Новости МИД Армении надеется, что восстановление церкви Сурб Хач в Турции не станет единичным примером 29.03.2007 15:46 Ереван, 29 марта. Армения надеется, что восстановление армянской церкви Сурб Хач (Святого Креста)  на острове Ахтамар (озеро Ван) в Турции не станет единичным примером. Об этом говорится в размещенном на официальном сайте армянского внешнеполитического ведомства заявлении и.о. пресс-секретаря МИД Армении Владимира Карапетяна, касающегося открывающейся сегодня в Турции армянской церкви Сурб Хач, передает агентство Новости-Армения .   По мнению Карапетяна, факт реконструкции турецкими властями и открытия церкви Сурб Хач на острове Ахтамар является положительным явлением, так как речь идет об одном из самых известных армянских средневековых историко-культурных памятников, который находился в запущенном состоянии с 1915 года. " В то же время следует отметить, что в вопросе реставрации и открытия церкви Сурб Хач турецкие власти и средства массовой информации не указывают ее историко-культурную ценность, не упоминается ее армянская и апостольская принадлежность " , - подчеркнул представитель МИД. По его словам, этот факт обыгрывается в пропагандистских целях и с исключительной интенсивностью используется для пресечения попыток принятия международным сообществом резолюций о признании геноцида армян. " Касаясь исторической стороны проблемы, невозможно не отметить, что церковь Сурб Хач является лишь одним из многочисленных армянских архитектурных памятников. Такие известные памятники, как десятки церквей в Ани, церковь Текора, монастырь Сурб Карапет в Муше, собор Сурб Ованнес в Багаране и тысячи других уничтожены до основания или продолжают уничтожаться " , - подчеркнул Карапетян. По его словам, причиной уничтожения всех этих исторических памятников были безразличие и их армянская принадлежность.  " Однако, когда в Турции говорится об " анатолийской культуре " , ее невозможно представить без являющегося ее составной частью армянского элемента " , - подчеркивается в заявлении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

царь Йездигерд II , к-рый в сер. V в. пытался насадить зороастризм в Армении, ограничил права ААЦ и отобрал право верховного судьи у К., передав его мобеду ( Егише. 1971. С. 39). В структуре церковной иерархии установление сана К. способствовало сохранению независимости ААЦ от внешних вмешательств. Чтобы возведение К. на престол не было ограничено выборами, был учрежден канон рукоположения К., подобно рукоположению др. церковных чинов. Он требовал присутствия определенного числа епископов, благодаря чему удавалось пресекать попытки посадить на арм. престол К. извне. Власть К. была связана с политико-гос. структурой и адм. делением Армении. В период правления рода Аршакуни (до 428) К. избирался на Соборах в присутствии царя, знати и духовенства; царю отводилась главенствующая роль. В IV - нач. V в. К. избирался из рода Партевов, откуда происходил свт. Григорий Просветитель. После смерти Саака I (439) К. начали выбирать из рода Альбианоса - жреческой фамилии, известной еще в дохрист. Армении. С ослаблением и падением царской династии Аршакуни, когда бóльшая часть Армении перешла под контроль Персидской державы, власть рода Альбианоса, к-рый был под покровительством Персии, окрепла. В этот период при выборах не только К., но и епископов кандидатуры утверждались персид. царем, и лишь рукоположение епископа осуществлял К. В VI-VII вв. род Альбианоса становится главенствующим на Соборах при избрании К. При этом персид. наместники (марзпаны) пытались отобрать у главы ААЦ административно-правовую власть, сохранив за ним только духовную. Известны неудачные попытки создания альтернативных престолов К. у армян-халкидонитов . Так, в 591 г. визант. имп. Маврикий на территории с центром в Аване (ныне в черте Еревана), в то время перешедшей под контроль византийцев, провозгласил К. Ованнеса Багаранци . В 969 г. Ваан I Сюнеци , заочно низложенный за стремление к сближению с армянами-халкидонитами, нашел убежище в арм. царстве Васпуракан и продолжал действовать как К. наряду с новоизбранным Степаносом III, в результате чего ААЦ была расколота, пока оба К.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

кон. IV в. (самое позднее - в 80-х гг. V в.) приобрел структуру четырехстолпного купольного сооружения с квадрифолием внешних стен. Др. ранней центричной постройкой является храм-мартирий Сурб Саркис (св. Сергия) в Текоре (совр. Дигор, Турция) (80-е гг. V в.) - первая из сохранившихся крестовокупольных церквей с каменным куполом на 4 опорах. В нач. 90-х гг. VI в. возводится храм в Аване - родоначальник архитектурного типа тетраконхов с угловыми нишами (св. Рипсиме в Эчмиадзине, Гарнаовит, Сисаван, Ахтамар ). В 1-й пол. VII в. получают развитие следующие композиции: четырехстолпная крестово-купольная структура, лежащая в основе классического типа (восходит к ц. Сурб Саркис в Текоре), с прямоугольным наосом и пастофориями по сторонам алтарной апсиды (св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине, 630; Мрен, 639; Багаван, 631-639; Одзун, ок. сер. VII в. и др.); компактный тетраконх на основе структуры Эчмиадзина (Багаран, 624-631); постройки с наружной стеной в виде триконха (соборы в Двине, Талине, 2-я пол. VII в.). Тенденция к созданию цельного центричного и вместе с тем просторного храма наиболее ощутимо проявляется к сер. VII в., чаще всего на основе планового квадрифолия - формы, вероятно прочно связанной с Эчмиадзинским кафедральным собором, именуемым армянами «Матерью-Церковью» (Аван, Мастара, ок. 645 г., храм-мартирий Бдящих сил Звартноц, 642-662). Форма просторного, нерасчлененного светлого купольного интерьера максимально выражена в храме Аруча - величественном купольном зале, с 4 опорами в виде пилонов, к-рые примыкают к его продольным стенам; символика креста отражена не в плане, а в структуре сводов. Подобный светлый интерьер - характерная черта зодчества 2-й пол. VII в. (Талин, Артик, Звартноц). Композиционное разнообразие памятников раннесредневек. эпохи дополнялось храмами шести- и восьмиапсидной структуры (Арагац; Зоравар у Егварда, 60-е гг. VII в.; Иринд). В VII в. имело место массовое строительство небольших, вероятно, приходских церквей типа простого купольного тетраконха, триконха или свободного креста с апсидой на востоке (Агарак; Арзни; Аламан, 637; Дорбантаванк; Кармравор в Аштараке; Кош и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Наружные стены полихромны, применен красноватый раствор, тип кладки трижды меняется: в нижней части - техника клуазонне, от уровня оконных арок ее ряды чередуются с рядами поребрика и орнаментированными вставками; в гранях барабана - по паре окон, разделенных колонками и обрамленных резными мраморными плитами и арками. Более сдержан декор ц. св. Апостолов в Афинах (ок. 1000), оригинальная объемно-пространственная композиция к-рой соединяла вписанный крест и круглый наос, расширенные экседры по осям (квадрифолий) с малыми пулукруглыми нишами по диагоналям и напоминала раннехрист. композиции в Юж. Сирии (Гераса, Бостра) и еще более в Армении (Эчмиадзин, Багаран). Величественный и яркий памятник, свидетельствующий о новой образности визант. архитектуры того периода,- кафоликон мон-ря Осиос Лукас. Его облику присущи богатство пространственных переходов, соразмерность и гармония больших и малых форм (от широкого купола до аркатур обхода), искусные градации света и тени, элегантные пропорции. Внутренний вид дает представление о системе мраморной облицовки в средневизант. период, когда разномасштабные прямоугольники, объединенные с др. элементами декора в сложном ритме, препятствуют восприятию массивности опор. 2-ярусное расположение больших арок, объединяющих по 2 или 3 окна, проходящих широкими лентами по фасадам кубовидного объема, придает зданию сходство с дворцовой архитектурой, декоративная кладка, характерная для местной традиции, не доминирует, а дополняет мерный и торжественный ритм проемов. Кафоликон мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 1022 г. Интерьер Кафоликон Осиос Лукас - наиболее ранний сохранившийся храм с куполом «на восьми опорах», т. е. того типа, истоки к-рого Вульф был склонен видеть в октагональных постройках (напр., ц. мучеников Сергия и Вакха), отмечая реализацию замысла «перекрыть наос куполом во всю его ширину, и так как нерасчлененное пространство предшествовало 3-частной виме, то перед зодчим встала конструктивная задача перенести опору купола на окружающие стены» ( Wulf O.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксонометрический разрез храма (по С. А. Маилову) Религ. и адм. центр раннесредневек. Армении (обл. Ширак); основан на месте языческого святилища (II в. до Р. Х.- нач. IV в. по Р. Х.) к юго-востоку от Ани . В 804 г. Ашот Мсакер Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Б. свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся адм. центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы. В 1048 г. был завоеван и разрушен сельджуками, в XIV в.- войсками Тимура. В нач. XX в. территория входила в Российскую империю, в Карсскую обл. После первой мировой войны эта часть территории Б. на правом берегу р. Ахурян вместе с храмом св. Теодороса (св. Ованнеса), уничтоженным ок. сер. XX в., отошла к Турции (ныне иль Карс); левобережье, где расположены ц. св. Шушаник и развалины тетраконха (X в.?), в наст. время находится на территории Республики Армения. Храм св. Теодороса был одной из первых известных в восточнохрист. мире крестово-купольных построек на 4 опорах. Его композиция и ранняя датировка послужили основой распространенного мнения (Й. Стржиговский, А. Зарян и др.) о влиянии архитектуры этого храма на формирование ему подобных в Византии и Зап. Европе. Согласно однострочной строительной надписи, охватывавшей в виде пояса верхние края стен, он был основан в 624 г. («в тридцать четвертом году царя Хосрова» - имеется в виду иран. шах Хосров II Парвиз) кн. Бутом Аравегяном, строительство его завершено в 631 г. вдовой князя Анной. Происходившее в это время восстановление собора Эчмиадзин отразилось на выборе архитектурной композиции храма св. Теодороса, представляющей собой квадрифолий с относительно узкими экседрами и широким квадратом наоса, в центре к-рого на 4 квадратных в сечении столбах (редкая форма для арм. зодчества) высился купол (пролет 5,45 м). Подкупольный квадрат, соединенный системой арок и сводов со стенами наоса, образовывал развитое и идеально центричное крестово-купольное пространство, продолженное по основным осям полукруглыми экседрами. Вост. угловые компартименты наоса перекрывались крестовыми, а зап.- сомкнутыми сводами. Высокие серповидные простенки между конхами экседр и подкупольными сводами прорезаны окнами, к-рые вместе с многочисленными окнами нижнего яруса обеспечивали хорошую освещенность церкви. Главные из 6 дверей храма располагались по осям зап. и юж. экседр, нетипично наличие 2 дверей в вост. стене, по сторонам апсиды, впосл. служивших проходами в пристроенные пастофории. Внутри храм был оштукатурен, но следов росписи не осталось уже в XIX в.

http://pravenc.ru/text/77316.html

Лит.: Алишан Г. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз); Марр Н. Я. Новые материалы по арм. эпиграфике (Ани, Аламн, Мрен, Багаран, Еровандакерт, В. Талын)//ЗВОРАО. 1893. Т. 8. С. 69-103; Strzygowski J., Bearb. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. 2 Bde; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ер., 1942-1948. 2 т. (на арм. яз); Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ер., 1949 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ер., 1961; Орбели И. А. Багаванская надпись 639 г. и др. арм. ктиторские надписи VII в.// Он же. Избр. труды. Ер., 1963. С. 371-404; Манучарян А. Строительные надписи храмов Мрена и Талина//ИФЖ. 1966. 1. С. 247-252 (на арм. яз.); Саргсян М. Рельефные образы основателей Мренского храма//Там же. 4. С. 241-250 (на арм. яз.); Чубинашвили Г. Разыскания по арм. архитектуре. Тб., 1967; Мнацаканян С. Х. Когда был построен храм во Мрене?//ИФЖ. 1969. 3. С. 149-164 (на арм. яз.); Thierry M., Thierry N. La Cathedrale de Mren et sa décoration//Cah. Arch. 1971. Vol. 21. P. 43-77; Азарян Л. Армянская раннесредневек. скульптура. Ер., 1975 (на арм. яз.); Маилов С. А. Нек-рые особенности крестово-купольных церквей раннесредневек. Армении//Архит. наследство. 1985. Вып. 33. С. 235-242; Mango C. Deux études sur Byzance et la Perse Sassanide: Héraclius: Šahrvazar et la Vraie Croix//TM. 1985. Vol. 9. P. 91-118; Der Nersessian S. L " art Arménien. P., 1989; Donab è dian P. L " âge d " or de l " architecture arménienne VIIe siècle. Marseille, 2008; Maranci Ch. The Humble Heraclius: Revisiting the North Portal at Mren//REArm. N. S. 2008/2009. T. 31. P. 167-180; eadem. New Observations on the Frescoes at Mren//Ibid. 2013. T. 35. P. 203-225; eadem. Vigilant Powers: Three Churches of Early Medieval Armenia. Turnhout, 2015; eadem. «Holiness Befits Your House» (Ps. 92 A Prelim. Rep. on the Apse Inscription at Mren//REArm. N. S. 2014/2015. T. 36. P. 243-263; Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII в. М., 2012. Т. 2; Hakobyan Z. The Restitution of the True Cross in the Xth Септ. Armenian Sources and its Depiction in the Early Medieval Sculpture//REArm. N. S. 2013. T. 35. P. 227-240; Акопян З. А. «Даяние Закона» в арм. раннесредневек. иконографической традиции (VII в.)//ИХМ. 2016. Вып. 13. С. 99-114.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Несколькими годами позже, в 638 r., Иерусалим захватили арабы; угроза нашествия нависла и над Арменией. В этих условиях, воспользовавшись недолгим миром, взошедший в 642 г. на патриарший престол Нерсес Строитель возвел новый кафедрал по образцу ротонды Воскресения, недавно отреставрированной и надолго потерянной восточно-христианским миром. В заключение суммируем основные особенности копирования храма Св. Гроба в Армении. Прежде всего следует отметить раннее начало этого процесса. Если не считать двух константинопольских часовен IV и V вв. 340 , армянские памятники являются наиболее древними образцами воплощения архитектурных форм храма Св. Гроба. В Звартноце переданы не только ротонда с гробницей, но и примыкавший к ней патриарший дворец, что свидетельствует о попытке копирования комплекса построек Св. Гроба, наподобие Сан Стефано в Болонье. Ротонда Звартноца обогащена большим тетраконхом. Именно тетраконх является основой и церкви в Зариндже. Эту особенность армянских храмов можно объяснить присутствием тетраконха в основе Эчмиадзинского и многих других кафедралов (Авана, Рипсиме, Багарана, Мастары). В Зариндже представлена уникальная попытка переноса форм Св. Гроба из интерьера в экстерьер – в качестве элемента, венчающего композицию «ротонды». Эта попытка была использована и развита в зодчестве Закавказья XI–XIII вв., результатом чего Явилось распространение зонтичного типа шатра. Думается, что более подробное изучение копирования Иерусалимского храма в Армении не только позволит обогатить знания об армянской архитектуре, но и окажется полезным при исторических реконструкциях архитектуры храма Гроба Господня : 292 Подтверждением этой связи служат многочисленные упоминания и описания Св. Земли в армянских источниках (см.: Тер-Мкртычян Л.Х. Армянские источники о Палестине V–XVIII веков. M., 1991). 293 История епископа Себеоса. Пер. Ст. Малхасянца. Ереван, 1939, гл. XXXIV, с.75. Письмо это непосредственно предшествует главе о построении Комитасом храма Рипсиме в Вагаршапате

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

В 572г. армянское восстание, возглавляемое Варданом Мамиконяном, получив помощь от императора Юстина II, временно уничтожило персидскую власть в Двине. Сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Uoahha II и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», вновь решительно утвердив кириллову христологию и крепко держась Халкидонского собора. В 573г. армяне, включая католикоса, согласились соединиться с Церковью и вступили в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя. Поразительный договор между Византией и Персией, заключенный в 591г. императором Маврикием благодаря его поддержке Хосроя II и дружбе с ним, давал Римской империи контроль над большей частью Армении. Границей служила река Азат. Резиденция католикоса, Двин, оставалась на персидской стороне, но как раз на границе с Византией. Приглашенный к участию в соборе с целью объединения, католикос Моисей II ответил знаменитым отказом: «Я не пересеку реку Азат, чтобы есть печеный хлеб греков, и не стану пить их горячую воду» 566 . Однако большинство армянских епископов, живших на византийской стороне, собрались в Феодосиополе (Эрзеруме) в 593 г. и избрали нового католикоса-халкидонита Uoahha III Багаранци, который проживал в Аванс, по другую сторону реки, напротив Двина, пока не был арестован и сослан персами в 611 г. Формальное принятие Халкидонского собора грузинским мцхетским католикосом Кирионом (600–601), бывшим секретарем Моисея II, а также трудности, с которыми столкнулись армяне-антихалкидониты при избрании преемника Моисею даже в занятых персами областях, вероятно, показывают, что при Маврикии существовала реальная возможность полного восстановления халкидонской веры в Армении и на всем Кавказе. Но так же, как в Египте, персидское завоевание прервало все усилия по соединению вплоть до новой и значительной попытки, предпринятой Ираклием после победы его над Хосроем II. Поскольку Персия служила убежищем для всех инакомыслящих Римской империи, а сирийскоязычные христианские общины всегда существовали по обе стороны границы, неизбежным было проникновение в Персию и всего разнообразия толков, существовавших среди сирийцев, включая яковитов и несториан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

текст по рукописи X в., пер. с арм./Исслед., пер., изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1901. (ТРАГФ; Кн. 3); Древнегруз. одописцы XII в.: Певец Давида Строителя. Певец Тамары. Слог одописцев. Абдулмессия/Груз. текст исслед., изд., словарь: Н. Я. Марр. СПб., 1902. (ТРАГФ; Кн. 4); [ Василий Великий, еп. Кесарийский]. Физиолог: Армяно-груз. извод/Груз. и арм. тексты, исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1904. (ТРАГФ; Кн. 6); Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием: Араб. версия//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 63-211; Деяния 3 святых близнецов-мучеников Спевсипа, Еласипа и Меласипа//Там же. 1907. Т. 17. С. 285-344; Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г./Груз. текст исслед., изд., пер., арабское извлечение приложил: Н. Я. Марр. СПб., 1909. (ТРАГФ; Кн. 9. 5); Вступительные и заключительные строфы «Витязя в барсовой шкуре» Шоты из Рустава/Груз. текст, рус. пер. и пояснения с этюдом «Культ женщины и рыцарство в поэме»: Н. Я. Марр. СПб., 1910. (ТРАГФ; Кн. 12. 5); Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского/Груз. текст, введ., изд., пер. с Дневником поездки в Шавшию и Кларджию. СПб., 1911. (ТРАГФ; Кн. 7); Синодик Крестового мон-ря в Иерусалиме: Груз. текст с 16 палеогр. рисунками. СПб., 1914 (на груз. яз.); Le Synaxaire géorgien/Réd. de l " Union arm.-géorg. d " après le Manuscrit du couvent Iviron du Mont Athos: N. Marr. Р., 1926. (PO; Vol. 19. Fasc. 5). Соч.: Описание персид. рукописного Четвероевангелия//ЗВОРАО. 1889. Т. 3. Вып. 4. С. 377-381; Из летней поездки в Армению: Заметки и извлеч. из арм. рукописей//Там же. 1891. Т. 5. С. 211-241; 1892. Т. 6. С. 135-228; Список рукописей Севанского мон-ря: Из летней (1890 г.) поездки в Армению. М., 1892; Древнеарм. хрестоматия с арм.-рус. словарем для начинающих. СПб., 1893; Новые материалы по арм. эпиграфике: Ани, Аламн, Мрен, Багаран, Еровандакерт, В. Талын//ЗВОРАО. 1893. Т. 8. С. 69-103; Раскопки в [Карсской обл.] Эриванской губ.//Отчеты археол. комиссии за 1892 г. СПб., 1894. С. 75-86; Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев//Сб.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

В конце VI века императором Византии становится Маврикий (582–602). После того, как с его помощью царем Персии становится Хосров II (591–632), бóльшая часть Персидской Армении отошла к Византийской империи. Император предпринял попытку призвать к единству с Православной Церковью антихалкидонитское духовенство Двинского католикосата Армянской Церкви, которое оказалось на территории Византии . После собора в Феодосиополе (ныне г. Эрзурум – северо-восток Турции) в 591 году был основан армянский православный католикосат. Вскоре кафедра была перенесена в местечко Аван, недалеко от реки Азат, по руслу которой проходила граница между византийской и персидской частями Армении. Тем самым был учрежден католикосат с центром в Аване, где были построены кафедральный собор и резиденция. Католикосом был избран Иоанн Багаранский, несший до этого подвиг столпничества. На другой стороне р. Азат, недалеко от Авана, в городе Двине, находился антихалкидонитский католикосат ААЦ, возглавляемый католикосом Мовсесом Егивардеци (574–604) . В 602 году, после убийства императора Маврикия и неудачной военной кампании против персов императора Фоки, эта часть Армении вновь переходит к Персии . Снова оказавшись на территории Персии, бóльшая часть духовенства православного Аванского католикосата, которая не согласна была чрез отвержение IV Вселенского собора соединиться с ААЦ, вынуждена была удалиться в Тайк или Византию . Однако пять епископов и около двадцати пресвитеров согласились предать анафеме Халкидонский собор, после чего они были приняты в ААЦ . В одном из главных догматических источников ААЦ «Книге посланий» ( ) сохранилось рукописание от тех епископов и священников Аванского католикосата, которые пожелали войти в общение с ААЦ . От последних требовалось письменное удостоверение в том, что они анафематствуют «скверный» ( ) томос Льва и «злой» ( ) Халкидонский собор . И в зависимости от того, по каким причинам тот или иной епископ или священник причащался с православными, будучи в единении с Византийской Церковью, назначалась более или менее строгая епитимия ( ) со стороны тогдашнего местоблюстителя Вртанеса Кертога (604-607) . Позднее через епитимию принимал бывших клириков Аванского католикосата и избранный на Двинском соборе 607 года католикос Авраам (607–613) .

http://bogoslov.ru/article/2749331

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010