Однако следует отметить проблему ранних жизнеописаний Преподобного: они не опирались в достаточной мере на документальные источники, так как авторы готовили свои работы к публикации, находясь вне стен Саровского монастыря. В дальнейшем сведения о саровском периоде жизни преподобного Серафима были уточнены и дополнены на основе архивных документов. Во 2-й половине XIX – 1-й половине XX века издали свои житийные повествования о преподобном Серафиме Саровская обитель и Серафимо–Дивеевский монастырь. Это были уже фундаментальные и содержательные труды, основанные на различных источниках, в том числе на архивных материалах монастырей, свидетельствах очевидцев и на записях в сборниках благодатных даров, чудес и исцелений по молитвам преподобного Серафима. Жизнеописания Преподобного, созданные в конце XIX века, были нацелены в основном на подготовку к канонизации Божиего угодника. Жития, составленные в начале XX века, были дополнены материалами о прославления преподобного Серафима Саровского и содержали сведения о многочисленных случаях благодатной помощи по молитвам святого. В этот период появляются жизнеописания с попыткой богословского осмысления духовных явлений в жизни саровского подвижника и его наставлений. С началом возрождения православия в нашей стране, после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, с появлением доступа ко всевозможным архивам начался новый этап в изучении житийных повествований о преподобном Серафиме Саровском . Огромный интерес к его жизнеописанию появился после второго чудесного обретения святых мощей великого подвижника Русской земли в 1991 году и торжественного перенесения их в воссозданный Дивеевский монастырь. К настоящему времени появился уже целый ряд агиографов, которые собирают свидетельства святости преподобного Серафима Саровского . Современные исследователи продолжают уточнять отдельные сведения из биографии преподобного Серафима, обнаруживают новые факты и почти все сходятся во мнении, что критически выверенного подробного жизнеописания саровского подвижника у нас до сих пор нет. Это связано в основном с трудностями архивных изысканий, утратой многих материалов во время революции и последующих событий начала XX века. Требуется провести значительную источниковедческую работу, чтобы наконец было создано полное жизнеописание преподобного Серафима Саровского . Этот фундаментальный труд ещё ждёт своего автора. Источники

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

КУЛЬТУРА (раздел). – С.56-94 25 лет «Фоме». Золотые архивы журнала. Николай Лисовой. Век Серафима: житие и время . лет назад грандиозный крестный ход доставил чудом обретенные мощи преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево. Эти торжества открыли собой новую эпоху в жизни христианской России. К юбилею памятного события «Фома» вновь публикует статью, посвященную святому Серафиму Саровскому и его эпохе, написанную в 2003 году к 100-летию прославления преподобного. Автор статьи — известный историк Николай Лисовой . В январе 2019 года он отошел ко Господу. Эту публикацию мы также посвящаем памяти Николая Николаевича]. Записала Вероника Богданова . Фото Константина Селезнева (на развороте к материалу). Ил.: Дальняя пустынька — место, где жил и молился преподобный Серафим; Личные вещи преподобного Серафима: шапка и рукавицы; Саровская пустынь, прославление и обретение мощей преподобного Серафима, 1903 год; Богоматерь «Умиление» - келейный образ преподобного Серафима; Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима. 1903; Автограф Прохора Мошнина, 1774; Подпись Серафима Саровского; Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского отправляется из кафедрального Елоховского собора в Москве в Дивеевский монастырь, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/ТАСС; Второе обретение мощей преподобного Серафима, 1991. Патриарх Алексий II. За ним - будущий Патриарх Кирилл; Преподобный Серафим Саровский. Сайда Афонина, 1996//Фома. - — август 2021. - С.56-69. - (раздел « Культура »). В публикации имеются две важные иллюстративно-информационные вставки: Икона преподобного Серафима Саровского с житием [даются пояснения, касающиеся образа преподобного (А.Б.В.Г.Д) и представляющие содержание каждого из 20-ти сюжетов жития]. Кроме иконы, публикуются сохранившиеся прижизненные портреты старца (1.2.3), которые легли в основу его иконографии. - С.62-63; Из Сарова в Дивеево: история перемещения мощей. Инфографика. Краткое изложение (по основным датам) того, что происходило с мощами преподобного Серафима Саровского от 17 декабря 1920 года до 30 июля 1991-го. Как известно, в 1920-е гг. мощи, хранившиеся в Саровском монастыре, были вскрыты, изъяты и увезены в неизвестном направлении. Их обнаружили осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии, который находился в Казанском соборе (Санкт-Петербург). В феврале 1991 года мощи были перенесены в Москву в Богоявленский собор для поклонения. Крестный ход с мощами отправился из Москвы 23 июля через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас... 30 июля 1991 года мощи преподобного были привезены в Дивеевский монастырь. Фото Владимира Ештокина, Skif-Kerch, Ded Egor; Среди иллюстраций - фрагмент географической карты России с обозначенными на ней основными точками, связанными с историей мощей: Саров, Санкт-Петербург, Москва, Дивеево. - С.66.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

По окончании богослужения владыка Ювеналий огласил  поздравление  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования 20-летия второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского. Архиепископ Георгий поблагодарил митрополита Ювеналия за молитвы и преподнес ему в дар образ преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. Управляющий  Нижегородской епархией  также обратился к владыке Ювеналию с просьбой передать в дар Предстоятелю Русской Церкви икону Божией Матери «Дивеевская игумения». «Передайте Его Святейшеству, что в Нижегородской епархии молятся о его здравии», сказал владыка Георгий. «Когда наша страна вступила в эпоху духовного возрождения, казалось, что у нас нет ни сил, ни средств, ни людей, обратился к собравшимся архиепископ Георгий. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И вот спустя некоторое время Дивеевская обитель вновь воссияла как Четвертый удел Матери Божией. Я хочу поблагодарить всех, кто трудится на ниве духовного возрождения этой и других святых обителей». Гостей торжеств приветствовала настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова). От имени всех насельниц она поблагодарила митрополита Ювеналия за вознесенные им молитвы в день 20-летия второго обретения и перенесения в Дивеевский монастырь мощей преподобного Серафима: «Как 20 лет назад Вы участвовали в перенесении мощей батюшки Серафима, так и сегодня возглавили здесь торжества. Пусть Господь молитвами Царицы Небесной, преподобного Серафима и всех дивеевских угодников укрепляет Вас в несении Ваших архипастырских трудов». Игумения Сергия попросила митрополита Ювеналия передать Святейшему Патриарху Кириллу благодарность за заботу и внимание к жизни обители. «Мы молимся о скорейшем выздоровлении Его Святейшества», сказала матушка игумения. Затем к собравшимся обратился митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, который поделился своими воспоминаниями о том, как в 1991 году происходило перенесение святых мощей преподобного Серафима и как в 2003 году состоялись торжества по случаю 100-летия канонизации этого угодника Божия. «Я помню, как тысячи людей сопровождали святые мощи на протяжении всего пути их следования, сказал митрополит Варнава. И по прибытии мощей в Дивеевский монастырь мы все вспоминали пророчество преподобного Серафима, что летом здесь запоют Пасху».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1590891...

Церемония передачи частицы мощей преподобного Серафима Саровского храму в Салониках прошла с особой торжественностью HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Телиженко Церемония передачи частицы мощей преподобного Серафима Саровского храму в Салониках прошла с особой торжественностью В небольшой речи посол России в Греции Михаил Бочарников выделил межгосударственное значение таких событий для добрых отношений между народами. В заключительном слове Архиепископ рассказал церковному народу о том, как мощи преподобного Серафима после утери в советский период были вновь обретены и торжественно перенесены из Санкт-Петербурга в Саров. Блаженнейший Христодул подчеркнул, что Православная Церковь – едина и что «русский святой» становится для православного грека таким же близким Салоники, 5 июня 2001 г.   5 июня Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул прибыл в Салоники для торжественной передачи Неапольской и Ставрупольской митрополии частицы мощей преподобного Серафима Саровского. В красивом ковчевжце с изображением святого мощи были переданы Архиепископу во время его официального визита в Россию. До этого митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий обратился через Синод Элладской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой о передаче частицы останков святого для строящегося ныне в Неапольской митрополии (район Салоник) храма в честь преподобного Серафима, которого православные греки почитают не менее, чем русские. Храм строится в районе, заселенном этническими греками, выходцами, по большей части, из бывшего СССР. Для многих из этих людей родным языком является русский, и митрополия сочла пастырски необходимым создать для них приход, на котором богослужения совершались бы на славянском языке, более для них понятном. При встрече мощей на одной из площадей Салоник, находящейся в районе, канонически относящемся к Неапольской митрополии, прозвучали песнопения на славянском языке в исполнении хора храма преподобного Серафима. Тысячи людей собрались для этого торжества, а мощи святого встречали с почетным караулом и оркестром. Прибыло около десяти архиереев из близлежащих епархий, присутствовал посол России в Греции Михаил Николаевич Бочарский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Митрополит Ювеналий возглавил торжества в Дивеевской обители по случаю празднования 20-летия второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского 1 августа 2011 г. 16:54 1 августа 2011 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря была совершена Божественная литургия. Служение Литургии возглавил  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава ,  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ,  архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ,  архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ,  архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий ,  архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ,  архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон ,  архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ,  архиепископ Вятский и Слободской Марк ,  архиепископ Почаевский Владимир ,  архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ,  епископ Саратовский и Вольский Лонгин ,  епископ Краснослободский и Темниковский Климент ,  епископ Нарвский и Причудский Лазарь . На богослужении присутствовали руководитель Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, заместитель начальника управления по внутренней политике Администрации Президента России И.И. Демидов, председатель Союза кинематографистов России Н.С. Михалков, исполнительный директор  Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского  С.В. Габестро, представители администрации Нижегородской области, деятели науки, культуры и бизнеса. Нынешний год знаменателен для Серафимо-Дивеевского монастыря тремя юбилейными датами: 150-летием со дня его основания, 20-летием возрождения обители и 20-летием второго перенесения святых мощей преподобного Серафима Саровского. В связи с этим на праздничное богослужение собрались несколько тысяч верующих. Для удобства молящихся Литургия транслировалась на экране, установленном на Соборной площади.

http://patriarchia.ru/db/text/1590872.ht...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Скит Серафима Саровского. Скит. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год основания:приблизительно не позже 2016. Адрес: Республика Карелия, Сортавальский район, Валаамский архипелаг, Порфирьевский остров Координаты: 61.378397, 30.888759 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «Новый храм на Валааме будет посвящен обретению мощей преподобного Серафима Саровского, – сказал игумен монастыря Преосвященный епископ Троицкий Панкратий. – Историческая часовня тоже будет восстановлена на скалистом берегу и будет именоваться " Стояние на камне " . Будем просить митрополита Нижегородского Георгия, чтобы большой камень из Сарова был привезен и вмонтирован в пол часовни, чтобы братия и паломники могли почувствовать, какой великий подвиг нес святой старец тысячу дней и ночей. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» В августе 2013 года в фундаменте разрушенной часовенки был установлен крест. Летом 2015 года на этом историческом месте началось возведение храма. За прошедший год построен основной храм скита, заложен фундамент часовни, вчерне сделан келейный корпус, построен причал. Сейчас начаты работы по возведению и росписи иконостаса для нового храма во имя прп. Серафима Саровского. http://valaam.ru/pomoshch-monastyryu/ Небольшая часовня в честь преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове располагалась близ любимой пустыньки валаамского старца схиигумена Феодора. Увы, часовня, в которой молился старец Феодор, не сохранилась до наших дней. Согласно воспоминаниям современников, " старец проявлял великую любовь и милосердие ко всем посетителям, с присущей ему простотой преподавал духовные наставления, каждого старался утешить, обласкать, воодушевить, любил при этом угощать или чаем, или плодами своего сада и огорода " . Писатель Михаил Янсен так описывал свое посещение скита: «Вот и Порфирьевский остров. Перед ним – скрытая водой каменная луда. Надо обходить ее, искать дорогу, вот широкий, привольный заливчик, с вытащенной в ракитник лодкой. Залитая солнцем полянка, а за ней на взлобочке — часовня преподобного Серафима Саровского. Будто сам угодник стоит здесь и молится над тихим местом, над гладью воды у стены сомкнувшегося леса. Дорожка поднимается полого, и видны тщательно возделанные гряды, кусты смородины. Молодые дубки стоят полукругом поодаль и точно любуются на дорогую часовенку…».

http://sobory.ru/article/?object=44878

В Дивеевском монастыре состоятся торжества по случаю 30-летия обретения мощей преподобного Серафима Саровского 30.07.2021 16:31:23 НИЖНИЙ НОВГОРОД 31 июля и 1 августа 2021 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоятся торжества, приуроченные ко дню памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летию второго обретения его святых мощей. В связи с пандемией коронавируса мероприятия пройдут в соответствии с требованиями Роспотребнадзора: на входах в монастырь волонтеры будут раздавать паломникам медицинские маски, проводить измерение температуры и дезинфекцию рук. 31 июля в 16.00 в Троицком соборе обители будут совершены малая вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и всенощное бдение. Богослужения будут транслироваться на экранах, установленных на территории монастыря. За трансляцией можно будет следить на сайте Нижегородской митрополии, на паломническо-туристическом портале «Серафимова земля», в эфире телекомпании «Союз», в официальных группах правительства Нижегородской области в социальных сетях ВК и «Одноклассники». По окончании богослужения паломникам раздадут сухие пайки. 1 августа в 9.00 на Соборной площади монастыря начнется Божественная литургия. Богослужение будут транслировать в прямом эфире сайт Нижегородской митрополии, паломническо-туристический портал «Серафимова земля», информационное агентство «Время Н», телекомпании ННТВ, «Спас» и «Союз», а также официальные группы правительства Нижегородской области в социальных сетях в ВК и «Одноклассники». Трансляция Дивеевских торжеств также будет вестись в группе Нижегородской епархии в ВК , на странице ТК «Образ» в YouTube , а также на монастырских ресурсах: в группе Дивеевского монастыря в ВК, в YouTube и на сайте Дивеевского монастыря . Расписание праздничных богослужений опубликовано на сайте Нижегородской митрополии. 1 августа исполняется 30 лет со дня перенесения святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Это событие когда-то предсказал сам старец: «То будет диво так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется». Пророчеству, которое дивеевские сестры поначалу не поняли, было суждено сбыться в 1991 году. Честные мощи святого, во времена гонений изъятые из монастыря и вывезенные в Москву, были обнаружены в запасниках Музея истории религии в Ленинграде.

http://radonezh.ru/2021/07/30/v-diveevsk...

В 1991 году состоялось второе обретение мощей святого Серафима Саровского, с этого момента началась передача здания церкви Русской Православной церкви, завершившаяся в 1992 году. Началась реставрация храма, которая проводилась с максимальным приближением к историческому облику. В храме был расписан большой пятиярусный иконостас. В 2006 году восстановление Серафимовской церкви было полностью завершено. По материалам статьи Г.И. Степановой «К 100-летию храма преподобного Серафима Саровского в Песочном», Издание храма преподобного Серафима Саровского, 2004 Церковь преподобного Серафима Саровского в Песочном является первым храмом в честь святого, канонизированного в январе 1903 г. по инициативе императора Николая II. Храм построен в 1904 г. по проекту архитектора В.В Сарандинаки и военного инженера И.Т. Соколова для «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» - организации, активно занимавшейся на рубеже веков благотворительной, издательской и просветительской деятельностью. Место для строительства храма, а также для постройки летнего лагеря для детей из бедных семей, обучающихся в школах Общества, было выделено графиней Ольгой Викторовной Левашовой, владелицей имения «Осиновая Роща». Здание представляло собой редкий для Санкт-Петербурга образец деревянного храма начала XX в. При строительстве церкви авторы использовали мотивы русского деревянного зодчества. Влияние нового стиля выразилось в использовании типа храма, более характерного для каменного зодчества – пятиглавого с колокольней, в нехарактерных для деревянных храмов больших оконных проемах, использовании заимствованных из гражданской деревянной архитектуры накладных профилированных и резных деталей. Освящение храма состоялось в июле 1904 г., накануне первой годовщины прославления преподобного Серафима Саровского. Этому событию была посвящена заметка в журнале «Православно-русское слово» 1904 г.): «Прекрасная погода в день освящения храма много способствовала торжеству и привлекла к нему большие толпы окрестных дачников и жителей ближайших деревень. Немало приехало друзей Общества и из столицы. В 9 часов утра с поездом железной дороги прибыл из Петербурга почетный член Общества, преосвященный Сергий епископ Ямбургский, ректор духовной академии, совершивший чин освящения и первую литургию в новоосвященном храме».

http://sobory.ru/article/?object=00526

Церемония передачи частицы мощей преподобного Серафима Саровского храму в Салониках прошла с особой торжественностью Салоники, 5 июня 2001 г.   5 июня Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул прибыл в Салоники для торжественной передачи Неапольской и Ставрупольской митрополии частицы мощей преподобного Серафима Саровского. В красивом ковчевжце с изображением святого мощи были переданы Архиепископу во время его официального визита в Россию. До этого митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий обратился через Синод Элладской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой о передаче частицы останков святого для строящегося ныне в Неапольской митрополии (район Салоник) храма в честь преподобного Серафима, которого православные греки почитают не менее, чем русские. Храм строится в районе, заселенном этническими греками, выходцами, по большей части, из бывшего СССР. Для многих из этих людей родным языком является русский, и митрополия сочла пастырски необходимым создать для них приход, на котором богослужения совершались бы на славянском языке, более для них понятном. При встрече мощей на одной из площадей Салоник, находящейся в районе, канонически относящемся к Неапольской митрополии, прозвучали песнопения на славянском языке в исполнении хора храма преподобного Серафима. Тысячи людей собрались для этого торжества, а мощи святого встречали с почетным караулом и оркестром. Прибыло около десяти архиереев из близлежащих епархий, присутствовал посол России в Греции Михаил Николаевич Бочарский. В своем слове Архиепископ Христодул выразил особую благодарность Святейшему Патриарху Алексию за духовное сокровище, которое было подарено Элладской Церкви. Крестный ход прошествовал в кафедральный собор Неапольской митрополии, где греческим хором был пропет краткий молебен. После прочтения постановления Священного Синода Элладской Церкви произнес слово митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий. Особые чувства переполняли митрополита, и он выразил свою духовную радость и вновь особо подчеркнул перед своей паствой, какое благословение приносит им сегодняшний день. В небольшой речи посол России в Греции Михаил Бочарников выделил межгосударственное значение таких событий для добрых отношений между народами. В заключительном слове Архиепископ рассказал церковному народу о том, как мощи преподобного Серафима после утери в советский период были вновь обретены и торжественно перенесены из Санкт-Петербурга в Саров. Блаженнейший Христодул подчеркнул, что Православная Церковь – едина, что она одна и та же в России, Греции и любой другой стране мира, и что «русский святой» становится для православного грека таким же близким, как и для православного русского, и наоборот. Чувство особого духовного подъема присутствовало среди людей. Еще несколько часов после окончания торжественной встречи мощей великого русского святого сотни людей наполняли собор, ожидая своей очереди, чтобы поклониться этой святыне.

http://pravoslavie.ru/39472.html

Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца 1 августа, 2015. Новостная служба Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. 1 августа. ПРАВМИР. 1 августа 1903 г. состоялась канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, а также пламенный его почитатель Н. А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни. Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого. Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010