Как оно показало нам, сколько было Исааку лет, когда он взял Ревекку, так ясно представляет нам и то обстоятельство. " Был " , говорил, оно, " Исаак сорока лет, когда взял в жену себе Ревекку, дочь Вафуила Сирина " (Быт.25:20). Заметь тщательно это время. Потом Писание, сказав: " и молился Исаак Господу о Ревекке жене своей, потому что она была бесплодна " (Быт.25:21), – чтобы мы узнали число лет, протекшее во все это время, означает и то, сколько лет было Исааку, когда родились у него дети от Ревекки. " Исаак был " , говорит оно, " лет шестидесяти, когда родила Ревека " (Быт.25:26). Итак, если сорок лет было ему, когда он взял ее, и шестьдесят лет, когда жена родила, то очевидно, что в продолжение двадцати лет он молил Бога, и, таким образом, возбудил неплодную утробу Ревекки к деторождению. Видите силу молитвы, – как могла она победить и самую природу? Будем же подражать Исааку и все мы: будем также постоянны в молитвах, с душой бодрствующей, с сердцем сокрушенным. Послушаем Павла, увещающего нас словами: " воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (1Тим.2:8). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного, и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога. Если Он увидит, что мы совершаем молитву по законам, установленным Им самим, то вскоре подаст нам обилие Своих даров, которых и да сподобимся все мы, благодатно и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 50.   " И зачала Ревекка, и сыновья в утробе ее стали биться " (Быт. 25:21-22)   Благочестие и благоразумие Ревекки, при плодоношении вопрошавшей Господа (чрез священника). Различные занятия и нрав родившихся близнецов. Невнимание Исава к дару своего первородства и внушение слушателям не терять великого за малое и ничтожное.   1. Хотите ли вы, чтобы мы предложили вашей любви остатки вчерашней нашей беседы? Мы не могли (вчера) докончить всего сказания об Исааке, а остановились на том, что Исаак собственной, неослабной молитвой возбудил утробу Ревекки к чадорождению, и, так сказать, отверз поврежденное естество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

И мы читаем далее: Мф.9:8 . «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». Этот стих показывает нам, что Сын Божий все делал для прославления Отца Своего Небесного. Он совершал чудеса и в глазах многих, желая, чтобы за сие они прославляли Бога. И мы к тому же призываемся! Сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Сын Божий находил и разные средства уврачевания душ, научая и нас находить разные подходы к разным людям. Некоторые религиоведы дерзко нападают на меня и заставляют общаться с заблудшими так же, как я общаюсь и с православными. Один такой религиовед составил даже подборку моих высказываний: как я беседую со своими, с православными, и как я разговариваю с чужими, с сектантами. Чудак! Он не понимает, что разное состояние по-разному и врачуется. Мы видим, как Сын Божий уврачевал прокаженного, тещу Петрову, бесноватых и расслабленного. Каждого особым, сообразно его состоянию образом. Иоанн Златоуст пишет: «Итак, когда ты увидишь врага истины, исцели его, позаботься о нем, возврати к добродетели, подавай наилучший пример своею жизнью, наставляй неукоризненным словом, покровительствуй и имей попечение, и употребляй все средства к исправлению, подражая наилучшим врачам. Ведь и врачи не всегда одним только способом врачуют болезни; но когда видят, что рана не исцеляется одним лекарством, прилагают другое, а если нужно, третье; иногда рассекают, а иногда обвязывают. Так и ты, сделавшись врачом души, пользуйся всяким способом врачения» . Святитель Григорий Нисский писал о миссионерской работе с разными религиозными группами: «Ибо с родом болезни соображать должно и способ врачевания: не уврачуешь одним и тем же в эллине многобожие и в иудее неверие в единородного Бога; и введенных в заблуждение ересями не отвратишь одним и тем же» . Апостол Павел писал о миссионерской открытости: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» ( 1Кор.9:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине. «Ваши же блаженны очи, что видят» ( Мф.13:16 ), – опять нужно повторить это изречение. Хотя иудеи видели совершавшееся в то время, но Господь называет блаженным не внешнее зрение, потому что не оно само по себе видит чудеса, а зрение внутреннее. Они видели слепого и говорили: «сей ли есть», – не есть сей, – призовем родителей его ( Ин.9:8–9, 18 ). Слышишь ли, как они сомневаются? Видишь ли, что телесного зрения недостаточно для созерцания чуда? Те, которые присутствовали и смотрели, говорили: «сей... есть, не есть сей»; а мы, отсутствуя, не говорим: этот – не тот, но: он – тот самый. Убедился ли ты, что отсутствие нисколько не вредит, когда есть очи веры, и присутствие не приносит никакой пользы, когда нет очей веры? Какая была польза иудеям от того, что они видели? Никакой. Мы видим яснее их. Итак, если очи ваши видят тем зрением и уши слышат тем слухом, которые Христос назвал блаженными, то мы теперь предложим вам перлы Писаний. Как для иудеев Христос не разрешал вопросов, но еще увеличивал неясность, потому что они не внимали; так и вам, потому что внимаете, нужно ясно представить сокровенное. Ученики приступали ко Христу и с удивлением говорили: «Для чего притчами говоришь им?». Он же отвечал: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят» ( Мф.13:10, 13 ). А так как вы, не видя, видите, то необходимо говорить вам не в притчах; не так, как тем, которые, слушая, не слышат. Итак, если вы, не слушавшие тогда, слышите ныне не менее того, как бы слышали тогда, то не следует лишать вас этой трапезы. И Христос назвал последних блаженными не менее, как и первых: «Ты поверил, потому что увидел Меня, – говорит Он, – блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Поэтому не будьте же медленны на добродетель, потому что вы живете не в те времена, а теперь. Если захочешь, то от этого не будет для тебя никакого вреда, подобно тому, как многие и из живших тогда не получили никакой пользы, потому что не хотели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

После этих слов Апостол, возбуждая в слушателях надежду на милость Божью, призывает их к покаянью. Он далее говорит: «Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали сие по неведенью. Бог же, как предвозвестил устами всех своих Пророков пострадать Христу, так и исполнил. И так покайтесь, чтобы загладились грехи ваши, да приидут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.... Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (ст. 17–21, 25, 26). «Многие из слушавших слово, уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» ( Деян.4:4 ). Так Апостолы, укрепленные Духом Святым, с дерзновением возвещали Евангелие и совершали чудеса, и со дня на день более и более распространяли Церковь Христову. Господу содействуюшу и слово утверждающу последствующими знаменми. ( Мк.16:20 ). Аминь. Беседа 8. В неделю о Фоме Во дни они, руками Апостольскими Быша знамения и чудеса в людях многа; и бяху единодушно вси в притвори Соломони ( Деян. 5:12 ). Во вчерашнем чтении из книги Апостольских Деяний слышали вы, как апостол Петр исцелил хромого, сидевшего у красных дверей храма. После этого в той же книге Деяний Апостольских изображается страшное чудо – поражение смертью Анания и жены его Сапфиры за утайку пред Апостолами цены, полученной за проданное имение ( Деян.5:1–10 ). Затем следует слышанное ныне повествование Святого Луки о состоянии первенствующей Церкви Христовой. «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса», говорит Лука, показывая чрез это, что он описывает только некоторые чудесные дела Апостолов, а их было много. «И все единодушно пребывали в притворе Соломоновом», т. е. все верующие в Иисуса Христа собирались в притвор Соломонов для молитв и для слушания апостольского учения, и для причащения святых тайн тела и крови Христовой, после чего, обыкновенно, предлагалась трапеза любви из общих приношений. В этих собраниях господствовал мир и согласие или единодушие, питаемое общею живою верою в Иисуса Христа и взаимною любовью одних к другим, по заповеди Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Предание гласит, что св. ап. Андрей Первозванный после того, как основал церковь в греческом граде Византии, прошел с проповедию другие страны, между прочим, по берегам Черного моря, потом Днепром поднялся вверх и пришел к месту, где теперь Киев и, где тогда была дикая пустыня. Здесь, указывая ученикам своим на горы, он сказал: «Видите ли горы сии? На сих горах возсияет благодать Божия, и город будет великий и церкви многие созиждет Бог». Потом на одной горе он водрузил крест в залог того, что пророчество его исполнится. Оно исполнилось чрез 900 лет – при св. равноап. кн. Владимире, просветившем русскую землю св. верою. Какая же это была вера, принятая при св. Владимире? Это вера апостольская, та самая вера, какую насадили на востоке в странах греческих св. апостолы и в числе их св. Андрей. Первые учители веры и пришли к нам тогда именно из того же города, где насадил веру св. Андрей, и, где потом жил св. равноапост. царь Константин. Так братие! везде, где ни светится на земле свет веры, везде взят он от того света, какой впервые засветили в мире св. апостолы. От того Спаситель и сказал им: «Вы есте свет мира!» ( Мф.5:14 ). Еще остается мне, братие, много сказать вам о св. апостолах. Скажу это в следующей беседе. 16. Беседа вторая о св. апостолах Богаты они были мудростию, которую обещал им Спаситель. Сказав, что за проповедь веры они будут преданы на суд неверных царей и правителей, Господь прибавил: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:19–20 ). «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк.21:15 ). И апостолы знали, что устами их говорит сам Господь, говорит Св. Дух, и потому все, чему учили они, истинно и непреложно. «Мы имеем ум Христов, – говорил св. Павел. – Если бы Ангел с неба сошел учить, то не мог бы учить иначе, чем мы» ( 1Кор.2:16 ; Гал.1:8 ). Они были уверены, что никакая сила в мире не может поколебать их веры и любви к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Да! «Альфа-Курс» – это «Путь» в никуда, а точнее, в преисподнюю ада, где обитает самый главный эгоист и себялюбец – отец лжи дьявол. Святые Отцы учат нас именно «не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя» ; как писал и апостол Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:8–9 ). То есть «теология процветания» и «обогащения» выводит людей из поля христианского мировосприятия и ввергает их в пучину эгоизма и самомнения. Путь следования за Христом, напротив же, предлагает человеку полное отречения от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Еще святой Августин Блаженный , учил: «две разновидности любви порождают два града: Земной Град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, Небесный – любовь к Богу, доведенная до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая – Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога» . И далее мы читаем: Мф.16:25 . «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Здесь слово «душа» означает жизнь. Например, сказано в Новом Завете: «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет.3:20 ). Понятно, что душа потонуть не может, имеется в виду, что в ковчеге спаслись 8 жизней, то есть «восемь душ». Следовательно, рассматриваемый текст можно прочитать и следующим образом: «ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее» . То есть эти слова можно понять и как призыв к мученичеству, например на войне. Ведь сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Здесь слово «душа» тоже означает жизнь. Блаженный Феофилакт рассматривает слова из Матфея (16, 25) и как призыв к «религиозному мученичеству»; он пишет: «Призывает нас к подвигу мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иаков первый даёт эти аскетические указания. Не слушатель забывчивый, а исполнитель слова блажен будет, по апостолу. Всё это находится в полном соответствии с тем, что говорят нам святые отцы. Стоит только вспомнить «лествицу» – путь деятельного восхождения. Напомню и слова апостола Иакова о том, что вера не спасает: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? ( Иак. 2:18–20 ). Видите ли, говорит апостол, чем может оправдаться человек? Верой – да, верой, конечно, но только верой не мертвой, ибо и бесы веруют и трепещут, но той верою, которая ведёт к делам, а также самими этими делами, вытекающими из живой христианской веры. Итак, нам нужно не только отречься от мира, но идти путём деятельного восхождения, быть не забывчивыми слушателями, но исполнителями Божия закона. Каким же путём идти? Да тем, о котором говорят святые отцы, – путём послушания воле Божией. Мы знаем, что Господь, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ), в саду Гефсиманском хотя и просил Отца: да минует Меня чаша сия, но отвергался своей воли: да будет не как Я хочу, но как Ты ( Мф. 26:39 ). И нам Он заповедал молиться: «да будет воля Твоя». Новообращённым христианам апостол говорит: Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак. 4:7 ). Если мы станем на путь послушания, исполнения воли Божией – благодать крещения вступает в силу. Теперь нам всё кажется, что если мы крестились, то и незачем говорить о грехе, это опять отцы выдумали. А апостол Иаков, хотя и пишет новообращённым – тем, кто уже верует во Христа и крестился, – не боится этого и, основываясь на том, что слышал от Самого Господа, начинает своё наставление: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные ( Иак. 4:8 ). Святые отцы учат нас, что прохождение христианского пути сопровождается искушениями, испытаниями, которые укрепляют в нас веру и развивают терпение, помогающее нам в борьбе с грехом за очищение души.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

То есть, братия и сестры, нельзя равнодушно смотреть на грехи любого человека, тем более судачить и сплетничать о них, но ничего не делать, дабы направить его на путь покаяния. В этом случае кровь его (грешника) взыщет Бог от рук наших. При этом очевидно, что обличать грешника и небезопасно. Сказано: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» ( Притч.9:8 ). И еще: «Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет» ( Притч.15:12 ). Да, братия и сестры, распутному трудно слышать обличения! Лживые обвинения, хотя и огорчают нас, но именно тогда, когда, обличая нас, говорят нам правду о нас самих, именно тогда мы особенно болезненно реагируем на обличение. Нераскаянному грешнику трудно воспринять обличение как дружескую заботу о нем самом, скорее он воспринимает обличение как некое коварство против себя, и он (нераскаянный грешник) не может сделать правильного вывода из заботливого обличения. Но возникает и здесь вопрос: какое обличение можно считать проявлением не злорадства о грехе своего ближнего, а именно проявлением заботы о его (ближнего) спасении? Сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» ( Мф.18:15 ). Этими словами Само Слово Божественное, Логос, Господь наш Иисус Христос научает нас не обличать человека перед другими людьми в чем-либо, если мы не имели возможности поговорить с ним один на один и высказать ему все наши претензии, что называется, с глазу на глаз. К сожалению, многие христиане нарушают это Евангельское правило и являются переносчиками всевозможных слухов, сплетен не только о внешних людях, но и о других христианах и даже о священноначалии! Подобное поведение совершенно недопустимо. Сказано: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» ( Лев.19:16 ). И еще: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» ( Притч.11:13 ). И еще: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» ( Притч.20:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

( Рим.10:9 ). В то же время этот Апостол с особенною ясностию раскрыл учение о том, что спасение человека есть дар Божий, а не заслуженное дело с его стороны. Благодатию бо есте спасени чрез веру, писал Он Ефесянам, и сие не от вас. Божий дар не от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ), и Титу, егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею паки бытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:4–5 ). Вот почему, братие, Апостолы требовали от желающих вступить в общество христиан веры в Христа и крещения. В книге Деяний рассказывается, что римский сотник Корнилий, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу, не мог получить спасение для себя и своих домашних без истинной веры в Христа и крещения ( Деян.10:2,6, 22, 34–48 ). Вот почему, неправильно веровавших в Иисуса Христа, богохульствовавших, Апостолы отлучали от общения церковного, так напр., Ап Павел отлучил Именея, неправильно учившего о воскресения мертвых ( 1Тим.1:19–20 , 2Тим.2:17–18 ). После такого ясного учения Слова Божия о необходимости веры для нашего спасения нельзя, братие утверждать, что можно спастись только добрыми делами. Мало этого, братие, – мы должны сказать, что учение веры прямо необходимо для того, чтобы наши дела были истинно христианскими добрыми делами, без истинной веры не может быть и истинно-христианских добрых дел. Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего, как брата, но любить ближнего, как брата, можно только в том случае, если мы веруем, что у нас есть общий Бог Отец, что ближний наш искуплен кровию Христовою, что он нам брат во Христе; в противном же случае, если кто не имеет такой веры, то и не может любить ближнего, как брата, истинно христианскою любовию. Любовь к ближнему проявляется между прочим в помощи ему, но помощь может проистекать из различных побуждений, напр., из желания не видеть страданий ближнего, или из ожидания какой-либо пользы, но все это не будет истинно-христианскою помощию из любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

8. Я сказал это для того, чтобы ты не говорил: я грешник, я не имею дерзновения, у меня нет молитвы. Кто не думает, что он имеет дерзновение, тот имеет дерзновение, но кто думает, что он имеет дерзновение, тот потерял дерзновение, подобно фарисею, а кто считает себя отверженным и презренным, тот особенно и будет услышан, подобно мытарю. Посмотри, сколько ты имеешь примеров: хананеянку, мытаря, разбойника на кресте, упомянутого в причте друга, просившего трех хлебов и получившего не столько за дружбу, сколько за неотступную просьбу. Если бы каждый из них сказал: я грешник, я стыжусь, и потому я не должен приступать, то не имел бы никакого успеха. Но так как каждый из них взирал не на множество грехов своих, но на богатство Божия человеколюбия, то получил дерзновение, осмелился и, будучи грешником, просил не по достоинству своему, и каждый успел в том, чего желал. Будем же помнить все это и соблюдать; будем молиться непрестанно, бодрственно, с дерзновением, с благими надеждами, с великим усердием. С какою ревностью другие молятся о вреде врагам, с такою ревностью мы будем молиться и за врагов, и за своих братий, — и непременно получим все полезное, потому что человеколюбив Подающий, и не столько мы желаем получить, сколько Он желает подать. Итак, зная все это, хотя бы мы погрузились в крайнюю бездну нечестия, не будем и тогда отчаиваться в своем спасении, но приступим с благою надеждою, убедив самих себя, что мы непременно получим, чего просим, если станем просить согласно с установленными Им законами. « Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем » (Еф. 3:20), Христу, Царю всех, Богу нашему, подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Отцом и всесвятым и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал. 2:11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010