В 1834 г. с севера к надвратной Никольской ц. был пристроен равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами; 2 стены старого храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. поверх лоткового свода храма был устроен ложный купол и новый барабан с главой. В 1-й пол. XIX в. напротив собора был построен настоятельский корпус с лаконичными ампирными фасадами, по-видимому по образцовому проекту. В 1902 г. в юго-зап. углу мон-ря (к северу от здания братских келий) было пристроено новое здание келий, из-за отсутствия насельников использованное под духовное правление. Этот небольшой 2-этажный краснокирпичный корпус был возведен на средства Е. С. Ляминой по проекту П. А. Ушакова в формах рус. стиля с оттенком модерна. Святыни, церковные древности Распятие с зап. портала Борисоглебского собора. XV в. (Дмитровский историко-художественный музей) Распятие с зап. портала Борисоглебского собора. XV в. (Дмитровский историко-художественный музей) Главная святыня Д. м.- древнейшая икона св. князей Бориса и Глеба - находилась в местном ряду соборного иконостаса, справа от царских врат. В нач. 50-х гг. XVII в. образ был обложен серебряным окладом, сооруженным на средства Новгородского митрополита. В 1749 г. оклад поновлялся: «...устроены шапочки и одежды у угодников». К 1764 г. это был «серебряный басманный» оклад, украшенный «камушками разных цветов», в 30-40-х гг. XIX в. оклад вновь поновлялся на средства жительницы Дмитрова А. И. Куликовой. В нач. 50-х гг. XVII в. в Д. м. поступила митра с горностаевым околышем и шитым шелками изображением святых Бориса и Глеба; в 1654 г. вместо горностая опушена золотом, украшена жемчугом и бусами; в описи 1764 г. указана похожая шапка: «...старинная шита серебром и золотом, весьма ветхая». Согласно офицерской описи 1764 г., в соборе около столбов и в алтаре находилось 109 «образов штилистовых» - вклады царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. При богослужении использовались ризы, подризники, стихари и епитрахили - вклад имп. Елизаветы Петровны . Настоятели, братия

http://pravenc.ru/text/178614.html

В Ж. м. хранилась чтимая в Осташкове «древняя» чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», в ее честь построен храм и основана обитель. Считалось, что икона спасает город во время пожаров и др. бедствий. Во 2-й пол. XVII в. образ помещался над входом в главные ворота деревянных укреплений, примыкавших к той части Осташковской слободы, к-рая находилась во владении Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В XIX-XX вв. на этом месте стояла каменная часовня, сменившая постройки 1715, 1742 и 1785 гг. После пожара деревянные укрепления 1711 г. не возобновлялись, в связи с чем выборные жителей как Патриаршей, так и Иосифовой слободы обратились к церковным властям с просьбой выстроить на главной улице слободы деревянную брусяную часовню. Указом от 25 окт. 1715 г. строительство было разрешено. В период строительства часовни (1716) жители решили возвести для иконы церковь (впосл. соборный храм Ж. м.). Чудотворный Смоленский образ находился в Смоленском храме слева от царских врат. В 1771 г., при строителе Амвросии (Потёмкине) и казначее иером. Левкии, на «сборные деньги» икона была украшена серебряным вызолоченным чеканным окладом, жемчужным убрусом. В XIX в. образ был «утвержден в большой дске, длиною в 2 аршина и 5 вершков, шириною в 1 аршин и 2 вершка, с изображениями вверху Св. Троицы, а внизу разных святых». В 1853 г. был выполнен новый серебряный чеканный оклад весом 22 фунта 3 золотника. Согласно описанию нач. XX в., длина иконы «с малым киотом» составляла 14 вершков, ширина - 10. Др. чтимая икона, список чудотворного образа, находилась слева от царских врат у придела во имя Трех святителей. Украшавший икону серебряный вызолоченный оклад (вероятно, кон. XVII в.) находился на чудотворной иконе до 1771 г. По описанию нач. XX в., «весь оклад обронный; поля или каймы его обведены с обоих краев (и дальнего, прилегающего к киоту, и ближнего, смежного с изображением) двумя параллельно идущими рубчиками, из коих дальний потолще, а ближний потоньше, что дает полям оклада вид рамки; венец на Богоматери сверху украшен двумя с краев рельефными ангелами и несколькими в средине шестикрыльными херувимами, прорезной работы. Риза наложена на икону уже после устроения оклада полей» (ГА Тверской обл. Ф. 179. Оп. 1. 305. Л. 1-1 об.). В трапезе Иоанно-Богословской ц. находилась «ветхая» икона Св. Троицы (длина 2 аршина и 2 вершка, ширина аршин и 9 вершков), согласно надписи пожертвованная в 1717 г.

http://pravenc.ru/text/182319.html

( Ελγιος (Κουρλας). 1949. Σ. 427). Царские врата. 2-я пол. Х в. (XII в.?) (Протат) Царские врата. 2-я пол. Х в. (XII в.?) (Протат) Расцвет искусства и технологий малых форм в Греции во 2-й четв. XIX в. отразился на составе ризницы Протата и прежде всего на украшениях чтимых икон. Серебряный оклад иконы Божией Матери «Достойно есть», выполненный в технике высокого рельефа, был изготовлен в 1836 г. на средства, собранные иноками мон-рей и келлий, мастером Иоанном, сыном Николая, из Эноса (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 114, 116-117); он покрывал полностью изображение, за исключением ликов, на его полях были представлены пророки, прославляющие Богоматерь. Этим же мастером был отлит в 1874 г. медный колокол, украшенный рельефными изображениями икон Божией Матери «Достойно есть» и «Успение Пресв. Богородицы» (Αγιον Ορος. 2006. Σ. 128, N 79). Вкладом иером. Макария из Галатисты является серебряный дискос 1851 г. с резным изображением Божией Матери «Достойно есть» (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 120-121; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 128, N 78), повторяющим образ чудотворной иконы храма Протата с эпитетом «Портаитисса». Ее извод и иконографические особенности (позы и жесты Матери и Младенца, детали уборов и одежд) восходят к Киккской иконе Божией Матери. Также был вложен серебряный с позолотой литой крест XIX в. с изображениями «Распятия» и «Воскресения Христова». В технике черни выполнены медальоны оклада Евангелия 2-й пол. XIX в. с изображениями «Распятия», «Воскресения Христова», образами евангелистов и пророков. К числу редчайших образцов древнего искусства относится мраморный темплон из храма Протата (2-я пол. X в.; Θησαυρο. 1997. Σ. 268-269, N 6. 1). Это самая старая из сохранившихся алтарных преград в храмах Св. Горы и один из лучших примеров, характеризующих внутреннее церковное убранство в эпоху восстановления иконопочитания (ср. с более скромным темлоном кафоликона Осиос Лукас в Беотии, 60-е гг. X в.). Он включает колонки царских врат и по 2 орнаментированные плиты с каждой стороны от них в основании, украшенные «плетенками» различного рода, вариации которых составляют крестообразное обрамление центрального элемента в виде розетки или подобного ей переплетения кругов.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Лик Пресв. Богородицы. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1958 г. Фрагмент В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии к-рого свидетельствует отсутствие золотого фона на Б. и. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд на одежде Богоматери. Эти данные согласуются с летописными известиями о богато украшенных иконах, поставленных кн. Андреем в дворцовой церкви Боголюбова. По мнению Стерлиговой, для Б. и. могла предназначаться золотая «городчатая» коруна с жемчугом и драгоценными камнями (кон. XII - 1-я треть XIII в.; ГММК), позднее входившая в состав убора одноименной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Остатки серебряной басмы XVI в. на Б. и., зафиксированные на фотографии нач. XX в. (опубл. Н. П. Кондаковым), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. В 1820 г. жители Владимира украсили Б. и. сплошным серебряным окладом, к-рый во 2-й пол. XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского мон-ря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное». В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А. А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. В авг. 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова , В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря , к-рые констатировали ее плохую сохранность. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Б. и. проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) в 1946 (Ф. А. Модоров), 1956 (Н. А. Баранов) и 1958-1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова). В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта и живописи, реставрационные тонировки, изображение лика Богоматери указывает на близость иконы к образцам столичной визант. живописи XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греч. иконописец или рус. мастер, хорошо знакомый с совр. ему визант. искусством.

http://pravenc.ru/text/149497.html

К. и., на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум. Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798-1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева с супругой, о чем свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29-31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон-ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещен в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол. XIX в. Я. К. и. воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы ( Булгаковский. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок ( Малов. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я. К. и. рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: «Мра и подобе вленной иконы Казанск   Пре(с)ты Бцы», выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол. XIX в. (частные собрания). В ночь на 29 июня 1904 г. Я. К. и., почитавшаяся уже как общерус. святыня - «Заступница усердная рода христианского» (Акафист Казанской иконе Божией Матери. Кондак 1. Икосы 1-12),- была похищена из Казанского девичьего мон-ря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. (Происходил из крестьян с. Жеребец Александровского у. Екатеринославской губ. (ныне Кирово Ореховского р-на Запорожской обл., Украина), по ремеслу кузнец, промышлял карманными кражами с 14-15 лет, назывался Чайкиным (Чайкин - прежде известный разбойник в Казанском крае) (Казань прежде и теперь: Краткий ист.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1900 г. Мастер В. П. Гурьянов (ГИМ) Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1900 г. Мастер В. П. Гурьянов (ГИМ) В 1-й трети XVIII в. создан храмовый образ этого извода для придела во имя Г. ц. Успения Богородицы с. Секша Любимского р-на Ярославской обл. (частное собрание): в левой руке святого развернутый вверх свиток с редкой надписью: «Господи Боже Царю веков истинный безначалный соприсносущный Свете услыши молитву рабов Твоих и призывающих имя Твое пресвятое призри на рабы Твоя». Слева от деревянной ограды изображены пруды, выкопанные при устройстве обители для осушения земли, о чем упомянуто в Житии Г.: «…лес секуще, и землю орюще, еще же ископаста четыре пруды, иже до ныне суть видимы» (Преподобный Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. Ярославль, 1873. С. 5). В нач. XX в. 2 пруда еще сохранялись в монастырском саду ( Романов Е. Р. Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский, уроженец г. Могилёва. Вильна, 1909. С. 17). Живопись иконы выполнена костромскими мастерами, вероятно, работали 2 иконописца (образ Преображения отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический чеканный оклад с надписью: «1856 г. Трудов Геннадия Александрова сына Дьячкова». На прориси 1-й пол. XIX в. с припиской «От Архипова из Палеха» (ГРМ) композиция иная: фигура Г. помещена в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама мон-ря с более поздними каменными постройками открывается с юго-вост. стороны, святой изображен в возрасте средовека с небольшой бородой, правой рукой указывает на обитель, левая с четками прижата к груди. Др. икона такой иконографии 1893 г. (ЯИАМЗ) являлась вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке («Икона написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой Гарячевой 1893 года»). К писавшимся в Ростове по костромским заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), к-рый, несмотря на маленький размер, тоже включает вид мон-ря (подобные образцы - в собр. ЯИАМЗ). В коленопреклоненном молении в небе над мон-рем Г. изображен на литографии сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание).

http://pravenc.ru/text/162062.html

Я[вленная] К[азанская] и[кона] помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников ( " Зачатие Пресв[ятой] Богородицы " ( " Встреча Иоакима и Анны " ), " Рождество Пресв[ятой] Богородицы " , " Введение во храм Пресв[ятой] Богородицы " , " Благовещение " , " Рождество Христово " , " Собор Пресв[ятой] Богородицы " , " Сретение Господне " , " Успение Пресв[ятой] Богородицы " , " О Тебе радуется " , " Похвала Пресв[ятой] Богородицы " , " Покров Пресв[ятой] Богородицы " ), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я[вленной] К[азанской] и[коны], на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум[еньи] Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798 - 1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А.И. Змеева с супругой, о чём свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29 - 31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон[асты]ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещён в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол[овине] XIX в. Я[вленная] К[азанская] и[кона] воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы (Булгаковский [Д.Г.]. [Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшия от неё чудеса. Санкт-Петербург]. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок (Малов. [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я[вленной] К[азанской] и[коны] рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: " Мра и подобе вленной иконы Kaзahcki Пре(с)ты Бцы " , выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол[овины] XIX в. (частные собрания)».(165)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

491). С этим событием связан ряд мероприятий свт. Евфимия II по установлению местного почитания новгородских святых, святителей и князей, нашедших отражение в памятниках новгородской письменности сер.- 2-й пол. XV в. 4 окт. 1439 г. была определена память кн. Владимиру Ярославичу, внуку св. кн. Владимира, гроб которого, как и гроб его матери, был «подписан» в тот же год (НПЛ. С. 420). Согласно основной редакции Жития архиеп. св. Илии (Иоанна) (2-я пол. XV в.), 4 окт. 1439 г. (вариант - 1440 г., см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 175) в паперти Софийского собора в приделе св. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под к-рой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя. Евфимию II во сне явился архиеп. Илия (Иоанн; 1163-1186) и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день их обретения совершать поминовение погребенных в Софийском соборе князей, княгинь и святителей Новгородских. Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Иерусалимская). XVI в., с поновлениями XIX в. (НГОМЗ) Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Иерусалимская). XVI в., с поновлениями XIX в. (НГОМЗ) «Сказание о видении…» было включено в Житие свт. Евфимия II, составленное Пахомием Логофетом до 1464 г. (или после 1528 при свт. Макарии, в его бытность архиепископом Новгородским), оно получило известность в устных рассказах с кон. XV в. Тогда же издревле почитаемая (поскольку перед ней молились «святые архиепископы») в Софийском соборе икона Божией Матери приобрела именование «Корсунская». Нет точных данных о том, какой именно это был образ. Со 2-й пол. XV в. в Новгороде получили распространение списки К. и., названные «Иерусалимская» или «Грузинская» (в зависимости от извода - правостороннего или левостороннего). Среди древних памятников новгородского кафедрального собора выделялась не сохранившаяся до наст. времени икона Божией Матери «Одигитрия», известная по копии XVI в. (под сплошной записью XIX в., НГОМЗ; см: Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 1). Ее украшает уцелевший от древнего образа серебряный чеканный оклад 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте ( Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160). Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой ( Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4). 8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич , 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , затем имп. Павел I Петрович , 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович , 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич , в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович . 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский . После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В XVIII в. собственное клеймение серебряных изделий появилось также в Галиче (оклад на Феодоровскую икону Божией Матери, 1759; мастер П. Рукавишников по заказу канцеляриста И. Гаврилова; ЦИАМ). К сер. XIX в. сложились промысловые центры ювелирного дела со своей специализацией в селах в Костромской губ.: Красном (ныне пос. Красное-на-Волге; кресты-тельники), Сидоровском (ризочеканное дело), Подольском (церковные сосуды и мелкая утварь); их продукцию реализовывали на ярмарках. Помимо серебра мастера активно использовали медьсодержащие сплавы с покрытием готовых изделий серебром, золотом (оклад на скульптуру свт. Николая Чудотворца (Можайского), медь, чеканка, позолота; ЦИАМ). Мастер Д. В. Рассадин в окладе на икону свт. Тихона Амафунтского (серебро, чеканка, камни, XIX в., ЦИАМ) демонстрирует виртуозное владение всеми техническими возможностями чеканки по серебру, поднимая рельеф отдельных элементов орнамента до предельной высоты. В бедных сельских храмах широко использовали литургические сосуды из олова с резными изображениями. Массовая замена их серебряными и медными позолоченными и посеребренными произошла во 2-й пол.- кон. XIX в. Костромское губ. земство, озабоченное снижением качества ювелирной продукции кустарных мастерских, открыло в 1897 г. в с. Красном сначала курсы технического рисования, а в 1904 г. учебные мастерские золото-серебряного дела. В нач. XX в. в художественно-ремесленной артели, где работали только выпускники уч-ща, по авторским эскизам исполняли заказные высокохудожественные произведения - наперсные кресты, панагии. В 1901-1924 гг. в с. Красном работала старообрядческая меднолитейная мастерская П. Я. Серова (1863-1946). С 1912 г. в ней использовали матрицы поморского литья, полученные из московских мастерских М. И. Соколовой и Ф. Г. Панкратовой после их закрытия. Новые матрицы заказывали профессиональным скульпторам в Москве. Красносельское литье отличалось очень высоким качеством, для декора изделий широко применяли цветные эмали, преимущественно синие и белые. Помимо крестов, икон и складней в мастерской производили накладки на Евангелия и застежки для них, напечатанные в московской старообрядческой типографии Г. К. Горбунова. Продукция мастерской широко расходилась по России. Мастерская Серова закрылась в 1926 г., матрицы были проданы в Н. Новгород.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010