Основная идея традиции А.-х. заключается в том, что Армянская Церковь, несмотря на случайное отсутствие ее иерархов на Халкид. Соборе и не менее случайное отделение от Вселенской Церкви, никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причем не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно. История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкид. Собору резко менялось. «Энотикон» имп. Зинона (482), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской Церковью в 491 г., и только на 2-м Двинском Соборе (554/55) армяне прямо осудили Халкид. Собор и порвали с К-польской Церковью. Нек-рые исследователи (напр., Н. Адонц ) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области: Армянская Церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского Патриарха в К-поле и встала на путь автономизации. Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и кн. Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны имп. Юстина II и вошли в церковное общение с греками. В 591 г., после окончания византийско-персид. войны, к империи отошла значительная часть Вел. Армении, где при поддержке Византии был основан правосл. арм. Католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской Церкви, католикосы к-рой находились в Двине, на персид. территории. Правосл. арм. Католикосом стал Иоанн Багаранский (591-610). Аванский Католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персид. части Армении. Борясь с влиянием правосл. партии, двинский Католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкид. Собор или же покинуть страну. Иоанн Багаранский был единственным Аванским Католикосом. В 602/03 г., начав новую войну с Византией, шаханшах Хосров II занял Армению и упразднил Католикосат в Аване. Католикос Авраам I созвал Собор в Двине, к-рый предал анафеме груз. правосл. Католикоса Кириона и всех сторонников Халкид. Собора. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами. В 630 г. при Католикосе Езре на Каринском Соборе в Армении халкид. определения были приняты вновь. Католикос Нерсес III (641-661) провозгласил правосл. Символ веры в Двинской кафедральной ц.

http://pravenc.ru/text/76122.html

Ереван (Аван). Неизвестный собор. Кафедральный собор /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Год постройки:Между 595 и 598. Адрес: Координаты: 40.21506, 44.57197 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм находится в северной части древнего селения Аван, в середине ХХ века поглощенного разросшимся Ереваном и ставшего одним из районов армянской столицы. Район этот располагается к северо-востоку от центра города. Раскопки на территории храма показали, что первая церковь на этом месте была построена еще до возведения собора, развалины которого дошли до нашего времени. История возведения последнего собора связана с расколом армянского христианства на сторонников Определения Веры, принятого на Халкедонском соборе 451 г. и его противников. Сам по себе этот раскол не был чем-то исключительно присущим армянскому христианству, однако в Армении в изначально теологическую дискуссию между противными сторонами привходящие, в сущности, политические и национальные соображения были привнесены в большей степени, нежели это было в других областях, окормлявшихся Вселенской церковью. Во второй половине VI века Армения оказалась ареной военно-политического противостояния между Византией и Персией. В этой борьбе адепты решений Халкедонского собора держали сторону Византии, а их противники естественным образом были вынуждены выступать на персидской стороне. И у тех, и у других была церковная организация, которая у первых находилась в иерархическом подчинении Константинопольскому патриархату. После раздела Армении по договору между василевсом Маврикием и шахиншахом Хосровом II Парвизом, для окормления христиан отошедшей к Византии марзпанской Армении при содействии Маврикия был создан православный католикосат, во главе которого стал Ованнес Багаранци (Иоанн Багаранский (591-610)), рукоположенный в католикосы в 591 г. Он стал первым и единственным православным католикосом Армении.

http://sobory.ru/article/?object=11270

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во ОБЩИНА социальная организация, обладающая самоуправлением (родовая, соседская, сельская О.; рус. «мир», серб. «задруга», герм. «марка»), а также местная административно-территориальная единица - муниципалитет, напр. коммуна во Франции или в Италии ОВАННАВАНК средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения) ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/rubrics/121236_186.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский; арм. (?)(?) ], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный). Происходил из г. Багаран (обл. Айрарат, ныне территория Турции), принял монашество и посвятил жизнь аскезе. Арм. историк Мовсес Каланкатуаци (X в.) называет О. Б. столпником. В 591 г. в результате византийско-персид. войны (571-591) Армения была разделена между 2 державами (см. также ст. Аван ). Присоединив к Византии большие территории в Зап. Армении, визант. правительство во главе с имп. Маврикием (582-602) предприняло попытки укрепить сотрудничество с Армянской Церковью. Католикос Мовсес II Егивардеци (574-604) и др. епископы были приглашены на Собор в К-поль, но, отвергнув приглашение, Мовсес II переехал из Вагаршапата, к-рый находился под властью византийцев, в Двин, под управление персов. Т. о., произошел фактический разрыв между визант. властями и большинством иерархов Армянской Церкви. Это побудило имп. Маврикия создать для визант. Армении свою правосл. иерархию, к-рую и возглавил О. Б. Нек-рые арм. епископы, в т. ч. влиятельный еп. Теодорос Каринский (Феодосиопольский), поддержали О. Б.; большая часть населения визант. части Армении приняла халкидонское Православие (История еп. Себеоса/Пер.: Ст. Махалсянц. Ер., 1939. С. 49-50; Повествование о делах армянских/Под ред. В. А. Арутюновой-Фиданян. М., 2004. С. 40-41). Т. о., Армянская Церковь раскололась и О. Б. соперничал с католикосом Мовсесом II, а позднее - с его преемником Абраамом I Агбатанеци (606/07-610/15). Резиденцией О. Б. стала крепость Аван, где были построены собор Сурб-Ованнес (Иоанна Крестителя) и дворец католикоса. Судьба католикосата О. Б. оказалась тесно связана с судьбой Византии, к-рая в нач. VII в. вступила в полосу тяжелого политического кризиса. Покровитель О. Б. имп. Маврикий был убит в 602 г. в результате переворота. Вслед за этим началась очередная византийско-персид. война, и в 603 г. Аван был захвачен войсками персид. шаха Хосрова II. О. Б. перенес свою резиденцию в Карин, но в 610 г. этот город также был захвачен персами; О. Б. попал к ним в плен и был сослан в Хамадан, где умер в 611 г.; похоронен в Аване.

http://pravenc.ru/text/2578131.html

Новости МИД Армении надеется, что восстановление церкви Сурб Хач в Турции не станет единичным примером 29.03.2007 15:46 Ереван, 29 марта. Армения надеется, что восстановление армянской церкви Сурб Хач (Святого Креста)  на острове Ахтамар (озеро Ван) в Турции не станет единичным примером. Об этом говорится в размещенном на официальном сайте армянского внешнеполитического ведомства заявлении и.о. пресс-секретаря МИД Армении Владимира Карапетяна, касающегося открывающейся сегодня в Турции армянской церкви Сурб Хач, передает агентство Новости-Армения .   По мнению Карапетяна, факт реконструкции турецкими властями и открытия церкви Сурб Хач на острове Ахтамар является положительным явлением, так как речь идет об одном из самых известных армянских средневековых историко-культурных памятников, который находился в запущенном состоянии с 1915 года. " В то же время следует отметить, что в вопросе реставрации и открытия церкви Сурб Хач турецкие власти и средства массовой информации не указывают ее историко-культурную ценность, не упоминается ее армянская и апостольская принадлежность " , - подчеркнул представитель МИД. По его словам, этот факт обыгрывается в пропагандистских целях и с исключительной интенсивностью используется для пресечения попыток принятия международным сообществом резолюций о признании геноцида армян. " Касаясь исторической стороны проблемы, невозможно не отметить, что церковь Сурб Хач является лишь одним из многочисленных армянских архитектурных памятников. Такие известные памятники, как десятки церквей в Ани, церковь Текора, монастырь Сурб Карапет в Муше, собор Сурб Ованнес в Багаране и тысячи других уничтожены до основания или продолжают уничтожаться " , - подчеркнул Карапетян. По его словам, причиной уничтожения всех этих исторических памятников были безразличие и их армянская принадлежность.  " Однако, когда в Турции говорится об " анатолийской культуре " , ее невозможно представить без являющегося ее составной частью армянского элемента " , - подчеркивается в заявлении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь. Епископат ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС V АШТАРАКЕЦИ (1770-1857), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1843; ААЦ), видный деятель арм. национально-освободительного движения. Мирское имя Торос Шахазизян НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед

http://pravenc.ru/rubrics/121962.html

ОБЩИНА социальная организация, обладающая самоуправлением (родовая, соседская, сельская О.; рус. «мир», серб. «задруга», герм. «марка»), а также местная административно-территориальная единица - муниципалитет, напр. коммуна во Франции или в Италии 331-335 335-336 336-339 339-346 ОВАННАВАНК средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения) 346-347 ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви 347-348 ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед 348-349 ОВАННЕС V ДРАСХАНАКЕРТЦИ (между 845 и 850 - ок. 928), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; с 898), историк ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист 350-351 ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) 331-332 ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель 352-353 ОВАННЕС ГАРНЕЦИ (ок. 1180 - ок. 1254 (?)), блж. Армянской Апостольской Церкви (пам. 29 дек.), вардапет, богослов ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ПЛУЗ (между 1220 и 1240 - 1293), арм. ученый-энциклопедист, богослов, церковно-общественный деятель 353-355 ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Центр католикасата находился в Аване. Православный католикосат должен был противостоять влиянию монофизитского католикосата в Двине. Вот как описывает эту коллизию армянский историк католикос Ованнес Драсханакертци (840(?) – 925): «После этого некто Иован из гюха Багаран в гаваре Ког был посажен по приказанию императора Маврикия католикосом греческой стороны с местопребыванием в кахакагюхе Аван, где сам же Иован построил великолепную святую церковь, вокруг которой раскинулись владения его резиденции. Меж тем великий патриарх Абраам пребывал, согласно вышесказанному, в персидском уделе, в городе Двине, ибо река Азат служила границей между обоими уделами. И хотя Иован был мужем правдивым и справедливым и добродетельной жизни, однако, будучи противопрестольным [патриархом], он расколол твердое единство патриаршего престола, и посему немало раздоров претерпели обе стороны» («История Армении», гл. 11, стр. 82). Строителсьтво собора продолжалось несколько лет, начавшись, по разным источникам, между 588 и 595 г. и закончившись между 598 и 602 г. В 602 г. военные действия между Византией и Персией возобновились, положив начало длительной войне (602-629). Часть населения с византийской стороны под натиском наступавших персидских отрядов бежала вглубь страны. Католикос Ованнес Багаранци нашел убежище в городе Карине (Эрзерум). Дальнейшие события Драсханакертци описывает так: «Меж тем войска Маврикия, взбунтовавшись против него и убив его во дворце, поставили вместо него Фоку. Фока с многочисленным войском прибыл в Басен, чтобы покорить Армению. Тогда некий Ашот достиг по приказанию Хосрова Армении и, устремившись на него, разгромил греческое войско, так что не было числа убитым на поле [битвы]; он же, начав сражение против города Карин, овладел им. Спустя каких-нибудь два года он переправил жителей города в Ахмадан. И так как старый католикос Иован скрывался там (в Карине), то, будучи захвачен вместе с ними, и он был угнан в полон, умер там, и [тело его], перевезенное в гюх Аван, было погребено рядом с церковью, которую он сам и построил.

http://sobory.ru/article/?object=11270

Комментируя письмо Патриарха Месропа, пресс-секретарь МИД Турции Левент Билман заявил, что вовсе не обязательно ставить крест на купол церкви именно в день ее открытия. «Наше министерство все еще изучает вопрос. Реставрация исторических зданий — это длительный процесс. В дальнейшем МИД, учитывая функциональное предназначение отреставрированного здания, предоставит министерству культуры и туризма страны детальные оценки», — пообещал Билман. На церемонии открытия храма министр Атилла Коч заверил армянскую делегацию, что «вопрос установки креста на церкви не так уж сложен» и, скорее всего, «в ближайшем будущем крест будет установлен». В МИД Армении факт реставрации и открытия церкви Святого Креста на острове Ахтамар назвали «безусловно, положительным явлением, так как речь идет об одном из самых знаменитых армянских средневековых историко-культурных памятников, который после 1915 года находился в плачевном состоянии». Об этом говорится в размещенном на официальном сайте армянского внешнеполитического ведомства заявлении и.о. пресс-секретаря МИД Армении Владимира Карапетяна. «Армения ценит инициативу Турции..., выражая при этом надежду, что это не станет лишь единичным примером», — заявил Карапетян. По его словам, «церковь Сурб Хач является лишь одним из многочисленных армянских архитектурных памятников. Такие известные памятники, как десятки церквей в Ани, церковь Текора, монастырь Сурб Карапет в Муше, собор Сурб Ованнес в Багаране и тысячи других уничтожены до основания или продолжают уничтожаться». Причиной уничтожения этих памятников были безразличие и их армянская принадлежность, указал представитель МИД. То, что в церемонии на острове Ахтамар принимает участие официальная делегация министерства культуры, само по себе является положительным шагом, считает Карапетян. При этом он с сожалением добавил, что из-за закрытости армяно-турецкой границы многочисленные жители Армении, предки которых строили церковь Сурб Хач, не смогут побывать на ее открытии. «Армянская сторона действительно желала бы расценить это событие как реальный шаг, направленный на примирение и сближение армянского и турецкого народов. Однако это очень трудно сделать, когда со стороны турецких властей отсутствует реальная историко-культурная оценка и осознание этого памятника и создавших его народа и цивилизации, когда даже в музее " Анатолийских цивилизаций " очень трудно найти слова " армянин " и " армянский " », — заявил Карапетян.

http://patriarchia.ru/db/text/221769.htm...

В 923-924 гг. Армения подверглась нападению войск Саджидов. О. Д. укрылся в мон-ре Гегард , затем последовательно переезжал в Севанский мон-рь, Бюракан и Багаран . В 927 г. по приглашению царя Гагика I Арцруни и его брата Гургена О. Д. прибыл в Васпуракан, где (скорее всего в мон-ре Ахтамар ) провел неск. последних лет жизни и завершил работу над книгой «История Армении». Похоронен в Дзорованке. Еще в средние века О. Д. получил почетное прозвище Патмабан (Историк). Его соч. «История Армении» охватывает период от Всемирного потопа (следуя традиции арм. историографии, происхождение арм. народа О. Д. связывает с младшим сыном Ноя Иафетом ) до 924 г. Книга состоит из предисловия, собственно истории и заключения; деление на главы и разделы было выполнено редакторами более позднего времени. Исторические сведения о событиях до сер. IX в. О. Д. в основном компилятивно заимствовал у разных авторов, особенно у Мовсеса Хоренаци (V в.), что иногда дает возможность выявить те неточности, к-рые были внесены в «Историю Армении» Хоренаци позднейшими переписчиками. Наряду с этим О. Д. приводит ряд фактов, неизвестных из др. сохранившихся источников; вероятно, он пользовался древними документами из архива католикосата ААЦ. Описание событий сер. IX - нач. X в. является собственным сочинением О. Д. и во многом свидетельством очевидца (предположительно он делал дневниковые записи в ходе своей церковно-политической деятельности), что дало М. Абегяну возможность охарактеризовать «Историю Армении» как «не только историю в обычном смысле этого слова, но и автобиографию и воспоминания самого автора» ( Абегян. 19752. С. 248). Сочинение написано достаточно сложным языком с обильным использованием библейских цитат. Хронология истории Армении в труде О. Д. основана на списках арм. царей и католикосов (традиция, восходящая к Мовсесу Хоренаци). Одну из глав О. Д. посвятил специально арм. католикосам, вкратце охарактеризовав деятельность каждого из них, отметив годы их пребывания на престоле и изложив наиболее значимые события их правления. Этот раздел книги в рукописной традиции получил распространение как отдельный труд («Список армянских католикосов») и имел большое значение для развития историографии последующих столетий. До О. Д. арм. историки, описав апостольский период истории ААЦ, как правило, сразу переходили к пересказу житий святых Рипсиме (см. Рипсимия, Гаиания и 35 святых дев ) и Григория Просветителя, т. о., в арм. церковной истории возникал разрыв примерно в 2,5 столетия. О. Д. восполнил его сведениями из жизнеописаний др. арм. духовных деятелей. В книге также содержатся важные сведения о Грузии и Кавказской Албании.

http://pravenc.ru/text/2578127.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010