Далее – о делах Премудрости: как она сохранила первозданного человека, от каких зол Бог спасает верующих в Него, и какие подает им блага, например Ною, Аврааму, Лоту, Иакову, Иосифу, израильтянам, которых Он избавил через Моисея от руки египтян; как извел для них воду из камня, и как послал ос на семь народов, впрочем, являя долготерпение, чтобы дать им время для покаяния, а народ свой научить через это быть человеколюбивым. Затем – о поклоняющихся стихиям, о жабах, осах, мышах, саранче, мошках, змеях; о почитателях идолов, сделанных из золота и серебра, или камней, или дерева; о том, что через древо (Креста) – спасение верующим; о тех, которые делают или украшают идолов; о всяком зле от идолослужения; о нечестивом богослужении и о том, сколько в нем зла; о горшечниках и глиняных идолах; о всех идолах, почитаемых язычниками; о свирепых зверях, змеях, кошках и подобных; о том, что Бог оказал благодеяние израильтянам, послав им вместо жаб коростелей; о том, как Он спас народ Свой от укушения змеями через медного змея, повешенного на кресте, а врагов их истребил змеями и мышами; как Он питал народ ангельской пищей, доставлявшей всякое наслаждение и приспособленной ко всякому вкусу; как Он послал на египтян град с огнем, для истребления идолов; как послал на египтян непроницаемую тьму со всеми ее бедствиями, тогда как святым своим явил свет в Египте и столп огненный в пустыне; как за умерщвление младенцев израильских постигли египтян смерть первенцев и потопление, а для израильтян вместо смерти первенцев даровано спасение кровью агнца; как в пустыне, когда умирали праведники, Аарон умилостивлял Бога молитвами и фимиамом, а когда гибли египтяне в Чермном море, гнев Божий был без милосердия, народ же (израильский) (перешел) необыкновенным путем; о том, что египтяне потерпели все это за ненависть к пришельцам, равно как и содомляне; и о том, что все стихии подчиняются Божественному управлению Христа, Который настраивает их, как Ему угодно, подобно тому, как гусляр настраивает струны гуслей. Таково все содержание книги Премудрости Соломоновой, называемой «сокровищницей всех добродетелей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Дальше идет обличение этой церкви, которая решила, что у нее все благополучно. Очевидно, в Лаодикии не было ни гонений, ни каких–либо особенных притеснений, не было ни расколов, ни лжеучителей, — все у них было благополучно. И вот, почувствовав благополучие, церковь начала деградировать. Ни с кем не воюя, ни от кого не обороняясь, она стала впадать в самодовольство, которое Господь обличает здесь самыми жестокими словами: «Ты… не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих». Эти прекрасные слова обращены не только к церквам, но и к отдельным людям. «Ты говоришь, «я богат… и ни в чем не имею нужды»…, а на самом деле так говорящий «жалок и нищ». Эти слова нам всем надо читать постоянно. Редко найдутся в пророческой книге столь лично направленные слова. Иронично обращение Господа к этой церкви, поскольку она считает себя богатой: «советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное…» (то есть веру, которая прошла через горнило); ты, нищий, считающий себя богатым, — поди купи веру, и белую одежду, то есть чистоту, и «глазную мазь», то есть исцеление от греха, и попробуй не бояться искушений. Тут же поясняется: «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Это слова из книги Притчей Соломоновых, они о том, что в трудностях .куется дух человеческий. Заключительные слова главы — одни из самых прекрасных в Новом Завете: «Се стою у двери и стучу»… Господь входит к каждому, кто откроет Ему дверь. Идея и чувство обитания Божия с людьми — это старая ветхозаветная идея. Бог пребывает с народом, Он, превышающий все земное, становится как бы земным. Он превращается в огненный столп, славу Свою, идет и белыми клубами опускается в скинию, Он осеняет храм. Храм означает, что люди собираются вокруг ковчега, где пребывает Бог. Но Бог не только здесь находится, Он находится повсюду, слава Его наполняет небо и землю, но здесь Его особое местопребывание, здесь Его скиния. «И слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины», — говорит апостол Иоанн. «Обитало» — в буквальном переводе — «построило скинию, построило шатер среди нас». Это общецерковный, общезаветный символ распространяется также и на духовную жизнь. «Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Два Ангела пришли в Содом вечером. Лот, племянник Авраама, сидел в это время у городских ворот; увидевши путников, он поклонился им до земли и упросил зайти к нему переночевать. Еще не легли они спать, как жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы он выдал им гостей. «Братья мои», упрашивал их Лот, «не делайте зла этим людям», и запер двери своего дома. «Ты пришлец, и хочешь учить нас», говорили содомляне, «за это мы хуже поступим с тобою, чем с ними» – и хотели выломать дверь. Но Ангелы поразили содомлян слепотою, так что они не могли найти входа в дом. Лоту же Ангелы сказали: «выйди со всеми близкими твоими из города, потому что мы истребим это место». Когда занялась заря, Ангелы вывели Лота с женою и двумя дочерьми за город, и один из них сказал Лоту: «спасайся на гору, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в этой окрестности». – «Владыко», заметил Лот, «мне не убежать до гор, а вот ближе маленький город (Сигор), я укроюсь в нем». – «Спеши туда», сказал Ангел, «ради тебя я не погублю этого города». Едва Лот достиг Сигора, Господь послал с неба серный огненный дождь и уничтожил нечестивые города – Содом и Гоморру, и всю окрестность их. Жена же Лотова не послушалась Ангелов: убегая, она оглянулась на горящие города и обратилась в соляной столп. На месте погибших городов образовалось Мертвое море, называемое так потому, что в его водах не может жить никакая рыба. В Мертвое море впадает река Иордан. 12. Жертвоприношение Исаака Аврааму было 100 лет, а Сарре 90, когда у них родился обещанный Богом сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил Авраама: «отец! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит Себе агнца», ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного своего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма одиннадцатая В наставление, Асафа, 77. 378 1 379 Внемли, народ Мой, закону Моему, приклони ухо твое к словам уст Моих! 2 380 Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира. 3 381 То, что слышали мы и познали, что отцы наши поведали нам, 4 Не утаится от потомков их; возвещу славу Господню, силу Его и чудеса, сотворенные Им. 5 382 Даровал Он откровение Иакову, закон положил Израилю, заповедав отцам нашим передать его сыновьям своим, 6 Да познают потомки, сыновья, еще не рожденные, и возрастут они, и поведают также сынам своим. 7 Да возложат на Бога упование свое и не забудут деяний Божьих, исполнять будут заповеди Его! 8 Да не будут, подобно отцам их, родом строптивым и дерзким, родом, что не сохранил правды в сердце своем и не был верен Богу духом своим. 9 383 Сыны Ефремовы, что напрягают луки и стреляют, обратились в бегство в день битвы; 10 384 Не сохранили они завета Божия, не захотели соблюдать закон Его; 11 385 И забыли благодеяния Его и чудеса Его, что явил Он им. 12 386 Чудеса, что сотворил Он пред отцами их на земле Египетской, на поле Танеос; 13 387 Разверз Он море и, как по суше, провел их; остановил воды, собрав их, словно в мехи; 14 388 И облако Его вело их днем, и всю ночь вел их столп огненный. 15 389 Расторг Он камень в пустыне и напоил их, точно из бездны великой; 16 390 И источил воду из камня, извел потоки водные. 17 Но продолжали они согрешать пред Ним, оскорбляли Всевышнего в пустыне безводной; 18 И искушали Бога в сердцах своих, испрашивая пищи, угодной им. 19 И клеветали они на Бога и говорили: «Разве может Бог даровать нам трапезу в пустыне? 20 Хотя ударил Моисей по камню, и потекли воды, и разлились потоки, но разве может Бог дать хлеб? Или даровать трапезу народу Своему?» 21 Услышал Господь и воззрел на них, и возгорелся гнев на Иакова, излился гнев на Израиля; 22 Ибо не веровали они Богу, и не ждали от Него спасения. 23 И свыше повелел Он облакам, и отверз Он врата небес; 24 391 И обильно, как дождь, послал им манну в пищу, хлеб небесный даровал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в Исходе ( Исх.3:2–7 ) явившийся Моисею Бог, нарицая Себя Иехова (сый), называется Ангелом: «Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи? Он же рече: не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». И здесь Ангел называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. И в Исходе ( Исх.14:19–20 ) Иехова – предводительствующий на пути в столпе облачном и в столпе огненном ( Исх.13:21 ), сей здесь называется Ангелом Божиим. «Взятся же Ангел Божий, ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади их, взятся же и столп облачный от лица их и ста созади их: и вниде посреде полка Египетска и посреде полка сынов Израилевых..» и о котором в стихе 19 и 20 говорится Ангел Божий, в стихе 24 тот же самый называется Господом и Богом. Вот слова Писания: «Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею... И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны... и избави Господь Израиля... и убояшеся людие Господа и вероваша Богу» ( Исх.14:30–32 ). Так же и Исх.20:1–12 Ангел Божий называется Господь Бог Израиля. Такое изменение имен мы наблюдаем и в Новом Завете. Стефан, защищаясь перед синедероном, говорит, что в пустыне и в купине глаголавший Моисею Ангел есть давший закон на горе Синай. Вот что в Деяниях апостолов мы читаем ( Деян.7:35–39 ). «Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьёю? Сего Бог через Ангела, явившегося ему в купине, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжении сорока лет... это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившем ему на горе Синай». О котором же на горе Синай Писание говорит, что Бог позвал Моисея и говорил с ним, святой Стефан называет Его Ангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

И далее мы читаем: Исх.15:7–9 . «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя». Здесь мы видим, что огненный столп посреди вод, стоящих стеною, по-прежнему угрожает египтянам. То есть Бог не только потопил, но и «попалил их, как солому». Здесь дается и объяснение, как воды могли стать стеною: «огустели пучины в сердце моря». То есть Создатель изменил плотность атомов воды. Но, несмотря на все, враг продолжает заклинать себя самого: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя»! «Враг не понимает силы таинства Господня, которая бывает от спасительного крещения для тех, кто верит и надеется на это таинство. Он еще думает, что грех продолжает господствовать над крещеными, так как и они искушаются немощью плоти. Не знает он, где и как совершается окончательно обновление всего человека, начало которому полагается в крещении, которое предуказывается здесь и содержится, как упование, твердою надеждой» 163 . Исх.15:10 . «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах». Когда человек гневается, его дыхание потоком воздуха с силою вырывается из его ноздрей. Сказано: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него» ( Пс.17:9 ). Дословный перевод здесь будет: «Поднялся дым из ноздрей Его». Конечно, все это очень антропоморфно, но как нельзя лучше передает атмосферу происходившего тогда. Подобное читаем и в Книги Иова: «От дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают» ( Иов.4:9 ). Дословно здесь: «От дыхания (из) ноздрей Его гибнут». «Наконец и сам Моисей говорит в песне: «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море». Ты видишь, что переход евреев через море, в котором египтяне погибли, а евреи спаслись, уже прообразует святое крещение. Так чему же еще мы поучаемся в сегодняшнем таинстве, как не тому, что вина потопляется и грех погибает, а благочестие и невинность преодолевают все?» 164

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И еще тот же св. Иоанн Златоуст о солнце замечает: «Смотри, какая странность в солнце. Огонь по природе стремится вверх, всегда сильно поднимается в высоту, постоянно рвется; и хотя бы ты употребил бесчисленные способы принуждения и насилия, он не может удержаться от стремления от земли вверх. Так, неоднократно взяв зажженную лучину и вдруг повернув ее вниз, мы не могли заставить огонь обратить стремительность свою туда же; он все поднимается выше, и снизу усиливается бежать вверх. А с солнцем Бог поступил совершенно напротив того: Он лучи его обратил к земле и заставил свет стремиться вниз, как бы приказывая ему: так смотри вниз, свети людям» с 1065]. О поражении первенцев египетских достаточно сказано при объяснении 8-го стиха предшествующего (134-го) псалма. Здесь же нужно сказать о том, как Господь Бог явил израильтянам новые и многие милости в том, что когда фараон, царь египтян, не хотел отпустить их из Египта, то Господь, чрез ангела погубляющего, поразил всех первенцев у египтян и как потом совсем избавил их от рабства египетского. Когда, по избиении первенцев, поднялся плач по всему Египту, тогда фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Выйдите из среды народа моего и пойдите совершить служение Иегове: а египтяне до такой степени торопили евреев, что они не успели испечь хлебов на дорогу, понесли тесто в квашнях, и уже на дороге напекли опресноков. Отпуская их, египтяне, по их просьбе, дали им немало серебряных и золотых вещей и одежды. Таким образом, Господь вывел израильтян из среды египтян, и совершилось это рукою крепкою и мышцею высокою. По повелению Божию, в воздухе явился столп, который днем был облачный и показывал им путь, а ночью становился огненным и освещал дорогу, дабы они могли идти и днем, и ночью. Следуя за столпом, израильтяне пришли на берег Чермного (Красного) моря и здесь расположились станом. Узнав, что евреи пошли к Чермному морю, египтяне погнались за ними. Со всею конницею и шестьюстами колесницами фараон догнал израильтян, когда они стояли у моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Из текстов, отрицающих возможность Боговидения, необходимо прежде всего привести следующее место Исхода ( Исх.33:20–23 ), где Бог говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Бог дает пройти Своей славе, одновременно закрывая стоящего в расселине скалы Моисея Своей десницей; когда же Бог отводит Свою десницу, Моисей видит Его сзади, так как он не смог увидеть Лица Его. В других местах Ветхого Завета ( Суд.6:22,13:22 ; Ис.6:5 и др.) мы видим то же утверждение: нельзя видеть Бога и остаться живым. Когда Бог сходит на гору Синай в густом облаке, среди огня, народ должен остаться в стороне, чтобы не умереть ( Исх.19:21 ). Когда пророку Илии является Бог , он закрывает лицо милотью ( 1Цар.19:13 ). 12-й стих 17-го псалма говорит, что Бог «мрак соделал покровом Своим». Мрак (хошек, в переводе Семидесяти: ( σκοτα, σκοτος)) означает тайну, например, в псалме 138 стихи 11–12. " Облако» ( γνοφος) имеет то же значение во 2-м стихе 96-го псалма 6 . Оно, кроме того, выражает тождественную неприступность, грозное божественное величие, tremendum 7 , но в то же время облако знаменует и присутствие Бога 8 . Столп облачный и огненный, шедший перед евреями по их выходе из Египта, открывает присутствие Бога и в то же время Его скрывает 9 . Новозаветные тексты еще более категоричны в смысле отрицающем. Так, св. апостол Павел говорит ( 1Тим.6:16 ): «Единый имеющий, бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может». Здесь идея бессмертия как бы сочетается с идеей Божественной непознаваемости. Он для смертного существа неприступен. Св. апостол Иоанн ( 1Ин.4:12 ) говорит: «Бога никто никогда не видел». Мы находим почти то же выражение в его Евангелии (1:18): «Бога не видел никто никогда», но здесь апостол дополняет: «Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил » (или, вернее, объяснил, раскрыл,) Ибо Слову свойственно выражать, раскрывать природу Отца. И далее ( Ин.6:46 ): «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца». Ту же мысль выражают синоптики ( Мф.11:27 и Лк.10:22 ). «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть». Эти последние тексты (св. Иоанн Богослов и синоптики), ограничивая видение и познание Бога внутренними соотношениями между Отцом и Сыном – Они Одни знают друг друга, – одновременно утверждают, что познание это может быть даровано и сообщено людям по желанию Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Изложение содержания. – По особому намерению, Господь, путеводительствующий Евреями, не повел их в землю обетования ближайшим прямым путем чрез землю Филистимлян, а путем необычайным, путем пустыни на юг к Чермному морю (13:17–18) 74 . Когда Фараон узнал об этом, то подумал, что Евреи заблудились в пустыне, а между тем страх от казней Божиих прошел и он стал жалеть, что отпустил Евреев: посему, собравши войско из 600 колесниц и множества конницы, он погнался вслед за Евреями, чтобы силою воротить их (гл.14:1–9). Евреи стояли станом при Чермном море на мысе, глубоко врезавшемся в залив, когда увидали за собою грозное войско Фараона. Они упали духом и возроптали на Моисея: зачем он вывел их из Египта; лучше им было работать на Египтян. чем погибать в пустыне (ст.10–12). Моисей убеждает народ ободриться и с дерзновением и верою ожидать спасения от Бога: «Господь будет сражаться за вас, а вы успокойтесь» (ст. 13–15). Народ в трепете умолк, молчал и Моисей, вознося сердечный вопль к Богу; только вдали виделось и слышалось приближение грозных колесниц Фараоновых. На молитвенный вопль Моисея Господь отвечал: «что ты вопиешь ко мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они шли. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (ст. 15–18). В то же время Ангел, путеводительствовавший Израиля в столпе облачном, двинулся и пошел позади Израильского стана, так что столп разделил Израильтян от Египтян и, будучи мраком для последних и освещая ночь для первых, не давал сблизиться двум враждебным станам (ст. 19–20). Моисей же простер руку на море, и Господь послал сильный восточный (слав. «южный») ветр, который разогнал воды и осушил дно моря, так что Евреи свободно прошли по сухому дну, а вода стояла стеною по правую и левую сторону. Египтяне услышали движение Евреев и во тьме ночи бросились за ними в погоню. К утру Евреи выходили на восточный берег залива Чермного моря, а Египтяне были в самой средине осушенного моря. Бог грозно взглянул из столпа огненного и облачного на Египтян, так что и они почувствовали грозное присутствие Бога Израилева и хотели бежать от поражающего их Господа; но было уже поздно: воды моря, по мановению руки Моисея, двинулись на свое место и покрыли Фараона с его колесницами и всадниками (ст. 21–29). В тот день (полагают что это был 21-й день Нисана, последний день праздника опресноков) Бог совершил окончательное избавление Евреев от Египтян; Евреи видели выбрасываемые морем трупы страшных врагов своих, что было ясным знаком «великой руки» Господа, поражающего врагов народа Божия; «и убояшася людие Господа, и вероваша Богу и Моисею, угоднику Божию» (ст. 30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

К Иоанну Крестителю приходят фарисеи и саддукеи (ст. 7). Иоанн указывает им на необходимость покаяния – т. е. отвержения от себя всего соблазняющего, – чтобы избежать «будущего гнева», и грозит им каким-то огнем (обозначим его буквою А), в который бросают дерево, не приносящее плода; это – то же, что в иных местах было обозначено как бесплодная ветвь, негодная одежда, строение из худого материала и т. д. Иоанн грозит также секирою, – то же, что в другом месте – «меч обоюдоострый». – За покаянием имеет последовать новый очистительный процесс: «Я крещу вас в воде покаяния, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (обозначим этот огонь буквою Б); лопата, (– как орудие разделения и очищения она имеет приблизительно тот же смысл, что секира и меч –), лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно свое, и соберет пшеницу (=«сам») в житницу («Небесный Иерусалим», «обитель» и т. д.), а солому (=неплодные ветви, и т. п.) сожжет огнем неугасимым (обозначим его буквою В)» ( Мф.3:11 ). Какой же это огонь? – Огонь А=огню В, как горение, постигающее то, что уже от брошено, уже из вергнуто «вне» или «кроме» , наподобие мякины при отвеивании. Тот и другой огонь сожигает то, что несовместно с пребыванием в Боге, что не имеет плотности бытия, что выталкивается из недр Троичной Жизни, как пробка из воды. Но – совсем иное, по-видимому, свойства огня Б. Как видно, это – не неугасимый огонь муки, но огонь очистительный, огонь отделяющий Божие от безусловно вне-божественного; другими словами, огонь Б есть тот самый, который довершает крещальный процесс, отделяя «самого» от ино-естественного, не-божеского наслоения на нем, – огонь, «осоляющий всякую жертву» ( Мк.9:49 ). Какой же это огонь? В крещении он не дается, о нем нигде не говорится применительно к фактически существующему крещению, и только Апостолы получили крещение огненными языками. Дух Христов, грядущий к грешной твари, будет тем огнем испытания, который все очистит, все спасет, все собою наполнит. Но то, что для «самого» является мигом очищения (огонь Б), для его греховной самости будет огнем мучения (огонь А и В). Тот и другой огонь – это разные аспекты одного и того же Божественного откровения, – откровения для твари Утешителя. Вечное блаженство «самого», и вечная мука «самости» – таковы две антиномично-сопряженные стороны окончательного, Третьего Завета. Таким образом, Откровение Вечной Истины обнаруживается в двойственном явлении: спасения-гибели, света-тьмы, духовности-геенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010