Льгове в Мамонтовой Луке); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1835 г., XVII, смесь, 170 (опис. Ольгова м-ря); 1841 г., XL, 474 (древн. Рязан. епархии); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Игнатий подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.», 32 (в переписн. кн. 1677 г. значится: «двор Саввы чуд. Сторожев. приписного Ольгова м-ря на Скоморошье горе, а на нем живет дворник...»), 45 (опись 1696 г. двора Олгова м-ря внутри гор.), 54 (тоже, 3 двора за городом в переулке, у Выползовой слоб.). 1025. Оптина – Введенская – Макариева, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Калужской губ., Козельского у., в 4 вер. к сев.-вост. от Козельска, на правом берегу р. Жиздры. По преданию, основана предводителем шайки разбойников неким Оптою, обратившимся ко Христу и основавшим также в Орловской губ. Оптин-Троицкий м-рь. Она уже существовала в XV ст. и в ней тогда помещались совместно иноки и инокини; последние после 1499 г. отсюда выведены в самый город, где и образовали Вознесенский мон. В 1724 г. пустынь была упразднена и обращена в приход, иноки же переведены в Белевский Спасо-Преображенский мон. Спустя два года, по ходатайству Шепелевых и Ардатова она возсстановлена. В пустыне находится особенно чтимая икона Усекнов. Главы Иоанна Предт. При пустыни находится Иоанно-Предтечев скит. С 1857 г. разрешено иметь сверх штата еще 12 монахов и 12 послушников. В теплой Казанской церкви находится чудотвор. икона Казан. Бож. Матери, пожертвованная в 1808 г. помещ. Сабуровою. Муравьев, “Святые горы и Оптина пустынь», Спб., 1852 г.; Кавелин, “Истор. опис. Козельской Введенской пустыни», изд. 1-ое, Спб., 1847 г.; изд. 2-ое, исправл. и дополн., I. Л., Спб., 1862 г.; “Собрание писем блажен. памяти старца иеромон. Макария, изд. Козельской пуст.», Москва, 1862 г.; “Ист. опис. скита во имя св. Иоанна Предтечи при Введ. Опт. пуст.», I. Л., изд. 2-ое, Спб., 1862 г.; “Обозрение Козельского Оптина м-ря и быв. в нем до начала XVIII стол. Храмов», Калуга, 1860 г.; “Жизнеоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из уничтоженной Переяславской епархии монастыри – II кл. Данилов Троицкий, III кл. Никитский, заштат. Николаевский, жен. II кл. Феодоровский, зашт. Лукоянова пуст., Николаевская Солбинская пуст.; I кл. жен. Успенский, зашт. Введенская Островская пуст. Церкви в Переяславле – 2 собора, 21 прих., в уез. – 95, в Александрове – 2/83, в Киржаче – 2/26, в Покрове – 1/5, всего из Переяславской епархии – 238 ц. 836 Там же, л.л. 401–402. Из Тверской епархии выбыло в Новгородскую, в Валдайском у. – 3 ц., в Ростовскую-Мышкинского уез. – 2, в Смоленскую Сычевского у. –1 ц. Поступило в Тверскую епархию от Новгородской епархии в Весьегоньском у. – 2 ц., от Ростовской в том же у. – 8, в Кашинском – 4, от бывших епархий, Оловецкой, в Краснохолмском у. – 6 ц., в Весьегоньском – 54 цер., из Переяславской в Калязинском у. – 20 ц., от Смоленской епархии в Ржевском у. – 1 цер., а всего – 95 цер. (там же, л. 400). 837 Там же, л. 408. Состав упраздненной Крутицкой епархии был следующий: Московской губ. II кл. муж. Лужецкий мон., III кл. московский Данилов, на своем содержании Московский-Покровский м. Калужского нам. I кл. Боровский Пафнутиев м., III кл. Лихвинский Покровский Добрый, Перемышльский Троицкий Лютиков, на своем содержании – Мещовский Георгиевский; пустыни: Медынская Тихонова, Козельская-Оптина Макариева; Тульского наместн. III кл. Белевский Спасо-Преображенский муж., Белевский Крестовоздвиженский женский, на своем содержании Жабына-Макарьевская Введенская муж. пуст.; Орловского намест. заштатный Волховский Троицкий мон.; Смоленскаго нам. III кл. Колоцкий, Гжацкого окр., заштатный Казанский Юхнов – всего 15 монастырей. Церкви: Москов. губ. кафедральный Успенский соб., Московск. окр. – 14 ц., Можайского – 9/20, Воскресенского – 1/29, Звенигородского окр. – 19, Верейского – 9, Рузского – 3, Подольского – 8, всего – 113; Калужского нам. г. Серпейск – 2/47, Мосальск – 3/35, Мещовск – 3/66, Лихвин – 5/36. Козельск – 8/72, Жиздринского окр. – 31, Боровск – 10/39, Медынь – 2/41, Малый Ярославец – 6/36, Калужского окр. –6, Перемышль – 5/6, Таруса – 3/46, всего по наместничеству – 562. Тульского н. Белев – 13/46, Одоев – 6/50, Чернского округа – 4, Крапивнинского окр. – 4, Алексинского – 3, а всего по наместничеству – 126 ц.; Орловского нам. г. Волхова – 19/22, Демшинска – 1/26, всего по наместничеству – 68 ц.; Смоленского нам. г. Юхнов – 1/6, Ельнинского окр. 9, Гжатского – 6, всего по наместничеству – 22 цер., а всего по всей Крутицкой епархии по всем наместничествам – 891 церковь (там же, л.л. 268–270).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Игумении орловского Введенского мон-ря и оптинское старчество//Там же. 2012. 2/3 (64/65). С. 372-391; Захарченко С. О. Черты старчества в письмах преподобных Макария и Амвросия Оптинских//Евангельский текст в рус. лит-ре XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. Петрозаводск; СПб., 2011. Вып. 6. С. 257-268; она же. Адресаты Макария Оптинского с именем «Антоний»: (К вопр. об атрибуции рукоп. текстов XIX в.)//Проблемы совр. науки и образования. Иваново, 2013. 1(15). С. 56-58; Воропаев В. А. Н. В. Гоголь и его окружение: Мат-лы к биобиблиогр. словарю//Моск. журнал. 2013. 4(268). С. 36-52; он же. Н. Гоголь: Опыт духовной биографии. М., 20142; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013; Василий (Кишкин), прп. Письма о подвижничестве инокинь/Вступ. ст.: В. В. Каширина. Серпухов, 2015. В. В. Каширина Иконография Известно несколько живописных и графических портретов М., соответствующих описанию его облика: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую… Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное, даже, по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, притом с печатью постоянного самоуглубления, следовательно, на вид более строгое, чем ласковое» (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 67). Преподобные Макарий и Лев Оптинские. Роспись трапезной Оптиной пуст. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. Худож. В. П. Петров. Восстановлена в 1990 г. Худож. Л. Н. Шархун Преподобные Макарий и Лев Оптинские. Роспись трапезной Оптиной пуст. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. Худож. В. П. Петров. Восстановлена в 1990 г. Худож. Л. Н. Шархун Наиболее ранний и значительный по размеру портрет датируется 1848 г. (в 70-х гг. XX в. передан из Патриарших покоев ТСЛ в ЦАК МДА, см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 326-327). Он был выполнен, очевидно, в Оптиной пуст., согласно надписи на обороте холста: «…15го феврал.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/114960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 2.11.1837, слобода Городище Старобельского у. Харьковской губ.- 9.05.1911, Оптина пуст.), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из крестьян, сын сельского головы. Родителей И. уважали за милосердие и странноприимство. В семье было 6 детей, Ивана назвали в честь свт. Иоанна Милостивого. Отец (умер, когда Ивану было 4 года) любил принимать в доме сборщиков-монахов и каждому из них делал пожертвования. С малых лет детей водили в церковь, Иван пел на клиросе. Он рос болезненным ребенком, был близорук и плохо слышал на одно ухо. После того как в возрасте 8 лет Иван сподобился видения Божией Матери в облаках, он изменился, стал тихим, задумчивым, не играл с детьми. Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) В 1848 г., когда от холеры скончалась мать, Иван пошел работать, прислуживал у кабачника, в бакалейной лавке, нанимался в поденные рабочие. В Таганроге купец Рафаилов, видя благочестие и честность молодого человека, к-рый у него работал, решил выдать за него дочь, что обеспечило бы дальнейшую жизнь юноши. Сестра Ивана Александра поступила в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , мн. насельниц к-рого окормляли оптинские старцы, приняла постриг с именем Леонида. Она посоветовала брату поступить в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Во время посещения Оптиной пуст. мон. Леонида рассказала прп. Макарию (Иванову) о брате. Старец ответил: «Не скорби, он будет монахом». Литовкин отпросился у хозяина на богомолье в Киев, по пути посетил Борисовский Тихвинский монастырь. Старица обители, схим. Алипия, ученица оптинских преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) и Макария, посоветовала ему: «Оставь свой Киев и иди в Оптину к старцам». Иван приехал в Оптину пуст. вместе с монахинями белёвского Крестовоздвиженского монастыря, к-рые представили его прп. Амвросию (Гренкову) .

http://pravenc.ru/text/578408.html

При еп. Владимире (Никольском ; 1881-1888) особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковноприходских школ, учрежден епархиальный училищный совет, при архиерейском доме начала работу образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской ДС и Мещовского ДУ; в Калужском ДУ создана больница. В 1883 г. для борьбы с распространением старообрядчества в Боровске было учреждено братство прп. Пафнутия Боровского. При еп. Александре (Светлакове ; 1894-1895) были открыты епархиальная б-ка и Калужское отд-ние Палестинского православного общества . 1901-1917 гг. В 1903 г. в епархии насчитывалось 610 приходов, к духовному сословию принадлежало 5070 чел. Благочиннических округов в 1916 г. было 39. В 1917 г. в К. и Б. е. имелось 743 храма, 16 монастырей (11 мужских и 5 женских), в штате епархии числилось 76 протоиереев, 647 священников и 226 диаконов. Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Из действовавших в 1917 г. монастырей 5 были основаны в нач. XX в. В 1901 г. Шамординская Казанская община получила статус монастыря. В обители были выстроены 15-купольный Казанский собор с 6 приделами, богадельня с больничным храмом, трапезная, футляр над домиком-кельей прп. Амвросия, водонапорная башня и др. В мон-ре работала типография. В 1905 г. недалеко от Калуги был основан Сергиевский мужской скит Калужского отделения Палестинского правосл. об-ва. В 1916 г. в Жиздринском у. была открыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10,2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.). Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.). По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.), наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.). В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Фрагменты из сочинений архиеп. Симеона Фессалоникийского, в т. ч. тех, что напечатаны в «Д.», не раз встречаются на страницах рукописей прп. Паисия, а также в составе его оригинальных сочинений (см., напр.: «Свиток об умной молитве» и др.). Перевод «Толкования на Иисусову молитву» на сегодняшний день неизвестен; «Толкование на «Господи, помилуй»», помещенное в оптинское изд. «Житие и писания... Паисия Величковского» (С. 165-169) как «Перевод Старца Паисия», принадлежит одному из учеников преподобного - схим. Онорию ( Syšikova. 1997); фрагмент Жития свт. Григория Паламы был также опубликован в сб. Оптиной пуст. «Восторгнутые класы...». Перевод серии глав Каллиста Ангеликуда, атрибутированных во 2-м издании греч. «Д.» патриарху Каллисту, под общим заглавием «Рай» дошел до нас в ряде рукописей. Эти 116 глав скорее всего переведены со списка рукописи Ath. Iber. 506. Текст, опубликованный во 2-м издании греч. «Д.» (и воспроизведенный в 3-м изд.), также основан на иверской рукописи, но дает гораздо менее исправные чтения, чем церковнослав. перевод. Т. о., прп. Паисий перевел один из самых интересных «филокалических текстов» более чем за 100 лет до включения его в «Д.». Этот факт является яркой иллюстрацией самостоятельности и всеобъемлющего характера его деятельности по собиранию «Прото-Добротолюбия». Т. о., в кон. XVIII в. вполне возможно было создать почти точную копию греч. «Д.» на основе переводов прп. Паисия. Подтверждением этому служит и факт широкого хождения переводов, не вошедших в слав. «Д.» святоотеческих сочинений, в среде рус. монашества кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. Слав. «Д.» было опубликовано во многом благодаря усилиям митр. Гавриила (Петрова) в эпоху, крайне неблагоприятную для подобного рода книг. В XIX в. Оптиной пуст. были предприняты попытки восполнить лакуны слав. «Д.» за счет публикаций распространявшихся до этого в рукописях переводов прп. Паисия. Каждая из таких публикаций готовилась чрезвычайно долго, многократно просматривалась цензорами и покровительствовавшими Оптиной пуст. архиереями; это улучшало качество комментария, но замедляло процесс издания. В 50-х гг. XIX в., после того как Оптина пуст. избрала в качестве главного направления деятельности подготовку рус. переводов св. отцов, публикация церковнослав. переводов отходит на 2-й план, а затем и вовсе теряет актуальность. Тем не менее тексты «Прото-Добротолюбия» прп. Паисия продолжали вплоть до нач. XX в. распространяться в списках.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 903. Оп. 4. Д. 473 [О перевозке тела архим. Варсонофия в Оптину в 1913 г.]; Б-ка МДА. Ркп. 212342. Конверт 4 писем к С. Н. 1912]; Б-ка Оптиной пуст. [Стихотворения. 13 л.]. Соч.: Письмо к настоятелю Оптиной пуст.//Калужские ЕВ. 1904. С. 534-541; Священная поэзия: (О внутреннем христианстве). Оптина пуст., 1911; Духовные стихотворения. Шамордино, 1914; Беседы с духовными детьми. СПб., 1991; Келейные записки (1892-1896). М., 1991; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие: Житие. Келейные записки. Беседы с духовными чадами. Восп. духовных чад. Духовные стихотворения. [Серг. П.], 1999. Лит.: Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки. М., 1913; Шустин В. , свящ. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах: (Из личных воспоминаний). М., 1991; Житие схиархим. Варсонофия/Изд. Оптиной пуст., 1995. С. 15-39. Мон. Екатерина (Филиппова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/154329.html

В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и мон-рей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война . В 1987-1988 гг. началось постепенное возрождение Православия в регионе. 17 нояб. 1987 г. Церкви была передана Оптина пуст. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведется активное строительство новых храмов и часовен в крупных населенных пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь , а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров , дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин) , который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)

http://pravenc.ru/text/1320159.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010