Епископ Иустин Скачать epub pdf Проповедь иеросхимонаха Нила в день памяти преподобного Нила, Сорского чудотворца 7 мая Празднуя сладкую и всеосвященнейшую память преподобного отца нашего Нила, внимательно рассмотрим, какой жизнью и какими добродетелями он восшел на высоту святости и преподобия. Но прежде рассмотрим и протолкуем титло или название – преподобный. Это название имеет происхождение от слова: подобный. Например, напишет какой-либо живописец образ или портрет живого человека, и тот портрет будет подобен тому человеку. Но другой, искуснейший в сем художестве, напишет с того же человека образ искуснее и похожее первого; и первый может назваться подобным живому оному человеку, а другой, в сравнении с первым, преподобным, т.е. подобнейшим первого. При сотворении человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1, 26 ). А посему всякий человек, в разумной душе своей, имеет образ и подобие своего Творца Бога. Но не во всех соблюдается то подобие образа Божия. Ибо каждый, влагающий себя во многие грехи и скверные нечистоты, и, как свинья, валяющийся в скверне греховной, помрачил и обезобразил образ Божий и уподобился несмысленным скотам. И о, сколь далек такой от подобия Божия! А которые соблюдают себя от греховных скверн и благоуподобляются своему Господу Богу добрыми делами, в тех душевный Божий образ есть прекрасен и светел и подобен своему Создателю. И чем усерднее кто трудится в угождении Богу, тем светлее сияет в нем образ и подобие Божие. Кто из благочестивых мирян тщится угодить своему Владыке, живя в страхе Божием и ходя во. всех оправданиях Господних без порока, в душе того образ Божий подобен есть Богу. А кто отрекся от мира, и, восприяв монашеское житие, касается величайших подвигов бессупружного жительства и хранения беспорочной чистоты и повседневно подвизается в умерщвлении себя, в душе такого, угождающего Богу более мирянина, образ Божий есть подобнейший Богу. И потому угодивший Богу в иночестве называется преподобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_...

Христос в человеке. Часть 2 Мы коснулись лишь отдельных частей тела, но любой анатом знает: каждая кость скелета есть запечатленная мысль: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138: 13–14). Во всем устроении тела просматривается Божественный план, а христианское богословие легко находит символическое истолкование всех физических составляющих человека. Если ключ к христианской антропологии лежит в христологии, то каждый человек христофор, т.е. христоносец, ибо несет на себе и в себе печать своего Создателя. Преподобный Анастасий Синаит отмечал: «Тело, согласно внешним [философам], есть все то, что обладает тремя измерениями, то есть имеет длину, ширину и толщину. Согласно же церковному [учению], оно есть все то, что приведено в бытие из небытия» . Последнее «все то» и есть ношение человеком Христа в себе, оно было заложено изначально. Но что следует подразумевать под словом «христоносец»: образ или подобие Божие? Поскольку пропорциональные «отметины Божии», о которых мы говорили выше, касаются тела человека, то имеется в виду образ – форма (храм тела), а не содержание (святость). Отец Павел Флоренский отмечает: «В человеке есть две правды: образ Божий и подобие Божие – правда бытия и правда смысла» . Воплотившийся Господь по человеческой природе становится антропоморфным, вторым Адамом. А Пресвятая Троица сотворила первого Адама богообразным. Апостол Павел учил: «И как мы носили образ перстного, будем носить образ небесного» (1 Кор. 15: 49). Поэтому каждый человек по ипостаси христоносец и призван быть им всегда, век же будущей жизни принадлежит исключительно христоносцам. «Образ Божий в человеке заключается в его онтологической способности быть общником Божественного бытия, иметь с Богом общее. И вершить это по подобию Христа, который и есть совершенный образ Бога, ибо только Он один есть единосущный Сын», – делится с нами в частном порядке своей мыслью М.В. Васина. Но что значит «богообразие Адама»? Святитель Григорий Палама проводит «различение между образом Божиим и тем, что “по образу Божию”… Образ Божий есть только Сын Божий, в то время как человек сотворен по образу Божию, т.е.

http://pravoslavie.ru/1402.html

Почему был канонизирован Николай Второй? Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти 17 июля, 2009 Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти Читайте также:  Святые царственные мученики Интервью диакона Андрея Кураева журналу «Вслух» Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи? О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император — это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения. О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу? А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат. У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, «о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат». Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю — женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей.

http://pravmir.ru/pochemu-byl-kanoniziro...

Д. Артёмкин Введение «Где те, которые говорят, что страдание за икону Христову не есть мученичество?... сколь славно мученичество тех, которые не отреклись от Христа» 1 . Мир человека XX, а тем более XXI века – это мир образов. Человек окружён самыми разными изображениями во всех сферах своей жизни: общественной и частной. Огромное воздействие на душу человека имеют современные средства массовой коммуникации, которые основанием имеют образное мышление. Всё больше усиливается расслоение в сознании обывателя мира реального и мира виртуального, мира ярлыков, рекламных роликов и предрассудков. Церкви рано или поздно придётся дать объяснение человеку, как жить в таком мире, как понимать и оценивать роль образа в его жизни. Тем более это необходимо сделать потому, что понятие образа изначально присуще христианству и при том занимает одно из центральных мест в учении Церкви о Боге, ведь Сын Божий – образ Своего Отца, и сам человек – образ и подобие Божье. «Ни одной ветви богословского вероучения нельзя выделить из проблемы образа» 2 . Да и кому как не Церкви дать ответ на вопрос об образе, если учесть, что в то время как секулярный мир всё более наполняется искусственными образами, православные храмы уже полторы тысячи лет заполнены образами-иконами. Именно богословие иконы призвано научить современника, что не бывает нейтральных образов, не бывает просто хороших или плохих картинок. Всякий образ несёт в себе большую силу воздействия. Ведь за всяким образом стоит первообраз, и именно в своём образе он открывается воспринимающему. Назначение образа – связать человека со своим прототипом, приобщить к нему. Если образ – это икона страсти, образ греха, который влечёт смотрящего, то он всей своей силой отравляет душу человека. И напротив, если это образ Христов, то он способен приобщить взирающего по его вере к Божественной благодати. Откровение первообраза в образе, связь посредством иконы с образом, приобщение к прототипу – это основные темы, на которых зиждется богословие иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обыденное, историческое и сакральное восприятие образа Николая II 04.08.2008 368 Время на чтение 7 минут Личное восприятие В названии статьи неслучайно присутствует слово «образ». Именно это слово и является ключевым для данного текста. Очень часто мы воспринимаем того или иного человека через его образ, воспроизводимый в нашем сознании. Образ Николая II - это не только икона св. царственного страстотерпца, но и всё его бытийное существование до и после событий девяностолетней давности (июля 1918 года). Автор этой статьи имел свой личный опыт восприятия образа Николая II. В детстве у нас дома стояла икона святых царственных страстотерпцев (в Русской Православной Церкви Заграницей канонизация царской семьи состоялась в 1981 году). Тогда мне казалось странным и дивным, что последний российский император почитается в народе святым. Уже с юности мне стало очевидно, что в истории России есть два периода: святой и богоборческий. Этому осознанию способствовало и впечатление детской души от внимательного просмотра полотна И.С.Глазунова «Вечная Россия». Затем следовал 2000 год. Произошло прославление Николая II и его семьи на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Семинары и лекции на историческом факультете (2002 год), посвященные эпохе Николая II, конечно же, позволили критически взглянуть на образ святого, умозрительно приблизиться к контексту самого революционного периода, заключавшего в себе насильственную ломку старых форм жизни, идеологические коллизии и идейные пертурбации. Наконец, впечатления от поездки в Екатеринбург, участие в «царских днях» (Екатеринбург 14-20 июля 2008 года) позволили автору статьи непосредственно воспринять образ Николая Александровича не только умозрительно, но и пропустить этот образ через сердце. Посещение Храма на Крови (Всех русских святых), моление возле расстрельной комнаты в том же храме; посещение Ганиной ямы, монастыря в честь святых царственных страстотерпцев; шествие в крестом ходе от Храма на Крови до Ганиной ямы (22 км.); просмотр фильма «Николай II: сорванный триумф» - не оставили равнодушным. Итак, опыт сакрально-исторического восприятия образа Николая II у автора этих строк имеется.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/04/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Первые иконы Спасителя и Божией Матери Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный (acheiropoietos) Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам прежде всего текстами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: (Стихира 8 гласа на Или стихира на утрене (4 гласа): . Упоминания об истории Авгаря встречаются довольно часто, особенно в службе, совершаемой в храмах, посвященных в честь Нерукотворного Образа. Но богослужебные тексты не передают подробностей о происхождении образа: они говорят лишь о самом Что касается древних авторов, то они не упоминают о нем вплоть до пятого века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике, называемом . Аддаи был епископом Едессы (541 г.) и в своем труде (если только написано действительно им) использовал, очевидно, какое-то местное предание или же письменные памятники, нам неизвестные. Древнейший - известный нам - писатель, авторство которого признается неоспоримым, который говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю, - Евагрий (VI в.). В своей он называет этот образ . Что же касается самого плата с запечатленным на нем образом лика Христова, то он долго хранился в Едессе как драгоценнейшее сокровище города. Почитание его было широко распространено на всем Востоке, и в восьмом веке христиане праздновали во многих местах Нерукотворный Образ по примеру Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз. Чтец константинопольского собора Святой Софии, именем Лев, присутствовавший на этом Соборе, рассказал, что во время своего пребывания в Едессе он поклонялся этому В 944 г. византийские императоры, Константин Багрянородный и Роман I, купили Нерукотворный Образ у Едессы. Он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос, и император Константин сам составил в честь Образа проповедь, в которой прославлял его как палладиум Византийской Империи. Вероятно, к этому же времени относится, по крайней мере в большей своей части, служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы

http://pravicon.com/text-20

На Дон принесена воссозданная Аксайская икона Божией Матери 17 сентября 2018 г. 11:32 16 сентября 2018 года на Дон была принесена одна из самых почитаемых святынь — воссозданная Аксайская икона Божией Матери, утраченная в годы безбожного лихолетья советского периода русской истории. В течение года образ создавался мастерами-иконописцами под надзором архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии . После принесения точного списка чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы Аксайский образ стал второй возвращенной всенародно почитаемой святыней нашего края, что, по словам митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , «являет собой еще один шаг к восстановлению исторических и духовных традиций на Донской земле». Глава Донской митрополии сообщил, что следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи. «Таким образом Дон обретет три свои исторические иконы, защищавшие его во все века истории. Эти усилия по возвращению исторической памяти вернут нас на тот путь, правый и праведный, которым шли наши великие предки», — подчеркнул архиерей. Образ чудотворной Аксайской иконы Божией Матери воссоздан в ответ на просьбу жителей Дона трудами благочинного Аксайского округа и при поддержке казачества и верующих по материалам подлинных исторических документов, найденных в Санкт-Петербургском государственном архиве. Средства на создание образа жертвовали многочисленные меценаты, благотворители и прихожане. Историческая Аксайская икона Божией Матери хранилась в одном из самых больших храмов Области Войска Донского — Троицком. После революции церковь снесли, сейчас на ее месте находится площадь Героев. Именно здесь и начались торжества, посвященные принесению святыни. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, сопровождавший воссозданный образ по пути в Аксай, совершил чин освящения иконы. «Для Аксая и всей Ростовской области сегодня поистине историческое событие — мы освящаем восстановленный возрожденный Аксайский образ Божией Матери. Эта икона была прославлена многими чудесами с 1830 года, когда здесь, на этой земле, бушевала страшная болезнь — холера, уносившая жизни сотен и тысяч людей. Именно тогда икона Божией Матери и была чудесным образом обретена в одном из заброшенных домов, и стали происходить чудеса, люди начали исцеляться. Образ был так почитаем жителями Аксая и всего края, что по благословению Священноначалия его переносили и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону, и во многие села. И там, где икона появлялась, происходило множество чудес и исцелений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Алексий Янг " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, Христианство – хлеб наш насущный и, как рыба в воде, должны мы жить в Вере. Будучи последователями Христа, мы должны тянуться к Нему и Его Церкви, а не к идеалам современного мира. И это становится особенно очевидным при посещении монастырей, где среда, дух, весь образ жизни – все в духе Православия. Большинство из нас, православных христиан, живет не в монастырях, у нас семья, дом, дети, работа. При этом многие православные миряне впадают в заблуждение, считая, что от них не требуется столь самоотверженного последования Христу, как от монашествующих. Это, конечно, не так: все христиане – избрали они монашеский образ жизни или нет – призваны Христом к покаянию и жизни вечной. Среди православных христиан нет «классов», но все они равны и все должны быть последователями Христа, вне зависимости от положения, которое они занимают в Церкви. Однако нам, мирянам, очень трудно изо дня в день вести христианский образ жизни, ибо мы постоянно находимся в обществе не только не христианском, но зачастую, и все более и более, враждебном христианской вере. Но это не должно расхолаживать нас, ведь об этом говорил и Сам Христос: «Се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» ( Мф. 10:16 ) Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в Священном Предании, выражающем мировоззрение Церкви. Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете

http://azbyka.ru/semya/svjashhennik-alek...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства 09.03.2012 326 Время на чтение 15 минут Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

V. Досточтимые святыни Из древностей и досточтимых святынь, сохранившихся в Алатырском Свято-Троицком монастыре, достойны благоговейного внимания две святые иконы: Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери. В отдалённые времена, т. е. до 1613 г., г. Алатырь был обнесен деревянною оградою (забором или частоколом), служившею оплотом против нападения мордвы, поселившейся в соседстве, которая, вместе с татарами, несколько раз разоряла заграждения, но жители города Алатыря постоянно возобновляли эти стены. На южной стороне города, в деревянной стене, были устроены крепостные ворота, над которыми возвышалась деревянная башня, а в башне, для охраны города, по вере жителей, поставлен был образ Нерукотворенного Спаса. В 1754 году, в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, вследствие ли набегов татар и мордвы, или от какой другой причины, случился в г. Алатыре пожар, истребивший южную часть города и стену с башнею. Вскоре после пожара город начал обстраиваться, и вблизи того места, где была башня и крепостные ворота, выстроен был питейный дом. Прошло после того несколько лет. Продолжая строиться, местные жители вздумали на месте пожарища башни раскапывать и под пеплом и строительным мусором обрели образ Нерукотворенного Спаса в полной сохранности, целым и невредимым. Пораженные таким необычайным явлением, так как по естественному порядку иконе должно было неминуемо сгореть, как сгорели и обратились в прах и ворота, и башня, – жители признали это чудом и с тех пор стали особенно чтить образ и в крайних случаях жизни, в бедах и несчастиях, болезни и скорбях, прибегали с молитвою к Спасителю пред Его святою иконою, и, по вере, каждому подавалась благодатная помощь от Милосердого Господа. В виду того, что местность, где обретен образ, принадлежит к питейному дому, образ Нерукотворенного Спаса был взят в этот дом, где он и находился до 1843 года, приблизительно около 80 лет. Прибегая с молитвою и верою к Спасителю, жители сознали, наконец, что почитаемой ими иконе не место в питейном доме, где зачастую творятся и дела неподобные, и обратились с просьбою к духовному начальству о разрешении перенести икону Нерукотворенного Спаса в Свято-Троицкий монастырь, на что и было получено от Симбирской духовной консистории разрешение 20 августа 1843 года, с тем, чтобы в питейном доме, в память долговременного пребывания в нем иконы, была поставлена точная копия с неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010