Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола - Господь Вседержитель, вокруг Него - Собор бесплотных сил, между окнами барабана - «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже - цикл страстей Христовых. В сев. и в юж. певницах изображены евангельские события, мученики и серб. святые: Иоанн Владимир, кор. Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках - 40 севастийских мучеников; на стенах храма - святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, к-рые продолжаются в нартексе. На своде нартекса - «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе - мученицы, арх. Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиц. правосл. искусство с т. н. левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан ок. 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны укр. («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745-1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божией Матери Одигитрии (2-я пол. XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в мон-рь в период с 1733 по 1738 г. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во 2-й пол. XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сб. Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790). В 1758 г. Захарией Орфелиным было сделано гравюрное изображение с иконы. Известны неск. списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С сер. 90-х гг. XX в. мон-рь был жен.; затем переформирован в муж. и с нояб. 2002 г. приписан к мон-рю в Ковеле. К нач. 2003 г. в мон-ре подвизались 2 послушника. Лит.: Л., И. Манастир Београд, 1952; Р. Старозаветне теме у манастиру сликарства и уметности Матице Српске. 1965. 1. С. 225-232; она же. и Бuблuja Пискатора//Зб. Филозофског фак-та. 1967. Т. 9. 1. С. 279-294; она же. и Бuблuja j. У. Крауса//Зб. сликарства и уметности Матице Српске. 1970. 6. С. 71-84; она же. Црква Богородице манастира (Ukohorpaфuja женске цркве - припрате)//Там же. 1985. 21. С. 206-220; Д. Српски сликари. Нови Сад, 1968. С. 9-15; он же. Српска уметност у XVIII в. Београд, 1980. С. 16-24; П. Доба барока. Београд, 1971. С. 77-95; П. Манастир 1980; Б. - цртежи фресака. Нови Сад, 1988; О. Уметност у Бaчkoj у XVIII и npboj пол. XIX в.: Архитектура. Нови Сад, 1988. С. 25-30. В. И. Косик, М. Тимотиевич, Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/149633.html

Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. XVIII в. (?) под записями (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пуст.) Иконография П. начала складываться в кон. XIV в., получила развитие после обретения его св. мощей. Согласно Житию П., первый его образ был создан иконописцем иноком Иринархом в Троицкой Сыпановой обители «по преставлению же преподобного Пахомия во второе лето», т. е. в 1386 г. Инок увидел во сне «святолепного старца с длинною, как снег, белою бородою, в руке держащего жезл», старец исцелил его от блудных помыслов и повелел написать его образ ( Новосельский Н. А., свящ. Прп. Пахомий, Нерехтский чудотворец: (Жизнь его и чудеса)//Костромские ЕВ. 1894. 13. Ч. неофиц. С. 271-272). Вероятно, после обретения св. мощей П. (1675) на его гробницу был написан образ. После исцеления от слепоты помещик П. П. Протасьев из с. Иванникова Костромской губ. в 1805 г. заказал на «гробовую икону» П. серебряный оклад (работа костромского мастера В. Тевякова (В. Е. Шевякова?); в 1841 г. худож. Соколову во время росписи Троицкого собора Сыпанова мон-ря дважды являлся П. (во 2-й раз - перед созданием на стене его образа). В жизнеописании зафиксированы чудеса от надгробной иконы П., в частности во время эпидемий холеры 1848 и 1853 гг., пожара 1892 г. и др.; жительница дер. Пенькова Е. Федосеева исцелилась после того, как ей явился П. «в том виде, как написан на иконе» (Там же. 14. Ч. неофиц. С. 284-290). Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 2-я четв. - сер. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Нерехте) Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 2-я четв. - сер. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Нерехте) Сохранились воспроизведения образа, лежавшего на св. мощах П.: поясное прямоличное изображение преподобного с разделенными на прямой пробор волнистыми седыми волосами до плеч и окладистой бородой до середины груди; на святом мантия и схима, куколь на плечах, пальцы правой руки сложены в именословное благословение (ладонью к груди), в левой - свиток; вверху образ Св. Троицы; в надписи П. именуется Нерехтским чудотворцем (Костромские ЕВ. 1896. 5. Ч. неофиц. Приб.; «копия с образа, лежащего на мощах препод. Пахомия»). Первая икона П., написанная иноком Иринархом, сохранялась в Троицком храме до его закрытия, где находится образ после 1941 г., неизвестно. Сохранившаяся до наст. времени нагробная икона с изображением П. (находится в приделе во имя П. Троицкого собора), исполненная в масляной технике, датируется 1-й пол. XIX в., закрыта посеребренным латунным окладом посл. трети XIX в. с позолоченным венцом (в 1944-1993 пребывала в ц. Воздвижения Креста в Нерехте; реставрирована в мастерской ТСЛ в 10-х гг. XX в., вставлена в раму 1-й трети XIX в. (фрагмент раки?)). Образ П. сходен по иконографии с опубликованной в 1896 г. копией нагробной иконы (на левой, держащей свиток руке П. четки, на груди черные воскрилия клобука, волосы преподобного более кудрявые и пышные на концах). Можно предположить, что этот образ был изготовлен вместе с ракой П. в нач. 30-х гг. XIX в. («подправлен» в 1876).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Др. извод, исторический, был предложен В. Д. Фартусовым, к-рый учел чин пустынножительницы, возраст, пребывание в Палестине, хотя и упоминал некий «сербский тип»: одежды ее составляли «убогая» белая туника с препоясанием и платок ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 46). На иконе 2-й четв. XIX в. (ЦМиАР) в окладе святая стоит на фоне ландшафта в молении ко Христу, сидящему на облаках (оклад - мастер-серебряник Д. И. Орлов, 1868, Москва), ее платье и плат темного цвета. Она может быть представлена по пояс и анфас, в синем платье и коричневом головном платке, как на овальном эмалевом образке кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК). В XIX в. в старообрядческой иконописи встречаются парные образы вмц. Параскевы Иконийской и П., как на сызранской иконе «Св. Иоанн Предтеча в житии, с избранными святыми» (нач. XIX в., частное собрание). Нигде святая не изображается слепой (незрячей), подобная историческая деталь подчеркивается лишь в произведениях XX в., хотя и не во всех. В росписи посвященной ей церкви в Варне (здание 1901-1906 гг., живопись 1973 г., мастера С. Ростовцев и Д. Бакалский) над входом святая изображена молодой, в красном платье и синем головном плате. С закрытыми глазами мастера изображают ее в совр. рельефах или на мозаичных иконах на стенах посвященных ей, в т. ч. возведенных в древности, храмов: в церкви 1240 г. в Софии (рельеф над входом) или на мозаике портала в укр. г. Черновцы: святая в монашеском темном платье, плаще с широким капюшоном, с четками в правой руке и с крестом в левой. Лит.: Павел Алеппский. Путешествие. М., 1896. Т. 1; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания: Атлас. СПб., 1906; Bakalova E. La vie de sainte Parasceve de Tirnovo dans l«art balkanique du bas de moyen Âge//Bbl. 1978. Vol. 5. P. 175-207; LCI. Vol. 8. Sp. 120-121; Рогов А. И. Параскева-Петка Тырновская в восточнослав. письменности и искусстве//Руско-балкански културни връзки през Средновиковието=Русско-балканские культурные связи в эпоху Средневековья. София, 1982. С. 160-181; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. отдела изоизданий. М., 2004. Кат. 32.2, 35.2. С. 47, 50; Иконы Мурома/Сост. О. А. Сухова. М., 2006. Кат. 68. С. 339-440; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. Кат. 23. С. 57; Образы и символы старой веры: Памятники старообряд. культуры из собрания Русского музея. СПб., 2008; Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Рус. иконы в собр. М. де Буара (Елизаветина): Кат. выст. М., 2009. С. 221.

http://pravenc.ru/text/2578996.html

стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы…» ( Добролюбов. 1891. С. 52; Шишкин. 1892. 7. С. 318). В это время икона, «моление старицы Устиньи с детьми», была украшена серебряной позолоченной басмой и серебряными же золочеными чеканными венцами: «...оклад серебрянной басманной золочен, венцы у Пречистыя Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены»; к иконе имелась бархатная пелена: «...пелена бархат червчет на средине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынскаго»; икона находилась на аналое, «налой золочен дорогами, да пред тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева» ( Шишкин. 1892. 7. С. 319). При Казанской ц. возникла монашеская община, а в 1627 г. старицей Иустиной основан девичий касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В Казанском монастыре от К. К. и., по преданию, исцелился находившийся при смерти касимовский царевич Иаков Васильевич († 1677). Для иконы по его заказу была сделана риза «шитая золотом по бархату» (Описание церковных вещей. 1887. С. 311), «низанная по бархату жемчугом и каменьями» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97). Касимовская Казанская икона Божией Матери на аналое в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. 2012 г. К. К. и. считалась древней («древнего иконного письма»), при этом подчеркивалось, что она «одинаковаго размера с чудотворною иконою», явившейся в Казани в 1579 г. ( Добролюбов. 1891. С. 72), «одинаковой меры и очертания с подлинной чудотворной иконы…» (Описание Девичьего мон-ря Казанской Божией Матери [в Касимове]. Ркп. 2-й пол. XIX в. С. 2 - Касимовский краеведческий музей. Кп. 2715/5). В каменной Казанской ц. 1715 г. касимовского Казанского мон-ря «великолепнаго зодчества» ( Добролюбов. 1891. С. 71) К. К. и., по описи мон-ря, составленной в 1764 г. подпоручиком Житковым, находилась в иконостасе слева от царских врат в раме с клеймами Жития Богородицы: «...образ Казанские Пресвятыя Богородицы штилистовой врезан в большую цку, где изображено житие Пресвятыя Богородицы, та цка вокруг обложена серебром и позлащена; на Богоматери венец с цатою и оклад весь сребренной позлащен, в венце четыре камня разнаго цвету простыя, а венец и убрус обнизан жемчугом; при том же образе в привесе крест небольшой да трое серег, сребренных позлащены, один гривенник, пред ним паникадило медное» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1681217.html

Упоминание образа без изложения его истории содержится в тексте «Описание во граде Владимире, где положены святые мощи в соборной церкви» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 226. 80-е гг. XVII в.; Путь к граду Китежу. 2003. С. 38) в связи с описанием погребения свт. Максима «в пределех у святаго Пантелеймона», хотя автор текста не говорит, что она находилась у гробницы. Судя по древнейшим описям Успенского собора 1693 и 1695 гг., «образ пресвятые Богородицы Одигитрия в подножи моление Максима митрополита» стоял в местном ряду главного иконостаса, 4-м справа от царских врат, перед юж. дверью алтаря; как и др. местные иконы, был в ветхом басменном окладе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 3, 45 об.- 46). Эти сведения соответствуют указанию на «листе» для гробницы свт. Максима, согласно к-рому образ «и до сего дни всеми видим на правой стране у южных дверей». К 1708 г. икона находилась в юго-зап. части собора, у гробницы святителя, в приделе вмч. Пантелеимона или рядом с ним, у столпа: «Образ местной же пресвятыя Богородицы видение Максима митрополита грека поновлен вновь оклад серебреной венец чеканной золочен. На Максиме митрополите венец чеканной золочен киота столярная гладкая вызолочена». При этом на самой гробнице стоял список с древней иконы: «Да на гробе же Максима митрополита греченина образ пресвятыя Богородицы в молении Максим митрополит» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 2764. Л. 10 об.- 11). Состоявшееся в кон. 90-х гг. XVII в. или в нач. XVIII в. перенесение образа к погребению святителя, его поновление, создание нового оклада и списка, очевидно, связаны с распространением почитания свт. Максима и решением соединить икону и гробницу. Тем не менее в то время древняя икона не была перенесена к гробнице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. она находилась уже над самим погребением. Образ был украшен серебряным золоченым окладом, сделанным на средства и по заказу госпожи Безобразовой в 1790 г. ( П. П. Е. 1914. С. 9). В описи Успенского собора 1894-1896 гг. (ГА Владимирской обл. Ф. 593. Оп. 1. Д. 41) упомянуты серебряные венец, риза и оклад с камнями, жемчужный убрус и ожерелье иконы. Очевидно, при поновлениях и изготовлении оклада тыльная сторона иконы была покрыта 3 слоями ткани: холст, синий рытый бархат и лиловый бархат были обнаружены в 1918 г. (Мат-лы Комиссии. 2006. С. 249). Список образа, упомянутый в описи 1708 г., в нач. XX в., очевидно, хранился в храме странноприимного дома при Успенском соборе (Там же. С. 250, 286. Примеч. 21 (указано, что ныне эта икона находится в иконостасе Георгиевского придела Успенского собора)).

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК) В ростовской ц. Вознесения Господня с приделом во имя И. в нижнем ярусе юж., зап. и сев. стен наоса в росписи 20-х гг. XVIII в. (неоднократно поновлялась) сохранился единственный известный монументальный цикл жития И., в композициях к-рого изображен Ростов с Успенским собором. «Повествование» начинается с юж. стены и включает сюжеты: 1. И. за трапезой в своем доме; 2. И. оставляет дом; 3. И. терпит поношение от горожан; 4. И. молится в куще на болоте; 5. И. на улице города; 6. И. спасает купца от потопления; 7. И. приносит просфору из Киева; 8. Преставление И.; 8. Погребение И.; 9. Чудо со священником, дерзнувшим искать мощи И.; 10, 11. Исцеления болящих (см.: Там же. С. 76, 82, 84). Этот житийный цикл, очевидно, послужил основой для создания иконы и гравюры с сюжетами Жития святого. Местонахождение житийной иконы И. неизвестно, сохранилось только ее описание ( Израилев А., прот. Древняя икона св. Исидора, Христа ради юродивого//Ярославские ЕВ. 1898. 43. Ч. неофиц. С. 671-672). Образ находился около раки И. в иконостасе придела, по левую сторону северных алтарных дверей в Вознесенской ц. в Ростове. В среднике (размеры: 81/8×71/8 вершка) И. был представлен в рост, с 8-конечным крестом в правой руке (левой поддерживает ее под локоть), в короткой ризе; надпись: «св. прав. Исидор блаж.». Икона имела серебряный с позолотой оклад 1787 г. (с чеканной надписью: «святый Сидор Растовски») и была вставлена в раму (20×13,5 вершка) с 13 клеймами жития чудотворца. Согласно надписям, в верхнем ряду располагались композиции: 1. «Святый Исидор, познав истинную во Христа веру, изыде из дому своего»; 2. «Святый Исидор совлече одежды своя и прия на ся юродственное житие»; 3. «Блаженный Исидор, проходя грады и веси, многу досаду и укорения приемлет от безумных человеков»; 4. «Блаженный Исидор устрояет себе кущу из хврастия непокровенну». Далее в традиц. порядке чтения (слева-направо) значатся сюжеты: 5. «Святый Исидор моляше в нощех Бога своего»; 6. «Святый Исидор избави купца от потопления морского»; 7. «Блаженный Исидор попроси пития и изгнан бысть из княжеского дому»; 8. «Святый Исидор принесенную из Киева просфору подает святителю». В нижнем ряду: 9. «Преставление блаженного Исидора»; 10. «Погребение блаженнаго Исидора»; 11. «Чудо святаго Исидора на пресвитере, дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его»; 12. «Чудо святаго Исидора, како беснующийся исцеле при святых мощах его»; 13. «Чудо святаго Исидора, како одержимый очною и глазною болезнию исцеле при мощах его». На серебряном окладе рамы стояло клеймо С.-Петербургской пробирной палаты с датой 1826 г. Эту икону с особым благоговением принимали в домах жители Ростова.

http://pravenc.ru/text/674886.html

В наст. время ростовская Ватопедская икона - самый ранний русский список с афонской святыни. Зеркальность композиции ростовской иконы по отношению к «О. или У.» и., очевидно, объясняется тем, что при ее написании иконография была малоизвестной и иконописец неправильно использовал иконный образец (прорись). Со 2-й пол. XV в. на Руси существовало особое внимание к афонским духовным центрам (в частности, к Ватопедскому мон-рю), в московском искусстве 1-й пол. XVI в. появились списки с изображением нек-рых святынь Ватопеда. Можно предположить, что это произошло под влиянием деятельности приехавшего оттуда прп. Максима Грека (празднование святому и Ватопедской иконе совершается в один день). Списки Ватопедской иконы в наст. время встречаются редко; один из ранних, закрытый чеканным позолоченным окладом с ангелами, датируется 1752 г. (год обретения мощей свт. Димитрия Ростовского; ГИМ). Однако в XIX в. иконы этого извода были распространены, особенно в ростовских храмах и мон-рях. Так, в алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы мон-ря находился список «мерою» чудотворной иконы. Имеются сведения о создании списков образа для именитых паломников: такие иконы были преподнесены имп. Александру I, имп. мц. Александре Феодоровне в 1913 г. (во время посещения августейшей семьей Ростова), позднее - вел. кнг. Елисавете Феодоровне и др. На обороте Ватопедской иконы Божией Матери кон. XVIII - нач. XIX в. (18×14 см, ГМЗРК; приобретена в 1909 в антикварном магазине в Ростове) сделана надпись: «Благословенïе Всечечестнйшагω и Всепочтеннйшагω Отца Амфилохï Въ ui день феврарïа акв гω года». Предположительно икона могла быть написана иером. Амфилохием (Яковлевым), к-рый более 40 лет исполнял послушание у раки свт. Димитрия и известен как иконописец. На небольшом образе точно воспроизводится иконография оригинала, при этом взор Богоматери обращен в сторону, немного изменены цвета одеяний; позолоченный оклад выполнен из гипса. Списки Ватопедской иконы создавали иконописцы Ростова и др. городов, о чем свидетельствуют иконные образцы, в т. ч. в иконописных подлинниках. Н. П. Кондаков указал, что в лицевом подлиннике из собрания Г. Д. Филимонова в музее ОЛДрП 730) имеется прорись Ватопедской иконы с подписью: «Изображение и мера Чудотворнаго образа Пречистыя Бца ватопедскои моление новояв[л]еннаго святителя и чудотворца Димитрия, которои имеетца и ныне при гробе его». «Мера цке вишина одинадцать вершков, ширины деветь вершков» ( Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 174. Примеч. 1). Сохранилась московская литография 1885 г. с воспроизведением чудотворного образа ( Рубцова М. Л. Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря: Св. покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители. Ростов; М., 2016. С. 147).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

1909. С. 310; Подобедова. 1965. С. 80-86; Рыбаков. 1971. С. 14). В иконописи В иконописи наиболее раннее изображение О. сохранилось на иконе «Небесная сень» работы псковского мастера (70-е гг. или 3-я четв. XVI в., ТОКГ), происходящей из ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери. Святая представлена в клейме вместе со св. князьями Владимиром, Борисом и Глебом, Всеволодом (Гавриилом) и Довмонтом (Тимофеем) Псковскими; надпись: «оаг кн (л)га» ( Попов, Рындина. 1979; Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. С. 316-317. Кат. 148). К 1625 г. относятся сведения о сравнительно ранней иконе с изображением О.: «Лета 7133 г(о) генваря въ 25 де(нь)… отпущено в Таможенной приказ образ Живоначальные Троицы, на полем написан благоверный князь Всеволод да благоверная княгиня Ольга, оклад по полямъ басмянной серебрян золочен, венцы и подписи резныя, наведены финифты, подкладка камка червчата» ( Успенский. 1914. С. 3). Ко 2-й пол. XVIII в. относится одна из самых ранних известных единоличных икон О. (ВУИАХМЗ; возможно, восходит к живописному оригиналу). Поясное изображение О. в 3/4-ном развороте к Иисусу Христу в левом верхнем углу заключено в овальный медальон; на ее голове - диадема в виде небольшого кокошника, светлый плат обвивает шею и плечи. На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ) определяющим для изображения О. стало стремление подчеркнуть ее царское достоинство: святая представлена без нимба и с надписью, в к-рой названа святой блаженной княгиней российской. Как на парадных портретах, она показана в пространстве открытого портика у престола, в подбитой горностаем шубе, в увенчанной крестом имп. короне, без плата, волосы распущены; в правой руке она держит скипетр; левая - лежит на державе с белым платом на престоле; здесь же стоит небольшой крест, что, возможно, является отсылкой к Житию О. Примеры сходных по иконографии икон (детали облачения варьируются): «Св. кнг. Ольга и царь Давид» (1855, НГОМЗ); кон. XIX в. (НГОМЗ); «Равноап. кнг. Ольга в молении Спасителю» (кон. XIX в., частное собрание); икона (под поздней записью) из ц. равноап. кнг. Ольги из с. Преполовенка Безенчукского р-на Самарской обл.; 2-сторонняя икона (нач. ХХ в., Раменский ист.-худож. музей; на лицевой стороне - Ченстоховская икона Божией Матери (?), на обороте - предположительно О.); поясная икона в окладе (худож. М. Страшнин (?), 1818, Красноярский краевой КМ); «Св. кнг. Ольга и прор. Анна» (1888, ЗИАХМЗ) и др.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010