В консервативной идеологии национализм - это самосознание, самопознание, самоощущение нации, её позитивное отношение к самой себе. Если в национальном сознании нет или ослабляется чувство национализма, нации не избежать разложения и гибели в качестве политического субъекта. Политические направления, отрицающие национализм, являются в России по этой причине самыми опасными врагами ее государственной целостности и национального единства. Национализм несовместим с космополитизмом, отрицающим патриотизм, и с интернационализмом, не признающим национализм. Вот лишь некоторые определения национализма, принадлежащие иностранным авторам: «Национализм создаёт нации, не существует без государства и является политическим принципом. Национализм - это, прежде всего, политический принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать» Э. Геллнер (GellnerE., Nationsandnationalism, Cornell University Press, 1983). «Национализм - это мировоззрение, в котором абсолютный приоритет отдается ценностям нации над всеми иными ценностями и интересами» М. Хрох (Хрох М., От национальных движений к сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе//Нации и Национализм, Москва, 1991). Национализм - преданность своему народу, защита национального единства или независимости (Вебстеровский словарь для всеобщей декларации Прав человека, США,1987) Национализм - всеобщая приверженность и верность своей нации. (Kodansha encyclopedia of Japan, Tokio, 1983, vol. 5, p. 342) Национализм - это верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов (The new encyclopedia Britanica (Chicago, London, 15 th. Edition, vol. 8) Национализм объединяет народ, который обладает общими культурными, языковыми, расовыми, историческими или географическими чертами или опытом и который обеспечивает верность этой политической общности (Американский политический словарь) Национализм - 1. патриотические чувства, действия (усилия) и принципы; 2. движение за политическую, экономическую и т.д. независимость от внешнего контроля со стороны других государств (Оксфордский словарь).

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОББС [англ. Hobbes] Томас (5.04.1588, Малмсбери - 4.12.1679, Хардуик), англ. философ и филолог, один из основателей рационалистической критики Библии. Его отец был сельским священником. Получив хорошее школьное образование в гуманистическом духе, Г. в 14 лет владел греческим и латынью и поступил в Оксфордский ун-т. Окончив его в 1608 г. со степенью бакалавра, он через нек-рое время становится воспитателем в семье сэра Уильяма Кавендиша, гр. Девонширского. Это место на долгие годы обеспечило ему достаток, возможность путешествовать по Европе и досуг, необходимый для научных занятий, к-рые первоначально были связаны с изучением и переводами античных авторов. Один из главных трудов этого периода - перевод «Истории» Фукидида - не в последнюю очередь связан с интересом Г. к политическим проблемам. Постепенно его интересы смещались в сторону естественных наук и философии. На философское развитие Г. оказало влияние его личное общение с Ф. Бэконом (критика аристотелизма, наука ради улучшения жизни человека), а также участие в работе парижского научно-философского кружка аббата М. Мерсенна, в к-рый входили Р. Декарт и П. Гассенди. После ознакомления с трудом Евклида геометрия стала для Г. образцом научного знания. Но поиски метода для задуманного им социально-философского проекта привели его после встречи с Г. Галилеем в 1636 г. к Галилеевой механике. Г. предполагал написать философскую трилогию, в основе к-рой заложена механистическая модель вселенной: Тело (общие законы движения), Человек (люди как тела, движимые внутренними и внешними силами), Гражданин (взаимодействие тел в социуме). Т. Гоббс. Гравюра. 1681 г. Т. Гоббс. Гравюра. 1681 г. Политические события в Англии - революция и гражданская война - повлияли на порядок осуществления проекта трилогии: принципиальные положения 2-й и 3-й частей трилогии были изложены в трактате «Начала закона, естественного и политического» (The Elements of Law, Natural and Politic, 1640), а затем отдельным томом вышла 3-я ч. «О гражданине» (De cive, 1642), написанная уже в Париже, куда Г. вынужден был переехать из-за своих роялистских взглядов. Убедившись, что его книга не нашла отклика на родине, Г. принялся за написание нового трактата, теперь на англ. языке, где более подробно обсуждаются проблемы 3-й ч. его трилогии. Так появился главный труд Г. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651).

http://pravenc.ru/text/Гоббс.html

 К сожалению, очень милую мне жену автора, кажется, огорчили эти рассуждения. Речь идет об А. А. Ахматовой. Ред. Эта статья – предисловие к уже не раз упоминавшейся книге Ч. Додда. Написано в 1999 году. Массовый человек (исп.). Ред. См. эссе «Разноцветные страны» в составленной мной книге «Неожиданный Честертон» (М.: Истина и Жизнь, 2002). Речь идет о романе Г. К. Честертона «Человек, который был Четвергом». Ред. Она же писала с горя: «Взять бы хворостину хорошую», но никогда не брала. См.: Я. Трауберг. Невидимая кошка. СПб., 2006. С. 21–24. Ред. Dichtung – поэзия (нем.). Ред. Wahrheim-npabдa (нем.). Ред. Отсюда следует, что писала я это в мае 1999 года. Один из салонов интелликтуальной литературы; находился в Чистом переулке в Москве. Ред. Сестра Испания, святая Испания, ты выбрала… …и ни одного отступничества (исп.). Уолтер де ла Мэр в пер. Н. Муравьевой. Имеется в виду юродивый Николай Саллос. Был родом из Псковской земли. Его ходатайством перед Иваном Грозным спасен от разгрома в 1570 году опальный Псков. Ред. Лоренс Биньон (1869–1943) – английский поэт, переводчик Данте. Французский христианский мыслитель и драматург Габриель Марсель (1889–1973) различал problemes, допускающие логическое решение, и mysteres, ему не поддающиеся. С 1977 г. Томас Венцлова (ныне – профессор университета в Иллинойсе) живет в США. Ред. Reservatio mentalis – «утаивание в уме». Ты что-то говоришь, о чем-то умалчиваешь, а в самых плохих случаях имеешь в виду не совсем то, что сказал. Чарльз Кингсли (1819–1875) – англиканский священник, известный писатель (многие читали его повесть «Водяные детки»). Одно время был духовником королевы Виктории; Джон Генри Ньюмен (1801–1890) – великий английский богослов, основатель так называемого «оксфордского движения». В1845 году принял католичество, позже стал кардиналом. Ответ Чарльзу Кингсли лег в основу его лучшей книги «Apologia pro vita sua» (1864). Шрагин Б. Мысль и действие: Философия истории. Эстетика. Критика. Публицистика. Воспоминания. Письма. М.: РГГУ, 2000.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/?ful...

Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва лисможет помочь нам» . 775 Будучи практиком-миссионером, свящ. О. Стеняев увидел на деле, что полемика с сектами, состоящими из бывших православных на 90%, если она ведется со святоотеческих позиций, намного эффективнее и убедительнее. 776 Кроме того, основной тезис о «промывании мозгов» не получал подтверждения практикой. В ответ на критику, прозвучавшую на Втором миссионерском съезде, А. Л. Дворкин в 2000 г. пишет статью: «О некоторых подходах к методологии православного сектоведения», где всех, кто не разделяет идей антикультового движения, зачисляет в категорию сектозащитников, начиная от западных и отечественных ученых, до православных критиков теории «промывания мозгов». Анализируя содержание статьи А. Л. Дворкина, проф. МГУ И. Я. Кантеров обращает внимание на методологию его полемики, в ходе которой критика оппонентов переносится с их взглядов на личности. Для каждого, несогласного с мнением А. Л.Дворкина, «припасены уничижительные характеристики, некоторые из них могут выглядеть безобидно, однако ... преследуют цель принизить авторитет осмелившихся придерживаться» иной точки зрения. 777 Так, полемизируя с социологом А. Баркер по вопросу о природе НРД, А. Л. Дворкин, полностью игнорируя ее выводы, основанные на громадном фактологическом материале, критикует ее в «привычном для него шельмовании идейного противника, обрушивая на него град самых немыслимых обвинений. Здесь и применение двойных стандартов, и эмоциональный напор, не подкрепленный ничем». 778 Затем А. Л.Дворкин разносит профессора Оксфордского университета Б. Уилсона, доктора юридических наук М. Н. Кузнецова . Характеризуя выпады А. Л.Дворкина против меня, проф. И. Я. Кантеров отмечает, что «сокрушение взглядов очередного оппонента, как всегда, Дворкин начинает с применения против него своего испытанного оружия...». Читатели извещаются о том, что он и бывший сотрудник ОВЦС МП, и идейный вдохновитель «сектозащитной группы», 779 активно критикующей «своих коллег в отступлении от святоотеческого Предания.».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИДДОН [Англ. Liddon] Генри Парри (20.08.1829, Норт-Стонхем, графство Гэмпшир, Англия - 9.09. 1890, Уэстон-сьюпер-Мэр, графство Сомерсет, Англия), англикан. священник, богослов и проповедник. Род. в семье отставного офицера Королевского ВМФ Мэтью Лиддона, участвовавшего в годы службы в арктических экспедициях контр-адмирала У. Э. Парри. Получив начальное образование в местной школе, он продолжил обучение в г. Лайм-Риджисе (графство Дорсет), в 1844 г. поступил в школу при лондонском Кингс-колледже, а затем, в 1846 г.,- в Крайст-колледж Оксфордского ун-та. В годы учебы в ун-те у Л. возник интерес к идеологии Трактарианского движения, чему способствовало знакомство с Э. Б. Пьюзи , лидером этого движения после перехода Дж. Г. Ньюмена в католицизм в 1845 г. В 1850 г. Л. окончил курс классических наук и в следующем году получил стипендию для изучения теологии, однако степени бакалавра и д-ра богословия был удостоен только в 1870 г. по специальному постановлению конвокации. В этот период он неоднократно бывал на континенте, в т. ч. в 1852 г. посетил Рим и получил частную аудиенцию у папы Римского. Впрочем, попытки склонить его к переходу в католицизм, вероятно вызванные его репутацией сторонника Оксфордского движения и Высокой церкви, оказались тщетны. По возвращении из этой поездки, 19 дек. 1852 г., Л. был рукоположен во диаконы и назначен в приход Уонтидж в графстве Оксфордшир. В следующем году Л. стал священником, однако вскоре оставил службу в приходе по состоянию здоровья. В 1854 г. по протекции еп. Оксфордского Сэмюэля Уилберфорса он был назначен вице-президентом нового богословского колледжа в Каддесдоне (графство Оксфордшир). Однако стремление Л. воплотить на деле принципы, провозглашавшиеся Оксфордским движением, повлекло за собой многочисленные обвинения в прокатолич. симпатиях. Из-за конфликтов Л. с президентом колледжа было проведено расследование, которое привело к отставке Л. В 1859 г. он стал вице-президентом колледжа Сент-Эдмунд-Холл в Оксфордском ун-те и до конца жизни (с перерывом в 1869-1883) еженедельно читал лекции, пользовавшиеся большой популярностью. Оставив должность в ун-те в 1862 г., Л. неск. лет занимался исключительно проповедями, талант и склонность к к-рым он проявил еще в годы службы в приходе. Знаком признания его заслуг на этом поприще стало приглашение в 1866 г. прочесть серию ежегодных Бэмтонских лекций в Оксфорде, посвященных христологии. Они были опубликованы и переиздавались 15 раз. В 1864 г. Солсберийский еп. Уолтер Хамилтон, первым из представителей Трактарианского движения ставший прелатом, назначил Л. пребендарием солсберийского собора.

http://pravenc.ru/text/2110483.html

Это не совсем так. Общеизвестно, что епископы Варнава и Исидор были близкими друзьями Г.Е Распутина до самой его смерти. Епископ Варнава в одном из писем к Государю прямо называл Григория Ефимовича Другом . А епископ Исидор его отпевал. Причем, епископ Исидор так же подвергся лживым наветам. В Исторической энциклопедии Института русской цивилизации сообщается, что «Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении» . Также авторы Приложения указывают, что «среди обличителей Г. Распутина в личной безнравственности оказывались не только многие авторитетные священнослужители, среди которых были некоторые канонизованные Церковью святые, и многие выдающиеся государственные деятели, но и опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию своей многочисленной агентуры высокопрофессиональные руководители российских спецслужб, подобные начальникам санкт-петербургского охранного отделения генералам А.В. Герасимову и К.И. Глобачеву» . В.Д. Джунковский в своих воспоминаниях назвал Глобачева «отличным во всех отношениях офицером, прекрасно разбиравшимся в розыскном деле» . Так что и эта характеристика из уст «генерала с масонской отметиной» выглядит более отрицательной, чем положительной. Профессиональных людей в России хватало, а искренне верующих в Бога, верных присяге и Государю в то время оказалось крайне мало. Эти же слова можно отнести и к начальнику «охранки» генералу А.В. Герасимову. В своих воспоминаниях он пишет:»Особенно опасным для судеб России это крайне реакционное движение стало тогда, когда ему на помощь пришли так называемые «темные силы»...Как известно, Государь Николай II отличался сильной склонностью к мистицизму. В начале его царствования многие питали надежды на то, что под влиянием своей жены - образованной женщины, одно время даже, кажется, слушавшей лекции в Оксфорде, - царь излечится от излишнего мистицизма. Жизнь не оправдала этих надежд. Не царь под влиянием недавней оксфордской студентки повернул от мистицизма к трезвому реализму - а, наоборот, царица под его влиянием вдарилась в такой мистицизм, равного которому мы не найдем в биографиях членов нашего царственного дома» .

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/15/...

Мысли и настроения печати, которые формировали всеобщее мнение образованного, интеллигентного общества, составленное на основании слухов, газетных статеек и публикаций безответственных писак (сюда же следует присоединить фальсифицированные донесения агентуры) отражены в мнении А. В. Герасимова, которое хотя и в завуалированной форме, но совершенно недвусмысленно выражает взгляды широкой общественности на личность Григория Распутина и на его влияние при Царском Дворе. Герасимов пишет: «Особенно опасным для судеб России это крайне реакционное движение стало тогда, когда, ему на помощь пришли так называе­мые „темные силы " . Иными путями, нежели пути революционе­ров, новому врагу русской государственности удалось пробраться к самому подножью царского трона и из этого пункта взорвать все основы существовавшего в России порядка. Опасность, которую таили в себе эти силы, я видел с самого начала - но в борьбе про­тив них я мог участие принять только в самом начале: я пал одной из первых жертв этого нового врага, не менее страшного, чем революционеры. Как известно, Государь Николай II отличался сильной склон­ностью к мистицизму. Ее он унаследовал от своих предков. Вна­чале его царствования многие питали надежды на то, что под влия­нием своей жены - образованной женщины, одно время даже, кажется, слушавшей лекции в Оксфорде, - царь излечится от из­лишнего мистицизма. Жизнь не оправдала этих надежд. Не царь под влиянием недавней оксфордской студентки повернул от мистициз­ма к трезвому реализму - а, наоборот, царица под его влиянием вдарилась в такой мистицизм, равного которому мы не найдем в биографиях членов нашего царственного дома. Не оказали благо­творного влияния на нее и события эпохи 1904-06 годов. Наобо­рот, вместо того чтобы заставить его серьезно заняться вопросами необходимого переустройства русской государственной жизни, тре­воги, пережитые во время революции, только еще дальше толкнули ее в область мистических настроений». 106 Вот так, пытаясь снять с себя и подобных себе всю ответственность за допущенные ошибки и предательскую позицию по отношению к своему Императору, Герасимов, не моргнув глазом, обвинил своего Государя в тяжких грехах. Полная безответственность и безосновательность его заявления очевидны.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/05/...

Бердсли Обри Винсент (1872—1898) – английский график, один из родоначальников графики стиля «модерн». «Хрупкие девушки» с гравюр Бердсли – прототипы «хрупкой девушки с тонким лицом» Оливии Эшли из «Возвращения Дон Кихота». 23 Липпи Филиппо (1406—1469) – итальянский художник эпохи Возрождения. 24 Рескин Джон (1819—1900) – английский писатель, искусствовед, социолог и экономист, автор пятитомной работы «Современные художники». К сборнику стихотворений Рескина Честертон написал предисловие, вошедшее в сборник «Пригоршня писателей». 25 Пейтер Уолтер (1839—1894) – английский писатель, критик, профессор Оксфордского университета, чья книга «Очерки по истории Ренессанса» (1873, рус. перев. – 1910) стала одним из манифестов эстетизма. 26 …в Корнуолле… поработал известный Джек. – Джек из Корнуолла – персонаж английского фольклора; освободил Уэллс от злых великанов. Известен русскому читателю по пересказам К. И. Чуковского. 27 Теннисон Альфред (1809—1892) – поэт-викторианец, продолжавший традиции «озерной школы». Поэт-лауреат с 1850 г. Честертон нередко ссылался на его стихотворный цикл «Королевские идиллии» (1859) – стилизованный пересказ легенд о короле Артуре. «Королева мая» – поэма Теннисона (1853). В соавторстве с Р. Гариетом Честертон написал эссе о Теннисоне. 28 Браунинг Роберт (1812—1889) – английский поэт, творчеству которого Честертон посвятил свою первую биографическую и критическую книгу. 29 Карлейль Томас (1795—1881) – английский писатель, философ и историк, автор фундаментальной 3-х томной «Истории французской революции» и блистательных сатирических нравоописаний викторианской Англии. В 1903 г. в соавторстве с Дж. Ходдер Уильямсом Честертон написал очерк о Карлейле. 30 Парнелл Чарлз Стюарт (1846—1891) – политический деятель Ирландии, лидер освободительного движения. 31 Теккерей Уильям Мейкпис (1811—1863) – английский писатель; Честертон посвятил ему главу в книге «Викторианский век в литературе» и написал предисловие к его «Книге снобов». 32 …мысль …принадлежит Христу… – См. «притчу о работниках на винограднике» («…о динариях»): Христос дал по динарию и тем, кто рано вышел работать, и тем, кто проработал всего один час. Мтф., 20, 1 – 16. 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Переработанные основателями движения АА Уильямом (Биллом) Уилсоном и Робертом (Бобом) Смитом, также в разное время участвовавшими в «Оксфордской группе», принципы этого движения составили основу Программы «12 Шагов» АА. Четко сформулированные Шаги, а также весь последующий опыт работы движения АА, который фиксировался во множестве книг и брошюр и осмысливался вслух на регулярных собраниях, — все это помогло очень многим людям обрести исцеление от смертельно опасных недугов — алкоголизма и наркомании. В основе Программы «12 Шагов», как и любого терапевтического сообщества, лежит покаяние. Русскому слову «покаяние» в древнегреческом языке соответствует слово metanoia, что значит «перемена разума», «перемена образа мыслей». Покаяние — это поворот всей человеческой жизни к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» ( Мф 22:37 ). Именно такой поворот происходит с человеком, начавшим работать по Программе «12 Шагов». Начиная с самого первого Шага Программы, покаяние — совершенно необходимое условие (а одновременно — и результат) «работы по Шагам». Без покаяния невозможно ни принять, ни признать свое бессилие, невозможно увидеть неуправляемость своей жизни (1 й Шаг). Без покаяния нельзя осознать и, главное, почувствовать, «что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие» (2й Шаг) — хотя бы потому, что для этого необходимо признать недостаточность у себя здравого смысла, признать ограниченность своих собственных усилий. Не начав каяться, человек никогда не сможет попросить у Бога помощи, не сможет «препоручить Ему свою волю и свою жизнь» (3й Шаг). 8й и 9й Шаги — это попытка непосредственно воплотить в жизнь важнейшую христианскую заповедь о любви к ближнему (см. Мф 22:39 ), это возрождение действовавшего в раннехристианских общинах принципа restitutio — компенсации причиненного вреда, восстановления нарушенных дурным поступком взаимоотношений. И, наконец, 12й Шаг также необходимо включает в себя покаяние — хотя бы потому, что, неся другим людям весть о своем выздоровлении, человек прежде всего будет рассказывать им о своей болезни и обо всем своем прошлом, естественно, выражая свое отношение к нему.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Обратимся к Англии. Англиканство, которое в 18 веке было в социальном смысле ультрареакционным, уже сто лет тому назад начинает постепенно сходить с этой мертвой точки. В так называемом Оксфордском движении, – в духовном смысле слова, консервативном движении, ставящем своей задачей преодоление реформации, в нем был заложен элемент социальной правды, элемент оппозиции к капиталистическому либеральному обществу. Из этого движения выросло известное всем нам социалистическое, но и реакционное течение Рескина, Морриса и других социалистов-интеллигентов Англии прошлого века. Тогда это движение было совершенно оторвано от рабочих масс. Сейчас судьбы так называемого кафолического течения в англиканстве (преемственно связанном с оксфордскими идеями) начинают смыкаться с судьбами рабочего класса. В английском рабочем движении двух последних человеческих поколений бросается в глаза то, что оно, в отличие от континентального социализма, никогда не разрывало с христианством. Мы знаем из газет, что Макдональд, и Гендерсон, и Сноуден выступали, и выступают, как христианские проповедники. Более того, все корни английского социализма – христианские корни, это христианский; максимализм в оценке социальной действительности. Вот почему в более левых течениях английского рабочего движения сильнее сказываются и религиозные, христианские настроения.  Для Англии это явление привычное. Слова «социализм» и «христианство» там звучат приблизительно однотонно. Но сейчас происходит нечто новое. Сейчас англо-кафолическое, т. е, догматически и церковно-консервативное течение в господствующей церкви связывается с рабочим движением и социализмом. Тут ярко показательно имя самого крупного английского богослова еп. Гора, проповедника христианского социального идеала, показательно и движение «Лига Царствия Божия»; представителя которого о. Уиндрингтона мы недавно слышали в этих стенах. Руководимая им группа, по полномочию англо-кафолических съездов издает ряд социальных брошюр. Журнал «Christendom» является органом Лиги. Эти деятели представляют не оппозицию, а самую душу англо-кафолического движения. Наши студенты-богословы, которые бывают в Англии гостями английских богословских колледжей, этим летом могли не без изумления констатировать, что английские их коллеги сочувствуют рабочей партии в той политической борьбе, которая происходит в Англии. Современное социальное движение также: связано с движением пацифистским. И вот не далее, как сегодня, я читал, что в английских церквах на стенах всегда можно увидеть плакаты о мире, убедительно доказывающие что война противна заповедям Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010