Власти Какая польза людьми владеть и управлять тому, кто сам собой владеть не может? Человек! Научись прежде собой владеть и тогда будешь счастливо людьми владеть. Властелин, служащий прихотям своим, а не обществу и ищущий своей корысти, а не общей пользы! Куда ты идешь? В погибель! Видим в мире, что на неправедный суд бывает апелляция или донос царю или иной какой власти, и судившие сами к суду призываются, и судятся судьи неправедные. Так неправости, насилия, озлобления, обиды, которые бедным людям делаются, и неправедные суды царей, князей, господ, пастырей и прочих властей на небо вопиют, и вопли их входят в уши Господа Вседержителя, Царя царствующих и Господа господствующих, и суда у Него просят. Бедные люди, не имея где найти, кто бы их плач услышал, обиды и насилия отвратил и слезы отер, – на небо к Богу, Отцу сирых и Судии вдов, воздыхают и вопиют: «Боже! Ты наш Создатель и Господь, Ты наш Защитник и Помощник. Мы на земле бедности и слезам нашим не находим удовлетворения. Ты услышь и помилуй нас, бедных, и отри слезы терпящего зло Твоего создания! Сильные сильным, благородные благородным, господа господам, богатые богатым, судьи судьям помогают. Мы нигде не найдем помощи себе. У Тебя просим! Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником» ( Пс. 9, 35 ). Видит Господь беззакония беззаконных властей и судей, и вопль их, как содомский, входит к Господу, и воздыхания убогих людей Своих Он слышит, и судит Судия всей земли. Отсюда-то видим страшные казни, от праведного суда Божия посылаемые на государства и города. Видим страшные войны и кровопролития, видим моровые язвы. Видим прельстителей и пагубных сынов и возмутителей отечества, которые себе приписывают имена высоких лиц и мятеж и вред отечеству наносят. Видим страшные пожары, и голод, и прочие казни. Это все насылает Бог, Царь царствующих и Господь господствующих, за неправедные суды, обиды и насилия, причиняемые бедным людям, как праведный Судия и судящий по всей земле. Но позовутся еще на всемирный Суд все судьи и власти. Тогда встанут сами перед Судиею Богом судившие людей Его и ответят. Встанут цари и будут держать слово. Встанут князья и вельможи и воздадут слово. Встанут господа и будут держать ответ. Встанут все власти, от высших до низших, и будут держать ответ за неправедные суды и бессовестные и беззаконные поступки с порученными им людьми. Горе тогда будет беззаконным властям, неправдой и мучительством сделавшим зло людям Божиим! Бог исследует ваши дела и помышления испытает. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, ибо суд над начальствующими жесточайший, ибо малый достоин милости, а сильные сильно будут истязаны ( Прем. 6, 3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Упомянем о св. Анастасии узорешительнице, посвятившей всю жизнь делам милосердия. Дочь знатных и богатых родителей и втайне христианка, она была выдана замуж за язычника, с которым была очень несчастлива, потому что он был нрава жестокого и обращался с нею дурно. Но Анастасия забывала собственные скорби, когда могла помочь ближним, и ее единственным утешением в несчастии была заботливость о других. Она щедро помогала бедным, ходила за больными, посещала темницы, принося бедным узникам все нужное, утешая их участием своим, укрепляя сердца их словами христианской веры. Овдовев, Анастасия совершенно посвятила себя и все имущество свое на помощь ближним. Не щадя трудов и сил, посещала она далекие страны и везде служила Христу в лице меньших братий Его. В Греции она сблизилась с молодою вдовою, Феодотией, которая стала делить труды ее. Но об этом узнало начальство страны. Схватив Анастасию и Феодотию, потребовали от них отречения от христианской веры и, по отказу их, предали их мучительной смерти. В Карфаген привели однажды сорок девять человек христиан, взятых в ближнем городе за участие в общественном богослужении. В этой толпе христиан были люди разного звания, разного возраста. Был священник с четырьмя детьми; был сановник, всеми уважаемый за честность и правдивость; были юные девы; все были равно одушевлены пламенною верою и любовию к Богу и все с твердостию вытерпели мучения, славя и благодаря Бога и молясь за мучителей своих. «Господи, помилуй их! – восклицал один из мучеников. – Благодарю Тебя, Господи; Господи, даруй нам терпение, освободи служителей Твоих от рабства миру! Ты наша надежда, Боже всевышний, Боже всесильный!» Судья убеждал христиан открыть место, где хранится у них священное писание. «Оно у нас в сердце», – отвечали некоторые. Предавали их истязаниям. Судья убеждал христиан отречься и тем спасти жизнь свою; но они все единодушно отвечали: «Мы христиане и до последней капли крови сохраним заповеди Бога нашего». – «Я не спрашиваю у тебя, христианин ли ты, – сказал судья одному из мучеников, – а спрашиваю, присутствовал ли ты при богослужении и праздновал ли день воскресный?» – «Да, – отвечал тот, – мы праздновали день воскресный со всевозможным торжеством; мы не пропускали ни одного воскресенья без чтения священного писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этого воззвания в русском уставе нет, и оно приблизительно такого содержания: „Дорогой мой брат, последователь шариата, испытавший превратности этого мира, да будет тебе известно, что хотя богатство и деньги вещи весьма приятные, но употреблять их на нужды нации и на прогресс общины чрезвычайно спасительно и почётно». Далее, неизвестный автор этого воззвания, кстати сказать, написанного высоким стилем, говорит: „не только долг, но и обязанность каждого правоверного, приобрести почётное звание члена этого общества и давать милостыню на добрые дела: ведь взаимная помощь и упрочение единственно правильной религии ислама, как известно, первые и главные обязанности каждого мусульманина. Добродетельные женщины и почётные мужчины! если вы немного поразмыслите и обратите свой благосклонный взор на это доброе дело, то для вас станет ясным, как день, что оно предоставит вам как в этой, так и в будущей жизни необходимые средства к культуре и прогрессу. В недалёком будущем вы будете иметь в этом несомненные доказательства... Если мы развернём страницы истории, то мы прочтём имена лиц, служителей нации, за упокой душ которых возносятся Богу молитвы». Тоже самое, говорит составитель воззвания, ожидает тех, кто посвятит себя служению нации, и память этих лиц будет увековечена и потомством. Переходя, затем, к самому уставу Красноярского Попечительства о бедных мусульманах, каковой устав заключает в себе 29 страниц „in octavo», мы усматриваем следующие неправильности и неточности. На странице 1 – устава на русском языке § 1 изложен таким образом: „Красноярское Попечительство о просвещении бедных мусульман имеет целью доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния бедным мусульманам в г. Красном Яру и ближайших к нему мусульманских селениях. „Тот-же § 1 в уставе, отпечатанном на татарском языке, изложен следующим образом в буквальном на русский язык переводе. Цель Красноярского общества о попечении бедных мусульман: 7) укрепить (буквально раздуть) дух ислама в мусульманах в Красном Яре и ближайших к нему мусульманских селениях проживающих, 2) воспитывать детей мужского и женского полов в духе ислама (буквально мусульманским воспитанием) и направлять их на путь человечности, 3) оказывать всевозможную помощь бедным мусульманам, дабы улучшить их положение и жизненные условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все свое имение истратила она на излечение своей слепоты, но пользы никакой не получила. Увидев несчастную, Иларион сжалился над ней. «Если бы ты подавала бедным, Иисус Христос , истинный Врач, давно бы тебя исцелил», – сказал он слепой. Потом плюнул ей на глаза – они прозрели и стали видеть ясно, как прежде. Маюмский житель по имени Италик, христианин, готовился состязаться в цирке с дуумвиром 53 Газы, чтителем языческого бога Марны 54 . Италик, зная, что его противник силою чарований и волшебства может задержать и смешать его коней, обратился к св. Илариону и просил у него себе помощи. Странною представилась подвижнику его просьба, смешным показалось обращаться с молитвою к Богу в таком суетном деле; усмехнувшись, сказал он Италику: «Не лучше ли бы тебе для блага души твоей продать коней и деньги, за них вырученные, отдать бедным?» Италик выставил на вид, что это общественное дело, в котором он по необходимости должен принять участие как житель города, член городского общества, что, как христианин, он хотел бы взять верх над гордым дуумвиром, посрамить его и жителей Газы – язычников, оскорбляющих христианского Бога, издевающихся над его Святою Церковью, и что, как христианин, он не может употребить волшебство и чарования и потому-то за лучшее счел обратиться к помощи Илариона, раба Божия, служителя Иисуса Христа. Подумав немного, Иларион наполнил водою чашу, из которой пил, благословил ее и отдал Италику. Прибыв домой, Италик окропил этой водою конюшню, лошадей, кучера, экипаж и, наконец, барьер или загородку, окружавшую место ристалища. Настал час состязания. Множество собравшегося народа было в напряженном ожидании. Подан условный знак к началу состязания. Кони Италика понеслись и, казалось, летели; кони же его противника сразу смешались. Громкий крик раздался из груди дуумвира, язычники заговорили: «Марна побежден Иисусом Христом». Произошло в народе сильное волнение: язычники пришли в ярость, приписали проигранное состязание Илариону, считая его христианским чародеем, и требовали его наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Иосиф Флавий (Древности 20,5,1) упоминает о бунтовщике Февде, но время его восстания определяет 15-ю годами позже того времени, в которое была сказана речь Гамалиила. Некоторые на этом основании хотели заподозрить евангелиста в анахронизме, но по свидетельству Оригена , были два Февда, один из которых жил до Гамалиила, а другой (о котором говорит Флавий) жил лет на 15 позже. Очевидно, евангелист говорит о первом и не знает второго. Иосиф Флавий, наоборот, упоминает о втором как о ближайшем к нему по времени и, может быть, как о более важном, чем первый. 4 . Об Иуде Галилеянине или Гавлонитянине упоминает и Иосиф Флавий (Древности 18,1,1). Гавлон – город в Галилее. Предложение Гамалиила оставить апостолов в покое в предположении, что дело человеческое само собой расстроится, а дело Божие непременно состоится, хотя бы против него приняты были самые сильные меры, – это предложение не означает, что Гамалиил отвергал необходимость человеческого суда или преследования в важных делах, а основывались на том, что члены Синедриона уже употребили против апостолов человеческие меры, т. е. угрозы, заключение в темницу, но эти меры оказались недейственными, Дальнейшая борьба с делом апостолов, по мнению Гамалиила, представляла именно тот опасный исход, что они, увлекаясь противодействием, могли не заметить божественного характера того дела, против которого они вооружались. Может быть, в этом совете Гамалиила невольно сказывалось сознание его, что и в деле Иисуса члены Синедриона поступили так же неосторожно и, действительно, явились богоборцами. Избрание семи диаконов (Деян.6:1–6) С делом проповеди у апостолов соединялось дело служения бедным и больным. Единодушие и любовь соединяли всех христиан в одну большую семью и вызывали заботы о всех. Но с умножением числа верующих удовлетворение всех потребностей было невозможно для небольшого числа апостолов и их ближайших помощников. Вследствие этого среди христиан-эллинистов возник ропот против евреев за то, что их вдовы не всегда исправно получали милостыни. Для устранения поводов к ропоту и беспрепятственного служения делу проповеди апостолы предложили обществу верующих избрать для дела служения бедным при общих трапезах семь человек, которым они могли поручить это дело. Избрано 7 человек, между которыми особенно Стефан был исполнен веры и Духа Святого. Апостолы возложили на них руки и поставили на дело служения при трапезах, почему они и получили название диаконов (служителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

(1) Как часто собирались первые христиане и для чего? (2) Как жили первые христиане? (3) Что делали христиане со своим имением? (4) Могли апостолы творить чудеса? (5) Чем отличалась жизнь первых христиан? (6) Как относился народ к первым христианам?   1.4 Избрание Диаконов (4) (Деяния 6:1-7) Среди первых христиан были евреи из Палестины и евреи из других стран (еллинисты). Евреи еллинисты жаловались что их вдовы получали меньше пособий чем вдовы евреев из Палестины. Из за этого, апостолы предложили верующим выбрать семь благочестивых мужчин, чтобы они заведовали раздачей приношений для нуждающихся. Были избраны семь мужчин и апостолы с молитвой возложили на них руки и таким образом передали благодать Святого Духа. Главная обязанность диаконов была заведовать раздачей пособий бедным. Кроме того они тоже помогали апостолам в деле проповеди и при совершении таинств. Таким образом появилась священная степень диаконов (диакон значит служитель) и установилась апостольская преемственность (apostolic succession) в священстве. Апостольская преемственность означает что Иисус Христос выбрал апостолов для проповеди и служения в Церкви. Эти апостолы рукоположили диаконов и других служителей Церкви, а те новых служителей и так до наших дней. Таким образом в Православной Церкви благодать Святого Духа находится на каждом духовном лице. Апостольская преемственность сохранилась только у православных христиан и в Римской Католической Церкви. У протестантских церквей она не имеется. С точки зрения Православной Церкви, церкви не имеющие апостольскую преемственность не являются церквами, а только христианскими обществами. Слова Благочестивый - Почитающий Бога и живущий по Закону Божьему. Благодать - Помощь, посланная свыше, для исполнения Воли Божьей. Вопросы. (1) Что послужило поводом для выбора диаконов? (2) Какие были качества диаконов? (3) Каким образом появилась священная степень диаконов? (4) Какие были обязанности диаконов? (5) Что такое апостольская преемственность? (6) Сохранилась ли апостольская преемственность до теперешнего времени? (7) С точки зрения Православной Церкви, что представляют церкви не имеющие апостольскую преемственность?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так разнообразны стороны диаконской должности по Св. Писанию! Диакон – и служитель бедным, и проповедник Евангелий (благовестник) и священнослужитель, и нарочитый посланник апостола, как бы заместитель его, и служитель его. Если мы применим установленную в предыдущей статье классификацию полномочий церковной власти к этим чертам диаконской должности, то она определится таким образом: диакон апостольской церкви имел полномочия и священной и правительственной власти. Полномочия первой – право учительства или благовествования, право священнослужения. Полномочия второй: право распоряжения имуществом, назначенным для бедных, правоспособность к исполнению нарочитых поручений апостола по части надзора за благоустройством той или иной общины церковной; сотрудничество и служение апостолу в его служении. Весьма естественно предполагать, что при таких полномочиях общественное положение и значение диаконов в церкви апостольского века было очень важно. Лехлер – в цитованной по нашему мнению верно характеризует его, когда говорит: „Положение диаконов в обществе церкви ап. века было много важнее, чем это обыкновенно представляют. Ибо во 1-х уже одно то, что диаконство было первою (по времени) должностью после апостолов, и избранные в эту должность семь были без сомнения мужи и прежде того пользовавшиеся общим уважением, ведет с необходимостью к предположению, что в обществе христианском это были почетнейшие лица. Во 2-х, чрез постоянное обращение их с апостолами необходимо переходило на них, кроме так сказать официального почета, и то высокое личное уважение со стороны верующих, какое оказываемо было самим апостолам. Ибо в церкви апостольского века рядом со всем смирением и братским равенством общения господствовало и глубокое чувство благоговения к божественно-установленным должностям и искреннее чувство уважения к их носителям 58 . Вторым по времени установлением с священно начальственными полномочиями в церкви апостольского века были пресвитеры. Для истории сего установления в Св. Писании имеются следующие данные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Писание с особенным изъяснением тех мест, которыми сектанты думают поддерживать свое лжеучение; 8) усиление средств для пособия бедным прихожанам». В видах усиления религиозно-нравственного влияния духовенства на массу простонародья, приходскому духовенству предложено было «озаботиться учреждением церковно-приходских школ, заведением церковно-приходских библиотек открытием духовно-просветительных обществ и братств, священноцерковно-служителям вменено в строгую обязанность совершать все церковные службы и требы без извращения церковного чина и в установленные времена; – священникам подавать в церкви присутствующим пример благоговения, при совершении требоисправлений не дозволять себе вымогательства, довольствуясь добровольными даяниями по усердию дающих; лиц, посещающих иноверные храмы для участия в совершаемых там молитвословиях, отклонять от сего благоразумными внушениями. Епархиальному начальству поручено всемерно озаботиться исправлением в духовенстве всяких недостатков в его жизни и служении, иметь внимательное наблюдение за производством о духовных лицах следствий, определяя на должность следователей священников вполне добросовестных и благоразумных; священно-служителям внушать, чтобы избегали несвойственных духовному званию щегольства и изысканности в одежде и во всем наружном виде и в домашней своей обстановке, и не соблазняли прихожан свойственными светским лицам привычками» 366 . Мероприятия эти, по проведении их в жизнь, несомненно окажут благотворное действие в смысле успокоения религиозного брожения; но для этого нужно время. По сообщению «Отчета Братства за 188 гг., оно, «благодаря материальной помощи Св. Синода, получило возможность в истекшем году вести борьбу со штундизмом гораздо более систематически и с большею настойчивостью, чем в предшествовавшее годы. В отчетном году приходы епархии были разделены на миссионерские округа, с назначением в каждый из них по одному постоянному миссионеру из лиц епархиального духовенства и одного миссионера разъездного, на всю епархию, из мирян» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Забудь о его прежних неправдах, разорви запись его грехов и заблуждений, а также примири с ним тех святых, которых он казнил огнем и мечем; устрой так, чтобы они не гневались на него. Ибо Тебе все возможно, Господу всех, кроме только одного - иметь милосердие к грешникам, не обратившимся к Тебе. Во всем же прочем милосердие Твое распространяется на всех, призывающих Тебя, Господи Иисусе Христе! Ибо Тебе подобает слава во веки веков. Аминь " . Так молился он в продолжение целых семи дней, не отходя от гробницы, не принимая ни пищи, ни питья, не думая о сне, но проводя все время в слезах и сокрушении. На восьмой же день, возвратясь во дворец, раздал все богатство и все деньги бедным, так что в той стране уже не было более ни одного нуждающегося. Совершив эту раздачу в несколько дней и истощив свои сокровищницы, (желая, чтобы громада богатства не мешала ему пройти чрез узкие врата, ведущие в царствие небесное), он, на 40-й день после смерти отца, совершая память ему, созывает всех сановников, воинство и прочих граждан и, заняв по обычаю место председательствующего, говорит во всеуслышание: " Как вы видите, царь Авенир, мой отец, умер, как умирает и всякий бедняк. И ничто: ни богатство, ни царская слава, ни я, любящий сын, никто другой из его друзей или родственников не мог помочь ему и изъять из власти неизбежной судьбы. Он предстанет пред Всевышним Судьей, чтобы дать отчет о прожитой им земной жизни, не имея никого и ничего помощником или защитником, кроме совершенных им дел. Такова же участь всех нас, смертных; и избежать ее, или изменить что-нибудь в ней невозможно. Выслушайте же меня теперь, друзья и братья; народ Господень, наследники святой жизни, которых Христос искупил драгоценною кровью Своею и освободил от заблуждения и рабства врагу рода человеческого! Вы знаете мой образ жизни среди вас, знаете, что с тех пор, как я познал Христа и был удостоен сделаться служителем Его, я возненавидел все, возлюбив Его Единого, и для здешней жизни желал только одного: оставив мирскую суету и пустоту, жить в обществе Христа и служить Ему в безмятежном спокойствии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Оттого и наша печаль так глубока, горе так разъедающе, несмотря на то что кончина Государя христианская, непостыдная и мирная. Учил он нас, как жить и служить ближнему, учил и тому, как умирать. Дай Бог всем нам такой завидной кончины! Царям земным многие завидуют при их жизни, но очень немногим государям возможно завидовать или соревновать в смерти; во главе этих немногих стоит наш благочестивейший Монарх, спокойно смотревший в глаза приближавшейся кончины и давно нерадевший об исполнении врачебных советов, но искавший отрады в беседе с праведными пастырями, в совместных с ними молитвах, а наипаче в троекратном приобщении Святых Тайн. Его рука, пораженная предсмертным недугом, находила силу, чтобы начертывать слова сочувствия и благодарности на сыновние заявления подданных воинов и роди­телей детей, учащихся под Государевым покровительством, а его сердце, осла­бевшее уже для правильной поддержки телесной жизни, продолжало согревать ласкою окружающих, побеждая присущее сей тяжкой болезни мрачное настро­ение. Сия блаженная кончина была венцом праведного царствования в течение почти четырнадцати лет. Это царское правление было поистине царским слу­жением, этот венец - крестным бременем. Ибо едва ли многих монархов знает история, которые были бы столь чужды искания личной славы и угодничества перед толпой и перед соседними державами, как наш усопший Монарх. Не искал он в деяниях своих ни блеска, ни похвал, но только общей пользы, самой сущей правды, а наипаче милости к бедным, труждающимся, обремененным, к малым по возрасту и, наконец, к служителям веры, которую усопший справедливо считал высшею истиною и главным оплотом государственного процветания. Осторож­но и сдержанно начал он свои предприятия, а затем, освоившись с делами прав­ления, стал поступать все тверже и смелее; его нравственный образ выяснялся все отчетливее пред лицом восхищенного народа, и нежная, пламенная любовь миллионов окружала его трон. Он расцвел в пышный прекрасный цвет, на ко­торый любовался весь мир, даже недоброжелатели отечества и трона против воли полюбили его и ради него начали любить Россию. Судя по-человечески, теперь-то бы нам и жить да радоваться на Царя нашего, да учиться у него исполнению долга своего и заповедей Божиих, - подражая его жизни и делам. О, если бы действительно ему достойно подражало русское общество, столь щедрое на благородные слова и обыкновенно безсильное для благородных дея­ний? Но мы не шли по стопам его, мы оказались недостойными его сынами. Духовное разложение и разврат укоренялись в обществе и в народе все глубже, за светильником мы не следовали, и вот светильник отнят от нас, подвинут со своего места.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/02/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010