Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Последние рус. православные пустынножители: (Мат-лы для истории рус. монашества): (1745-1820)//ДБ. 1862. Вып. 20-26; Муравьёв А. Н. Св. горы и Оптина пуст. СПб., 1852; Г[ерасим (Добросердов),] а[рхим.] Некролог архим. Моисея//Калужские ЕВ. 1862. 13. Ч. неофиц. С. 179-192; он же. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. отца архимандрита-схимника Моисея, и надгробное слово, произнесенное пред погребением его 19 июня 1862 г. СПб., 1865; Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея//Церковная летопись «Духовной беседы». 1862. 6 окт. С. 674-696; Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. СПб., 1863; Сахаров Н. Восп. о покойном настоятеле Козельской Оптиной пуст. архим. Моисее: (Отрывок)//Калужские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 1. С. 7-11; 2. С. 27-33; [Ювеналий (Половцев), архим.] Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882. [Козельск], 1992; Е[раст] (В[ытропский]), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Червяков А. Д. Собр. Оптиной Введенской пуст.: Ф. 214//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Никодим (Кононов), архим. Оптинский настоятель о. архим. Моисей//ЖПодв. 1995. Июнь. С. 158-206; он же. Старцы: Отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//Там же. 1996. Сент. С. 476-477; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Котельников В. А. Православные подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Фирсов С. Л. Архим. Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пуст.//ЦиВр. 2002. 4(21). С. 185-207; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Мавлиханова Е. А., Кочетов Д. Б. Исаия II (Путилов)//ПЭ. 2011. Т. 27. С. 146-149; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 584-586; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иеромон. Оптиной пуст. М., 18822; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Вербицкий В. Козельская Оптина пуст. и ее значение в истории рус. монашества//ЧОЛДП. 1893. 9. С. 155-208; 10. С. 328-362; 11. С. 399-440; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Соколов Д. Д. К лит. деятельности Оптиной пуст. Калуга, 1898; Агапит (Беловидов), архим. Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия. М., 1899; он же. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Еразм (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907 (то же, изм. загл.: Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009); Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность. М., 1909; Очерк жизни старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Г. М. Запальский Иконография Иконописные образы И., созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пуст., опираются на сохранившиеся фотографии 2-й пол. XIX в. (архив Оптиной пуст., РГБ; напр., фотографии 1892 и 1894 гг. из собр. Оптиной пуст.- РГБ. Ф. 213. К. 112. Ед. 15, 16). Большинство изображений передает характерные черты облика святого, как то: широкий нос, слегка нахмуренные брови, недлинная широкая седая борода, разделенная на 2 пряди. Прп. Исаакий Оптинский. Роспись св. ворот Оптиной пуст. Иконописец Ю. Н. Захаров. 2006 г. Прп. Исаакий Оптинский. Роспись св. ворот Оптиной пуст. Иконописец Ю. Н. Захаров. 2006 г. На иконах И. чаще всего пишется в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. Правой рукой благословляет (напр., на иконе, находящейся над мощами святого в Казанском соборе Оптиной пуст.), в левой держит модель ц. Всех святых в Оптиной пуст. (напр., на иконе из ризницы мон-ря, 1998) или опирается на посох. Образ И. часто встречается в настенных росписях Оптиной пуст. Изображение И. включено в росписи св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и Казанской ц. (2004, мон. Мария (Левестан)); в алтаре Владимирской ц. И. написан с непокрытой головой (2005, инок Алипий (Подковырин)); в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита его изображение помещено в арке между столбами (2010, А. А. Патраков). На св. воротах мон-ря преподобный изображен отдельно от др. Оптинских старцев, на фоне ц. Всех святых (2006, Ю. Н. Захаров, техника альсекко). Портрет И. написан на одной из стен трапезной Оптиной пуст. (живопись в темных тонах; 1990, худож. Л. Н. Шархун). В иконографии «Собор Оптинских старцев» И. изображается в левой части композиции. Первый образ был создан в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. иконописцами РПЦЗ (Введенский собор). Иконы Собора Оптинских старцев создавались Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц.) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием (Ермолаевым) в 1997 г. (Казанская ц.). Подобные образы писались в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. монастыря, 2006), а также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. помещено на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Лит.: Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; то же под назв.: Житие прп. иеросхим. Илариона Оптинского/Оптина пуст. [Козельск], 1993р; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 1998. С. 164-191; Оптинский патерик/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 85-95; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1. В. В. Каширина Иконография Прп. Иларион Оптинский. Фрагмент нагробной иконы. 1997 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.) Прп. Иларион Оптинский. Фрагмент нагробной иконы. 1997 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.) Иконы И., созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пуст., опираются на фотографии преподобного 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., в основном на одну из них: фронтальное изображение сидящего И. в мантии и клобуке, с книгой и четками в левой руке (архив Оптиной пуст., см.: Оптина Пустынь: [Буклет]. Оптина пуст., 1997. С. 18). На др. снимке он показан сидящим вполоборота вправо, с наперсным крестом, с книгой в левой и четками в правой руке (ЦАК МДА; арх. Оптиной пуст.- с подписью на обороте). Подобная ростовая фотография хранится в архиве ж. «Глаголы жизни». На снимке из частного собрания в Козельске И. запечатлен фронтально в рост, в мантии, с четками в руках. В 50-60-х гг. XX в. мон. Мария (Добромыслова) выполнила пером изображения оптинских старцев (в т. ч. И.). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (Оптина пуст.). На иконах И. обычно представлен в монашеском облачении (рясе, мантии, парамане) и в клобуке (в алтарях - с непокрытой головой), иногда в епитрахили, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и со свитком или с посохом в левой руке. Особенностями его внешнего облика являются округлая седая борода и полнота оттого, что в последние годы И. болел водянкой. Первая единоличная ростовая икона И. создана Е. Л. Котляр в 1996 г. (пядница, находится в ризнице Оптиной пуст.). Образ ее же письма (1997) на раке И. во Владимирском храме Оптиной пуст.- прямоличное ростовое изображение преподобного в схиме, с наперсным крестом, с благословляющей десницей и четками в левой руке. Существуют также поясные и оплечные варианты иконографии святого (1997, П. Г. Бусолаев).

http://pravenc.ru/text/389133.html

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) На сев. стене братской трапезной Оптиной пуст. написан большой по размеру ростовой живописный портрет И. и прп. Варсонофия в темных тонах (1990, Л. Н. Шархун). Старцы представлены в рост, И.- вполоборота вправо, облачен в рясу, мантию и клобук, правой рукой опирается на посох, в левой держит четки. В графике образ И. встречается среди изображений Оптинских старцев 50-60-х гг. XX в., нарисованных мон. Марией (Добромысловой). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (все в Оптиной пуст.). Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Единоличные иконописные образы И. были созданы к его местному прославлению в Соборе Оптинских старцев. Первая ростовая икона-пядница написана А. Николаевым (впосл. мон. Евграф; 1996, ризница Оптиной пуст.; Оптина Пустынь. 1997. С. 21). После обретения мощей И. мон. Евграфом выполнен большой образ преподобного в рост на его раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери. На иконах И. пишется в монашеском облачении (рясе, мантии) и в клобуке, иногда в епитрахили или схиме, на груди - наперсный крест, правой рукой благословляет, в левой держит четки (среди Оптинских старцев И. чаще всего изображается с четками), посох или свиток с цитатами из его поучений. У него узнаваемое лицо с сужающейся и разделенной на конце бородой, характерный нос. Существуют поясные варианты его изображений, напр. образ письма А. Н. Яшиной (2010, частное собрание). Образ И. (преимущественно в рост) включен в росписи храмов Оптиной пуст. Иконописцем Ю. Н. Захаровым написаны фигуры И. на св. воротах Иоанно-Предтеченского скита (2001; на свитке текст: «                      ») и на св. воротах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко). В Казанской ц. на сев. стене между окон находится изображение И. с преподобными Амвросием и Иларионом Оптинскими; в руках свиток с изречением святого: «              » (2004, мон. Мария (Левестан)). Над ракой И. помещена композиция «Явление Божией Матери прп. Иосифу в болезни» (2000, Н. А. Устинова). И. изображен в келье, лежащим на одре (в схимническом облачении, с четками в руках), слева - Богоматерь, протягивающая к нему руки; изображение сопровождается надписью: «                                                  ». Образ И. представлен на фресках в алтаре Владимирской ц. (2005, инок Алипий (Подковырин)), в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков) и в ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пуст. в Москве; В. Харламов).

http://pravenc.ru/text/578408.html

СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичей пуст. М., 1872; Д. Л. Воспоминания о старце Оптиной пуст. иеросхим. Макарии//ДомБ. 1862. Вып. 12. С. 263-273; Вып. 13. 31 марта. С. 288-294; Иосиф (Литовкин), прп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. [Н.] Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Покровский В. Старец Макарий Оптинский как учитель нравственности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-14 (отд. паг.); Кн. 2. С. 30-48; 1904. Т. 4. С. 3-72; Матвеев П. Гоголь в Оптиной пуст.//РС. 1903. Т. 113. Февр. С. 301-304; Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пуст.//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Андроник (Трубачёв), игум. Афанасий (Захаров), схим.//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 714; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Старцы Площанской пуст. М., 2002; Евстафий (Солнцев), иером. Эпистолярное наследие прп. Макария, старца Оптинского: Дис. Серг. П., 2003. Ркп.; Диомид (Кузьмин), иером. Василий (Кишкин), иером.//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 82-84; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Святой отец для последних времен//«Молю Господа даровать уму моему слово на пользу вашу»: Сб. писем прп. Макария (Иванова). М., 2006. С. 5-22; она же. Оптина пуст. и Вознесенский Великолукский мон-рь//АиО. 2011. 2(61). С. 111-130; она же.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов ; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73). Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун) . 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2. Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий//ДЧ. 1894. 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия//Там же. 1898. 12. С. 621-635; 1899. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий//ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия//Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Фрагмент иконы. 1995 г. Иконописец игум. Иларион (Ермолаев) (Казанский собор Оптиной пуст.) В изданиях по истории Оптиной пуст. и жизнеописаниях М., авторами к-рых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке - приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол,- четки ( Ювеналий (Половцев). 1882. Вкл.; Еразм (Вытропский), мон. Историческое описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). [Серг. П.], 1902). М. изображен в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и четками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 дек. 1915 г. (РГБ). На зап. стене братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение М. (мастер Л. Н. Шархун). Строгий выразительный образ подчеркивается темным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена худож. В. П. Петровым (Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18763. С. 137-138), вероятно в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., т. е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Известны совр.живописные и графические портреты М. одного и в числе изображений др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук - Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 5; худож. И. Л. Бруни - Житие прп. схиархим. Моисея (Путилова)/Введенская Оптина пуст. [Козельск], 1992). Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Иконописные образы М., созданные в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

1996. С. 180). В 1951 г. Успенский храм был взорван, захоронение И., вероятно, утрачено. Арх.: РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 55; РГАДА. Ф. 357. Собр. Саровской пуст. Оп. 1. Д. 315 [Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся: Записки, собранные Троицкой Сергиевой лавры иером. Авелем]; ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367 [Письма настоятеля Козельской пуст. архим. Моисея в Саровскую пуст. о монастырских делах, 1807-1862]; Д. 385 [Письма фабриканта Путилова к игумену Исайе об отлитии колоколов]; Д. 656 [Личное дело игум. Исаии, 1842-1858]; Д. 990 [Описание ист. памятников Саровского мон-ря]; Д. 1061 [Программа для составления истории мон-ря с прил. разных ист. док-тов, 1875]. Соч.: [Духовное назидание]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853. С. 190; Заметка//Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908. С. 152. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Московский. Письма к прп. Антонию, наместнику Троице-Сергиевой лавры, 1831-1867. М., 2007. Кн. 1. Лит.: Церковь Спаса Преображения в С.-Петербурге. СПб., 1861. С. 9; Архим. Александр, настоятель Арзамасского Спасского мон-ря. М., 1867; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1876 3. С. 97, 209-210; Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Серг. П., 1995; Преподобные старцы Оптиной пуст.: Жития. Чудеса. Поучения. Н.-Й., 1992. С. 89-106; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p. С. 178-182; Прп. Моисей. Козельск, 2004; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. Н. Новг., 2004; Муравьёв А. Н. Саровская пуст.//К батюшке Серафиму: Восп. паломников в Саров и Дивеево, 1823-1927. М., 2006. С. 91-136; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006 3. С. 140-146; Саровская пустынь. Н. Новг., 2007. С. 32-33, 36; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 1; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2008 3. С. 109, 110, 123-125, 254.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Лит.: Анна (Соколова-Исакова), мон. Дневник очевидца//Вестн. РХД. 1976. 117. С. 48-57; Ильюнина Л. А. О мученической кончине Оптинского старца Исаакия II//Глаголы жизни. М., 1992. 2. С. 70-71; Лукьянов Е. Последний настоятель «старой» Оптиной//Там же. С. 66-70; Афанасьев В. В. Житие сщмч. архим. Исаакия. Козельск, 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. Козельск, 1996; Житие прмч. Исаакия (Бобрикова), старца Оптинского//Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. Козельск, 2002. С. 487-505; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, к-рую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и к-рая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. М., 2006; Испытание верности Богу: Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альманах. 2007. Вып. 1. С. 52, 59, 88-91, 112-113; Оптина пустынь: Годы гонений. Кн. 1: Жития новомучеников и исповедников. Избр. письма из заключения преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. С. 18; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. Мон. Платон (Рожков), Г. М. Запальский Иконография Преподобные Никон и Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Никон и Исаакий Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Сохранилось неск. фотоснимков И. 1-й трети XX в. (архив Оптиной пуст.), послуживших основой для иконописцев при разработке образа святого. Наиболее известна оплечная фотография, где И. запечатлен в рясе, клобуке и с наперсным крестом. И. присутствует среди оптинской братии на коллективной фотографии, сделанной во время визита свт. Макария (Невского) в Шамординский приют (1915, архив Оптиной пуст.). В ризнице Оптиной пуст. находится икона-пядница (1996), на к-рой И. написан в рост, в монашеском облачении (ряса, мантия со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. У него правильные черты лица, пряди волос той же длины, что и разделенная надвое борода, выбиваются из-под клобука. В правой руке святой держит крест, левой опирается на посох.

http://pravenc.ru/text/674772.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010