Подобная семья-община в принципе не иерархична по своему внутреннему устройству, и клирику требуется настоящее смирение, чтобы принять принципы именно евангельского старшинства, основанного не на сословной избранности, а на служении и власти любви. Как писал о. Николай Опоцкий, «у христиан-общинников, таким образом, выдвигается на вид не юридическое первенство сановных господ, а первенство добровольного служения и рабской услуги немощным членам общины» .   Таким образом, обращение к истории даже одного не очень обширного периода в жизни Русской Церкви убеждает нас в том, что жажда общинно-братской жизни, подлинного единства со Христом и друг с другом никогда не оскудевала, но также заставляет поставить ряд вопросов, без решения которых сегодняшние попытки создания общин могут превратиться в бесплодные организаторские потуги, не благословленные Тем, Кто заповедал нам: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и я посреди них» (Мф. 18:21). Устав братства Святого Креста при церкви училища лекарских помощниц и фельдшериц Санкт-Петербургского Дамского Лазаретного комитета Российского общества Красного Креста. СПб, 1901. С. 1. Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к ее восстановлению: Два доклада о возможности организации приходской жизни. М.: КПФ «Преображение», 2013. 43. Кочетков Георгий, проф.-свящ. Таинство веры в Церковь. Опыт современной мистагогии//Вестник РХД. 2013. 201 (I). С. 66. Неплюев Н.Н. Трудовые братства: могут ли долее обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить/Собрание сочинений: В 5 т. Санкт-Петербург: тип. и лит. В.А. Тиханова, 1901-1908. Т. 3. С. 389-399. Жураковский Анатолий, свящ. Литургический канон теперь и прежде (К вопросу о церковной реформе). М., 2005. С.61. Мечев Сергий, сщмч. Письма общине из Неплюев Н.Н. Частное ответное письмо священнику Иванову//Неплюев Н.Н. Беседы о братстве. М., 2010. С.361 Комментарии ( 4): Олег, Екатеринбург 10 апреля 2015г. 16:56 Юлия Валентиновна, спасибо за этот материал, его ясность и опору на исторические примеры. Я знаю людей, которые хотели бы устроить общину и жить вместе друг с другом по-евангельски. Но как это начинать, если нет опыта, примеров в городе, где они живут? Анастасия 16 апреля 2015г. 01:31 Хорошо, что в тексте ясно различаются община как особая сплоченность и единство людей - и приходская община, которая по сути является приходом. Сейчас эти понятия часто подменяются одно другим, я не раз это встречала в Петербурге, а из текста сразу понятно, что стоит называть общиной, а что - нет. Поэтому когда я слышу, что люди где-то хотят устроить общину, для меня всегда вопрос - чего они ищут на самом деле. В одном случае они хотят простого благоустройства храма, как здесь написано, что в общем-то само по себе совсем неплохо, а в другом - вот этой особенной, глубокой, духовной жизни, которую и организовать-то невозможно, потому что она может только родиться.

http://bogoslov.ru/article/4506669

21 мая 1924 г. еп. Серафим сообщил патриарху, что находится под домашним арестом в Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре , но это не создает ему препятствий для управления Новгородской епархией через доверенных лиц; епископ признал право патриарха передать управление епархией др. архиерею, к-рый бы пользовался доверием местного духовенства. 5 июня 1924 г. датируется последнее воззвание Крестецкого еп. Серафима как временно управляющего Новгородской епархией к епархиальному духовенству с призывом поминать во всех храмах патриарха Тихона, в противном случае полагалось запрещение в священнослужении. Указом патриарха от 30 авг. 1924 г. временно управляющим Новгородской епархией был назначен Старорусский еп. Иоанникий (Сперанский). В апр. 1927 г. Крестецкий еп. Серафим скончался, похоронен в Николо-Вяжищском мон-ре. С тех пор К. в. не замещалось. В 1923 г. существовало обновленческое вик-ство с центром в Крестцах. Указом обновленческого ВЦУ во епископа Крестецкого 14 сент. 1923 г. архиереями старого поставления был хиротонисан архим. Макарий (Опоцкий). 18 сент. 1923 г. он принес патриарху Тихону покаяние в грехе раскола. Однако сама дата письма с покаянием, приводимая в отдельных источниках, вызывает сомнение; известно, что Макарий только в декабре 1923 г. вошел в общение с еп. Серафимом (Велицким). Последний 28 февраля 1924 г. рекомендовал его на кафедру еп. Череповецкого, викария Новгородской епархии, так как в Череповецкой губ. тогда наиболее активным было обновленческое движение (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 129-130). 13 марта 1924 г. еп. Серафим (Велицкий) рекомендовал Макария на должность «епископа-катехизатора» для Новгородской епархии без предоставления ему отдельной кафедры; указывалось, что Макарий живет в Новгороде и ведет активную агитацию против обновленцев. В апр. 1924 г. еп. Макарий занял Череповецкое викариатство Новгородской епархии. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218, 273; ГАНО. Ф. 481. Оп. 1. Д. 798. Л. 1-16. Лит.: Савинова И. Д. Лихолетье: Новгородская епархия и советская власть, 1917-1991: Ист. исслед. Новг., 1998; Хрусталев М. Ю. РПЦ в центре и на периферии в 1918-1930-х гг.: На мат-лах Новгородской епархии. Череповец, 2008; «Верю в силу Божию, в немощи нашей совершающую чудеса преображения»: Док-ты из архива свт. Тихона и Свящ. Синода//Кифа. М., 2009. 10(100). С. 7; Макарий (Опоцкий), еп. «Я уже хотел отказаться от хиротонии...»/Публ.: А. Дмитренко//Там же. 2012. 14(152).

http://pravenc.ru/text/2459017.html

Казань. 1904. 4.1. С. 21–22 (с. 23–25 – список трудов); Библиографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета. Казань. 1986. С. 8–9; Епископ Анастасий.//Петроградский Церковный Вестник. 1918. 19. С. 3; Платонова Ал. [Ф.] Светлой памяти доброго Архипастыря.//Петроградский Церковный Вестник. 1918. 19. С. 3; Богданова Т. А. Анастасий (Александров) .//Православная Энциклопедия. Т. II. М. С. 235–236. 186, 187, 188, 193 Анастасий (Опоцкий Василий Алексеевич); (11 марта 1830 – 7 декабря 1905). Окончил Псковскую Духовную семинарию (1851) и Санкт-Петербургское земледельческое училище (1855). 29 октября 1855 рукоположен во священника. В 1861 окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, кандидат богословия. Пострижен в монашество 14 ноября 1861. С 7 мая 1862 – инспектор Виленского Духовного училища; с 9 октября 1865 – инспектор Минской Духовной семинарии (архимандрит с 21 апреля 1869); с 20 июля 1881 – ректор Литовской Духовной семинарии. 30 марта 1885 назначен и 5 мая 1885 хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии; с 17 сентября 1891 епископ Сарапульский, викарий Вятский; с 15 мая 1893 – епископ Чебоксарский, викарий Казанский; с 28 июня 1897 – епископ Туркестанский и Ташкентский; 9 ноября 1897 уволен на покой. С 11 июля 1898 – епископ Балахнинский, викарий Нижегородский, с 20 января 1901 – епископ Олонецкий и Петрозаводский. Уделял большое внимание развитию церковно-приходских библиотек. К миссионерской деятельности привлекал и женщин. Отличался доступностью для духовенства и подчиненных, необыкновенной добротой, сердечностью и простотой в обращении со всеми. Погребен около кафедрального собора. См.: Пр. А. М. Редкий юбилей.//ОЕВ. 1905. 22. С. 664; Надежин А., прот. Памяти Преосвященного Анастасия, епископа Олонецкого и Петрозаводского.//ОЕВ. 1905. 24. С. 721–724; 1906. 1. С. 10–18; Богданова Т. А. Анастасий (Опоцкий).//Православная энциклопедия. Т. II. М. С. 242. 99, 108, 129, 147 Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич); (20 августа 1880 – 23 января 1938).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1) на северной стороне СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ о пяти главах, готической архитектуры, во имя Введения во храм Божьей Матери. Иконостас в ней выкрашен по приличию, а местами золочён по полименту, стены расписаны. В западной части – два придела: а) с южной стороны – во имя Преп. Пафнутия Боровского, б) с северной – во имя Великомученика Феодора Стратилата; 2) на южной стороне – тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божьей Матери, об одной главе, вновь выстроена; при ней два придела: а) с южной стороны – во имя Воздвижения креста Господня, б) с северной – Великомученика Георгия Победоносца. В главном храме и приделах Иконостас золочен по полименту; 3) на восточной стороне – больничная ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери искуснейшей архитектуры, крестообразная, с полукружными концами; в боковых полукружьях устроены кельи для болящей братии. Церковь эта сооружена в начале XIX столения; 4) над западными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ высотой около 30 саженей, также вновь построена; 5) по сторонам ворот – два небольшие братские ФЛИГЕЛИ; 6) ОГРАДА кругом монастыря четырёхугольная. Все сие каменного строения, а гостинные и братские внутри и вне монастыря КЕЛЬИ, и прочие службы деревянные. Опоцкий Ильинский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской, а потом Псковской Епархии, в Порховском уезде, в Опоцком погосте на берегу реки Шелони, расстоянием от Новгорода к юго-западу в 95, от Пскова к востоку в 80, от Порхова к северу в 20 вёрстах. О начале этого монастыря сведений не имеется; по описи 1628 года, значились в этом монастыре строения все деревянные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Преп. Илии; 2) КЕЛИЙ три; 3) вне монастыря – скотный двор. Настоятельство тогда было Игуменское. По переписи же 1687 года, Июля в 30 день, по приписке этого монастыря в том же году Июня 28 дня к Новгородскому Архиерейскому дому, – учинённой оказалось в нём кроме помянутой церкви два колокола на дубе, две кельи и ограда кругом монастыря. Настоятельство Строительское; в подмонастырной слободе 15 дворов крестьянских; в Боротинском погосте – три деревни, в которых 7 крестьянских дворов, пахотной земли на 355 четвертей; сенокоса на 872 копны. В 1688 году был в этом монастыре уже белый Священник с причтом; потом упоминается он в 1693 году, а более нигде в записках не значится. В монастыре сем почивают под спудом мощи Преп. Иоакима, Игумена этого монастыря. Память его совершается 9Сентября. Опоцкий или Опоченский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Макарии (Опоцкий), еп. Череповецкий, вик. Новгородской епархии Родился 16 ноября 1872 года. Окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея к одной из церквей г. Череповца и возведен в протоиерея. 14 сент.1922 года хиротонисан обновленческими архиереями (старого поставления) во епископа Крестцовского, вик. Новгородской епархии. Вскоре он стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 года был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. В марте 1924 года православными архиереями был назначен епископом Череповецким, где образовал сектантское общество под маркой «Иоаннитов». В Череповце обновленцы развернули в 1925 г. усиленную пропаганду своих взглядов; православные ходили на их собрания, участвовали в дебатах и, случалось, переходили в обновленчество. Епископ Макарий «под страхом анафемы» запретил посещать эти собрания. Сам он на епархиальный съезд не явился, несмотря на неоднократные приглашения обновленцев, а прислал заявление, в котором, по поводу программы Собора 1925 года говорил, что православные не могут признать Собора 1923 года, не могут отказаться от патриаршества и согласиться с умалением епископской власти в пользу епархиальных управлений. Условиями соединения ставил «отречение от Собора 1923 года и признание авторитета канонов и правил», а обновленцев объявлял раскольниками, каких можно принимать только через личное покаяние. Обновленчество в Череповце было настолько сильно, что несмотря на предупреждения епископа Макария, часть верующих, считавших себя православными, явилась на обновленческий съезд и один из них даже был избран делегатом на Собор. С 1925 по 1928 г. пребывал на покое в Северо-Западной части России. Здесь он впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м Члене Символа Веры , за что группой православных архиереев был осужден и даже отлучен от Церкви. Когда он возвратился в Новгородскую епархию, то он, по-видимому, изменил свои неправые взгляды и остался православным епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

До учреждения Духовных 1764 года Штатов было за ним 57 душ крестьян и 51 десятина пахотной земли; настоятельство же Строительницкое и состоял в ведении Новгородского Радоговицкого девичьего монастыря. Ныне уже и следов оного не видно. Ильинский Новосильский монастырь Упразднённый в 1764 году девичий. Находился в Крутицкой, ныне Тульской Епархии в уездном городе Новосили. При оставшейся от монастыря сего церкви во имя Св. Пророка Илии ежегодно бывает ярмарка 20 Июля. Ильинский Опоцкий монастырь Упразднённый ещё до Штатов 1764 года. См. Опоцкий Ильинский. Добавление из VI тома Ильинский Псковский Монастырь Находился близ Губернского города Пскова. В нём до 1612 года квартировали Шведы, а после выжгли и опустошили оный. Ильинский Пусторжевский Псковский монастырь Упразднённый мужской. Находился близ города Пскова. В 1617 году квартировали в нём шведы и литва и совсем оный разорили и выжгли. Ильинский Саранский монастырь Пензенской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Саранске. Построен в 1722 году, а в 1775 году по Именному Высочайшему Указу переименован Петровским. См. Петровский Саранский. Здания в нём: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Апостол Петра и Павла с приделами: а) Св. Пророка Илии, и б) Св. Иоанна Предтечи; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ каменные. Ильинский Свирский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Олонецком уезде на берегу реки Свири, расстоянием от города Олонца в 15, от Новгорода в 320 вёрстах. До Духовных 1764 года Штатов был приписан к Александро-Свирскому монастырю. Ильинский Слуцкий монастырь Минской Епархии второго класса девичий. Находится внутри уездного города Слуцка. О построении монастыря сего сведений не имеется, но из древних записок видно, что оный в 1515 году был мужской, а потом уже обращён в девичий, и до 1795 года состоял на своём содержании, а в том году по Именному Высочайшему Указу положен во 2 классе. Здания все деревянные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ Соборная в честь Входа Господня в Иерусалим с приделами: а) с правой стороны во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вениамин Сахновский 1739–1742 Варлаам Скамницкий 1743–1748 Антоний Илляшевич 1748–1755 Варфоломей Любарский 1758–1774 Лаврентий Баранович 1744–1796 Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Я ковлев-Орлин 1796–1804 Серафим Глаголевский 1804–1805 Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817 Амвросий Рождественский 1817–1822 Павел Павлов (Морев) 1823–1827 Кирилл Богословский-Платонов 1827–1832 Иоанникий Образцов 1832–1835 Нил Исакович 1835–1838 Неофит Соснин 1838–1851 Εлпидифор Бенедиктов 1851–1860 Агафангел Соловьев 1860–1866 Христофор Еммаусский 1866 Апполос Беляев 1866–1885 с 1880 года архиепископ Макарий Миролюбов 1885–1887 Сергий Серафимов 1887 Глазовское викариатствоУчреждено в 1889 году. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893 Симеон Покровский 1893–1894 Варсонофий Курганов 1894 Сарапульское викариатство Учреждено в 1868 году. 28 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872 Палладий Пьянков 1872–1877 Павел Вильчанский 1878 Нафанаил Леандров 1878 Тихон Донебин 1882–1886 Никон Богоявленский 1888–1889 Епископы (в Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891 Анастасий Опоцкий 1891–1893 Алексий Соболев 1893 Донская Учреждена в 1829 году. Кафедра в Новочеркасске. Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842 с 1830 года архиепископ Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847 Иоанн Доброзраков 1847–1867 Платон Городецкий 1867–1877 Александр Добрынин 1877–1879 Митрофан Вицинский 1879–1887 Макарий Миролюбив 1887–1894 Донат Бабинский-Соколов 1894 Екатеринбургская Учреждена в 1885 году. 29 Каферда в Екатеринбурге. Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888 Кирилл Орлов 1888 Поликарп Розанов 1888–1891 Афанасий Пархомович 1891 Екатеринославская Учреждена в 1775 году. 30   Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари 1775–1779 Никифор Феотоки 1779–1786 Архиепископы Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебренников 1786–1793 Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1793–1799 Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Приведем дальнейший рассказ Глубоковского: «Я не обратил тогда особенно внимания и только в декабре 1907 г. на именинах у архиепископа Николая (Зиорова) , в его квартире, мимоходом заметил м-ту Антонию, что его подозрения по отношению ко мне считаю обидными и несправедливыми. Он сослался на Димитрия, и я имел с последним немало объяснений, в результате чего еще в 1-й половине декабря 1907 г. последовал успокоительный доклад Димитрия м-ту Антонию». 515 Однако история на этом не кончилась, и вечером 24 января 1908 г. Глубоковский получил от помощника управляющего Канцелярией Св. Синода Н. В. Маркова (сотрудника ПБЭ) «доверительное письмо» о том, что на происходившем в этот день заседании Синода, где присутствовали митрополит Антоний (Вадковский) , архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий), архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , протопресвитер И. Л. Янышев (в 1866–1883 гг. ректор СПбДА) и протопресвитер А. А. Желобовский , архиепископ Сергий, также рассматривавший статью А. П. Лебедева по поручению митрополита Антония, доложил Синоду «свои впечатления в неблагоприятном» для Глубоковского смысле, и посему у него хотели отнять право самостоятельной цензуры, подчинив издание энциклопедии «спасительному якобы просмотру духовной цензуры». Против этого возражал И. Л. Янышев. В результате обсуждения было решено сначала почитать все редактированные Глубоковским тома и «лишь потом рассудить о подцензурности». Готовность поддержать Глубоковского выразил и обер-прокурор Синода Π. П. Извольский, считавший, что нельзя из-за одного хотя бы даже промаха «затрагивать такой авторитет, как Николай Никанорович Глубоковский ». Сам Глубоковский считал эти упреки и угрозы подцензурностью совершенно непонятными и отчасти объяснял их «непостижимым ослеплением» своих обвинителей, в частности архиепископа Сергия (Страгородского) , который, по словам Глубоковского, еще со времен ректуры в СПбДА «таил на меня злобу». Он делает следующую запись в этой связи: «Цензура теперь в России вовсе не обязательна, и теперь Энциклопедия просто будет выходить бесцензурною, и зачем Синод может отбирать у меня права, теперь совершенно ему бесполезные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. 20-х - нач. 30-х гг. мн. монашеские общины, чтобы избежать закрытия, регистрировались в качестве трудовых братств. Череповецкий еп. Макарий (Опоцкий), вернувшийся в Новгород в 1928 г. из СЛОН, организовал трудовое братство, состоявшее из муж. и жен. общежительных общин. Заработанные братством средства отправлялись арестованным и ссыльным священнослужителям, ежемесячно высылались 25 р. Новгородскому митр. Арсению (Стадницкому) , сосланному в Ташкент. Трудовое братство просуществовало до апр. 1933 г., когда братчики во главе с еп. Макарием были арестованы и репрессированы по доносу обновленческого священника. После массовых репрессий 30-х гг., когда были арестованы и осуждены большинство членов братств, многие из них повторно, Б. п. как легальная форма церковно-общественной жизни исчезли, уступив место нелегальным общинам и явлению, получившему название «старчество в миру». Б. п. в русской эмиграции . Для сотен тыс. рус. эмигрантов именно Церковь стала объединяющей силой, что привело к созданию за рубежом нового братского движения, в к-ром активно участвовала молодежь. О начале этого движения писал прот. Василий Зеньковский : «Молодежь ищет богослужений, и где их нет - соединяется в кружки и братства, чтобы пригласить священника и устроить службу церковную» (Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции//Путь. 1925. 1. С. 123). Часть существовавших за рубежом Б. п. вошла в Русское христианское студенческое движение (РХСД). На 3-й общей конференции РХСД, состоявшейся в 1925 г. в Леснинском мон-ре в Хопове, выявились 2 разных понимания братства, существовавших среди рус. эмигрантов: как закрытой «духовной семьи», основной задачей к-рой должна быть общая религ. жизнь братчиков, или как «церковного союза» - общедоступной практической орг-ции. Митр. Антоний (Храповицкий) указал на возможность организации братств обоих типов и предложил выработать типовой устав Б. п. В 1927 г. на 4-м съезде РХСД в Бьервиле, куда прибыли представители рус. правосл. кружков и Б. п. из Польши, Литвы и Эстонии, вновь возникли споры о правосл. союзах. Представитель Белградского братства св. Серафима П. С. Лопухин призвал подчинить братское движение в целом церковной власти, против чего выступил Н. А. Бердяев . В резолюции Бьервильского съезда говорилось, что РХСД, включая в свой состав студенческие христ. кружки и Б. п., «являющиеся автономными организациями», «осуществляет свои цели при духовном руководительстве пастырей и архипастырей, пользуясь, где это возможно, их указаниями» (Там же. С. 124). Тем не менее наметившееся расхождение между братствами и частью рус. эмигрантских общин в вопросах о братском служении, экуменизме, инославии и масонстве раскололи РХСД. В сент. 1927 г. Белградское братство св. Серафима заявило о своем выходе из движения.

http://pravenc.ru/text/153359.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010