Знамение» 10 дек. того же года, в день празднования этой иконе, замироточила. В И. П. с. хранятся и др. святыни: келейные иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» прп. Амвросия, Божией Матери «Троеручица» прп. Нектария и др. 1 февр. 1990 г. Оптиной пуст. была передана большая часть И. П. с. (др. часть оставалась у лит. отдела Козельского музея до 2005). 18 марта 1990 г. освящен храм св. Иоанна Предтечи. В ц. св. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского разместилась гостиница для паломников; храм был отремонтирован, восстановлены его главы, однако богослужения в нем пока не возобновились. Постепенно возрождаются традиции скитской жизни. Скитоначальниками были иером. Михаил, с 1996 г.- игум. Тихон (Борисов). Старческое служение в И. П. с. выполнял схиигум. Илий (Ноздрин). Литургия совершается по вторникам и субботам, в остальные дни - полунощница, практикуется ежедневная исповедь братии скитоначальнику. С 2005 г. территорию И. П. с. не разрешено посещать женщинам и мирянам-мужчинам (кроме огороженного участка около гостиницы для паломников). Исключение делается в праздники Собора св. Иоанна Предтечи, Рождества и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в понедельник Светлой седмицы. Келья прп. Амвросия в «хибарке» стала мемориальной и открыта для посетителей. В 2010 г. в И. П. с. проживает 10 насельников. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/577926.html

В композиции «Собор Оптинских старцев» И. изображен, как правило, в левой части, позади преподобных Моисея и Амвросия Оптинских. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. (Введенский собор Оптиной пуст.). К прославлению Оптинских старцев иконография разработана Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц. мон-ря) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), в 1997 г. игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием Ермолаевым для Казанской ц. Неск. подобных образов исполнено в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писались также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. (голова не покрыта, десница на груди) без индивидуальной разработки образа имеется на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет]/Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 21; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. С. 197, 202, 204, 216, 240, 276. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/578408.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Портрет прп. Макария (Иванова). 1854 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ) Портрет прп. Макария (Иванова). 1854 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ) (Спасский Григорий Лукич; 1817, г. Воротынск Калужской губ.- 2.01.1871, с. Петропавловское Мосальского у. Калужской губ.), иеросхим. Оптинский, Белокопытовский. Из духовного звания. Окончил Калужскую ДС по 1-му разряду. 25 февр. 1842 г. поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. 18 сент. 1843 г. прп. Моисеем (Путиловым) был пострижен в рясофор в скитской ц. во имя Иоанна Предтечи. 16 авг. 1844 г. по слабости здоровья переведен из обители в Предтеченский скит. 1 окт. 1844 г. пострижен в мантию, 9 дек. 1845 г. в Калуге Г. рукоположен во иеродиакона (одновременно с Г. прп. Амвросий (Гренков) был рукоположен во иеромонаха), вместе с прп. Амвросием совершал в Оптиной пуст. первую чреду священнослужения. 17 апр. 1848 г. в Калуге еп. Николаем (Соколовым) Г. был рукоположен во иеромонаха. Нес послушание на клиросе, занимался иконописью и живописью. Помогал прп. старцу Макарию (Иванову) отвечать на письма духовных детей. 8 окт. 1849 г. назначен казначеем в малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . В 1851 г. из-за болезни отказался от должности и вернулся в Оптину пуст. В 1855 г. по неизлечимой болезни Г. был уволен за штат. Г. духовно окормлял нек-рых насельников и богомольцев Оптиной пуст., в т. ч. свящ. Андрея Щёголева (см. Авраамий Белокопытовский ) и А. Е. Белокопытову . Под рук. Г. в 1868 г. Белокопытова основала в своем имении в с. Петропавловском Боголюбивую в честь Казанской иконы Божией Матери жен. общину (с 1892 мон-рь). При общине были учреждены жен. уч-ще и больница. В 1868 г. Г. приехал в с. Петропавловское, жил в небольшой келье. По благословению Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принял деятельное участие в устройстве в барском доме Казанской ц., духовно окормлял сестер (ок. 30 чел.), ввел в Боголюбивой обители богослужебный устав Оптиной пуст. В 1869 г. Г. благословил свящ. А. Щёголева переехать в общину.

http://pravenc.ru/text/161313.html

Старец отвечал, что болен, но готов исполнить послушание и ехать. Однако после консультации с Синодом к писателю был отправлен прп. Варсонофий. Прп. Иосиф (Литовкин). Портрет. ХХ в. (келия прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст.) Прп. Иосиф (Литовкин). Портрет. ХХ в. (келия прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст.) Сохранились свидетельства учеников о непростых отношениях между И. и прп. Варсонофием. В частности, послушник Николай Беляев (см. прп. исп. Никон ), духовный сын старца Варсонофия, писал: «К Батюшке был нерасположен скитоначальник о. Иосиф, будучи раздражаем по действу диавола другими. Зная это, я спросил Батюшку: «Как же Вы относились к о. Иосифу?» - «Я относился к нему как к своему начальнику, на все безусловно брал от него благословение: например, выйти из скита, и прочее. Я только перестал открывать ему помыслы, а стал открывать их о. Венедикту, и то решился на это не иначе, как с благословения о. Иосифа. Я веровал, что через него, как через поставленного на сие место, действует благодать»» (Дневник послушника Николая Беляева. 2004. С. 279). Келейник И. иеродиак. Зосима (Амелин) вспоминал, что незлобие И. «было так велико, что не только никто не слышал от него жалобы, но даже, когда другие высказывали справедливое негодование, старец кротко говорил: «Нет, ничего, мне хорошо». Однажды келейник передал уже больному старцу, что о нем нехорошо отзывался скитоначальник. И. ответил смиренно: «Осуждать его не следует, это не он делает, а враг; а за него надо молиться» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 319. Ед. хр. 13. Л. 99). Любимой книгой И. было «Добротолюбие». Рака с мощами прп. Иосифа Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. Рака с мощами прп. Иосифа Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. В 1911 г. старец заболел острой малярией, при слабости сердца надежд на выздоровление не было. 12 мая 1911 г. И. был погребен в склепе рядом с могилами преподобных Макария и Амвросия.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Макарием некролог старца Льва. В 1876 г. было издано жизнеописание Л., подготовленное о. Климентом (Зедергольмом) . По словам К. Н. Леонтьева , Л., «смиряясь пред епископом, все-таки, как мы видим, неизменно и бодро отстаивал свое призвание старца» и «при всей своей серьезности позволял себе иногда несколько юродствовать, смешить, представляться чудаком, притворяться гневным для наставления» ( Леонтьев. 1997. С. 45-46). Наиболее полное жизнеописание Л. составлено по решению собора старшей братии мон-ря (Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной пуст. и мат-лы к ним, 1913-1918//РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 35) архим. Агапитом (Беловидовым). В 1917 г. в Шамординской типографии была издана его кн. «Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)». В 1994 г. вышло репринтное переиздание - «Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», подготовленное Оптиной пуст. в сер. «Преподобные оптинские старцы». Предварительную, собирательскую работу над жизнеописанием старца отражают многочисленные рукописи из архива Оптиной пуст.: Список материалов для составления жизнеописания иеросхим. Леонида (Льва) (Наголкина)//РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 9; Различные записи о старцах Оптиной пуст.//Там же. К. 50. Ед. хр. 4; Амвросий Гренков (?) . Записка о иеросхим. Леониде (Льве) (Наголкине). Отрывок. Доп. мат-л к жизнеописанию старца Леонида//Там же. К. 49. Ед. хр. 1; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Льва (Леонида Наголкина) и др. гг.]//Там же. К. 74. Ед. хр. 24. Полное жизнеописание старца содержится в рукописи «Первый великий старец Оптинский иером. Леонид (в схиме Лев)» - книга, подгот. ко 2-му изд., испр. и значительно доп. гг.]//Там же. К. 52. Ед. хр. 2. Важными источниками, добавляющими новые штрихи к характеристике Л., являются воспоминания его учеников: Записки иером. Антония, дополнения к жизнеописанию иеромонаха Леонида (Льва) (Наголкина). Копия. гг.]//Там же. К. 49. Ед. хр. 5; Рассказ об оптинских старцах Леониде (Наголкине), Макарии (Иванове), Амвросии (Гренкове): Из восп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

В 1842 г., находясь по делам в С.-Петербурге, А. познакомился с Т. Б. и А. М. Потёмкиными, к-рые пригласили его посетить Святые горы в Харьковской губ., где задумали возобновить обитель. «Сердце мое наполнилось чувством радостного изумления, когда в первый раз неожиданно представилось мне, в чаще леса из-за Донца, меловая скала, у подножия коей мне суждено было оставаться. Я понял, что это место создано для пустыни и что не по какой-либо прихоти опять возродится тут обитель»,- вспоминал впосл. А. Летом 1842 г. графиня Т. Б. Потёмкина посетила Глинскую пуст., к-рая произвела на нее глубокое впечатление. Потёмкины начали хлопотать о восстановлении Святогорского мон-ря по образу Глинской пуст. и уставу игум. Филарета. 15 янв. 1844 г. имп. Николай I утвердил доклад Святейшего Синода о восстановлении Святогорского мон-ря, настоятелем к-рого был назначен А., 27 февр. возведенный в сан игумена. 21 апр. 1844 г. А. с 12 насельниками Глинской пуст., изъявившими согласие перейти в Святогорский мон-рь, прибыл в Святые горы, где сразу же начались строительные работы. За короткое время были сооружены настоятельский, братский, просфорный, экономский корпуса, гостиница, трапезная, поновлена древняя Успенская ц., на Святогорскую скалу устроена прочная крытая лестница. Древние пещеры были очищены, устроена пещерная ц. во имя св. Иоанна Предтечи, поновлена пещерная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия печерских. Мон-рь обнесли прочной каменной стеной. В обители А. устроил столярную, бондарную, слесарную, кузнечную, саночную, портную и живописную мастерские, пасеку и свечной завод, открыл книжную и иконную лавки. Богослужение в мон-ре совершалось по чину Глинской пуст., братия ежедневно открывала помыслы духовнику. А. руководил всеми сторонами жизни мон-ря, обращаясь за советом и поддержкой к настоятелю Оптиной пуст . прп. Моисею (Путилову) . В 1850 г. за труды по возобновлению Святогорской пуст. А. был возведен в сан архимандрита. В последние годы жизни А. начал строительство скита во имя прп. Арсения Великого для иноков, стремившихся к безмолвию.

http://pravenc.ru/text/76236.html

На 2 портретах, изданных вскоре после преставления М. в литографской мастерской А. И. Прокофьева (с цензурным разрешением от 1 сент. 1862), старец изображен прямолично в богослужебном облачении. На эстампе, хранящемся в материалах по некрополю Оптиной пуст. из собрания Г. И. Чулкова (РГБ ОР. Ф. 371. К. 6. Ед. хр. 2. Л. 3), поколенное изображение святого в овале, он облачен в фелонь, подризник, епитрахиль, палицу, на голове митра, украшенная дробницами (волнистые редкие волосы М. спадают на плечи), в правой руке - архимандричий посох, кисть левой лежит на груди рядом с крестом (похож на орден св. Анны). На ростовом портрете М. в овале (РГБ) на нем клобук, монашеская мантия со скрижалями, на груди - 3 наперсных креста и орден на ленте, в руках - высокий посох и длинные четки; на заднем плане виден небольшой стол с книгами. Прп. Моисей Оптинский. Роспись трапезной Оптиной пуст. 1990 г. Худож. Л. Н. Шархун Прп. Моисей Оптинский. Роспись трапезной Оптиной пуст. 1990 г. Худож. Л. Н. Шархун На литографии, напечатанной «в пользу» пустыни в мастерской Д. Г. Гаврилова в Москве спустя 7 лет после кончины М. (цензурное разрешение от 10 февр. 1869, РГБ), старец изображен во время предсмертной болезни после пострига в схиму. Он лежит на подушках в светлом подряснике и расшитой крестами и надписями схиме, с изможденным лицом, голова не покрыта (борода седая, волосы с проседью). Ученик и биограф М. писал, что «вид маститого старца, лежавшего в схиме на болезненном одре и среди тяжких страданий сиявшего от внутреннего духовного утешения, был так назидательно-величествен, что трудно было оторваться от этого зрелища…» ( Ювеналий (Половцев). 1882. С. 166). Подобные эстампы были востребованы братией мон-ря, духовными чадами и почитателями М., о чем свидетельствует их переиздание: тоновая литография (мастерская Гаврилова) с таким же рисунком получила цензурное разрешение спустя меньше месяца - 6 марта 1869 г. (РГБ). Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Фрагмент иконы. 1995 г. Иконописец игум. Иларион (Ермолаев) (Казанский собор Оптиной пуст.)

http://pravenc.ru/text/2563968.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010