СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичей пуст. М., 1872; Д. Л. Воспоминания о старце Оптиной пуст. иеросхим. Макарии//ДомБ. 1862. Вып. 12. С. 263-273; Вып. 13. 31 марта. С. 288-294; Иосиф (Литовкин), прп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. [Н.] Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Покровский В. Старец Макарий Оптинский как учитель нравственности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-14 (отд. паг.); Кн. 2. С. 30-48; 1904. Т. 4. С. 3-72; Матвеев П. Гоголь в Оптиной пуст.//РС. 1903. Т. 113. Февр. С. 301-304; Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пуст.//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Андроник (Трубачёв), игум. Афанасий (Захаров), схим.//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 714; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Старцы Площанской пуст. М., 2002; Евстафий (Солнцев), иером. Эпистолярное наследие прп. Макария, старца Оптинского: Дис. Серг. П., 2003. Ркп.; Диомид (Кузьмин), иером. Василий (Кишкин), иером.//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 82-84; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Святой отец для последних времен//«Молю Господа даровать уму моему слово на пользу вашу»: Сб. писем прп. Макария (Иванова). М., 2006. С. 5-22; она же. Оптина пуст. и Вознесенский Великолукский мон-рь//АиО. 2011. 2(61). С. 111-130; она же.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Можно ли, и как можно правосл. христианам молиться за христиан неправославных?: (Ответ на письмо, полученное из-за границы от рус. православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения гр. Толстого)//Там же. 1901. Ч. 3. 11. С. 320-333; Прошу тебя отеческим гласом: (Письма прп. Иосифа Оптинского и восп. о нем)/Сост.: З. Афанасьева. М., 1998; Душеполезные поучения прп. оптинских старцев: В 2 т./Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 671-675; Собрание писем Оптинского старца Иосифа/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 20082. С. 333-343. Лит.: С. У. В. Т. Путешествие учеников Мещовского ДУ в Оптину пуст.//ДЧ. 1901. Ч. 3. 10. С. 367-396; Ераст (Вытропский), иером. Оптинский старец иеросхим. о. Иосиф († 9 мая 1911 г.): [Некр.]//Там же. 1911. Ч. 2. 6. С. 109-113; Поселянин Е. Оптинский старец Иосиф//Сельский вестн. 1911. 126; Надгробное слово на погребение приснопамятного старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа: Произнесено в Божеств. Литургии в Введенском соборе Оптиной пустыни 12 мая 1911 г. [Козельск], 1911; Из жизни оптинского старца иеросхим. Иосифа: (Убогая лепта духовного сына памяти незабвенного отца). М., 1911; Очерк жизни старца Оптиной пуст., иеросхим. Иосифа. [Шамордино], 1911. Джорд., 1962; Фудель И., прот. Памяти старца о. Иосифа//Моск. вед. 1911. 120. С. 2; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст. [Козельск], 1993; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 129-139; Каширина В. В. Обращения в духовных письмах прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина)//Рус. речь. 2007. 3. С. 86-87; Преподобные оптинские старцы. [Козельск], 20082. С. 313-333; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Фрагмент иконы. 1995 г. Иконописец игум. Иларион (Ермолаев) (Казанский собор Оптиной пуст.) В изданиях по истории Оптиной пуст. и жизнеописаниях М., авторами к-рых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке - приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол,- четки ( Ювеналий (Половцев). 1882. Вкл.; Еразм (Вытропский), мон. Историческое описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). [Серг. П.], 1902). М. изображен в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и четками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 дек. 1915 г. (РГБ). На зап. стене братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение М. (мастер Л. Н. Шархун). Строгий выразительный образ подчеркивается темным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена худож. В. П. Петровым (Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18763. С. 137-138), вероятно в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., т. е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Известны совр.живописные и графические портреты М. одного и в числе изображений др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук - Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 5; худож. И. Л. Бруни - Житие прп. схиархим. Моисея (Путилова)/Введенская Оптина пуст. [Козельск], 1992). Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Иконописные образы М., созданные в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Скит при Оптиной пуст. и воздвигаемый в нем храм//ДЧ. 1902. Ч. 1. С. 620-631; он же. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907; то же (загл. изм.): Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009; Очерк жизни старца Оптиной пустыни, иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пуст. и ее старчества. [Козельск], 1912; он же. Оптина пустынь. П., 1988; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Козельск, 2008; Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура. М., 1993. Вып. 1; Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Козельск, 1994; Афанасьев В. В. Житие оптинского старца Варсонофия. М., 1995; он же. Прп. Антоний старец Оптинский. Козельск, 2003; Житие оптинского старца Нектария. Козельск, 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. М., 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехрист. и оптинские старцы. М., 1997; Нилус С. А. ПСС. М., 2000-2002. Т. 2-4; Optina pustyn " e la paternità spirituale. Magnano, 2003; Прп.

http://pravenc.ru/text/577926.html

СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичьей пуст. М., 1872; [Погодин] М. П. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита//Москвитянин. 1848. Ч. 2. 4. Отд. 2. С. 137; Червяков А. Д. Собр. Оптиной Введенской пуст.: Ф. 214//Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Четвериков С., прот. Правда христианства. М., 1998; Котельников В. А. Старец Леонид и возникновение старчества в Оптиной пуст.//ЦиВр. 2002. 4(21). С. 156-165; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Эпистолярное наследие оптинского старца Льва (Наголкина) в РГБ//Отеч. арх. 2006. 5. С. 48-55; она же. Основатель оптинского старчества и его келейная б-ка//Библиотековедение. 2007. 1. С. 70-74; она же. Свт. Игнатий (Брянчанинов): Житие схим. Феодора: (Ранняя ред.)// Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 633-650; она же. Эпизод о златнице в Житии прп. Льва Оптинского и в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»//Духовная традиция в рус. лит-ре: Сб. науч. ст. Ижевск, 2009. С. 128-137; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Захарченко С. О. Адресаты оптинского старца Льва: опыт атрибуции писем//Отеч. арх. 2013. 4. С. 48-52; она же. Библейские метафоры в письмах Льва Оптинского//Евангельский текст в рус. лит-ре XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр./Сост.: В. Н. Захаров. Петрозаводск; М., 2014. Вып. 9. С. 371-379; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013. В. В. Каширина Иконография Сохранились описания облика Л., содержащие наиболее характерные черты, запечатленные в его изображениях. Так, настоятель Николо-Угрешского мон-ря архим. Пимен (Мясников), живший в Оптиной пуст. в 1833 г. и лично знавший преподобного, вспоминал: «Отец Леонид был ростом выше среднего, довольно полный, лицо имел круглое, взгляд быстрый и проницательный, бороду небольшую, седую и волосы густые, длинные, спускавшиеся на плечи» (Воспоминания архим.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) На сев. стене братской трапезной Оптиной пуст. написан большой по размеру ростовой живописный портрет И. и прп. Варсонофия в темных тонах (1990, Л. Н. Шархун). Старцы представлены в рост, И.- вполоборота вправо, облачен в рясу, мантию и клобук, правой рукой опирается на посох, в левой держит четки. В графике образ И. встречается среди изображений Оптинских старцев 50-60-х гг. XX в., нарисованных мон. Марией (Добромысловой). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (все в Оптиной пуст.). Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Единоличные иконописные образы И. были созданы к его местному прославлению в Соборе Оптинских старцев. Первая ростовая икона-пядница написана А. Николаевым (впосл. мон. Евграф; 1996, ризница Оптиной пуст.; Оптина Пустынь. 1997. С. 21). После обретения мощей И. мон. Евграфом выполнен большой образ преподобного в рост на его раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери. На иконах И. пишется в монашеском облачении (рясе, мантии) и в клобуке, иногда в епитрахили или схиме, на груди - наперсный крест, правой рукой благословляет, в левой держит четки (среди Оптинских старцев И. чаще всего изображается с четками), посох или свиток с цитатами из его поучений. У него узнаваемое лицо с сужающейся и разделенной на конце бородой, характерный нос. Существуют поясные варианты его изображений, напр. образ письма А. Н. Яшиной (2010, частное собрание). Образ И. (преимущественно в рост) включен в росписи храмов Оптиной пуст. Иконописцем Ю. Н. Захаровым написаны фигуры И. на св. воротах Иоанно-Предтеченского скита (2001; на свитке текст: «                      ») и на св. воротах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко). В Казанской ц. на сев. стене между окон находится изображение И. с преподобными Амвросием и Иларионом Оптинскими; в руках свиток с изречением святого: «              » (2004, мон. Мария (Левестан)). Над ракой И. помещена композиция «Явление Божией Матери прп. Иосифу в болезни» (2000, Н. А. Устинова). И. изображен в келье, лежащим на одре (в схимническом облачении, с четками в руках), слева - Богоматерь, протягивающая к нему руки; изображение сопровождается надписью: «                                                  ». Образ И. представлен на фресках в алтаре Владимирской ц. (2005, инок Алипий (Подковырин)), в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков) и в ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пуст. в Москве; В. Харламов).

http://pravenc.ru/text/578408.html

Те же иконографические черты повторяются на большинстве изображений И., включенных в настенные росписи Оптиной пуст.: св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров), Казанской ц. (в руках крест и четки; 2004, мон. Мария (Левестан)), алтаря Владимирской ц. (с непокрытой головой; 2005, инок Алипий (Подковырин)), ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков). На св. воротах мон-ря преподобномученик изображен вместе с исп. Никоном Оптинским (Ю. Н. Захаров, 2006, техника альсекко). И. изображается в правой части композиции на иконах «Собор Оптинских старцев» 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Введенский собор Оптиной пуст.), 1996 г. (Т. А. Мушкетова (Смирнова), Владимирская ц. мон-ря), 1997 г. (игум. Ипатий (Хвостенко) и Димитрий (Ермолаев), Казанская ц. мон-ря). Подобные иконы писались в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. монастыря, 2006) и в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Образ И. встречается среди изображений оптинских старцев, нарисованных пером мон. Марией (Добромысловой) (50-60-е гг. XX в., Оптина пуст.). Существуют совр. живописные и графические портреты святого, созданные на основе его фотографий (Оптина пуст., частные собрания). Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет]/Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 26. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/674772.html

Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам) Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам) Единоличные иконы Л. были созданы к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. Первая ростовая икона-пядница написана игум. Ипатием (Хвостенко) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2009. С. 12). После обретения мощей Л. в 1998 г. выполнен большой ростовой образ на раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери (2000, игум. Ипатий (Хвостенко); см.: Оптина пустынь. 2009. С. 58). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Л. изображается обычно рядом со своим духовным учеником и сотаинником прп. Макарием и с их учеником прп. Амвросием Оптинским в том же изводе, что и на единоличных образах (нередко ладонь правой руки раскрыта и в зависимости от композиции повернута вертикально или горизонтально). Образ Л. включен в совр. росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери между окнами на юж. стене помещено его изображение в рост вместе с прп. Макарием (2004, мон. Мария (Левестам)). Во Владимирской ц. в центральном алтаре Л. представлен с непокрытой головой, вместе с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, иером. Иларион (Ермолаев)). Над ракой со св. мощами преподобного расположена композиция «Благословение старцев оптинских Льва и Макария их ученику прп. Амвросию»: святые изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита, Л. благословляет прп. Амвросия, в левой руке держит трость, за его спиной стоит прп. Макарий. Этот сюжет входит также в состав клейм житийных циклов прп. Амвросия (житийная икона-складень 1988-1989 гг. письма И. В. Ватагиной, братская трапезная Оптиной пуст.; житийная икона над ракой прп. Амвросия 90-х гг. XX в. работы мон. Евграфа (Николаева), Введенский собор мон-ря). Во Введенском соборе в алтаре придела во имя прп. Амвросия находится поясное изображение Л. (2010, игум. Филипп (Перцев)). В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на своде арки между столбами помещено фронтальное поясное изображение Л. (2010, А. А. Патраков). В полный рост прямолично вместе с др. преподобными старцами Оптиной пуст. Л. изображен на зап. стене сводов св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, художники И. Ю. и Н. В. Самолыго) и на сев. стене сводов св. ворот скита во имя св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (2001, Ю. Н. Захаров).

http://pravenc.ru/text/2463231.html

В О. п. создан архив, в к-ром собирается информация по истории мон-ря, особенно XX в. Действует издательство, в котором выпускают дореволюционные работы, посвященные пустыни, а также новые. С 2006 г. в О. п., Москве, Калуге и других городах ежегодно проводится общественно-церковный Оптинский форум. Насельники осуществляют окормление 28-й гвардейской ракетной Краснознаменной дивизии, расположенной в Козельске, и исправительной колонии 5 в Сухиничах. При О. п. существует подсобное хозяйство с теплицами, коровником, птичником, конюшней, пасекой; монастырю принадлежат сельскохозяйственные угодья. В 1991 г. обители передано подворье в С.-Петербурге - Успенский храм на набережной Лейтенанта Шмидта, выстроенный в 1895-1897 гг. в рус. стиле, в 1997 г.- подворье в Москве - ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе, сооруженная в сер. XVIII в. в стиле елизаветинского барокко. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213, 214; ГА Калужской обл. Ф. 903; ОПИ ГИМ. Ф. 521. Ист.: Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души: Лекции-беседы. М., 1913; Шустин В. В., прот. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. М., 1991; Цветочки Оптиной пуст.: Восп. о последних оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове). М., 1995; Оптина пуст.: Рус. правосл. духовность. М., 1997; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах. М.; Козельск, 1998; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. Подольск, 1998; Нилус С. А. ПСС. М., 2000-2002. Т. 2-4; Игнатий (Брянчанинов), еп. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001; Письма великих оптинских старцев: XIX в./Сост.: А. Д. Червяков. М., 2001; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Прп. Варсонофий Оптинский: Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Восп. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Козельск, 2005; Собрание писем оптинского старца Иосифа/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки. М., 2006; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. 2 т.; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления. [Козельск], 20082; Жизнеописания почивших скитян: (Скитское кладбище в Оптиной пуст.). [Козельск], 2010; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собр. писем прп. Макария Оптинского к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собр. писем прп. Макария Оптинского к монахам/Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2; Оптина пуст. в восп. очевидцев. [Козельск], 2016; Прп. Антоний Оптинский: Письма. [Козельск], 2018.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Арх.: Архив Оптиной пуст. Фонд новомучеников и исповедников; НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-352, 367, 368; ОПИ ГИМ. Ф. 521; УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298. Лит.: Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пустыни: Ф. 214//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы схиархим. оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991; Юхименко Е. М. История музея «Оптина пустынь» (1919-1928) и обзор его архива//Письменные источники в собрании ГИМ. Ч. 2: Мат-лы по истории культуры и науки в России. М., 1993. С. 75-87. (Тр. ГИМ; Вып. 84); Житие схиархимандрита Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Козельск, 1995; Житие оптинского старца Никона/Сост.: мон. Мария (Добромыслова). Козельск, 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Неизвестная Оптина. СПб., 1998; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостию. М., 2005; Прп. Варсонофий Оптинский: Духовное наследие/Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Серг. П., 2005; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Жизнеописание схиигум. Павла (Драчёва)//Оптинский альманах: 20-летию открытия Оптиной Пустыни посвящается. Козельск, 2007. С. 31-39; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013; Прп. Никон исповедник/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2014; Симеон (Кулагин), иером. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в нач. ХХ в. (1900-1923 гг.). 2015. Маш.; Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016; Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: Биогр. справ./Сост.: иером. Платон (Рожков). Козельск, 2017. В. В. Каширина Иконография Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг. Преподобноисп. Никон (Беляев) среди монахов Оптиной пуст. Фотография. Нач. 1920-х гг. Житие Н., составленное его духовной дочерью мон. Марией (Добромысловой), содержит описание внешности преподобного в детском возрасте: «…имел весьма привлекательную наружность - овальное, белое, с нежным румянцем лицо, ясные голубые глаза и густые светло-русые волосы» ( Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона/Изд. Св.-Введенской Оптиной пуст. Козельск, 1996. С. 33. (Преподобные Оптинские старцы)). В письме встретившего Н. на этапе в Соловецкий концлагерь неизвестного лица к сщмч. Павлину (Крошечкину) охарактеризован внешний облик святого в 1928 г.: «…на вид здоровый человек, не худощавый, волосы и борода русые, роста среднего; лицо открытое, приятное... в монашеском одеянии... Всегда с книжкой в руке, всегда спокойный, тихий, молчаливый, уравновешенный…» (Прп. Никон исповедник: [Житие. Письма]/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский), иеродиак. Платон (Рожков). Козельск, 2014. С. 341. (Жития Оптинских святых)).

http://pravenc.ru/text/2566252.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010