В Назарете Иосиф с Марией поселяются, согласно Матфею, не потому, что там был дом Иосифа, а во исполнение сказанного через пророков, что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ). Нигде в Ветхом Завете мы не находим пророчества о том, что Мессия будет назореем. Вряд ли, однако, евангелист ссылается на некий неизвестный нам источник, как думают некоторые ученые. Скорее, здесь протягивается нить между судьбой Иисуса и историей рождения Самсона от Маноя и его неплодной жены, которой явился ангел со словами: Вот, ты, неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына... От самого чрева младенец сей будет назорей Божий ( Суд. 13:3–5 ). Назарет. У. Хант. 1861 г. Слово «назорей» в Ветхом Завете употреблялось для обозначения людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу ( Чис. 6:1–7 ). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет ( Ναζαρτ) становится созвучным слову «назорей» ( ναζωραος). У соответствующих еврейских слов ( Nasrat – Назарет и nazir – назорей) нет точного сходства. Тем более очевидно на уровне греческого текста намерение евангелиста Матфея увязать место, куда поселился Иосиф с Марией и Младенцем после возвращения из Египта, с ветхозаветным обычаем назорейства. Предпринимались попытки найти связь названия города Назарет и термина «назорей» в Евангелии от Матфея на уровне еврейского текста: слово – Nasrat (Назарет) созвучно знаменитому мессианскому титулу из пророчества Исаии – отрасль ( – neser) от корня Нессея ( Ис. 11:1 ). На возможность такого понимания указывал уже блаженный Иероним . Высказывалась гипотеза о том, что Назарет был местом, где во II веке до Р. X. поселилась группа назореев, в честь которых город и получил свое название. Однако эта гипотеза не имеет подтверждения в исторических источниках. Почему Матфею было необходимо указать на связь между назорейством и Иисусом? На первый взгляд, образ Иисуса мало подходит к описанию назорея; к этому описанию гораздо больше подходит образ Иоанна Крестителя. Думается, для евангелиста здесь важно показать преемственность опыта святости от Ветхого Завета к Новому. Образ жизни назорея однозначно ассоциировался со святостью ( Чис. 6:8 ). Сразу же за ссылкой на пророчество о том, что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ), в Евангелии от Матфея следует повествование об Иоанне Крестителе, который имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед ( Мф. 3:4 ). Очевидно, Матфей хочет провести прямую связь между святостью в той форме, в какой она существовала в Ветхом Завете, и Иоанном Крестителем, а через него – с Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В «Откровении» Иоанна Богослова есть образ Вавилонской блудницы и зверя с несколькими рогами и головами. Не считаете ли вы, что этот образ наиболее точно подходит к Соединенным Штатам Америки, а зверь - это Евросоюз? Отвечает протоиерей Андрей Ткачев. 10.09.2014 09:10:24 Протоиерей Андрей Ткачев                       - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. У микрофона - протоиерей Андрей Ткачев. Я внедряю  много лет одну и ту же идею, чтобы наши верующие для начала стали христианами воскресного дня. Чтобы вся масса крещеных людей, которых чрезвычайно  много, поставили воскресный день во главу своей недельной жизни, и обязательно по воскресеньям посещали храм божий. Знали службу, любили, участвовали в ней. А дальше уже можно будет выводить наше христианство за пределы воскресного дня, в быт, в практику, в мысли, в семью, и так далее. То - есть пока мы не сделаем всех по возможности христиан прихожанами воскресного дня, мы не изменим кардинально все остальное. И так руководимый той же мыслью, которая меня мучает многие годы, я хотел бы сегодня для всех нас вспомнить Евангелие, которое читается на воскресном богослужении в субботу вечером. Это путешествие Луки и Клеопы в Эммаус. Мы остановимся на некоторых пунктах этого чтения. Это одно из одиннадцати воскресных.   «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою обо всех сих событиях.  И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Это очень важно, что они не узнали Его. Он остался  не  узнан еврейским народом. Христос не узнан многими из нас сотни раз в жизни в разных ситуациях, потому что мы враждуем с кем-то, клевещем на кого-то, в лицо говорим  кому-то нехорошие вещи, может, как раз Христу говорим, не узнавая Его. И вот Лука и Клеопа не узнают Его, и Он идет с ними и беседует. «Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?  Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?  И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;  как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его». То - есть они называют Его пророком. В Луке и Клеопе мы находим исповедание, которое недавно мы читали в храме. Как Петра спросил Христос: «Вы за кого меня считаете?» – и тот ответил: «Ты Христос, Ты Мессия». Господь сказал далее: «Блажен ты Симон, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой на небесах сущий». А у Луки и Клеопы нет этого. А есть вот что:

http://radonezh.ru/text/v-otkrovenii-ioa...

Единство в «ветхом Адаме» – единство родовое, можно сказать, единство биологическое, но с поправкой на то, что если условием биологической жизни вообще является сочетание души и тела, то биология человека обусловлена особенностями его душевной жизни, неразрывно связанной с его духовным началом (каким бы оно ни было подавленным). Отсюда призвание к богоуподоблению, но отсюда же – наследование первородного греха и его последствий, ибо «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5; 12). Однако родовое единство человечества не замыкается на первой супружеской чете, но восходит к Богу, сотворившему человека по Своему образу и подобию (Быт. 1; 27). Потому мы и обращаемся к Нему «Отче наш» (Мф. 6; 9–13), как бы напоминая себе о том, что Он – Небесный Отец всем нам – всем людям, независимо от каких-либо особенностей происхождения или состояния и даже от мировоззрения, в силу единой богоподобной человеческой природы , сотворенной Им в Адаме. Единство в Адаме не в прародительском грехе состоит, а в Отце Небесном, и благодаря этому становится возможным единство в Новом Адаме – Иисусе Христе, Которого апостол Павел еще называет «последним Адамом», говоря: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15; 45–49). Первый Адам – образ Божий, человек, призванный к богоуподоблению, Новый Адам – Бог, вочеловечившийся, чтобы мы обожились (святитель Афанасий Великий). Именно ставший человеком , а не гуманоидом, сотворившим для Себя некое точное подобие человеческой природы; Бог, ставший поистине Человеком , а не всего лишь принявший призрачный образ, или же, согласно ереси Нестория, родившийся человеком, который потом якобы принял Божественную природу…

http://pravmir.ru/smert-ili-uspenie-o-ve...

Если бы под образом разумелся здесь тот неизменный вид, какой имеет Бог, и человек потому назывался бы образом Божьим, что Бог имеет такой же вид, то, согласно с теми, следовало бы назвать образом не только мужа, но и жену, потому что и у жены и у мужа один отпечаток и отличительное свойство, и одно подобие. Так почему же муж называется образом Божьим, а жена нет? Потому что (апостол) говорит об образе не по внешнему виду, а по владычеству, которое имеет один муж, а не жена. Он никому не подчинен, а она подчинена ему, как сказал Бог: “ К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ” (Быт.3:16); потому муж есть образ Божий, что никого не имеет выше себя, как нет никого и выше Бога, но над всем Он господствует, а жена - слава мужа потому, что подчинена мужу. И опять в другом месте говорит: “ Не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого ” (Деян.17:29). Смысл этих слов такой: Божество не только превосходит видимые образы, но даже и мысль не может представить себе то, каков Бог. Как Бог может иметь образ человека, когда Павел говорит, что даже никакая мысль не в состоянии представить существо Божие, наш же вид и образ все мы легко можем начертать в уме? Хотел опять и сегодня поговорить о милостыне, но время нам не позволяет. Потому прекратим слово, и только посоветуем вам - тщательно хранить все сказанное и усердно заботиться о доброй жизни, чтобы не напрасно и не без пользы собираться здесь. Если будем содержать правильные догматы, а дел добродетели не будет, то совершенно лишимся вечной жизни. “ Не всякий, - сказано, - говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ” (Мф.7:21). Итак, будем творить волю Божию со всем усердием и ревностью, чтобы войти нам на небеса и получить блага, уготованные любящим Бога, которых все мы да достигнем, благодатью и человеколюбием Господа Нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Итак, никто не должен недуговать неверием, относительно учения о Божестве, никто, да не хромает в учении о домостроительстве, но каждый, да исповедует рожденного от Девы – Христом Богом и, вместе, человеком. Посему и Святая Дева учителями благочестия называется Богородицей и человекородицей: последним (именем называется Она) – потому, что родила, естеством подобного рабу, а первым – потому, что с образом раба соединился и Образ Бога. Таким образом, мы, учением и о Божестве, и о домостроительстве, да прославим, открывшего нам сокровенную тайну и, чистотой жизни уготовив себя в храмы Богу, да соделаемся Его обителями, и, просвещаемые лучами Его, как днем, будем вести себя благочинно ( Рим. 13:13 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). В «Изъяснении Символа веры », также, читаем у святителя Кирилла: По изъяснении того, что Сын единосущен Отцу, равен Ему по славе и действиям, Собор святых учителей (Никейских отцов) весьма благовременно говорит о вочеловечении Сына и изъясняет тайну домостроительства Его по плоти, справедливо постановляя, чтобы в подобном исповедании и впредь состояло совершеннейшее учение веры; ибо, верующим в Сына, не довольно верить и разуметь, что Он есть Бог, рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу и образ Ипостаси Его; им необходимо еще знать, что сей Сын, для спасения и жизни всех, уничижил Себя, приняв образ раба, и соделался человеком, родившись по плоти от жены. Посему, отцы прибавляют в своем Символе: Который (Сын) для нас человеков и для нашего спасения нисшел, воплотился и вочеловечился. Примечай, как хорошо и в каком приличном порядке изложено это учение отцов! Они говорят: нисшел, желая тем внушить нам, что Он есть Господь, высший всего по Своему естеству и славе. Далее: нисшел для нас человеков – этим показывают, что Он добровольно принял на Себя образ наш и явился миру с плотью, ибо в Книге псалмов сказано: Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен ( Пс. 49:3 ). Нисшествие Сына всякий может понимать и иначе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

К исповеди нельзя идти иначе, как только примирившись со всеми обидчиками или обиженными тобой по слову Христа: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» . ( Мф.6:15 ) Это справедливо, так как на исповедь мы идем просить у Бога прощения нам огромного долга, а сами зачастую не хотим простить нашим должникам гораздо меньшего. В случае, если мы не можем немедленно примириться с ближним по причине его отсутствия, дальней поезки и пр. – мы должны в сердце положить непременно примириться с ним, как только встретимся. К таинству Покаяния православные христиане обычно приступают перед другим очень важным таинством – Причащения. В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» . ( Ин.6:53-58 ) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: «какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ) Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость.

http://azbyka.ru/katehizacija/azbuka-pra...

но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! «В законе Господнем воля его». Смотрите, в еврейском тексте там так написано, что описывается движение человека к закону Господню, то есть он все свои мысли, все свои желания и самого всего себя устремляет к исполнению закона Господня. Вот фраза «размышляет день и ночь» — это чисто еврейское, это калька с еврейского языка. Если бы его переводить на русский язык, это значит всегда. Что значит «размышления»? — Ну мы бы сказали размышление, это когда человек думает о чём-то, но как бы в еврейском языке размышление означает не сколько думание, а означает, что человек всё время живёт в законе Божием. Такой пример. Мы решаем что-то сделать. У нас есть решения, которые мы делаем, размышляя, а есть решения, которые мы делаем спонтанно. Смотрите: мы подходим к дороге, и мы останавливаемся на автомате, мы даже не задумываемся, какой свет горит, мы не размышляем: ага, надо стоять! — потому что об этом говорят правила, мы это делаем на автомате. Воля в законе Господнем и размышления о нем день и ночь — это когда человек поступает по закону Господню, не размышляя, не думая, это происходит спонтанно, он не делает плохого, потому что у него нет этого, у него даже мыслей таких не появляется. Такой человек, который уходит от греха и живет в добре, будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Давайте разбираться. Для нас образ дерева не очень работает, потому что мы живём, где деревья растут. Для людей, которые живут в засушливом климате — это очень сильный образ. Сказано, что при потоке вод. Вода, текущая вода — это живая вода, и в пустыне это очень действенный образ, очень красивый образ, и вот дерево, которое растет на берегу ручья — оно, естественно, красивое, она плодовитое, оно шикарное дерево. И с таким деревом сравнивается праведник: могучий, сильный, плодоносный. Что за плоды, которые он приносит? Это его дела. Невянущий лист — это постоянство. И вот эта последняя фраза о том, что во всём, что он ни делает, успеет — если так перевести, то у него все дела идут на лад. Можем сказать: он успешный человек во всем. Заметьте — во всем, действительно. Для человека, который жил в Ветхом Завете, не было таких разделений на сферу сакральную и сферу обыденную, светскую — всё вместе. Когда мы читаем про Авраама: Авраам — праведник, Бог его благословляет, в том числе и богатством, успехом — для человека Ветхого Завета это нормально было. Я праведный — и я успешный. Я успешный во всём — и в моей духовной жизни, и в моей материальной жизни.

http://azbyka.ru/audio/psaltir-2.html

Но ведь тот (человек) искал жизни вечной, а жизнь вечная (состоит) в том созерцании, в котором Бога видят не к наказанию, но к радости вечной, и не понимал, с Кем он разговаривал, ибо считал Его только лишь Сыном Человеческим. (Дело в том, что, слова) «Что ты называешь Меня благим?» означают «Зачем ты, видя этот образ, спрашиваешь Меня о благом и называешь Меня в соответствии с тем, что видишь, учителем благим? Это образ Сына Человеческого. Это воспринятый образ. Этот образ явится на Суде не только праведным, но и нечестивым; и видение этого образа не будет благим для тех, то грешит. (Итак), есть видение Моего образа, в котором Я хотя и был, но не почитал хищением быть равным Богу, и уничижил Себя Са-мого, дабы принять его». Следовательно, тот единый Бог Отец, Сын и Святой Дух, Который явится лишь только к радости, что не отнимется от праведных, к той будущей радости, о которой вздыхает тот, кто говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, чтобы созерцать красоту Господню» (Пс.26:4). Итак, только Сам единый Бог благ, ибо никто Его не видит к скорби и стенанию, но к спасению и радости истинной. «Если ты мыслишь Меня в соответствии с этим образом, то Я благ; если же только в соответствии с другим, то зачем спрашиваешь Меня о благом, ведь ты будешь среди тех, кто увидит, Кого пронзили, и это видение будет для них злом, ибо оно будет для них наказанием?». Ведь посредством доказательств, которые я привел, очевидно, что так следует понимать эти слова Господа «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», ибо это видение Бога, которым мы будем созерцать неизменную и невидимую человеческим глазам сущность Бога, что обещано только святым. Это видение апостол Павел называет (видением) «лицом к лицу» (1Кор.:13, 12); о нем говорит и апостол Иоанн: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2); о нем же сказано: «Одного просил я у Господа: созерцать красоту Господню»; о нем же говорит Сам Господь: «И Я возлюблю Его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

О блаженстве праведников в будущем веке Сам Иисус Христос говорит: Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.12:43 ). Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их 146 . О совершенстве нашего знания в жизни будущего века в сравнении с настоящим земным знанием пишет ап. Павел: Видим убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых ( 1Кор.13:12 ). Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан 147 . В блаженстве души человека будет участвовать и тело его: оно будет прославлено светом Божиим, подобно тому, как было прославлено тело Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе. Об этом говорит ап. Павел: Сеется не в честь, восстает в славе ( 1Кор.15:43 ). Сеется в уничижении, восстает в славе 148 . Якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго ( 1Кор.15:49 ). Как мы носили образ перстного (земного, то есть Адама), будем носить и образ Небесного (то есть Господа нашего Иисуса Христа) 149 . При таком состоянии своих тел праведники будут изъяты от всех нужд и скорбей настоящей жизни, они будут свободны от изнурительных трудов и болезней ( Апок.7:16; 21:4 ), обитая в прекрасном царстве природы ( Апок.21:1 ), где не будет никакого зла, а одно добро и правда. Тогда все творения в царстве Христовом, соединенные между собой узами взаимной любви, будут находиться в самом совершенном, ближайшем, непостижимом для настоящего времени, общении с Богом: Будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ). Будет Бог все во всем. Все праведники будут блаженствовать, но не все одинаково. Будут различные степени блаженства праведников соответственно нравственному совершенству каждого, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Об этом свидетельствует ап. Павел: Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых ( 1Кор.15:4142 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Родословие, приведенное евангелистом Лукой, совпадает именно с греческим, а не с еврейским вариантом родословия (сын Арфаксада – Каинан, а не Сала, как у масоретов ( Лк. 3, 36 ), ( Быт. 10, 24 ). Некоторая часть приведенных выше данных взята не из Писания, а из Предания. С начала пятой главы начинается новый отдел книги Бытия – родословие Адама и других допотопных патриархов. «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил двести тридцать лет, и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа било семьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» ( Быт.5,1–5 ). Священное Писание ясно показывает различие состояний природ у Адама, вышедшего из рук Божиих, и у рожденного после грехопадения Сифа. Если Адам был создан чистым зеркалом, отражающим сияние славы Творца, то сын его был уже образом и подобием не Самого Бога, а уже Его искаженного и испачканного зеркала: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные». Первозданный носил образ Бессмертного, Небесного Бога и сам был бессмертен и лик его сиял небесной жизнью. Но когда он отпал от небес и прилепился к земле, тогда стал, как и сама персть, изменяемым, тленным и смертным, и именно этот образ и подобие Адам передал Сифу и через него всем нам. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15, 49 ). И первым из потомков Адама, кто устремился сам вместе со своими потомками к этой небесной жизни, которую утерял первочеловек, был Сиф. Поэтому и Иисус, сын Сирахов, говорит, что Сиф «прославился между людьми» ( Сир. 49, 18 ). «Прославился» здесь означает то, что он был пронизан славой, энергией Божией. По преданию, «когда Сифу исполнилось 40 лет (5238 г. до Р.Х.), он был восхищен ангелом на высоту и научен знанию многих тайн Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010