Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии онлайн-семинара «Эффективная организация работы епархиальных судов» 30 марта 2021 г. 11:45 29 марта 2021 года в  Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   начался онлайн-семинар для судей епархиальных судов. С приветственным словом перед участниками семинара выступил ректор Общецерковной аспирантуры  митрополит Волоколамский Иларион . Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас на открытии первого семинара для судей церковных судов. Семинар организован и проводится Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Управлением делами Московской Патриархии и Высшим общецерковным судом . Благодарю владыку Дионисия и владыку Германа за готовность провести повышение квалификации церковных судей при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Реализация краткосрочных обучающих семинаров для различных категорий епархиальных специалистов входит в число важных направлений работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Я рад, что в число тем наших семинаров теперь входят и вопросы церковного судопроизводства. Церковный суд имеет богатую многовековую традицию. В рамках предстоящего семинара у вас будет возможность углубить свои знания в области истории и практики церковного судопроизводства. В своем же выступлении я бы хотел остановиться на нескольких моментах, понимание которых, на мой взгляд, является принципиально важным для церковного судьи. Служение церковного судьи является одним из древнейших церковных служений. Из текстов Нового Завета мы узнаем о существовании в раннехристианской общине конфликтных ситуаций, разрешение которых требовало участия третьей стороны, обладающей авторитетом. В частности, апостол Павел так пишет об этом в Первом посланием к Коринфянам (1 Кор. 6:1-6): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного (σοφς), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными».

http://patriarchia.ru/db/text/5792711.ht...

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был последним из пророков и первым из мучеников. Он стоит на пороге Нового Завета, возвещая людям о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8). Иоанн Предтеча указывает на грядущего Спасителя и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29). Он первым распознает в Иисусе Христе не простого человека, не просто пророка, а Того, Кого Бог обещал израильскому народу – Мессию Христа, Спасителя мира, Который на Себя берет грех всего мира. Того, Кто пришел для того, чтобы искупить человеческий род от греха и смерти. Святой Иоанн Предтеча, как бы предшествуя Господу Иисусу Христу не только здесь, на земле, но и в вечности, умирает раньше Него для того, чтобы уготовать Ему путь не только здесь, но и там. Как верует Церковь, после того, как Иоанн был убит беззаконным четвертовластником Иродом (о чем мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Марка), его душа сошла в адские бездны, дабы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Ему, чтобы и там возвестить о том, что грядет Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И когда Господь Иисус Христос умер на Кресте, тогда, как мы веруем, Его душа сошла во ад не для того, чтобы там остаться, но для того, чтобы и адские бездны наполнились Божественным присутствием, для того, чтобы открыть путь к воскресению из мертвых и к вечной жизни всем тем, которые ожидали Спасителя в этих темных адских безднах. И, конечно, вместе с ними был выведен оттуда и святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, которого мы сегодня почитаем и прославляем как пророка, который указал и продолжает указывать людям путь ко Христу Спасителю». Обращаясь к представителям профессорско-преподавательской корпорации ОЦАД и учащимся, ректор этого учебного заведения отметил: «Мы совершаем престольный праздник, одновременно отмечая начало учебного года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Нынешний год начинается в непростых условиях, потому что, к сожалению, продолжается пандемия коронавируса. Нет возможности в полной мере обеспечить очное обучение для всех студентов, но, по крайней мере, после целого года, когда мы занимались заочно, сегодня мы имеем возможность видеть друг друга в лицо, пусть и в масках. Мы имеем возможность начать учебный год в очном режиме с надеждой на то, что при строгом соблюдении и преподавателями, и начальствующими, и учащимися необходимых противоэпидемических мер, сумеем избежать заражений, распространения коронавируса и сможем продолжить обучение в нормальных условиях.

http://mospat.ru/ru/news/88004/

Архив Пн Есть ли будущее у межхристианского сотрудничества? 8 февраля 2015 г. 19:33 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в Университетах Винчестера (5 февраля 2015 года) и Кембриджа (6 февраля 2015 года). Уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, учащиеся и гости Университета! Меня попросили выступить перед вами с лекцией о взаимодействии между христианами на современном этапе. Есть ли будущее у экуменизма? Этот вопрос все более остро встает перед нами и требует всестороннего осмысления. Когда Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, это была единая община учеников, скрепленная верой в Него как Бога и Спасителя. На Тайной вечере Иисус молился Своему Отцу о том, чтобы Его ученики сохраняли единство по образу того единства, которое существует между Отцом и Сыном: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Тогда же Он преподал ученикам Свои тело и кровь под видом хлеба и вина, заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). После Его смерти и воскресения именно Евхаристия — повторение Тайной вечери с молитвой о том, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Христа — стала главным скрепляющим элементом христианской общины. Уже в первом поколении христиан община стала быстро разрастаться. Проповедь апостолов среди иудеев была не более успешной, чем проповедь Самого Христа. Но вот среди язычников христианство начало быстро завоевывать популярность. Существенную роль в расширении миссии Церкви сыграл апостол Павел. Именно он с присущей ему страстностью и убежденностью защищал идею вселенского характера христианской миссии. Именно он настаивал на том, что в Церкви «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Ему же принадлежит сравнение Церкви с телом: «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Главой этого вселенского тела является Сам Христос (Еф. 5:23).

http://patriarchia.ru/db/text/3986621.ht...

Книга «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая. Начало Евангелия» «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы В церковной традиции прочно установилось мнение, согласно которому Иисус, сойдя в воды Иордана, освятил их «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, украшают памятники праведникам и говорят: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф. 23:30). Своих оппонентов Иисус считает продолжателями гонителей пророков: Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья […] «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Крещение покаяния, которое практиковал Иоанн, было крещением во отпущение грехов, и оно совершалось после того, как приходившие к нему исповедовали свои грехи. В устах Иисуса призыв к покаянию должен был иметь тот же самый смысл: это тоже призыв к перемене образа мыслей и образа жизни. Однако если в проповеди Иоанна преобладала тема суда и […] «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос: Жизнь и учение: В 6-ти книгах. Кн.1. Начало Евангелия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура; Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо, 2016. 799 с. Первая часть шеститомного труда митрополита Илариона (Алфеева) принадлежит к числу книг, без которых невозможно представить себе круг чтения современного человека. По словам автора, «эта серия книг об Иисусе – […] «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же […] «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы «Труд митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение» можно рассматривать в разных плоскостях: теологической, литературной, этической… Хотел бы обратить внимание еще на один аспект: эта книга – великолепный подарок. Она являет концентрацию огромной работы, таланта, знаний, веры и любви. Те, для кого русский язык самоценен, получат истинное удовольствие от текста вне зависимости от степени их […]

http://pravmir.ru/tag/kniga-iisus-hristo...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в Российском государственном гуманитарном университете 21 декабря 2013 г. 13:45 19 декабря 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Российский государственный гуманитарный университет по приглашению руководства вуза. Митрополита Илариона встречали ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар, проректор по учебной работе Н.И. Архипова. Во вступительном слове перед началом лекции митрополита Илариона, которая прошла в зале Ученого совета РГГУ, ректор университета обратил внимание присутствующих на то, что владыка является членом наблюдательного совета вуза. Он также рассказал, что на прошедшей недавно в Москве международной конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» митрополит Волоколамский Иларион отметил участие специалистов РГГУ в современных переводах Ветхого Завета. Лекция была посвящена теме «Библия и библейские переводы в жизни Церкви». В начале выступления архипастырь напомнил слушателям, что такое жизнь Церкви, что такое христианство и что такое богословие: «Суть христианства заключается в личной встрече человека с Иисусом Христом. Она есть сердцевина христианства, ее невозможно заменить ничем другим. Встреча эта происходит по-разному. Иудей Савл, будущий апостол Павел, встретил Христа, когда был ярым врагом христианского учения. Он ехал в Дамаск, чтобы арестовать тамошних христиан и предать их суду. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Так, встретившись со Христом, преследователь христиан стал апостолом.

http://patriarchia.ru/db/text/3454685.ht...

Митрополит Иларион: Мы сможем стать подлинными христианами, если научимся любить не только друзей, но и врагов 13 октября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Очень многое Господь дает каждому из нас авансом для того, чтобы данное нам мы употребили на благо окружающих людей. 12 октября 2014 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Затем владыка Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святое Евангелие донесло до нас слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он говорил Своим ученикам и обращал к простому народу. Среди этих слов были такие, которые не все и не сразу понимали, потому что очень часто Господь говорил народу притчами. Он обращался к людям, используя образы из их повседневной жизни, и раскрывал духовные истины, которые каждому из них должны были открыться по-разному и по-своему. Но бывали случаи, когда Господь говорил и Своим ученикам, и народу прямо, дабы наставления, которые Он им давал, запечатлелись в сердцах и в памяти людей. Одно из таких наставлений мы слышали сегодня в евангельском чтении из Евангелия от Луки. Мы слышали слова Господа Иисуса Христа, которые Он обратил ко всем Своим слушателям: и тогдашним, и последующим, и нынешним, и будущим. Он сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6. 31). Это очень простая истина, которую в разной форме высказывали очень многие философы и учители. Но Господь такую простую формулу наполняет новым содержанием, потому что сразу же за этим Он говорит: «Если вы любите любящих вас, то что в этом особенного? Так поступают и грешники. Если вы оказываете благодеяния тем, кто вам оказывает благодеяния, то так же поступают и грешники. Если вы даете взаймы, надеясь получить обратно, то какая вам от этого польза? Так поступают и грешники. Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас» (см. Лк. 6. 32-35).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-myi...

Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма мчч. Михаила и Феодора на Черниговском подворье 4 октября 2021 г. 10:11 3 октября 2021 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   митрополит Волоколамский Иларион  совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура. За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее " (Мк. 8:34-35). " Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами " (Мк. 8:38). Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем, — дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит " душу сберечь " и " душу погубить " ? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом " душа " в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а " сберечь " ее — означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу.

http://patriarchia.ru/db/text/5849309.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье 3 октября 2021 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.  За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8. 34-35). «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8. 38).   Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем - дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит «душу сберечь» и «душу погубить»? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом «душа» в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а «сберечь» ее – означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу. 

http://new.mospat.ru/ru/news/88174/

В Киеве лекцией профессора Хосе Казановы начался проект Общецерковной аспирантуры и докторантуры «Религия, наука и общество» 18 июня 2013 г. 17:39 17 июня 2013 года выступлением одного из ведущих специалистов в области социологии религии профессора Хосе Казановы (Джорджтаунский университет, США) начался трехлетний проект Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Религия, наука и общество». Лекция профессора Казановы «Социологическая значимость работы " Секулярный век " Чарльза Тейлора», прочитанная им в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова, предварила лекционную и научно-исследовательскую часть проекта, связанную с визитом в Киев всемирно известного философа, христианского мыслителя, лауреата Темплтоновской премии профессора Чарльза Тейлора (Университет МакГилл, Канада). Перед началом выступления профессора Х. Казановы слушателей от лица ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона приветствовал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий . По окончании лекции слово взял профессор Чарльз Тейлор; он поблагодарил лектора за глубокий анализ его монографии «Секулярный век» и рассказал о причинах побудивших его написать книгу. Затем профессор Тейлор и профессор Казанова ответили на вопросы заинтересованной аудитории. Киевский этап проекта «Религия, наука и общество» продлится до 22 июня. За это время научный руководитель первого года проекта профессор Хосе Казанова прочитает лекцию «Светские режимы и религиозная динамика в постсоветских обществах: сравнительный анализ ситуации в Восточной Германии, Польше, Украине и России» (Киево-Могилянская академия, 18 июня, 17.00); профессор Чарльз Тейлор выступит с публичной лекцией «Различные понимания секуляризации на Западе» в Киево-Могилянской академии (19 июня, 15.00), а также проведет семинар для исследовательской группы в Киевской духовной академии (20 июня). Кроме того, запланирован ряд интервью с профессором Чарльзом Тейлором и профессором Хосе Казановой, обсуждение перспектив проекта, а также рабочая встреча организаторов проекта с исследовательской группой.

http://patriarchia.ru/db/text/3051942.ht...

Завершилась международная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» 21 ноября 2015 г. 10:21 20 ноября 2015 года в Москве завершила свою работу международная научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор». В церемонии закрытия форума, которая прошла в Государственном Историческом музее, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , директор ГИМ А.К. Левыкин, директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, руководитель учебно-методического управления ОЦАД, сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Х. Паласио, участники пленарного и секционных заседаний конференции, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. А.К. Левыкин, обращаясь к присутствовавшим, отметил, что посвященная святому князю Владимиру конференция стала первым опытом совместной работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Государственного Исторического музея и Государственной Третьяковской галереи. Выступления участников и тематические секции вызвали огромный интерес и показали очень интересные результаты, засвидетельствовал директор Исторического музея. «Эта конференция — интересный опыт сотрудничества ученых, музейщиков и специалистов из Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия», — высказала мнение директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, отметив, что мероприятия в рамках форума проводились сразу на трех площадках. Подводя итоги конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что своеобразие форума было обусловлено не только выбранной темой — ее подсказал сам юбилейный год, но и составом организаторов, в который вошли ОЦАД, Исторический музей и Третьяковская галерея. «Мне кажется, этот совместный опыт работы был очень успешным и плодотворным», — сказал владыка.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010