1) См. приложение: I, II и III. 2) Заграницей учреждено 29 марта 1890 года православное братство Св. Владимира в Берлине. Братство преследует три следующие цели: 1.оказание помощи нуждающимся и больным русским подданным всех христианских исповеданий, а также лицам православного исповедания всех национальностей, 2.утверждение духовного просвещения и, в частности, содержание двух школ для детей и взрослых православного исповедания, живущих в Берлине и Потсдаме и – русской библиотеки и 3) служение нуждам и пользам церквей: Потсдамской, сооруженной в 1829 году, и Берлинской, причем имеется в виду образовать капитал, необходимый для построения православного храма в Берлине. Братство было очень тепло встречено русским обществом. Е. И. В. Великий князь Владимир Александрович удостоил принять братство под свое высокое покровительство. Многие именитые и высокопоставленные служители церкви и светские лица сделались членами братства. В настоящее время общее число братчиков простирается до 650 человек. Денежный фонд братства возрос ныне до 37000 марок. В 1891 году на пособия (420 лиц) бедным (единовременные и ежемесячные) братство израсходовало 10140 марок 25 пф. В 1892 г. братство издало справочную книгу для русских путешественников за границей, которая содержит в себе сведения календарные, медицинские, финансовые, путеводители, указатели и проч. Желающему подробно ознакомиться с деятельностью братства надлежит обращаться в Берлин, к члену совета братства протоиерею Александру Петровичу Мальцеву (Herr Propst А. Maltzew, Berlin, NW, 40 Kronprinzenufer, 30 IV. В Париже и Лондоне открылись в 1891 году подобные Берлинскому братству благотворительные общества. 3) При исчислении общего количества церковных православных братств в России надлежит причислить к ним также те остатки древних братств, которые по исследованию историка Кояловича, в количестве «более тысячи» доныне существуют в северо-западном и юго-западном крае. См. предисловие. О современном положении церковных братств в Гродненской губ. см. небольшую заметку в «Церковных Ведомостях» за 1891 год Желающие познакомиться с историей церковных братств в западном крае, найдут полезные сведения в сочинении священника И.Флерова «О православных церковных братствах» СПб 1857 и в «Чтениях о церковных западнорусских братствах», проф. Кояловича, помещенных в «Дне» 1862 и послед. 

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Николай Иванович Ежов (1895–1940 гг.), на момент описываемых событий нарком внутренних дел СССР (26 сентября 1936 – 24 ноября 1938 г.), секретарь ЦК ВКП(б) (1935–1939 гг.), член Оргбюро ЦК ВКП(б) (1934–1939 гг.), председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) (1935–1939 гг.). РГАНИ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 204. Л. 29. Заверенная машинописная копия. Заверительная подпись — автограф. Там же. Л. 30–53. Заверенная машинописная копия. Заверительная подпись — автограф. Подчеркивания (и отчеркивания по левому чистому полю листа) красным карандашом сделаны, скорее всего, И. В. Сталиным. Здесь и далее курсивом выделены фрагменты, в документе подчеркнутые. См. сноску 27. Так в документе. Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889 гг.), литературный критик, публицист и писатель; революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист. Из семьи протоиерея саратовского Александро-Невского кафедрального собора, некоторое время с 1843 г. обучался в Саратовской духовной семинарии, но ее не окончил, в 1846 г. поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Николай Александрович Добролюбов (1836–1861 гг.), литературный критик, поэт, публицист; революционер-демократ. Из семьи священника нижегородской Никольской Верхнепосадской церкви, окончил Нижегородское духовное училище (1847 г.), учился в Нижегородской духовной семинарии (1848–1853 гг.). Николай Васильевич Успенский (1837–1889 гг.), писатель. Из семьи священника, обучался в Тульской духовной семинарии. Был близок к революционно-демократическому лагерю, однако его произведениям чужды мотивы народнической идеализации общинных «устоев». Федор Михайлович Решетников (1841–1871 гг.), писатель-демократ. Его отец, по одним сведениям, был бедным дьячком, по другим — происходил «из детей канцелярских служителей», мать — «дьяконовская сирота». Николай Николаевич Златовратский (1845–1911 гг.), писатель, автор произведений, изображавших сельское общество в идеализированном, «народническом» духе. Его родители по образованию и происхождению принадлежали к духовному сословию.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

9:12. В ответе Иисуса обыгрывается актуальное для того времени сопоставление врачей и учителей. Находчивость и остроумие были свойственны популярным учителям, о чем свидетельствуют и еврейские, и греческие традиции. 9:13. Раввины тоже говорили: «Пойдите, научитесь» или «Приходите и увидите», отсылая слушателей к библейским подтверждениям своей позиции. Ос. 6не отрицает жертвоприношения и ритуалы, а возвышает правильные отношения с Богом и милосердие к бедным, угнетенным и отверженным (ср. также: 1Цар. 15:22 ; Пс. 39:7; 49:7–15; 50:17; 68:31,32 ; Прит. 21:3 ). 9:14–17 Неуместный пост 9:14. По закону пост требовалось соблюдать только в праздник Дня искупления, но религиозные руководители, особенно фарисеи, добавили и немало других постов. Многие фарисеи постились дважды в неделю без воды, часто во время засухи. Пост считался важной составляющей религиозной жизни наряду с молитвой и покаянием, поэтому было весьма странно, что ученики (будущие равви) не постятся. Учительотвечал за поведение своих учеников. 9:15. Брачный пир продолжался семь дней; во время свадьбы нельзя было поститься, соблюдать траур или заниматься тяжелым физическим трудом. Иисус подразумевает, что поститься в дни Его пребывания наземле так же неуместно, как и на брачном пиру. 9:16. И снова речь идет о неуместности поста в нынешней ситуации. Старые одежды, вероятно, уже несколько обветшали от стирки. 9:17. Вино хранилось либо в кувшинах, либо в мехах. Старые мехи уже растянулись под действием брожения вина; если их затем наполнить молодым (не забродившим) вином, оно забродит и может разорвать растянутые до предела старые мехи. 9:18–26 Соприкосновение с нечистым: кровь и смерть Столь поразительное чудо, как воскрешение из мертвых, приписывается в Ветхом Завете Илии ( 3Цар. 17:21,22 ) и Елисею ( 4Цар. 4:33–35 ). Дополнительные сведения см. в коммент. к Мк. 5:21–43 . 9:18,19. Начальниками синагоги назывались ее главные служители, которые были известными и уважаемыми членами еврейского общества. Если дело происходит все еще в Капернауме (9:1), то важно подчеркнуть, что среди последователей Иисуса могли находиться и этот человек, и члены общества с сомнительной репутацией (9:9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

20– 21Могущественные и слабые Некоторые еврейские учителя были настолько озабочены тем, чтобы не допустить эксплуатации бедных, что даже критиковали сборщиков пожертвований, которые требовали даяний от бедняков. Но позднее, как и ныне, некоторые люди стали использовать свою религию, чтобы эксплуатировать других. 20:45,46. Как и греческие учителя, некоторые их еврейские коллеги носили особое отличительное одеяние, подобное облачению священников и храмовых служителей. Народ всегда почтительно приветствовал их;рыночная площадь, которая по обыкновению была заполнена народом, особенно привлекала учителей, поскольку там они могли ощутить это почтение по отношению к себе. Присутствие на пиршествах служило признаком высокого положения в обществе. 20:47. Вдовы как наиболее незащищенные и не пользующиеся уважением члены общества имели скудные средства к существованию и потому нуждались в защите закона (см. коммент. к 18:1–5). Возможно, Иисусимеет в виду, что эти учителя наживаются за счет вдов, пытаясь увеличить размер десятины (которую они установили в размере 20–30 процентов, вдобавок к непомерным земельным налогам, взимаемым казной);или, может быть, Он хочет сказать, что в своей юридической деятельности они не столько проявляют милосердие к бедным, сколько следуют букве закона. Эти учителя, возможно, были известны тем, что произносили длинные личные молитвы в «синагогах; здесь Иисус критикует не молитвы, а мотивы, которыми они руководствовались. Как и «ветхозаветные пророки, Иисус видит неразрывную связь между социальной несправедливостью и религиозным лицемерием. 21:1–4. В позднейших преданиях сообщается, что в женском дворе стояли тринадцать таких сокровищниц для даров, к которым имели доступ не только женщины, но и мужчины. Богатство храма выставлялосьнапоказ, и его служители, возможно, растратят деньги этой вдовы; но бедная женщина, не подозревая ни о чем подобном, жертвует от чистого сердца, и в глазах Бога она пожертвовала больше всех. 21:5–7 Начало проповеди о грядущих событиях

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Предисловие I. Священник А. В. Гумилевский, организатор приходской благотворительности в Петербурге II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви IV. Благотворительное общество для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви V. Общество вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви VI. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода. VII. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице VIII. Сергиевское братство IX. Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора X. Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора XI. Общество попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня. XII. Общество вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка XIII. Общество вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора XIV. Общество вспомоществования бедным в приходе церкви Воскресения Христова в Малой Коломне XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода XVII. Общество вспоможения бедным в приходе Екатерингофской Екатерининской церкви. XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне XIX. Общество вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви XX. Общество вспоможения бедным сампсоновского прихода XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви XXII. Благотворительное общество в приходе Кавалерского собора св. равноапостольного князя Владимира на Петербургской стороне XXIII. Общество вспомоществования бедным Екатерининского прихода на Васильевском острове XXIV. Николаевское православное братство XXV. Николаевское общество попечения о бедных в приходе Спасопреображенской церкви в Колтовской XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода XXVII. Благотворительное общество в приходе Матфиевской церкви на Петербургской стороне XXVIII. Благотворительное общество при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте XXIX. Общество вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в Суворовском участке (Галерная Гавань) XXX. Большеохтенское благотворительное общество XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство XXXII. Дополнения  

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1187 г. (Zachar. J. Gr.- Rom. III , p. 516), императором Никифором Вотаниатом в его 13-й новелле от 1080 г. (Zach. ibid. p. 339); императором Алексием I Комниным в 76 новелле от 1160 г. (ibid. р. 501); вообще, история указывает на целый ряд примеров частного санкционирования императорскою законодательною властью тех или других мер, касавшихся церковного устройства, управления, суда, отношений церкви к еретикам и иноверцам. Подробно о взаимодействии церковной и гражданской власти см. в исследовании проф. Ф. Курганова «Отношения между церковною и гражданскою властью в византийской империи». Казань. 1880 г., стр. 1–92, Лекции по церковному праву проф. Соколова. Выи. 1. М. 1874, стр. 164–171; в статье г. Заозерского: «Происхождение и образование византийского номоканона» в Чтен. Москов. Общест. любит. дух. просвещения 1882 г., сент. стр. 104, 154–155, в Журн. Мин. Нар. Просв. 1850: «Обозрение греко-римских законов в отношение к церкви»; « Церковь и государство» в Христ. Чтении 1865, 1, стр. 510–537; Барсов «Об участии государственной власти в деле охранения древн. вселен. Церкви». Христ. Чтении 1877. I, 785–820, II, 521–556 и др. 4 К разряду сборников, в которых, на ряду с гражданскими постановлениями, встречаются постановления касательно Церкви, могут быть, отнесены: Кодекс Феодосиев, Юстиниановы – Кодекс и новеллы, Еклога, изданная императорами Львом Исаврианином и Константином Копронином (741 г.). Πρχερος νμος импер. Василия, Константина и Льва, Царские книги, или Василики и др. 6 Krit. Zeitschr. für Rechsviss-Geselzg. des Ausl. B. 28, p. 187. История Визант. права, Д. Азаревича. Том 1, часть 1, Ярославль, 1876, стр. 97. 8 Другие надписания этого труда И. Схоластика см. в ст. И. А. Заозерского «Происхождение и образование Византийского номоканона» в Чтен. Москов. Общест. люб, дух. просв, за 1882 г. сент., стр. 150. 9 См. предисловие, переведенное на русс. яз. в ст. Н. А. Заозерского : «Происхождение и образование Византийского номоканона» в Чтен. Моск. Общ. люб. дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

2) Книга на Енох – апокрифен текст, написан в I в. пр. Р.Хр. от името на старозаветния патриарх и пръв пророк Енох. Написаната от неизвестен автор (или автори) книга на Енох повествува за преселването на Енох на небето, където той наблюдавал въстанието на Синовете Божии, картини от бъдещия край на света и пр. Авторските видения и пророчества съставят въпросната книга. Въпреки нейната неканоничност, в раннохристиянската литература книгата на Енох се ползувала с авторитет. Но след окончателното установяване канона на Св. Писание, авторитетът на книгата Енох угаснал, а текстът й изчезнал. Бил намерен отново едва в 1773 г. на етиопски (амхара) език, в двоен превод. Впоследствие, при разкопките в Ахмим (Египет) били намерени два големи фрагмента на гръцкия текст, а в Кумран (Палестина) – в повече на брой, кратки арамейски фрагменти. Еон (гр.) – според гностиците – духовна същност която изтича (еманира) от върховния Бог. Епархия (гр. παρχα) – църковно-административна единица, управлявана от архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Епикурейство – учение на древногръцкия философ Епикур (341 –270), който обяснявал света на основата на атомистическото учение и на стремежа на човека към щастие. Епископ (от гр. «епископос» – надзирател) – духовно лице (свещенослужител) от третата, най-висшата степен на църковната йерархия. Първите епископи са били светите апостоли. Те ръкоположили от своя страна други лица за епископи (от гр. надзорник), презвитери (от гр. старейшина) и дякони (от гр. служител). Виж. Апостолска приемственост. Първоначално дяконите прислужвали на църковните трапези, а по късно започнали да прислужват и при богослужение. За епископи се избират и ръкополагат най-достойните, най-подготвените и богопосветени лица от монасите. Епископът се ръкополага най-малко от двама архиереи. Той извършва самостоятелно всички тайнства и треби; обладава върховната власт в управлението на епархията (църковния окръг). В Българската православна църква епархийските архиереи се наричат митрополити. Епископите у нас нямат епархия, а заемат висши длъжности по управлението в Църквата, в повечето случаи като викарии (помощници) на митрополитите. Те носят име на древноцърковни епархии, които днес не съществуват. Хорепископ или викарен епископ, митрополит, архиепископ, патриарх, католикос и папа са само служебни звания на епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Что в русской церкви должно быть восстановлено патриаршество – это, по-видимому, всеобщее желание. Но что такое патриарх, какие его полномочия и как должна быть организована с его учреждением русская церковь – об этом в нашей литературе высказываются лишь смутные представления. Ввиду этого берем на себя труд представить самую общую конструкцию, как должности патриарха, так и целого устройства Русской Церкви, с одной стороны согласную с началами канонического права, а с другой, удовлетворяющую настоятельно заявляемым потребностям времени. Свой труд мы разделяем на две части. В первой попытаемся установить канонические основания патриаршей должности, в частности рассмотреть: что есть патриарх, как церковная должность? Права и полномочия патриарха; способ применения этих полномочий, избрание и удаление от должности. В 2-й части попытаемся представить план устройства всей русской церкви. Что есть патриарх? В источниках канонического права получаем следующий, довольно пространный ответ на этот вопрос. 1) Патрархъ есть образъ живъ Христовъ и одушевленъ, длесы и словесы въ себ живопису истину. Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делами и словами в себе самом наглядно выражающий истину. 2) Первое убо патрарху] ихъ же отъ Бога пртъ, во благочести и чистот жите [со]хранити, потомъ же и вс еретики поскольку мощно тому ко православю и соединеню церковному обратити. Еретицы же законы и правилы нарицаютс, же соборнй необщевающес церкви. Еще же и неврны свтлымъ и чуднымъ его днемъ удивл, подражател сотворити в вр, и зрщихъ дла его служител Пресвтй и Единосущнй Троиц елико по немъ содлати. Задачею патриарха должно быть, во-1-х, сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога, а затем – по силе своей – и всех еретиков обращение к православию и единению церковному. Еретиками законы и каноны называют и тех, кто (вообще) не имеет общения со вселенскою церковию. Кроме того, изумляя светлым, блестящим и чудным деланием (патриарх должен стремиться) – сделать и самых неверных подражателями вере, и их, видящих дела его, насколько от него зависит, воспитать служителями Всесвятой и Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Иконите разкриват реалността, която изобразяват. Една икона на Господ Иисус Христос ни разкрива някакъв аспект на Самия Христос, изображението (образът) пресъздава Първообраза. Иконите са прозорци към небесата, които не само отразяват Божията слава, но за православния християнин са и предверие към Божието Царство. Православните християни не се покланят на иконите и не им служат, а ги почитат поради отношението им към небесната реалност. Иконите се изписват в дълбоко молитвено състояние по строго определени правила (канони) най-често на храмовите стени (стенопис, фреска или мозайка) или на дъска. При класическата зографска техника за рисуване на преносими икони образите се рисуват с темпера върху суха основа (грунд) върху дъска (обикновено липова или борова), на която е поставено платно (левкас). Вж. също раздела Икони и иконопочитание. Иконография – иконопис (от гр. eikon – изображение, образ и « " graphos» – пиша, рисувам) – в изкуството устойчива традиция в изобразяването на различни лица и събития, която се основава на различни източници (Св. Писание, църковното предание, литургически песнопения) и е в съответствие с догматическото, символическото и литургическото им тълкуване. Употребява се най-общо относно рисуването на икони и стенописи; богословска наука за портретната живопис. Виж също: Одигитрия («Пътеводителка»), «Елеуса» («Умиление»), «Утоли моя печали». Иконоборчество (иконоборческа ерес) – ерес, възникнала във Византия през първата половина на VIII век и продължила почти до средата на IX век, от царуването на Лъв Исаврянин (714–741) до Михаил III и неговата майка Теодора. Иконом ия – (гр. oikonomia от oikos – дом и nomos – закон). – устройство, ръководство, план за спасение. Понятието «икономия» буквално означава «управление на домакинството» (на църковнославянски «домостроителство», на руски «домоводство»). В Новия Завет той приема смисъла на божествен план за спасение: «като ни откри тайната на волята Си по Своето благоволение, което бе отпреди положил в Себе Си (като план ­ oikonomia), в нареждане изпълнението на времената, за да съедини всичко небесно и земно под една глава ­ Христа» ( Ефес. 1:9–10 ). Този божествен план за управление на историята и света е поверен на хора. Например проповядването на словото от ап. Павел е икономия, поверена му от Бога ( 1Кор. 4:1 ). По-специално «управлението» или «разпоредителството» се пада на онези, които изпълняват службата на ръководители в Църквата: «което е църквата, на която аз станах служител по Божия наредба (oikonomia), мен възложена за вас» ( Кол. 1:24–25 ). Според пастирските послания икономията принадлежи на епископа «Защото епископът, като Божий разпоредник (oikonomos), трябва да е непорочен» ( Тит. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Позёмы – сканым золотом с зеленым шелком. В шитье пряденым золотом прикрепы образуют несколько узоров («рядки», «городок», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка с денежкой»). Фигуры шиты по настилу из толстых нитей. Контуры фигур, позёмов, вертикальных и горизонтальных полос с литургическими надписями обнизаны средним жемчугом. Детали рисунка – мелким. Мелким же жемчугом вынизаны литургические тексты вязью в обрамляющих святителей полосах. На верхних полосах и на первых перекрестьях – тропарь, читаемый в праздник трех святителей ( Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ) 30 января: ко аптаомъ единоправнин вселение учите//лие влку всх малоите вселение//даровати и душам н//шимъ велию милость. Надпись начинается на правой стороне и переходит на левую, затем на первое перекрестье правой стороны и первое перекрестье левой. Буквы направлены вниз. На левой стороне епитрахили по бокам шит тропарь Николаю Мирликийскому: правило вре бразъ кротости воздержанию учител ви т стаду своему же вещем истина//сего ради стжав сие смирениемъ высока и нещтою богата тче николае моли ха бга спасти дша Этот тропарь начинается на наружной полосе левой стороны епитрахили, доходит до второго перекрестья и продолжается на внутренней полосе, доходя чуть ниже этого перекрестья. Буквы смотрят налево. На левой же стороне епитрахили по боковым полосам, на втором и третьем перекрестьях и на нижней полосе шит тропарь митрополиту Алексею: ко апсломъ сопрестолна и врача//предобра и служител блгопристна к раце честни притекающе стлю алеие бгомудре чюдотворче сошедшес любовию//в памть твою свтло празднуемъ в песне(х) и пнии(х) радующес и хр(с)та славще такову блогодать теб даро//вавшего исцелени г(р)аду//твоему великое утверждение. Тропарь начинается на втором перекрестье левой стороны епитрахили, продолжается на наружной полосе, затем на внутренней, затем на третьем перекрестье и заканчивается на нижней полосе. Буквы смотрят вниз, на полосах налево. На правой стороне епитрахили, по левой полосе, второму и третьему перекрестьям шит тропарь митрополиту Петру: блговно поживъ в мир жити чисто просвтивъ учениемъ сттельства паству ап(с)тломъ собесдниче т(м) приим дар//чюдес и бга тче петре моли//х(с)а ба спастис нам… ушм.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010