В 1987 г. живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на наружном западном фасаде были заменены мозаичными. В начале 1980-х годов к северу от церкви построено кирпичное одноэтажное здание для причта, где расположены трапезная и воскресная школа. В 2000г. на пожертвования прихожан под руководством настоятеля протоиерея Василия Ермакова (1927-2007) был осуществлен капитальный ремонт храма: полностью заменены полы, стропильная система, кровля, купола и кресты. В 2002 году был проведен ремонт фасадов, заменены мозаики новыми изображениями преподобного Серафима Саровского. В этом же году был произведен капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания часовни при храме, где сейчас размещается церковная лавка. С 2007 года по настоящее время настоятелем протоиереем Николаем Коньковым организованы работы по замене внутренней отделки стен центральной части и приделов. Отреставрирована значительная часть икон, в том числе извлеченных из запасников храма. Большинство храмовых икон были вновь позолочены, а иконы святителя Николая и Казанской Божией Матери обрели новые дубовые резные киоты. Престольный праздник отмечается дважды в году: 15 января (2 января по ст. стилю) — преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца; и 1 августа (19 июля по ст. стилю) — обретение мощей (1903) преподобного Серафима Саровского. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Пешком от метро «Старая Деревня» Адрес: Санкт-Петербург, Серебряков пер., д. 1, Серафимовское кладбище Тел.: +7 (812) 430-14-32 , 430-15-50 Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] В будние дни в 10:00 — Литургия; молебен и панихида, в 17:00 — вечерня. В воскресные дни, в двунадесятые, великие и престольный праздники служатся две Литургии: ранняя в 7:00 с литией, поздняя в 10:00 с панихидой, и в 13:00 заказные молебны.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._С...

Патриаршее слово в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа 2010 г. 14:50 После Божественной литургии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, совершенной 1 августа 2010 года, в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Георгий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки, дорогие отцы, братия и сестры, матушка игумения, матушки игумении, прибывшие на праздник! Всех вас сердечно поздравляю с великим днем для всей нашей Церкви, для всего Православия! Мы празднуем память святого преподобного и богоносного отца нашего преподобного Серафима. Он здесь, в Сарове, явил великую силу духа человека, который стяжает подобие Бога, который все свои силы направляет на то, чтобы жить в Боге и с Богом. Каждый из нас с вами чувствует преграду между собой и Богом. Мы чувствуем это особенно, когда молитва идет с трудом, когда не можешь сосредоточиться, когда не хватает сил стоять на богослужении. Еще большую преграду, даже богооставленность, мы чувствуем, когда подвергаемся страхам, искушениям, соблазнам и сознательно, хотя и сознаем, что идем на грех, совершаем этот грех. Радостно, если через какое-то время через глубокое покаяние и слезы мы душу свою очищаем. Тогда мы снова чувствуем Божие присутствие. Но бывает и так, что, уйдя от Бога, положив преграду между собой и Богом своими злыми деяниями, своим грехом, мы стесняемся признаться самим себе в этом грехе, а тем более пойти на исповедь и исповедовать его. И накапливается грех за грехом, как огромная гора, которая силой своего притяжения давит на нас, еще более отделяя от Господа. Серафим пламенеющий не отделялся от Бога тяжестью своих грехов, но своей жизнью воспарял к небесам. Это дивный пример человека, который имел такую же плоть и кровь, как мы, разум, нервную систему, чувства, который мог бы делать так же беззакония, как и те, кто в обилии творил греховные дела вокруг него, но он преодолел грех в себе, и Господь действительно восхитил его в Свою жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/1236575.ht...

В Дивеевском монастыре состоялись торжества по случаю дня памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летия второго обретения его святых мощей 1 августа 2021 г. 17:22 31 июля и 1 августа 2021 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялись торжества, приуроченные ко дню памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летию второго обретения его святых мощей. 1 августа служение Божественной литургии под открытым небом на Соборной площади монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом, возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий , митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Котласский и Вельский Василий , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , епископ Канашский и Янтиковский Стефан , епископ Муромский и Вязниковский Нил , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, клирики Нижегородской митрополии . На богослужении присутствовали: председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин, первый заместитель министра экономического развития РФ Андрей Иванов, депутат Государственной Думы Артем Кавинов, председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов, исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Сергей Габестро, заместитель генерального директора по развитию производственной системы Госкорпорации «Росатом» Сергей Обозов, заместитель директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» Юрий Якимов, председатель Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Приволжском федеральном округе Виктор Клочай, начальник Департамента реализации нефтепродуктов ПАО «Лукойл» Владимир Дмитриев, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов, ответственный секретарь президиума Всемирного русского народного собора Сергей Рудов.

http://patriarchia.ru/db/text/5833620.ht...

По окончании Литургии настоятельница Дивеевского монастыря поблагодарила архипастырей и сугубо митрополита Георгия за совершенное богослужение. Управляющему Нижегородской епархией она преподнесла заздравную просфору и икону преподобного Серафима Саровского. Глава Нижегородской митрополии поблагодарил игумению Сергию и поздравил всех с днем памяти преподобного Серафима Саровского. «Среди многих духовных подвигов преподобного Серафима Саровского есть и его тысячедневное молитвенное стояние на камне. Он молился за всех людей и за будущее нашей страны, ведь святой благодаря дару прозорливости знал какие испытания ждут Россию через много десятилетий после окончания его земной жизни. Он знал о том, что оскудеет вера в сердцах человеческих, произойдут трагические события и прольется кровь. Батюшка Серафим молился, чтобы устояла Русская земля, и сохранялась на ней православная вера, являющаяся духовной основой для нас. Пройдя через множество бед и потерь, Россия возродится для будущего, ростки духовности со временем дадут плоды. И мы видим, как после десятилетий гонений на Церковь люди обращаются ко Господу, и это самое главное. Потому что если мы не будем стремиться жить по-христиански, давая в своей жизни место Промыслу Божиему, то сколько бы мы ни строили и ни восстанавливали храмов, все наши усилия будут напрасны. Мы будем молиться преподобному Серафиму о трезвомыслии и крепости в вере, и тогда, видя наше усердие, Господь явит нам Свою милость», — сказал митрополит Георгий. Преподобный Серафим Саровский почил в ночь на 2/15 января 1833 года. Он отошел ко Господу тихо, во время ночной молитвы, стоя на коленях. Церковь причислила преподобного Серафима Саровского к лику святых в 1903 году. 19 июля того же года, в присутствии императорской семьи, мощи святого были открыты для всеобщего почитания. Второе обретение мощей святого Серафима, после утраты в советское время, произошло 15 января 1991 года. Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии Ленинграда были найдены неизвестные останки, которые после церковного освидетельствования признали мощами преподобного Серафима. В январе 1991 года их перенесли из Александро-Невской лавры в Москву, в Богоявленский кафедральный собор. 1 августа того же года мощи крестным ходом доставили в Дивеевский монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/6094547.ht...

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л. М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе 1902 года комиссией во главе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 января 1903 года Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные всенощные бдения — парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Впервые увидев архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) в тот исторический день, когда она молилась у мощей святителя Иоасафа, Мария не могла знать, что спустя время владыка не раз даст ей интервью. Вспомнит он и чудо, когда на его глазах приехавший на инвалидной коляске ветеран афганской войны приложится к мощам святителя, после чего встанет на парализованные ноги и начнет бегать по храму. Свидетелями этого были высокопоставленные лица России. Это было потрясением и для них, и для самого человека! А ведь этого чуда могло и не быть, если бы не произошло чудо второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые в конце 1920-х годов считались утраченными. Но  17 сентября 1991 года , день в день через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород. Тогда на Белгородскую землю для участия в торжествах впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II, давший Марии много позже свое архипастырское благословение. А в самый первый день молитвы у мощей святителя Иоасафа Мария получила в дар от владыки Иоанна освященную на Афоне иконку преподобного Серафима Саровского. Позже она узнает, что мощи двух великих чудотворцев хранились одно время в Государственном музее истории религии и атеизма, расположенном в Казанском соборе. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского в Дивеево, а вот со вторым обретением мощей святителя Иоасафа все было гораздо сложнее. И стория возвращения великой святыни в Белгород очень интересна. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова написала митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну о том, что бригада ее отца Аркадия Васильевича занималась ремонтом храмов. В начале 1960-х годов, заменяя кровлю Казанского собора, Соколов нашел деревянную раку с чьим-то телом. Позже рака была выставлена в экспозиции музея. В 1970 году из-за случаев заболевания холерой в Ленинграде администрация музея распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но два плотника тайно закопали его в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия на чердаке Казанского собора, не зная, чьи это мощи. Настоятель Казанского собора просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию для открытия и опознания найденных мощей. В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия, в которую входил Соколов, обследовав останки, установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского.

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

Заведующий Миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев http://rusk.ru/st.php?idar=112737 Предсказания преподобного Серафима Саровского Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава. В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован. Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после обретения его мощей, то есть с 2003 года, Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния. Из письма Серафима Саровского: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского, не будет на земле». То есть Россия будет стремительно становиться мировым лидером. Серафим Саровский предсказал о Дивеевской обители в последние времена. «Не то диво, что не дошло за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному Диву»… «Тогда Дивеево будет диво всемирное, ибо из него изведет Господь Бог Свет Спасения не только для России, но и для всего мира во времена антихриста». «Вот скажу тебе, – говорил батюшка Серафим, – будет у вас два собора; первый, мой-то собор, холодный, куда лучше будет Саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор – зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время – еще поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века у вас будет. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то, все равно как в Киеве приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух, достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что Ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье, трех антихрист замучит! Ведь Дивеево диво будет, матушка, четверо мощей в Рождественской церкви у нас почивать будут! И будет тут не село, а город. Мы-то с тобой не доживем, а другие-то доживут до этого!»

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

В конце 1990 г. в одном из служебных помещений музея истории религии и атеизма, оккупировавшего Казанский собор Петербурга, были обнаружены святые мощи преподобного Серафима Саровского . «После получения информации из музея, – рассказывал Святейший Патриарх Алексий II, – я стал искать другие сведения, в первую очередь акт о вскрытии мощей. Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по их поводу в 1903 г. при прославлении. Акт был найден. И сопоставив два акта – о канонизации в 1903 г. и о вскрытии в 1920 г., я направил в Петербург двух архипастырей, епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые провели тщательное обследование мощей… Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатности и о благоухании мощей, которые они обследовали. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима». 11 января 1991 г. Святейший Патриарх прибыл в Петербург и после молебна в часовне блаженной Ксении и в Иоанновском монастыре на Карповке отправился в Казанский собор. Рака с мощами преподобного Серафима была перенесена из Казанского в Троицкий собор Александро-Невской лавры, и мощи оставались там до 6 февраля, привлекая к себе многие тысячи православных петербуржцев. Из Санкт-Петербурга святые мощи в сопровождении первосвятителя Русской Церкви, архипастырей и пастырей были доставлены в Москву и крестным ходом перенесены в кафедральный Богоявленский собор. Пять с половиной месяцев святые мощи находились в Москве, и каждый день выстраивалась перед патриаршим собором длинная очередь желающих приложиться к ним. С 23 по 30 июля 1991 г. мощи преподобного крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха и сонма духовенства через Ногинск (Богородск), Владимир, Нижний Новгород и Арзамас были перенесены в основанную преподобным Серафимом и любимую им Дивеевскую обитель, возрожденную незадолго до вторичного обретения мощей святого основателя этого монастыря. Многие тысячи людей приходили поклониться мощам преподобного Серафима на пути их следования. У врат Дивеевской обители 30 июля 1991 г. Святейший Патриарх сказал многознаменательные слова: «Перевернута последняя страница дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в соборе во имя Рождества Пречистой Матери Божией Дивеевского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Финляндии отметили память преподобного Серафима Саровского Хельсинки, 2 августа 2007 г. 1 августа 2007 г. в день памяти обретения мощей преп. Серафима Саровского чудотворца приход Московского Патриархата в с. Сторми (близ г. Ваммала) отметил свой престольный праздник. Накануне протоиереем Николаем Воскобойниковым, настоятелем Свято-Никольского прихода в г. Хельсинки в Серафимовском храме было совершено праздничное Всенощное бдение и водосвятие, а в сам день торжеств - Божественная Литургия, крестный ход и венчание, после чего в культурном центре местной коммуны состоялось угощение и праздничный концерт, подготовленный членами прихода. На богослужения собралось около 70 человек, а приходской хор под управлением регента Елены Перяла пел молитвенно и вдохновенно, сообщает " Северный благовест " . Начало образование прихода в честь преп. Серафима Саровского было положено в 2000 г., когда группа православных русских верующих из региона г. Тампере, объединенная желанием сохранить в среде русскоязычных жителей Финляндии тридиции Русской Православной Церкви, родной язык и православную культуру, начали собираться в г. Тампере для совместной молитвы, катехизации и дел христианского милосердия. Позднее в деятельности группы появились паломнические поездки в Россию, совместный просмотр православных фильмов, обучение детей и взрослых русскому языку и православной культуре. Первоначальным местом собраний были частные помещения, а со временем, ввиду значительного увеличения числа желающих собираться на молитву, члены православного прихода стали арендовать помещения у Русского Клуба, городского мультикультурного общественного проекта «Унипойнт» и общества Красного Креста, где иером. Никитой (Добронравовым) из прихода «Казанской» иконы Божией Матери в г. Пори были совершены первые богослужения. В это же время начали осуществляться регулярные контанты членов общины со священнослужителями Московского Патриархата из Покровского и Никольского приходов в г. Хельсинки. 28 декабря 2001 г.

http://pravoslavie.ru/23384.html

В 1990 в Сарове был организован православный приход. Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован. В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево. 2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия. В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых. В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского. 17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась. В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин. В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря. Современное состояние [ править править код ] 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове. 27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010