«То ли мы еще брали, то ли еще теряли», – ставила точку великая императрица. Вход в Ахтиярскую бухту закупорили старыми фрегатами и плавучими крепостями. В авральном режиме в севастопольских доках зализывал раны Черноморский флот. Во главе с 66-пушечным флагманом «Преображение Господне» – отремонтированным и переименованным линкором «Слава Екатерины» – 18 июня 1788 года русская эскадра вновь выходит в открытое море. «Я сам удивляюсь…» «Если подойдет к тебе капудан-паша, сожги, батюшка, проклятого!..» – читаем в разнарядке контр-адмирала Войновича своему малому флагману, командиру авангарда Федору Ушакову. 3 июля 1788 года вблизи острова Фидониси, плотно сомкнув корабли в батальную линию, русская эскадра заняла оборону. Идти в атаку контр-адмирал не решался. На то были веские причины. Против семнадцати линейных кораблей (в том числе пяти 80-пушечных), восьми фрегатов и более двадцати малых судов опытнейшего капудан-паши (то есть адмирала флота по-турецки) Гассана-паши эль Гази, не шутки ради прозванного «Крокодилом морских сражений», Марко Иванович Войнович мог поставить лишь два линкора (оба 66-пушечные), десять фрегатов и такое же количество крейсерских судов. Против 560 русских пушек зияли жерла 1120 орудий османов. По весу смертоносного металла в залпе неприятель выигрывал почти в три раза. И более чем в три раза, если учитывать 40-килограммовые мраморные ядра – боекомплект особо мощных пушек, установленных на вражеских линкорах. В случае абордажной схватки надежда на успех умирала последней: на 4000 русских моряков приходилось 10 000 турецких сабель. В 13:00 османский флот двумя густыми колоннами по ветру стал спускаться на русскую эскадру. Первую колонну возглавлял сам Гассан-паша. В 14:05 первые раскаленные ядра полетели в авангард Черноморского флота. Но тут свершилось то, что разом спутало планы знаменитого капудан-паши. Ушаков кидается в контратаку. Он отдает приказ двум фрегатам авангарда – «Бериславу» и «Стреле» – прибавить парусов и не мешкая обходить головные корабли неприятеля с наветренной стороны, дабы, «выиграв ветр, сделать передовым через контра-марш поворот и при оном бить неприятеля с ветру» (иначе говоря, поставить в два огня). Отменно выполнив маневр, 40-пушечные фрегаты при поддержке «Святого Павла» разрядили пушки в борта и снасти двух передовых турецких 60-пушечников. Затрещали борта, полетели ошметки парусов, дрогнула команда. Еще залп – и первый корабль неприятеля делает оверштаг и «с великой поспешностью» выходит из боя. «Проглотив» несколько брандскугелей (зажигательных снарядов) и очередную порцию ядер, следует его примеру второй.

http://pravoslavie.ru/54411.html

Бакборт — левая сторона (борт) судна. Ют — кормовая часть палубы судна. Кубрик — жилое помещение для команды. Гордень — снасть, проходящая через неподвижный блок. Используется для подъема грузов или натягивания парусов. Речь идет о Гражданской войне 1861–1865 годов в Северной Америке между северными и южными штатами. Северяне официально отменили рабство негров. Новая Голландия — старинное название Австралии. Бак — носовая часть верхней палубы. Судно идет левым или правым галсом в зависимости от того, с какого борта (левого или правого) дует ветер. Нельсон (1758–1805) — английский адмирал. Джон Франклин (1786–1847) — английский мореплаватель, исследователь полярных стран. Дядюшка Тоби — один из персонажей романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» английского писателя Лоренса Стерна (1713–1768). В самых малых — величайший бог (лат.) Вест-Пойнт — военная школа в штате Нью-Йорк. Бухта — трос, свернутый кругами. При перетапливании китовый жир теряет около трети своего веса. (Прим. автора) Вымбовка — деревянный рычаг для вращения ручного ворота, при помощи которого поднимается якорь. Наполнить паруса — поставить паруса под ветер для ускорения хода судна. Лаг — прибор для измерения скорости хода судна и пройденного расстояния. Каботаж — плавание вдоль берегов и между портами своего государства, без захода в заграничные порты. Бакштаг— курс корабля, проложенный под тупым углом к линии направления ветра. Быстрее всего парусные суда ходят в бакштаг. Рифы (точнее риф-сезни) — ряды продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его площадь. Перты — подвески под реями, на которых стоят матросы при креплении парусов. Гитовы — снасти, служащие для подтягивания парусов; фал — снасть для подъема парусов; галс — снасть для закрепления нижнего наветренного угла нижних парусов; выбирать — тянуть, подтягивать. Бом-брам-рей — четвертый снизу рей на мачте. Фордуны — снасти, крепящие верхние части мачт и стеньги с одним из бортов судна. Ноки — оконечности реев. Нактоуз — деревянный шкафчик, в котором устанавливается судовой компас, сверху закрывается медным колпаком, под которым укреплены лампы.

http://azbyka.ru/fiction/pjatnadcatiletn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Прослушать басню «Пушки и паруса» 2:29 На корабле у Пушек с Парусами Восстала страшная вражда. Вот, Пушки, выставясь из бортов вон носами, Роптали так пред небесами: «О, боги! видано ль когда, Чтобы ничтожное холстинное творенье Равняться в пользах нам имело дерзновенье? Что делают они во весь наш трудный путь? Лишь только ветер станет дуть, Они, надув спесиво грудь, Как будто важного какого сану, Несутся гоголем по Океану И только чванятся ; а мы – громим в боях! Не нами ль царствует корабль наш на морях! Не мы ль несем с собой повсюду смерть и страх? Нет, не хотим жить боле с Парусами; Со всеми мы без них управимся и сами; Лети же, помоги, могущий нам Борей , И изорви в клочки их поскорей!» Борей послушался – летит, дохнул, и вскоре Насупилось и почернело море; Покрылись тучею тяжелой небеса; Валы вздымаются и рушатся, как горы; Гром оглушает слух; слепит блеск молний взоры; Борей ревет и рвет в лоскутья Паруса. Не стало их, утихла непогода; Но что ж? Корабль без Парусов Игрушкой стал и ветров, и валов, И носится он в море, как колода ; А в первой встрече со врагом, Который вдоль его всем бортом страшно грянул, Корабль мой недвижим: стал скоро решетом. И с Пушками, как ключ, он ко дну канул. Держава всякая сильна, Когда устроены в ней все премудро части: Оружием – врагам она грозна, А паруса – гражданские в ней власти. Примечания Холст (холстина) – простая, грубая ткань, льняная и конопляная, толстое полотно. Спесиво – высокомерно. Ходить гоголем – быть важным, напыщенным. Чваниться – важничать, кичиться. Борей – в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари). Вал – здесь: очень высокая волна. Колода – лежачее толстое дерево, бревно.   Время написания: 1827 г. Первая публикация: «Северные цветы на 1829 год», СПб., 1828, с. 149–150. Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга восьмая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 885  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/basnya-pushki-i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 63  голоса:  3.7 из  5) XLIII. Неизвестный парусник На прогулочной палубе теплохода «Колхида», совершавшего очередной рейс из Одессы в Батуми, стояли, опершись о перила и неторопливо беседуя, несколько пассажиров. Тихо громыхали где-то глубоко, в самой середине судна, мощные дизели, мечтательно шелестела вода, плескавшаяся о высокие борта теплохода, наверху, высоко-высоко над спардеком, озабоченно попискивала судовая рация. – Очень обидно, знаете ли, – сказал один из пассажиров, – что исчезли большие парусные суда, эти белокрылые красавцы. С какой радостью я очутился бы сейчас на настоящем парусном судне, на фрегате, что ли… Наслаждаться видом тугих белоснежных парусов, слушать поскрипывание могучих и в то же время изящных и стройных мачт, восхищённо следить за тем, как по приказу шкипера команда молниеносно разбегается по разным мачтам, реям… и как их ещё там называют! Хоть бы раз удалось мне видеть настоящий парусник! Только чтоб был настоящий парусник. А то в нынешние времена даже какой-нибудь «дубок» – и тот, видите ли, заводит себе моторчик, хотя – обращаю ваше внимание! – считается парусным судном. – Парусно-моторным, – поправил его гражданин в форме торгового моряка. Наступило молчание. Все, кроме моряка, перешли на левый борт смотреть, как совсем неподалёку плещется и кувыркается в ласковом полуденном море весёлая стайка неутомимых дельфинов. А для нашего моряка дельфины уже много лет не были новостью. Он поудобнее расположился в шезлонге и попробовал перелистывать какой-то журнал. Но вскоре солнце его разморило, он закрыл журнал и стал им обмахиваться вместо веера. И вдруг что-то так завладело его вниманием, что он перестал обмахиваться журналом, вскочил на ноги и кинулся к перилам. Далеко, почти у самого горизонта, он увидел быстро, очень быстро мчащееся красивое, но страшно старомодное парусное судно. Оно казалось видением из старинной волшебной сказки. – Товарищи! – закричал моряк своим недавним собеседникам. – Товарищи, сюда, поскорее! Посмотрите, какой-то интересный парусник!.. Ну и старина!.. Ого, да у него что-то случилось с грот-мачтой!.. Нету грот-мачты! Точно корова языком слизнула! Батюш-ки-и-и! Да вы только посмотрите, да ведь у него же паруса не в ту сторону надуты!.. По всем законам, фок-мачта должна была уже давно улететь за борт!.. Форменные чудеса в решете!..

http://azbyka.ru/fiction/starik-hottabyc...

Главное и второстепенное Главное в нашей жизни — это ее вертикальное измерение, это связь человека с Богом. Если эта связь сохраняется и крепнет, то человек попадает в орбиту Божиего воздействия и не может погибнуть только потому, что на улице холодно или еды не хватает. Мы знаем, как часто в самых тяжелых обстоятельствах даже люди, далекие от веры, сердцем чувствовали, что главное — обратиться к Богу. Как мне говорили фронтовики, прошедшие суровыми дорогами Великой Отечественной войны, в окопах не было атеистов. Поднимались в атаку и шли навстречу огню со словами: «Господи, помоги!», и ведь многие оставались живы…      Современная цивилизация развивается таким образом, что переводит фокус человеческого внимания с главного на второстепенное — быть может, нужное, но второстепенное. Примеры святых угодников учат нас правильному построению жизни, созданию такой системы ориентиров и координат, в центре которой — Бог. И если связь с Богом прочна, если молитва является реальной потребностью человека, то Бог входит в его жизнь.      Божественная благодать и человеческие усилия Взаимодействие Божественной благодати и человеческих усилий можно сравнить с движением парусного судна. Судно может быть прекрасно оснащено, на нем может быть замечательная команда профессионалов, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. И если нет парусов, то напрасно будет дуть ветер. Ветер — это и есть действие Божественной благодати, а парус — это человек, это наши земные дела, это наша человеческая цивилизация. От того, как мы ее построим, как мы обустроим нашу жизнь, будет зависеть, наполняет ли паруса Божественный ветер, или нет. А для этого нужно, чтобы те, кто ведет корабль, понимали, как нужно ставить парус. Это и есть образ взаимодействия Бога и человека — как в нашей личной жизни, так и в жизни общества, государства, всего рода человеческого. И если мы стремимся создавать замечательные сверхтехнологичные суда, но не заботимся о том, чтобы сила божественной благодати наполняла развернутые над ними паруса, то тщетны наши усилия.

http://pravoslavie.ru/95460.html

Потёмкин понимал, что схватка с превосходящими силами турок может трагически окончиться для бесстрашного русского адмирала. «Молитесь Богу! Господь нам поможет, положитесь на Него; ободрите команду и произведите в ней желание к сражению. Милость Божия с вами!», — писал он Фёдору Фёдоровичу, своему любимцу. Конечно, это наставление было излишним: Ушаков и без Потёмкина и не только во дни роковых испытаний был искренне богомолен. Долго ли, коротко, нужно было возвращать России власть над Чёрным морем. Эскадра Ушакова состояла из 18-ти линейных кораблей, двух фрегатов и 19-ти вспомогательных судов. Меньше тысячи орудий! По сравнению с турецкими силами – почти пустяк.   Оставалось уповать на суворовский принцип: побеждай не числом, а умением. А ещё – на неразбериху, которая возникнет в турецких рядах, если удастся удивить, оглоушить противника. И Ушаков, завидев турецкую эскадру, решился на быстрый натиск, не проявляя уважения к сложившимся правилам. Турки, наблюдая приближение русских, поначалу даже  не поверили, что Ушаков отважится на атаку. А Ушаков даже не перестроил корабли в линию нападения, как того требовали традиционные предписания. Русский контр-адмирал спешно провёл корабли тремя колоннами между берегом и турецкой эскадрой – под огнём береговых батарей. Если бы турки готовы были встретить незваных гостей – русским морякам пришлось бы отступить. Но они и представить себе не могли, что Ушаков решится на безрассудно смелую атаку. Проспали русский маневр турецкие артиллеристы. «Прибавить парусов!», — приказывал Ушаков, предчувствуя кровавый бой с главными силами турок. Он добился своего: на турецких судах уже царила паника, Сеит-Али потерял контроль над кораблями… Они не успели чётко построиться в линию баталии, не успели организовать артиллерийский отпор. Перетерпев первое – внезапное – нападение русских, алжирец попытался перестроить корабли для контратаки, поймать ветер. В отличие от Гусейна, алжирец преодолел замешательство первых минут боя и оставался опасным противником. Ушаков прочитал этот замысел противника – и на собственном флагмане «Рождество Христово» атаковал алжирца. В третий раз в этом сражении Ушаков забыл о правилах морского боя. Вышел из линии, бросился в атаку с одной целью: лишить турок «головы». В этом эпизоде не потерял выдержки один из лучших учеников Ушакова – командир «Рождества Христова»  капитан первого ранга Елчанинов.

http://pravmir.ru/kaliakriya-krasota-pob...

Площадки крылец были вымощены природным камнем. Высокие порталы входов были оформлены полукруглыми профилированными архивольтами и колоннами с капителями. Боковые фасады главного объема Рождественского собора были расчленены на пять прясел спаренными высокими на пьедесталах полукруглыми колоннами с развитыми капителями композитного ордера. Три центральных прясла южного и северного фасадов (среднее из них более широкое) завершались треугольными щипцами. Эти же архитектурные элементы были использованы в завершении стен восточной и западной части здания. Поверхности стен щипцов были украшены живописными изображениями христианских святых, помещенными в круглые клейма. Высоко расположенные крупные оконные проемы с полуциркульными перемычками имели колончатые наличники с завершениями в виде разорванного треугольного фронтончика. На центральных осях северного и южного фасадов над входами в здание находились крупного размера оконные проемы венецианского типа. Окно такой же формы располагалось в колокольне над западным входом в здание. Внутреннее пространство главного объема собора было разделено четырьмя парами крестообразных столбов на три продольных нефа. Основной продольный неф и трансепт былизначительно шире боковых нефов. Подпружные арки, перекинутые между столбами, несли кирпичные крестовые своды (в основном нефе и трансепте) и световые кольца барабанов периферийных глав храмового пятиглавия. Конструктивный переход от подпружных арок столбов к стенам барабана центральной главы храма осуществлялся при помощи парусов.При устройстве стен основания барабана центральной храмовой главы был использован редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: стены барабана над парусами имели наклон внутрь здания. Барабан перекрывался сомкнутым восьмигранным сводом,в связи с чем, шатер центральной главы имел декоративное значение. Помещения нижнего этажа собора, судя по аналогичным церковным постройкам К.А.Тона, могли иметь плоские перекрытия по балкам.

http://sobory.ru/article/?object=33431

Бесстолпный храм внутри отличается необычной конструктивной структурой. Четверик храма при помощи наклонных внутрь люнетов и парусов между ними несет более узкую ротонду с куполом, который в центре прорезан отверстием светового барабана. Три проема ведут в апсиду, разделенную подпружными арками на три части, перекрытые в центре парусным сводом, а по бокам — коробовыми. Неширокий арочный проем связывает храм с трапезной, отличающейся сложной пространственной структурой. Основное помещение с двумя квадратными в плане столпами, приближенными к восточной стене, делится подпружными арками на три нефа, перекрытых коробовыми сводами с распалубками. Восточные ячейки имеют парусные своды. В приделах — крестовые своды. Узкое помещение первого яруса колокольни перекрыто коробовым сводом. Деревянная внутристенная лестница на второй ярус расположена с северной стороны. В интерьере церкви сохранились деревянные иконостасы и масляная настенная живопись. Резной иконостас храма в стиле позднего классицизма, окрашенный в серо-голубые цвета с позолоченными деталями имеет трехъярусную композицию с ярко выраженным ступенчатым силуэтом. Нижний ярус, занимающий всю ширину четверика, расчленен колоннами коринфского ордера (сохранилась только одна из них), которые объединяют два ряда икон. Над Царскими вратами расположена полуциркульная арка, выше — еще одна, врезающаяся во второй ярус, которому отвечают два ряда икон. Из четырех коринфских колонн этого яруса сохранились две. Верхний ярус прорезан аркой, в которую была вставлена икона. Все ярусы завершены фризами и карнизами, украшенными растительными орнаментами, розетками и модульонами. Одноярусные придельные иконостасы значительно скромнее. Они имеют один ряд икон, завершаются фризом и карнизом с резными деталями, почти целиком утраченными. Интересна деревянная арка между средними столпами, которая оформляет проход из трапезной в храм. Ее поверхность покрыта кессонами с розетками. Масляная живопись сочетает композиции и фигуры, выполненные в несколько наивной манере, подражающей академизму, с пышным орнаментом и архитектурными элементами. На куполе помещены четыре композиции (в том числе, изображающие Христа и Богоматерь в облаках), которые разделены филенками со сложным растительным орнаментом. Ротонда опоясана балюстрадой с пилястрами, между которыми написаны фигуры Апостолов в полный рост. На парусах изображены Евангелисты на фоне облаков. Люнеты (кроме восточного) заняты крупными композициями (сюжеты не прочитываются) в пышных обрамленьях из хрящевидного рокайльного орнамента. Стены четверика на всю высоту расчленены сдвоенными коринфскими колоннами, а по периметру проходит развитый карниз с мутулами, овами и растительным фризом, выполненный в технике «гризайль». В трапезной на своде расположены композиции плохой сохранности («Крещение», «Троица» и другие), заключенные в псевдобарочные обрамления из растительного орнамента. Более простой растительный орнамент украшает подпружные арки.

http://sobory.ru/article/?object=31092

Знай же: не смертное зло, а бессмертное Скилла. Свирепа, Дико-сильна, ненасытна, сражение с ней невозможно. 120 Мужество здесь не поможет; одно здесь спасение – бегство. Горе, когда ты хоть миг там для тщетного боя промедлишь: Высунет снова она из своей недоступной пещеры Все шесть голов и опять с корабля шестерых на пожранье Схватит; не медли ж; поспешно пройди; призови лишь Кратейю: 125 Скиллу она родила на погибель людей, и одна лишь Дочь воздержать от второго на вас нападения может. Скоро потом ты увидишь Тринакрию остров; издавна Гелиос тучных быков и баранов пасет там на пышных, Злачных равнинах; семь стад составляют быки; и бараны 130 Столько ж; и в каждом их стаде числом пятьдесят; и число то Вечно одно; не плодятся они, и пасут неусыпно Их Фаэтуса с Лампетией, пышнокудрявые нимфы. Гелиос их Гиперион с божественной прижил Неерой. Светлая мать, дочерей воспитавши, в Тринакрии знойной 135 Их поселила, чтоб там, от людей в удалении, девы Тучных быков и баранов отцовых пасли неусыпно. Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь, Если воздержишься руку поднять на стада Гелиоса; Если же руку подымешь на них, то пророчу погибель 140 Всем вам: тебе, кораблю и сопутникам; сам ты избегнешь Смерти; но, всех потеряв, одинок возвратишься в отчизну”. Так говорила она. Златотронная Эос явилась На небе; в дом свой богиня пошла, разлучившись со мною. Я ж, к своему кораблю возвратясь, повелел, чтоб немедля 145 Спутники все на него собрались и канат отвязали; Все на него собралися и, севши на лавках у весел, Разом могучими веслами вспенили темные воды. Был нам на темных водах провожатым надежным попутный Ветер, пловцам благовеющий друг, парусов надуватель, 150 Послан приветноречивою, светлокудрявой богиней. Все корабельные снасти порядком убрав, мы спокойно Плыли; корабль наш бежал, повинуясь кормилу и ветру. Я ж, обратяся к сопутникам, так им сказал, сокрушенный: “Должно не мне одному и не двум лишь, товарищи, ведать 155 То, что нам всем благосклонно богиня богинь предсказала:

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Ной так и поступил, как ему поведено ( Быт.7:4–5 ): все седмь дней употреблены были для переселения в ковчег и для удобного размещения в нем многочисленных обитателей его, – вдруг, в один день сделать этого было невозможно. Посему, если еще сказано, что «в день той», т. е. в самый день наступления потопа, – «вниде Ной» с семейством и «внидоша» все животные, сие должно понимать так, что в этот день, вероятно утром, окончательно перебрались в ковчег и уст­роились в нем люди и бессловесные. – Бытописатель, перечисляя вошедших в ковчег людей и животных (диких зверей, домашних скотов, пресмыкающихся и летающих), повторяет сказанное им о том же прежде, – повторяет для того, чтобы всякий видел и помнил, что кроме перечислен­ных тварей все остальные, не могущие жить в воде или возродиться из семян, должны погибнуть, и чтобы, видя это и помня, научился благоговеть пред судом Божиим. – «И затвори Господь Бог ковчег отвне его» Сам Бог, руково­дивший Ноем при построении ковчега и при водворении в него, Сам Он затворяет за Ноем дверь ковчега, без сомне­ния, так плотно, чтобы ни вода не могла проникнуть в судно, ни потопающие люди не могли отворить его для спасения от погибели. Может быть, при сем надлежало снаружи покрыть смолою створы двери, чего Ной, нахо­дясь внутри ковчега, сам не мог сделать.   Быт.7:17 .  И бысть потоп Четыредесять дний и Четыредесять нощей на земли, и умножися вода, и взя ковчег, и возвысися от земли. «Бысть потоп Четыредесять дней и Четыредесять нощей »Идет речь собственно о дожде, как об одной из причин потопа, – дождь, как выше было сказано ( Быт.7:12 ), действи­тельно продолжался 40 суток непрерывно. Чрез 40 суток наводнение уже достигло до такой высоты, что вода под­няла ковчег, и он начал носиться по безбрежному морю, без кормила, без парусов. Один Бог был кормчим этого судна, один Он управлял его движениями и наблюдал за его безопасностью. Ной во всем предался воле Божией и спокойно обитал в ковчеге, как бы на твердой земле. Чего ему было бояться? Он жил в помощи Бога вышнего, в крове Бога небесного водворился.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010