О Преображении Господнем Мудрость Божия, братья, учит нас не только словом, но и молчанием. И часто наука, которую мудрость Божия преподает нам в молчании, сильнее многих слов запечатлевается в наши сердца. Христос – Божия премудрость – рождается в Вифлеемской пещере, бежит в Египет от ножа Иродова, плотничает в Назарете, крещается в Иордане, искушается демоном на горе искушений, преображается на вершине Горы Фавор, стоит перед неправедными судьями и принимает удары и унижения, висит на кресте, восстает из гроба – и молчит. Во всех этих случаях – молчит. Но Его молчание преподает нам великую науку, блаженную науку – науку духовную. 1. Молчаливое рождение в Вифлеемской пещере учит нас тому, что когда мы смиряемся и умаляемся до праха земного, смиримся в любви к Господу, так же как и Он смирился и умалился из любви к нам, тогда в пещере нашего тела в глубоком молчании нашей души рождается новый человек, которому и люди и Ангелы радуются. 2. Молчаливое бегство в Египет от ножа Иродова учит нас тому, что и мы должны молча бежать от зла и говорить только о добре. Молчаливое и кроткое удаление из общества спорщиков, пьяниц, богохульников и убийц, и молитва за них принесет им и нам больше пользы, чем все пререкания, восклицания и увещевания. 3. Долголетний, молчаливый плотницкий труд Господа в Назарете учит нас, во-первых, тому, что честный ремесленник лучше бесчестного князя и что мы должны жить честным трудом, во-вторых, тому, что не нужно раньше времени спешить становиться учителем других, а заниматься своим делом с непрестанной молитвой и мыслью о Боге, пока Дух Божий не вразумит его открыть уста, чтобы давать советы ближним. 4. Молчание Господа во время Крещения на Иордане учит нас тому, что мы должны молча переносить умирание ветхого грешного человека в себе и со смирением дать благодати Божией омыть нас от греха и создать в нас нового человека, Христу подобного и Богу угодного. 5. Его молчание на горе искушений во время сорокадневного поста, молитвы и борьбы с диаволом учит нас многому. Когда нас одолевают искушения, это значит, что в нашу жизнь по Божьему попущению вмешалась диавольская сила, род сей побеждается не чем иным, как постом и молитвой. А молитва и пост теряют свою силу, если они не скреплены молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подпишитесь на наш Телеграм Только что прошла Неделя святителя Григория Паламы, может быть, «главного» богослова Православной Церкви. Жизнь его была весьма бурной: свидетель (а отчасти и участник) гражданской войны в Византии и вообще бурных политических, религиозных событий своей эпохи. В частности, в жизни святителя был и такой эпизод: он попал в плен к туркам. В «Письме своей церкви» святитель рассказывает о том, что он « понял в отношении Божественного Провидения, будучи уведен пленником в Азию ». Святитель пишет о том, что победа одной страны над другой (скажем, османов над ромеями) не говорит о нравственном и религиозном превосходстве победителя; скорее наоборот: « над большей частью мира господствуют чаще всего злые люди, рабы преисподней, силой оружия одолевающие соседей ». Вообще в принципе в мирской истории правят «злые люди», добившиеся господства «силой оружия». Таков падший мир. Сильные мира сего правят « войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей ». Войны, сила, насилие, победы, меч, грабеж, порабощение — вот характеристики мира сего, коему противостоит христианство: « учение Христа охватило все пределы экумены и господствует среди тех, кто воюет с ним, без всякого насилия и, скорее, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему, так что в этом заключается победа, мир победившая ». Итак, с одной стороны — господство насилия, а с другой — христианство как торжество над насилием, над силой, над войной. В войне никто не прав: а прежде всего не прав победитель: вот неожиданная мысль Паламы. Мир во зле лежит и побеждают в нем злейшие. Но христианство по ту сторону любых конфликтов, потому что оно вообще вне конфликта: «конфликт», «война» у христианства идет с «кофликтом» как таковым, «войной» как таковой. И «побеждает» христианство в этой своей «войне» кротостью, не-войной, анти-войной, предлагая альтернативу за предалами любых мирских конфликтов.

http://blog.predanie.ru/article/neskolko...

Речь о практической борьбе христиан с современными заблуждениями и пороками 42 . «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» ( Рим. 12, 21 ). В этом изречении Св. Апостола Павла указывается нам особенный род борьбы с заблуждениями и пороками века, которая повидимому позабыта многими из наших образованных людей, даже сохранивших в сердцах своих веру и любовь к Церкви. Эти лучшие люди нашего общества, к нашему утешению, с любовью встречают труды пастырей церкви и духовных писателей в борьбе с ложными современными учениями и учителями и желают умножения проповедников истины и успеха их усилиям, но они опускают из виду, что на них самих, как и на всех христианах, ученых и неученых, лежит обязанность принимать участие в борьбе за истину, если не словом, то делом. И эта борьба делом, доступная всем, тверже, глубже, плодотворнеее и решительнее, чем борьба одним словом. О словесной борьбе Св. Апостол Павел говорит ученому епископу Тимофею, а с ним, разумеется, и всем пастырям Церкви и ревнителям по вере Христовой, обладающим словом:„проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай с великим долготерпением и назиданием. Ибо будет время (а для нас оно уже и настало), когда здравого учения принимать не будут, но, по своим прихотям, будут избират себе учителей, которые бы льстили слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к „басням» ( 2Тим. 4, 2–4 ). Но тот же Апостол говорит всем христианам: „не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Что это значит? То, что как истина учения Христова в устах проповедников противопоставляется заблуждениям человеческим и побеждает их, так и христианское добро, или добродетели всех верующих, противопоставляются грехам и порокам современников и одолевают их. Первый способ борьбы с заблуждениями и пороками называется, и есть словесный, а второй –деятельный, практический. Конечно, желательно, чтобы тот и другой род борьбы, -делом и словом – сосредоточивался и в каждом отдельном борце за веру и добродетель. Но это соединение в полной мере недостижимо для людей обыкновенных, а указано нам в избранниках Божиих, каковы Пророки и Апостолы, и великие праведники, а в высочайшей степени в двух законодателях Церкви Христовой, – в Моисее, верном служителе в доме Божием ( Евр. 3, 2 ) и в Иисусе Христе Сыне Божием – в Самом Владыке дома Божия, Основателе Церкви ветхозаветной до своего воплощения, и Создателе Церкви новозаветной в Богочеловечестве, по воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Диавол Лукавый очень слаб Однажды мы шли по направлению к площади Омония 35 , на которой в это время только что закончилась какая-то демонстрация. Один из пожарников, которые, наводя чистоту, из брандспойтов поливали площадь, по ошибке слишком высоко поднял шланг и облил своего товарища. Тот в свою очередь направил свой брандспойт в сторону неловкого друга, и они стали в шутку поливать друг друга водой, кто кого больше намочит. Но у одного из них шланг был толще, в нем было большее давление, чем у другого, так что когда струи из брандспойтов скрещивались в воздухе, этот пожарник всегда выходил победителем. Наблюдая эту сцену, отец Порфирий сказал мне: «Видишь, что там происходит? Сильный одолевает слабого. То же самое происходит и в жизни верующего, который побеждает врага рода человеческого, потому что Христос всесилен в сравнении с лукавым, который очень слаб». Эгоизм, упрямство, сатана На вопрос об одном человеке, который, когда с ним случилось искушение, попал в ловушку своих собственных страстей, Старец ответил: «Я вижу, что он мудрый человек, в нем есть много хорошего. Но в этом искушении он потерял терпение, вышел из себя и позволил, чтобы то зло, которое в нем есть, одержало верх над добром. Он дал волю эгоизму, упрямству, сатане». Этот человек пал, потому что вооружился против искушения нетерпеливостью и эгоизмом. На его примере отец Порфирий показал нам, какое значение имеют добродетели терпения и смирения в преодолении очищающих нас от страстей испытаний. Зажжем свет, и тьма уйдет сама В одной из своих бесед Старец сказал нам: «Зачем мы гоним тьму? Давайте зажжем свет, и тьма уйдет сама». Эти его слова нашли в нас живой отклик. На обратном пути из исихастириона мы с воодушевлением их обсуждали, хотя и не могли постичь во всей полноте. Ведь мы оставались лишь на уровне слов и выражений, тогда как отец Порфирий доходил до самой их глубинной сущности в невыразимом опыте своих духовных переживаний. Когда Старец говорил: «Давайте позволим Христу вселиться в нашу душу, и демоны сами оставят ее», – для него это вселение не было лишь потенциальной возможностью, он действительно переживал его. Виноваты родители. Надо много молиться и проявлять любовь

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Подпишитесь на наш Телеграм «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так», — говорит Бог; «Тебе дам власть над всеми царствами вселенной и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее», — говорит Сатана: православие антиавторитарно. «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара» и «если кто приходит ко Христу и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть учеником Христа» : православие антинационалистично. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «дела плоти известны; они суть: вражда, ссоры, гнев, распри, разногласия, ненависть, убийства и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» — и если Новый Завет, мол, про «личное и духовное», а не про «общественное и реальное» то процитируем святителя Григория Паламу: «над большей частью мира господствуют чаще всего злые люди, рабы преисподней, силой оружия одолевающие соседей, побеждающие войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей. Учение Христа охватило все пределы экумены без всякого насилия, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему» : православие антимилитарно. Православие антиавторитарно, антинационалистично, антимилитарно: это истина ясна, как ясен сам свет; почему же тогда в странах православной культуры не блокированы авторитаризм, национализм и милитаризм — и даже более — почему зачастую авторитаризм, национализм и милитаризм получают в этих странах даже и некое правосолавнообразное оправдание? — над этим часто задумывались российские православные христиане, некоторые тексты которых составили нашу нынешнюю подборку: тема громадна, мы выбрали лишь немногие тексты, разбив наше изложение на 12 главок и три части. Классические тексты I.

http://blog.predanie.ru/article/natsiona...

Поучение 1. Каково устроение христианства 1. ВОПРОС. Почему Павел говорит: Язычники, не имеющие закона, ...сами себе закон ( Рим. 2:14 )? Если они не имели (естественного) закона, то как стали законом для самих себя? ОТВЕТ. Изречение это требует разбора: внутренний человек (наш) помрачился (грехом) и не помрачился, ослеп и частично остался с отверстыми очами, он – мертв и живет в естестве. Никто не может войти в жизнь (вечную) ( Мф. 18:8, 19:17 ) помимо многих испытаний, искусов и поношений. Таким образом, храмина наша должна войти в Царство (Небесное) ( Мф. 19:24 ), лишь подвергнувшись искусу, – никто из неискусных не входит туда. Вот, например, твердая глина: горшечник кладет ее в огонь, затем вынимает, обстукивает молотком и снова кладет в огонь до тех пор, пока она не станет мягкой и из нее можно будет сделать ценный сосуд, годный для услужения владыке. Или воск: на холодном воздухе он тверд, но положенный в огонь начинает мягчать и быть податливым – тогда и принимает он отпечатление и совершенный образ печати. Так и сама душа нуждается в обильном воспитании – много раз ее (следует) вносить в огонь и подвергать испытаниям, чтобы на ней мог отпечатлеться совершенный образ Христа и печать небесная. И горшечник (не раз) ввергает сосуды глиняные ( 2Тим. 2:20 ) в огонь и воду – там одни из них становятся пригодными для употребления, а другие расторгаются и разрушаются. Так и вступающих в испытания и искусы брани (ждет) одно из двух: либо они побеждают, либо падают и гибнут, удаляются от Бога и становятся чуждыми (вечной) жизни. Выдерживающие же испытания и скорби падают и вновь восстают, остаются до конца несгибаемыми и непобедимыми и получают венки победителей. Такова искусная душа: она падает и восстает, созидает (храм свой), одолевается (бесами), и так до тех пор, пока не получает награды своей. Ведь если обратимся к вещам зримым, то (мы увидим), что много детей одновременно ходят в школу, но одни из них – недисциплинированны, другие – актерствующие, третьи – разнузданы, четвертые – ловкачи и лишь пятые – усердны в занятиях и обязательны. Так и в монастырях: много живущих в них совместно братии, но одни из них, благодаря свободе воли, входят в жизнь (вечную), а другие нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Слово 27 (1) Душеполезные наставления всякому христианину. 1. Возлюбленные в Господе, братия мои! Послушайте, прошу вас, что, по долгу моему, каждодневно предлагаю вам в слове; с радостию примите подаемые мною вам наставления, как душеспасительные, и позаботьтесь с усердием исполнить их для вашего же собственного блага. Посмотрите, как лживы и непостоянны блага мира сего, а между тем как мало людей, которые бы не были ими увлекаемы! Как мало таких, которые бы ни сластолюбием не были порабощаемы, ни желанием славы людской не одолеваемы, ни сребролюбием не побеждаемы, ни терниями забот и попечений житейских не уязвляемы! И вот причина, почему так непостоянен и удобопревратен помысл человеческий! Он может установиться и стоять на одном только тогда, когда отвергнет все тленное, тварное и видимое, прейдет окружающую его тьму и срастворится с вечным, невидимым, постоянным и пребывающим. Ибо каково то, чем занят бывает помысл, таково бывает и состояние помысла: занимаясь постоянным, он постоянствует; занимаясь непостоянным, волнуется. Треволнения мира показывают, что блага его – не настоящие блага, а треволнения помысла дают разуметь, что состояние его – не достодолжное. Но каков помысл здесь, такова будет участь души там. Озритесь окрест и рассмотрите: все в мире сем треволненном начинает быть и престает, – здесь начинает быть, здесь и престает; но душа человеческая, яко сила – единая между видимым невидимая, между телесным – мысленная, начиная быть здесь, не престает здесь, но преходит инуды, яко бессмертная. Пока она находится в теле сем, посредством тела видит и познает вещественное, но коль скоро отделится она от тела, в тот самый час отделяется она и от сношения со всем вещественным, перестает видеть то и помышлять о том, а вступает в соотношения с невидимым и мысленным, и тем занята бывает. И если она сияет светом заповедей Христовых, то вступает в беспредельный свет Всеблагого Божества и начинает вкушать великую и нескончаемую радость; если же окружена мраком прегрешений, то отходит – увы мне! – в нескончаемый мрак, растворенный с жгущим огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Разделы портала «Азбука веры» Саваоф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств», множественное число от «цава» – воинства) – одно из имен Бога , подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира. В Библии воинствами называются войска (например, в Исх.6:26 ; Чис.31:53 ), звезды и планеты, ангелы ( Втор.4:19, 17:3 ;  Дан.8:10 ; 3Цар.22:19 ; 2Пар.18:18 ; срав.  Ис.24:21 ). Имя Божие Господь Саваоф отражает Божественную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф приложимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что прикровенно указывает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис.6:3 ). Если Господь — Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)? В отношении созданного мира Всемогущество Божье проявляется в том, что никакое творение в отдельности, ни всё оно вкупе не в состоянии противодействовать Его святой воле ( Быт.17:1 ), причём творение не может не только препятствовать Богу осуществлять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруднять. Воинства нечестивцев, равно как и одиночные враги  Церкви  Божьей могут одолевать верующих только в той мере, в какой попускает Господь. Степень этого попущения  всегда зависит от общих и частных целей Вышнего Промысла , ведомых, в полноте, только Господу. Например, иногда Бог, попускает врагам одолевать верующих тогда, когда те, в силу различных причин, отступают от соблюдения требований Его нравственного закона. В этом случае нечестивцы могут использоваться как орудия Справедливого Божьего гнева . Вместе с тем, они могут служить к вразумлению, воспитанию, возвращению верующих в русло нормальной религиозно-нравственной жизни. Скажем, во времена Ветхого Завета, в период Судей, Бог попускал язычникам притеснять и одолевать сынов Израиля . Испытывая в бедствия и несчастья, и не имея сил самостоятельно оградиться от них, евреи начинали искать помощи и защиты у Господа и вновь обращались к истинной вере. Тогда Бог, по Своей милости, воздвигал им особых правителей, судей, через которых налаживал их социальную жизнь.

http://azbyka.ru/savaof

Епископ Назарий: Александр Суворов должен покоиться в храме, а не в музее мая 2014 День памяти великого русского полководца Александра Суворова (1729-1800) отмечается 6/19 мая. Незадолго до 214-й годовщины кончины генералиссимуса, в День Победы , были объявлены результаты интернет-голосования на звание лучшего полководца России всех времен - им назван Александр Суворов. Исторический конкурс " Имя Победы " проводился Российским военно-историческим обществом и крупнейшим государственным медиахолдингом ВГТРК. В нем приняли участие более 5 млн человек. Комментируя еще одну, посмертную победу Александра Суворова, не проигравшего и при жизни ни одного сражения, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий отметил, что автор " науки побеждать " прежде всего был благочестивым христианином и воином Христовым. Он учил своих " солдатушек " одолевать врагов Отечества силой духа, побеждая сначала собственные грехи и страсти. Самого полководца всегда сопровождал походный храм, он начинал сражения, усердно помолившись Богу. Далее владыка Назарий отметил: " Ко мне приходит много писем с предложением о канонизации Александра Васильевича. Этот вопрос - в компетенции Синодальной комиссии по канонизации. Но я уверен, что до тех пор, пока полководец будет лежать в музее, Господь не благословит нас на то, чтобы мы боролись за его прославление в лике святых. Память великого угодника Божия должна быть увековечена так, как он этого достоин. Мы не раз поднимали проблему " музеефицированности " места упокоения Суворова и других великих сынов Отечества в Благовещенской усыпальнице, которая по сей день принадлежит Государственному музею городской скульптуры. Уместно ли возможному будущему святому покоиться в музее? Признавая преступления прошлого, недопустимо пользоваться их плодами. Пользуясь плодами грабежа и вандализма 20-30-х годов, от которых до сих пор страдает Церковь, мы солидаризируемся с их организаторами и исполнителями. Надо признать ненормальным положение вещей, когда первый храм Александро-Невской лавры, по которому она названа, не принадлежит Церкви, а является музеем. Позорна и кощунственна ситуация, когда для входа в Дом Божий и для поклонения праху защитника Отечества требуется платить деньги.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=529...

Мужество Свойство мужества состоит не в том, чтобы побеждать и одолевать ближнего, это есть дерзость, стоящая свыше мужества, и не в том, чтобы, по страху искушений уклоняться от... добродетелей, это, напротив, боязнь, находящаяся ниже его, но в том, чтобы пребывать во всяком деле благом и побеждать страсти душевные и телесные, потому что несть наша брань к крови и плоти, т. е. к людям... но к началом и ко властем ( Еф. 6, 12 ), т. е. к невидимым демонам. И побеждающий мысленно побеждает, или бывает побеждаем страстями (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 92). Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более (прп. Антоний Великий , 89, 110). Источник. Мужество сердца есть помощь для души, после Бога... (прп. авва Исаия , 89, 349). Кто благодушествует и мужается в опасности, тот если и умирает, то умирает как доблестный, а если остается живым, то делается славным. Поэтому, если и смерть знаменита, и жизнь славна, то славный мужеством своим приобретает себе две выгоды, равно как малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна (прп. Ефрем Сирин , 34, 86). Источник. ...Смелость (θρσος) и дерзость (θρσος), хотя близки по имени, однако же всего более различны между собой по действиям; я разумею мужество и трусость. Быть смелым в делах, требующих отважности, есть знак мужества, тогда как ослабевать есть знак боязливости. Но идти и бросаться туда, где больше опасности, а не удерживаться, есть знак дерзости, тогда как уклоняться есть знак осторожности (свт. Григорий Богослов , 12, 185). Источник. Мужество есть твердость в опасностях... (свт. Григорий Богослов , 16, 337). Источник. Хвалю... благородство и высоту мыслей у стоиков, которые говорят, что внешнее нимало не препятствует блаженству, и что человек доблестный блажен, хотя бы жгли его в фаларидовом быке1. А посему, как дивлюсь тем, которые у нас шли на опасности за дело прекрасное или мужественно переносили бедствия, так дивлюсь и тем из внешних, которые близко подходили к нашим... (свт. Григорий Богослов , 17, 274). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010