Евреи 40 лет провели в странствовании, прежде чем достигли земли обетованной. Подобно этому и наша жизнь – это время странствования на пути к обетованному нам Царству Небесному, время приготовления к нему. Из евреев дожили до счастья вступить в обетованную землю только те, кто родился в пустыне, а также те, кто был в юношеском возрасте при исходе из Египта; прочие перемерли в пустыне за помянутый ропот на Бога и возмущение против Моисея. Равным образом и из нас не все сподобятся получить Царство Небесное, а только те, кто идет к нему путем благозакония – доброго, согласного с законом жития. Узок и прискорбен этот путь, путь заповедей Господних. Но другого пути туда нет. Какие это заповеди, указано в Нагорной беседе Христа Спасителя ( Мф.5–7 ). При исполнении их неизбежна борьба с искушениями от мира, от своего самолюбия и от диавола – искушениями, тем более тяжкими и опасными, чем строже требования этих заповедей, чем выше и недосягаемее тот образец, к подражанию которому должен стремиться их исполнитель: будите совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Ему нужно великое терпение и самоотвержение, чтобы устоять против этих искушений и остаться верным закону Господню. Но Царство Небесное – такая вожделенная цель нашего земного странничества, для достижения которой христианин не должен отступать ни перед какими лишениями и жертвами. Израильтяне, роптавшие на Господа в пустыне, погибли в ней разными смертями, в предостережение нам, чтобы мы не роптали на Бога, не оскорбляли Его жалобами на тесный и скорбный путь, ведущий в рай, а утешали себя надеждой на венец славы, уготованный шествующим этим путем. «В путь узкий хождшии и прискорбный и вси в житии крест, яко ярем, вземшии и Мне последовавший верою, приидите, насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных», – глаголет Господь устами Церкви 12 . Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. По переходе чрез Чермное море израильтяне держали путь к Синаю. На этом пути внезапно напали на них амаликитяне (одно из арабских племен) и перебили всех отставших по причине утомления. Для отражения амаликитян Моисей отрядил Иисуса Навина, а сам взошел на холм для молитвы. Сражение продолжалось целый день. И всякий раз, как Моисеевы руки были распростерты на молитву, одолевали израильтяне, а когда от усталости опускались, брали верх амаликитяне. Победа осталась наконец на стороне израильтян ( Исх.17:8–13 ). Распростертыми руками Моисей, по замечанию учителей Церкви, изображал Крест – победоносное оружие на брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И имея этот подвиг и брань внутри себя, не может он никогда быть мирным или найти время заняться деланием добродетелей и получить венец правды. Ибо таковой подобен ведущему брань с врагами своими ночью в темноте. Он слышит голоса врагов и принимает раны от них, но не может ясно видеть, кто они такие, откуда пришли, как и почему одолевают его. Потому что тьма, которая находится в уме его, и буря, которую он имеет в помыслах, приносят ему сию тщету. И он никак не может освободиться от своих мысленных врагов, чтобы не сокрушали его. Он и труд подъемлет, награды же лишается, ибо вкрадывается тщеславием, не сознавая того, думает о себе, что он внимателен, многократно от гордости презирает других, и охуждает их, и считает себя достойным, по своему мечтанию, быть пастырем овец и путеводительствовать их, уподобляясь слепцу, покушающемуся водить других слепцов». Как же можно внешними чувствами хранить ум или собирать его от тех, кои по естеству сами собой растекаются и парят по чувственным вещам: зрение, рассматривая прекрасное или безобразное; слух, слушая приятное или противное; обоняние, обоняя благовонное или смрадное; вкус, вкушая сладкое или горькое; осязание, касаясь доброго или злого, и таковыми, подобно листьям от ветра, сотрясаясь и колеблясь; уму же, единому, всем этим смущающемуся и размышляющему об их действиях, можно ли когда-либо быть свободным от помыслов правых и левых? Никак и никогда. Если же внешние чувства не могут оградить ум от помыслов, то, конечно, возникает нужда бежать уму от чувств в час молитвы внутрь к сердцу и стоять там глухим и немым от всех помыслов. Ибо если кто внешним только образом удалится зрения, слуха и глаголания, получает некоторую тишину от страстей и помыслов злых, но в значительно большей степени он насладится покоем от злых помыслов, когда удалит ум свой от пяти внешних чувств, заключая его во внутренней и естественной клети, или пустыни, и вкусит духовной радости, приходящей от умной молитвы и сердечного внимания. Как обоюдоострый меч, куда бывает обращаем, сечет своей остротой встретившееся, так и молитва Иисус Христова, обращаемая иногда на злые помыслы и страсти, иногда же за грехи или памятью смерти, суда и мук вечных действуется. Если же кто помимо умной молитвы песненным молением и внешними чувствами с прекословием захочет отразить прилог вражий и противостать какой-либо страсти и лукавому помыслу, тот скоро одолен бывает много раз, ибо бесы, одолевая его сопротивляющегося и снова добровольно ему покоряясь, как бы побеждаемые его сопротивлением, издеваются над ним и склоняют его мысли к тщеславию и гордости, называя его учителем и пастырем овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И хотя, возлюбленные, мы непрестанно заняты этим весьма полезным для нас возделыванием души, чтобы усердием своим одолевать недремлющих врагов, в этот момент необходимо с большим рвением стремиться к нему и с большим старанием в нём упражняться, поскольку и изощрённые в своём искусстве неприятели строят против нас козни с присущим им коварством и хитростью. Ведая, что наступили дни Святой Четыредесятницы, в которые бодрствованием исправляется праздность и изгоняется нерадение, они устремляют всю силу своей злобы на то, чтобы готовящиеся к празднованию Пасхи Господней оказались в чём-либо нечистыми, и поэтому они, отклоняя нас от дел благочестия, склоняют к падению. 3. Итак, возлюбленные, мы вступили в Четыредесятницу, то есть приступили к более усердному служению Господу, ибо мы словно перед подвигом во имя святого служения приуготовляем себя к противоборству с душевными искушениями, а посему уразумеем, что чем больше усердия мы будем прилагать ради своего спасения, тем большим нападкам и искушениям будем подвергаться от наших неприятелей. Однако Тот, Кто выступает на нашей стороне, сильней того, кто против нас, и мы становимся сильнее благодаря Тому, на Чью силу надеемся, ибо Господь допустил соблазнителю искушать Себя для того, чтобы мы получали назидание от примера Того, Чьей помощью защищаемся. Как известно, Он победил неприятеля не силой Своего могущества, а свидетельствами из Закона, чтобы тем самым большей честью увенчать человека и больше наказать противника, ибо враг рода человеческого преодолён как будто бы не столько Богом, сколько человеком. Он вступил в противоборство в те времена, чтобы после Него противоборствовали врагу и мы. Он одержал победу, чтобы и мы победили подобным же образом. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ никакого благочестивого деяния без искушения, веры без испытания, противоборства без врага и победы без сражения. Наша земная жизнь протекает среди многочисленных искушений и духовных браней, поэтому если хотим избежать соблазна, должны бодрствовать, и если хотим побеждать, должны вступать в сражение. Посему и мудрейший Соломон говорит: Сыне, приступая к служению Богу, приготовь душу твою к искушению 3 . Муж, исполненный Божественной премудрости, знает, что духовное делание не бывает без борьбы, поэтому, предвидя сражения, заранее увещает того, кому они предстоят, чтобы искуситель не застал врасплох беспечного и не нанёс ранений неготовому.

http://pravmir.ru/propovedi-na-svyatuyu-...

Итак крайне постыдно, что, тогда-как эти люди, для тленных и земных вещей, решаются перенесть всякой труд, мы, чающие божественных и превышающих разумение плодов, не с радостию сретаем это время, которое предшествует святому празднику нашему, и которое, хотя воспрещает нам, излишество в пище и питии, но за то обогащает нас духовными дарованиями. Посему, когда самое время возбуждает нас к мужеству, никто не предавайся неге, напротив, бодро иди, куда ни поведет Господь. А я считаю должным (опять) сказать то, что Бог вещал устами Иеремии: «возмите оружие и щиты, и идите на брань, оседлайте кони, и вседайте всадники, и станите в шлемах ваших, уставите копия, и облецытеся в броня ваша» ( Иер. 46, 34 ). Ибо надлежит нам с усердием и великим мужеством восстать против удовольствий, влекущих ко греху, и, облекшись в духовное всеоружие, сражаться со страстями, так как божественный Павел пишет: «плоть похотствует на духа, дух же на плоть» ( Гал. 5, 17 ). Они друг другу противятся, – и когда одолевает плоть, то побежденный (дух) становится гнусным и нечистым и всякой грязи сквернейшим; напротив, когда плоть побеждаема бывает и покоряется духу, то победителям даются блистательные и вожделенные венцы: ибо они тотчас будут чисты от скверны, удалены от порока и украшены блеском добродетелей. А я думаю, мы должны всеми силами уклоняться от того, что наносит вред, и блюсти себя от зла, а напротив пещись о том, что заслуживает удивление. Ибо никто, конечно, не станет оспоривать того, что доброе здравие тела есть вожделенное благо. Когда же случится нам заболеть, мы тотчас посылаем за искусным в лечении врачем, который умеет припадкам болезни противопоставить пособия своего искусства, а вместе с тем, отказавшись от угождения чреву, как бы заграждаем самый источник болезни тем, что избегаем пресыщения, и чрез малоядение устраняем то, что причиняет вред. Вот какое мы употребляем старание о теле! Но если мы увидим болящим то, что несравненно превосходнее тела, то есть, душу, и потом станем изыскивать способ к восстановлению ее здравия, а сие не иначе может быть, как только чрез воздержание: то как же мы не примем с охотою пост, если только мы в добром уме и здоровье ценим выше болезни? Итак очистим себя от всякой скверны плоти и духа, как написано, памятуя, что Бог говорит чрез Пророка: «будите святи, яко свят есмь Аз» ( Лев. 11, 44 ), и чрез одного из святых учеников: «братие, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Петр. 2, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Итак, тот крепкий властитель, кто силен одолеть самого себя, противиться собственным страстям, угашать в настоящей жизни разжжение страстное и греховное. Хорошо об этом говорит и Приточник: «Долготерпеливый муж лучше храброго» ( Притч. 16:32 ), – долготерпеливый, то есть не только претерпевающий оскорбления от людей, но и побеждающий терпением свои страсти, лучше крепкого. В некоторых переводах к этому прилагается и следующее: «И муж, господствующий над сердцем своим, лучше завоевателя городов», – то есть более крепок тот муж, который господствует над своим сердцем, чем тот, который побеждает и разоряет укрепленные города. Итак, теперь понятно, что крепким властителем поистине может быть назван тот, кто обладает собой, кто одолевает свои похоти, крепко и мужественно противится своим вожделениям, сопротивляясь даже до крови, подобно тем святым, которые решили лучше страдать и умереть, чем, погубив свое целомудрие, быть побежденными и оскверниться плотскими греховными страстями. Обратим же к себе самим очи наши и с рассуждением посмотрим: есть ли в нас какая-либо крепость? Обладаем ли мы собой? Владычествуем ли над своими страстями? Нет! Мы, как немощные, падаем побежденными, ибо в нас столь сильна сила и владычество греха, царствующего в членах наших, что мы отнюдь не можем и даже не хотим освободиться от него, побеждаемые грехолюбием. Нрав греховный уже отнимает у нас душевные силы – память, волю и разум – и делает нас своими рабами, пленниками, скотами несмысленными. Отнимает память, так что мы не помним о Боге: «Нет Бога пред нами», и потому «оскверняются пути наши на всякое время» ( Пс. 9:25–26 ), и мы уподобляемся тем двум скверным старцам, о которых пишется в книге Данииловой: «Отвратили ум свой и уклонили очи свои, чтобы не смотреть на небо» ( Дан. 13:9 ). Сила привычного греха отнимает волю, как у рабов: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2:19 ), и как у связанных пленников, ибо каждый связывается узами своих грехов; отнимает разум и соделывает как бы неразумными скотами. " Сравнялся, – говорит Псаломник, – с несмысленными скотами и уподобился им» ( Пс. 48:13 ). Сила греховная настолько господствует в нас, что отнимает у нас голову и руки и делает нас как бы бездейственными идолами, ибо, постоянно совершая те же грехопадения, мы разбиваемся, как идол, падающий со своего места. И вот вам, столь немощным и подчиненным греховным навыкам, дарована свыше сила – Одигитрия, крепкая Владычица, Небесная Царица. Крепкая, ибо во утробе Ее вселился «Господь – крепок и силен, Господь силен в брани» ( Пс. 23:8 ). Крепкая, ибо не победило Ее никакое беззаконие: не только грех прародительский, но и никакой другой простительный не коснулся и не одолел Ее, и соделалась Она Владычицей всего создания, всеми обладающей и укрепляющей всех служащих Ей. И если мы прибегнем к Ней усердно, она «укрепит нас силою свыше» (ср. Лк. 24:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кондак 5 Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа. Икос 5 Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут. Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся. Огнь Божественный - Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Кондак 6 Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла есс от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотро-ковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость - Христа плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

http://pravicon.com/info-1199

Кондак 5 Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа. Икос 5 Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со архангелы и ангелы благодарную Ти песнь воспеша. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся, Огнь Божественный, Христа, неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Кондак 6 Проповедник неоскудеваемыя бла­годати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Царя, Дево Богоотроковице, просве­щающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Пре­мудрость, Христа, плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подо­бает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце пола­гающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многие, желая сохранить себя от них, бежали в пустыни, в горы, пещеры, чтобы не видеть и не слышать сих мирских соблазнов, так как пребывающему между сими соблазнами трудно спастись. Ибо если и на невидящих мира и жительствующих в пустынях восстают многие страсти, и некоторые ставят препятствие для спасения, то тем более среди рода строптивого и развращенного пребывающих они одолевают, побеждают и губят. Один старец, живший в скиту, находившемся в Египетской пустыне, однажды пошел в Александрию, чтобы продать свое рукоделие; увидев там юного инока, вошедшего в корчемницу, он сильно опечалился и подождал его на улице. Когда тот вышел, он взял его одного и наедине сказал ему: разве ты, брат, не знаешь, сколь многочисленны диавольские сети, и не разумеешь того, что мы и чрез зрение, и чрез слух, и чрез примеры повреждаемся в городе? Ты же, будучи юным, ходишь в корчемницу и там видишь и слышишь то, чего ты не желал бы ни слышать и ни видеть. Умоляю тебя, чадо мое, бежи в пустыню, где ты можешь с Божиею помощью спастись. – Отвечал ему юный инок: отойди, почтенный старец, Бог ничего не ищет, но только одного – чистого сердца. -Тогда старец, воздев руки к небу, сказал: слава Тебе, Боже, вот я прожил в скиту пустынном 55 лет, а чистого сердца не стяжал! – Сказав сие, старец дивился и не верил, чтобы кто-либо, живя так среди мирских соблазнов, возмог стяжать чистое сердце. Более же всего причиною смущения человеческого сердца помышлениями бывают частые беседы с женским полом и дерзновенное зрение женского лица, и если не в то самое время, в которое кто-либо беседует и взирает, то впоследствии виденный образ начертывается умом в сердце, и рождаются небогоугодные помыслы; тогда душа бывает осквернена, хотя тело и чисто. Хорошо советует святой Исидор Пелусиот некоему лицу, говоря: «Бесед женских бегай, добрый муж! Но ты скажешь: хотя я и много беседую с ними, однако никакого отсюда вреда не получаю. – Пусть будет так, но я хочу, чтобы для всех было достоверно то, что водами камень стирается, утончается, а каплями дождевыми, постоянно на него капающими, пробивается. Рассуди, о чем я говорю: что тверже камня? Что мягче воды, лучше же водной капли? Однако постоянное прилежание и естество преодолевает. Если же природа камня, едва подвижная, страдает и уменьшается от той вещи, которая является ничтожеством (т. е. капли водной), то каким образом человеческая воля, по природе своей легко поддающаяся, может остаться целой, непобежденной и непревращенной от долгого обыкновения?»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По объяснению святых отцов, диавол, присужденный судом Божиим пресмыкаться по земле (на персех своих и чреве ходити будеши и землю снеси вся дни живота твоего ( Быт. 3, 14 ), употребляет все усилия, чтобы и человек постоянно пресмыкался по земле, чтобы он исключительно предавался заботам об устроении своего земного положения и погружался в искания одних удобств и наслаждений, вовсе забывая о Боге и об ожидающей его вечности. «Диавол, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – нападает снизу и... побеждает нас по той именно причине, что мы не стараемся сами подняться туда, где бы он не мог нас ранить. Ибо он не может подняться высоко, но пресмыкается по земле, и потому змей есть его образ. Что значит нападать снизу? Значит, одолевать посредством земного, посредством наслаждений, богатства и всего житейского. Посему если диавол видит кого парящим к небу, то, во-первых, не в состоянии напасть на него, а во-вторых, если и отважится напасть, тотчас сам падает; потому что, будь безопасен, у него нет ног... Не имей ничего общего с землей, тогда не нужен будет и труд. Диавол не умеет сражаться открыто, но как змей скрывается в терниях, так он всего чаще притаивается в прелестях богатства». Такой святоотеческий совет совсем не означает осуждения всякому земному попечению, всякому труду, имеющему своею целью обезпечение своего существования. Грех и опасность не в труде, а в исключительной и всецелой погруженности человека в одне материальные заботы при полном устранении интересов и запросов духа. Не означает он также и того, что якобы одни только богатые могут подвергаться искушениям всецелого пристрастия к материальным благам. Эти стремления не в меньшей степени могут быть свойственны и самым бедным. При полной нищете человека может охватить непреодолимое влечение к богатству, которое может развиться у него в болезненную страсть, не желающую знать никаких препятствий для своего удовлетворения и готовую на всевозможные преступления. Конечно, в такой душе при такой исключительной ея устремленности к материальным благам Бог жить не может. Нужно помнить, что Бог не столько отрицаем, сколько вытесняем из сердца человека пристрастием к материальным попечениям. Всякий человек, занявшийся всецело устройством своего временного положения по плоти и для плоти, непонятным и неприметным образом для себя развивает свое падшее естество; свою невещественную душу соделывает как бы вещественною... становится весь грех , весь – плоть, где уже нет места пребыванию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

После нескольких стычек, кончавшихся то с пользою, то с вредом для русских, русские перешли реку Прегель и на Гросс-Эгерсдорфском поле (близ деревень Гросс- и Клейн-Эгерсдорф) встретились с прусскою армиею под командой Левальда. Здесь произошло первое генеральное сражение. Сначала пруссаки одолевали и приперли русских к лесу, но за этим лесом стояло остальное русское войско; из него отряд под начальством генерала Румянцева пробрался через лесные заросли на выручку стесненному пруссаками русскому отряду. Пруссаки попятились, и вскоре их отступление превратилось в настоящее бегство. Русские потеряли в этой битве до пяти тысяч убитыми и ранеными, и в числе их генерала Василия Абрамовича Лопухина, которого чрезвычайно любили все подчиненные и разнесли о нем такую громкую славу, что имя его до сих пор осталось в народной песне, несмотря на множество последующих войн и геройских подвигов русских полководцев. Смерть его очень напоминает смерть древнего греческого героя Эпаминонда. Раненый смертельно и схваченный в плен, он был отбит своими уже полуживым и спокойно испустил дыхание, когда узнал, что русские побеждают. Пруссаки в Гросс-Эгерсдорфской битве потеряли до трех тысяч убитыми и ранеными . До 22-го августа войско стояло на поле победы и праздновало свое торжество над неприятелем. Когда, наконец, в вышеозначенный день на заре забили генеральный марш, все были уверены, что фельдмаршал двигается для овладения Кенигсбергом. Фельдмаршал хотя и двинулся, но чрезвычайно медленно, беспрестанно останавливался и напрасно мучил солдат невыносимою жарою, господствовавшею в ту пору года. Русские проходили в сутки не более как от четырех до пяти верст. Дошедши до речки Ааля, фельдмаршал созвал на военный совет генералов и представил им, что за скудостью провианта и фуража нельзя идти далее в неприятельской стране - и остается вернуться назад в Россию. Против этого сильно протестовал командир союзного саксонского войска Сибильский; недовольны были офицеры и в русском войске, но не смели противоречить воле начальника, предполагая, что он руководствуется высочайшим приказанием. 13, 14 и 15-го сентября русские переправились обратно через Неман. Возвратный путь их по неприятельской земле ознаменован был разорениями. " Мы, - говорит очевидец, - поступали как сущие варвары : жгли повсюду села, дворянские усадьбы и деревни; по нашим следам днем курился везде дым, а ночью повсюду виднелись пожарные зарева. И все это ради того, что два эскадрона неприятельской конницы следовали за нами для примечания наших движений, а наш фельдмаршал не мог того рассудить, что нам они ничего важного сделать не могут, и вместо того, чтобы послать часть войска и прогнать их, он рассудил за лучшее опустошать огнем и мечом все остающиеся позади нас места " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443420/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010