IV. Постановления I миссионерского съезда (24–27 августа 1898 г.) 1. Положение окружных миссионеров и их помощников Помощник миссионера есть такой же самостоятельный деятель миссии, как и окружный миссионер, с тем только различием, что он, как помощник, действует в меньшей, точно определенной, части известного округа. Он самостоятельно действует в своем районе и о своей деятельности представляет отчеты к своему окружному миссионеру, который в подлиннике отсылает их вместе со своим к Епархиальному Начальству. 17 Окружной миссионер и его помощник, по взаимному соглашению, могут въезжать друг к другу в районы для совещаний и общих и частных бесед с раскольниками. Все окружные миссионеры равны между собою. В отсутствие миссионера по делам миссии все приходские требы исполняет в его приходе или на его половине другой священник прихода, а где его нет, там входящий по назначению местного о. Благочинного. Окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников или диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии независимы от него. 2. Отношение о.о. миссионеров и помощников их к Епархиальному Начальству, к Совету Александро-Свирского Братства и его уездным отделениям, к Епархиальному Училищному Совету и его уездным отделениям 1. К Его Преосвященству обращаться по делам административно-миссионерского характера, как то: а) представлять годичный отчет к 1 февраля, б) доносить о случаях совращения в раскол из православия, в) о публичных доказательствах раскола, г) о случаях обращения в православие безусловно и на условиях единоверия с подписками обратившихся и д) о необходимости устроения и расширения храмов в местах, особенно зараженных расколом. Примеч. 1. Полугодичные отчеты представляются Его Преосвященству чрез Епархиального миссионера. Примеч. 2. Как годичные, так и полугодичные отчеты на хранение сдаются в архив Консистории. 18 2. К Главному Совету Александро-Свирского Братства и к его уездным отделениям обращаться по делам благотворительно-просветительного характера, как-то: а) с просьбами о снабжении о.о. миссионеров книгами, брошюрами и листками противораскольнического содержания для распространения их среди православных и раскольников, б) об оказании временной материальной помощи бедным из раскольников, обращающихся в православие, в) о поощрении ревнителей православия, оказавших какую-либо помощь миссии и г) об устроении библиотек-читален из книг религиозно-нравственного содержания (преимущественно противораскольнического характера).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

А.Н. Акиньшин Александр Николаевич Акиньшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Исторического факультета, Воронежский государственный университет (Воронеж, Российская федерация) Akinshin55@mail.ru Статья посвящена архиепископу Игнатию (Семенову Матвею Афанасьевичу; 1790/91–1850), уроженцу Архангельской губернии. Раскрывается биография преосвященного, духовное служение которого происходило в Архангельске, Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Новочеркасске, Воронеже. После епископской хиротонии Игнатий последовательно возглавлял три епархии: вновь созданную Олонецкую, Донскую и Новочеркасскую, Воронежскую и Задонскую. Раскрывается характер его служебной деятельности в Петрозаводске и Воронеже. Идет речь о мерах по борьбе с холерой, которые Игнатий предпринимал в Карелии и Воронеже, о библиотеке преосвященного. Раскрывается содержание одной из последних книг архиепископа Игнатия, изданной в 1848 году. Матвей Афанасьевич Семенов родился 5 августа 1791 года (сам он считал более верной дату 2 августа 1790 года) в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, дьякон, в последствии священник, Афанасий Иванович Семенов, скончался 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать, Арина Яковлевна, умерла 14 сентября 1845 года в преклонном возрасте в родном селе. Матвей рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову). Епископ, человек проницательный, увидел в отроке задатки больших дарований, в определении к месту отказал и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров), занявший кафедру в июне 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

ред. Н.Ф. Дубровин 5) Чрезвычайные ревизии епархий лицами, посылавшимися от синода Для возбуждения заснувшей или ослабевшей деятельности некоторых архиереев, а также для направления деятельности, уклонившейся от своего прямого пути и истинного назначения, синод посылал от себя доверенных лиц, с поручением поверить на месте распоряжения архиереев по епархиальному управлению и обследовать характер и образ их иерархических поступков. Если-же синод, зная о беспорядках по епархиальному управлению, почему-либо медлил производством следствия над известным архиереем, а между тем о них помимо синода было доводимо до сведения Государя, в таком случае нередко сам Государь приказывал произвести ревизию. Заметим вообще, что синод приступал к такой гласной и торжественной мере исправления архиереев, какова ревизия, только в самых крайних случаях, побуждаемый к тому слишком многочисленными беспорядками, замеченными им по епархиальному управлению. Обыкновенно-же он довольствовался отобранием объяснений от того архиерея, в епархии которого замечались беспорядки по управлению, или о неправильном образе действий которого доходили неблагоприятные слухи. С какою осторожностью синод приступал к этой крайней мере исправления архиереев, можно видеть из следующего случая: 8-го января 1848 г. гр. Протасов предложил синоду донос чиновника IX-ro класса Костенского на херсонского архиепископа Гавриила, состоявший в том, что этот архиерей, по прибытии своем в Одессу, отдал состоящие при церквах лавки свечной продажи в аренду первоначально одесским купцам Владимиру Харламову и Семену Маркову, а впоследствии, по взаимному их соглашению, утвердил эту аренду за одним Марковым, который, таким образом, сделался монополистом свечной торговли в Одессе. За право такой монополии Марков был обязан вносить в епархиальное одесское ведомство 6.000 рублей ассигнациями в год, тогда как эта операция, по словам Костенского, приносила 100.000 рублей ассигнациями. Такое право куплено было подарком архиерею двухтысячной кареты купцом Харламовым. Тот же преосвященный, отобрав во всех церквам от икон серебряные и золотые привески в значительном, по выражению Костенского, числе пудов, а равно драгоценные камни и жемчуг и церковную сумму, публиковал в газетах, что все это пожертвовано ему от неизвестного. Затем послал эконома своего дома, иеромонаха Антония, в Москву с одним священником, чтобы там из означенных вещей устроить архиерейскую ризницу со всеми к ней принадлежностями. Здесь иеромонах Антоний признан был своею законною женою, по её доносу взят под арест, а потом, по ходатайству преосвященного Гавриила, препровожден в Одессу и за прелюбодейство подпал суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аркадий, бывший архиепископ Пермский, потом Олонецкий, достоин признательного воспоминания в ряду архипастырей, потрудившихся для церкви в борьбе с расколом. Современник двух великих деятелей на этом поприще – митрополита Филарета и митрополита Григория, он может занять здесь с полным правом первое место после них. И в Олонце и особенно в Перми он неутомимо, с примечательным знанием и искусством, трудился в деле вразумления и обращения раскольников на путь истины, справедливо поставляя в нем одну из важнейших обязанностей своего архипастырского служения. Вот что сам он писал в первые годы управления пермскою епархией к одному из правительственных лиц, характеризуя и свой образ действования в отношении к раскольникам: «Я обрек себя всего на службу св. церкви: не терпя фанатизма, не имею равнодушия, когда Господь открывает мне случай и возможность послужить спасению порученных мне. К полицейским мерам гражданского начальства прибегаю только в крайностях; тогда только прошу удержать противозаконные действия врагов церкви, когда они чрезвычайно вредны, чрезвычайно незаконны, ибо знаю, сколь неверны бывают сии меры, сколь необходимо действовать просвещением, убеждением. Направляя все части моего управления к сему, не могу отказаться и сам от переписки с православными, с единоверцами, с раскольниками, даже с мужиками, когда они требуют сего. В переписке сей стараюсь, сколь могу, соблюсти вежливость, истину, впрочем, без богопротивного потворства злу, заблуждению. Хочу быть поверяем во всем, прошу о сем других; поверяю себя даже чрез подчиненных моих: больше всего опасаюсь ошибки» 1 . И это не одни слова. Многочисленные письма его к разным лицам и особенно к священникам его епархии, печатаемые в настоящее время 2 , представляют несомненное доказательство их полной справедливости. В этих письмах, а также и в оставшихся его сочинениях, он является действительно архипастырем, «обрекшим всего себя на службу св. церкви», и особенно чрез обращение раскольников, которых огромное количество находилось в обеих епархиях, бывших в его управлении. Из них видно, как обширны и постоянны были его сношения, даже письменные, и с старообрядцами, и со светскими лицами, имевшими влияние на старообрядцев, и с духовенством, – как заботился он, одних вразумить и направить на путь истины, других – наставить, поддержать и утвердить в их деятельности против раскола; и все эти сношения проникнуты апостольскою простотой, не лишенной властности, запечатлены умом светлым и сильным, обширным знанием священного и отеческих писаний, и близким знакомством с учениями раскола. Мы имеем в копии два письма архиепископа Аркадия, – одно к нижнетагильскому протоиерею Михаилу Кириллову, другое – к управлявшему нижнетагильскими заводами Д. В. Белову, и находим не излишним привести их здесь в подтверждение сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Трошигино. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь на кладбище Андомского погоста Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Последняя Троицкая Андомская церковь построена в 1811 году на средства вытегорского купца Кузьмы Голашевского, иконостас устроен на средства санкт-петербургских купцов Стефана Мамонтова и Николая Выпуклова. Церковь каменная четырнадцатиглавая в одной связи с колокольней, пятипрестольная. Иконы писал местный житель Прокопий Иванович Вашкалов. В холодном храме престолы освящены в честь Святой Троицы (в середине), во имя святителя Николая Чудотворца (справа), великомученика Георгия Победоносца (слева). В теплом храме престолы освящены во имя святителя Василия Великого и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1902 году построена деревянная церковь на кладбище, освящена в честь Вознесения Господня. Иконостас устроен на средства псковского купца Ивана Теплова. Колокола пожертвовал андомский крестьянин Ефим Тимохин. В 1914 году освящена приписная Михаило-Архангельская церковь (бывшая часовня). В 1916 году приписные деревянные часовни находились в деревнях на правом берегу Самины: 1. Никулина (Лядины) - Рождества Пресвятой Богородицы, 2. Димина (Кашеварская) - Сошествия Святого Духа, 3. Гуляева (Брызгалова), при впадении Самины в Андому - Воздвижения Креста Господня, на Ноздручье: 1. Ноздручей - святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, 2. Березова Гора, при впадении ручья в Андому - Покрова Пресвятой Богородицы, на правом берегу Андомы: 1. Антоновская (Наволок), через реку от Андомского погоста - преподобного Нила Столобенского, 2. Лядины Кондрахины - Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3. Ребова - великомученика Димитрия Солунского, на левом берегу Андомы: 1. Климовская - Преображения Господня, 2. Симакова (Верховье) - Успения Пресвятой Богородицы, 3. Михалева - святителя Николая Мирликийского. Деревни Андомского прихода Олонецкой епархии относились к Андомской волости Вытегорского уезда и располагались по обоим берегам реки Андома. В 1916 году лиц мужского пола в приходе – 1869, женского – 1912. С 1903 года в Троицкой Андомской церкви служил протоиерей Стефан Васильевич Хотеновский, выпускник Олонецкой духовной семинарии 1861 года. В 1916 году он – благочинный 2 округа Вытегорского уезда. Его сыновья – священники Олонецкой епархии: Василий - священник Христорождественского собора в городе Каргополь, Александр – священник при Няндомской железной дороге, Вячеслав – протоиерей в Пудожском соборе, благочинный 1 округа Пудожского уезда, Михаил – священник в Вытегорском округе путей сообщения. С 1902 года в Троицкой Андомской церкви служил 2-ой священник – Николай Николаевич Смирнов, выпускник Олонецкой духовной семинарии 1900 года.

http://sobory.ru/article/?object=04930

Мисаил (Крылов Михаил Иванович), епископ Олонецкий Родился в 1837 году в семье пономоря Новгородской епархии. По окончании Новгородской духовной семинарии в 1859 году поступил послушником в Юрьев монастырь. 1 ноября 1861 года пострижен в монашество и 8 ноября рукоположен во иеродиакона. 2 февраля 1864 года рукоположен во иеромонаха. В 1867 году окончил вольнослушателем СПБ духовную академию. С 2 октября 1868 года – преподаватель Саратовской духовной семинарии. 19 марта 1870 года удостоен степени кандидата богословия. 2 марта 1875 года возведен в сан игумена. 9 апреля 1878 года возведен в сан архимандрита и назначен исполняющим должность ректора Калужской духовной семинарии. С 23 окт.1879 года – ректор Тифлисской духовной семинарии. 20 февраля 1883 года хиротонисан во епископа Можайского, вик. Московской епархии. С 4 мая 1885 года – епископ Дмитровский, вик. той же епархии. С 3 июня 1889 года – епископ Орловский и Севский. С 10 авг.1896 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 29 апреля 1904 года уволен на покой с назначением настоятелем Жировицкого монастыря Гродненской епархии. С 24 дек. 1905 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. 21 ноября 1906 года уволен на покой с назначением управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырем в Москве. С 5 дек.1908 года – штатный член Московской Синодальной Конторы. 21 сент.1917 года уволен согласно прошению от должности члена Московской Синодальной Конторы и управляющего Московским Симоновым монастырем с назначением ему местожительства в Кирилло-Белозерском монастыре Новгородской епархии. Скончался после 1918 года. Был изобличен в произнесении чужих речей. В обращении со священнослужителями Православного Востока почетными архимандритами Гавриилом, игуменом Аркадийского монастыря, Харитоном с острова Кипра и Хрнсанфом, игуменом монастыря лконософидиса поступил невежливо. С 1892 по 1913 гг· пожертвовал на благоукрашение и поддержание находящейся на месте его родины церкви 70.800 рублей. Труды: «Заслуги и значение северных русских монастырей в исторической судьбе России».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Венедикт, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Григорович Василий Иванович) Родился 26 декабря 1774 года в Могилевской области. Окончил Александровскую духовную семинарию. С 1809 по 1814 год обучался в Санкт-Петербургской духовной академии и окончил ее со степенью магистра. По окончании академического курса постригся в монашество. В 1814 году назначен ректором Могилевской духовной семинарии. С 25 апреля 1815 года – архимандрит Кутеенского Оршанского монастыря Могилевской епархии. В 1821 году переведен ректором в Калужскую, а затем в Вифанскую духовные семинарии. С октября 1821 года – архимандрит Пафнутиева Боровского монастыря. С 4 ноября 1831 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 11 июня 1833 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 14 ноября 1842 года – архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Скончался 7 декабря 1850 года. По воспоминаниям современников, это был «честный, бескорыстный и деловой человек». Отличался неподкупной совестью, старался решать все дела строго по закону. В высшей степени прямой, правдивый, ненавидящий все окольные пути, владыка Венедикт не кривил душою ни перед кем и смело, со свойственной ему резкостью, приближавшейся к грубости, отказывал в несправедливых требованиях даже знаменитым людям. Не было от него пощады и своим товарищам по академии, когда они действовали несправедливо и незаконно. Поэтому он приобрел репутацию законника, канцеляриста и неисправимого формалиста. Однажды, доверившись другу, владыка Венедикт попал в большую неприятность (имел растрату). После этого случая преосвященному Венедикту приходилось быть очень бережливым в расходах на свое содержание. По некоторым сведениям, он иногда употреблял только черный хлеб, кислую капусту или щи с соленою рыбою, а то и без нее, и гречневую кашу. Такая неприхотливость обратилась у него мало-помалу в привычку. «Когда денежные средства уже позволяли ему иметь пышную одежду и изысканный стол, он не роскошествовал... Даже в день Святой Пасхи иногда довольствовался капустой и ломтем черного хлеба».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Палладий, епископ Олонецкий и Петрозаводский (Пьянков Павел) Родился в 1816 году в Пермской губернии в семье протоиерея. В 1834 году окончил курс Пермской духовной семинарии. В 1840 году окончил Московскую духовную академию и в том же году 21 октября назначен учителем Пермской духовной семинарии. 8 августа 1841 года получил степень магистра. 19 марта 1844 года рукоположен во священника. С 29 сентября 1845 года – учитель Вятской духовной семинарии. 16 ноября 1846 года пострижен в монашество. С 16 апреля 1849 года – инспектор Саратовской духовной семинарии. С 14 ноября 1852 года – инспектор Казанской духовной семинарии. 11 мая 1854 года назначен ректором Пермской духовной семинарии, а 20 мая возведен в сан архимандрита. С 10 июля 1860 года – ректор Подольской духовной семинарии. С 15 июля 1864 года – ректор Орловской духовной семинарии. 16 ноября 1869 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 24 июня 1872 года назначен епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. С 28 февраля 1877 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. Скончался 8 января 1882 года. Труды: Толкование на книги святых пророков Ионы и Михея. – Вятка, 1874. Толкование на книги святых пророков Захарии и Малахии. – Вятка, 1876. Толкование на книги святых пророков Аввакума, Софонии и Аггея. – Вятка, 1876. Толкование на псалмы. – 2-е изд. – Вятка, 1874. Толкование на книги 12 малых пророков: в 5 вып. – Вятка, 1872–1876. Толкование на святых пророков Осию и Иоиля. – Вятка, 1872, вып. 1. Толкование на святых пророков Амоса и Авдия. – Вятка, 1872, вып. 2. Обозрение Пермского раскола, так называемого старообрядства. – СПб., 1863. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. 1814–1870 гг. – М., 1879. – С. 163, 432. Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916; 1885. – Вып. 2. – С. 39. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1881, 1882, 1883 и 1884 гг.//Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916. – Вып. 1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел (Доброхотов Прокопий Нилович), еп. Олонецкий и Петрозаводский Родился I июня 1807 года в семье священника с.Большой- Ламовицы, Тамбовской епархии. (У Родосского «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.» на стр.337 ошибочно указан год рождения 1814-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1900., 20, стр.798). В 1833 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1837 году – СПБ духовную академию и определен учителем Литовской духовной семинарии. 15 декабря того же года утвержден в степени магистра богословия и профессора. 2 ноября 1847 года пострижен в монашество, 8 ноября рукоположен во иеродиакона, а 9 ноября – во иеромонаха. 15 июля 1849 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря. 21 августа 1851 года – ректор Рижской семинарии. 15 декабря 1855 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии. 29 января 1859 года – ректор Могилевской духовной семинарии и настоятель Могилево-Братского монастыря. 23 апр.1863 года – ректор Вятской духовной семинарии. 21 августа 1866 года хиротонисан во епископа Вологодского. С 7 июля 1869 года – епископ Псковский и Порховский. С 23 января 1882 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1887 году праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Божией в священном сане. В 1891 году – 25-летие в епископском сане. 21 октября 1897 года уволен на покой и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря. Скончался 23 апреля 1900 года, 93-х лет от роду. Духовный писатель, археолог, ценитель и собиратель древностей. Его имя тесно связано с историческим и достопамятным событием воссоединения униатов с православием в Западном крае в1839 году, так как начало его деятельности относится к этомувремени. По национальности русский, с отличными дарованиями и прекрасным богословским образованием, он всецело отдался этому великомуделу, когда оно еще начиналось и был одним из сподвижников и сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) . Сначала в качестве наставника, новой тогда в Литве, духовной семинарии, а затем, по принятии монашества, в которое пострижен самим митрополитом Иосифом, в качестве начальника духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии , существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле Ленинградской области . 1. Образованная 1 авг. 1927 г. Ленинградская обл. первоначально насчитывала 9 округов, одним из которых был Лодейнопольский, состоявший из 10 районов. Исторически территория этого округа (Посвирье) относилась к Олонецкой губ. и епархии. Определением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. были образованы церковные области, объединявшие по несколько епархий и вик-ств. Границы епархий были приведены «в соответствие гражданскому делению территории Союза ». Т. о., границы Олонецкой и Петрозаводской епархии стали совпадать с адм. границами Автономной Карельской ССР, а Лодейнопольский окр. вошел в состав Ленинградской епархии одноименной церковной области, к-рую возглавил митр. Ленинградский и Гдовский сщмч. Серафим (Чичагов) . Непосредственное управление приходами и мон-рями западных районов Ленинградской епархии стал осуществлять епископ Петергофский (см. ст. Петергофское викариатство ), юж. районами управлял епископ Лужский (см. ст. Лужское викариатство ), а для заведования вост. районами в 1929 г. было учреждено Л. в. Замещение кафедры состоялось 13 нояб. 1929 г. переводом на нее Шлиссельбургского еп. Сергия (Зенкевича) . Число приходов Московской Патриархии в Лодейнопольском окр. было невелико: значительная их часть с 1922 г. до истребления духовенства в ходе «Большого террора» 1937-1938 гг. и ликвидации организованных форм религиозной жизни пребывала в обновленчестве . Вероятно, в этой связи в ведение Лодейнопольского епископа поступили также многочисленные общины Волховского и Андреевского (с 1931 - Киришский) р-нов (бывш. Новоладожский у. Петроградской губ.), ранее находившиеся под омофором Ладожских епископов (см. ст. Ладожское викариатство ). В 1930 г. еп. Сергий назначил благочинным 3-го Ладожского окр. настоятеля Богородице-Рождественской ц. с. Черенцово Андреевского р-на свящ. Петра Чеснокова (впосл. архим. Никита (1883-1963) - Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 13а. Д. 201. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2110655.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010