Сам же был на службе у них и пекся обо всем необходимом». Этому делу он посвятил пятнадцать лет своей жизни. Магакия был отравлен католиками. Житие Магакии Крымеци В сей день поминовение жития святого и отважного отшельника Магакии, во всем походившего на отца [святых] отцов Иллариона, не уступавшего ему ни в чем – ни в истинной вере, ни в целомудренном житии, ни в строгом, жестоком отшельничестве и ни в попечительстве над многими монашескими обителями. [Родом] он был из страны греков, [уроженцем] северных краев, из столицы Крыма, сыном мужа богатого и благочестивого, из почтенного рода. Сей привел ему жену и [освятил их] законным браком, но не по воле Магакии, а принудив [его к этому]. По прошествии трех лет девушка та умерла, и Магакия освободился [от брачных уз]. И так как он был превосходно обучен всем канонам церковных обрядов – шараканам и манрусумам 585 , весьма был сведущ и в Божественном писании, посему надел на себя ярмо служения Богу и принял священнический сан. Он отправился в Иерусалим и [вновь] возвратился на восток, и по велению души, покинув дом свой и владения, пошел служить Богу и пребывать в сем мире свято и безгрешно. Ему пришлось вести борьбу с еретиками-двуестественниками. Он построил два монастыря 586 , дабы два отважных и смелых вардапета 587 , обучая учеников, могли там проповедовать Божественное писание и толковать труднопостижимые сочинения мудрецов. Их главой и толкователем [сочинений] был знаменитый ритор и велемудрый философ, вардапет вардапетов Кахик 588 , присно связанный любовью с Богом, а также великий вардапет Саргис 589 , украшенный всеми добродетелями: кроткий и смиренный, спокойный и миролюбивый, душой пророчески проникавший в сокрытые явления, неутомимый в чтении и обучении Божественному писанию учеников. Этих двух вардапетов поставил Магакия в двух местах для чтения и обучения. Сам же был на службе у них и пекся обо всем необходимом. Такой жизнью жил он пятнадцать лет. И в 833 году нашего летосчисления по наущению главарей двуестественников был отравлен своей крестной матерью. Ибо женщина та была обращена в веру двуестественников. И так отошел от суетной жизни в непреходящую, вечную жизнь святой отшельник вардапет Магакия и с псалмопениями и благословениями был положен в Ернджакском монастыре под сенью святого Георга. Житие Ованеса Воротнеци

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

После смерти великого Ованеса Воротнеци и разрушения Верхней страны 654 жестоким тираном Тимуром он вернулся в свой родной край, Каджберунийскую область, в прославленную Божью обитель, монастырь Аствацацин, прозванный Сухараванк, и поступил к великому вардапету Саргису 655 . И здесь учился с великим старанием. Его товарищем по учебе был отшельник монастыря Хогиац-ванк великий вардапет Вардан 656 , впоследствии ставший преемником вардапетской кафедры блаженного Саргиса. Пробыв у него десять лет и им же рукоположенный в вардапеты, он стал просвещать всех мудростью и знанием, письмом и чтением, хвалебными гимнами [гандзами] и духовными песнями, и [когда он проповедовал в церкви], она казалась неземной и уподоблялась небесной обители. Получив от своего учителя право обучать и набирать учеников, он отправился в Бзнунийский край и поселился в городе Арцке в св. монастыре Степаноса Первомученика, в обители Ципна, на прежнем своем месте. Вокруг него собралось множество священнослужителей и любознательных монахов. Он утешал их неизреченной и неисповедимой отрадой, знанием Св. писания, мудростью Ветхого и Нового заветов, увещевал всех [придерживаться] истинной веры и добродетели. Безрассудных учил уму-разуму, невежественных призывал разуметь Господа, освобождал пленных, одевал нагих, больных душой и телом успокаивал, скорбящих утешал, неимущих кормил, в непрестанном бодрствовании денно-нощно трудился, собственноручным переписыванием книг 657 зарабатывал деньги и раздавал их нищим. Для всех был он желанным – для Бога, ангелов и людей, верующих и неверующих. Чужеземцы, видевшие все это, завидовали нам, армянам, имевшим такого пастыря. Он был назван вторым Вкайасером [Мартирофилом] этого последнего времени, ибо собрал множество сочинений наших и чужих [авторов], древние и подвергшиеся порче [рукописи]; утерянные и никому не известные истории всех святых он из тьмы вывел на свет и составил книгу «Пролог». Собрав уже имевшиеся гимны древних вардапетов, преданные забвению и лежавшие без пользы, он искусно отредактировал и составил Кондакарь в стихах и с мелодией, на радость и в усладу отрокам церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ибо истинные и правдивые слова услышал я из уст святого отца о том, что введенное мною в церковь я установил не от себя, а взято мною у святых отцов и записано. И написал он историю шестидесяти лет, начиная с 835 г. и доведя до 895 г. года своей смерти, начав с хана Тохтамыша 711 и Тимура и закончив Джааншахом 712 . Прекрасным слогом, преисполненным скорби описанием, с потрясающей душу печалью, с плачем и слезам и, идущими от сердца, в полной мере поведал он нам обо всех печалях и горестях, бедствиях и кручине страждущего народа Арамова 713 из рода Иафета 714 и постоянно был занят переписыванием рукописей, [зарабатывая письмом] для нужд обездоленных и пленных, и за один год он израсходовал на это три кипы бумаги. Святой отец наш был из Каджберунийской области Васпураканской провинции, из городка Алиовит 715 в Хорхорунийской долине; он [происходил] из знатного рода, был сыном боголюбивого и благочестивого Степаноса и родным братом христолюбивого, нищелюбивого и гостеприимного парона Горги-Мелика 716 . В отроческие годы он воспитывался и учился в святой Мецопской обители у врат святой Богоматери, при вардапете Ованесе, строителе святого храма. Он изучил все премудрости музыкального искусства и с детства, ведя добродетельный образ жизни, превзошел всех отроков церкви. Оттуда он и двенадцать его сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану, и, оставаясь двенадцать лет у них, они изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ. Ибо имеется два вида вопрошения – диалектическое и доказательное и два ответа – способ противостояния и способ равноправного оспаривания. Оттуда он с двенадцатью товарищами, своими соучениками и братьями, отправился к матери мудрости святому апостолу Фаддею 717 . [В числе них были]: Мкртич вардапет Наапетенц 718 , Карапет вардапет 719 , Мкртич вардапет Огулбекенц 720 , Мкртич вардапет Охдзеци, Маргарэ вардапет 721 , Ованес Папшенци, Саргис вардапет Салнапатеци 722 и другие. Да будет благословенна память их и молитвами их да смилуется Христос Бог над нами и всеми христианами! И великий вардапет Григор Воротнеци 723 , [который] подобен был факелу, зажженному в мире, вручил в городе Ереване посох монаху Товме и удостоил его степени вардапета, [обладающего] двенадцатью правами. И пришел он в Мецопский монастырь, где провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл], а некоторые, [не успев] получить [сана], переселились к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

По пути стоят бывшие Гефсиманские ворота, вернее, гранитные вереи от них, подальше мостик через канал, а за мостом стояла деревянная часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, построенная в 1844 году, но теперь не существует. Немного не доходя до монастыря есть отвертка влево во скит Всех Святых, как его теперь именуют «Белый». Пройдя километр, слева от дороги нависается скала, на ней высечена надпись: «Сделана сия дорога 1845 г». Еще несколько шагов, и стоит прекрасная кирпичная арка, воздвигнутая в начале моста, называемого «Владимирским». За дубовой аллеей, слева от дороги, красуется великолепная гигантская сосна – великан. Двухствольное дерево, высотой 30 метров, возраст ее 350 лет, но находится в хорошем состоянии. Диаметр ствола сосны 112 сантиметров. Пройдя заросшее бурьяном поле, справа от дороги стоит большой гранитный крест. Пройдя дубовую аллею, стоит каменная часовня во имя Страданий Христовых. В настоящее время в убогом виде, вся избезображена. А в метрах 8–10 от нее, за железной оградкой и под скромным железным крестом, сохранилась могила иеросхимонаха Антипы. На территорию скита ведут главные восточные ворота с одной воротней, а другая тут же лежит на земле. Я хотел ее навесить, да где тут! Тут нужны силы не старческие. Церковь двухэтажная, построена в 1850 году. Неподалеку от церкви вырыт колодец, облицованный серым тесанным гранитом с высеченной на нем надписью, что: «Сей колодец глубиной семь аршин высечен в скале в 1857 году при настоятеле игумене Дамаскине». Раньше, то есть при монахах, колодец имел крышу в виде часовенки с небольшой главкой и крестом, теперь утраченным. В колодце я насчитал плавающих в воде 9 штук чурбаньев и досок. Кто их накидал туда и зачем? Не знаю. Опять, возложив вину на сатану, я пошел обратно на теплоход. Прости, дорогой дивный остров Валаам, Царство Небесное и вечный покой труженикам, которые тебя созидали, еще раз прости! Архимандрит Павел. 1978 год, 6-го Октября, Пятница. В 7 ч. утра встал, умылся, прочитал утренние молитвы, взял ведро, пошел на улицу вылить грязную воду. Проходя мимо церкви, заметил в окне храма с северной стороны выпиленную решетку. Попросил Ольгу, чтобы отперла храм, и взойдя в него, обнаружил кражу четырех икон. А именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

29. Старец Леонид Ширков лежит у архангела за олтарем против своей келии. подле старца своего Никодима Бруткова 1074 . 30. Старец Елеуферей Братцов лежит у болшие церкви за олтарем. подле старца Христофора Фоминского; 31. Старец Иоаникеи Осокин лежит за олтарем у чюдотворца Кирила не блиско, подле больничный дороги 1075 . 32. Князь Семен Федорович Сицкой во иноцех Серапион лежит у болшие церкви в передней паперти на левой стороне от церковных дверей. первой камень подписан 1076 . 33. Старец Исаф Луженой лежит у чюдотворца Кирила за олтарем не блиско подле Петра священника белозерца подле дорогу идучи в угол к кельям воротнего ряда. 34. Старец Иринарх Вязмятин. лежит за олтарем у чюдотворца блиско подле стену подле старца Афонасья Чермного 1077 . 35. Василеи Михайлович Тучков лежит в переднеи паперти на левои стороне подле Шереметевых первыи камень с краю не подписан 1078 . 36. Старец Аркадей лежит у болшие церкви за олтарем, блиско окна против горнего места камень; 37. Старец Мисаил Кривой Клобук лежит за олтарем чюдотворца Кирила. у старца Елеуферья Братцова в ногах. 38. Диакон Аммон Набечин лежит против своей кельи. у старца Еустафья в головах. 39. Исакии Никифоров сын Шниуанна лежит у Успения Пречистые в паперти на левой стороне камень подписан. 40. Княгиня инока Агафья Шереметевых лежит у Успения в паперти на левои стороне подле отца своего Ионы. 41. Алексей Федорович Шереметев лежит в предней паперти на левой стороне подле деда своего Ивана меньшово. 42. Старец Флавиян затворник лежит у Владимира в паперти камень над ним подписан. 43. Ефросиня Феодора Ивановича Шереметева жена лежит в переднеи паперти идучи в церковь на левои стороне. над ней камен бел подписан. 44. Михаил Ошушков лежит подле дороги, на правои стороне с приходу от соборныя церкви. против болших святых ворот. камень над ним серои широк не подписан на древянном обрубе. 45. Данило Раков лежит тут ж за Михаилом промеж ними две могилы камень над ним белои подписан. 46. Филип Задубровской бывшей игумен лежит за олтарем чюдотворца Кирила камень над ним сер подписан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В кафедральном городе Георгиевской епархии в День народного единства освящен памятник разрушенному Вознесенскому собору 7 ноября 2014 г. 12:23 4 ноября 2014 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон освятил недавно установленный в г. Георгиевске (Ставропольский край) памятник разрушенному в 1930-е годы Вознесенскому собору. Памятник возведен по инициативе Георгиевской епархии на средства благотворителей. Правящему архиерею сослужили и.о. благочинного Георгиевского округа иерей Александр Добренко, протоиереи Виктор Шевченко, Стефан Лещина, Вадим Бойко, Димитрий Зубович, иереи Димитрий Воротнев, Сергий Шевченко, Сергий Тростинский, Вадим Вертёлкин, Павел Силко, диаконы Захария Мирзоев и Владимир Шалманов. За богослужением молились глава г. Георгиевска Александр Манаков, сотрудники городской администрации, прихожане местных храмов. По окончании чина освящения епископ Гедеон обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором, отметил, что новый памятник является знаком примирения современных жителей Георгиевска с Богом и с их предками, которые в годы безбожных гонений советского государства на Православную Церковь разрушили Вознесенский собор. «Мне бы очень хотелось, чтобы Господь простил тех людей, которые дерзнули посягнуть на святыню», — подчеркнул епископ Гедеон. По словам Его Высокопросвященства, памятник также является знаком покаяния георгиевцев в разрушении храма, а символом покаяния станет кафедральный собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца, строительство которого приближается к завершению. «Если сегодня таких памятных мест будет больше, наш город, наше государство будет становиться крепче. Потому что исторически Русь набирала силу свою только тогда, когда она смирялась, когда она обращалась к Богу, шла в храм, молилась, крестилась», — отметил владыка Гедеон, подчеркнув, что сегодня все больше людей приходят в храмы и затем навсегда остаются с Богом. В завершение епископ Гедеон поблагодарил всех, кто принял участие в проектировании, финансировании, изготовлении и установке памятника. Георгиевская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

741 Келлии эти представляли собою особняки, которые не были связаны в общие корпуса, возникшие здесь позже. В расходных книгах на постройку каждой небольшой келлии отмечен особый расход, как за отдельное строение. Такие келлии обыкновенно состояли кроме главного помещения из сеней и дровяника. При некоторых бывали чуланы и вышки. (Рукоп. Кир. мон. 686, л. 5; 12 об., 14, 15, 17 об.; 59–659, л. 24 об.; 39–639, л. 59 об.; 70–670, л. 27 об.; 2–602, л. 5 об.–6 и т. п.). О других подробностях в устройстве жилых келлий см. выше. 742 Сравн. выше – Больничные келлии находились в местности, близкой к церкви архангела Гавриила т. е. в южной части монастыря («Галасиа Межников лежит от архангела блиско болнишные дороги от нижнего ряду келей». – «Сава Ухтюжанин лежит от архангела от болнишные дороги вниз, блиско Щукина отца.» – Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 141–144. Сравн. Рукоп. Кир. библ. 93–1331, л. 99 об., где вместо «больнишные дороги» написано: «от болшой дороги»). 743 Не эти ли последние составляли нижний ряд келлий, о котором говорят статьи о месте могил в Кириллове (Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 141–144 об., см. ниже приложения)? Сравнительно с положением церкви архангела Гавриила они находились действительно внизу. Сравн. предш. примеч. – Другой ряд келлий назывался «воротным» (см. Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 141–144), т. е. находившимся на повороте. («Старец Исаф Луженой лежит у чюдотворца Кирила за олтарем не блиско подле Петра священника белозерца подле дорогу идучи в угол к кельям воротнего ряду». – Рукоп. Кир. библ. 93–1331, л. 101). Но в каком углу монастыря находились эти кельи, остается невыясненным, подобно тому как неизвестно и местоположение задних келлий, о которых говорят приходорасходные книги монастыря (см. напр. Рукоп. Кир. мон. 59–659 л. 24 об.) и среди которых находились и царские келлии (Рукоп. Кир. мон. 24–624, л. 47 об. и выше стр. 41.) Сравн. выше 740. 745 В настоящее время на месте прежних деревянных келлий возведены каменные корпуса (см. на плане Бороздина 19 и 20 и на плане Мартынова 17 и 18), время первоначальной постройки которых относится отчасти к XVII, отчасти к XVIII столетиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Дьяк Григорий Постников . Пошлин по уложению и скрепой же 3 рубли взято. В книгу записана. На обороте грамоты: Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна Софья Алексеевна всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцы, Справил Пашка Шапкин 14 . Внутренний быт и образ жизни братьи Вепревой пустыни в XVII веке, до приписки ее к Данилову монастыри, когда, по словам приведенной нами выше грамоты, братья монастыря жила «не по монастырскому чину и иночеству пили и бражничали и церковь Божия стояла без пения» и «монастырь строить и крестьян от сторон оберегать – было некому», оставил по себе память среди местного населения, следы которой сохранились и по настоящее время в народной песни, записанной в 60-х годах в Колягинском погосте на р. Нерли, той же Карашской волости, на границе Владимирской губернии. Песнь эта следующая: «Вечер девки пивоварничали. Пришел к девушкам не званный гость, Старик со пустыни Вепревой, Стали девки перешептываться, С глазу на глаз перемигиваться, Чем гостя подчивать: Коя в щоку, коя за волосы, Через стол тащат, волоса, трещат Через скамью дали тасканину, А по полу дали топанину, А по сеничкам веничком метут, А по двору кубарем, кубарем. Под воротнею борзым кобелем, А по улице добрым молодцем». II. «Братья сбродичи». (Местная быль) Ростовский князь Семен Юрьевич Голенин, по прозвищу Ворона, имел дочь княжну Феодору, которая была помолвлена за Ростовского наместника, князя Василия Юрьевича Шемяку-Косова Галичского. По некоторым, однако, обстоятельствам у князя Семена Юрьевича возникла с Косым великая ссора и князь Семен отказал Косому в руке своей дочери. По отъезде же Шемяки в Москву, князь Ворона, в его отсутствие, выдал свою дочь за престарелого Ростовского князя Ивана Андреевича Брюхатого 15 . Княжна Феодора выходила за Брюхатого против желания, так как жених был стар, безобразен, имел огромное брюхо (от чего и получил свое прозвище) да притом же в семье у старого князя не было недостатка, так как она состояла из 2-х сыновей и семи внучат, всех уже женатых) Как-бы то ни было, но старый князь Иван, стал мужем красивой княжны, переехал с ней для житья в одну из своих вотчин, на берегу р. Ишни, «близ Черного омута» 16 . Одолеваемый ревностью, князь Иван стал держать молодую жену под великим присмотром и неослабным надзором своей старой ключницы Мамоновны. Между тем Шемяка, по приезде в Ростов, узнав, что брак произошел против воли княжны Феодоры, пришел в ужасный гнев и твердо решил во чтобы ни стало добыть молодую княгиню.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Духовная и культурная жизнь Армении в XIV-XV вв. в условиях иноземного господства целиком была сосредоточена в отдельных монастырях-вардапетаранах, сыгравших огромную роль в сохранении культурных ценностей прошлого и по мере возможности способствовавших ее дальнейшему развитию. В этот период крупнейшими учебно-образовательными центрами становятся Гладзорский монастырь со своей высшей школой, Татевский университет, Астапатская и Апракунисская, а в Южной Армении – Мецопская, Сухарская и другие монастырские школы. Кузницей подготовки ученых-вардапетов и монахов были Гладзорский, а несколько позже – Татевский университеты 558 . Сюда со всех концов Армении стекались для получения образования ученики, которые по завершении учебы в сане вардапета возвращались на свои места и организовывали учебное дело в родных краях. Среди них значительное число составляли питомцы монастырских школ Южной Армении, которые впоследствии стали видными культурными деятелями. Их усилиями многие монастыри превратились в образцовые учебные заведения, стали крупными книжными центрами и скрипториями. Выпускниками Гладзорской школы были Мхитар Саснеци, обосновавшийся в Мецопском монастыре, Степанос, ставший настоятелем пустыни в Айри-Дзоре и основавший там школу, Ованес, основавший школу в Асписнаке. Учениками выдающихся армянских ученых, философов Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци были видный вардапет и литературный деятель Григор Хлатеци, известный армянский историограф и педагог Товма Мецопеци, жившие несколько позже. Последний, как и Мхитар Саснеци, большую часть жизни провел в Мецопском монастыре, в котором, согласно его биографу Киракосу, «провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл]» 559 . При Товме Мецопский монастырь превратился в крупнейший учебный центр, усвоивший многие традиции Татевского университета. Сюда по приглашению Товмы приезжали видные вардапеты читать лекции по разным предметам. Примерно год пробыл в Мецопском монастыре Григор Татеваци, развернувший кипучую педагогическую деятельность. По приглашению Товмы в Мецоп прибыл крупный ученый Акоп Крымеци читать «курс учения о календаре» и другие дисциплины. С деятельностью Товмы Мецопеци связан расцвет Мецопской школы, а Мхитар Саснеци является одним из основателей этой школы. Их жизнь и деятельность «составляют звено в истории Мецопского монастыря и вообще вардапетаранов XIV в.» 560 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На кончину Григора Хлатеци отозвались также Товма Мецопеци в своей «Истории Тамерлана» 642 и поэт Аракел Багишеци, написавший «Элегию на смерть Григора Хлатеци» 643 . Кто же такой ритор Тума? В литературе существует мнение относительно того, что ритор Тума и Товма Мецопеци одно и то же лицо и что «История Григора Хлатеци» написана Товмой Мецопеци, который одновременно повествует о его жизни и трагической кончине в своей «Истории Тамерлана». В частности, этого мнения придерживается Г. Овсепян, который в то же время находит различия в сведениях о Григоре Хлатеци в «Истории Тамерлана» и в «Истории Григора Хлатеци» 644 . В самом тексте жития имеется памятная запись ритора Тумы, в которой названы имена заказчиков этого сочинения и местность, где было написано оно. «Сие житие, – говорится в памятной записи, – написано в городе Багеше, в монастырях Гомац Сурб Аствацацин (Святой Богоматери) и Сурб Зоравар Георг (Святого Георга Победоносца)». Из памятной записи писца Карапета к рукописи «Шаракноца» («Сборника духовных песен»), написанной в Багеше (Битлис), явствует, что настоятелем монастыря Гомац Сурб Аствацацин был епископ Тума, который, по всей видимости, и является «ритором Тумой». Карапет пишет, что рукопись написана им «в усладу епископа Тумы, настоятеля св. обители Гомац, в Багеше, у врат св. Аствацацин и св. Георга, в правление султана Гасан-бека и в патриаршество Ованеса» 645 . В «Истории» имеются довольно подробные сведения о жизни, учебе и литературной деятельности Григора Хлатеци. Из других источников известно, что отца Григора звали Цер 646 , отсюда и его второе имя – Церенц. Григор Хлатеци сначала учился в монастыре Ципнаванк, где он «воспитывался и обучался священному делу у св. отшельника Вардана». Здесь он пробыл шесть лет и, рукоположенный в священники этим же Варданом, стал подобно «истинному вардапету просвещать всех жителей того края своей мудростью и ученостью». Однако через некоторое время он отправился для продолжения учебы к «великому вардапету Ованесу Воротнеци» и вместе с Григором Татеваци в течение восьми лет учился у него в Татевском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010