21-23 февраля 2011 года в Вязьме прошел организованный Фондом Феодора Стратилата шахматный турнир ветеранов Москвы и Смоленской области. Дни проведения турнира были выбраны не случайно: 21 февраля — память великомученика Феодора Стратилата, который является покровителем православного воинства, а 23 февраля — День защитника Отечества. Столицу представляла команда шахматного клуба «Цейтнот», сборную ветеранов Смоленской области — шахматисты из Смоленска, Рославля и Вязьмы. Московские гости-ветераны ознакомились с Вязьмой и музеем-усадьбой «Хмелита», побывали на местах боев Великой Отечественной войны, посетили храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата в деревне Мартюхи. Историческая справка: 7 октября 1941 года под Вязьмой немецкие танки замкнули кольцо окружения, в котором оказались 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк и управления 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий Западного и Резервного фронтов. Войска под командованием генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина 11 октября предприняли попытку прорыва в районе села Богородицкое. Но выйти из окружения удалось лишь отдельным частям; генерал Лукин вместе со штабом группировки попал в плен, а точные цифры наших потерь неизвестны и сейчас (считается, что число погибших могло достигать миллиона солдат и офицеров). Одна из крупнейших трагедий Великой Отечественной войны сохранилась в истории под названием «Вяземский котел».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/zhenskij-odigitrievski...

И с той минуты, как только послали лошадей, он открыл свое желание сестрам своим и зятю, которые, любя этих девиц как родных дочерей, весьма огорчились, но, имея к отцу Зосиме любовь и благоговение, как к угоднику Божию, не смели противоречить. Он требовал, чтобы они помогли ему убедить девиц, от чего те со слезами отказались. Он, взяв обещание, что родные, по крайней мере, не будут ни советовать, ни отговаривать, заперся в отведенном для него покое, молился, постился и писал увещания для племянниц. Через три дня утром они приехали. В первые минуты свидания радость и какой-то страх овладели ими, со слезами упали они к ногам его. Он обнял их, как отец родной, с радостью великой и с рыданием. «В них я вижу возлюбленного брата моего Илью», – сказал отец Зосима. И не смог выдержать более, немедленно начал открывать племянницам свое желание такими словами: «Где ваши родители? Точно и не было их! Так все умрем, и кто что имеет в мире, все и поневоле при смерти оставляет. Но как блажен тот, кто добровольно оставит мир для Бога!» Слезы лились из глаз его и, как небесный дождь на иссохшую землю, падали на юные сердца, огорченные скорбными обстоятельствами сиротства, которые, конечно, были попущены Промыслом Божиим для того, чтобы отторгнуть любовь их от суетного мира. Отец Зосима продолжил бы еще свои увещания, но Господь, творящий волю боящихся Его и молитву их слышащий, сотворил чудное действие Своего милосердного всемогущества. Обе девицы, заливаясь слезами, прежде меньшая, а потом тотчас же и старшая, отвечали единодушно: «Мы понимаем вас, мы согласны, мы готовы». Отец Зосима, вне себя от радости, стал молиться и громко в восторге прочитав: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу...», снял со стены образ Богоматери, не рассмотрев даже какой (оказалось, что это была Одигитрия Смоленская), благословил их. Это все было в комнате его сестры, в ее присутствии. Она сидела в молчании и в сильной грусти, но когда увидела, что уже все решено, то зарыдала и упала почти без чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В биографии известного православного писателя С. А. Нилуса есть повествование об исцелении его супруги от тяжкого недуга и связанного с этим другого чуда, а именно — его избавления от многолетнего порока курения. «…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! — это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. О. Варсонофий запретил мне даже и делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…». Это было сказано в 1й ч. «На берегу Божьей реки», стр. 230. Теперь следует посланная рукопись 32. «Придет ваш час,— сказал о. Варсонофий,— и куренью настанет конец». «Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь»,— по поводу того же куренья, от которого я никак отстать не мог, сказал мне о. Иосиф. И чудо это, по слову обоих старцев, надо мной совершилось. А было это так. Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так, что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в таинство брака, к которому мы оба в свое время приступали со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 г. жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 °С температура. И так и неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, тает, как восковая свечечка и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерно великой тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда.

http://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-du...

Реконструкция или машина времени Как сообщили ЦВ в пресс-центре Минкультуры, в этом году в реконструкции главного сражения Отечественной войны 1812 года приняли участие с обоих сторон 2000 пехоты, 300 кавалеристов, 400 артиллеристов и 30 артиллерийских орудий. Это члены более чем 100 исторических клубов, среди которых до 1000 человек приехали из-за рубежа: Белоруссии, Украины, Франции, Польши, Германии, Австрии, Чехии, Бельгии, Великобритании, США и Канады. 2 сентября 2012 года выдался не самым теплым осенним днем. Похоже, солнце взяло отпуск за свой счет, в воздухе висела сырая взвесь, то и дело накрапывал дождь. Однако это не смущало собирающихся на трибуны зрителей. Перед боем свои армии вместе со штабом объехали их главнокомандующие. Русскую - Михаил Кутузов, французскую- Наполеон. Перед русскими войсками пронесли икону Смоленской Божией Матери «Одигитрия». А потом началось самое главное. От пушечной канонады вздрагивали не только люди, но и лошади. Земля действительно дрожала. Низкий дым от орудий и пиротехнических взрывов, повисший в мороси над полем, не позволял различать, что собственно происходит. Зрителям пришлось доверять комментатору, который к сожалению был слышен только с правой стороны трибун. Но даже если вы хорошо знаете последовательность Бородинской битвы, было очень трудно понять кто, куда и зачем скачет и откуда в кого стреляет. Зато хорошо было видно, как периодически, сохраняя боеспособность, отступала наша пехота. Причем ее контратаки за дымом как-то не угадывались. В центре грохотала, по-видимому, батарея Раевского. Слева можно было смутно догадаться о сражении на Багратионовых флешах. Неописуемый восторг детей вызывали красавцы-гусары и драгуны в блестящих панцирях и шлемах, лихо проносившиеся мимо трибун группой до 10 всадников с саблями на голо. А кавалерийские стычки несмотря на туман, пробуждали в душе какой-то особый драйв, заставляя забывать про усилившийся дождь и напоминали лермонтовские строки: " Смешали в кучу кони, люди... " . Тем не менее либретто (боевые действия с 6 утра до трех дня) за полтора часа отыграли полностью. В частности это: бой за Бордино, за Семеновские флеши, батарею Раевского, кавалерийский бой, рейд казаков по тылам противника. Протяженность баталий составила 1 километр.

http://e-vestnik.ru/news/200_let_borodin...

По вражьему наущению, он не стал вкушать пищи, думая этим угодить Богу и впал в прелесть. О таком искушении о. Мельхиседеку было во сне откровение Божие. По пробуждении от сна, он, сотворив обычное свое правило, отправился в лес. Проходив более полусуток, он, наконец, при помощи Божией нашел эту хижину, сотворил молитву и начал стучаться в дверь. Не скоро пустынник отворил ему. Войдя в хижину, старец приветствовал его и облобызал. Затем они уселись. О. Мельхиседек мысленно просил Бога вдохновить его даром слова к уврачеванию впавшего в искушение брата. По некотором молчании старец Божий начал вопрошать пустынника: давно ли он здесь живет? какого правила придерживается в жизни? как и чем питается и пр. Такой умной и ласковой беседой старец совершенно оживил унылый дух пустынника. Затем он попросил у него чего-либо вкусить. Исаия предложил ему несколько сухарей и чашу воды, а сам стал от него поодаль. Старец Мельхиседек просил его разделить с ним трапезу. Исаия, боясь нарушить свой пост, отказался. Старец вторично просил его, хотя за святое послушание, вкусить с ним пищи. Тогда пустынник отведал пищи в самом малом количестве. За такое послушание он отогнал от себя беса, наложившего на него пост неистовый. Пустынник, уразумев самообольщение, усердно благодарил старца и просил принять его к себе в сожительство, обещаясь служить ему до конца своей жизни. Просьба его была принята. В недалеком расстоянии от келлии о. Мельхиседека спасался другой пустынник – Андрей, тоже постник, долгое время одержимый хулительными и блудными помыслами. Он испек себе хлеба из муки и пепла. Когда же он вкусил этой смеси, то утроба его затворилась, и сам он сделался недвижим. В то время было о. Мельхиседеку откровение через икону Смоленской Божией Матери Одигитрии, при следующих обстоятельствах. По окончании вечернего правила, старец задремал; в это время видит он во сне Пресвятую Богородицу. «Что спишь, старче, – рекла Она ему, – восстани и иди к пустыннику Андрею, он впал в прелесть и находится в опасном положении».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смоленская Зосимова пустынь Монахиням приходилось труднее. Они зарабатывали на жизнь тем, что стегали одеяла, вязали платки, выпекали хлеб, занимались своим маленьким огородом. Так, по окрестным селам и городкам расселились после закрытия обители в 1927 г . насельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Его игуменья со спасенными святынями обосновалась в Муроме, один из храмов которого, по воспоминаниям очевидца, “превратился в подобие маленького Дивеевского подворья”. Разъехались по окрестным деревням насельницы закрытого в 1920-х гг. московского Алексеевского монастыря, подмосковных Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни (закрыта ок. 1922 г .) и Борисо-Глебского Аносина монастыря (закрыт в 1928 г .). В Москве на чердак одного из домов по соседству с Рождественским монастырем перебралась после его закрытия одна из монахинь обители. Монахи и монахини старались поддерживать духовное единство своей распавшейся поневоле общины. Они сохраняли связь с игуменом или игуменьей обители, обращались за руководством к общему наставнику. По мере нарастания преследований общинки “домашних” монастырей дробились, связь между иноками ослабевала. Выжившие после отбытия заключения в 1930-е гг. снова находили приют при приходских храмах, где устраивались регентами, псаломщиками, бухгалтерами, сторожами и т. п. Важно отметить, что иноки и инокини закрытых монастырей, поселившиеся в селах, скоро оказывались своеобразным духовным центром деревни или целой округи. Особенно это стало ощутимо в 1930-х гг., когда храмы закрывались и “домашние” монастыри оказывались порой единственным местом, где можно было помолиться. Конечно, монахини не только организовывали домашние богослужения своих односельчан, но и помогали им советом, иногда выступали в качестве своего рода связных между ними и скрывавшимися от преследований священнослужителями. Социальный состав насельников “домашних” монастырей в целом повторял социальный состав дореволюционного монашества, которое в значительной своей части было крестьянским. Численность его к 1914 г . достигла почти 100 тыс. человек. Среди них были 11 845 монахов и 17 283 монахинь; 9485 послушников и 56 016 послушниц. Даже если предположить, что после выхода в мир от монашеского пути отошли все послушники и послушницы закрытых обителей, то тогда общее число насельников “домашних” монастырей составит почти 30 тыс. человек. На деле эта цифра была большей, так как послушники далеко не всегда уходили в мир, а в “домашних” монастырьках у монахов и монахинь появлялись новые ученики.

http://pravoslavie.ru/5411.html

Текст воспроизводит брошюру «Христианское воспитание детей». М., Синодальная типография. 1905. Стилистические особенности оригинала по возможности сохранены. В чем лучшее наследство для детей? В житии старца Зосимы, основателя Одигитриевской Зосимовой пустыни, что в 60 верстах от Москвы, есть такой рассказ. У родителей Зосимы было много детей; трое сыновей, из коих Зосима, в мире именовавшийся Захарией, был младшим, служили офицерами гвардии в Петербурге, а отец их был воеводою в Смоленской области. Братья были в столице, когда получили весть о смерти отца. Их любящие сердца горячо рвались ко гробу родителя и к пораженной горем матери, но они не смели ехать домой, пока не получили от матери письма, в коем она звала их к себе и приказывала им взять продолжительный отпуск для устройства имения. Три брата прибыли в дом родительский. Отец был уже похоронен. После первых дней печали и слез мать призвала к себе всех сыновей и сказала им: «Вы видите, дети мои, как я уже стара и слаба здоровьем, недолго мне остается жить; я желаю, чтобы вы, пока я жива, на моих глазах разделили все имение; тогда я умру спокойно, зная, что все вы останетесь без меня в мире и любви между собою: ведь раздоры бывают большею частию из-за имущества». Добрые дети, воспитанные в страхе Божием, желали исполнить волю матери как волю Божию; испросив ее благословение, они хотели уже приступить к делу. Но мать предложила им попросить себе в посредники дядю их, ее родного брата. — Нет уж, матушка,— отвечали сыновья: позвольте нам, чтобы только ваше благословение и братская любовь были между нами посредниками; других нам не нужно. Будьте покойны: мы не обидим друг друга. Мать помолилась, благословила их, и они приступили к делу. Мать ничего себе не взяла, три сестры, выданные в замужество, были награждены еще отцом; три невыданные замуж сестры девицы получили свою долю тоже еще при отце. Значит, надобно было делиться только троим братьям. Братья занялись расписанием своего имущества в большой комнате, отделенной только одной перегородкою от той комнаты, где была их мать, так что она могла все слышать, что говорят между собою сыновья.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

- измеримой — чтобы после завершения проекта можно было оценить, достигнут ли желаемый результат; - достижимой — чтобы вы действительно могли к ней прийти; - определенной во времени — чтобы было понятно, что все это возможно сделать за то время, которое у вас есть; - уместной, то есть она должна действительно решать обозначенную проблему. СПРАВКА Грантовый конкурс «Православная инициатива» зародился в 2005 г. в Приволжском федеральном округе как один из проектов Международной грантовой программы Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Направления конкурса: «Образование и воспитание», «Социальное служение», «Культура», «Информационная деятельность». С момента начала работы было подано 18 577 заявок, из них победили более 3800. Церковные организации среди победителей составили 44%. Средств гранта реализовано на 1,3 трлн руб. Максимальная сумма гранта — 1,2 млн руб. В конкурсе «Малых грантов» сумма гранта не превышает 120 тыс. руб. За 17 лет хотя бы раз в конкурсе приняли участие все регионы РФ, в их числе 80% епархий с территории Российской Федерации. Среди победителей число приходов (в партнерстве со светскими организациями) из малых городов и сел составляет около 25–30%. Ежегодно фонд конкурса составляет 100 млн руб. ДОБРОЕ ДЕЛА НА ВЫБОР Грантовый конкурс «Православная инициатива» — это широкий спектр социальных проектов, предоставляющих возможность найти и исполнить доброе дело по своим силам и знаниям. Но иногда эти проекты оказываются настолько востребованными в обществе, а их исполнители так входят во вкус, что их идеи живут и развиваются, встречая все большую заинтересованность, поддержку и помощь людей и организаций, обладающих разного рода ресурсами. О трех таких проектах мы и хотим вам рассказать. Милосердие без границ Когда Православное сестричество во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» г. Смоленска (далее «СмолМИЛОСЕРДИЕ») подало свою первую заявку на грантовый конкурс «Православная инициатива», у сестер уже был опыт кормления бездомных и ухода за лежачими больными в неврологических отделениях двух смоленских больниц. Вокруг «СмолМИЛОСЕРДИЯ» на тот момент сложился определенный круг волонтеров и благотворителей, стремившихся помочь людям в трудной жизненной ситуации.

http://e-vestnik.ru/interviews/konkurs_p...

Но этот естественный процесс образования одного государства ... очень усложнился ... благодаря соединению Литовского княжества с Польшею... Латинская пропаганда... должна была положить предел распространению здесь русской православной цивилизации. – Это не могло не раздражать русских жителей Литовского княжества...» (7). Итак, Михаил Осипович, будучи сам белорусом, воспринимал свою Родину как западный край русской православной цивилизации, а цивилизация – это церкви, школы, книгопечатание, братства, политическое движение за права русских в Речи Посполитой. Действительно, невозможно представить себе русскую (московскую!) интеллектуальную борьбу XVII века без Кутеинской типографии, «Новый Иерусалим» под Москвой – без изразцов гениального «ценинника» Степана Иванова Мстиславца по прозвищу Полубес. Точно так же нельзя представить себе белорусский православный храм без Смоленской иконы Богоматери – Одигитрии, дальнего отголоска Константинопольской святыни (значительная часть белорусских чудотворных и чтимых икон восходят к Смоленскому или сходным с ним первообразам). Цивилизационные закономерности гораздо устойчивее, чем экономические уклады и политические системы. Об этом, между прочим, хорошо знают наши враги. Ещё в 2002 году на Западе разрабатывались планы, на удивление похожие на те, что реализуются в эти дни. Судите сами. «Суть сценария (учений) такова. На обломках старого распавшегося государства разгорается кризис, начинается кровопролитный конфликт между субъектами демократических перемен. Одна из сторон (в данном случае сторонница «правильной» демократии), терпя поражение в ходе вооруженного конфликта, обращается за помощью в ООН. Генеральный секретарь просит НАТО провести операцию по урегулированию кризиса. Далее следует югославский опыт умиротворения воюющих и наказания виновных по уже известным стандартам и процедурам. В Генеральном штабе ВС РФ полагают, что роль агрессоров в этих учениях отводилась России и Белоруссии. В Минске придерживаются еще более жесткой позиции: польская часть «Сильного решения» негласно была спроецирована на развертывание операции непосредственно на территории Белоруссии, где, по замыслу натовских генералов, «вспыхнули беспорядки недовольного властью народа» (выделено мной – А.П.) .

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Сестричество З. п. существовало не только в рамках трудовой артели. После того как 3 авг. 1922 г. ВЦИК издал постановление, разрешающее верующим организовываться в религ. об-ва, было подано заявление о регистрации религиозного об-ва при церквах З. п. Согласно этому документу, в храмах обители служили священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Договор был подписан 22 марта 1924 г. (Там же. Ф. 2457. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-33). Инспектор Московского обл. земельного отдела отмечал: «В политическом отношении с/х артель Зосимова пустынь представляет из себя религиозную общину, состоящую почти из монашенок, выходцев из крестьянского сословия различных губерний, объединенных между собой на почве религиозных предрассудков, с самобытным укладом монастырской жизни и со строго централизованным управлением» (Там же. Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 276). Заседание по пересмотру коллективов Московской губ. 24 марта 1925 г. при участии представителя от ГПУ постановило артель «сохранить при условии проведения реорганизации путем исключения из состава артели монашествующих лиц, не имеющих избирательных прав, и изменения уклада жизни» (Там же. Л. 327). В 1928 г. в «трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь» состояло 166 чел. (Там же. Ф. 718. Оп. 1. Д. 324. Л. 19). Постановлением Президиума Московского Совета от 28 дек. 1928 г. артель была ликвидирована (Там же. Ф. 66. Оп. 19. Д. 346-А. Л. 1, 2). По свидетельству современников, в мае 1929 г. монахини были изгнаны милицией, поселились в окрестностях обители, занимались рукоделием, летом помогали крестьянам на полях. В 1931-1932 гг. 56 сестер, священники М. Виноградов и Д. Розанов были репрессированы, приговорены к ссылке в исправительно-трудовые лагеря, но большинству лагерь заменили высылкой в Казахстан. Известны имена 7 сестер, вернувшихся из лагерей, и 10 вернувшихся из казахстанской ссылки. Арестованная 25 мая 1931 г. игум. Афанасия (Лепёшкина) скончалась в ссылке в Казахстане. Уехавшая с игуменией по собственному желанию прмц. Евдокия (Бучинёва) скончалась на следующий день после игумении. Прмц. Мария (Портнова) была арестована 21 мая 1931 г., сослана в Казахстан, проживала в Павлодаре, 25 сент. 1937 г. была арестована вторично, расстреляна. Прмц. Магдалина (Забелина) в мае 1929 г. поселилась в дер. Новинской близ Наро-Фоминска. 22 мая того же года вместе с проживавшими с нею 3 сестрами была арестована, сослана в Казахстан, где скончалась.

http://pravenc.ru/text/200057.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010