В.М. Дорошевич Глава XXX. Вифлеем Это было весенним утром, свежим, как поцелуй ребенка, светлым, ясным в золотом блеске солнечных лучей. Копыта наших коней звонко стучали по каменистой дороге. Мы въехали на вершину холма, и проводник, указывая рукой вперед, произнес: – Вифлеем! Он был расположен на вершине следующего холма. И я смотрел с сердцем, переполненным благодарностью на этот город, такой маленький, такой великий. Его маленькие дома были похожи на стадо овец, разбежавшихся по склону холма. Он казался розоватым в лучах утреннего солнца. Мы пришпорили лошадей и через несколько минут ехали по узеньким улицам этого города женщин и детей. Мужчины были на базаре. Дома оставались только женщины и дети, и весь город казался населенным женщинами и детьми. Надо было ехать очень осторожно, чтобы не раздавить этих ребятишек, бегавших, ползавших, игравших, резвившихся на мостовой. А из дверей домов смотрели своими большими, черными, задумчивыми глазами красивые женщины, Из них каждая была похожа на Рахиль. Небо благословило красотой этот город. Этих женщин, рождающих детей там, где родился Божественный Младенец. Веяло таким спокойствием от красивых, задумчивых женщин. И сумрак узеньких улиц был полон детскими криками, веселыми, звонкими, радостными. Мы проехали город в несколько минут и выехали на шумную площадь базара, расположенную у стен монастыря, где находится Святая Пещера. Залитый солнцем, живописный, блещущий яркими красками восточный базар. Полосатые, бедуинские плащи пастухов, длинные белые рубахи арабов, пестрые лохмотья, красные фески, белые, зеленые чалмы. Вот один. На его ногах, крепких, мускулистых, словно вылитых из темной бронзы, сандалии. Суровая, грубая одежда перекинута через левое плечо, правое, загорелое, темное, могучее, оставлено открытым. У бедра привязана овечья шкура. Коричневое от загара, суровое лицо. Длинные, падающие до плеч, вьющиеся волосы, с красной лентой, повязанной вокруг головы. Длинный, загнутый посох в руке. Чисто библейская фигура, – с этого пастуха, пришедшего из окрестных гор, можно рисовать пастыря времен Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом ( Ebp. XI, 37 ), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда ( Mф. VII, 15 ) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны», употребленное в кн. Судей ( Cyд.XIV, 12, 13 ), или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно под теплой меховой одеждой, и вероятно, была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. ( Npumч. XXXI, 24 , Uc. III, 23 , Mk. XV, 46 ). Покрывало, упоминаемое в Евангелии от Марка ( Mk.XIV, 51 ), вероятно, составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью. Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем, между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками или пряжкой на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, о Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась ( Быm. XXIV, 65 ). Оно служило также знаком покорности или почтения у женщин замужних ( I Kop. IX, 3–10 ). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у евреев ( Uc. III, 15–23 ). В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосуды с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю), и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Мф.7:15 .   Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Мф.7:16 .   По плодам их узнаете их. Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: «берегитесь». Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их – уда. Овечья одежда – это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Мф.7:17 .   Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Лицемеры – это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево – это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь. Мф.7:18 .   Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Пока оно худо – не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо. Мф.7:19 .   Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Мф.7:20 .   Итак, по плодам их узнаете их. Это направлено против иудеев, ибо и Иоанн говорил им то же. Человека уподобляет дереву потому, что он может быть привит от бесплодного греха к добродетели. Мф.7:21 .   Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Здесь словами «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!» показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. «Исполняющий волю»; не сказал: «исполнивший один раз», но – «исполняющий» до самой смерти. И не сказал: «волю Мою», чтобы не соблазнить слушателей, но «волю Отца Моего», хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

В Новом завете рекомендуется распознавать лжепророков по дурным плодам их дел. «По плодам их узнаете их» ( Матф.7:16 ). Характерной чертой деятельности лжепророков является то, что они пророчествуют не от Бога, уводят ближних с пути истинного, совращают ближних к греху и погибели и имеющих дурной плод своих дел. К таким лжепророкам относится Анания, явившийся во время царствования Седекии, Ахав и Шемания, бывшие в дни переселения, Наодия, пророчествовавшая во время Неемии, Вариисус иудеянин во времена Апостола Павла. Много лжепророков в христианском мире присутствует и в наше время. От их губительного воздействия предостерегает Иисус Христос. Среди толкователей до сих пор не утихают споры о том, кого в 15-м стихе имел ввиду Иисус Христос под лжепророками. Одни толкователи говорят о том, что лжепророками обозначены ложные руководители народа и правители, обманывающие народ. Другие толкователи говорят о том, что лжепророками названы фарисеи, развращающие народ своим искаженным толкованием учения Божьего. Третьи толкователи говорят о том, что под ложными пророками нужно понимать еретиков и лжемессий. Четвертые толкователи говорят, что ложные пророки это ложные руководители различных сект. Для понимания того, кто такие лжепророки для некоторых толкователей затруднения представляла даже их овечья одежда. «Немецкие ученые не могут понять каким образом волки могут наряжаться в овечьи шкуры. «Волки,» – говорит Цан, – «не носят никаких одежд, чтобы их можно было не узнать даже и тогда, когда овца бывает их жертвой. С другой стороны овечья шкура, которую носят люди из низших сословий и пастухи, не служит признаком их овечьего образа мысли». «На основании своих соображений Цан приходит к заключению, что овечью шкуру нужно здесь толковать в смысле грубой пророческой власяницы, которую носили ложные пророки» (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина , бесплатное приложение к журналу «Странник», Петербург, 1911, том 9, стр. 157). В разбираемых словах 15-го стиха Иисус Христос, рассказывая о лжепророках, говорит в общем смысле не как о классе людей, ходящих в определенной одежде, сделанной из грубой овечьей шерсти, а как о лжеучителях, совращающих народ с пути истинного, уводящих людей от истинного учения Божьего. Слова о лжепророках, приходящих в овечьей одежде, но имеющих суть волков хищных, нужно понимать аллегорически. Этими словами Спаситель говорит нам о том, что одежда, то есть облик лжепророков и их ложного учения отличаются внешней кротостью и миролюбием. Но на самом деле лжепророки, как их ложное учение, таят в себе злобу и агрессию хищных волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) ( < < back 4) византийский император, царствовал с 518 по 527 г. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) ( < < back 4) святого мученика Арефы празднуется 24 октября. византийский принял горячее участие в судьбе жителей города Награна ввиду того, что этот город, как покоренный в 25 г. по Р. Х. римским полководцем Элием Галлом, находился под покровительством римских императоров. ефиопский считал своим долгом выступить на защиту христиан — омиритов потому, что самое христианство они приняли из Ефиопии и, по всей вероятности, находились в церковной зависимости от Авксумской митрополии. рукоположение, посвящение в какую-нибудь священную степень. пурпуровая, дорогая одежда, обычно составлявшая верхнюю, торжественную одежду государей. повязка, которую древние цари носили на голове, — царский венец. блаженного Елезвоя, царя Ефиопского, последовала около 553–555 гг. Память его совершается церковью 24 октября. иудейский учитель. этих прениях, — как пишет святой Димитрий, — в Минеях-Четьих Макария находится особая книга, которая у него не изложена, вследствие многочисленности речей, предложенных вопросов и ответов и вообще по обилию чтения. 14:24,30; Числ. 26:65; Числ. 32:1; Втор. 1:36. заповедь Десятисловия. овечья кожа, овчина; — верхняя одежда, мантия,плащ. походный храм евреев, построенный ими во времена странствования по пустыне, по повелению и указанию Господа, и существовавший у них до построения Соломоном великолепного храма в Иерусалиме. Завета — ящик, сооруженный Моисеем по повелению Господа и находившийся в скинии. Ковчег Завета составлял святыню еврейского народа. Он был устроен из кедрового дерева и окован, как внутри, так и снаружи чистейшим золотом. В нем хранились скрижали (каменные доски), на которых были написаны заповеди Десятисловия, золотой сосуд с манною, которою питались евреи во время странствования по пустыне и жезл Аарона, давший цветы. сосуд, имевший форму кувшина. чудесная пища, которую Бог сниспосылал с неба евреям во время их сорокалетнего странствования по пустыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

175 Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitatis. Lugduni, 1688. P. 1556. S. v. τζγγαι. 177 Перешло в Псалтыри греческие и латинские, Библии (Б. San Paolo fuori le Mura); также рис. Космы Синод. 997 и пр. 178 Шкура в комке в руках Илии изображает вполне точно милоть. Милоть (μηλωτ) есть или овечья кожа, или ζνη κ δρματος; надевается на спину и может повертываться наперед. Так носят шкуру сванеты. У египетских монахов обычная одежда, затем символ строгого учительства и монашества. «Кто из них, – спрашивает Климент Александрийский в «Строматах», кн. III, гл. 6 (PG 8:1157), – ходит как Илия, в милоти и кожаном поясе?» Но уже на саркофагах (Юния Басса) милоть заменена паллиумом или плащем. 179 Вся фигура как будто скопирована с известной мозаики нартекса Св. Софии, но все одежды белые. 180 Эта манера представления усвоена была после мозаиками для изображения Христа Царя Небесного в абсиде: см. мозаики Палатинской капеллы, Собора в Монреале и Мартораны в Палермо. Идет из Греции и есть воспоминание ораторского жеста (Софокл, ораторы Ольвии). Древн[ие премеры] – фигуры Лаврентия в усыпальнице Галлы Плацидии и ангела в S. Michele in Africisco, выражающего благоговение при Христе («Аз и Отец едино есма»). 181 Bottari G. G. Sculture e pitture sagre estratte dai cimiteri di Roma. T. I. Roma, 1737. P. 203 полагает, что она называлась сарабара, но это халдейское имя, встречающееся в Книге Даниила 3:21, скорее относится к шароварам персидским, а по глоссам у Du Cange Ch. Glossarium Graecitatis. S. v. – к разряду brachonia. 182 Диптих Барберинской библ. в Риме: Gori A. F. Thesaurus veterum diptychorum. T. II. Florentiae, 1759. Tab. 50 [Volbach W. F. Elfenbeinarbeiten. 48]. 183 Как побочное обстоятельство заметим, что Косму Инд. уличают в подпадании влиянию несторианской ереси, – замечание, сделанное Лакрозом: La Croze M. V. Histoire du christianisme des Indes. 2е éd. T. I. La Haye, 1758. P. 40–56; см. указание у Gibbon E. Histoire de la décadence et la chute de l " Empire romain. T. IX. Paris, 1789. P. 373–374 n. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

460.  Созомен. «строить многие малые помещения». Дион. «сделай различные келии». Араб. «построй в твоем монастыре много келий». 461.  Созомен. «доме». Араб. «соединяй их за одним столом для еды». 462.  Созомен. «огражденные с обеих сторон». Араб. Просто: «низкие сидения». У Дионисия всего этого правила нет. 463.  Созомен. «кожаная одежда». Араб. «Дубленая кожа, овечья или козья». 464.  Араб.: «если пожелают в субботу или воскресенье принять св. тайны»; у Дионисия нет «в субботу или в воскресенье». 465. Нет в араб. 466.  Созомен.: «шерстяные шапочки». Дион. просто «кукули». Араб. «кукули, похожие на те, которые носят дети, не сделавшие зла»; по араб. они надеваются как будто только для принятия евхаристии. 467. Нет у Дионис. и в араб.; у Созомен..: «на шапочках сделать значки красного цвета (κντρον)». 468. У Созомена на такое практическое применение не указывается, а в араб. дается другое применение: «чтобы при посредстве формы буквы, назначенной им, они рассматривали свои дела, познавали свое поведение, предохраняли себя от дурных привычек и переносились в чин, обозначенный буквою йота, при помощи своего усердия и соревнования в поведении». 469. У Дионисия в качестве примера приводятся еще буквы α, ζ, λ, ρ, σ, но без указания их значения. В араб. ред.: «а что касается буквы ро, остерегайся ее и поступай соответственно знаку, какой она представляет». 470.  Араб.: «Ангел указал Пахомию, как лучше познакомить с этими знаками и духовных отцев». 471.  Созомен: «чужестранцу не позволяй есть вместе с ними, разве будет принят какой путешественник». Дионисий: «если бы пришел странник из другого монастыря, имеющий различный вид (habitum), никто с ним не должен есть, за исключением того, кто идя дорогой, не мог бы этого заметить (observare)». Арабск.: «не принимай брата, приходящего из другого монастыря, если он вообще приобрел привычки не одинаковые с твоими; но принимай странников, утешай из и оказывай милость бедным в особом месте твоего монастыря, так, чтобы не есть и не пить с ними».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

460. Созомен. «строить многие малые помещения». Дион. «сделай различные келии». Араб. «построй в твоем монастыре много келий». 461. Созомен. «доме». Араб. «соединяй их за одним столом для еды». 462. Созомен. «огражденные с обеих сторон». Араб. Просто: «низкие сидения». У Дионисия всего этого правила нет. 463. Созомен. «кожаная одежда». Араб. «Дубленая кожа, овечья или козья». 464. Араб.: «если пожелают в субботу или воскресенье принять св. тайны»; у Дионисия нет «в субботу или в воскресенье». 465. Нет в араб. 466. Созомен.: «шерстяные шапочки». Дион. просто «кукули». Араб. «кукули, похожие на те, которые носят дети, не сделавшие зла»; по араб. они надеваются как будто только для принятия евхаристии. 467. Нет у Дионис. и в араб.; у Созомен..: «на шапочках сделать значки красного цвета (κντρον)». 468. У Созомена на такое практическое применение не указывается, а в араб. дается другое применение: «чтобы при посредстве формы буквы, назначенной им, они рассматривали свои дела, познавали свое поведение, предохраняли себя от дурных привычек и переносились в чин, обозначенный буквою йота, при помощи своего усердия и соревнования в поведении». 469. У Дионисия в качестве примера приводятся еще буквы α, ζ, λ, ρ, σ, но без указания их значения. В араб. ред.: «а что касается буквы ро, остерегайся ее и поступай соответственно знаку, какой она представляет». 470. Араб.: «Ангел указал Пахомию, как лучше познакомить с этими знаками и духовных отцев». 471. Созомен: «чужестранцу не позволяй есть вместе с ними, разве будет принят какой путешественник». Дионисий: «если бы пришел странник из другого монастыря, имеющий различный вид (habitum), никто с ним не должен есть, за исключением того, кто идя дорогой, не мог бы этого заметить (observare)». Арабск.: «не принимай брата, приходящего из другого монастыря, если он вообще приобрел привычки не одинаковые с твоими; но принимай странников, утешай из и оказывай милость бедным в особом месте твоего монастыря, так, чтобы не есть и не пить с ними».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

И мы читаем далее: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» ( Мф. 7:15–16 ). Конечно, лжепророки были во дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Еще Иосиф Флавий, живший в 1-м веке, упоминает многих из них. Но преимущественно наставления о ложных религиозных лидерах относятся в Библии к последним временам. Пророк Иеремия более широко воспринимает само понятие «ложный религиозный лидер» и не ограничивает его только лжепророческим служением. Иеремия пророчествовал: «Священники не говорили: „где Господь?“, и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают» ( Иер. 2:8 ). Здесь мы видим, что духом лжепророчества могут быть заражены и священники, и преподаватели Закона, и пастыри (духовники), и собственно сами люди, претендующие на пророческий дар. Свят. Игнатий Брянчанинов предвидел подобные времена, поэтому он и писал: «В последнее время духовников не будет, спасайтесь по книгам». Лжепророк – это не явный еретик, раскольник и отступник, он и есть лже потому, что имитирует православность. Его трудно распознать, ведь его волчья сущность скрывается под овечьей одеждой. Может быть, такая овечья одежда – это ряса епископа или священника, а может быть, он прикрывается именем богослова, проповедника, праведника или даже святого. Блаж. Иероним пишет о тексте, относящемся к лжепророкам: «Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое». Господь дает совет: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы». Блаж. Феофилакт пишет о лжепророках: «Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда (сеть). Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иоанн Златоуст ). Путь длинный и лежит, по выражению святителя Филарета, митрополита Московского, «там через воды слез: блажени плачущий ( Мф. 5, 4 ), здесь чрез пустыню, в которой должно потерять все, чем когда-либо думали обладать в самих себе: блажени нищии духом (ст. 3), инде через дебри уничижения: блажени изгнани (ст. 10); должно иногда напряженнейшими усилиями восходить на высоту совершенства: Царствие Божие нудится (11, 12), иногда преданностью веры повергаться в смертные опасности, чтобы достигнуть спасительного упования на Бога: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк. 8, 35 ), – и то, что споспешествует в путях плоти, часто даже препятствует на пути духа». Спасительный путь, кроме тесноты, внушающей особую осмотрительность, представляет еще опасность соблазна и уклонения. Посему Господь предостерегал Своих последователей от лжеучителей, указав признаки, по которым можно распознать их: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. Овечья одежда – это личина простоты и кротости, которою пользуются лицемеры для того, чтобы удобнее обольстить и погубить людей неопытных. Они узнаются по плодам своим, т. е. «по делам жизни» (блж. Феофилакт): от плод их познаете их; еда объемлют от терния грозди или от репия смоквы? Тако всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит; не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. После сего Господь направил речь против иудеев и сказал им то же, что говорил святой Иоанн Предтеча фарисеям и саддукеям ( Мф. 3, 10 ), возвещая будущий грозный суд Божий и вечную муку за обольщение и соблазн: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают; темже убо от плод их познаете их. Поясняя мысль этого иносказания, Иисус Христос в следующих словах представил, как необходима для истинного последователя Евангелия добрая жизнь: не всяк, глаголяй Ми: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010