Рассмотрим теперь постановления, касающиеся порядка возмездия за вред, наносимый личности. Закон о возмещении вознаграждения или lex talionis, по которому человеку за причиненное повреждение равным образом удовлетворяется, является основным положением еврейского права. В книге Исход говорится: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх. 21:24–25 ), и в книге Левит: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» ( Лев. 24:19–20 ). Это основоположение рассматривалось в общем как примитивное и, следовательно, как пример ранней ступени развития юридического права. В кодексе Хаммурапи мы также встречаем закон о возмещении. Здесь ответственность за ущерб, причинённый личности, была всегда пропорциональная общественному положению лица, ставшего жертвой неосторожности другого. Когда дело касалось благородного человека, закон возмездия применялся во всей суровости: «Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб». 169 Обе эти точки зрения, одна в законодательстве Моисея, другая в кодексе Хаммурапи, бросаются в глаза по схожести в отношении юрисдикции. В хеттских же законах, вместо жестокого возмещения, взимается денежное возмещение в подобных случаях. Установленные штрафы содержатся в двух нормах, в одной – ранней и в другой, более поздней, редакции: «Если кто-нибудь ослепит свободного человека или выбьет ему зуб, то раньше отдавали 1 мину серебра, а теперь он должен дать 20 полусиклей серебра, а также отвечает своим домом. Если кто-нибудь в гневе ослепит свободного человека, то должен дать 1 мину серебра; если лишь рука провинится, то он должен дать 20 полусиклей серебра. Если кто-нибудь выбьет свободному зубы –когда он выбьет 2 зуба или 3 зуба, то должен дать 12 полусиклей серебра...» 170

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Совершая дело нашего спасения, Бог становится одним из нас, людей, во всем подобным нам, кроме греха; Он входит в нашу ситуацию, порожденную грехом, и спасает нас изнутри нашего рода, заступая на наше место. Как человек Он проявляет совершенную верность Богу там, где мы неверны; как человек Он избирает волю Божию там, где мы избирали свою; как человек Он искупает наш мятеж Своим совершенным послушанием. Из любви к нам Бог пожелал стать одним из нас, претерпеть все тяготы нашей человеческой жизни и, наконец, нашу человеческую смерть – как человек. Здесь и ответ на вопрос «кому молился Иисус». Он молился небесному Отцу как человек, представитель человеческого рода, и Предстоятель перед Богом за всех нас. В Ветхом Завете праведный Иов воздыхает: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» ( Иов. 9:33 ). Иисус Христос и есть такой Посредник – как истинный Бог Он принадлежит Троице, как истинный человек – человеческому роду. Как сказано в Писании, «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). При этом в Иисусе Христе Бог и человек являются одной Личностью . Как это формулирует, например, святой Кирилл Иерусалимский , «Мы научены от Божественного Писания и Святых Отцов исповедовать Одного Сына, Христа и Господа, то есть Слово от Бога Отца, Рожденное от Него прежде веков, образом неизреченным и подобающим только Богу, и Его же в последние времена нас ради Рожденного от Святой Девы по плоти, и так как она родила Бога Вочеловечившегося и Воплотившегося, то именуем Её Богородицей. Один есть Сын, Один Господь Иисус Христос и до воплощения, и после. Не было двух различных сынов: одного Слова от Бога Отца, а другого – от Святой Девы. Но веруем, что Тот же Самый предвечный и по плоти от Девы рожден». Поэтому мы можем говорить о том, что Мария Богородица родила Бога, или Бог страдал за нас, в том смысле, что человек Иисус, Который родился от Марии и умер на Кресте, есть в то же время и Бог . Это не означает, конечно, что Мария родила Бога по Божескому естеству, или что Бог умер на Кресте по Своей Божеской сущности: поскольку во Христе Бог и человек являются одной Личностью . Мы можем говорить, что Мария родила Бога (но не по Божескому, а по человеческому естеству), и что Сам Бог (опять же, по человеческому естеству) страдал и умер на Кресте. Почему Господь Иисус не говорит прямо: «Я Бог?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

«Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 7 ). Сойдем и смешаем – множественное число. Отец повелел, Сын смешал языки, Дух рассеял народы по всей земле. Также Агарь встретилась в пустыне с Сыном ( Быт. 16, 7–14 ). И Сын посылает мусульман на христиан за наши грехи. В главах 18 и 19 Книги Бытия тайна триединства описана очень ясно: «Три мужа стоят против него… И сказали ему… сказал Господь… Он сказал… И встали» ( Быт. 18, 2–16 ). Далее: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). «Господь от Господа» – речь здесь идет о Сыне, именно Он сжег Содом и Гоморру. В Книге Исход в 3-й главе сказано, что именно Сын вывел евреев из Египта, первенцев египетских тоже истреблял Сын ( Прем. 18, 12–17 ). Величайшее Откровение имени Яхве – Иегова было дано именно Сыном Божьим: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3, 13–14 ). Именно Иисус сказал, что Он есть Яхве. Триединство Отца, Сына и Святого Духа хорошо видно и в Книге пророка Исаии в 63-й главе ( Ис. 63, 7–14 ). Вся Священная история – это история действия Отца, Сына и Святого Духа. Лекция восьмая. О Святом Духе Святой Дух – Личность. Святой Дух – Бог. Дух Святой вездесущий. Святой Дух всеведущий. Дух Святой – источник чудес. Дух Святой ставит пастырей Церкви во епископов. Дух Святой имеет власть отпускать грехи. Святой Дух возрождает людей для Бога. Дух Святой открывает Святое Писание (дает людям Слово Божие). Дух Святой участвует в зачатии Христа. Дух Святой влечет Христа на гору искушений. Святой Дух участвует в воскресении Христа из мертвых. Дух Святой участвует в воскрешении тел. Духа Святого мы прославляем вместе с Отцем и Сыном. Бытие Духа Святого от Отца. Несостоятельность аргументов против Святой Троицы. Когда мы говорим о Господе Боге Духе Святом, мы должны сказать следующее: 1) ОнЛичность; 2) Он – Бог; 3) Он имеет Бытие от Отца (через исхождение). Исхождение от Отца – это ипостасное свойство, означающее, что Дух Святой имеет бытие от Отца, но иным способом, чем Сын. Святый Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Святой Дух – Личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Второе искушение захватывает пастыря, когда он начинает упиваться обладанием и властью: искать их ради них самих и в них находить удовлетворение своему властолюбию. Искушение это принимает более благовидную, прикровенную форму, когда пастырь стремится усилить свою власть якобы для блага Церкви, чтобы господствуя, повелевая, пользуясь мерами прощения и наказания, привлекать людей ко Христу. И в этом случае пастырь становится на ложный путь, ибо насильственно никого преобразить нельзя, – внутреннее просветление, преображение человека может совершиться только при участии его собственного сознания и воли и непременно через крест и страдания. Что же касается участия в данном процессе личности пастыря, то тут со стороны последнего прежде всего требуется любовь и готовность до смерти послужить делу спасения пасомых. Это не значит, что пастырствование совершенно исключает властвование. Но пастырское властвование должно быть особенным. Пример истинного пастырского властвования явил Христос Спаситель. Евангелист замечает, что народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). Также Евангелисты сообщают, что Иисус Христос властно изгнал торгующих из храма ( Ин.2:13–21 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–18 ; Лк.19:45–48 ). В том и другом случае сила его власти заключалась в соответствии Его слова и действии с истиною и утверждалась на его внутреннем авторитете, которого не могли не признавать и яростные враги. Его необыкновенная властность соединялась с самоотвержением, ибо Он никогда не искал другой воли и славы, как только воли и славы Отца; с любовью и милосердием, ибо Он действительно был таким, как предсказывал о Нем древний пророк, что Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:3 ). Его власть была религиозно-моральной, имевшей опору в Его высочайшей личности. Это – высшая власть, какая только может быть в мире. Поэтому-то, хотя она не опиралась ни на какую материально-принудительную силу, ей беспрекословно подчинялись, как это было в указанных случаях, и толпы народа, и даже имевшие законническую власть и внешние средства для ее осуществления начальники храма, книжники и фарисеи, несмотря на всю враждебность их ко Христу Спасителю. О такой власти говорит ап. Петр, когда внушает пастырям: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

И когда родился воплощенный Бог, Ангел Господень возвещает пастырям, что  родился… Спаситель… Христос Господь  ( Лк.2:11 ). А это как раз и означает, что воплощенное Слово есть Спаситель мipa как Богочеловек всей Своей Богочеловеческой Личностью и деятельностью. Как Спаситель Господь Иисус Христос есть в то же время и спасение. Праведный Симеон, исполненный Духа Святого, принимая на руки младенца Иисуса, называет Его  спасением  (см.: Лк.2:30; 3:6 ). Богочеловек Христос во всей полноте Своей евангельской, Богочеловеческой данности – это и есть спасение. Посему в Священном Писании и говорится, что в Богочеловеческой Личности Господа Иисуса  спасение Божие послано язычникам ( Деян.28:28 ). Очевидцы Господа Иисуса и Его дел с восхищением говорят о Нем:  мы сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мipa, Христос  ( Ин.4:42 ). И Бог, и люди именуют Господа Иисуса Христа Спасителем, ибо как Богочеловек Он объемлет Собою все Божественные и человеческие совершенства, необходимые для спасения человека от зла и смерти. Во всей истории человеческого рода Бог никого не нарек Спасителем, потому что все без исключения люди – под грехом и смертью. И лишь безгрешный Господь Иисус Христос удостоен этого имени как единственная историческая Личность, в Которой не обрелось ни крупицы греха, ни атома зла. Во всесовершенной полноте Своей Божественной Личности воплощенный Бог Слово – абсолютная полнота всеобъемлющей жизни и света (см.: Ин.1:4 ) и лишь как Таковой Он есть победа над грехом, смертью и тьмой (см.: Ин.8:12; 12:35, 46; 11:25 ). Как только Господь Иисус вышел на проповедь, великий Предтеча Духом Святым возвещает, что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мipa  ( Ин.1:29 ), берет всей Своей Богочеловеческой жизнью. Лишь как Богочеловеческая Личность Господь Иисус Христос соделался для всего человеческого рода премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением   ( 1Кор.1:30 ). Он явился как Богочеловек, чтобы взять грехи наши  ( 1Ин.3:5 ), то есть освободить нас от греха и сделать способными к жизни в Божией святости и правде.

http://azbyka.ru/gospod-iisus-xristos-ka...

Этому противоречит сказанное папой Адрианом о том, что «тот, кто окажется не в состоянии доказать свое обвинение, сам должен понести то наказание, которое предполагало его обвинение». Отвечаю: как уже было сказано (2), в случае судебного разбирательства при наличии обвинения обвинитель занимает позицию той стороны, которая стремится к наказанию обвиняемого. Затем, обязанностью судьи является установление между сторонами равенства правосудности, а равенство правосудности требует, чтобы человек сам претерпел тот ущерб, который он намеревался причинить другому, согласно сказанному [в Писании]: «Глаз – за глаз, зуб – за зуб» ( Исх. 21, 24 ). Следовательно, то, что обвинивший человека и подвергший его опасности сурового наказания должен и сам понести подобное наказание, является правосудным. Ответ на возражение 1 . Как говорит Философ, правосудие не всегда требует расплаты, поскольку весьма важным является то, произвольно ли человек причинил ущерб другому или нет 335 . Произвольно причиненный ущерб заслуживает наказания, непроизвольно – прощения. Поэтому если судья узнает, что человек выдвинул ложное обвинение не потому, что желал причинить ущерб, а действовал непроизвольно по причине неведенья или ошибки, то в таком случае он не налагает на обвинителя [пропорциональное] наказание. Ответ на возражение 2 . Неправосудно обвиняющий грешит и против личности обвиняемого, и против общественного благополучия, и потому подлежит наказанию в обоих отношениях. Об этом [в Писании] сказано так: «Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот – свидетель ложный (ложно донес на брата своего), то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему», каковые слова относятся к ущербу, причиняемому личности. Что же касается ущерба, причиняемого общественному благополучию, то далее сказано: «Так истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло» (Вт. 19, 18–20). Однако самый большой вред в случае ложного обвинения наносится самому обвиняемому. Поэтому обвиняемый, если он невиновен, вправе простить причиненный ему ущерб, особенно в тех случаях, когда обвинение было выдвинуто не клеветнически, а по недомыслию. Если же обвинитель обвиняет невинного человека по причине сговора с противником последнего, то этим он причиняет ущерб общественному благополучию, что не может быть прощено обвиняемым, хотя и может быть прощено правителем, которому вверено попечение об общественном благе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Амнон прогоняет Фамарь Есть во Второй книге Царств рассказ о детях царя Давида, Амноне и Фамари . История очень трагичная: жизнь молодых людей изувечил блуд. И, пожалуй, мы не найдем в Библии второго такого повествования, которое так определенно показывало бы страсть блуда в ее созревании и действии и так ярко свидетельствовало бы о самой сути этой страсти. Фамарь была очень красива, и Амнон влюбился в нее. По совету друга он притворился больным и, когда сестра пришла его навестить, набросился на нее и изнасиловал. Через несколько минут после преступления Амнон почувствовал вместо былой «любви» острую ненависть к Фамари. Он вызвал слугу и приказал прогнать обесчещенную сестру. Повеление было исполнено. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила (2 Цар. 13: 18–19) – повествует Библия. Случай этот вполне можно назвать архетипичным. Во всех деталях данного библейского рассказа просвечивается глубокая психологическая правда. Все точно так, как бывает и в нашей жизни. Например, ошибочное принятие за любовь позывов своей похоти. Полюбил ее Амнон (2 Цар. 13: 1) – говорится вначале, но потом читателю открывается истинное содержание такой «любви». Как только похоть находит удовлетворение, она обнаруживает свою подлинную природу – ненависть к человеку. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней (2 Цар. 13: 15). Блудник видит перед собой не личность, а автоматический удовлетворитель. Это бесовский взгляд на творение Божие Используя ближнего как средство удовлетворения страсти, блудник ненавидит в нем его душу, отказываясь признать живого человека со своей судьбой, переживаниями, мечтами, надеждами, стремлением к счастью. Он видит перед собой не личность, а автоматический удовлетворитель. Это бесовский взгляд на творение Божие, взгляд из преисподней. Здесь нет любви, но есть стремление использовать и выбросить, как ненужную вещь.

http://pravoslavie.ru/106704.html

Традиция усматривает намек на Антихриста в словах Иисуса, переданных евангелистом Иоанном: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин 5:43). Однако в этом речении нет никакого утверждения. Слово «иной» (λλος) может относиться ко многим людям, не обязательно к какой-то отдельной личности. Речение Иисуса в Ин 5:43 перекликается с замечанием в 2 Кор 11:4: «ибо если кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали… то вы были бы очень снисходительны [к тому]». И здесь, и там мы видим не предсказание того, что будет, но сожаление или упрек, выраженный путём моделирования возможной противной ситуации. Другое дело, что после разрыва христианства с иудаизмом стиху Ин 5:43 была придана следующая интерпретация: Я, Христос, пришел во имя Отца Моего, и вы, иудеи, не приняли Меня; а в конце дней придёт к вам Антихрист во имя своё, и тогда вы, иудеи, примете его за Христа (Бога) . Вместе с тем предсказание Иисуса о «лжехристах и лжепророках» способствовало развитию представлений о грядущих врагах христианства. Уже в апостольское время заговорили о некоей особенной, экстраординарной личности, которая должна потрясти Церковь. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел предупреждает, что перед вторым пришествием Христа должно произойти массовое отступление от христианства, вдохновителем и знамением чего станет «человек греха (=беззакония), сын погибели», «беззаконник», который «в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога» (2:3, 4, 8). Судя по этому и другим посланиям Павла, он говорил о не очень далеком будущем. По мысли Павла, его поколение уже достигло «последних веков» (1 Кор 10:11); апостол надеялся даже, что второе пришествие Христа состоится ещё при его жизни (1 Фес 4:17). Эсхатологические ожидания были тогда очень напряженными как среди христиан, так и среди иудеев. В связи с этим фигура «человека греха», упомянутого Павлом, представляет большой интерес для историков. О ком говорит Павел в данном случае и имеет ли в виду кого-то конкретно? Если это реальная историческая личность, то почему Павел не называет этого человека по имени? Надо думать, адресаты апостола, к которым он обращался с посланием, – члены общины в Фессалониках, – и без специальных пояснений понимали, кто имеется в виду; ведь Павел говорил им о нём и раньше (2:5). Но нынешним историкам остается только гадать, кто кроется под обозначением «человек греха, сын погибели». Так, В. Буссе и другие исследователи находят в словах Павла «в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» воспоминание о попытке императора Калигулы установить в Иерусалимском храме свою статую и добиться от иудеев божеских почестей (Иосиф Флавий. Древности, XVIII 8.2). Следовательно, под «человеком греха» мог пониматься либо настоящий, либо будущий римский император.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пс.2:8 .  проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Пс.2:9 .  Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него. Пс.2:10 .  Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Пс.2:11 .  Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Пс.2:12 .  Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. Враги Давида «судьи земли» – высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться ( «вразумитесь и научитесь»), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред Ним с благоговейным «трепетом», со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель. Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени. Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9–10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010