Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в. [лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа ). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту ( Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d " après les diplômes et les chartes de l " abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

архидиакона Г., проведшего перед этим 3 года в отшельничестве. Автор «Жития св. Иоанна, аббата Горце» пишет, что Г. был единственным, кто поддержал презираемого всеми Эйнольда в его стремлении к подвижничеству (Vita beati Joannis Gorziensis, 29). Однако в реформаторской деятельности Г. ориентировался не на Горце, а на клюнийскую реформу . В 934 — нач. 935 г. Г. посетил аббатство Флёри , в 930 г. реформированное Одоном из Клюни, откуда привез кодекс бенедиктинского устава и пригласил мон. Архембальда для восстановления монашеской дисциплины в мон-ре св. Апра в соответствии с бенедиктинской практикой. Кроме Архембальда, ставшего аббатом, Г. пригласил сюда ученых монахов Адсона из Люксёя и Альбериха из мон-ря св. Аполлинария в Реймсе, благодаря к-рым обитель св. Апра стала центром образования. В 941 г. Г. основал в своем диоцезе, возле дер. Буксерия (совр. Буксьер-о-Дам, близ Нанси), жен. бенедиктинский мон-рь в честь Пресв. Богородицы. Первой настоятельницей его стала затворница из Вердена Ротхильда. В том же году Г. получил от папы Стефана VIII подтверждение основания мон-ря и всех данных ему привилегий. В 40-х гг. X в. Г. удалось добиться от кор. зап. франков Людовика IV возвращения под свою юрисдикцию мон-ря Монтье-ан-Дер, находившегося в диоцезе Шалон (совр. Шалон-ан-Шампань). Ок. 950 г. Г. поставил туда аббатом Альбериха, дав ему в помощники Адсона. В 947–948 гг. состоялось 3 Собора, посвященные незаконному низложению архиеп. Артольда Реймсского и назначению на его место Гуго, и, хотя это дело касалось Западнофранкского королевства, епископы Лотарингии приняли в них участие. В авг. 947 г. состоялся Собор в Вердене, от имени к-рого Г. и Адальберон I Мецский были посланы к Гуго, чтобы призвать его явиться на Собор. Но Гуго отказался, и окончательное решение дела было отложено до следующего Собора, к-рый был созван в янв. 948 г. в Музоне и на к-ром также присутствовал Г. Он участвовал и в более представительном Соборе в июле 948 г. в Ингельхайме, где папский легат Марин и короли Людовик IV и Оттон I поддержали осуждение архиеп.

http://pravenc.ru/text/584283.html

В 931 г. папа Римский Иоанн XI подтвердил право Клюни свободно избирать аббата в соответствии с бенедиктинским уставом и принимать под управление др. мон-ри. Аббатство со всем имуществом было объявлено независимым от церковных и светских сеньоров, в т. ч. потомков основателя, и принято в юрисдикцию Папского престола. Также монастырь получил привилегию принимать любого монаха, желавшего перейти в Клюни, «стремясь улучшить свой образ жизни» (meliorandae vitae studio), в том случае если настоятель его бывш. мон-ря не мог обеспечить его содержание за счет обители во исполнение обета нестяжания и отказа от личной собственности (cui suus abbas regularem sumptum ad depellendam proprietatem habendi ministrare neglexerit - PL. 132. Col. 1055-1058; Papsturkunden, 896-1046/Bearb. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1. S. 107-108 (разрешение Клюни чеканить монету - интерполяция XI в.)). Смысл привилегии заключался в том, чтобы подтолкнуть к укреплению дисциплины те мон-ри, в к-рых по тем или иным причинам не соблюдался обет нестяжания. Подобная привилегия была дана мон-рю Деоль, также находившемуся под управлением аббата Одона, но с дополнением, что монахи должны вернуться в свои прежние обители, когда монашеская жизнь в них будет восстановлена на должном уровне (в 938 папа Лев VII дал такую же привилегию реформированному Одоном аббатству Флёри ). При аббате Одоне папские привилегии не использовались для создания строгой иерархической структуры из присоединившихся к Клюни мон-рей. Нек-рые мон-ри переходили в подчинение св. Одона, другие принимали клюнийские «обычаи» (consuetudines), на третьих аббат Клюни оказывал лишь духовное влияние. Так, в 928 или 929 г. герц. Аделаида (Адельгейда) Бургундская передала аббату Одону древний монастырь Роменмотье (в совр. Швейцарии) с принадлежавшими ему землями. Однако в жизни мон-ря не произошло существенных перемен: в обители продолжали жить каноники. Только при аббате св. Майоле мон-рь Роменмотье перешел на бенедиктинский устав и клюнийские «обычаи», а при аббате св.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Среди добродетелей И. особо подчеркивается нищелюбие, аскетизм и усердие к молитве. «Благочестивая кража» является лейтмотивом повествования. Так, И., «крадучись», шел в крипту храма и тайно молился, «втихомолку» победил страшного дракона, «украдкой» раздавал монастырское добро нищим. Аскетизм святого в Житии трактуется как мученичество при отсутствии гонителей, внутренняя готовность к жертве. Отдельно описан конь И., к-рого агиограф сравнивает с Валаамовой ослицей,- оберегая изнуренного ночными бдениями всадника, животное самостоятельно останавливалось перед обрывами и обходило преграды. Верность коня хозяину подчеркивает традиц. топос: смирное со святым, животное имеет неукротимый нрав и не подпускает др. седоков. Сходной семантикой обладает образ «запряженного единорога», являющийся аллегорией благочестивого мирянина на службе Церкви. Образ заимствован из Жития св. Геральда Аврилакского , составленного св. Одоном Клюнийским. И. род. в г. Фределас (ныне Памье, деп. Арьеж) и получил начальное образование у августинских каноников при ц. св. Антонина. Согласно Житию, он покинул родной город, последовав за странствующим аббатом Госцелином, и впосл. принял монашеский постриг от Агдского еп. Стефана. Госцелин и И. проследовали в Марсель, где жили родственники аббата. Как паломник И. посетил мон-рь Сен-Виктор, реформированный ок. 977 г. аббатом Гвифредом на основе устава прп. Венедикта Нурсийского . Привлеченный славой св. Иоанна Кассиана и мучеников, мощи к-рых покоились в обители, И. остался вопреки уговорам Госцелина. Вскоре был назначен на должность писца (составителя грамот), затем стал приором. После смерти Гвифреда († 1020/21) был избран настоятелем мон-ря. Согласно Житию, аббат мон-ря Монмажур, возглавлявший совещание братии, предложил насельникам узнать волю Божию, спросив мнение самого юного из воспитанников обители. Когда мальчик указал на И., монахи восприняли его выбор как указание свыше. И. стал аббатом мон-ря Сен-Виктор в период острого социально-правового кризиса в Провансе (1018-1037).

http://pravenc.ru/text/293826.html

Почитание Г. А. стало распространяться сразу после его смерти. Аббатом Одоном (впосл. аббат Клюни), подтвердившим почитание популярного в народе святого, было создано житие, в к-ром агиограф представил Г. А. в образе монаха в миру, ведущего целомудренную и благочестивую жизнь. В тексте Одона отразились как черты зарождавшегося раннеклюнийского идеала святости, так и черты «зерцал» (поучений) для знатного мирянина. В эпоху междоусобиц, грабежей и самоуправств Г. А. был образцом «доброго сеньора», разумно управлявшего подвластными ему жителями, щедро помогавшего, милостиво осуждавшего их за провинности, а, если нужно, то и защищавшего их с оружием в руках. Для определения моральных обязанностей «могущественного мужа» (знатного и богатого графа) перед слабыми и беззащитными биограф святого прибегает к образу «запряженного единорога» (Иов 39, 10), к-рый направляет свою силу на борьбу с притеснителями бедных. Одон сообщает и о своеобразном способе Г. А. сражаться с врагами, направив на противника не острие меча, а рукоять, что позволяло ему и его дружине побеждать без кровопролития. Г. А. широко почитается в Центр. (совр. департаменты Канталь, Пюи-де-Дом, Аверон, Тарн, Дордонь, В. Вьенна, Шер) и в Юж. Франции (совр. департаменты Эр, Гар, Од, Жер, Ардеш). Здесь известны многочисленные церкви во имя святого, можно проследить топонимы, связанные с именем Г. А. С ростом клюнийского влияния почитание святого распространилось в Гаскони. На юго-востоке оно прослеживается на территориях, через к-рые Г. А. совершал паломничества в Рим (совр. департаменты Рона, Изер, Дром, Савойя). В Оверни, Лимузене и Руэрге получило распространение почитание мощей и статуй-дарохранительниц святого (Liber miraculorum sancte Fidis. I 13). Ист.: Miracula S. Geraldi/Ed. A.-M. Bultot-Verleysen//AnBoll. 2000. T. 118. P. 82-137; Odo Cluniacensis. Vita S. Geraldi Auriliacensis comitis (Vita prolixior prima)//PL. 133. Col. 639-710; Vita S. Geraldi brevior// B ouange G. Histoire de l " abbaye d " Aurillac (894-1789). P., 1899. P. 361-389; Ademari Cabannensis Opera omnia. Pars 1: Chronicon/Ed. R. Landes, G. Pon. Turnhout, 1999. (CCCM; 129).

http://pravenc.ru/text/164527.html

Франкская знать поначалу активно вмешивалась в римские дела. Архиепископ Фульк смог добиться возведения на западнофранкский престол Карла III Простоватого (898-922). Опираясь на их поддержку, Людовик Бургундский повел борьбу за Италию. В 900 г. он был провозглашен королем Италии, а потом и императором Запада. Казалось, клану Бозона Вьеннского удалось достичь пика своего могущества. Однако уже в 905 году Людовик был свергнут и ослеплен. После этого франки на долгое время оставили Рим своей собственной судьбе, переполненной крови и разврата. 11 сентября 910 года родственник Людовика Гильом Маконский, уже ставший к тому времени герцогом Аквитании, основал в своих владениях в Бургундии обитель, посвященную св. апостолам Петру и Павлу. Это был монастырь Клюни. Клюни: эмбрион нового папства Клюни не было простым монастырем. Он изначально должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе. Для этого он был взят под особую опеку. В акте о создании монастыря было записано, что он не подчиняется никакой власти, включая самого герцога, короля, местного епископа или даже папы Римского (Recueil des Chartes de Cluny. A. Bruel (ed.), Paris, 1876. Т. 1. Р. 126). В монастыре вводился устав св. Бенедикта. Настоятелем стал знатный бургундец Бернон, введший в монастыре жесточайшую дисциплину. Преемников аббаты Клюни назначали себе сами, причем это всегда были выходцы из франкской знати. В качестве такового Бернон избрал Одона (927-942). Одон воспитывался при дворе герцога Гильома, учился у известного схоласта Ремигия Оксеррского и с юности мечтал о благочестивой монашеской жизни. До прихода в Клюни Одон исходил всю Францию в поисках монастыря, где бы соблюдался монашеский устав. Обстоятельства, в которых вырос Одон – развал Империи франков, норманнские и венгерские набеги, нравственное падение папского Рима – внушили ему мысль о скором Апокалипсисе. Спасение по мысли Одона было возможно только в монастыре, жизнь в браке была неизбежно греховной. Главным литературным произведением Одона стала эпическая поэма об Искуплении («Occupatio»). Образцом святости для Одона стал св. Мартин Турский – святой с мечом, воин-монах, у мощей которого Одон получил исцеление от кошмарных головных болей. Одон стал библиотекарем в Клюни, но вскоре его отправили в монастырь Орильяк, который основал граф Орильякский Геральд (Жеро). Геральд отличался личным благочестием, не вступил в брак, но и из мира не уходил. Он остался графом, но стал одновременно аббатом своего монастыря и освободил его от власти местного епископа. Образ Геральда – первый в истории Запада образец истинного благочестивого рыцаря – был впоследствии увековечен в его житии, написанном Одоном. Необходимость тесной связи со светской властью и свободы от местной церковной власти – тот опыт, который унаследовал Одон от Гильома и Геральда. Однако сам Одон пошел гораздо дальше.

http://pravoslavie.ru/53889.html

Если невысока была жизнь итальянского духовенства X и XI вв. в умственном отношении, то еще ниже была жизнь этого же духовенства в нравственном отношении. Даже более проницательные современники, приглядываясь к нравственному облику духовенства, называли его не иначе, как испорченным и достойным всякого сожаления. Разумеется, встречались и счастливые исключения в среде пастырей, но это были именно исключения. Одним из главных нравственных недостатков итальянского духовенства было отсутствие стремления к честному и правдивому образу действования: ради денег пастыри готовы были решиться на самый нечестный поступок. В этом случае не представляли собой исключения и папы. Когда возник процесс между Гугоном Фарфасским и аббатом Григорием, настоятелем монастыря свв. Космы и Дамиана, то папа Григорий V за деньги принял сторону этого последнего. У папы Uoahha XIII веронские каноники за деньги купили благоприятную для них папскую буллу. Папам следовали и прочие епископы. Так, лангобардские епископы за денежный подарок, полученный ими от женатых священников, взялись молчать об определениях собора 1059 г., направлявшихся против брака священнослужителей. Немало священников снискивало себе средства к жизни ростовщичеством, хотя правилами запрещалось священникам брать и самые малые проценты. Вообще в духовных лицах не было утверждено уважение к чужой собственности. Вместе с неуважением чужой собственности в пастырях не было развито и чувство почтения к личности другого человека. Оскорбление личности почти ни во что не ставилось. Писатели тех времен записали много случаев, когда один пресвитер оскорблял другого действием; священники осмеливались даже поднимать руку на собственного своего епископа; аббаты самым жестоким образом наказывали вверенных их управлению монахов; аббаты решались на смертоубийство своего собрата – тоже аббата, с целью лишить его возможности вредить их своекорыстным интересам. Гильдебранд (?) и Кампон отравили фарфасского аббата Ратфреда, хотя он был благодетелем их обоих, – отравили с целью захватить его монастырь в свои руки. Кампон и его сотоварищи ночью с ножами в руках сделали нападение на монахов строгого направления, присланных в Фарфасский монастырь Одоном Клюнийским, и хотели их умертвить. При другом случае монахи и аббаты, недовольные Ромуальдом за ту строгую дисциплину, какую он хотел утвердить в монастырях, покушались выбросить его за окно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond. Brit. Lib. Arundel. 91. Fol. 47v) Геральда Аврилакского , написанное аббатом Одоном Клюнийским . Агиограф вывел новый тип святого - благочестивого аристократа, живущего монашеской жизнью в миру. Такой образ был актуален в условиях характерного для этого времени антагонизма местной светской и церковной власти. Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) В эпоху Каролингов получил развитие и жанр биографии. Ранние произведения (напр. Эйнхард . Жизнь Карла Великого ( Einhardi Vita Caroli Magni) ок. 830-833) близки к традициям позднеантичных биографий (Светоний), но уже в «Деяниях Карла Великого» Ноткера Заики (ок. 883) прослеживается сильное влияние агиографического канона. Одним из наиболее обширных агиографических собраний эпохи Каролингов является житийная традиция св. Галла , небесного покровителя мон-ря Санкт-Галлен , крупного духовного центра в VIII-X вв. Древнейшее Житие св. Галла, сохранившееся во фрагментах (Vita S. Galli vetustissima), ранее относили ко 2-й пол. VIII в., однако в наст. время основная часть текста датируется ок. 680 г. Ранняя датировка способствовала принятию в науке сведений древнейшего Жития о том, что Галл был учеником прп. Колумбана и впосл. вел отшельническую жизнь близ Боденского оз. В VIII в. к Житию был добавлен рассказ о чудесах святого и об основании мон-ря прп. Отмаром Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) († 759), а затем и новое продолжение - «Хроника святого места»,- к-рое, вероятно, было создано членами монашеской общины. По мере роста мон-ря аббат Госберт (816-837) обратился к Веттину, руководителю школы мон-ря Райхенау, с просьбой составить новое Житие св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Среди сочинений О.- 15 проповедей на важнейшие праздники (PL. 142. Col. 991-1036), гимн в честь Вознесения Пресв. Девы Марии (Ibid. Col. 1035-1037), молитва на поклонение Св. Кресту (Ibid. Col. 1037-1038) и Исповедание веры (Ibid. Col. 1035-1036). Ему приписываются также молитвы «против телесного вожделения» ( Morin. 1899). Из обширной переписки, которую вел клюнийский аббат, до наст. времени дошли лишь неск. разрозненных посланий. Известны адресованные О. письма папы Сильвестра II (PL. 139. Col. 283-284), Берна, аббата Райхенау (Cluny im 10. und 11. Jh./Hrsg. L. Wollasch. Gött., 1967. S. 48), и 2 письма Аббона, аббата Флёри (PL. 139. Col. 425-429, 438-439; ср.: Ibid. Col. 404). Сохранились письмо О. еп. Фульберту Шартрскому (Ibid. Col. 939-941) и 2 письма Фульберта клюнийскому аббату (PL. 141. Col. 217, 251-252). Письма О. адресованы также имп. Генриху II ( Sackur. 1899), венг. кор. Стефану (Иштвану) I ( Pfister Ch. De Fulberti Carnotensis episcopi vita et operibus. Nancy, 1885. P. 53-54), испан. кор. Гарсии Санчесу III и аббату Патерну (PL. 141. Col. 941-942), некой «благороднейшей матроне Р.» (Ibid. Col. 943-944) (перечень сочинений О. см.: Hourlier. 1964. P. 205-210). Почитание Формированию культа О. в клюнийских мон-рях способствовал его преемник Гуго I. Для этого были приняты такие же меры, к-рые принимал О. к распространению почитания св. Майоля: составление Жития и богослужебных текстов, поощрение паломничества к гробнице святого, попытки добиться от Папского престола утверждения его почитания. В 1055 г. папа Римский Виктор II (1055-1057) назвал среди предшественников аббата Гуго «блаженной памяти св. Майоля и св. Одилона» ( Jaff é . RPR. N 4336; PL. 143. Col. 805). Центром почитания обоих св. аббатов стал мон-рь Сувиньи, где они похоронены. По приглашению аббата Гуго I в мон-рь прибыл папский легат кард. Петр Дамиани, к-рый совершил открытие мощей О. и освятил алтарь в его честь (11 авг. 1063 - De Gallica profectione domni Petri Damiani//PL. 145. Col. 876; Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 295-297). Аббат попросил Петра Дамиани составить Житие О. и гимн святому (см.: Staub. 1997). В грамоте папы Григория VII (1075) упоминаются недавно построенные в Клюни капеллы Пресв. Девы Марии, святых Майоля и О. ( Jaff é . RPR. N 4974; PL. 148. Col. 662). С XII в. О. почитался среди 4 св. аббатов (вместе с Одоном, Майолем и Гуго), к-рых клюнийцы рассматривали как «начальников и наставников их чина» ( Bernard. Clar. Apol. IX 23).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Так, аббат св. Одон за подтверждением монастырских привилегий и прав собственности обращался не только к папе Римскому, но и к герм. королю и др. светским правителям. К 942 г. св. Одон получил 7 папских грамот о привилегиях (больше, чем до сер. XI в. было выдано любому др. мон-рю или епископской кафедре) и 7 королевских ( Idem. 1959. S. 97). Залогом развития К. р. стала привилегия 931 г. папы Римского Иоанна XI, взявшего мон-рь под защиту. Грамотой о привилегиях ( Jaff é . RPR. N 3584) подкреплялась правовая самостоятельность Клюни: мон-рь был выведен из юрисдикции епископа Макона, подтверждались право свободного выбора аббата и неприкосновенность монастырских владений (т. о. Клюни укрепил независимость от светских сеньоров). Принципы начатой св. Одоном реформы представлялись в папской грамоте как поручение понтифика: Иоанн XI призывал монахов реформировать др. обители с согласия их собственников, даровав Клюни право (libertas et licentia) принимать для «улучшения жизни» (meliorandae vitae) монахов, покинувших те мон-ри, где не соблюдался бенедиктинский устав. Папскими привилегиями был обозначен новый этап К. р.: с этого момента она окончательно вышла за рамки реформы св. Бенедикта Анианского, ее целью стало создание союза реформированных мон-рей, живущих «словно единая община» (quasi una haberetur congregatio) (в 937 насчитывалось уже 17 мон-рей). Разрешение на реформу в 938 г. было повторено в привилегии папы Льва VII ; понтифик обратился также ко всем архиепископам с просьбой оказывать св. Одону Клюнийскому всестороннюю поддержку и защищать владения клюнийцев. Тогда же право принимать к себе монахов (но не присоединять мон-ри) при посредничестве св. Одона получили реформированные им аббатства Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Деоль ( Jaff é . RPR. N 3603, 3606), которые также стали важными центрами реформы: из этих мон-рей К. р. распространялась на север - в Реймсское архиеп-ство и в Британию ( Sackur. 1892. Bd. 1. S. 186-194, 277-278; Hallinger. 1951. Bd. 2. S. 889). Впосл.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

  001     002    003