Противоположную по смыслу ошибку допускают «пессимисты». Они грешат не от легкомыслия, а от отчаяния. По их мнению, Господь правосуден и воздаст за совершенные грехи непременно. Следовательно, больше или меньше нагрешит человек, в этом случае уже не так важно. Преп. Амвросий разъясняет, что слово Божие исправляет и тех, и других. Благ Господь ко всем, кто кается истинно, т.е. искренне и с твердым намерением оставить грехи. В этом случае нет такого греха, который мог бы победить человеколюбие Божие и воспрепятствовать прощению. К тем же, кто не кается по неверию и нерадению от отчаяния, или кается лишь иногда для порядка и обычая, Господь правосуден. Если нет истинного покаяния, то грех не омыт кровью Спасителя и человек не получил прощения. Следовательно, за нераскаянным грехом последует воздаяние. То же самое относится и к скрытым и утаенным во время исповеди грехам. Они являются нераскаянными и, следовательно, непрощенными. Причащение через эти грехи становится недостойным и от этого люди впоследствии подвергаются разным немощам и болезням, а то и умирают. Истинное же покаяние ведет к исцелению и миру душевному. Преп. Никон выразил это так: Только у Господа и в Господе ты можешь найти себе мир душевный. Твоя истерзанная душа только в Господе, в покаянии и исправлении жизни может найти себе отраду. Грех ядом своим убивает душу человека. Воскресает душа от живительного действия покаяния. Когда покаешься, тогда увидишь на своем собственном опыте истину слов моих. Да отыдет от тебя далече всякое уныние. Господь простирает Свои святейшие руки, готовые принять тебя, как и всякого другого грешника кающегося, в объятия Отча. Если Господь не отвергает кающихся грешников, как мытаря, как блудницу, как Павла апостола, преподобную Марию Египетскую и других многих, то не отвергнет тебя и иерей православный. Лишь только кайся, лишь скажи от сердца: «Согреших, — прости!» О покаянии твоем возрадуются и Господь, и Ангелы, и человеки Божии. Опечаливает их коснение во грехах. Итак, приступи ко Господу во смирении и покаянии, оставь увлечение грехом, вкуси от чаши покаяния и увидишь благость Божию, ибо сказано: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9). Да вразумит тебя Господь! т. 2, с. 44].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

На дорожке послушания один острый шип будет постоянно уязвлять твои ноги. Это ропот и непокорство. А на дорожке нестяжания – это многопопечительность, забота о хлебе насущном и непредание себя в волю Божию. На дорожке целомудрия особенно много шипов, которые будут ранить не только стопы твои, но и руки. Шипы эти так велики, что, вонзаясь тебе в ноги, они проникают в самую глубину твоего сердца, в самые его сокровенные изгибы и тайники и до того уранивают его, что сердце это все истекает кровью. Вонзаются эти шипы и в голову, и в ум подвижника, идущего по тропинке целомудрия, в виде нелепых помыслов, которые не хочет монахиня, но которые сплетаются в виде тернового венца на главе ее и даже когда она приступает к святым страшным Животворящим Таинам Христовым. Трудно идти по этим святым дорожкам, но если ты побежишь по ним, ведомая Ангелом-хранителем, ведомая молитвами отца своего духовного, старицы своей, если достигнешь дорожки послушания, то узришь там чудное дерево, под ветвями которого ты можешь отдохнуть: обвяжешь листьями его свои израненные ноги, и они в тот час же исцелятся. На дереве этом растут три сладких благоуханных плода. Блаженна ты будешь, когда вкусишь от них. Первый плод – внутрь себя смотрение или внутрь себя пребывание. Эта добродетель достигается только подвигом святого послушания, через постоянное отречение своей воли, через постоянные поправки, постоянное отложение своих собственных деланий. Второй плод – самоукорение. Вкусивший его так глубоко входит в себя, что даже не видит чужих грехов. Ему открывается вся глубина его собственной души. Третий плод необыкновенно сладкий – это мир душевный. Мир, о котором мы молимся после принятия святых Христовых Таин, в благословенной молитве, чтобы Таины святые были нам в мир душевных наших сил. Этот мир открывает в душе нашей то, о чем говорил Спаситель: «Царство Божие внутрь вас есть». Этот мир уводит подвижников в затворы, и они жили там, не видя лица человеческого. На древе в конце тропинки нестяжания тоже найдешь ты дивные плоды. Первый плод – полная безпопечительность и второй – полная преданность в волю Божию и надежда на Бога. Уверенность в том, что бы с тобой ни случилось, Бог тебя не оставит. Пусть ты останешься в одном хитоне, в котором постриглась, и не усумнись: Господь тебя оденет и прокормит. Знай, что после того, как ты трижды распростиралась, сравнила себя пред Господом с грязью, с прахом земным, молясь Богу словами: «Объятия Отча отверсти ми потщися», – Господь, как о дочери Своей, заботится о тебе и не выпустит из Своих Отчих объятий, если ты сама не вырвешься своим презорством и ропотом против Него.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Келейное правило отца Серафима Прежде начатия псалтири читай сие: Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй ля. Поклон. Создавый мя Господи, помилуй мя. Поклон. Без числа согреших, Господи, прости мя. Поклон. Боже, милостив буди мне грешному. Поклон. Боже, прости мне беззакония и согрешения. Поклон. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Поклон. Господи, аще словом или делом согреших во всей жизни моей, помилуй мя, и прости ми грешному, милости Твоея ради. Достойно есть. Слава и ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови. Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Трисвятое: По Отче наш: На Славах: Слава, и ныне. Аллилуиа, трижды. Господи помилуй, трижды. Посем: Спаси Господи и помилуй всех православных христиан и на всяком месте владычествия Твоего православно живущия: подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им всякое согрешение, вольное же и невольное: их святыми молитвами и меня окаянного помилуй. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан преставльшихся: подаждь им, Господи, царствие и причастие Твоея безконечныя и блаженныя жизни, и прости им, Господи, всякое согрешение, вольное же и невольное. По окончании кафисмы читай: Тропари и кондаки В беззакониях зачався аз блудный, не дерзаю взирати на высоту небесную; но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Аще праведник едва, спасается, аз где явлюся грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох; но поне с паемниками единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя. Объятия Отча отверсти ми потщися: блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе: ныне обнищавшее мое да не презриши сердце; Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших на небо и пред Тобою. Достойно есть яко воистинну, до конца. Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя Отче кающагося, и помилуй мя, Боже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Если вы все же примете решение о мона­шестве, этот мотив тоже будет звучать, причем и от «церковных», и от «нецерковных». Одни будут говорить, как это здорово, что Господь не посылал вам семью, а дал вступить на трудный, но спасительный путь. Другие начнут вас оплакивать. До сих пор я слышу даже от некоторых православных: «Ну зачем ты торопилась? Ты ведь могла еще кого-то встретить!» О, если бы и те, и другие знали, как это дико слышать! Выбор монашества похож на выбор брака, но одно к другому здесь может сводиться лишь символически. Да, от апостола и из святоотеческих трудов мы знаем, что брак призван усмирять страсти. Но брак вовсе не является заменой монашества для «распущенных». Точно так же монашество не является «утешением для неудачников». Тут тоже необходима честность. Если монашество — действительно ваше призвание, то, скорее всего, в момент осознания этого вы испытаете чувство одновременно и облегчения, и чего-то, напоминающего раскаяние. По крайней мере, у меня это происходило примерно так. Иноческий постриг я приняла полтора года назад. А мысли о монашестве у меня возникали лет с восемнадцати, но я их все время отодвигала на потом. Понять и принять, что их отодвигала именно я, а не внешние обстоятельства, было очень сложно. Монашество некоторые считают не самостоятельным таинством, а разновидностью покаяния. С такой характеристикой я не соглашусь, но что-то в ней все же есть. Если понимать покаяние как метанойю, то есть — перемену ума, то происходит она не тогда, когда ты при постриге ползешь по храму под пение тропаря «Объятия Отча», а когда еще до пострига вдруг понимаешь, что твое сердце целиком и без остатка забрал Бог. Ты сам отдал Ему свое сердце. В груди теперь дыра, и она вечно болит. Вариант один — отдать себя вместе с сердцем, руками и ногами, головой и каждой клеточкой мозга. Все, что ты пытался, пытаешься или будешь пытаться оставить себе — измена Ему. И более того: пытаться заполнить пустующую дыру в груди чем-то, кроме Бога, — это все равно что засыпать булавки или иные инородные тела в кровоточащую рану.

http://foma.ru/kvest-odinochestva.html

Кондак (гл. 1): Объятия отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее не презри сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою! Gesang 7, Irmos: Es neigten vor dem goldnen Götterbilds sieh die Jünglinge, die weisen nicht; sie stiegen, selbst die Götzen schmähend, in die Flammengluth hinein, und mitten in den Flammen tönte ihrer Lieder Schall; der Engel träufelte auf sie des Himmels Thau, und sagte: Eurer Lippen Flehen ward erhört! Песнь 7, ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша и в пламень сами поидоша и боги их обругаша; среди пламени возопиша и ороси я ангел; услышася уже уст ваших молитва! – R ichtung zu dir hast da meinen Wegen und meinem Herzen gegeben, o Gütiger; durch die Erneuerung des göttlichen Geistes bilde neu mich, den Alternden, und schmücke mich mit der Schönheit der Heiligkeit, der ich zu dir rufe: Gelobt bist du, o Gott unserer Väter! – Направив к Тебе пути моя, Блаже, и сердце мое обновлением Божественнаго Духа, обетшавшаго назидай, святыни добротою украсив вопиющаго Тебе: «благословен еси Боже отец наших!» – I ndem du mich fassest bei meiner rechten Hand als Gütiger, mach, dass ich zu dem dir wohlgefälligen Lebenswandel gerade gehe, und bis zur Vollkommenheit des Lebens hinaufschreite, der ich zu dir rufe: «Gelobt bist du, o Gott unserer Väter!» – За руку десную мою, яко благ, взем к жительству Тебе благоугодному, право ступающа покажи, и к совершенству жития восходити, вопиющаго к Тебе: «благословен еси Боже отец наших!» – S iehe, ich Elender, der ich früher träge mein Leben dahin geführt habe, komme nun zu dir, dem Gebieter, vertrauend auf deine Güte und auf deine alleinige Barmherzigkeit, und falle vor dir nieder, ausrufend: Gelobt bist du, o Gott unserer Väter! – Леностно прежде провождая мое житие, окаянный, к Тебе, Владыце, ныне прихожду, на Твою надеявся благость, и благоутробие Твое, Едине, и припадаю зовый Ти: «благословен еси Боже отец наших!»

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

По еже ударити в малое, и начати братии часы, приводит екклисиарх хотящаго постригатися, и творит коленоприклонение пред святыми дверми, и к ликам по единому, таже игумену. И тогда изшед в паперть, отлагает обычная ризы 102 , и наченшейся Божественней литургии стоит пред царскими враты неопоясан, необувен, и откровен. Певаемым же антифоном, по входе глаголется кондак дне, на Славе...; на И ныне... же поется тропарь сей (гл. 1): Eile, mir die väterlichen Arme zu öffnen; heillos habe ich mein Leben verschwendet, auf den unerschöpflichen Reichthum deiner Erbarmungen blickend, o Erlöser! verachte nicht das nun darbende Herz; denn in Zerknirschung rufe ich, Herr, zu dir: Ich habe gesündigt, Vater, gegen den Himmel und vor dir! Объятия отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее не презри сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою! Während dies dreimal gesungen wird, führt der Ekklesiarch den (die) zu Bekleidenden (Bekleidende) in die Kirche herein bis zu den Heiligen Thüren, wobei Letzterer (Letztere) an drei verschiedenen Stellen drei Kniebeugungen macht. Nachdem er (sie) sich zum letzten Male aufgerichtet hat, belehrt ihn (sie) der Igumenos folgendermaassen: Сему же певаему трижды, вводится от екклисиарха брат, творя в трех местех коленопреклонения три, даже до святых дверей, и возставша оглашает его игумен ещё: Oeffne, Bruder (Schwester) die Ohren deines Herzens und höre die Stimme deines Herrn, die da spricht: «Kommet her zu mir Alle, die ihr mühselig und beladen seid (mit Sünden); ich will euch erquicken. Nehmet mein Joch auf euch und lernet von mir, denn ich bin sanftmüthig und demüthigen Herzens, und ihr werdet Ruhe finden für eure Seelen». So gieb nun Gott gehörige Antwort auf jede Frage mit Furcht und Freuden. Wisse aber sicher, dass unser Heiland selbst mit seiner allgepriesenen Mutter und den Heiligen Engeln und all seinen Heiligen hier gegenwärtig ist, der die von dir ausgehenden Worte hört, damit, wenn er kommen wird, zu richten die Lebendigen und die Todten, er dir vergelte, nicht, wie du wirst zustimmen und bekennen, sondern wie du bewahrt haben wirst, was in bekannt hast. Nun also, wenn du in Wahrheit zu Gott gekommen bist, so antworte uns mit Bedacht, worüber du befragt werden wirst.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Во 2-й просит Господа «облецы раба освящения одеждою, целомудрием препояши чресла его, всякого воздержания покажи его подвижника». По окончании молитвы посвящаемый крестообразно постригается, при произнесении слов: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». Затем на постриженного надевается, без произнесения слов, ряса и камилавка, и следует отпуст. Посвященный в рясу называется рясофорным (ρασοφρος). Пострижение власов совершается к тому, «да отъятием нечувственных власов соотложит и безсловесные мысли и деяния и сподобится восприяти благое и легкое иго Господне и – взять крест и последовать Владыке Христу» (Последов. малыя схимы, молитва на пострижение власов). Ряса, в которую облачается посвящаемый (от греческого слово ρσα, ρκος от ρζω и ρσσω), означает поношенную, ветхую одежду ( Мф.9:16 ), не стянутую, не опоясанную, как бы вретище – одежду смирения, покаяния (Ефрем Сир., в толков, на 20 гл. Исаии), а камилавка (от καμα – жар и λανω – укрощаю) – шапка, укрощающая жар (или от καμλιος – верблюжий) – шапка из верблюжьего волоса означает укрощение, умерщвление плоти. Плат над kaмuлabkoq в богослужебных книгах называется «подкапок» (Тип., гл. 29; Требн., гл. 30). Вообще все одежды монашеские, по своему черному цвету и недорогому веществу своему, означают житие смиренное, нестяжательное житие в уединении сетующих, плачущих и кающихся о грехах своих 1238 . Последование малой схимы, сиречь мантии Последование малой схимы (ò μικρν σχμα 1239 , сиречь мантии, совершается на литургии. При чтении часов, пред литургией, желающий постригаться приводится экклесиархом (церковником) пред «святые двери» (Больш. Требн.), творит здесь коленопреклонение, потом поклоняется ликам, по однажды, и игумену. И затем, выйдя в паперть слагает свои обычные одежды, знаменуя тем совершенное отложение порочных дел, и стоит в начале литургии не опоясан, не обувен, и откровен пред Царскими вратами (Больш. Требн.), т. е. пред средними дверями из притвора в храм (Нов. Скр., ч. VI, гл. 18. § 4). Во время же пения антифонов по Входе, на «Слава и ныне» поется: тропарь: «Объятия отча отверсти мы потщися» – и, при пении сего тропаря, воспоминающего о блудном сыне, возвращающемся к отцу, вводит его екклисиарх в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Я такой же, как ты, только у меня больше опыта», – так он говорил. И это укрепляло и поддерживало. Арсений с отцом. Фото из архива автора. Мне почти ничего не запрещалось, и поэтому многие «запретные плоды», как правило, кажущиеся очень сладкими, не перешли в скрытую или явную привычку. Не читай чужих писем, не подглядывай в замочную скважину, не трусь, не предавай друзей – вот основные заповеди. Помню, однажды мы лазили по закрытой стройке, и на нас началась облава, причем за нами бегали такие же пацаны, только постарше, прикормленные сторожем. И вот мой приятель хитро куда-то спрятался, а я об этом не знал. Я мог уже убежать, но переживал за него, не хотел его бросать – и меня поймали. Мы не делали ничего дурного, но, по мнению этих ребят, даже наше присутствие на их территории было большим преступлением. Меня окружили, крепко побили и отобрали велосипед, который я накануне с большим трудом выклянчил у отца. Я шел домой без велосипеда, с огромной шишкой и с предвкушением, как меня будут ругать и отчитывать. Но, о чудо! Мой отец поддержал меня и даже похвалил за то, что я не бросил своего друга, и это покрыло все синяки и все мое детское горе. Я помню отцовский юмор и его взгляды на окружающую действительность, часто идущие вразрез с общественными. К слову сказать, отец еще в школе, классе в 7-ом, организовал «демонстрацию». Наверное, тогда он еще мало понимал в политике, но остро чувствовал фальшь, лицемерие и несправедливость. Компанией школьники прошли по главной улице города, везя за собой санки, в которых сидел такой же юный диссидент с лозунгом «Долой Хрущева!». Моему деду, школьному учителю, сделали строгое внушение – разберитесь с сыном или… Кстати, у папы отношения с его отцом складывались не очень. Дед рано разошелся с бабушкой и целиком погрузился в школьное воспитание. Он был всем для своих учеников, но собственного сына, похоже, потерял… На совершеннолетие он подарил моему отцу пластмассовую саблю. Это, конечно, была веселая шутка, но для 18-летнего человека все было ясно без слов. Почему так произошло?..

http://pravoslavie.ru/54476.html

Келейное правило отца Серафима Прежде начатия Псалтири читай сие: Боже, очисти мя грешного и помилуй мя. Поклон. Создавый мя Господи, помилуй мя. Поклон. Без числа согреших, Господи, прости мя. Поклон. Боже, милостив буди мне грешному. Поклон. Боже, прости мне беззакония и согрешения. Поклон. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Поклон. Господи, аще словом или делом согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости ми грешному, милости Твоея ради. Достойно есть. Слава и ныне. Господи, помилуй. Трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Трисвятое. По Отче наш : На славах: Слава, и ныне. Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй, трижды. Посем: Спаси, Господи, и помилуй всех православных христиан и на всяком месте владычествия Твоего православно живущие: подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им всякое согрешение, вольное же и невольное: и их святыми молитвами и меня, окаянного, помилуй. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан преставльшихся, подаждь им, Господи, царствие и причастие Твоея бесконечныя и блаженныя жизни, и прости им, Господи, всякое согрешение, вольное же и невольное. По окончании кафизмы читай: Тропари и кондаки. В беззакониях зачався аз блудный, не дерзаю взирати на высоту небесную; но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох; но поне с наемниками единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя. Объятия Отча отверсти ми потщися: блудно мое иждих, житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе: ныне обнищавшее мое да не презриши сердце; Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших на небо и пред Тобою. Достойно есть яко воистину, до конца. Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

И говорю в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост. И будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживем до следующего благоприятного времени. А то и на тот свет пойдем непомилованными; а там и без нас, конечно, отворят нам дверь, но уже не покаяния, втолкнут в нее и запрут навсегда; за нею же встретят нас не объятия Отча, а огнь неугасимый, червь неусыпающий и духи злобы, ненавистники наши. Сие приводя на память, поспешим, братие, отворить себе дверь покаяния, по указанию преподобной Марии Египетской, еяже молитвами да умудрит нас Господь в сем столь нужном для нас деле. Аминь. 21 марта 1865 года     В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская в борьбе и одолела грех)   Ныне прославляется святая Мария Египетская, из великих грешниц — великая праведница. Итак, радуйтесь, грешники! Вам не только отверста дверь покаяния, но и открыт чертог славы. Смотрите, чем была Мария и чем стала, и воодушевитесь к мужественному течению ее путем. Воззвал ее Господь, она встала и пошла и, пошедши, уже не возвращалась вспять. Зовет и нас всех ныне Господь: и кто не отозвался на сие Его милостивое призвание? Почти все уже поговели, исповедались и Святых Тайн причастились, то есть вняли призванию и восстали. Пойдемте же теперь неуклонно и тем путем, каким пошла Мария, восстав от падения, чтоб достигнуть и того, чего достигла она напоследок. Святая Мария, покаявшись, все оставила и, прешедши Иордан, там, в пустыне, проводя жестокое житие, очистилась от страстей и спаслась. Вот образец! Готовьтесь на подражание. Как действовать, может быть, никто из нас не давал обета буквально; но все должны поступать именно так, если смотреть не на внешний образ действий, а на их дух и силу. Удалившись в пустыню, святая Мария отстранилась от прелестей мира и отстранила тем все искушения со стороны их. Грех после сего мог влечь ее только чрез плоть. Но и плоти не было покоя в пустыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010