33 . По святом и спасительном дне Пасхи, со второго дня ее в каждый день седмицы, собираясь на святое место воскресения, будете слушать другие поучения, если Богу угодно будет. Из них вы узнаете изъяснение всего того, что с вами происходить будет, и услышите на то доказательства из Ветхого и Нового Заветов. Узнаете сначала о том, что происходит перед самым Крещением, потом – как вы получили от Господа очищение грехов банею водною посредством слова ( Еф.5:26 ); как вы, быв освящены, сделались причастниками имени Христова и как вам дарована печать через сообщение Святого Духа; узнаете о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, которые здесь получили свое начало, и что о них предано в Божественном Писании, какая их сила, как приступать к ним и когда и каким образом употреблять их должно; в заключение всего – как вам в последующее время должно вести себя и словами и делами достойно этой благодати, чтобы возможно было всем вам получить вечную жизнь. Об этом, если Богу угодно будет, я вам скажу. 34 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе ( Флп.3:1 ); и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ). Ибо приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ), и вашего спасения ожидает небесное Ангельское воинство, и глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мф.3:3 ). А восклицает пророк: Жаждущие! идите все к водам ( Ис.55:1 ). И потом тут же: Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком ( Ис.55:2 ). И спустя немного услышите благие слова: Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой ( Ис.60:1 ). Об этом Иерусалиме сказал пророк: тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» ( Ис.1:26 ). Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне -из Иерусалима ( Ис.2:3 ), которое отсюда пролилось на всю вселенную, как дождь. Обращаясь к Сиону, пророк говорит о вас: Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе ( Ис.60:4 ). А Сион ответствует, говоря: Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? ( Ис.60:8 ) Облаки – потому что духовны, голуби – потому что незлобивы. И в другом месте: Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? ( Ис.66:8 ). Все исполнится неизреченной радостью, потому что Господь сказал: Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью ( Ис.65:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3 . Итак, да не стыдимся Креста Спасителя, но, напротив, похвалимся им. Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть ( 1Кор.1:18 ), язычникам безумие, а нам спасение: а для нас, спасаемых, – сила Божия (там же). Ибо Умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом если агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (см. Исх.12:23 ), то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (см. Ин.1:29 ). Кровь бессловесного агнца приносила спасение, не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам, то пусть поверит тому, что видит: многие распяты были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поскольку они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие, ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил ( 1Пет.2: 22–23 ). Не Петр это говорит, иначе можно бы было подозревать его в ласкательстве Учителю, но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (см. Ис.53:9 ). И для чего мне одного пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который, осудив Его, сказал: не нашел человека сего виновным ни в чем ( Лк.23:14 ). Отдавая же Его, преданного ему, и умыв руки, сказал: невиновен я в крови Праведника Сего ( Мф.27:24 ). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой – вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: «Мы... достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал ( Лк.23:41 ), а я и ты подлежали осуждению». 4 . Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак, то справедливы те, которые говорили: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он, и мы не стыдимся этого, распят – и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь эта Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы, может быть, не исповедал Его, может быть, умолчал бы об этом вместе с моим Учителем. Но поскольку за Крестом последовало воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3 . Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: Он отходит к миру (ср. Ис.57:2 ). Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ), и: будет с миром погребение Его ( Ис.57:2 ), и назначили гроб со злодеями ( Ис.53:9 ). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? ( Быт.49:9 ) И подобное ему в книге Чисел: Преклонился, лежит как лев ( Числ.24:9 ). Многократно также слышали вы слова псалма: и Ты свел меня к персти смертной ( Пс.21:16 ). Само место мы уже означили, приводя сии слова: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом воскресении Его. 4 . Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом псалме: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь ( Пс.11:6 ). Но некоторые слова эти считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому псалму, в котором ясно говорится: Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ( Пс.15:1 ); и потом: я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими ( Пс.15:4 ). Поскольку они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного кесаря. И несколько спустя: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ); и тут же: даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ); и после сего весьма ясно говорит: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Не сказал: не дашь святому Твоему увидеть ( Пс.15:10 ) смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: «Истления не увижу Я и под властию смерти не останусь». Ты укажешь мне путь жизни ( Пс.15:11 ). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому псалму: Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною ( Пс.29:2 ). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На это Сам Он весьма ясно говорит: Господи! Ты вывел из ада душу мою ( Пс.29:4 ). Там говорит пророчески: не оставиши; а здесь, говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу ( Пс.29:4 ). В какое же время долженствовало случиться? вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ). Вечером для учеников был плач, а наутро радость о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3 . Но пусть иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждаются, когда хотят, по поводу как этих слов, так и других подобных. Мы же, напротив, принимаем благочестное учение веры, когда поклоняемся единому Богу, Отцу Иисуса Христа (ибо Того, Кто всем дарует силу рождать, лишать этой самой силы есть дело нечестивое). Веруем во единаго Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде, нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, будучи нимало не отделяема от того, что сказано об Отце. 4 . Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же, как, изрекши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то, без сомнения, Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения, Он есть Сын Отца. Потому, чтобы из этих слов: во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во единого Господа Иисуса Христа, – не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы, прежде нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцом, чтобы, таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцом нет ничего, что разделяло бы Их. 5 . Итак, Бог хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле, а по естеству и по самой истине есть Отец единого только, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцом, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собой. Этот Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времени и всех веков имеет достояние Отца; Отец поэтому более, нежели по другим Его совершенствам, должен быть чтим; Отец, сделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения, и ни тени перемены (ср. Иак.1:17 ); Отец совершенный, совершенного Сына родивший и все предавший Рожденному: все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ), говорит Он. Поэтому Отца и чтит Единородный: Я чту Отца Моего ( Ин.8:49 ), говорит Сын; и еще: Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). А потому и мы говорим вместе с апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( 2Кор.1:3 ; Еф.3:14–15 ), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, напротив, исповедающий Сына имеет и Отца; и мы сознаем, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( 1Ин.2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

49 Wagner G. La commémoration des saints dans la prere euchanstique II Ircnikon. 1972. 45. P. 447–456; Вагнер. С. 143–150. 50 Hennig J. Zu den Namenlisten in den eucharistischen Hochgebeten II EL. 1977. 86. S. 280–289; Jungmann J. A. Place of Christ. P. 264–268; Meyer H. B. Eucharistie Geschichte, Theologie. Pastoral//Gottesdienst der Kirche. Teil 4. Regensburg. 1989. S. 348. 52 О происхождении культа святых см.: Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " Antiquité. Bruxelles, 1927, Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1927 и др. 53 Vogel С. Prière ou intercession?//Communio sanctorum. Mélanges offerts à Jean-Jacques von Allmen. Geneva. 1982. P. 284–290. 54 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопии они громким голосом, говоря: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр.6:9–11 ). 58 Dolbeau F. Nouveaux sermons de saint Augustin pour les fêtes des martyrs//AB. Vol. 110. 1992. Р. 263–310. 60 См. Taft R.F. The Interpolation of the Sanctus into the Anaphora: When and Where. A Review of the Dossier. Part I//OCP. 1991. 57. P. 298–308. 61 Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l " anaphore de saint Marc//RSR. 1928. 8. P. 489–515. 62 Bastianini G., Gallazzi C. P. Cair. 10395A: frammento liturgico//Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1985. 58. S. 101. 66 Свт. Кирилл, архиепископ Иерусалимский Поучения Огласительные и Тайноводственные. Москва, 1991. С. 335–336. 67 La lettre du Pape Innocent I à Décentius de Cubbio (19 mars 416)/Cabié R. (éd.).//Bibliothèque de la Revue d " Histoire ecclésiastique. Fasc. 58. Louvian, 1973. P. 22, 44–52. 76 Cyrille de Jérusalem Catéchyses mystagogiques//Introduction, texte critique et notes de A. Piédagnel//SC. Vol. I26 bis. Paris, 1988. P. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

4 . К истинной вере призывает вас и бывшее ныне чтение, показавшее вам способ, как надобно вам благоугодить Богу. Ибо говорит апостол, что без веры невозможно угодить Богу (ср. Евр.11:6 ). Ибо согласится ли человек служить Богу, если не верит тому, что Он воздаст ему за это? Станет ли хранить девство отроковица или жить целомудренно юноша, если не верит, что чистота венчается венцом неувядаемым? Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение. Ибо говорит пророк: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены ( Ис.7:9 ). Вера заграждает уста львов, как случилось это с Даниилом. Писание говорит о нем: и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего ( Дан.6:23 ). Есть ли что ужаснее диавола? А против него никакого другого не имеем мы орудия, кроме веры, сего невещественного щита против врага невидимого. Ибо он метает различные стрелы и во тьме поражает тех, которые не бодрствуют. И против того, что враг наш есть враг невидимый, имеем мы крепкую защиту – веру, по словам апостола: щит веры, которым можно угасить все стрелы лукавого (ср. Еф.6:16 ). Часто пускает диавол разжженную стрелу похоти к постыдному удовольствию, но вера, произнесши суд и прохладивши мысль, угашает стрелу. 5 . Много можно говорить о вере, так что целого дня недостанет нам для рассуждения о ней. Удовольствуемся еще одним ветхозаветным примером Авраама, так как мы и сынами его посредством веры стали, он не делами только оправдался, но и верой. Много, правда, он и сделал, однако не прежде назван другом Божиим, чем когда уверовал, да и всякое дело его совершено верой. По вере он оставил своих родителей. По вере оставил и отечество, и страну, и дом. Поэтому, как он оправдался, так и ты старайся оправдаться. Уже мертвое имел он для деторождения тело, поскольку и сам был стар, и жена его Сарра была стара, и не оставалось никакой надежды к деторождению. Бог обещает старцу даровать сына. И не изнемог Авраам верою; видел он, что тело его уже мертво, впрочем, не на слабость тела смотрел, но на силу Обещающего, ибо знала (Сарра. – Прим. Ред.), что верен Обещавший ( Евр.11:11 ), от тел как бы мертвых чудесным образом приобрел сына. После того как приобрел его, когда повелено было ему принести сына в жертву, то он хотя и слышал слова: в Исааке наречется тебе семя ( Быт.21:12 ), однако принес было сына своего единородного Богу, в той уверенности, что Бог силен и из мертвых воскресить его ( Евр.11:19 ). Связавши сына и возложивши на дрова, своим произволением принес уже его в жертву, но по благости Бога, Который вместо чада дал ему агнца, опять получил живым сына. Будучи верным и в других случаях, Авраам запечатлен был, как человек праведный, и принял обрезание в запечатление веры, сущей в необрезании ( Рим.4:11 ), и обетование, что он будет отцом многих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5 . Итак, Он распят, подобно всем будучи во плоти, но не за подобные грехи. Не за любостяжание поведен на смерть, ибо Он был Учителем нищеты, не за плотское вожделение осужден, ибо Сам Он ясно говорит: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ); не за дерзкий удар или биение, ибо бьющему по ланите обращал Он и другую; не за презрение закона, ибо Он был исполнитель закона; не за поругание пророка, ибо Он Сам возвещаем был пророками; не за удержание платы, ибо Сам служил без платы и даром; не за грехи в словах, или в делах, или в мыслях, Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет.2:22–23 ), не поневоле шел Он на страдание, но добровольно. Если бы кто и ныне стал Ему прекословить, говоря: будь милостив к Себе, Господи, тому Он опять ответил бы: отойди от Меня, сатана ( Мф.16:22–23 ). 6 . И хочешь ли ты увериться в том, что Он добровольно пошел на страдание? Другие умирают поневоле, или непредвиденно, а Он предсказал о Своем страдании: и Сын Человеческий будет предан на распятие ( Мф.26:2 ). А знаешь ли, для чего не избежал смерти Человеколюбец? Для того чтобы из-за грехов не погиб совершенно мир. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф.18:19 ); и в другом месте: Он восхотел идти в Иерусалим ( Лк.9:51 ). И хочешь ли познать точно, что Крест есть слава для Иисуса? Послушай не моих – Его собственных слов. Предавал Его Иуда, сделавшийся неблагодарным к Домовладыке, вскоре после того, как вышел от трапезы, после того, как пил чашу благословения, за спасительное питие пошел пролить праведную кровь: человек... который ел хлеб Его поднял на Него пяту ( Пс.40:10 ). Только что руки его принимали благословения, и тут же за серебро готовил он предательскую смерть. Хотя обличен был он и услышал слова: ты сказал ( Мф.26:25 ), однако пошел. Потом сказал Иисус: пришел час прославиться Сыну Человеческому ( Ин.12:23 ). Видишь, что Он в Кресте находит славу Свою? Не бесчестно для Исаии, что он распилен был, неужели бесчестно Христу умереть за мир? Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Это не то значит, что Он не имел славы и прежде – ибо прославлен был славой прежде сложения мира, Он, как Бог, прославляем был всегда, а ныне прославлен потому, что увенчан венцом терпения. Не по нужде оставил жизнь и не насильственно умерщвлен, послушай, что говорит Он: Имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ). По Своей воле попускаю Я врагам Моим, ибо если бы Я не хотел, не было бы сего. Итак, по произволению пошел Он на страдание, радуясь совершению дела, веселясь о венце, утешаясь человеческим спасением. Не стыдился Он Креста, ибо спасал им вселенную, потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5 . Кроме этих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: по духу святыни ( Рим.1:4 ). Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Называется и Духом откровения, как написано: дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: В Нем и вы... уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Называется и Духом благодати, как тот же самый опять говорит апостол: и Духа благодати укоривый ( Евр.10:29 ). Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он в псалмах иногда благим ( Пс.142:10 ), иногда Владычним (50:14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом премудрости и разума, и совета и крепости, и ведения и благочестия и Духом страха Божия (ср. Ис.11:2–3 ). Все же это, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименования, но один и тот же Дух Святой, имеющий жизнь и самобытие и всегда вместе со Отцом и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изрекаемый или дышимый, ни в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поскольку нераздельно, совокупно и едино спасительное о нас смотрение Отца и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мной и совершенно знали, что не иной в законе и пророках, а другой в Евангелии и апостолах, но один и тот же есть Дух Святой в Ветхом и Новом Заветах, изрекавший Божественное Писание. 6 . Этот самый Дух Святой сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святой, нашедший на Нее, освятил Ее, чтобы возможно было Ей приять Того, через Которого все произошло. Не нужно мне говорить об этом много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто это рождение, ибо ты знаешь, что Гавриил говорил Ей: «Я провозвещаю Тебе то, что имеет быть, но не действую в сем; хотя и Архангел, но знаю должность свою и возвещаю Тебе радость; а как имеешь родить, это зависит не от моего дарования. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5 . Но скажет кто-либо: если существо Божие непостижимо, то для чего же тебе говорить об этом? Но неужели потому, что я не могу выпить всей реки, не буду и умеренно для пользы моей брать воды из нее? Неужели потому, что глаза мои не в состоянии вместить всего солнца и столько, сколько нужно для меня, не смотреть мне на него? Неужели потому, что я, вошедши в какой-нибудь большой сад, не могу съесть всех плодов, хотел бы ты, чтобы вышел я из него совершенно алчущим? Хвалю и прославляю Сотворившего нас. Ибо на это есть повеление Божественное, говорящее: Все дышащее да хвалит Господа! ( Пс.150:6 ). Прославлять Владыку хочу я теперь, но не исследовать (существо Его). Знаю, что я не в состоянии достойно прославлять Его; впрочем, почитаю делом благочестия и то, если всемерно буду стараться о том. Снисходит моей слабости Господь Иисус, когда говорит: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ). 6 . Что же, скажет кто-либо, не написано ли: Ангелы малых на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Ангелы видят Бога не так, как Он Сам в Себе есть, но сколько они вместить могут. Ибо Сам Иисус говорит: Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца ( Ин.6:46 ). Итак, видят Его Ангелы, сколько вместить могут, и Архангелы, сколько возможно для них, также Престолы и Господства видят Его, хотя больше первых, впрочем, меньше, нежели сколько должно. А видеть как должно может только с Сыном Дух Святой. Ибо Он все проницает, и познает и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Так же и Единородный Сын познает Отца вместе с Духом Святым как должно. Ибо Отца не знает никто, говорит Он, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ); видит Он Бога как должно и открывает Его вместе с Духом через Духа, сколько каждый вместить может. Поскольку Единородный Сын, равно как и Дух Святой, общее имеют с Отцом Божество, то Рожденный без изменения прежде времен вечных знает Родившего и Родивший знает Рожденного. Итак, когда не знают Ангелы (ибо Единородный Сын вместе с Духом Святым через Духа Святого открывает каждому по мере способности каждого), то никому из людей не следует стыдиться сознавать свое неведение. Я говорю сейчас, и все говорят в свое время, но как говорим, сего не можем мы сказать; как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств ее; как же могу изречь Даровавшего душу?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010