В VII в. католикос Комитас I Ахцеци составил 36-строфный гимн с алфавитным акростихом в честь св. Рипсимии, близкий по жанру к визант. кондаку. В VIII в. появляются гимнографические произведения, сопоставимые с визант. каноном. Еп. Степаносу Сюнеци принадлежат воскресные «Главные гимны» на 8 гласов (каждый гимн состоит из 10 кцурдов, содержание к-рых связано с одной из библейских песней). Классический арм. карг (сопоставимый с визант. каноном) состоит из 8 кцурдов, каждый из к-рых основан на строке из библейской песни или псалма. Части карга могут исполняться на разные гласы. Известно мн. арм. гимнографов - католикос Ованнес III Одзнеци, кнж. Хосровидухт, мон. Саакадухт, Григор Магистр Пахлавуни, католикос Петрос I Гетадардз, Нерсес Ламбронаци и др. Католикос Нерсес IV Шнорали первым стал использовать для написания гимнов силлабо-тоническое стихосложение. С XIII в. новые произведения этого жанра в состав богослужения уже не включались. С X в. развиваются жанры духовных стихов гандз и таг; их авторы - Григор Нарекаци, Григор III Пахлавуни, еп. Аркел Сюнеци и др. Лит.: Biachini P. Chants liturgiques de l " Église arménienne. Venise, 1877; Conybeare F. C. The Hymnal of the Armenian Church//JThSt. 1906. Vol. 7. P. 285-292; Basralian D. Ausgaben der armenischen Messgesänge. Miami, 1958; Armenische Liturgien: ein Blick auf eine ferne christl. Kultur/Hrsg. E. Renhart, J. Dum-Tragut. Salzburg; Graz, 2001. Сирийская Г. существует в 2 основных вариантах - восточно-сир. (ассирийцы, халдеи, малабары) и западно-сир. (сиро-яковиты, маланкары). Сирийцы-мелькиты пользуются не оригинальной сир. Г., а переводами послеиконоборческих визант. богослужебных книг. Общим основанием для вост. и зап. сирийцев служат литургические традиции Антиохии, Эдессы и Нисибина. К оригинальным жанрам сир. Г. относятся: мадраша - длинные поэмы дидактического содержания, к-рые обычно исполняются с припевами унайа, и мемра метрические гомилии. Наиболее известным и почитаемым во всех сир. Церквах автором мадраша и мемра является прп.

http://pravenc.ru/text/165013.html

979) Неподвижный годовой круг с 1924 г. ведется по григорианскому календарю (кроме Иерусалимского Патриархата и епархий Грузии, Нового Нахичевана, юга России (Сев. Кавказ и Астрахань), Греции и др., по-прежнему придерживающихся юлианского календаря). К неподвижным праздникам относятся: Богоявление ((?) [Астуац " айайтнут‘иун], 6 янв., имеет попразднство в 9 дней), Обрезание Господне , или Наречение имени (на 8-й день после Богоявления - 13 янв.), Сретение Господне , или Принесение во храм (40-й день после Богоявления - 14 февр.), и Богородичные праздники: Благовещение (за 9 месяцев до Богоявления - 7 апр.), Рождество Богородицы (8 сент.), Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.) и Зачатие св. Анной Пресв. Богородицы (9 дек.). Праздник Богоявления включает в себя воспоминания Рождества Христова , Крещения и вообще всех событий земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь, дата его празднования, 6 янв., соответствует церковной традиции III-IV вв. Праздники Благовещения и Сретения известны в Армении с V в., Зачатия и Рождества Богородицы - с XIII в., Введения - только с XVIII в. Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Таронаци. 1323 г. (Матен. 6289. Л. 18) Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Таронаци. 1323 г. (Матен. 6289. Л. 18) С 440 г. (приблизительно) праздник Рождества Христова стал отмечаться отдельно от праздника Богоявления (25 дек.). Ок. 482 г., при католикосе Ованнесе Мандакуни, празднование Рождества Христова, как и в Иерусалиме в древности, было вновь соединено с Богоявлением. В кон. VI в. в подвластных Византии областях Армении был введен порядок отдельного совершения этих праздников, при имп. Ираклии этот обычай стал обязательным для всей Армении. Однако на Соборе в Маназкерте (724-725) под председательством католикоса Ованнеса Одзнеци ААЦ вернулась к старой дате празднования - 6 янв. Подвижные праздники вне пасхального круга Кроме указанных выше в ААЦ есть еще 2 Богородичных праздника, присутствовавших в ранних арм.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

В «Положении» имп. рескриптом был упразднен и Гандзасарский Католикосат. Литургический церемониал рукоположения и помазания К. начал развиваться ок. IX в. и полностью оформился в Киликийской Армении в XII в. В ААЦ только К. предоставлено право рукополагать епископов (в сослужении 2 архиереев), а в средние века - и благословлять царя на трон. Следуя этому обычаю, в наст. время К. благословляет новоизбранного Президента Армении. В канонах Ованнеса III Одзнеци (717-728) отмечалось, что только К. вправе освящать миро (Книга арм. канонов. 1964. С. 519), и эта норма сохраняется. После смерти К. в период до избрания его преемника освящение мира не проводится. Литургические каноны о рукоположении епископа, об освящении мира и о благословении царя переписывались вместе и назывались Маштоц К. Эти рукописи обычно хранились в резиденции К., т. к. предназначались только для него. Содержащиеся в них каноны считались закрытыми и не могли переписываться вместе с др. литургическими канонами, чтобы их не могли использовать лица, замыслившие неправомерные действия. В этом отношении примечателен 30-й канон Маштоца Х в. из собрания Конгрегации мхитаристов в Венеции, посвященный благословению мира. В рукописи указано только название этого канона, после чего следует запись: «Но не в нашей власти записать сей канон, дабы не оказаться непокорными престолу святого Просветителя и нашему великому патриарху». Интересно, что писец не называет имя современного ему К., следов., сокрытие этой информации уже тогда имело древнюю традицию. Католикос Василий Мар Фома Павел II, предстоятель Сирийской Маланкарской Церкви. Фотография. XXI в. Католикос Василий Мар Фома Павел II, предстоятель Сирийской Маланкарской Церкви. Фотография. XXI в. Исключительность сана К. выражалась и в облачении: кроме общих церковных одеяний он носил покрывало на голове, а также патриарший жезл и палицу-конкер. Историк Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский; XII в.) сообщает, что, когда К. Григор II Вкаясер (1066-1105), недовольный деятельностью своего наместника Геворга Лореци, отстранил его от этой должности, то отобрал покрывало и вместе с жезлом отправил в дар посвященному им в сан К.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Из арм. богословов католикос Ованнес III Одзнеци (VIII в.) в трактате «Против фантасиастов» при объяснении формулы «одна природа Бога Слова воплощенная» отвергает такое ее понимание, «будто одна природа была устранена другой или другая растворилась, по обыкновению жидких природ, откуда возникла некая средняя природа… Говорят об одной природе и одном лице Христа не из-за тождества природы или из-за единосущия, но из-за невыразимого единения Слова со Своим телом… Ничто не препятствует, говоря об одной природе, вспоминать и о том, что она - из двух; и напротив, не забывая о двух, опять-таки исповедовать одну» по примеру св. отцов, к-рые к выражению «одна природа», дабы устранить его употребление «в дурном смысле» последователями Евтихия и Юлиана, добавляли «двойственная» ( Joannis Ozniensis philosophi Contra phantasticos// Idem. Opera/Ed. J.-B. Aucher. Venise, 1834. P. 115, 117-119, 127). Еп. Хозрой Великий (X в.) пишет в «Объяснении Литургии»: «Он соединился с плотью по образу примешения. Ведь не изменилась или разрушилась божественная природа или человеческая, но Он объединил природы, и так Он есть Бог и Он же - человек» ( Chosroae Magni, episcopi monophysiti, Explicatio precum Missae/Ed. P. Weter. Freiburg i. Br., 1880. P. 28). Нерсес Ламбронаци , архиеп. Тарсийский († 1198), в Слове к единению Церквей, сказанном на Соборе в Тарсе в 1196 г., прямо оправдывает халкидонскую терминологию, а монофизитским формулам придает вполне правосл. смысл: «Греки, когда приписывают Христу две природы, стремятся не к чему иному, как только исповедовать, что Он есть Бог и человек, и осудить вреднейшую ересь Евтихия. Они признают, что один Христос имеет две природы, поскольку Он - Бог и человек, но они не разделяют Его, поскольку исповедуют ипостасное единство… И когда мы называем человечество, они употребляют термин «природа», чтобы обозначить человеческую сущность, и с этой точки зрения исповедуют, как и мы, совершенное единение обеих. Отсюда, если мы беспристрастно исследуем этот вопрос, то не найдем никакой причины для противоречия им, поскольку говорить, что Христос есть Бог и человек, тождественно тому, чтобы говорить, что Христос имеет две природы». Греки «опасаются, что мы, когда исповедуем единство нашего Спасителя, сливаем свойства той и другой природы, и подозревают, что мы веруем, будто человеческая природа после единения изменилась в природу божественную. Но с помощью Вышнего Армянская Церковь свободна от этой ереси, начиная со своего появления и вплоть до нашего времени… Мы утверждаем одну природу Слова воплощенного не с тем, чтобы сливать свойства сущностей, но чтобы показать невыразимое единение двух природ в одном лице, различая свойства божества и человечества… Мы исповедуем, что даже после единения две природы во Христе обретаются неслитными и различающимися» (Orazione sinodale di S. Nierses Lampronense/Ed. P. Aucher. Venise, 1812. P. 84-93).

http://pravenc.ru/text/2564126.html

О. О.- составитель «Книги канонов» , первого систематизированного правового кодекса ААЦ. Ему также приписывается редактирование сб. «Книга посланий» . О. О. уделял большое внимание толкованию религ. символов. Ему принадлежат труды «О канонах Церкви», «О великом дне Воскресения», «По поводу ночного богослужения», «О Церкви» и др. Ряд посланий и трактатов-размышлений О. О. опубликовал мхитарист М. Авгерян в 1833 г. (год спустя переизданы с лат. переводом). Католикос не только писал научные и богословские труды и занимался переводами с греческого, но и содействовал развитию арм. летописания и полемической лит-ры, переводческой деятельности (с греческого и сирийского), переписыванию древних рукописей. О. О. также известен как гимнограф. Ему приписывается авторство канона прор. Давиду и ап. Иакову Алфееву с 5 шараканами, канона апостолам Петру и Павлу с 6 шараканами, канона первомч. Стефану с 7 шараканами и канона апостолам Иакову и Иоанну Зеведеевым с 5 шараканами. Тексты песнопений написаны красивым слогом, их содержание отличается философской глубиной и богатой символикой. Соч.: Ованнес Одзнеци. Труды. Ер., 1999 (на арм. яз.); Труды Иоанна Имастасера Одзнеци/Изд.: М. Авгерян. Венеция, 1833 (на арм. яз.; лат. пер.: Domini Johannis Philosophi Ozniensis Armeniorum catholici Opera/Ed. J. B. Aucher. Venetiis, 1834); Акинян Н. Новонайденный труд католикоса Ованнеса Одзнеци о материальности Слова//Юшардзан (Памятник): Лит. сб. Вена, 1911. С. 341-399 (на арм. яз.); Армянская книга канонов/Ред.: В. Акопян. Ер., 1964. Т. 1; Акопян А. Новонайденный календарный труд Ованнеса Одзнеци «Введение в историю этих слов Иоанна толкователя»//HAms. 2006. Bd. 120. N 1. S. 91-130 (на арм. яз.). Ист.: Житие св. католикоса Ованнеса Имастасера Одзнеци//Гандзасар. Ер., 1992. 1. С. 282-286 (на арм. яз.); Le Synaxaire arménien de Ter Israel/Publ., trad. G. Bayan. P., 1930. T. 9: Mois de Ahékan. P. 311-313. (PO; T. 21. Fasc. 3); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 71-73; Степанос Таронский (Асохик). Всеобщая история/Пер.: Н. Эмин. М., 1864. С. 74-75; Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 97-99; Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 492-500.

http://pravenc.ru/text/2578125.html

VIII в. и первая половина IX в. – время арабского владычества – стали для Армении эпохой застоя, когда относительная терпимость халифов к армянам внезапно сменялась жестокими карательными акциями. К концу VII в. страна была раздроблена на многочисленные княжества, многие из которых к середине VIII в. стали использоваться арабами в качестве плацдарма для подготовки войн с Византией. Арабские правители пытались заручиться поддержкой возродившейся местной знати и духовенства, подкупая их привилегиями и получая взамен согласие размещать на территории этих армянских княжеств свои военные подразделения. Таким образом, пережив страшные гонения в начале арабского нашествия, армяне получили от арабов своеобразные гарантии религиозной терпимости и свободы, что, тем не менее, не помешало некоторым церковным деятелям принимать деятельное участие в сопротивлении арабскому засилью. Например, католикос Ованес Одзнеци (около 650–728) сочетал неутомимую церковную деятельность с сочинительством, был известен современникам как талантливый писатель, автор богословских трактатов в прозе и прекрасных религиозных гимнов в стихах. Вместе с тем он стал инициатором созыва Двинского и Маназкертского соборов, был известен как борец с различными ересями, реформатор литургической жизни и календаря, составитель канонического права и поборник восстановления связей с Сирийской церковью. Современники считали Ованеса Одзнеци одним из самых активных вдохновителей борьбы за освобождение от арабского владычества и вместе с тем справедливо полагали, что благодаря обаянию этого незаурядного во всех отношениях пастыря Армянская церковь получила привилегии, а армяне халифата – возможность свободно исповедовать свою веру. Благодаря особым отношениям, сложившимся у некоторых нахараров и иерархов с халифатом, Армянской церкви удалось избежать насильственного присоединения к Греческой церкви, на чем многократно настаивал Константинополь. После арабских вторжений на Маназкертском соборе 726 г. Армянская церковь вновь отделилась от Вселенской и восстановила монофизитство. Православные армяне стали переселяться на территорию Византии, под омофор патриарха Константинопольского, а те, кто остался в пограничных с Грузией районах Армении, оказались под юрисдикцией Грузинской церкви. Β IX в. православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма рано начала складываться армянская гимнографическая традиция. Как правило, большая часть армянских духовных песен анонимна и не отличается самобытностью, поскольку христианство (и христианская поэзия как выражение элементов вероучения) проникло в Армению извне. На сегодняшний день сравнительные исследования армянских церковных песнопений и греческих религиозных гимнов отсутствуют, однако о влиянии греческой гимнографической традиции на армянскую свидетельствуют термины, принятые в армянском литургическом творчестве: «салмос» (ср.: псалом), «стологи» (ср.: доксология), «меседи» и «меледи» (ср.: мелодия), «канон» и др.; кроме того, порядок армянских канонов полностью соответствует греческому. В древней и средневековой Армении бытовали четыре основных гимнических жанра: кцурд (тропарь), кацурд (кондак), канон и таг (праздничная монодия концертно–виртуозного характера). Таги, как и примыкающие к ним некоторые другие формы протяжных песнопений, вместе образуют особую сферу тагового искусства. Хотя таги и являются более свободным от духовных канонов жанром, они не выходят за рамки гимнодии. Становление жанра тагов относится к времени возникновения древнейших оригинальных (не библейских) армянских духовных песен (5 в.). Однако расцвет тагового искусства связан с именем первого великого армянского поэта и мелода Григора Нарекаци (10 в.). Кцурды (позднее их стали называть также шараканами) – аналоги греческих тропарей и сирийских мадраше. На раннем этапе кцурд представлял собой парафраз псалмов Псалтири (арм. кцэл, от которого производят термин кцурд, означает «прилагать»; кцурды «прилагались» к текстам псалмов), а черты самостоятельного гимнического жанра стал приобретать после создания национального письма в 405 г. Развитие кцурдов шло весьма интенсивно, и очень скоро они превратились в самостоятельные гимны. Авторами первых армянских тропарей (кцурдов) стали создатель алфавита Месроп Маштоц, его духовный наставник–католикос Саак Партев – и их ученики, а также Мовсес Хоренаци. Из «Синодального слова» Uoahha III Одзнеци и речей его учителя Теодороса Кртенавора известно, что кцурды были написаны на Рождество Христово, двунадесятые и богородичные праздники и т.д. Кцурд Иоанна Одзнеци и Теодороса Кртенавора в шараканах именуется духовной песней, которая часто упоминается наряду с псалмами и гимнами; кцурды упоминаются также в армянских переводах сочинений Иоанна Златоуста , а также у Лазара Парпеци 1066 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Macarius of Jerusalem: Letter to the Armenians, AD 335. N. Y., 2008; Shirinian M.-E., Muradyan G., Topchyan A. The Armenian Version of the Greek Ecclesiastical Canons. Fr./M., 2010. Лит.: Тигранян С. Ф. Древнеармянская книга канонов. Пг., 1918. Т. 1; он же. Введение к истории права Армении. Ереван, 1923. Вып. 1 (на арм. яз.); Меликсет-Беков Л. М. Об источниках древнеарм. права//ИзвКавИАИ. 1927. Т. 2. С. 143-163; Акинян Н. Азария Саснеци - астролог, календаровед и поэт//HAms. 1936. Bd. 50. Sp. 297-337 (на арм. яз.); он же. Критическое исследование канонов, приписываемых св. Сааку, и арм. церк. год в нач. VII в. Вена, 1950 (на арм. яз.); Schwartz E. Die Kanonensammlungen der alten Reichs-Kirche//ZSRG.K. 1936. Bd. 25. S. 1-114; Самуэлян Х. С. История древнего арм. права. Ереван, 1939. T. 1 (на арм. яз.); Kaufhold H. Die Rechtssammlung des Gabriel von Basra und ihr Verhältnis zu den anderen juristischen Sammelwerken der Nestorianer. В., 1976; Bibliographie zur Rezeption des byzant. Rechts im alten Russland sowie zur Geschichte des annenischen und georgischen Rechts/Unter Mitwirkung von A. Bozoyan et al.; zsgest. von L. Burgmann, H. Kaufhold. Fr./M., 1992. S. 91-141; Варданян Р. X. Армянский календарный метод и датировка арм. переводных оригиналов. Ереван, 1993 (на арм. яз.); он же. Армянский календарь (IV-XVIII вв.). Ереван, 1999 (на арм. яз.); Shirinian M. В., Muradian G. The Armenian Collection of the Ecclesiastical Canons//XB. H. с. 1999. Т. 1(7). С. 124-154; Христианская Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 473-474 (на арм. яз.); Mardirossian A. Le Livre des canons arméniens (Kanonagirk " hayoc " ) de Yovhannes Awjnec " i: Église, droit et société en Arménie du IVe au VIIIe s. Lovanii, 2004; Акопян Ал. Новые слова в нововыявленном святочном сочинении Ованнеса Одзнеци//HAms. 2006. Bd. 120. Sp. 9-130 (на арм. яз.); он же. Проблема редакций «Армянской Книги Канонов» Ованнеса Одзнеци и Ананиа Мокаци//Ibid. 2007. Bd. 121. Sp. 213-256 (на арм. яз.). Н. Варданян, М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/1841548.html

заамвонной молитве ; молитва разделена на прошения, после к-рых народ восклицает «Аминь»), хор трижды поет «Буди Имя Господне» (как в визант. обряде); 24) священник читает молитву «Исполнение закона и пророков» (=молитве в сосудохранительнице визант. литургии свт. Иоанна Златоуста); 25) после неск. возгласов читается т. н. последнее Евангелие (т. е. начальные стихи Евангелия от Иоанна - заимствование из рим. обряда); 26) священник благословляет Евангелием народ, все верующие подходят целовать Евангелие и принимают от диакона мас ( - часть), частицу благословенного хлеба (аналог визант. антидора ), хор поет псалом 33 (как в визант. обряде); 27) священник разоблачается и заканчивает службу чтением «Отче наш». Суточный круг Службы суточного круга А. о. (как и вост.-сир. обряда) в основном сохранили свой древний кафедральный характер. Помимо литургических рукописей источниками по истории древнего суточного богослужения являются также сочинения средневек. комментаторов: католикоса Ованнеса Одзнеци (ок. 650-728) («О службах Церкви», «Соборное речение» и др. фрагменты), Степаноса Сюнеци (ок. 680-735) («Толкование на Божественную службу»), еп. Хосрова Великого (Андзеваци) (сер. X в.) («Книга, называемая Толкование на молитвы»), Григора Нарекаци (X в.) (краткий трактат о суточном круге), католикоса Нерсеса Шнорали (сер. XII в.) (описание служб в мон-рях Макеноц и Тегеник), Григора Хлатеци (нач. XV в.) (трактат о суточных службах) ( Conybeare. P. 445-446, 488-507; Taft. Liturgy of the Hours. P. 219-220). Св. Григор Татеваци. Мастер Овнатан Овнатанян. Кон. XVIII в. (Музей собора Эчмиадзин) Св. Григор Татеваци. Мастер Овнатан Овнатанян. Кон. XVIII в. (Музей собора Эчмиадзин) Архиеп. Тарсский Нерсес Ламбронаци писал киликийскому царю Левону II (2-я пол. XII в.) о том, что он заменил принятую до того практику соединения 3, 6 и 9-го часов совершением каждого часа отдельно в свое время, чтобы довести общее количество дневных служб до 7. В то же время известно, что еще при католикосе Ованнесе Одзнеци утвердилась 8-частная структура суточного круга.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Это хорошо известно наверное автору и не знающим досконально христологию ААЦ. А в действительности мысль половинчатая. ААЦ исповедует совсем другое: «Во Христе есть две природы по сущности, и одна природа по соединению». Это утвеждает св. Ован Одзнеци и Хосровик Таргманич (оба 8-й век). +++Отметим, что в те времена термины сущность и ипостась были ещё синонимами. К примеру, не случайно свт. Афанасий Великий почти до конца своей жизни придерживался формулы «одна ипостась, три Лица».+++ Не помешало бы автору привести конкретную ссылку от св. Афанасия. У меня есть сильное подозрение, что такие мысли основаны на произведениях, которые Минь отмечает как Dubia (сомнительные) или Spuria (подложные). Во всяком случае, до сих пор приверженцы этой теории как доказательство приводили только такие источники. +++Понятно, что здесь речь не может идти об общей божественной сущности, т.к. она принадлежит каждому из трёх Лиц, а Сын не может рождаться из собственной сущности. Речь идёт о сущности Отца, т.е. о частной сущности.+++ Думаю, мысль далека от логики. Сын не мог рождаться от собственной сущности, потому что Сына еще не было (причинно). Причинно существовал только Отец, следовательно именно поэтому отмечается " ИЗ СУЩНОСТИ ОТЦА " . Но это не означает, что после рождения Сына он имел другую какую-то частную сущность. +++· Если мы признаём концепцию общей природы вполне состоятельной и опираемся на неё, то исповедание во Христе двух общих природ является православным, исповедание одной общей природы – докетизмом, а исповедание единой общей природы означает признание появления нового общего вида «богочеловек», что абсурдно. Следовательно, в рамках концепции общей природы единственно верным является исповедание во Христе двух природ, которое и имеет место в Православной Церкви. · Если мы признаём концепцию частной природы состоятельной и опираемся на неё, то исповедание единой частной природы Христа практически тождественно исповеданию Его единой ипостаси и является православным, а исповедание в Нём двух частных природ – несторианством, т.е. ересью. Следовательно, в рамках концепции частной природы единственно верным является исповедание во Христе единой природы, которое и имеет место в Древних Восточных Церквах.+++

http://bogoslov.ru/article/4657128

   001    002    003   004     005    006    007