Содержание От Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров.            «Все взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52).    Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.    Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?    Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Матф. 7:9—10). Народу изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».    От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций, великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.    Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что «больше сия любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 15:13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.    Отказавшись защищать родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.    Против кого вы их ведете?    Вы разделили весь народ на враждующие между собою страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и, вместо мира, искусно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Китченер Горацио Герберт (1850–1916), граф Хартумский (1914), английский военный деятель, фельдмаршал, военный министр (1914–1916); Кишкин Николай Михайлович (1864–1930), врач-физиотерапевт, политический деятель. Один из лидеров партии кадетов, член ее ЦК (с 1905). Совладелец и директор клиники в Москве, затем санатория. В годы Первой мировой войны товарищ главноуполномоченного и член Главного к-та Всероссийского союза городов (с сентября 1914). После Февральской революции комиссар Временного прав-ва в Москве (6.03–25.09.1917), министр государственного призрения (25.09–25.10.1917). 25.10.1917 был назначен особоуполномоченным по «водворению порядка» в Петрограде, в тот же день арестован вместе с Временным прав-вом, вскоре выпущен. После Октябрьской революции работал в курортном отделе Наркомздрава РСФСР; Клепатский Павел Григорьевич (1885–1938?), историк, педагог, архивист, краевед. В 1917–1920 читал лекции для учителей в Одессе. Приват-доцент Каменец-Подольского ун-та, возглавлял Каменец-Подольское архивное упр-ние (1922), преподаватель Полтавского ин-та народного образования (с 1922). В 1931 арестован, вскоре освобожден. Преподавал в педагогических вузах Мелитополя, Оренбурга, Махачкалы. Вновь арестован в 1936, в апреле 1938 обвинен в пропаганде «троцкистских взглядов и контрреволюционных идей», приговорен к 5 годам заключения. Дальнейшая судьба неизвестна; Климент Охридский (Величский или Словенский) (ок. 840–916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы, епископ Величский; Климин А. И., сосед Богословских по даче в Шашково, месте отдыха Богословских; Климина М. Л., соседка Богословских по даче в Шашково, месте отдыха Богословских; Климины, семья А. И. Климина; Климов, рыбинский лесопромышленник; Климов Николай, сын Климова; Климович Евгений Константинович (1872–1930), ген.-лейтенант, с 1898 на службе в корпусе жандармов, виленский полицмейстер, возглавлял особый отдел департамента полиции (с 1908), московский градоначальник (май 1915 – февраль 1916), директор департамента полиции (с февраля 1916), сенатор. После Октябрьской революции в эмиграции в Сербии;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

51. Атеистический СССР и православная Россия Случайно ли, что большевизм возник и победил в православной стране? Какую политическую теологию предполагает большевизм? 52. Революционное христианство Кто первые революционеры, создатели утопического социализма? Все они христиане: табориты, Савонарола, Томас Мюнцер, Томас Мор, Сен-Симон и многие другие. Разве христианский социализм не имеет огромную историю? Разве величайший православный мыслитель Достоевский не ненавидел капитализм («Зимние заметки о летних впечатлениях», чтобы далеко не идти)? В начале революционного движения стоят христиане. Разумеется, реальные революции, включая Октябрьскую, – не были социалистическими, а служили переходником между феодализмом и капитализмом, но будем помнить: в момент этих революций, во время политического чуда, люди сражались не за капитализм, а за социализм. Призрак коммунизма каждый раз одушевлял революции: когда-нибудь он воплотится. 53. Религиозный мотив большевизма Но разве и в самом Октябре не было религиозной ноты, даже целого богословия Революции, в Русской революции взятой в целом? Тринадцатый апостол Маяковский, «Двенадцать» Блока, лучший мыслитель большевизма – Платонов, мыслитель религиозный: о чем они и сколько еще других говорят? Разве Беньямин, Блох, Деррида, Жижек не подчеркивают религиозную природу марксизма? Разве одно из главных коммунистических движений – не теология освобождения, прямо сформулированный христианский марксизм? Разумеется, в этом тексте я просто косноязычно пересказываю идеи перечисленных мыслителей. Я называю явные примеры: глубинная религиозность большевизма самого по себе доказана уже тысячу раз. 54. Ужас Революции Но вернемся к началу нашей сотницы: разве революции – не «кровавый ужас»? Да, конечно, как и вся история. Лицемерному морализму, ужасающемуся «кровавому ужасу» революций (но никогда – не ужасу войн, ужасу голода, ужасу нищеты, ужасу тюрем и т. д.) противопоставим четкий этический разбор. 55. Безличные структуры Нации, классы, учреждения, структуры – не личности, и к ним этический разбор в собственном смысле вообще не применим. Говорить о добре и зле, можно только личностно: я добр или зол? Или применительно к личности – добро или зло причиняется вот этой личности? Второй вопрос включает в этику – но только так, через личность – и структуры тоже. Рабство – зло, потому что сводит людей к товару. Рабство надо отменить, чтобы освободить людей.

http://blog.predanie.ru/article/sotnitsa...

В стихотворении Л. Щипахиной красный цвет — это цвет Великой Октябрьской революции. Есть особая сила В том яростном празднике — красном, С красной буквы начавшем Великую пропись судьбы. …… Ураганными нотами Сложена красная песня, И плывет над землею Призывный ее перезвон. Красной площади вторит Победная Красная Пресня, Откликаются эхом: Красноярск, Краснодар, Краснодон… В этом стихотворении упоминаются названия, содержащие слово красный. О Красной площади мы уже говорили. Значение «красивый, видный» отражено в названии города Красноярска. А вот города Краснодар и Краснодон свои названия получили после Великой Октябрьской революции, где первая часть этих наименований является символом революции. Обратившись к «Краткому топонимическому словарю» В.А. Никонова, выпишите из него названия с прилагательным красный и определите, в соответствии с каким значением они возникли. Ребята, также вспомните, есть ли названия со словом красный в вашей республике, области, крае. Когда возникли эти названия, и какое значение слова в них отражено? Блокада — белое слово Все советские люди помнят и никогда не забудут трагедию, которую перенесли ленинградцы в Великую Отечественную войну. Называется эта трагедия блокадой. Суровый и горестный смысл этого слова не нуждается в определениях. Ольга Берггольц, проведшая все дни блокады в Ленинграде и написавшая об этих тяжелейших, «чернейших днях» книгу «Говорит Ленинград», почти никогда не соединяет слово блокада с прилагательными, а только с существительными: «дни блокады», «кольцо блокады», «прорыв блокады», «уничтожение блокады», «ликвидация блокады». Ко Дню Победы журналисты газеты «Комсомольская правда» решили рассказать о жителях одного дома в Ленинграде, переживших блокаду. Когда они пришли в одну квартиру, их встретили с удивлением: «Писать летом о блокаде? — Но ведь блокада очень холодное слово — белое». Журналисты пишут: «Мы не нашлись, что ответить, а потом подумали: верно замечено. Белые морозы, белый лед Ладоги, белые маскхалаты — простынная броня — уходящих на фронт отрядов, наконец, провалы окон многоэтажных домов, из которых будто вынули теплую сердцевину и поселили внутри белое небо.

http://azbyka.ru/deti/zanimatelno-o-russ...

— Уважаемый Владимир Николаевич, с этого года 7 ноября уже не красный день календаря. Ему на смену пришел другой праздник — впервые отмечаемый День народного единства. В последние годы 7 ноября называлось Днем примирения и согласия, но у большинства людей этот праздник по-прежнему ассоциировался с годовщиной революции. Появление нового праздника вызвало споры в обществе. Как вы оцениваете тот факт, что новый праздник все-таки утвержден? — Действительно, замена празднования годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции на День согласия и примирения, а теперь — народного единства, вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Она и не могла быть однозначной. Слава Богу, еще живы поколения людей, юность и сознательная жизнь которых прошла с праздником Великой Октябрьской Социалистической революции. Ожидать от них автоматического одобрения всякого нововведения нельзя. Поэтому, государственная власть, которая предложила такого рода изменения, пошла, конечно же, на серьезный политический риск быть не понятой и не принятой в этом вопросе. Однако, то, что это случилось, с моей точки зрения, действительно важно. Два термина «Согласие» и «Примирение» употреблены в контексте исторической ретроспективы — «День согласия и примирения», но в тоже время оба термина имеют огромное значение и для настоящего этапа развития общества. Важно даже не столько согласие и примирение применительно к историческому прошлому, сколько важно то, чтобы в сознание внедрились два эти термина применительно к сегодняшним взаимоотношениям в обществе, между различными слоями и группами общества, этническими, национальными и религиозными общностями. Только наличие такого рода согласия между ними служит основой надежды на сохранение государства и продолжение российской государственности. — Считаете ли Вы, что День народного единства имеет шанс стать поистине общенациональным праздником? — Я полагаю, что этот праздник имеет реальный шанс стать общенациональным праздником. Здесь, кстати, многое зависит от традиционных российских конфессий. Именно религия всегда предлагала моральные ценности. Глубокая вера служила основой морали, а мораль служила основой права. Поэтому, если традиционные конфессии поддерживают этот праздник, то он имеет реальный шанс стать общенациональным.

http://patriarchia.ru/db/text/56294.html

Не отрицали этого и сами идеологи социалистической реконструкции. Уже через две недели после смерти вождя революции его соратник Л.Б.Красин в статье «Архитектурное увековечение Ленина» выдвинул на первое место задачу создания «постоянной гробницы на том месте, где сейчас покоится тело Владимира Ильича... Это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку или Иерусалим». (Вскоре после смерти Ленина в высшем партийном руководстве витала идея перенести и прах Карла Маркса из Лондона на Красную площадь). Однако в генеральный план реконструкции Москвы мавзолей вошел именно после 1930 года, когда был возведен «вечный» гранитный мавзолей после того, как стало ясно, что бальзамирование сохранит тело вождя надолго. Так по-новому был обозначен первый идейно-градостроительный центр Москвы: Красная площадь с гробницей Ленина заимела значение «святая святых» социалистической Москвы и всей советской страны. Следующим ударом для Москвы стал снос храма Христа Спасителя в 1931 году, ради строительства Дворца Советов. По словам С.М.Кирова, «это здание должно явиться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». Хорошо известен проект «вавилонской башни» как полной антитезы этому храму. Нетрудно заметить и то, что оба эти решающие события произошли в начале 1930-х годов, то есть они легли в основу именно сталинского генплана реконструкции Москвы, который был уже третьим по счету после Октябрьской революции. Градостроительное обеспечение этих двух факторов стало сущностью генплана 1935 года. В Москве медленно проступал образ Антигорода - «перевернутой» модели православного Третьего Рима Генеральный план Генеральный план реконструкции Москвы (1935) Разработка генерального плана реконструкции и новой планировки Москвы началась сразу же после Октябрьской революции. В довоенные годы всего было подготовлено и принято три генеральных плана, однако только последний - Генеральный план 1935 года был утвержден окончательно и частично начал осуществляться. Перед авторами всех этих планов, а также многочисленных конкурсных проектов стояли несколько общих принципиальных вопросов:

http://pravoslavie.ru/5284.html

Лишь 15% россиян положительно воспринимают революцию, свидетельствует опрос 6 ноября, 2012. Новостная служба 40% опрошенных считают это историческое явление неизбежностью, имеющей как плюсы, так и минусы, еще 37% считают, что оправдать революцию невозможно. 6 ноября. ПРАВМИР. Лишь 15% россиян позитивно воспринимают революцию, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ , опубликованные сегодня. Россияне склонны видеть скорее положительные последствия Октябрьской революции. 27% опрошенных полагают, что эти события дали толчок социальному развитию (против 34% в 2002 году), 21% — что революция открыла новую эру в истории России (против 25% в 2002 году). Чаще респонденты стали признавать революцию катастрофой для нашей страны (с 10 до 18%), а также препятствием на пути социально-экономического развития (17%). 43% считают решающим фактором Октябрьской революции тяжелое положение народа. Среди причин слабость правящей власти стала казаться менее значимым фактором (с 23 до 17%), об экстремизме, заговоре и стихийной природе революции стали говорить чаще. 40% опрошенных считают это историческое явление неизбежностью, имеющей как плюсы, так и минусы, еще 37% считают, что оправдать революцию невозможно. Позитивно это историческое явление воспринимают лишь 15% опрошенных. Большинство россиян убеждены, что переворот в нашей стране сегодня нельзя допустить (78%). В наибольшей степени это мнение разделяют те, кто считает любую революцию трагическим событием (89%), сторонники «Единой России» (85%) и непарламентских партий (86%), а также те, кто одобряет деятельность президента (85%). Лишь 13% опрошенных полагают, что России нужна революция. Так думают в основном те, кто считает переворот шансом общества на обновление (31%). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/lish-15-rossiyan-poloz...

Патриарх Тихон против Советской власти: От меча погибнете сами вы, взявшие меч Отказавшись защищать родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. 3 ноября, 2011 Отказавшись защищать родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. Источник: «Российская газета» Вместо очередной годовщины Октябрьской революции мы сегодня отмечаем День народного единства. Но революция не вычеркивается из памяти не столько от привычки праздновать ее дату, сколько от необходимости взять все уроки из ее невероятно драматичного и трагичного опыта. Год спустя после революции Патриарх Тихон направил большевикам послание, в котором удивительно точно обрисовал ее первые итоги. (13 (26) октября 1918 г.) От Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров «Все взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52) Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными комиссарами». Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9,10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.

http://pravmir.ru/patriarx-tixon-protiv-...

Саарбекянц Рубен Петросович (1896–?), в 1915–1917 студент физико-математического ф-та М. у.; Савва Владимир Иванович (1865–1920), историк, магистр (1902), доктор (1907) русской истории. Преподаватель истории в Харьковской женской гимназии Оболенской, в Харьковском ин-те благородных девиц (с 1900). Приват-доцент (1895–1905,1909–1911), профессор (1911–1920) историко-филологического ф-та Харьковского ун-та, профессор Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1905–1909). Покончил с собой в феврале 1920; Савенко Анатолий Иванович (1874–после 1920), юрист, журналист, общественный деятель. Ведущий постоянной рубрики черносотенной газеты «Киевлянин» (с 1899), один из инициаторов создания (1908), затем руководитель Киевского клуба русских националистов, гласный Киевской городской думы (с 1910), депутат IV Государственной думы, входил во фракцию прогрессивных националистов (с 1915), член Прогрессивного блока. После Октябрьской революции участник Белого движения, один из главных сотрудников Осведомительного агентства Добровольческой армии (ОсвАг), после разгрома армии Деникина в эмиграции; Савин Александр Николаевич (1873–1923), историк-медиевист, магистр (1904), доктор (1907) всеобщей истории. Профессор МВЖК (с 1903), приват-доцент (1903–1907), профессор (с 1908) историко-филологического ф-та М.у., Ин-та истории ФОН МГУ (1919–1923), преподаватель Ин-та Красной профессуры (1921–1922). В заграничных научных командировках в Англии (1900–1902, 1904–1905 1906, 1908, декабрь 1922–январь 1923). Скончался в Англии от «испанки»; Савинков Борис Викторович (псевдоним В. Ропшин) (1879–1925), политический деятель, писатель. Один из лидеров партии эсеров, член и руководитель ее боевой организации. Подвергался арестам и высылкам, затем в эмиграции. Во время Первой мировой войны – доброволец во французской армии, после Февральской революции вернулся в Россию, занимал посты комиссара Временного прав-ва в 8-й армии, затем ЮгоЗападного фронта (с 28.06.1917). С 18.07.1917 управляющий Военным Мин-вом, с 27.08, также, военный губернатор Петрограда, уволен с обоих постов 30.08.1917, в сентябре исключен из ЦК партии эсеров за причастность к Корниловскому мятежу. После Октябрьской революции один из организаторов Добровольческой армии, в конце 1918 представитель адмирала Колчака за границей, затем в эмиграции. В 1924, после нелегального перехода границы, арестован, приговорен к смертной казни, замененной 10-ю годами заключения, погиб при невыясненных обстоятельствах 7.05.1925 (по официальной версии покончил жизнь самоубийством);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Советским временам и своему знаменитому деду Вячеславу Михайловичу Молотову и делу его жизни – построению Советской России, посвящено историческое исследование современного государственного деятеля, политолога, историка Вячеслава Алексеевича Никонова ( Москва ). Материал под названием «Молотов в Нижнем Новгороде» является главой из книги В.А.Никонова «Молотов: Наше дело правое». В главе рассказывается о малоизвестной ныне экспедиции, организованной по инициативе Ленина и осуществленной уполномоченным и политкомиссаром агитпарохода «Красная Звезда» В.М.Молотовым. Основной ее целью являлась агитация за новые порядки. Молотову в этой экспедиции помогала Н.К.Крупская. Пароход шел по Волге и Каме, совершая остановки во многих населенных пунктах. На остановках проводились митинги, беседы с населением. Этот поход много способствовал успеху в дальнейшей деятельности В.М. Молотова, которому после выполнений ленинского задания, было предложено остаться в Нижнем Новгороде в качестве председателя губисполкома и члена бюро губкома РКП (б). О роли Февральской и Октябрьской революций в судьбах чехов и словаков, вследствие этих революций вышедших из Австро-Венгерской империи и образовавших единое государство Чехословакию, мечтавшую в то время о панславянизме, рассказывает чешский дипломат, историк, политический деятель Иржи Опршал (Чехия, Прага) в статье « Влияние Февральской и Октябрьской революций 1917 года на возникновение Чехословакии». К теме славянского братства относится статья члена Президиума Всеславянского союза, Председателя Правления Международной общественной организации «Объединение русинов в России» Андрея Фатулы «Карпатская Русь. Кто такие русины?» Автор не только повествует об истории русинов, но размышляет над сегодняшней и будущей судьбой этого великого, в XX веке практически истребленного народа. Сегодня русинов могло бы быть 6 млн., а осталось около 700 тысяч. О русских судьбах на примере собственной жизни рассказывает посол, государственный деятель, Валентин Власов в статье « Из записок “кавказского пленника”» . Он был захвачен в 1998 году чеченскими боевиками и освобожден спустя полгода после длительных переговоров с бандитами представителей государственных органов .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/24/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010