Принципиально важным для иконопочитания является 82-е правило Пято-Шестого Константинопольского собора 692 г., повелевающее изображать Христа не аллегорически, а в человеческой плоти: «…Повелеваем, чтобы отныне на иконах на месте ветхозаветного Агнца изображались человеческие черты (τ χαρακτρα) Христа Бога нашего, Агнца, взявшего на себя грехи мира» . Здесь слово χαρακτρ, как и у свт. Германа, имеет двойной смысл: «икона» и «представленный на иконе образ», считает К. Шёнборн . Далее перейдем к рассмотрению собственно учения об иконе святых отцов-иконопочитателей.   Немыченков В.И. Иконопочитание и икононебрежение в СМИ//Вера и слово: Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16–18 ноября 2004 года. – М.: Изд. совет РПЦ, 2005; Его же . Яйца с образами: о новом виде иконоборчества [Электронный ресурс]//Православие.ру. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61136.htm (29.04.2013); Его же . Церковные каноны и гражданские законы о Священном [Электронный ресурс]//Православие.ру. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/67821.htm (24.01.2014); Кнутов А., свящ., Немыченков В.И. О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте [Электронный ресурс]//Православие.ру. 16 июля 2019. URL: http://pravoslavie.ru/122306.html Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 1–6. Часть 1. В чем мы прегрешаем против догмата об иконопочитании [Электронный ресурс]//Православие.ру. 15 марта 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/119929.html Часть 2. Икононебрежение в печатной продукции [Электронный ресурс]//Православие.ру. 1 апреля 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/120255.html Часть 3. Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность [Электронный ресурс]//Православие.ру. 18 апреля 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/120684.html Часть 4. Принципы благочестия [Электронный ресурс]//Православие.ру. 31 мая 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/121531.html Часть 5. Просфоры, артосы и… торты для батюшек [Электронный ресурс]//Православие.ру. 6 марта 2020 г. URL: http://pravoslavie.ru/129071.html

http://bogoslov.ru/article/6192346

26   Максим Исповедник , преподобный. Opusc. 1//PG. 91. Col. 25AB. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный. Трактат 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру. С. 310. 27   Максим Исповедник , преподобный. Opusc. 1//PG. 91. Col. 25C. Русский перевод:  Преподобный   Максим Исповедник.  Трактат 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру. С. 311. 28  Там же. 29   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 59//PG. 90. Col. 609C. 30   Апокатастасис  – всеобщее восстановление; в богословской системе Оригена апокатастасис еретически трактовался как неизбежность и всеобщность спасения в эсхатологической перспективе всех разумных тварных существ – не только праведников, но и грешников, и даже бесов и самого сатаны.  – Прим. ред. 31  См.:  Флоровский Георгий , протоиерей. Воскресение жизни//  Георгий Флоровский , протоиерей. Догмат и история. М., 1998. С. 247–248;  Он же.  О воскресении мертвых//Там же. С. 442–443. 32   Онтологический  – природный, сущностный.  – Прим. ред. 33   Максим Исповедник , преподобный. Ambigua//PG. 91. Col. 1080BC. 34   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 59//PG. 90. Col. 609BC. 35   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones et dubia. Qu. 173//  Maximus Confessor . Quaestiones et dubia. S. 120. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный .  Вопросы и недоумения. 173. С. 181. 36   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 59//PG. 90. Col. 608BC. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный Вопросоответы к Фалассию. 59//Патристика. Труды отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород, 2007. С. 75. 37   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 65//PG. 90. Col. 760B. 38   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 65//PG. 90. Col. 757C. 39   Максим Исповедник , преподобный. Ambigua//PG. 91. 1313А. 40   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones et dubia. Qu. 173//  Maximus Confessor . Quaestiones et dubia. 120. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный. Вопросы и недоумения. 173. С. 181.

http://pravoslavie.ru/93234.html

Часть 6 (окончание). Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями [Электронный ресурс]//Православие.ру. 5 августа 2020. URL: http://pravoslavie.ru/133133.html#_edn25 Немыченков В.И. Может ли репродукция быть святыней церкви? Часть 1. Постановка проблемы [Электронный ресурс]//Православие.ру. 03.06.2022. URL: http://pravoslavie.ru/146532.html Часть 2. Святоотеческий ответ [Электронный ресурс]//Православие.ру. 07.06.2022. URL: http://pravoslavie.ru/146576.html Его же. Чудотворные репродукции икон: Как Церковь относится к техническим копиям священных изображений [Электронный ресурс]//Православие.ру. 27.07.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147408.html Его же. Христианские образы на монетах Византии: благочестие или утилитарность? [Электронный ресурс]//Православие.ру. 02.08.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147477.html Его же. Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии. Часть 1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон [Электронный ресурс]//Православие.ру. 10.08.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147643.html Часть 2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия [Электронный ресурс]//Православие.ру. 11.08.2022. URL: http://pravoslavie.ru/147662.html Например, см.: Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. Париж, 1931; Успенский Л.А. Богословие иконы. – Б.м.: Изд-во Западно-европейского экзархата, Моск. патриархат, б.г. Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. – 231 с.; Языкова И.К. Богословие иконы. – М., 1995. – 207 с.; Гаврюшин Н.К. Вехи русской иконологии//Русское богословие. Очерки и портреты. – Ниж. Новгород, 2011. – 672 с. – С. 42–73; Лепахин В. Икона и иконичность/Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2002; Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство/Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: Ладомир, 2009. – 635 с. Рафаил (Карелин), архим. О языке православной иконы. – СПб.: Сатисъ, 1997. – 67 с. С. 6. Цитируется по электронному изданию с сайта автора: URL: http://karelin-r.ru/nuke/books/11.pdf

http://bogoslov.ru/article/6192346

Святой Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014–1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072–1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156–1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын святой царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10–1222), Георгий V Блистательный (1314–1346), объединивший на недолгое время Западную и Восточную Грузию и освободивший страну от монгольского ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307–1314), Георгий VII (1393–1407) и Георгий VIII (1445–1469, в Кахети – как Георгий I в 1466–1476), последний царь единой Грузии, который провел военную реформу, разделив армию на четыре садрошо (воеводства) во главе с четырьмя епископами – Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524–1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600–1606), Георгий XI (1676–1688, 1703–1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798–1800). В Западной Грузии (Имерети) – Георгий I (1389–1392), Георгий II (1565–1585), Георгий III (1604–1639), Георгий IV Гоча (1696–1697), Георгий V (начало XVIII века), Георгий VI (1703–1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609–1612), правитель Картли (1619–1626). День памяти святого Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии три раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви святого Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование святого Георгия, по другой версии – день победы святого Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем святого Георгия (Гиоргобистве). День памяти святого Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети – Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии – Илороба, Алертоба, Мирсоба. Согласно грузинскому устному народному преданию, тело святого было расчленено на 363 части (по другим версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Очень часто звонят, как в справочное бюро – «потому что «Радонеж» всё знает». И вот начинаешь копаться в какой-то литературе, в Интернете и выискивать нужную информацию. Иногда бывает загрузка такая, что просишь людей перезвонить позднее или на следующий день. Бывают и смешные звонки. Звонит как-то мужчина из Краснодарского края и говорит: «Я хочу найти православную жену!... Ну, а куда же мне обратиться? У вас же есть, наверно, женщины?» Я ему отвечаю, что у них в храме тоже, наверное, есть молодые женщины и девушки и советую обратиться к батюшке. Он отвечает: «Есть, но это всё не то, что мне надо». Иногда бывает даже интересно разговор поддержать, выяснить: так что же человеку надо, если он звонит в «Радонеж» по такому вопросу? Здесь интересно работать даже потому, что всегда знаешь, что, где происходит в Русской Православной Церкви. Все новости проходят через «Радонеж», ничего не упускается. И круг общения здесь очень широкий – это радио, это газета, это фестиваль, это, конечно, и православный мир: священники, владыки, учёные и просто интересные люди. Причем, это люди всё верующие, и понимаешь, как нас много. И много нас в любой сфере, не только работающих в религиозных организациях. Это литераторы, историки, художники, артисты. Когда попадаешь в обычный мир и начинаешь общаться с обычными людьми, вдруг выясняется, что ты знаешь много важного. Но в нашей повседневности этого не заметно: живёшь в этом и живёшь, кажется, что и весь мир в этом живёт. А мир-то живёт совсем по-другому, оказывается. И я замечаю это только раз в году, когда выезжаю куда-нибудь отдохнуть за стены нашего «Радонежского монастыря». Версия для печати Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Ксения Собчак: Мне лично нет. Я люблю современное искусство. Максим Шевченко: Нет. Так, а вы знаете про эту выставку, отец Максим? Протоиерей Максим Козлов: Я знаю, о чем пойдет речь. Максим Шевченко: Вам резануло глаз на этой выставке? Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Максим Шевченко: Что было на этой выставке? Что именно? Скажите. Протоиерей Максим Козлов: Мы все помним … Максим Шевченко: Ну так в двух словах скажите. Чтобы знали телезрители. Протоиерей Максим Козлов: Скажем так, представление Христа в кощунственном контексте. Максим Шевченко: То есть это было кощунство с вашей точки зрения? Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Это было кощунство. Понятно. Для любого человека. Христос — Спаситель для христианина любой конфессии, высшее, нравственное или духовное … Ольга Костина: Я прошу прощения. Я хочу напомнить… секундочку можно? Максим Шевченко: Давайте после короткого перерыва, который будет очень короток, мы продолжим разговор о том, почему именно так к этой акции относится либеральная общественность. И почем она так болезненна для тех, кто ассоциирует себя с традиционными ценностями? Оставайтесь на Первом канале. Максим Шевченко: Программа «В контексте» в эфире Первого канала. Продолжаем обсуждение скандальной акции панк-группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя, которые выплясывали перед царскими вратами — тем местом, где происходит богослужение, и, по мнению православных, исполняли кощунственные песни. Отец Максим, ну, вот у меня какой вопрос в связи с этим. Мы неоднократно наблюдали, что та общественность, которую мы условно назовем либеральной — есть либералы, которые за Церковь, мы знаем , православные либералы есть тоже, для которых это было очень болезненно — поддерживает те акции, которые направлены во вне. А когда против них нечто оборачивается? Такое ощущение, что сразу кричат: « Милиция, милиция!». У вас нет такого ощущения? Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Более того, мне представляется, что эта акция, несомненно, есть сознательная провокация. Еще раз хочу сказать. Не против Русской Православной Церкви напрямую. А против медленно, но взрывающегося в обществе согласия. Против того, что мы можем договариваться, будучи предельно разными, если будем собирать кубики каких-то общих для нас понятий. Того, что вместе с Ксенией Анатольевной при всяких бесконечных разностях, скажем, мы вместе любим родителей. Она чтит память своего отца. Я с большим теплом читал, как вы писали о нем. А я чту память своих родителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Македоний , пустынник сирийский, 24 янв. Македон (см. Македоний), муч. иллириский, 23 марта. Макрина (сухая, лат.), преп., сестра Василия Великого , 19 июля. Макровий (долгожизненный, греч.), муч. галатийский, 13 сент. Максимилиан (см. Максим), из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт. Максимиан (Максимов), муч. мелитинский, 7 ноября. Максимиан , патриарх цареградский, 21 апр. Максим (величайший, лат.), муч. римский, 22 ноября. Максим персянин, муч. кордувский, 30 июля. Максим , муч. африканский, 10 апр. и 28 окт. Максим , муч. асийский, 14 мая. Максим , муч. кизический, 6 февр. Максим , комит, 11 авг. Максим , муч. доростольский, 28 апр. Максим воин с Иувентином , 5 сент. и 9 окт. Максим муч, 19 февр. Максим муч. адрианопольский 15 сент. Максим муч., 30 апр. Максим исповедник, преп. цареградский, 21 янв. и 13 авг. Максим , юродивый московский, 11 нояб. и13 авг. Максим пресв., муч. белгийский с Лукианом , 3 июня. Малахия (посланник Божий, евр.), пророк, 3 янв. Малх (царь, евр.), преп. сирийский, 26 марта. Мамант (от μμμα, греч. и лат. сосцы, кормилица, мать), муч. кесарийский, 2 сент. Мамант , муч. мелитинский, 7 ноября. Мамелхфа , муч. персидская, 5 окт. Мамика мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Маммий (Маммин – грудной, материн, бабушкин, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Манефа (данная, часть, евр., греч. муч. палестинская, 13 ноября. Мануил (определение Божие, евр.), персианин, муч., 17 июня. Мануил и Феодосий мучч, 27 марта. Мануил , еписк. адрианопольский, 22 янв. Маргарита (перл, жемчуг, греч.), 17 июля. Мардарий , муч. севастийский. 13 дек. (Марды народ в Персии и Армении, Мардара – местности в Армении и каппадок. Понте). Мардоний , муч. никомядийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Марина (морская, лат.), великомученица, 17 июля. Марина (Марана) и Кира, преподобные сирийские, 28 февр. Марин воин, 7 авг. Марин и Марфа и чада их персияне, 6 июля. Марин старец, муч. аназарвский, 18 окт. Марин муч., 16 дек. Марин муч., 17 марта. Мариав пресв, муч. персадский, 9 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Так как история Хотькова монастыря соприкасается с историей Радонежа, то скажем нечто и о сем городке, которого имя слилось с именами Кирилла и Марии и Святого их сына. Радонеж (от Радуница?) при Калите называется весью и селом. В 1328 году, по завещанию Калиты, село Радонежское назначено великой княгине с малыми детьми, и досталось меньшему сыну Великого Князя, Андрею 5 . Так как наместник княжеский, Терентий Ртищь, обещал особенные льготы переселенцам, то в Радонеж скоро собралось довольное число жителей из Ростова: вместе с семейством Св. Сергия переселились в Радонеж еще пять семейств 6 . Князь Андрей подарил Преподобному Сергию землю, которую сей избрал для построения монастыря. При сыне Андрея, Владимире, Радонеж является уже городом «с тамгою и с мыты, » и поступает в 1410 году, как удельный город, в ведение сына Владимирова Андрея, который в нем основал свое местопребывание, и по смерти (1426) погребен в Троицком монастыре. В это время шла чрез Радонеж дорога в обитель Преподобного Сергия 7 . В военное время Радонеж наравне с другими городами отправлял своих ратников в полки Великого Князя. Так в походе Uoahha III на Новгород участвовали и Радонежцы. При Иоанне III в 1491 году в Радонеж переведена из Троицкой обители ярмарка, происходившая 25 Сентября на Сергиеву память, и это сделано по приказанию самого Великого Князя 8 . Древняя церковь Радонежская была построена в честь Рождества Христова, и близ неё жили родители Преподобного Сергия; она в том же виде существовала и в первой четверти XV века, как свидетельствует Епифаний. Судьба её до нашествия Литвы в начале XVII века неизвестна; но в это время Радонеж опустошен и церковь разрушена. В 1617 году Царь Михаил Фёдорович указом велел приписать Радонеж к Троицкому монастырю в вотчину «с пустошами, и с пашнею и с сенными покосы и со всякими угодьями». В грамоте замечательно известие, что «до Московского разоренья был ям на городке Радонеже, а охотников (ямщиков) на нем устроено было сорок человек 9 ». Новое доказательство, что через Радонеж шла из Москвы большая дорога в Троицкий монастырь и далее в Ростов и Ярославль. Приняв Радонеж во владение, архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын били челом Государю, что «на том городке (Радонеже) храм поставить и монастырский двор устроить нечем, хоромного лесу близко нет», и просили дать им на храм из села Воздвиженского с царского двора «повалушу» или избу. Царь согласился исполнить их просьбу и повалушу с своего двора на храм им отдал 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

«Радонеж» вчера, сегодня и завтра Православное общество (братство) «Радонеж» основано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и является религиозной организацией Русской Православной Церкви. Братство уже 25 лет работает с целью духовного просвещения граждан нашей страны. В своей резолюции, положенной на Рапорт председателя Братства «Радонеж» с просьбой на Первосвятительское благословение на продолжения работы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в частности писал: «Издание газеты и продолжение выпуска радиопередач считаю важным и полезным делом, также, как и решение задач, стоящих на пути расширения и совершенствования этого благого дела». Председатель - Никифоров Евгений Константинович, Духовник - архимандрит Амвросий (Юрасов) История Радонежа Православное братство " Радонеж " - крупнейшее просветительское объединение Русской Православной Церкви. Сейчас «Радонеж» это три православных гимназии, радиостанция, газета, интернет-портал,  кинофестиваль, паломническая служба и множество просветительских проектов. В 2011 году братство отмечает 20-летие " Радио Радонеж " . Хотя началось все гораздо раньше. «Первая наша регистрация, - говорит Председатель «Радонежа» Евгений Никифоров, - произошла в 1987 году, с началом горбачевской перестройки. Тогда мы зарегистрировались сначала экспериментально-творческое объединение, а вскоре (в 1988 году) - кооператив «Радонеж». Это была единственная возможность получить юридическое лицо. Мы назывались " творческо-производственный кооператив " Радонеж " . «Радонеж» никогда не был формальным объединением и не ставил перед собой надуманных целей. Мы всегда были братством православных людей, объединенных любовью ко Христу, Его Церкви, собравшимися вокруг одного духовника - знаменитого архимандрита Амвросия (Юрасова), основателя одного из крупнейших женских монастырей - Свято-Введенского монастыря в г. Иваново. Мы, видимо, не являемся каким-то особенным исключением этой эпохи. Я знаю, что в Польше в то же время возникло братство православной молодежи, которое так же, как и мы, открыло для себя существование Православной Церкви, было вдохновлено ее величием и красотой и горячо пожелало ей послужить.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

«РАДИО «РАДОНЕЖ» - ЭТО БЕСЦЕННЫЙ ДАР. Главный редактор Радио «Радонеж» Николай Бульчук беседует с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. 06.10.2014 07:55:37 Кульков Сергей Андреевич Н.Б.: Приветствуем вас, дорогие наши слушатели! Сегодня я с радостью встречаю в студии, нашего постоянного автора, передачи с которым вы так любите и ждете. Как всегда, мы говорим с отцом Валерианом на животрепещущие темы, касающиеся нашей веры, нашей преданности Церкви, нашей традиции. Начать я хотел бы сегодня с вопроса, который волнует непосредственно нас, сотрудников радиостанции «Радонеж». 30 октября исполняется четверть века с тех пор, как единственная и первая православная радиостанция «Радонеж» вышла в российский эфир. Тогда это было событие, как некоторые считали, чисто символическое: никто, конечно, не ожидал, что православный канал, созданный энтузиастами, очень малой группой людей, просуществует четверть века, переживет многие известные радиостанции и обретет огромную аудиторию радиослушателей. Сегодня Радио «Радонеж» вещает в FM-дuanaзohe, совсем недавно мы вышли в пакете цифрового транслятора «Триколор-ТВ», - казалось бы, внешне все обстоит замечательно. Нас слушают, нам звонят, наши авторы общаются с радиослушателями. Продолжают выходить интереснейшие передачи, звучат уникальные архивные записи… Но как Главный редактор Радио «Радонеж» я обязан свидетельствовать о том, что финансовое положение радиостанции, накануне ее четвертьвекового юбилея, очень и очень критическое. Отец Валериан, мне бы хотелось, чтобы вы обратились с пастырским словом к нашим слушателям, которые, может быть, не всегда отдают себе отчет в том, что Радио «Радонеж» нуждается в постоянной поддержке. Необходимо постоянное памятование о том, что мы не можем существовать без помощи слушателей. Такая схема пожертвований, которая обуславливает, может быть, определенный клуб, что ли, радиослушателей, конечно, выработалась не сразу. На заре своего существования «Радонеж», как и многие православные инициативы, имел спонсоров, меценатов: кому-то нравилось название, кто-то откликнулся на интересный проект, захотел, чтобы прозвучало его имя в эфире… Но и вообще: это были 90-е годы, совершенно другая эпоха!

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010