Мы уже не раз упоминали в своих описаниях обителей, что г. Е. Барсов в своем пресловутом «Алфавитном Указателе монастырей и пустынь... Олонецкой епархии»... 479 не редко помножал одну и ту же обитель не только на две, но иногда даже на три... 480 И здесь он, кажется, не без этого греха... однако о сем после!.. Теперь же скажем, что при описании сей обители он поступил совершенно напротив, подарив ей название двух, совершенно различных, находившихся притом в значительном один от другого расстоянии, монастырей, именно: (Паданская пустынь или Колмов монастырь». Вынуждены сказать, что Колмов монастырь находился в 3-х верстах от Новгорода, на левом берегу р. Волхова 481 ; в Лодейнопольском же уезде (прежде – Олонецком), в коем находится и описываемая Корнильева пустыня, – имелись только вотчины Колмова монастыря 482 Но о сем довольно! – Теперь пол-слова о помножении Корнильевой пустыни на два монастыря: Никольский и Колмов. Верный своему взгляду г. Е. Барсов , поверив на слово, – без всякой критики, – пресловутому «преданию», описывает в своем «Словаре» Никольский монастырь», как совершенно отдельный от Корнильевой пустыни, помещая его, однако, в Лодейнопольском же уезде. Вот что говорит почтенный ученый: «Никольский мужской монастырь. В Лодейнопольском уезде» (но уезд, сравнительно, велик! Местности же г. Барсов, хотя приблизительно, – не указывает!) «В «Церковной иерархии» 483 нет и намека на существование этого монастыря, между тем как местное предание свидетельствует, что здесь (где именно?) существовал один из древниейших монастырей во имя святителя Николы чудотворца, во времена благочестивые державы великого князя Дмитриа Иоанновича, во дни св. митрополита Пимена, при архиепископе Великого Новаграда Алексие, под ведением Новгородским (1383 г.)». Вот когда еще! Значит, по словам г. Е. Барсова , за 166 лет до основания Никольского монастыря, Корнильевой пустыни, в Лодейнопольском же уезде существовал уже Никольский же монастырь, однако в неизвестном, каком то сокровенном месте, о коем и местные жители даже не знают!... Хотя бы и прятно видеть такую древность в Лодейнопольском уезде, или, по крайней мере, верить, что она действительно существовала, но так как г. Е. Барсов , во 1-х, не указал ее местонахождения, во 2-х, не указал и источника, откуда почерпнул эти сведения; в 3-х – главное – основывается на одном голом предании, в роде численности братства Муромского монастыря в 700 – 800 человек, – то, думаем, что и в этот раз предание – г. Е. Барсова обмануло, ошибочно отнеся существование одного и того же монастыря к более древнейшим временам...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немята, урочище. Часовня Трех Святителей. Трёхсвятительская часовня Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1800 - 1900. Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, д. Немята (нежилая). Координаты: 62.092802, 38.181622 Проезд:ст. Плесецкая - автобусом в Конево - автобусом в Вершинино - далее на попутной лодке Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На западном, низменном берегу озера Долгое, напротив деревни Карпово располагается деревня Немята (Немятая). В ней привлекает внимание часовня Трех Святителей XIX в., расположенная вне деревни, в поле, на ровном, открытом берегу. По форме здание часовни простое и скромное. Круглые столбики поддерживают шестигранную звонницу с плоской кровлей. Молельный зал перекрыт 16-ти частным «небом» - нарядным, не имеющим аналогов живописным комплексом. Это тем более удивительно, что данное «небо» сочетается с малыми размерами часовни и перекрывает пространство, едва превышающее 10 квадратным метра. Композиции на радиальных гранях расположены в несколько рядов: верхний ряд - святители, апостолы; нижний ряд - двунадесятые праздники, страсти. «Небеса» написаны маслом, в духе позднего академизма (конец XIX в.). Сейчас деревня Немята - не жилая, вот только остатки двух «двужирных» домов, соединенных переходом, напоминают о легендах и преданиях глубокой старины. http://kenozero-park.ru/cntnt/putevoditel.html Часовня Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста расположена на западном берегу озера Долгое, вблизи от деревни Немята. Часовня была приписана к Кенозерскому приходу Олонецкой епархии. По архивным источникам известно, что часовня была построена до 1846 года. В основе плановой композиции нынешней постройки - первоначальная часовня, возможно, традиционно состоявшая из клети с западной папертью под общей крышей. Существующий облик здания сложился на рубеже 19-20 в.в. В этот период часовню перестроили с целью расширения. Сначала в молитвенном помещении устроили высокий каркасный потолок «небо», чуть позже разобрали стену, смежную с папертью. «Небо» состоит из 16 радиальных граней, медальона и 3-х угловых граней. «Небо» имеет редкую сложную живописную программу, включающую праздники Богородичного и Христового циклов, страстные сюжеты, фигуры Святителей. Дата создания памятника монументальной живописи – вт. пол. 19 в. (в 1990 г. произведены реставрационные работы учащимися ЛХУ имени Серова, руководитель – И. В. Ярыгина). В настоящее время «небо» демонтировано и находится в экспозиции Кенозерского национального парка «Рухлядный амбар. Открытый показ фондов» в д. Вершинино).

http://sobory.ru/article/?object=09236

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии епархии Новгородской I. Епископы Карельские и Ладожские 1.       Иоиль первый (sic) «еписк. Ладожский» (sic) хирот. 18 янв. (sic) 1708, из архим. Антониева монастыря; † 17 июня 1712. 2.       Аарон Еропкин [«еписк. Карельский и Ладожский»] хирот. 24 янв. 1714, из архим. Юрьевских; в 1723 отошёл на безмолвие в Нилову пустынь. 3.       Иоаким , бывший еписк. Астраханский, определён 23 июня 1723, а 11 окт. 1725 перев. в Суздаль. [ Аарон Еропкин (вторично) с 29 янв. 1728; с 1730 отошёл в Нилову пустынь и там † 1740. (См. Юрьев мнтрь)]. 4.       Иосиф , архиеп. Грузинский, в 1734 (sic) – 40, уволен на покой. Правил и Юрьевым мнтрём; в 1741 – в Московском Знаменском митре. 5.       Маркелл Родышевский хирот. 10 янв. 1742, из архим. Юрьевских; † 29 нояб. того же года. II. Епископы Кегсгольмские и Ладожские 6.       Иоасаф Хотунцевский хирот. 24 мая 1758, из архим. Высокопетровского монастыря; † 29 апр. 1759. Погребён в Юрьеве митре. 7.       Парфений Сопковский хирот. 6 нояб. 1759, из архим. Хутыня монастыря, а 7 мар. 1761 перев. в Смоленск. 8.       Тихон Соколов хирот. 13 мая 1761, из архим. Отроча монастыря, а 3 февр. 1763 перев. в Воронеж. 9.       Иннокентий Нечаев хирот. 23 февр. 1763, из наместн. Троице-Сергиевой Лавры, а 28 мая перев. в Тверь. III. Епископы Олонецкие и Каргопольские 10.       Иоанн Никитин хирот. 15 июля 1764, из архим. Хутыньских, а 9 июня 1767 перев. в Устюг. 11.       Антоний хирот. 12 авг. 1767, из архим. Хутыньских; † 7 июня 1774. 12.       Вениамин Краснопевков-Румовский хирот. 13 июля 1774, из архим. Петергофской Троицкой пустыни, а 1 апр. 1775 перев. в Архангельск. 18.       Иоанникий Микрицкий хирот. 17 мая 1775, из архим. Юрьевских; 10 мар. 1782      уволен на покой; † в нояб. 1785. 14.       Виктор Онисимов хирот. 3 июля 1782, из архим. Юрьевских, а 22 сент. 1783 перев. в Владимир. 15.       Амвросий Серебряников хирот. 26 дек. 1788, из архим. Антониева монастыря, а 28 нояб. 1786 перев. в Екатеринослав. IV. Епископы Старорусские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петрозаводск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Домовая Крестовая церковь во имя Покрова Божией Матери при Архиерейском доме. Построена в 1835 г., переустроена в 1875 г. Ликвидирована согласно распоряжению Петрозаводского городского совета от 28 сентября 1918 г. об упразднении домовых церквей. Первоначально архиерейский дом в Петрозаводске располагался на Соборной площади. Епископ Игнатий (Семёнов) в начале 1830-х гг. приобрёл под него каменный дом купца Ф.Е. Бекренёва, реконструировал его и устроил в нём крестовую Покровскую церковь. В 1870-х гг. на противоположном конце города, рядом со зданием духовной семинарии, построенном в 1869-1872 гг., был сооружён новый архиерейский дом, но крестовая церковь сохранила прежнее посвящение. Этот дом оказался холодным и неудобным, и епископ Олонецкий Никанор (Надежин) в 1912 г. выхлопотал через Св. Синод казенные средства на строительство двухэтажного архиерейского дома на месте разобранной постройки 1870-х гг. Отпущенных средств не хватило, но епископ всё же переехал в недостроенный архиерейский дом и умер в нем в ноябре 1916 г. Его преемник после Февральской революции сообразил, что достраивать и содержать такое огромное здание бедной Олонецкой епархии не по средства. Проявив недюжинные способности, он не только сдал " недострой " в аренду Мурманскому почтово-телеграфному округу, но и получил на эту коммерческую сделку благословение Св. Синода. При советской власти архиерейский дом, от которого отказался архиерей, сменил несколько функций, пока не стал Домом офицеров. В своем новом статусе он и возвысился (надстройкой 3-го этажа) и украсился, превратившись в памятник сталинского ампира с 6-ти колонным портиком. Ничего в нем уже не напоминает " недострой " 1916 г. Тем не менее, Карельская митрополия в 2018 г. вдруг потребовала " вернуть ей " эту недвижимость. В конце XIX века на территории, ограниченной улицами Антикайнена (бывшей Гористой) и Гоголя (бывшей Древлянской), располагался архиерейский квартал. По красной линии улицы Гоголя в 1874 г. здесь был построен архиерейский дом. Участок, располагавшийся напротив него, предназначался для комплекса зданий духовной семинарии. Епископ Никанор (1858-1916), заступивший на службу в 1908 году, принял решение об устроении в архиерейском доме большого вместительного помещения для Домовой церкви. В связи с этим старый дом был разобран, а часть материалов использована при строительстве нового.

http://sobory.ru/article/?object=41445

Православная провинция. Петрозаводск РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26624.html 28 февраля 2006 Александр Щипков Православная провинция. Петрозаводск Статья написана в апреле 1994 г. На русском языке публикуется впервые. Опубликовано: Religion, State and Sosiety England – Oxford – 1997, vol. 25, 2 В конце прошлого века на левом берегу Ладожского озера, в карельском городе Сортавала скромный священник Сергий Окулов организовал православное братство во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Главной заботой братства была помощь православным финнам, не владевшим ни русским, ни церковно-славянским языками. В те времена православной литературы на финском языке не существовало, и редко кто из православного духовенства говорил по-фински. Братство занималось переводами богослужебных текстов и издавало журнал " Заря " , в котором на финском языке печатались статьи на богословские и нравственные темы. Плавное течение просветительской работы прерывалось то одной революцией, то другой. Прошло сто лет. Республика Карелия со столицей в городе Петрозаводске расположена севернее Петербурга, вокруг громадных судоходных озер – Ладожского и Онежского. Помимо русских здесь проживают карелы, вепсы и финны-ингерманландцы. Пограничное расположение Карелии, переходившей на протяжении истории то к шведам, то к русским, предопределило современную религиозную ситуацию. Для того чтобы верно истолковать взаимодействие религиозных течений и представить перспективу их возможного развития, следует описать конфессии, существующие на территории республики. Пожалуй, я начну с представления главы Петрозаводской епархии – епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила (Павлова). Владыка Мануил начинал свою церковную карьеру в Ленинграде еще в 70-е годы, когда кафедру занимал митрополит Никодим (Ротов). В конце 70-х будущий епископ стажировался в экуменическом институте в Женеве, затем защитил диссертацию, затем преподавал в Ленинградской духовной академии, затем возглавил ее и был ректором в течение нескольких лет.

http://religare.ru/2_26624_1_21.html

прот. Владимир Сорокин Автор выражает благодарность за поддержку и помощь в подборе материалов и выпуске издания: Бовкало Александру Александровичу, Галкину Александру Константиновичу, Попову Илье Васильевичу, Соколовой Лидии Ивановне, Ходаковской Ольге Ивановне, иеромонаху Александру (Фауту). Фото из архивов СПб. епархии, редакции СПб Епархиальных ведомостей, и библиотеки СПб Духовных академии и семинарии. Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. ( Евр.13:7 ) Содержание Предисловие Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Часть II. 1889–1891. Внимательный педагог в духовном училище Часть III. 1891–1895. Старательный студент Духовной Академии Часть IV. 1895–1911. Инициативный епархиальный наблюдатель Часть V. 1911–1918. Отзывчивый ректор Олонецкой Духовной Семинарии Часть VI. 1918–1919. Смелость в поисках новых форм Часть VII. 1919–1922. Петроградский Богословский институт Приложение к Части VII. Проект положения о коллегии студентов Богословского института Часть VIII. 1922–1930. Обновленческие образовательные учреждения Приложение I. к Части VIII. Устав Петроградского Богословского института Приложение II. к Части VIII. Празднование 30-летия служения Церкви Божией в священном сане Митрополита Серафима Руженцова. Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения Часть X. 1927–1939. Пастырь-просветитель Часть XI. 1939–1954. Председатель Учебного Комитета Часть XII. 1955. Последние дни жизни митрополита Григория Чин проведения сорокового дня кончины высокопреосвященнейшего митрополита Григория Приложение к Части XII Часть XIII. Вечная память Указатель имён Печатные и рукописные труды митрополита Григория     Предисловие Жизнь и деятельность Высокопреосвященного Григория, митрополита Ленинградского и Новгородского (1870–1955), была тесно связана с духовным просвещением Русской Православной Церкви. Время, в которое жил приснопамятный Владыка, было переломным как в истории нашей страны, так и в истории Русской Православной Церкви. Характерные особенности эпохи, или, лучше сказать, вехи истории духовного образования этого времени, в значительной степени отразились в церковно–просветительской деятельности митрополита Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Николай Балашов Глава 7. Богослужения требника Именно в области «частного богослужения», при совершении треб, достигали наибольшего размаха произвольные уклонения от указанного в книгах порядка. Об этом свидетельствовали обличители нарушений устава, это признавали и представители духовенства. Являются ли нерадивость священников и большая, чем в случае общественного богослужения, затруднительность контроля со стороны священноначалия исчерпывающими объяснениями этого факта, или в самом Требнике нужно что-то менять? Общие замечания «Должны быть пересмотрены и чинопоследования, помещенные в Требнике», – заявила комиссия Олонецкой епархии в подготовленном ею, за смертью своего архиерея, отзыве по вопросу О церковной реформе 1081 . Варшавская комиссия указала и желательное направление такого пересмотра: Так как чины таинств крещения, венчания и елеосвящения чрезмерно длинны и не соответствуют физическому и психическому состоянию лиц, над которыми они совершаются, желательно некоторые молитвы сократить, а иные опустить 1082 . В отзыве епископа Смоленского Петра (Другова), кроме того, говорилось: Предстоящему Собору необходимо, первее всего, очистить чины богослужений (преимущественно в совершении таинств и других треб) от тех наслоений, которые с течением времени проникли в них 1083 . Анализу конкретных предложений в этой области и будет посвящена настоящая глава. Таинство Крещения с сопутствующими чинопоследованиями Важное пожелание, относящееся не только к крещению, но и к прочим таинствам (относимым, согласно позднейшей традиции, к «частному богослужению»), высказал в докладе «Об упорядочении богослужения» отдел Поместного Собора, предложив по возможности соединять их совершение с общественными богослужениями – «главным образом с литургией». Восстановлению древнецерковного восприятия таинства как дела всей Церкви особенно способствовало бы рекомендованное в этом докладе публичное совершение крещения перед праздничной литургией, сопровождаемое объяснением обрядов таинства и поучением молящихся 1084 . Инициатором предложения был о. Василий Прилуцкий , обративший внимание членов отдела на ущербность существующего порядка:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Часть I Еще несколько лет назад в возможность такого путешествия трудно было поверить… В 1990 году со стапелей судостроительной верфи Петрозаводска сошли три деревянных судна парусно-весельного типа — их построили по чертежам, созданным по рисункам средневековых лодий. Эти лодьи (старинное написание слова «ладья») — «Вера», «Надежда» и «Любовь» — прибыли на остров Кижи, где были освящены одним из священников Олонецкой епархии. Около 60 молодых паломников, «вкораблившись» в лодьи, пустились в долгое плавание, конечной целью которого было посещение святого града Иерусалима и других христианских святынь Востока. Организатор паломничества — петрозаводский клуб путешественников «Полярный Одиссей»; плавание осуществлялось в рамках миссии «Золотой век». Миссия эта тоже родилась в клубе «Полярный Одиссей», члены которого задумали возродить «золотой век» нашей цивилизации — время, когда мир, флот, торговля объединяли народы. Идею «Золотого века» и, в частности, акции «Паломничество», поддержали Фонд народной дипломатии, Русская Православная Церковь, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Азовское морское пароходство и многие другие организации. Отправляясь в далекое плавание, молодые христиане получили благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На борту «Надежды» плыл и архимандрит Августин (в миру Дмитрий Никитин), доцент Ленинградской духовной академии (ЛДА). Двадцать с лишним лет назад он окончил физический факультет Ленинградского университета и вскоре поступил учиться в ЛДА; здесь защитил кандидатскую работу на тему «Православное учение о примирении между Богом и человеком». Преподавал в ЛДА сравнительное богословие, историю Древних Восточных (Дохалкидонских) Церквей, церковную археологию… Ныне заведует в ЛДА кафедрой Общей церковной истории. Архимандрит Августин участвовал в работе ряда межхристианских и миротворческих конференций. По окончании паломничества отец Августин принес в редакцию «Вокруг света» свои записки. Из уст знающего человека мы услышали рассказы о Святой Земле, о местах, которые, к сожалению, долгое время были скрыты от нас за семью печатями.

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Протоиерей Максим Максимов. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. 04 января 2023 Великое испытание веры пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Неисчислимый сонм мучеников Христовых просиял в годы гонений. Из сотен поименно прославленных новомучеников особо выделяется священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, 150-летие со дня рождения, 85-летие со дня смерти и 25-летие со дня прославления в лике святых которого отмечается в этом году. Два года назад, в 2020 году, в Московской епархии была образована рабочая группа по изданию духовного наследия новомучеников Церкви Русской. Серия издаваемых книг получила наименование «Церковность». Духовное наследие владыки Фаддея не могло не обратить на себя внимания издателей. Однако предстоял труд собрать это наследие воедино, а оно сохранилось в основном в дореволюционной церковной печати (Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостях, в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и в «Журнале Московской Патриархии»), в виде книг и брошюр, изданных самим святителем Фаддеем, а также в виде рукописей, хранившихся либо у частных лиц, либо в следственных делах в качестве вещественного доказательства как материал, изъятый при аресте верующих в годы гонений. Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и распространяли их в народе. Таким образом рукописная традиция сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея. Учитывая, что рукописные проповеди охватывают период с 1916 по 1930 гг., а большинство из них – проповеди послереволюционного времени, то ценность их особо значима, поскольку они раскрывают внутренние переживания владыки Фаддея в условиях начавшегося и с каждым годом всё более усиливающегося гонения на Русскую Православную Церковь.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Секта странников или бегунов, как выяснено литературой и 2-м и 3-м Всероссийскими миссионерскими съездами, принадлежит к числу особенно вредных сект не только в церковном, но и в государственном отношении. Последователи её делятся на два разряда: действительных бегунов и жиловых или странноприимцев, пристанодержателей. Отвергая православную Церковь с её иерархией и таинствами, первые из них признают Государя Императора антихристом, отвергают подчинение всякой власти как антихристовой, требуют уклонения от исполнения всяких общественных и государственных повинностей, считают грехом брать паспорта, записываться в ревизию и отбывать воинскую повинность; проповедуют бродяжничество и укрывательство в потаенных местах; отрицают брак и семью, а в тоже время дозволяют жизнь блудную с её неизбежными последствиями – подкидыванием детей и детоубийством, нередко в утробе матери, принимают в число своих членов беглых каторжников и разных подозрительных лиц, для которых воровство, подделывание кредитных билетов и убийство являются обычным явлением. Вторые же, вполне разделяя это учение, хотя временно (до опасной болезни или старости) живут в обществах на существующем гражданском положении, но потом непременно делаются действительными странниками. Живя в обществе, они обязательно дают приют бегствующим членам своей секты, устраивая в этих целях особые тайники на чердаках, в подземелье и т. п., хоронят умерших собратий, где придется – на дворе, в поле, в лесу, причем в гроба покойников не полагают, а завертывают голову и тело в рогожу и зарывают в землю; устрояют в своих домах молельни для совершения богослужения, дают помещение для устройства соборов, на которых решаются возникающие в странничестве вопросы и т. п. Таким образом, странноприимцы сплачивают бегунов в одно организованное общество, – без них секта странников не имела бы устойчивости и будущности, – а потому еще более вредны для церкви и государства, чем бегствующие последователи её. В виду этого, еще в 1855 году последовало Высочайшее повеление обращать строжайшее внимание на пристанодержателей и с сею целью в селениях, где были уже укрываемы беглые, нередко обозревать дома, дабы удостовериться, нет ли при них тайников; по мере же открытия в них беглых, тайники уничтожать, а пристанодержателей предавать суду (отнош. М. В. Д. 21 июня 1855 г. к и. д. Обер-Прокурор. Св. Синода см. Вести. Евр. 1872 г. Ноябрь стр. 269–70). Вообще же нельзя но согласиться с митроп. Филаретом: «Добрая мысль кроткого правительства никого не проследовать за мнения о вере, но трудно приложить её, к секте странников» .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010