Но христианство , которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования 450 . «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» 451 . Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:11–12 ). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор. 7:32–33 ). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина 452 . В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 453 . Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования [ 450 ]. «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» [ 451 ]. Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «…не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV b.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина [ 452 ]. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» [ 453 ]. Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Обычай требовал также омовения тела умершего (см.: Деян. 9: 37 ), обтирания благовониями ( Мк. 14: 8 ), положения его в гробнице (обычно семейной), сжигания большого числа ароматических смол и оплакивания умершего ( Иер. 34: 4–5 449 ). В случае насильственной смерти тело умершего не омывалось (этот случай распространялся как на осужденных Синедрионом за религиозные преступления, так и на казненных язычниками) 450 , поэтому Тело Христово не было омыто 451 . Матфей, Марк и Лука говорят, что Иосиф Аримафейский снял с креста Тело Спасителя и сразу обвил его плащаницей: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Мф. 27: 59–60 ; о том же: Мк. 15: 46 ; Лк. 23: 53 ). Евангелист Иоанн дополняет описание погребения указанием на помазание. Никодим, как человек богатый и из почтения к Христу, принес для погребения довольно значительное число благовоний: «состав из смирны и алоя, литр около ста» ( Ин. 19: 39 ) 452 . Погребавшие «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями» ( Ин. 19: 40 ). Благовония при погребении использовались для умащения тела, пропитки погребальных пелен, возлияния на пол и стены пещеры и частичного сжигания их в гробнице. Что понимается под погребальными пеленами или плащаницей? Иудеи использовали три вида полотен при погребении. Малая повязка, называемая в Евангелии «сударь» 453 , – это платок для вытирания пота или «лицевой платок»; его обвязывали вокруг головы умершего, закрепляя подбородок, чтобы рот не открывался. Второй вид пелен – это собственно плащаница, то есть длинный (в два роста человека) и довольно узкий (в ширину тела) кусок ткани. Нагое тело умершего клали спиной на одну половину плащаницы (головой к середине), и вторую половину материала перекидывали через голову, полностью закрывая его сверху. Обильно пропитанная миром плащаница плотно облегала и фактически прилипала к телу, также помазанному благовониями. Третий тип пелен – это узкие полоски ткани, которыми обвивали тело умершего поперек, поверх плащаницы; это позволяло зафиксировать положение тела и ткань на нем и облегчало его перенесение 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Основная идея этого рассказа: единому Богу можно приносить жертвы на одном-единственном алтаре 450 . Пройдут долгие века, пока эта истина утвердится в сознании израильтян. Для Оригена в этом событии сокрыта великая тайна. «Первый народ – обрезанные – представлен в Рувиме, который был первородным», – говорит александрийский проповедник. Заиорданские колена – образ ветхого Израиля; колена, живущие в Обетованной земле – образ Израиля нового, Христианской Церкви. Алтарь иудеев и до пришествия Христа не был истинным. «Если они и имели алтарь прежде пришествия Спасителя, они были полностью убеждены, что этот алтарь был не истинным алтарем, но изображением и фигурой будущего алтаря, истинного. Они знали, что истинные жертвы, те, которые могут снять грехи, не приносились на алтаре, принадлежащем первородному народу, но на том, где был Иисус: именно на нем приносятся небесные жертвы, истинные» 451 . Иисус Навин здесь, как и везде у Оригена – это Иисус Христос. Где Иисус, там и истинные жертвы. Заиорданские колена могли приносить жертвы на жертвеннике в Силоме. Точно так же и евреи должны признать истинным не свой жертвенник, который был всего лишь прообразом, свидетелем, а жертвенник христиан, и на нем должны приносить «жертвы истинные, то есть духовные, приносимые нами там, где строится храм Божий из камней живых, который есть Церковь Бога Живого, там, где истинный Израиль, во Христе Иисусе» 452 . Подобно заиорданским коленам, признававшим построенный ими жертвенник свидетельства неистинным, «и нынешним иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник», – подтверждает толкование Оригена блаженный Феодорит 453 . Смерть Иисуса и Елеазара (24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля на протяжении двадцати пяти лет 454 , и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень 455 , будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX имеется обширное добавление к 24:30 456 : И положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 457 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (24:30а [LXX: 24:31а]). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах (t¦j maca…raj t¦j petr…naj).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Отсюда видно, где во всей красоте, полноте и силе является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы. Так велика сила молитвы и так высоко её значение!.. Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Еще один весьма важный вопрос: как держаться и удержаться на такой высоте молитвенной? Для сего нужно, во-первых, всегда помнить и никогда не забывать, что соединиться с Господом Спасителем необходимо всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятою жизнью. Он принял плоть нашу, а мы должны принять и пресвятую плоть и всесвятый Дух Его, принять и хранить навсегда. Только такое соединение с нашим Господом доставит нам тот мир и то благоволение, тот свет и ту жизнь, кои потеряны нами в Адаме первом, и возвращаются теперь от лица Адама второго. А к такому соединению с Господом лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова. Во-вторых, нужно иметь для себя какой-либо высокий пример жизни. Отец Серафим Саровский одному новоначальному ученику своему говорил: «В пример себе можешь взять Стефана Нового, которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание его было безропотливое, делание терпеливо, труд усерден». «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в своё время. Все заботы свои возложите на Него; ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш – диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостоим ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава, во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения/[Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Пойди и отдай его первосвященнику – и обогатишься». И когда он пошел в храм, ангел Господень сказал архиерею: «К тебе придет человек, у которого потерянный камень. Дай ему золота, и серебра, и драгоценных камней, сколько он пожелает, и, дав ему пощечину, скажи: «Не сомневайся в сердце своем и не неверуй Богу, что милуяй нища взаим дает Богови. Вот Он дал тебе в десять раз больше в нынешнем веке, а в будущем жизнь вечную " ». Пришли некие [из братьев] в странноприимницу святых отцов в Аскалоне, и авва Евсевий пресвитер и те, кто был с ним, рассказали им, что купец из этого города, потеряв в плавании и своё добро, и чужое, сам спасся. Итак, придя сюда, он был схвачен заимодавцами и брошен в темницу, а все, что находилось в его доме, было разграблено, вплоть до нарядов его супруги. И вот она от великого отчаяния и нищеты обязалась хотя бы хлебом питать своего мужа. Однажды, когда она сидела в темнице со своим мужем и ела, пришел один человек, – важная персона, чтобы дать милостыню находившимся в узилище. Увидел он эту целомудренную женщину, сидевшую вместе со своим мужем, и она приглянулась ему, потому что была очень красива, и он открыл ей через темничного стража. Она с радостью вышла, полагая, что он даст ей милостыню. А он, оказавшись с ней наедине, говорит: «Что с тобой и почему ты здесь?» И она рассказала ему все. И он ей говорит: «А если я заплачу долг, проведешь со мной эту ночь?» Но эта поистине прекраснейшая и целомудренная женщина говорит ему:  " Я слышала, владыка, что апостол сказал: Жена своим телом не владеет, но муж 452 . Позволь мне, владыка, спросить моего мужа, и что он мне повелит, то и сделаю». Придя, она рассказала все своему мужу. А он, будучи разумен, не увлекся этими словами, но предпочел злострадать в тюрьме, нежели освободиться с таким оскорблением. Итак, вздохнув, он со слезами говорит ей: «Пойди откажи этому человеку, и будем уповать на Господа нашего Иисуса Христа, что Он не оставит нас до конца». Она пошла и отказала этому человеку, сказав так: «Я сказала моему мужу, и он не захотел».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После сего Моисей и Аарон пришли к Фараону... ( Исх. 5:1 ). Скольких лет были тогда Моисей и Аарон? Моисею было восемьдесят, а Аарону, брату его, восемьдесят три года, когда они в первый раз явились к Фараону 450 и именем Божиим потребовали отпустить народ Еврейский. Фараон горделиво отвечал им, что он не хочет знать Иеговы, Бога Еврейского. ...кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? ...я... Израиля не отпущу ( Исх. 5:2 ). Какого рода неверие слышится в словах Фараона? Неверие не по незнанию, ибо он хорошо мог знать о Боге Еврейском от самих Евреев, но неверие по гордости, по нежеланию считать для себя обязательными повеления Иеговы. «Кто смеет мне приказывать?» – как бы так говорил Фараон. Они сказали Фараону: отпусти... чтобы Иегова не поразил нас язвою, или мечем... ( Исх. 5:3 ). Разве угрожал Бог Евреям язвою и мечем в случае, если бы не пошли они из Египта? Нет, этой угрозы не находим мы в беседе Иеговы о Моисеем, при посольстве сего последнего в Египте. Но Моисей вспомнил, конечно, как Господь обнаружил свой гнев за одно отрицание его идти в Египет 451 и потом на дороге за одно несоблюдение обрядового закона 452 , следовательно, они с Аароном имели основание страшиться еще сильнейшего гнева Божия за слабость и уступчивость пред Фараоном в виду всего народа Израильского, для спасения которого они теперь пришли. Кроме сего, в словах Моисея и Аарона есть угрожающий намек самому Фараону. «Если неисполнение воли нашего Бога, – как бы так говорили они, – может сопровождаться такими казнями, то смотри, страшись Его гнева и ты Фараон!» И сказал царь египетский Моисею и Аарону... ступайте (каждый из вас) на свою работу ( Исх. 5:4 ). Очевидно, что Фараон считал их людьми из числа обыкновенных работников египетских, задумавших возмутить своих единоплеменников. Но, во всяком случае, в новом ответе царя египетского уже не слышится прежней дерзости и богохульства, а является подозрительность. И сказал Фараон: вот, народ в земле сей многочислен, а вы отвлекаете его от работ его ( Исх. 5:5 ). К кому должно относить эти слова Фараона? Так как Фараон отослал уже от себя Моисея и Аарона и в их отсутствие жалуется на умножающуюся численность Евреев, то очевидно, что слова его относятся к сановникам египетским. Сими словами Фараон выражает как бы негодование на своих чиновников, что они слабо смотрят за еврейскими работами. Следствием негодования царского было усиление и затруднение работ для Евреев. Им не стали уже давать готовой соломы, употреблявшейся как цемент при делании кирпичей, хотя требовали с них прежнее урочное число кирпичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

После этого Езекия послал по всей Иудее и царству Израильскому гонцов звать в Иерусалим как иудеев, так и израильтян, праздновать Пасху. На праздник Пасхи собралось в Иерусалим множество народа, не только иудеев, но и израильтян. Пасху отпраздновали самым торжественным образом. Возвратившись из Иерусалима домой, народ истребил идолов и разрушил жертвенники их. За благочестие Езекия Господь был с ним. Езекия отложился от царя ассирийского и не стал служить ему. Когда царь израильский Осия так же поступил, царь ассирийский Салманассар (в 4-й год царствования Езекии) взял Осию в плен и заключил в темницу, а потом ассирийцы разрушили и само царство Израильское; но Езекию и его царство Бог спас в это время от нашествия ассирийцев. После этого (в 14-й год царствования Езекии) царь ассирийский Сеннахирим, совершая поход в Египет, прошел с огромным войском по Иудейскому царству, опустошил его, овладел многими иудейскими городами, но оставил в стороне Иерусалим, в котором укрепился Езекия 452 , и потребовал от него дань. Чтобы избавиться от Сеннахирима, Езекия послал ему дань 453 . Сеннахирим взял присланные ему сокровища, но послал своих военачальников с войском к Иерусалиму овладеть им. Тогда Езекия отправил к пророку Исаие посольство – просить его помолиться Богу о народе своем. Исаия сказал посланным: «Так говорит Господь: Я пошлю в царя ассирийского дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его». Действительно, вскоре Сеннахирим услышал, что царь египетский, эфиоп Тиргака, вышел сразиться с ним и направился в Ассирию 454 . Сеннахирим двинулся от Египта обратно домой, чтобы защитить свои владения, послал Езекие письмо 455 , в котором говорил, что Езекия напрасно надеется на своего Бога, и требовал, чтобы он сдал ему город Иерусалим. Езекия принес это письмо в храм, развернул перед лицом Господа и стал молиться, чтобы Он спас Свой народ. В следующую ночь Ангел Господень поразил смертью в войске ассирийском 185000 воинов 456 . Сеннахирим должен был вернуться в Ниневию. Через некоторое время он был убит своими сыновьями, когда поклонялся в храме своему богу 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Псалом 37 Псалом Давида. В воспоминание 451 . На субботу 452 . Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня и Ты утвердил 453 на мне руку Свою. Нет исцеления в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия 454 моего. Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил. Внутренность моя насыщена позором 455 , нет исцеления плоти моей. Я много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердце моего. Господи! Пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаено. Сердце мое смущено, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет у меня. Друзья мои и ближние мои напротив меня 456 приблизились и встали, А ближайшие 457 мои вдали от меня 458 стали; ищущие души моей теснились 459 , и ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа 460 . Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой. Ибо я сказал: «Пусть не торжествуют надо мною враги мои», – ибо когда колебались ноги мои, они величались 461 надо мною. Впрочем, я на раны готов, и болезнь моя – предо мною всегда 462 . Ибо о беззаконии моем я буду говорить и буду беспокоиться о грехе моем. А враги мои живут и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня несправедливо. Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, так как я следовал добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего 463 ! 451 Греч. ες νμνησιν – предполагает, по мнению толковников, воспоминание о каком-либо событии в жизни Давида, напр. «убиение Амнона, самовластие Авессалома, злословие Семея» и т. п. (Феодорит). По параллели с 69, 1, где дополнено: В воспоминание о том, что спас меня Господь, – и по содержанию 5–7 и 19 стт. можно видеть воспоминание о совершенных тяжких грехах и прощении их Богом. «Псалмопевец научает и читателей воспоминать о событиях в своей жизни, являющих промысл Божий о них, особенно о грехах, скорбях» и пр. (Ориг., Иероним и др.). А свт. Григорий Нисский видит здесь воспоминание о заповедях Господних и необходимости исполнять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010