Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Опря Миклэуш. Икона. XXI в. [Опря Николае; румын. Oprea Miclu] (с. Сэлиште, жудец Сибиу, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в жудеце Сибиу, Румыния) - после 1752, тюрьма-цитадель Куфштайн в горах Тироля), мч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом (Сараем) , Софронием из Чоары (Чоарэ), Иоанном из Галеша и Моисеем Мэчиником ) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Пострадал в защиту Православия и прав румын. правосл. населения Трансильвании. Известен также как Опря Николае: Миклэуш - производное от венг. Миклош (Miklós - Николай). Нек-рые исследователи считают, что О. М. род. в с. Тилишка (здесь доныне проживают семьи с фамилией Миклэуш) и в соседнее с. Сэлиште переселился после женитьбы ( P curariu. 2013. P. 73). О. М. был зажиточным крестьянином; сведений о том, что он принимал сан, в известных источниках нет. Однако в протоколе суда, проходившего над О. М. и его соратниками в Вене 14-15 апр. 1752 г., он назван «Opre Popa (священник.- Авт.) seu Miklos» (лат. версия: Despre Biserica românilor. 2009. P. 263) и «Opre Popa oder Miklos» (нем. версия: Lupa . 1944. P. 459). Деятельность О. М. связана с оппозицией румын. правосл. духовенства и населения Трансильвании церковной унии, провозглашенной имп. Леопольдом I 19 марта 1701 г. (т. н. Secunda Leopoldina; подробнее см. в ст. Мику-Кляйн ). Поскольку правосл. паства Трансильвании не имела собственной церковной иерархии, ее сопротивление опиралось на представителей незнатных социальных слоев с ограниченными привилегиями и полномочиями (в офиц. документах австр. имп. канцелярии их называли plebs Valachica: Hitchins. 2007. P. 259) и на поддержку извне (от Унгро-Влахийской митрополии, Карловацкой митрополии, российского имп. двора: C â mpeanu. 2008. P. 194-195). О. М. не менее 3 раз приезжал в Вену для того, чтобы предъявить правительству Марии Терезии меморандумы, в к-рых представители правосл. населения Трансильвании описывали свое положение, указывали на преследования со стороны местных властей, отстаивали право сохранения традиц. веры, ходатайствовали о восстановлении правосл. церковной иерархии.

http://pravenc.ru/text/2581443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИЗ ГАЛЕША Иоанн из Галеша [румын. Ioan de la Gale] (1-я пол. XVIII в., Трансильвания - ок. 1780, Куфштайн, Австрия), сщмч. (пам. румын. 21 окт.), свящ. (Румынская Православная Церковь). Приходский священник в с. Галеш (совр. жудец Сибиу, Румыния). Предполагают, что И. из Г. мог быть рукоположен во священника либо в Валашском княжестве (в Бухаресте или в Рымнику-Вылча), либо в Сербии (Сремски-Карловци), поскольку в то время в Трансильвании у правосл. верующих не было своего епископа. И. из Г. последовательно боролся за право местного румын. населения исповедовать веру своих предков - Православие. Его имя фигурирует среди имен подписавших обращение к серб. митр. Павлу (Ненадовичу) от лица правосл. румын, населявших юж. области Трансильвании, в к-ром говорится об их тяжелом положении и о постоянном принуждении к переходу в униатство. В 1752 г., за 2 недели до наступления праздника Пасхи, И. из Г., свящ. Иоанн из Пояна-Сибиулуй и многочисленные прихожане составили петицию на имя имп. Марии Терезии, в к-рой были изложены их требования, и отправились в Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия) в Банат, где уже находились свящ. исп. Моисей Мэчиник из Сибиела и мирянин мч. Опря Миклэуш из Сэлиште близ Сибиу. Этим 2 известным борцам за Православие была передана петиция, к-рую они должны были представить имп. двору в Вене. В мае 1756 г. И. из Г. был задержан и, несмотря на его протест и заявление городскому совету Сибиу о своей невиновности, арестован. Австр. имп. Мария Терезия повелела тайно перевести священника из Сибиу в тюрьму г. Дева и содержать там пожизненно. Однако в кон. 1757 г. он был переведен под строгий надзор в тюрьму г. Грац. Брашовский хронист Раду Дума писал, что в 1776 г. неск. купцов из Брашова посетили И. из Г. в темнице. По их словам, узник был готов провести в неволе остаток своих дней, не отрекаясь от своей веры. Позднее И. из Г. был переведен в австр. крепость Куфштайн, где и умер. Заключенному в крепости некоему Г. Васичу, сербу, удалось переправить послание российской имп. Екатерине II, в к-ром он просил помочь его освобождению и, в частности, сообщал, что «здесь, в крепости, содержится румынский священник из Трансильвании по имени Иоанн, который уже 24 года страдает в темнице за исповедание православной веры». Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании 20 июня 1992 г. принял решение о канонизации И. из Г.

http://pravenc.ru/text/471234.html

Преподобный мученик Виссарион Сарай (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный мученик Виссарион Сарай Православие.Ru , 3 ноября 2004 г. Память 21 октября/3 ноября Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / Преподобный исповедник и мученик Христов Виссарион Сарай родился в 1714 году в местечке Майдан в Отца его звали Максим, а мать Марией. В Крещении будущий подвижник получил имя Николай и с детства отличался особым благочестием и стремлением к уединенной молитвенной жизни. В семнадцатилетнем возрасте он отправился на Святую землю, чтобы поклониться ее святыням. Там в монастыре Саввы Освященного он принял монашеский постриг с именем Виссарион. На обратном пути подвижник посетил Святую гору Афон и, вернувшись на родину, поступил в монастырь Пакра расположенный в Славонии где семь лет прослужил диаконом. Здесь же он сподобился священнического рукоположения. Вскоре преподобный Виссарион был уже хорошо известен в народе свой благочестивой жизнью и прекрасным даром проповеди слова Божьего. Движимый любовью к месту, где жил и проповедовал сам Господь, преподобный второй раз посетил Святую землю и снова вернулся просвещать свой православный народ Евангельским учением. В то время православные христиане на Балканах, и особенно в Австровенгерской империи, страдали от сильной римокатолической пропаганды. Всеми правдами и неправдами католики старались заставить их отречься от своей отеческой веры и подчиниться Римскому папе. Это давление было особенно сильным в правление австрийской императрицы Марии Терезии (1741—1780 гг.), и особенно в Банате и Трансильвании (территория современной Румынии). К этому добавлялась еще и активная пропаганда кальвинистов, но православные сербы и румыны, не смотря ни на что, оставались верны Православию. Узнав о проповеднических и миссионерских способностях святого, Сербский патриарх Арсений IV Йованович (1726-1748 гг.), послал его в 1742 году в Банат и Трансильванию, чтобы тот своей проповедью и примером поддержал православное население в его борьбе с насаждаемой унией. Проживающие в этих краях православные христиане под давлением церковных и государственных католических властей начинали волей-неволей попадать под пагубное влияние. Преподобный Виссарион со смирением принял это послушание и с апостольской ревностью отстаивал в Трансильвании Православную веру. Он путешествовал от села к селу и повсюду убеждал верующих оставаться твердыми в вере. Чувствуя силу и спасительность его богодухновенных проповедей, народ встречал проповедника с особой любовью. Нередко его прибытие сопровождалось торжественными крестными ходами и колокольным звоном.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святые мученики и исповедники Трансильванские Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11–12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну. Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали. Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию». В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».

http://pravoslavie.ru/41537.html

Первая поездка состоялась в окт.-нояб. 1748 г. вместе с мясником Иоанном Оанчей из Фэгэраша. Сведения об этом сохранились в письме О. М. (1-я пол. 1749) серб. митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу) , в к-ром буд. мученик выразил стремление правосл. румын из трансильванских дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра войти в окормление Карловацкой митрополии Сербской Церкви ( Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 89). В письме (12 янв. 1749, Сибиу) венскому правительству губернатор Трансильвании Й. Халлер фон Халлерштайн и губ. католич. советники сообщали, что на территории, где в 1744 г. проповедовал «псевдомонах Виссарион» (сщмч. Виссарион (Сарай)), заверявший крестьян в том, что существует имперская резолюция, позволяющая отказаться от унии, после возвращения О. М. и Иоанна Оанчи из Вены вспыхнули волнения. 23 дек. того же года ок. 100 крестьян приехали в Сибиу, чтобы вручить свой меморандум и просить губернатора представить им резолюцию. 28-29 дек. им зачитали резолюцию на румын. языке и дали по ней объяснения. Иоанн Оанча и его соратник (неизв.) были заключены в тюрьму на 2 года за подстрекательство к расторжению унии (Despre Biserica românilor. 2009. P. 197), О. М. бежал в Банат вместе с крестьянами-пастухами из окрестностей Сибиу. В протоколе заседания придворной комиссии (15 янв. 1749, Вена), делегированной для рассмотрения трансильванских вопросов, содержится детальный разбор меморандума, врученного О. М. императрице. Согласно протоколу, конфликт возник на почве того, что правительство игнорировало право сохранения исконной веры, к-рое благодаря присутствию в Брашове, Фэгэраше и Сибиу богатых правосл. греч. торговцев правосл. население этих городов получило в 1701 г. от вводившего унию имп. Леопольда I (Ibid. Р. 198). Протоколы допросов крестьян из Юж. Трансильвании за янв., февр. и март 1749 г. демонстрируют усилия О. М. организовать движение сопротивления правосл. верующих (Ibid. Р. 201-211). О 2-й поездке О. М. и его соратников в Вену весной 1749 г. сохранились сведения во мн.

http://pravenc.ru/text/2581443.html

документах (первый датируется 12 марта), составленных на нем. и лат. языках агентом из Тимишоары (Ibid. Р. 222-223). В протоколах министерской конференции в Вене по вопросу об унии в Трансильвании (14 марта, 29 апр., неск. недатированных), сопровождавшихся заметками Придворной канцелярии Трансильвании, содержатся ссылки на декларации и петиции О. М. и его соратников с предложением наказать их в соответствии с законом о нанесении общественного ущерба (Ibid. Р. 212-218). В декрете губ. властям Трансильвании 22 мая 1749 г. Мария Терезия упомянула о 5 румынах («Opre Nikolaj, Bucur Burszan, Moga Triff, Coman Bannu et Constandin Petrica») из дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра, к-рые в нарушение закона обратились с требованием отстранить униатов от службы в трансильванских церквах. Императрица распорядилась разъяснить им права униатов, а в случае сопротивления - наказать. Кроме того, она потребовала от трансильванских властей, чтобы по возвращении домой О. М. как «вождь многих бунтарей» был посажен в тюрьму, поскольку он много раз «неподобающим образом беспокоил» имперский двор ( Dragomir. 1920. P. 82-83; Despre Biserica românilor. 2009. P. 218). Третья известная поездка О. М. в Вену, со сщмч. Моисеем Мэчиником, состоялась в апр. 1752 г. После допросов 14-15 апр. оба ходатая были заключены в тюрьму-цитадель Куфштайн в горах Тироля, где они и умерли (подробнее о следствии и о ходатайствах по освобождению святых см. в ст. Моисей Мэчиник ). В 1950 г. в Трансильванской митрополии О. М. был причислен к лику местночтимых святых. 21 окт. 1955 г. его канонизировал Синод РумПЦ вместе со священномучениками Виссарионом (Сараем) и Софронием из Чоары. 20 июня 1992 г. Синод РумПЦ принял решение о всецерковном почитании этих святых. Ист.: Dragomir S. Istoria, desrobirei religioase a românilor din Ardeal în secolul XVIII. Sibiu, 1920. Vol. 1; 1930. Vol. 2; S s ujan M. Habsburgii i Biserica Ortodox din imperiul Austriac, 1740-1761: Documente. Cluj-Napoca, 2003; Despre Biserica românilor din Transilvania: Documente externe, 1744-1754/Ed.

http://pravenc.ru/text/2581443.html

епископов. Пользуясь слабой осведомленностью прихожан в религиозных вопросах, проповедники выступали за ликвидацию унии и разжигали антиправительственные настроения среди румын. В 50-х гг. XVIII в. в Трансильвании развернулось движение против унии. Чтобы восстановить порядок, имп. Мария Терезия в 1758 г. одобрила подчинение правосл. румын Дионисию (Новаковичу), серб. епископу Будимскому, к-рый, однако, был освобожден от юрисдикции митрополита Карловацкого. Однако декрет о веротерпимости (13 июля 1759), изданный с целью прекратить конфликты между православными и греко-католиками, лишь обострил положение. По призыву иером. Софрония, объявившего себя викарием митрополита, жители 158 селений отвергли унию (1761); греко-католич. духовенство получало угрозы и подвергалось нападениям. Нек-рые лидеры восстаний были впосл. канонизированы РумПЦ: мч. Опря Миклэуш († после 1752), сщмч. Моисей Мэчиник († 1752), мч. Виссарион ( Сарай; † после 1744) и мч. Софроний из Чоары († 1759). Используя конфликты в своих интересах, трансильванская знать поощряла румын переходить в Православие, что позволяло закрепить их неполноправный статус и блокировать католич. влияние; в то же время католич. духовенство, напротив, призывало румын принимать лат. обряд. Имперское правительство ввело в Трансильванию войска и в 1761-1762 гг. осуществило перепись населения, чтобы отделить православных от униатов. Большинство мирян объявили себя православными (126 652 православных и 25 164 греко-католических семейств), а большинство священников - греко-католиками (2238 греко-католиков и 1380 православных). С 1761 г. в Брашове находилась резиденция правосл. епископа-серба; австр. правительство гарантировало православным свободу вероисповедания. В критической для греко-католиков ситуации еп. П. П. Арон уделил особое внимание развитию образования, которое до того румыны могли получить только в католических (лат. обряда) или протестантских учебных заведениях. В 1754 г. в Блаже были основаны церковные школы и семинария при василианском Благовещенском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Святой Софроний Чоарский Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины. Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу. В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения. Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.

http://pravoslavie.ru/41537.html

Священникам было запрещено произносить проповеди на русском языке. Из храмов изымались книги на церковнославянском языке. В Измаильском уезде, где русские и другие славяне составляли около 70 % населения, командующий румынскими войсками генерал Штирбеску запретил священникам проводить богослужение в отсутствие жандармов. В Бессарабии возникали организации протеста против политики церковной румынизации: Союз православных христиан, Александро-Невское братство, Общество Гроба Господня, Союз православных клириков Бессарабии. Наиболее активный протест начался после перехода Румынской Церкви на григорианский календарь . Во главе движения приверженцев старого стиля встал руководитель Союза православных христиан, адвокат из Кишинева Александр Опря – молдаванин, ставший инициатором создания русской общины в Бессарабии и издававший нелегальную русскую газету «Набат». Во многих церквах Бессарабии смена календаря саботировалась, службы проводились по юлианскому календарю. Синод Румынской Церкви взял курс на подавление старостильничества, священники, поддержавшие их, отстранялись от службы, многих из них вызывали на допросы в полицию. В румынских газетах сторонников русской православной традиции именовали… «коммунистами»! Летом 1935 года в ответ на попытку календарной реформы Церкви в Бельцком уезде вспыхнуло крестьянское восстание, в ходе подавления которого погибли пять крестьян. Национальные гонения в Румынии, в том числе и в церковной среде, усилились в феврале 1938 года, после установления диктатуры короля Кароля II. Синод Румынской Церкви запретил священникам даже на исповеди (!) разговаривать с прихожанами на любом другом языке, кроме румынского, что для великороссов, малороссов и других национальных меньшинств стало равносильным отлучению от Церкви. По мнению историка П.М. Шорникова , политика оккупационных румынских властей в Бессарабии являлась объективно антиправославной, поскольку вносила смуту и раскол в среду священнослужителей и мирян, подрывала моральный авторитет Церкви, вызывала церковный индифферентизм и способствовала распространению сектантства. События повторились после обретения Молдовой независимости в 1991 году. Националистическая вакханалия коснулась и Церкви: еще летом 1989 года из Кишинева был изгнан митрополит Серапион (Фадеев). На первые роли в Молдавской Церкви вышли радикальные румынисты, такие как священник Петр Бубуруз, который стал депутатом Верховного Совета СССР, а затем совершил в центре Кишинева кощунственный «обряд венчания» другого депутата Верховного Совета СССР, поэтессы Леониды Лари, с памятником Штефану Великому. Однако значительные усилия со стороны Русской Православной Церкви позволили избежать церковного раскола. В 1992 году Московский Патриархат даровал Кишиневской митрополии статус автономной Молдавской Православной Церкви. В 2000 году митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир (Кантарян) стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5182.html

Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в кафедральном Александро-Невском соборе Софии 29 апреля 2012 г. 18:07 29 апреля 2012 года, в Неделю святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Максим  совершили Божественную литургию в Патриаршем Александро-Невском кафедральном соборе Софии. Предстоятелям Русской и  Болгарской  Православных Церквей сослужили председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , митрополит Видинский Дометиан, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Русенский Неофит, митрополит Неврокопский Нафанаил, митрополит Плевенский Игнатий, митрополит Старозагорский Галактион, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Доростольский Амвросий, епископ Стобийский Наум, епископ Тивериопольский Тихон, епископ Знепольский Иоанн, епископ Адрианопольский Евлогий, епископ Агафонийский Борис, епископ Браницкий Григорий, заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , глава Синодальной богослужебной комиссии Болгарской Православной Церкви архимандрит Дионисий (Мишев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском  игумен Филипп (Васильцев) , представитель Патриарха Болгарского Максима при Московском Патриаршем престоле архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Румынской Православной Церкви  при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорный священный эконом Нелуц Опря. За Литургией в алтаре храма молился митрополит Сливенский Иоанникий. На богослужении присутствовали глава болгарского царского дома Симеон II Сакскобургготский, бывший президент Болгарии Георгий Пырванов, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Болгарии Ю.Н. Исаков, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Болгарии В.Г. Качанов, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Болгарии Н.Ф. Балтажи, Чрезвычайный и Полномочный посол Греции в Болгарии Трасивулос Стаматопулос, председатель  Синодального информационного отдела  Московского Патриархата  В.Р. Легойда .

http://patriarchia.ru/db/text/2195560.ht...

  001     002    003    004    005    006